08.12.2023
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Конспект по автоматизации произношения звука с применением здоровьесберегающих технологий Автоматизация звука г конспект занятия
Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
- Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование познавательных процессов.
- Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
- Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.
Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель:
подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)
К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ:
чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?»
соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1
: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2:
то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3
: то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию
. Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания:
какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада:
как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука:
согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель:
автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка
»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Киска сердится»:
рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Катушка»
: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»
раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память
УК-ЫК-АК-ОК
ЫК-УК-ОК-АК
ОК- АК- УК-ЫК
АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК
ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК
УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:
Котя, котенька, коток,
Котя острый коготок
Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)
У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)
Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.
В углу стоит (веник, ведро)
С потолка спускался (паук, пчела)
У ворот стоял огромный (бык, верблюд).
Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.
4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.
5.
Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.
6. Итог занятия. Прощание с Колобком.
Занятие 3
Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.
1.Подготовительная часть.
1. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.
2.Основная часть.
1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»
В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.
Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:
Широко открыть рот.
Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.
Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.
Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.
Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.
Развитие фонематического слуха
- Опознание звука из ряда других
К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К
- Опознание из слогов
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ
- Опознание из слов
Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.
Запомни, повтори слоги:
КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ
КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА
КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО
КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ
Проговори слова (по 2 раза):
кабан банка ком
кабина будка кон
кабинет бука конь
кайма ветка кофе
камень майка ковать
канава нотка комета
капитан утка конфета
Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.
Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь
Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)
Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).
1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).
2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)
3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).
4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.
5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.
6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).
Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:
Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»
Нарисуй петелькой собаку возле будки.
Занятие 4.
Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Развитие дыхания
Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.
Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.
Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.
- «Лягушка» - «Хоботок»
- «Лопата» - «Иголочка»
- «Киска сердится»
- «Чистим нижние зубки»
- «Катушка»
- «Качели»
Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.
Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»
на длительном речевом выдохе произносим слоги:
[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];
Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.
Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»
Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.
Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.
Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,
Каша, камень, камера.
ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,
цветка, индюка, молотка
Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,
Кот, котик, комок
ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,
высоко, широко, велико.
Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.
Курица, куры, кумушка
Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.
Глазику, ротику, носику.
«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.
Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].
(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)
(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?
В этом слове нет звука (К).
Составь предложение с одни из слов.
Катя кормит цыпленка.
Сколько слов в предложении.
Игра «4 лишний» (Презентация 3 )
Итог
Чем мы сегодня занимались?
Как правильно произносить звук [К]?
Положение губ;
Положение зубов;
Положение языка;
Какая воздушная струя.
Вспоминает виды деятельности;
правильную артикуляцию звука [К].
Занятие 5
Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?
Зелена я, как трава
Моя песенка: «Ква-ква».
Отгадай загадку. Обведи отгадку.
Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»
«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»
Анализ артикуляции:
- губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
- зубы разомкнуты:
- кончик языка лежит у основания нижних резцов,
- передняя и средняя части спинки языка опущены,
- задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
- боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
- мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
- голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
- воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.
Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам
Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву |
Ска-ско-ску |
Кво-кву-квы |
Ско-ску-скы |
Кву-квы-ква |
Ску-скы-ска |
Квы-ква-кво |
Скы-ска-ско |
Квакушка - квадрат -квартира
Скамейка -сказка - коляска.
Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)
Развитие просодии.
Как квакает большая лягушка? Как маленькая?
Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.
Кто на себе свой домик тащит
В темной темнице,
Красна девица,
Без нитки, без спицы,
Вяжет вязаницы.
(бабочка)
Пляшет крошка —
Всего одна ножка.
Тема: " В гостях у куклы Раи"
Цель: - закрепление произношения звука р
- - автоматизация звука р изолированно, в слогах, словах и в предложении
- - развитие фонематического восприятия и слуха
- - развитие мелкой моторики рук
- - закрепление умение определять позиции звука в словах
- - развитие познавательных процессов
Оборудование: кукла Рая, гости: Буратино, Чебурашка,
Крокодил Гена; предметные картинки,
Ребус, буквы.
План:
1. Орг. момент
2. Введение в тему занятия
3. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковые гимнастики
4. Автоматизация звука р
А) изолированно
Б) в слогах
В) в словах
Г) в предложениях
5. Итог занятия.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Здравствуй Настя. Посмотри сколько к нам пришло гостей. Они будут присутствовать на занятие.
Давай поздороваемся с ними
2. Введение в тему занятия.
Занятие сегодня будет необычное. Мы отправимся на день рождения к кукле Рае (логопед достаёт куклу)
3. Артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика.
Но прежде, давай расскажем ей сказку "Про Весёлого Языка"
Жил да был "Весёлый язычок", каждое утро просыпался и делал зарядку. Подтягивался вверх, наклоняемся. (упр. "Качели")
Потом бежал умываться и чистить зубки. (упр "Почистить зубки")
И садился пить чай. Чай был горячий, нужно его остудить.
Вздохни через нос и подуй на чай (дых. упр "Остуди чай")
А чай он пил всегда с вкусным вареньем. Попил чаю, посмотрел на себя в зеркало он увидел, что испачкал губки.
Давай слижем "Вкусное варенье" (упр. вкусное варенье)
Затем вышел на крылечко и стал играть на барабане (упр."Барабанщики")
Вдруг прискакала его любимая лошадка, он сел на неё и поскакал на прогулку. Сначала он скакал медленно, потом быстро. (упр. "Лошадка")
А вместе с "Весёлым языком" пошли на прогулку и пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
1,2,3,4,5
Вышли пальцы погулять
Большой пустился в пляс,
Указательный в припляс,
Средний пальчик поклонился,
Безымянный удалился,
А мизинчик удалец,
В цепь сомкнулся - молодец!
Чтоб прогулку продолжать,
Нужно цепь нам разорвать!
Молодец
Кукле Рае, очень понравилась наша сказка.
4. Автоматизация звука р :
а. изолированно
Рая очень маленькая ещё не умеет говорить своё имя правильно.
Рая
Назови её ласково, Раечка
Какой первый звук в имени Раечка?
Где находится язычок?
Что он там делает?
б) Автоматизация в слогах
Услышали звуки про Раечкино день рождение и стали между с собой разговаривать.
Игра "Эхо"
ра - ро -ру ры - ру -ра
ар - ор - ур ыр- ур - ар
Кра - кро - кру вра - вро - вру
Акр - окр - укр авр - овр - урв
Бра - бро - бру
Абр - обр - убр
в) Автоматизация в словах
Посмотри кого она прислала на день рождения
(Выставляется картинка с изображением(" Красная шапочка, Крокодил Гена,Петрушка")
Кто это?
(ребёнок называет)
Гости пришли с подарками
Игра "Назови и выбери"
Посмотри что они ей подарили
Сначала назови подарки в названии которых звук р слышится в начале слова (ребёнок называет ручка, ромашка, расчёска)
А теперь назови со звуком р в середине слова (барабан, фартук, краски)
И ещё назови подарки в название которых звук р слышится в конце слова (самовар, шар, свитер)
Кукла Рая хочет угостить гостей чаем. Но гости очень капризные, любят пить чай с тех чашек на которых нарисовано картинки с их любимым звуком р
Игра" Угости гостей"
Какие ты выбрал чашки?
Назови их
Молодец.
Раечка предлагает нам по ирать в игру "Звук заблудился"
Послушай слова: Адуга, акета, воона, ыба, коова.
Какой звук заблудился?
Назови правильные слова?
Посмотри, Петрушка принёс ребус, они никак не могут отгадать.
Давай поможем отгадать.
Это что? (логопед показывает рыбу)
А это буква К
Какое слово получится если к слову рыба прибавить букву К
Правильно рыбак
Вот посмотри это рыбак
Давай выложим это слово из букв?
Какое слово выложил?
Рыбак
Посмотри и скажи, что делает рыбак? (Логопед показывает картинку "Рыбак ловит рыбу")
Буратино предлагает в другую игру "Подскажи слово"
Я называю два слова, а ты добавь третье нужное слово, чтобы получилось предложение.
Рая карандаши
Петрушка рубашку
Красная шапочка ромашки
Крокодил Гена забор
Тебе понравилось наше занятие?
Куда мы с тобой "Ходили"?
Кто приходил в гости?
Чем они занимались?
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука [К] в слогах и словах по теме: « В гости к бабушке»
Подготовила Пугач Рамиля Миннигараевна, учитель-логопед
Возрас т 4-5 лет.
Речевое нарушение : ФН, ФФН, алалия.
Цель: Автоматизация звука [К] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: развивать навык произношения звука [К] в слогах, словах.
Закрепить правильное артикуляционное положение звука.
Коррекционно-развивающие :
Развивать фонематических слух и фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй речи.
Развивать внимание, мышление и память.
Развивать словарный запас.
Развивать мелкую и речевую моторику.
Коррекционно-воспитательные: активировать мотивацию к занятию, воспитывать самоконтроль.
Оборудование : шляпа; картинки: сюжетные «Лес»; игрушка, пальчиковая или перчаточная кукла, бабушка; карточки с дикими животными- белка, волк, ежик, кукушка, сорока, кабан; с домашними животными -куры, утки, индюки; овощей- картошка, лук, морковка, яблоко, капуста; картина с лесенкой(или макет лесенки).
Описание : выполнять артикуляционное упражнение «Горка» по словесной инструкции логопеда, произносить слоги по показу, следить за точностью, чёткостью проговаривание слогов и слов.
Ход занятия .
Огр. Момент.
Л огопед: «Посмотри какая у меня шляпа, кто ее оденет и улыбнется тот в сказке окажется. (одевают шляпу и улыбаются). Ой мы уже с тобой в сказке, посмотри кто нас встречает?(появляться кукла игрушка или пальчиковая) Я знаю ее, это веселая девочка Катя. Она очень любит кататься с горки. А мы тоже с тобой умеем делать горку и кататься. Давай покатаемся.
Упражнение «Горка»
1). Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек.
2).Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику, а теперь зубками постучим по горке, примнем ее, чтобы лучше катилось с нее.
Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки. Удерживать позу под счет до 5.
Логопед. « Накаталась наша Катя с горки . А мама и спекла пирожки и попросила отнести их бабушке. Ой какие пирожки горячие, давай их немножко остудим.
Дыхательное упражнение. «Подуй сильно и тихо».
Бабушка жила далеко. Кате нужно пройти через весь лес и мы ей поможем. Девочка взяла корзинку с гостинцами, побежала по лесенке и запела песенку». Повторяй за мной.
/ребенок двумя пальцами «проходит» по нарисованной лесенке с проговариванием слогов/
Ка-ка-ка, ка-ка-ка, Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Ку-ку-ку, ку-ку-ку и т.д. Повторить 2-3 раза.
Логопед: « Катя пела песенку, а по дороге ей встретился маленький, пушистый зверек. Посмотри кого она там встретила? Ребенок называет животное /слово кот/, звук находится в начале или в конце слова? И вот она очутилась в лесу. В лесу живут звери и птицы. Катя видела много зверей и птиц, но сейчас они спрятались от нас. Если ты справишься с заданием, то они появятся. Хлопни в ладоши если услышишь слово со звуком [К](сова, бел ка, дятел, ка бан,заяц, куку шка, соро ка , ворона, вол к , лиса, еж ик)».
Пальчиковая гимнастика - Физ.минутка
Логопед: «Долго шла Катя по лесу, устала, села на пенек отдохнуть. Давай и мы с тобой отдохнем».
- «Пирожки» (по типу Ладушки)
Ладушки, ладушки. Прихлопывание ладошек,потирание ладошек.
Были мы у бабушки.
Испекли мы пирожки с разною начинкой:
И с капустой пирожок,
поочерёдное загибание пальцев
И с картошкой пирожок,
И с морковкой пирожок, и с луком пирожок, и с яблоком /и т.д./
Логопед: « Отдохнула Катя и дальше пошла. Услышала Катя песенку птички Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Что эта за птица? (ответ ребенка) И тоже начала петь ее песенку. Послушай, правильно она повторяет за птицей?
Ду-ду-ду, ду-ду-ду (ответ ребенка). Покажи, как кукушка поет? Ку-ку..
Вот и дошла до бабушкиного дома. А у бабушки во дворе гуляют куры и цыплята. Посмотри у курочки цыплята разбежались. Давай поможем курочке созвать всех цыплят. Покажи пожалуйста, как курочка кудахчет?
«Ко-ко-ко!»«Ко-ко-ко!» «Куд-куда! Мы зовем вас всех сюда!» Повторить 2раза.
Девочка и бабушка увидели друг друга обрадовались, обнялись. Катя угостила ее своими пирожками. Давай посмотрим какие у нее в корзинке пирожки?» /ребенок достает из корзины предметные картинки и проговаривает /Пирожок с чем? Пирожок с картошкой (с луком, с морковкой, с яблоком, с капустой). Сели они пить чай с пирожками.
Вот и закончилась сказка. Пора возвращаться обратно, будем снимать шляпу и улыбаться.
Итог занятия : Тебе понравилось. Скажи как звали девочку? Какой звук сегодня много раз повторяли?(ответ ребенка) Правильно. Ты сегодня хорошо постаралась, четко и правильно произносить звук [К]. Молодец!
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] для ребёнка 5-6 лет
Пономарева Татьяна Александровна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка», г. СаратовКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши»
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по автоматизации звука [Ш] для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный материал будет полезен учителям-логопедам детских садов. Этот конспект для этапа автоматизации звука в слогах, словах, предложениях и стихотворениях. Форма проведения: индивидуальное занятие.Оборудование: кукла Маша, коробочка, предметные картинки со звуком [Ш], картинки с заданиями, иллюстрации к стихотворениям.
Цель: автоматизация звука [Ш]
Задачи:
а) коррекционная: вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш],
б) развивающая: развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику; совершенствовать лексико-грамматические категории;
в) воспитательная: воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- По пути сюда я встретила куклу Маша. Она забыла дорогу домой. Давай проводим ее домой к маме? Хорошо, я как раз знаю по какой тропинке нам нужно пойти. А чтобы было веселее, будем по дороге выполнять разные задания.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Давай научим Машу выполнять следующие упражнения:
«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Качели»- 10 раз.
«Чашечка»- 10 секунд.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Ш]
- Посмотри, это же уж ползет по дорожке и шипит! Давай пошипим, также как он. Теперь веди пальчиком по дорожке и шипи. А теперь веди карандашиком и не забывай шипеть, как змея.
- Расскажи Маше как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).
3. Автоматизация звука в слогах.
- Посмотри, на этой тропинке остались следы. Давай прочитаем, что там написано.
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
Шве-шво-швы
4. Пальчиковая гимнастика.
«Лягушонок»
Безымянный пальчик, средний,
Я с большим соединю.
Два других назад согну,
Лягушонка покажу.
5. Автоматизация звука в словах.
а) «Назови слово и определи место звука».
- А что это за коробочка на тропинке? Посмотри что в ней.
- Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Ш] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: шуба, ромашка, шарф, рубашка, душ, шкаф, кошка, мышка, камыш, шахматы).
б) «Посчитай».
- Кто это спит на полянке? (Кошка). Кого в своем сне видит кошка? (Мышек). Посчитай сколько мышек кошка увидела во сне. (Одна мышка, две мышки, три мышки…)
6. Автоматизация звука в предложениях.
- Соедини слова-действия с подходящими картинками. Составь и проговори предложения. Узнаем, что делала Маша. (Маша ела шоколадку. Маша ела грушу. Маша ела вишню. Маша мыла грушу. Маша увидела школу. Маша подошла к школе. Маша вышивала подушку. Маша купила шоколадку. Маша подшивала шорты. Маша гладила шорты.)
7. Автоматизация звука в стихотворениях.
Петушок нашел мешок.
А в мешке лежал горшок.
А в горшке – горошек
И немножко крошек.
В темноте шуршал камыш.
Кошка думала, что мышь.
Прибежала в камыши –
В камышах нет ни души.
III. Подведение итогов.
- Зато я вижу, чей домик спрятался за камышами. Вот мы и пришли. Маша говорит тебе спасибо. Ты проводил ее домой и научил произносить звук [Ш]. Как мы произносим звук [Ш]? Вспомни, кого мы встретили по дороге? Молодец! Ты сегодня старался и правильно произносил звук и помог кукле Маше найти дорогу домой.
Светлана Сатина
Конспект занятия «Автоматизация звука [К] в обратных слогах и словах»
Коррекционно-образовательные задачи :
- автоматизировать звук (К) в обратных слогах и словах ;
Закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах , познакомить с буквой К;
Закрепить понятия «буква» , «звук » .
Коррекционно-развивающие задачи :
Развивать мелкую моторику;
Формировать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи :
Воспитывать положительную установку к логопедическому занятию .
Предпосылки учебной деятельности :
находить самостоятельно способы решения новых задач;
целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия;
умение слушать и слышать;
правильно оценивать свои действия;
развитие внимания, памяти, логического мышления и воображения
Образовательная область : «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное» .
Оборудование : колобок, зеркала, письмо, картинки, буква (К, палочки.
1. Организационный момент.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
Отправимся в гости? - Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
2. Упражнение «постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К .
3. Артикуляционная гимнастика :
«Лопаточка» : рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6) ;
«Киска сердится» : рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.
Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5-6 раз.
4. Проговори слоги и слова (2-3 раза) :слуховое внимания слуховая память
УК-ЫК-АК-ОК
ЫК-УК-ОК-АК
ОК- АК- УК-ЫК
АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК
ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК
УК-УК-УК - ПАУК
5. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К . (фонематический слух) Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом , назови слова с этим звуком :
Котя, котенька, коток,
Котя острый коготок
Выучить потешку наизусть : произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук . А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
6. Физическая минутка : «Кузнечики»
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгать на носках легко.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
7. Зкрепление звука К в предложениях : вставь слова со звуком К см . упражнение №3. выплывают картинки
У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)
Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.
В углу стоит (веник, ведро)
С потолка спускался (паук, пчела)
У ворот стоял огромный (бык, верблюд) .
Назови слова со звуком К : мак, опенок, веник, паук, бык.
8. Практическая работа. Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рук поочередно.
Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.
9. Итог. Какой звук ты старался правильно произносить, помогая Колобку.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [с] в слогах, словах и предложении» Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука (С) в слогах, словах и предложении». Цель: формировать правильное и четкое произношение.
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука ш в слогах и словах». Конспект индивидуального занятия ТЕМА: «Автоматизация звука /ш/ в слогах и словах». ЦЕЛЬ: закрепить правильное произношение звука /ш/.
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Тема: Автоматизация звука «Л» в слогах, в словах и предложениях. Образовательные: - закрепить артикуляцию звука «Л», учить произносить его.