Абу Бакр ас-Сиддик – за что его уважают мусульмане? Медики, изменившие мир Вклад в развитие медицины.

Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился приблизительно в 865 году в городе Рей, являвшимся в то время одним из научно культурных центров, который расположен недалеко от Тегерана (Иран). Получив начальное образование от своего отца, который также обладал немалыми знаниями, Ар-Рази отправился в странствие по таким городам как Хорезм, Самарканд, Ходжент, Газна для получения новых знаний. Здесь он изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию, получив при этом весьма разностороннее образование. В свои 30 лет Ар-Рази отправляется в Багдад для изучения медицины. Прославившись на этом поприще и заслужив репутацию искуссного лекаря, он руководил клиникой в Рее, а затем в Багдаде.

Ар-Рази впервые ввёл во врачебную практику составление истории болезни отдельно для каждого больного. Он стал первым применять вату при перевязках и именно он изобрел ряд медицинских инструментов, среди которых были уникальный инструмент для извлечения инородных тел из глотки, нитки для сшивания ран приготовленные из внутренностей животных. Ар-Рази говорил, что один врач не может вылечить все болезни и еще тогда считал, что необходима специализация врачей, причем успешно практиковал такое разделение в клиниках которыми руководил сам. Также он составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Ар-Рази составил справочник медицинской помощи и самопомощи для малоимущих слоев населения. Причем он порой не брал денег за обследования пациентов, если те принадлежали к малообеспеченным слоям и нередко сам помогал материально нуждающимся.

Ар-Рази занимался изучением оспы и кори, первым подробно описавший эти недуги, он отметил невосприимчивость к повторному заболеванию человека и первым применил оспопрививание, так называемую вариоляцию. Он был первым аллергологом, определивший причины аллергии у человека. Ар-Рази первым удалил катаракту глаза, занимался изучением механизма зрения человека.

Основными и фундаментальными трудами по медицине Ар-Рази считаются 20-томный «Аль-Хави» и 10 томная «Китабуль-Мансур», которые позже попавшие в Европу через мусульманскую Испанию были переведены на латынь и служили учебниками и справочниками европейской медицины на протяжении долгих столетий.

Но Ар-Рази был не только талантливым медиком, но и весьма успешным химиком. Некоторые считают его прародителем и основателем исламской научной химии. Еще в молодости Ар-Рази начал заниматься опытами облагораживания металлов.

Ар-Рази считал, что главной задачей алхимии является трансмутация металлов при помощи так называемого «эликсира», которая возможна путем операции получения «основы» металла. Также одной из основных задач алхимии, по его мнению, должна заниматься получением из обычных камней кварца и стекла, драгоценных камней. Основными элементами, составляющими металлы, Ар-Рази, считал ртуть, серу, соль.

Ар-Рази разделил все известные вещества на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные и 3) животные.

Минеральные вещества он, в свою очередь, делит на шесть групп:

1) Духи: различные спирты, ртуть, нашатырь, аурипигмент, серу и прочие летучие вещества.

2) Тела, то есть металлы: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец и цинк.

3) Камни. всего их тринадцать видов.

5) Бораки которых шесть видов.

Растительные он считал мало применимыми, а из числа животных веществ он выделяет волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, мочу, яйца, раковины и рог.

Ар-Рази описал различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование, дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, сгущение.

Ар-Рази был автором 184 сочинений по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии из которых до нас дошло 61. Большое количество его трудов было перенято европейцами и служило еще не одному поколению ученых, сумевших вывести европейскую культуру и науку из эпохи невежества и мрака.

Великий целитель, химик и мыслитель Ар-Рази скончался примерно в 925 году.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана.

Его учение основано на пяти вечных началах: творце, душе, материи, времени и пространстве. Он постулировал существование абсолютного пространства и абсолютного времени, образование материальных вещей объяснял сочетанием неделимых частиц.

Авиценна встретился с ним в конце жизни Абу Бакра и считал его своим учителем и другом. Ар-Рази до «Канон врачебной науки» Авиценны создал многотомный труд, названный им «Вместилище знаний по медицине - «Ал-Хави».

Ар-Рази замечательно описал признак таких заболеваний, как проказа, малярия, туберкулез, бешенство. Он впервые указал различие между корью и оспой. Он дал подробное описание симптомов оспы.

Конечно, Авиценна широко воспользовался «Ал-Хави» при написании своего медицинского канона. Многие книги Ар-Рази была переведена на латинский язык и выдержала много изданий в разных странах Европы.

Ар-Рази интересовался широким кругом проблем, связанных с медициной. Он думал над загадками диагностики и написал работу «Почему отрезанные части тела вновь не вырастают».

Когда правитель Багдада спросил главного своего врача Ар-Рази в какой части города, по его мнению, следует выстроить приют для больных, тот дал примечательный совет. Нужно развесить в разных частях города куски свежего мяса, сказал Ар-Рази, и там, где оно испортится в последнюю очередь, надлежит находиться больнице. Конечно, Ар-Рази не знал еще о существовании микробов, но опыт, наблюдения и размышления подсказали ему такое правильное решение.

Однажды к нему привели умирающего больного с кровохарканьем. Ему говорили, что он по воле Аллаха приговорен к смерти. Ар-Рази не отказался от пациента, несмотря на такой приговор. Он внимательно осмотрел больного и не обнаружил по его пульсу ничего плохого, что могло бы послужить непосредственной причиной заболевания.
– А какую воду пьете? – спросил он у больного.
– Болотную, – услышал он неожиданный ответ.
– Болотную, вот как… А не мог ли он вместе с водой нечаянно проглотить и пиявку?
Ар-Рази дал своему пациенту травку под названием «лягушачья шерсть», чтобы вызвать у него обильную рвоту. В результате этой процедуры пиявка вышла наружу, и пациент выздоровел.

Ар-Рази говорил: «Образовывает не только чтение, но и способность прочитанное и осознание истины применить к отдельным случаям».
Ар-Рази дожил только до шестидесяти лет. В конце жизни ослепшего, и лишенного средств к существованию, как настоящего медика, волновала проблема долголетия. Его исследования были изложены в книге «Почему очень мало людей достигает пожилого возраста».

Для гносеологии ар-Рази (т.е. учении об ах знания) характерны: отказ от слепого следования авторитетам, борьба с мистическими предрассудками в истолковании природных явлений, упор на экспериментальные методы исследования, вера в беспрерывный прогресс человеческого знания

Следуя учению Платона о душе, ар-Рази в своей «духовной медицине» призывает подчинять растительную душу (источник вожделений) и животную душу (источник гнева) душе разумной и во всем соблюдать меру.

Поскольку разумом наделены все люди, учил он, нет нужды в пророках, якобы ведущих людей по праведному пути на основе принципов, черпаемых из иного источника, нежели человеческий разум. Притязание на монопольное владение истиной каждого из множества вероучений, объявляющих основателей других религий обманщиками, ведет только к конфликтам и войнам.

Поэтому ни одна группа людей не имеет права диктовать свои убеждения другим, ссылаясь на авторитет своего пророка. Ар-Рази вскрывает противоречия как между различными религиями, одинаково притязающими на божественное происхождение, так и внутри каждой из них.

Священное Писание, заявляет он, – это собрание древних легенд, полных неувязок и нелепостей, и верить в них могут разве что дети, женщины и умалишенные мужчины.

Причину живучести религиозных предрассудков мыслитель видит в силе традиций и привычки, а также во влиянии, которым пользуются в государстве священнослужители, насаждающие эти предрассудки в народе и чинящие кровавую расправу над разоблачающими их вольнодумцами.

Учение ар-Рази, подрывающее авторитет пророков, вызвало возмущение не только среди суннитских богословов-догматиков, но и у исмаилитов, поскольку и их религиозно-политические взгляды покоились на авторитете имамов. Возможно, идеи ар-Рази легли в основу написанного на латинском языке памфлета «О трех обманщиках» (о Моисее, Иисусе и Мухаммаде).

Ар-Рази в Персии, а также во многих городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».

В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии – всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X – XIII вв.

В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому – изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита.

Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними.

Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх.

Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель.

По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность.

При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику -додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который использовал Логос, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости:
Тепло + сухость = Огонь
Тепло + влажность = Воздух
Холод + влажность = Вода
Холод + сухость = Земля

4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Ferre)

В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) - эфира, или начала движения. Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести - земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы.

Согласно современной науке, этим четырём элементам можно приблизительно сопоставить четыре агрегатных состояния вещества соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Понятиям литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера также можно поставить в соответствие аристотелевские сферы четырёх элементов.

В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии. Истина, по Ар-Рази – едина, религий – множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей X – XI вв., в частности Фараби.

Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.

Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней.

Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип – «соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака.

Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий.

Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же – ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях.

В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии; однако следует отметить, что такие знатоки арабской алхимической литературы, как Альберт Великий и Роджер Бэкон, совершенно не упоминают его в своих сочинениях.

В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др.

По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного Псевдо-Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии.

В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца.

Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Здесь же описывается серная кислота и «царская водка» (aqua regis), которая получалась перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

В своих сочинениях Ар-Рази описывает различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.

Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделяет их на три больших класса:
1) землистые (минеральные),
2) растительные
3) животные.
Минеральные вещества в свою очередь, он делит на шесть групп:
1) «духи»
(спирты, летучие вещества), к этой группе он относит ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
2) «тела» (т. е. металлы), всего их семь:
золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
3) «камни», всего их тринадцать:
марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
4) купоросы, их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа);
5) «бавраки» - соды, которых также шесть видов;
6) «соли».

Растительные вещества Ар-Рази не перечисляет, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Но он в тридцать летнем возрасте, изучил медицину и позднее написал огромную фармакогнозию для всех времен «Сайдана».

Из животных веществ он выделяет 10: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.

Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, аламбики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение).

Основные работы Ар-Рази по медицине – 23 томная книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей.

В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази, дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию). Считают, что Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран.

Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.

Сочинения Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию и в дальнейшем были переведены на латинский язык и особо почитались западноевропейскими алхимиками.

(865–925 или 934) – ученый-энциклопедист, врач и философ Ближнего Востока, рационалист и вольнодумец. Родился в г. Рее (близ совр. Тегерана). Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Последние годы жизни Р., подобно Ибн Сине, скитался, жил при дворах мелких феод. правителей. Умер в Рее. Р. был знаком с антич. наукой, считал себя последователем Платона. Произв. Р. были переведены на латынь уже в 10–13 вв. Особенно известны переводы медицинских сочинений: "Liber continens", "Liber (иногда Nonus) Almansoris" и "Liber regius" (см. библиографию всех известных произв. Р. и их переводов: Bibliographie de Rhazes... prepar?e par M. Nadjambadi, T?hran, 1960). Творчество Р., помимо его самостоят. ценности, – одно из важных звеньев, связывавших культуры Востока и Запада, античность и Ренессанс. Р. оставил труды по философии, этике, теологии, логике, астрономии, физике, химии (алхимии) и медицине. В 11 в. Бируни составил библиографию трудов Р. (см. лит.), содержащую 184 названия (нек-рые авторы называют цифры 167 и 238). До нас дошли 61 произв. и многочисл. фрагменты, включенные в труды др. авторов. Для стиля науч. исследования Р. характерны свобода от догматизма и преклонения перед авторитетами, борьба с предрассудками и мистич. истолкованием явлений природы, широкое использование экспериментов, стремление к практич. пользе. Основу онтологич. взглядов Р. составляет вера в пять вечных начал: "творец", "душа", "материя", "время" и "пространство". Сотворение мира имеет у Р. форму гностич. мифа. "Душа" (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с "материей", "пропитать мир", дабы испытывать в нем наслаждение. Однако "материя" уклоняется от воссоединения. Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы "душа" наслаждалась в нем и сотворила человека. Так "душа" становится пленницей "материи". Демиург посылает к "душе" разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Узнав об этом, "душа" начинает тосковать и стремится освободиться от пут "материи". Единств. путь к такому освобождению, по мнению Р., – изучение философии. Когда все "души" освободятся, мир растворится и "материя", лишившись форм, вернется к первонач. состоянию. В области натурфилософских воззрений Р. выступает как противник аристотеликов и мутакаллимов и опирается на Платона. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единств. прецедент в ср. века) атомизму Демокрита. Р. верил в абс. пространство и абс. время и, очевидно, признавал множественность миров. Несмотря на пессимистич. выводы, вытекающие из его космогонии, в области этики Р. восставал против чрезмерного аскетизма и рассматривал активную обществ. жизнь Сократа как достойный образец для подражания. Радость, наслаждения Р. считал не самоцелью, а лишь переходом к нормальному состоянию, из к-рого ранее нас вывела боль. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, "должен походить на творца", быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам. Веря в прогресс науки, Р. полагал, что, хотя сам он мудрее Платона и приближается по мудрости к Сократу, вслед за ним придут др. ученые, к-рые своими творениями превзойдут все достигнутое им подобно тому, как сам он превзошел достижения других. Р. считал, что не следует говорить о заблуждениях и лжи в трудах ученых-предшественников: каждый философ ошибался, делая усилия на пути к истине, и в меру этих усилий приблизился к ней. Р. критиковал все существовавшие в его время формы религии и издевался над мутазилитами, пытавшимися ввести в теологию достижения науки и аристотелевскую силлогистику. Р. создал неск. трактатов на эту тему, в т.ч. резкий антиклерикальный трактат "Машарик аль-анбийа", популярный впоследствии у карматов. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу ср.-век. антиклерик. трактата "De tribus impostoribus" ("О пророках"). Р. утверждал, что все люди равны от природы и, следовательно, пророки не имеют права претендовать на духовное превосходство. "Чудеса", сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т.к. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей. Все "священные писания" – совершенно бесполезные книги; гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа. Полемика Р. с религией – самая острая за всю историю ср. веков. Она, очевидно, имеет источник в нек-рых манихейских ересях (см. Манихейство). Антиклерик. высказывания Р. вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (11 в.) и Абу Хатима ар-Рази (10 в.). Против эгалитаризма Р. выступали также аль-Фараби и, очевидно, Маймонид, к-рый возражал и против вытекающей из онтологии Р. мысли о том, что в мире больше зла, нежели добра, и что человеч. жизнь является злом и наказанием. Соч.: Ep?tre de B?r?ni contenant le r?pertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakar?y? ar-R?z?, publ. par P. Kraus, P., 1936; Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis). Opera philosophica fragmentague supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. 1, Cahirae, 1939; см. также книгу: У. И. Каримов, Неизвестные соч. ар-Рази, "Книга тайны тайн". [Исследов., пер. и коммент.], Таш., 1957; Al-Sirat al-falsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. by P. Kraus, Tehran, 1964. Лит.: Ибн аби Усейбаа, Табакат ал-апиба, Каир, 1882; Ташкепри-заде, Мавзуат ал-улум, Стамбул, 1895-96; Pines S., Beitr?ge zur islamischen Atomenlehre, В., 1936, S. 34-93; Kraus P., Pines S., Al-R?z?, Ab? Bakr Muhammad b. Zakar ?y?, в кн.: Encyclop?die de l´Islam, Livraison 54, Leyde-P., 1936; Pines S., Razi critique de Galien, в кн.: Actes du Septi?me Congr?s International d´histoire de Sciences, J?rusalem, 1953, p. 480-87; Nasir-e Kho-sraw, Le livre r?unissant les deux sagesses..., ?d. par H. Corbin et M. Mo´In, P., 1953 (Etude pr?liminaire, p. 128-44); ?ines S., What was original in Arabic science?, в кн.: Scientifique change, N. Y., 1963, p. 193-97. A. Бертельс. Москва.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) опирался в своей деятельности на помощь большого числа сподвижников. Однако это стало возможным только с течением времени, когда ислам усилиями самых первых мусульман по-настоящему окреп и стал стремительно распространяться.

Активнейшим деятелем той поры был Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), которого наряду с этим можно считать первым взрослым мужчиной-мусульманином (после самого Мухаммада, с.г.в.). Его настоящее имя - Абдулла, но есть и другой вариант - Атик, т.е. «освобождённый от мучений». Второе имя ему было дано после прижизненного известия, пообещавшего ему прямое попадание в Рай. Прозвище Абу Бакр - «отец целомудрия» - закрепилось за этой исторической личностью благодаря Заключительному посланнику Всевышнего (с.г.в.). Ас-Сиддик, в свою очередь, переводится как «утверждающий правильность». Такого эпитета он был удостоен за крепкую и безукоснительную веру в действительность пророческой миссии своего соратника.

Биография Абу Бакра

Родился Ас-Сиддик в 572 году (по Милади). Уже до начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.) он входил в число наиболее уважаемых мекканцев благодаря своей успешной предпринимательской деятельности. Кроме того, люди зачастую обращались к Абу Бакру как к третейскому судье, поскольку тот умел справедливо разрешать самые запутанные, сложные споры. Его честность и нравственность стали фундаментом прочной дружбы с Посланником Аллаха (с.г.в.). Собственно, именно ему посчастливилось стать одним из первых людей, кому Милость миров Мухаммад (с.г.в.) поведал о своей миссии.

Согласно различным источникам, Абу Бакр (р.а.) является либо первым взрослым мужчиной, принявшим ислам (Али ибн Абу Талиб, р.а., стал мусульманином в 10-летнем возрасте - прим. IslamGlobal ), либо вторым (после Зайда ибн Хариса, р.а.). Практически сразу после произнесения шахады он стал использовать своё влияние и богатство на пользу религии, выкупая рабов, ставших мусульманами, и освобождая их. Кроме того, Абу Бакр (р.а.) своим чутким и исключительно уважительным отношением к окружающим сподвигнул впоследствии принять религию Аллаха известных людей, сделавших для ислама много полезного - Усмана ибн Аффана (р.а.), Тальху ибн Убайдиллаха (р.а.), Саада ибн Абу Ваккаса, Абдуррахмана ибн Ауфа и других.

Достоинства первого праведного халифа

Об особом статусе ас-Сиддика (р.а.) говорит хотя бы то обстоятельство, что именно он стал первым руководителем мусульманского халифата после ухода в мир иной Пророка Мухаммада (с.г.в). Вопрос занятия этого поста спустя годы заметно политизировался, эпопеей чего стал религиозный раскол на . В этой связи приведём некоторые доводы, которые объяснят, почему статус Абу Бакра (р.а.) столь высок.

1. В Благородном Коране имеется упоминание его личности Самим Творцом:

«Если вы не окажете ему (Мухаммаду) поддержки, то ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику: "Не скорби, ибо Аллах - с нами". Тогда Аллах ниспослал ему спокойствие и поддержал его воинами, которых вы не видели. Аллах сделал слово неверующих нижайшим, тогда как Слово Аллаха превыше всего. Аллах - Могущественный, Мудрый» (9:40)

Здесь приводится отсылка к известной истории переселения мусульман из Мекки в Медину. Посланника Всевышнего (с.г.в.) в пути сопровождал именно Абу Бакр (р.а.). Стремясь уберечь свои жизни от преследователей, они спрятались внутри горы, куда впоследствии пришли мекканские язычники. Оба были практически на волоске от обнаружения и смерти, но в самый опасный момент произошло чудо: мекканцы обратили внимание на паутину на входе в пещеру и решили, что раз так, в неё никто не мог недавно войти, и продолжили свои поиски в иных местах. 2. В другой части Корана также фактически упоминается Абу Бакр (р.а.):

«ОтдалЁн будет от него богобоязненный, который раздаёт своё богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворён» (92:17-21)

Кто ещё из числа людей может похвастаться столь высокой честью быть упомянутым в тексте Священной Книги? 3. В хадисах также имеется большое количество свидетельств о высоком статусе ас-Сиддика (р.а.). Как-то раз к Пророку (с.г.в.) пришла женщина. Перед уходом она спросила, к кому обращаться в следующий раз, если к тому времени сам Мухаммад (с.г.в.) уже покинет сей мир. Он ответил: «Если не сможешь найти меня, то обращайся к Абу Бакру» (Бухари). А в другом достоверном изречении говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) охарактеризовал Абу Бакра (р.а.) как своего самого близкого в плане дружбы человека. 4. Али ибн Абу Талиб (р.а.) назвал первого праведного халифа лучшим среди мусульман после Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о чём упоминается в сборниках того же Бухари и Муслима. 5. Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.) был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (с.г.в.), тратил большие денежные суммы на освобождение своих единоверцев от . Кроме того, он породнился с Мухаммадом (с.г.в.), сначала отдав на воспитание свою дочь Айшу (р.а.), а потом выдав её за него замуж. Жизненный путь одной из самых важных в истории ислама персон прервался в возрасте 63 лет. Его похоронили в Медине, рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.).

Рисунок 1. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Биография

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (лат. Разес) родился около 865 года в городе Рей неподалеку от Тегерана. В молодости он изучал, главным образом, философию. Затем увлекся алхимией. А в возрасте 30 лет он заинтересовался медициной и отправился в Багдад получать знания. Он осваивал азы дисциплины под руководством врача при дворе халифа Багдада, автора трактата «Рай знаний».

Со временем Ар-Рази прославился там как талантливый врач, основал собственную клинику, которой руководил долгие годы, а затем и школу врачей при ней, преимуществом которой была возможность совмещать теоретические лекции с практическими уроками.

Умер он в родном городе около 925 года.

Достижения в медицине

Считается, что Ар-Рази является автором таких нововведений в хирургии, как использование ваты для обработки ран и создание специального медицинского инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Одним из первых он стал использовать при закрытии ран брюшной полости саморассасывающиеся нитки, сделанные из стенки кишки барана.

Также, великий врач ввел в практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Процедура был небезопасна и в некоторых случаев вызывала осложнения вплоть до летального исхода, однако в условиях эпидемий она все же помогала снизить смертность от оспы.

Наконец, Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного.

Труды Ар-Рази

Ар-рази был не только врачом, но и философом. Всего под его авторством было создано 184 сочинения, 61 из которых сохранилось. Лишь часть из них была посвящена медицине. Многие работы Ар-рази были переведены на латынь и широко распространились среди врачей Западной Европы.

Замечание 1

Ар-Рази создал самую первую арабскую медицинскую эницклопедию – «Всеобъемлющую книгу по медицине» («Kitab al-Hawi»). Труд состоял из 25 томов и обобщил знания и опыт в области патологии, хирургии, фармацевтики, гигиены, инфекционных болезней и пр. Надо заметить, что Ар-Рази в своей работе рассмотрел болезни с разных точек зрения. Он изложил взгляды персидских и арабских, греческих, сирийских и индийских ученых, а также описал свое видение различных заболеваний. В XIII веке трактат был переведен на латынь и получил широкое распространение в Европе и Малой Азии. В течение нескольких столетий он был основной книгой, собирающей в себе все последние достижения медицины, руководством для врачей и одним из самых востребованных учебников во множестве европейских университетов.

Уникальный труд «Об оспе и кори» представляет собой собственные наблюдения Ар-Рази за течением двух опаснейших инфекционных болезней и методами борьбы с ними. Оспа и корь были тогда одними из самых распространенных причин смерти. В трактате были отражены идеи заразности, невосприимчивости к повторному заболеванию, профилактики с помощью оспопрививания, описаны первые симптомы болезней и различия клинической картины, приведены рекомендации по лечению, диете и уходу за больным. В Европе работа получила распространение только в эпоху Возрождения, когда была впервые напечатана. После этого книга была выпущена на нескольких языках, в том числе на латыни.

Для тех, кто был лишен возможности обратиться к образованному врачу, Ар-Рази изложил понятные и доступные рекомендации по профилактике болезней и укреплению здоровья в книге под названием: «Для тех, у кого нет врача».

Стоит также отметить сочинение «Один врач не может лечить все болезни». Уже тогда Ар-Рази указывал на необходимость разделения врачебного труда между более узкими специалистами.

Легенды про Ар-Рази

Существует легенда, согласно которой Ар-Рази очень тщательно выбирал место для строительства своей клиники в Багдаде. Предполагая наличие связи между некоторыми болезнями и чистотой воздуха, мудрейший врач посчитал, что в наиболее безопасных местах гниение мяса происходит медленнее. По его указанию были вывешены куски мяса в разных частях города, и выбрано то место, где мясо начало гнить позже всего.

Замечание 2

Ходила также другая легенда о том, как Ар-Рази потерял зрение. Некоторые исследователи считают, что на зрение повлияли многочисленные химические опыты с едкими веществами. Однако согласно легенде, слепоту вызвал удар кнутом, которым наградил его халиф Хорасан Абу Салих Мансур ибн Исхак. Заинтересовавшись сочинениями Ар-Рази по алхимии, он обеспечил строительство дорогостоящей лаборатории для него. Но когда он увидел неудачные опыты ученого, разозлился и ударил последнего.

Ар-Рази был не только талантливым врачом, но и великим ученым, оставившим после себя огромное наследие.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.