А Земля правда круглая? Что открыл миру Магеллан в первом кругосветном путешествии. Магеллан Фернан

(порт. Fernão de Magalhães, исп. Fernando de Magallanes, англ. Ferdinand Magellan) (1480-1521) - португальский мореплаватель, вошедший в историю, как человек, впервые совершивший путешествие вокруг Земли и как первый европеец, переплывший из Атлантического океана — в Тихий.

Он открыл (574 км), соединяющий Тихий и Атлантический океаны, который впоследствии был именован в его честь. Fernão de Magalhães , исп. Fernando (Hernando) de Magallanes

Биография

Фернан Магеллан родился в Португалии, в городке Понти-да-Барка. Выходец некогда знатного, но со временем оскудевшего провинциального дворянского рода, Магеллан состоял пажом на службе при королевском дворе. В 1505 г. он был отправлен в Восточную Африку, где на протяжении 8 лет нес службу на флоте. Сражался в непрекращающихся столкновениях в Индии, был дважды ранен, после чего отозван на родину.

В Лиссабоне Магеллан работает над разработкой проекта, который впоследствии становится основным делом его жизни, - плавание к родине пряностей - Молуккским островам. Он решает добраться до островов западным путем, однако король отвергает его план. Не получив на родине ни материальной поддержки, ни признания, оскорбленный многолетними притеснениями и несправедливостью, в 1918 г. Магеллан перебирается в Испанию. В Севилье он выгодно женится и приобретает благосклонность молодого короля Карла I (впоследствии ставшего Карлом V - императором Римской империи), который согласился назначить Магеллана главнокомандующим флотилией, которая должна была направиться на поиск морского пути в Индию к Молуккским островам с запада.

Фернан Магеллан отплыл 20 сентября 1519 г. из порта Санлукар. В экспедицию отправилось 265 человек, флотилия состояла из 5 небольших судов: «Тринидад», «Консепсьйон», «Сантьяго», «Сан-Антонио» и «Виктория». Все они не отличались необходимой маневренностью для плавания такого масштаба. Магеллан не пользовался морскими картами. Не смотря на то, что по солнцу он с точностью умел определять широту, надежных приборов хотя бы для приблизительного определения долготы у него не имелось. На столь примитивных судах, оснащенных лишь компасом, песочными часами и астролябией (предшественницей секстанта), Магеллан и отправился в неизведанные моря.

Южная Америка

Переход через Атлантический океан прошел сравнительно спокойно, хотя флотилия нередко попадала в сильные шторма. В конце ноября они достигли берегов и начали двигаться вниз по берегу. Уже в то время восточные берега Южноамериканского континента были тщательно изучены на тысячи километров. Плыть вдоль берега приходилось очень медленно. Это было опасно, однако удаляться от берегов Магеллан категорически отказывался, боясь пропустить пролив в Южное море. Все бухты необходимо было обследовать тщательным образом.

Между тем, в Южном полушарии приближалась зима, и в конце марта 1520 г. корабли были вынуждены остановиться на зимовку почти на 4 месяца, высадившись в том месте, где ныне находится знаменитый город . Там они пополнили продовольственные запасы и тщательно обследовали берега и . Затем флотилия попала в череду непрекращающихся антарктических штормов. На «Сан-Антонио», «Консепсьоне» и «Виктории» поднялся мятеж, однако Магеллан смог переломить ситуацию и принять командование всей флотилией на себя, приказав убить капитанов взбунтовавшихся кораблей. В это время «Сантьяго» был отправлен на разведку, однако его ожидала страшная участь: он разбился о подводные скалы.

Лишь спустя 4 месяца, в августе, экспедиция продолжила свой путь вдоль Южноамериканских берегов, и 21 октября 1520 г. корабли достигли еле заметного входа в пролив, который отныне называется . Самое большое судно флотилии «Сан-Антонио» было потеряно, и Магеллан медленно провел оставшиеся корабли по узкому проливу, с обеих сторон обрамленному скалами, где приливные волны, достигающие 12-метровой высоты, периодически обрушались на флотилию со скоростью, которая в несколько раз превышала скорость движения самых быстроходных судов. Наконец, корабли один за другим выплыли из пролива, раскачиваясь на волнах неизвестного моря, где западный отлив сталкивался с мощным восточным океаническим течением. Это был океан, который Магеллан наименовал Тихим, т.к. экспедиция прошла по нему, ни разу не попав в шторм.

Смерть

На сотый день плавания по Тихому океану, вдали была замечена вершина горы. Таким образом был открыт остров Гуам. Вскоре после этого Фернан Магеллан достиг своей главной цели - Филиппинского архипелага. Угрожая местному правителю оружием, он заставил того подчиниться испанской короне, присягнув на верность Испании и принять христианство. Вскоре Магеллан был вмешан в междоусобную войну и 27 апреля 1521 г., находясь в шаге от осуществления мечты всей своей жизни, был убит в нелепой перепалке с туземцами. Три оставшихся судна продолжили свое путешествие на запад, однако, по тем или иным причинам, вернулась в Испанию лишь одна «Виктория» с 17 (из 293-х) моряками на борту. Капитана победоносного судна Хуана Себастьяна Элькано наградили медалью, почестью и богатством, а про главнокомандующего флотилией, великого первооткрывателя, никто даже не вспомнил.

Таким образом, была открыта западная дорога в Азию и Молуккским островам. А результатом экспедиции стало подтверждение гипотезы, что Земля – круглая. Уходя в плавание, Фернан Магеллан даже не смел задумываться о том, что оно станет кругосветным, первым в истории, а он сам обретет мировую славу великого первопроходца!


500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.

Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар.

В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты . Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.

Путешествие Магеллана стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание , но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.

Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность.

Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек.
Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё - славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции.
Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании.


Цели Магеллана были чисто коммерческими - найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару - пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.

В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам.
Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды .

Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти - Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.

современная реплика каракки «Виктория»


Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом. Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.

Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять.
Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.

Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие.

Для начала, нужно понять каким был Фернан Магеллан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы.
Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб , а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку» .
В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории .
Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное - вокруг Южной Америки.

Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадру к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом .

3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.

Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны.

Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма , особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов.

Это явление получило название «огни Святого Эльма».
Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр .
После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля .
Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма.
Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше.

Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе .
"Визит святого" имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом.

Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки.
Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей - бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.

Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец.
Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно.
Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море.
После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы .

Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек . Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.

Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче.
31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха. Экспедиция была под угрозой.
Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы , но ничто не могло победить одержимость Магеллана.
После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим.
Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море.

21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив у мыса, который назвали Кабо Вирхенес.
Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка.
В этом проливе Магеллан потерял второй корабль. «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию.
Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан.
Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров .
В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал.

Впереди лежало открытое море.

В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия.
В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала.
Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей.
28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу.
Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.

Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное - несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.

Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана.

И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.

Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать.
К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли.
Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты.
Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу.
Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем - свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.

Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство.

Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство.

На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу, вождь племени острова Мактан, воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.

На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов.
Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу - он рассчитывал на испанское оружие и доспехи.
Но капитан совершил раковую ошибку - он прибыл во время отлива , и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко.
Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.

Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах.

Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда.
Но тут возникает парадокс: если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию.
А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу , вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.


Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять.
Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов.

Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано.

Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.

мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано


Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.

Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию.
Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад .
В итоге один корабль выбрал восток, другой запад .

«Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму.

Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах.
Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами.
Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло.
По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти .
Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы . Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.

Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию.

Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше .

В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья.
Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков.
А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар.
Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».


карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано

Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение.
Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми.
Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет.
Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.

Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание.

И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано.

А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.

Первым путешественником, который совершил путешествие вокруг земного шара, считается Фернан Магеллан. Однако он вовсе не собирался становиться первым кругосветным путешественником. Его задача была совсем другой – более приземленной. И вся слава от глобальных открытий досталась тогда совсем не ему.

Автор идеи

Идея экспедиции, приведшей к открытиям, была предложена Фернаном Магелланом, родившимся в 1470 и скончавшимся в 1521 году. Дворянин по происхождению, он родился в Португалии, был королевским пажом. Известно, что Магеллан был хорошо образован, занимался космографией, навигацией и астрономией. Первое его плавание состоялось, когда Фернану было двадцать лет: он участвовал в военных сражениях. Магеллан сумел подавить восстание туземцев на Малакке, а потом остался на службе в Африке. Ложное обвинение остановило карьеру морского капитана. Идея отправиться на кораблях на запад, предложенная португальскому королю, была отвергнута.

В 1517 году Магеллан с одобрения короля Португалии уехал в Испанию, став ее подданным. Ему удалось убедить короля Карла V в наличии перехода между Тихим и Атлантическим океанами. Если бы получилось найти этоn пролив, Испания получила бы все земли, которые находятся на западе от Канарских островов (по велению папы Александра VI).

Получить королевское «добро» помог друг, астроном Рюи Фальер, а также аристократ Де Аранда, предложивший в обмен на поддержку проекта отдать ему 20% прибыли, которую принесет экспедиция. Так проект поиска пути на Острова Пряностей был принят королем. Однако Фалер сумел уменьшить долю Де Аранда – до 8%.

Когда Магеллан предложил идею своего путешествия, мир уже знал о Центральной и части Южной Америки, а также об океане, который простирается за ними. Уже был пройден Панамский перешеек. Но о том, что Восток и Запад может связывать другой путь, тогда не подозревал никто.

Магеллан решил найти доказательства, что место расположения Островов Пряностей — у Нового Света, а не у Азии. Это означало бы, что пряное богатство – это область влияния Испании, а не Португалии, как тогда считалось.

О кругосветном путешествии Магеллан не думал. Он искал пролив, который мог бы находиться в Южной Америке. Он хотел попасть на Остова пряностей, купить товар, привезти в Испанию и получить прибыль.

Подготовка к экспедиции

В плавание отправилось пять кораблей. Денег на их снаряжение было достаточно. Многие из купцов Европы решили поучаствовать в предприятии. Они хотели получить доступ к прибыльным пряностям напрямую, без посредничества Португалии.

Несмотря на попытки португальских властей помешать экспедиции, поскольку возник страх, что она на самом деле удастся, путешествие состоялось.

Посол Португалии в Испании, Алвару да Кошта, сделал все возможное, чтобы Магеллан не отправился в экспедицию. Он распространял слухи о неосуществимости его затеи. О том, что испанцы не доверяют капитану, а от королевских чиновников, которые тоже будут участвовать в плавании, можно ждать только неприятностей. Также Магеллану передавали, что португальский король ждет его на родине, где ему приготовлено выгодное место.

Все было напрасно. Тогда посол организовал покушение на Магеллана, которое провалилось. Альвару да Кошта продолжал свое дело: договаривался, чтобы на суда поставлялось снаряжение и продукты плохого качества, чинил разные препятствия. Все это не имело успеха.

Правда, в Испании было много недовольных, что экспедицией будет руководить португалец, который вдобавок еще и получит хороший куш: пятую часть прибыли, двадцатую – от новых открытых земель, и право владеть третью новых островов.

Это привело к бунту на флагманском корабле, когда над ним взвился личный штандарт Магеллана: он сильно напоминал флаг Португалии. Мятеж был подавлен, однако пришлось пойти на уступки. Выходцев из Португалии на судне могло быть не более пяти, а штандарт заменили.

Экспедиция вышла в море 20 сентября 1519-го. На всем протяжении пути Магеллана преследовали конфликты с испанцами, которые плыли с ним вместе.

Первый случился с капитаном Хуаном де Картахена. Он возмутился тем, что Магеллан решил изменить утвержденный маршрут, чтобы избежать встречи с португальцами. Адмирал решил идти к Африке, а не к Америке, как планировалось.

Магеллан и Картахена даже подрались. Испанца лишили капитанской должности и перевели в пассажиры на другой корабль. Это повысило авторитет Магеллана, но у него появился обозленный враг.

Атлантический океан

Путь по Атлантическому океану прошел довольно спокойно. Именно здесь Магелланом была впервые применена его авторская система сигнализации, с помощью которой корабли смогли связываться друг с другом. Это помогало судам не теряться в океане.

От экватора корабли пошли к Земле Святого Креста, как тогда называли Бразилию, и 13 декабря остановились в бухте Санта-Люсия. Сейчас здесь находится Рио-де-Жанейро. Достигнув берегов Бразилии, моряки выяснили, что Ла Плата – это устье реки, а не пролив, как предполагалось ранее.

Мятеж

К концу марта 1520-го Магеллан принимает решение остановиться на зимовку в гавани Сан-Хулиан. Пролив, который они так долго искали, был совсем рядом, но об этом морякам пока было не известно.

Пришлось уменьшить нормы пищи. Это стало поводом для организации нового мятежа. Возглавили бунт офицеры из Испании. Они добились захвата трех кораблей. Один из офицеров был убит за отказ стать участником мятежа.

Магеллану пришлось действовать решительно. С помощью хитрости был захвачен большой корабль и заблокированы два других. Мятежникам не оставалось ничего другого, как сдаться. Суд приговорил двух главных зачинщиков (де Катахену и одного священника) оставить в Аргентине, на скалах, где жили пингвины. Судьба этих людей неизвестна.

Во время зимовки один корабль, разведочный, сильно пострадал и вышел из строя. Около тридцати человек погибли от цинги и других заболеваний.

Капитанами на кораблях стали люди, которым доверял Магеллан — выходцы из Португалии. В это время пять аборигенов были взяты в плен хитростью, но все они погибли по пути в Европу.

Магелланов пролив

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

Тихий океан

Примерно 15 тысяч километров корабли шли по бескрайним просторам, не встретив ни одного острова, где бы жили люди.

Продовольствие заканчивалось. Люди ели даже крыс, которые стали деликатесом, и обивку из кожи, которую снимали с мачт и бортов. Три месяца были очень сложными.

Однако в чем-то морякам повезло: по пути не было штормов. Это и послужило поводом назвать новый океан Тихим. Он оказался намного больше, чем думал до этого Магеллан.

Запастись продуктами и водой удалось на острове Гуам. Здесь пришлось немного повоевать с местными жителями, которые злились на то, что им не удалось ничего украсть на судах.

В апреле 1521-го экспедиция достигла Филиппин. И здесь рабу Магеллана, родившемуся на Суматре, удалось увидеть людей, говоривших на том же языке, что и он. Это стало еще одним доказательством — Земля имеет форму шара.

Смерть Магеллана

На Филиппинах Магеллана неожиданно поддержали арабские торговцы, которые уговорили местное население не вступать в бой с моряками. Магеллан убедил одного правителя, Хумабона, стать христианином и вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался на то, что соседний раджа проявляет непокорность.

Моряки ввязались в бой, оказавшийся непростым. Стрелы аборигенов попадали точно в ноги испанцев, а пули мореплавателей почти не могли пробить их деревянные щиты. В этом бою Магеллан погиб. Ему был 41 год.

После этого морякам пришлось срочно покидать Филлипины. Поскольку людей оставалось мало, управлять тремя кораблями они не могли. Было принято решение сжечь «Консьепсин», отправившись в путь на двух судах — «Виктории» и «Тринидад».

Завершение экспедиции

Обратно эскадра добиралась нелегко. Пришлось уворачиваться от португальских кораблей. Экспедиция дошла до Молуккских Островов Пряностей, где закупила товар.

Было много сражений, переходов, корабли попадали в штормы. Было решено разойтись. «Виктория» пошла вдоль Африканского континента, а «Тринидад» — по Панамскому перешейку.

Первый корабль вернулся в Испанию, а второй, не сумев преодолеть встречные ветры, пошел на Молуккские острова. У африканских берегов команде пришлось сразиться с португальцами, ждавшими здесь с того момента, когда экспедиция во главе с Магелланом только отправилась в путь. Моряки были захвачены в плен и отправлены на каторгу в Индию.

«Викторией» руководил испанец Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). Когда-то он принимал участие в бунте против Магеллана, но адмирал его простил. Кано сумел провести корабль в течение нескольких месяцев по бурному морю, преодолев массу опасностей. По возвращении на родину ему досталась вся слава и хорошая прибыль.

Оказалось, что календарь моряков с «Виктории» отстал от испанского на сутки. Позже такая нестыковка была описана в романе Жюля Верна.

Итоги экспедиции

Итогом этого похода стало открытие западного пути в Азию, Тихого океана, Филиппинских островов, побережья Южной Америки и острова Гуам, и первое путешествие вокруг света.

Испанские амбиции были удовлетворены. Страна заявила, что ее подданными открыты Марианские и Филиппинские острова. Также были предъявлены права на острова Молуккские.

Еще стало точно известно — Земля круглая, а большая ее часть покрыта водой. До этого люди полагали, что основная площадь планеты – суша.

Из трехсот человек, отправившихся вместе с Магелланом в плавание, домой вернулись только 18, потом еще 18 были отпущены португальцами с каторги в Индии.

Деньги за пряности и золото пошли на покрытие расходов, но все же вкладчики получили хорошую прибыль. Королевский испанский двор тоже получил доход.

Где был похоронен Магеллан, неизвестно: его тело осталось у аборигенов. В то время о нем никто не говорил, как о первооткрывателе и первом, кто проделал путь вокруг Земли. Наоборот, его винили в ослушании королевской воле. Сейчас имя этого человека носит открытый им пролив и два созвездия — Большие и Малые Магеллановы облака.

500 лет назад в Севильский порт прибыл всеми забытый корабль. Его экипаж состоял из восемнадцати изможденных и умирающих от жажды и голода людей. Но этот корабль вернулся из путешествия огромной важности. Он изменил ход истории и повлиял на то, как мы живем сейчас.

Каракка «Виктория» стало первым судном в истории мира, которое обогнуло земной шар. В ходе этого морского путешествия был пересечен великий океан, были проложены новые торговые пути и выяснены истинные размеры нашей планеты. Это был триумф человеческого духа, история смелости и преодоление трудностей, голода и мятежа, героизма и смерти. Она превратила моряка и солдата Фернана Магеллан в одного из самых великих и легендарных людей на планете, но в этом великом географическом открытии имеются некоторые неизвестные факты.

Путешествие Магеллана стало легендой, но реальная история намного сложнее легенды, он не думал совершать кругосветное плавание, но ряд чрезвычайных событий, сделало его эпопею вехой в истории.

Великое путешествие Магеллана началось 21 сентября 1519 года, когда он отплыл из Испании в неизвестность. Флотилию оснастили всем необходимым. На пяти парусных кораблях «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго» были люди разных национальностей общей численностью 241 человек. Для капитана Фернана Магеллана это путешествие было реализацией пятилетней мечты. Твердый и решительный португалец ставил на карту всё - славу и богатство, и даже сама жизнь зависели от исхода экспедиции. Среди офицеров был молодой штурман по имени Хуан Себастьян Элькано. Этому испанцу предстояло сыграть важную роль в этом эпохальном плавании. Цели Магеллана были чисто коммерческими - найти для Испании прямой путь к самому ценному тогда товару - пряностям. В XVI веке они ценились больше золота, но для Испании были недоступны.

В 1494 году Папа поделил мир между двумя морскими державами. У Испании были права на западную часть, а Португалия получила весь восток, а именно на восток лежал известный путь к Островам Пряностей нынешним Молуккским островам. Идея первооткрывателя заключалась в том, чтобы найти западный путь к Островам пряности, через испанские воды. Это был дерзкий план, так как раньше никто не проходил по этому пути. Никто не знал, существует ли он, но если его найти Испания станет самой богатой страной на планете, и Магеллан в накладе не останется.

современная реплика каракки «Виктория»


Он получил в команду, и пять парусных судов типа каракка, конструкция которых была рассчитана на длительное плавание в открытом море. Маршрут Магеллана должен был привести его из знакомых вод в неизвестность. Многие считали это невозможным. Для этого требовалась недюжинная смелость. Путь, который предлагал мореплаватель, был заблокирован огромным Южно-Американским континентом. Первооткрыватель считал, что существует пролив южнее Южной Америки.

Капитан не до конца раскрывал свои планы, опасаясь, что многие от страха откажутся сопровождать его в таком долгом плавании, которое собирался предпринять. Люди могли пугаться жестоких штормов в океане, в которые они направлялись.

Но что могло побудить человека, на такое рискованное путешествие. Для начала, нужно понять каким был Фернан Маггелан. О Магеллане известно немного. Это был хороший семьянин, порядочный и не тщеславный человек. Он 8 лет прослужил на португальском флоте в Индийском океане. Здесь он завоевал репутацию бойца, любителя рисков и славы. Но вернувшись домой, его не встречали фанфарами. Португальский двор принял его холодно, и тогда он сказал: «Мной здесь пренебрегают, тогда я уеду в Испанию и сделаю то, что докажет мою правоту. Закончу то, что начал и не довел до конца Колумб, а в процессе обойду Южную Америку, подобно тому как Васко да Гамма обогнул Африку». В годы юности Магеллана эти два мореплавателя рисковали всем в поисках пряностей, и завоевали место в истории. Первооткрыватели вдохновили Фернана Магеллана на великое путешествие в неизведанное - вокруг Южной Америки.

Реализовать этот честолюбивый проект стало его заветной мечтой, и вот, наконец, он ведет эскадра к югу, при этом впервые в жизни командует кораблем и флотом. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Яростные течения и шквалы швыряли парусные корабли из стороны в сторону. Паруса рвало. Так корабли блуждали в различных направлениях, пока буря не улеглась.

Мореплаватель плыл через одно из самых опасных морей в мире, казалось, что штормы никогда не закончатся. Это порядком потрепало и команду. Но Магеллан был полон решимости в отличие от напуганной команды. Разумеется, эти люди постоянно молились, и их молитвы были услышаны. Во время бури к кораблям часто приближался образ Святого Эльма, особенно во время плохой погоды ночью. Святой появлялся в образе горящего огня на верхушке мачты и оставался там более двух часов. Это явление получило название «огни Святого Эльма». Дело в том, что во время грозы облака накапливают мощный отрицательный заряд, электрическое напряжение достигает 30 тысяч вольт на квадратный сантиметр. После этого заряд эффектно разряжается на концах мачт и на острых углах корабля. Моряки давно заметили, что огни извещают об окончании шторма. Поэтому они естественно думали, что это знак помощи свыше. Знамение действительно помогло, силы моряков истощались, но любой современный исследователь подтвердит, причина по которой человек сдается не в теле, а в духе. Визит святого имел реальное влияние, он помог мореплавателям собраться с духом. Спустя почти 4 месяца после отплытия из Испании потрепанная флотилия достигла берегов Южной Америки. Они бросили якорь в дикой бухте там, где однажды появится Рио-де-Жанейро. Затем первооткрыватели отправились на юг, и по пути они увидели много странных и удивительных вещей - бесчисленное множество попугаев, и обезьян мордой похожих на льва, и даже летучих рыб.

Наконец первопроходцы достигли границ известного мира 35 градусов Южной широты, так далеко не забирался ни один европеец. Все шло к тому, что именно здесь Магеллан найдет пролив, поскольку береговая линия сворачивала к западу, и земли на юге не было видно. Это место назвали мысом Санта Мария, мореплаватели полагали, что именно отсюда начинается пролив, ведущий в Южное море. После двух недель исследований открылась горькая правда, это был не пролив, а гигантский залив, протянувшийся на 300 км вглубь и на 200 км в ширину. Это было устье Ла-Платы. Магеллан заплыл в тупик. Его вера в существование пролива пошатнулось, но повернуть назад было немыслимо, и он принял замечательное решение заглянуть за край известного мира, плыть туда где не бывал ни один цивилизованный человек. Он без оглядки пустился на юг вдоль длинного побережья, который назвал Патагонией, навстречу самым бурным на свете морям и зиме.

Мореплаватели продолжали плыть к югу 3 месяца, но пролива не было. Припасы кончались, а дни становились короче. 31 марта 1520 года всего в тысячи миль от Антарктики Магеллан нашел убежище в бухте, которую назвали Пуерто-Сан-Хулиан. К этому времени моряки страдали от холода, голода и потери духа. А когда Магеллан урезал рацион, это стало последним ударом. Капитаны подали петицию, они требовали возвращения в Испанию. Но это было невозможно для человека, который все поставил на карту успеха. Экспедиция была под угрозой. Вскоре все это вылилось в мятеж, который был вскоре подавлен. После этого генерал-капитан приказал устраиваться на зимовку, у них не было опыта в таких делах, а еды оставалось очень мало. Погодные условия ухудшались, один из кораблей «Сантьяго» разбился о скалы, но ничто не могло победить одержимость Магеллана. После семимесячный зимовки мореплаватели снова двинулись на поиски неуловимого пролива. Четыре оставшихся судна плыли вдоль дикого Патагонского побережья, упрямо исследуя один залив за другим. Наконец морякам повезло, они нашли китовый ус, что говорило о близ проходящем маршруте миграции китов. Из этого следовало, что где-то впереди лежит открытое море. 21 октября 1520 года мореплаватели чудом нашли пролив, у мыса который назвали Кабо Вирхенес. Отправившись через множество фьордов и тупиков, мореплаватели все сильнее подозревали, что это еще одна бесплодная попытка. В этом проливе Магеллан потерял второй корабль «Сан-Антонио» намеренно остался в тумане и ушел обратно в Испанию. Это был сильный удар, так как на нем было большое количество провианта, на которое надеялся Маггелан. Оставшиеся три корабля медленно шли к северо-западу. Долго тянулось страшное путешествие через пролив, длина которого как мы сейчас знаем 530 километров. В поисках прошло 38 дней, прежде чем Магеллан услышал новость, который так долго ждал. Впереди лежало открытое море. В этот момент мореплаватель понял, сейчас он стал в один ряд с героями своего детства. Его мечта сбылась, но даже в этот момент личного триумфа Магеллан вряд ли догадывался об историческом значении своего открытия. В последующие 400 лет Магелланов пролив стал главным морским путем в Тихий океан, вплоть до открытия Панамского канала. Это было поразительное открытие, но Магеллан его команда надеялись, что это лишь прелюдия к чему-то более великому, к западному пути на богатые Острова пряностей. 28 ноября 1520 года Магеллан повел флотилию к северу. Погода была настолько хорошей, что Магеллан назвал океан Тихим.

Здесь даже ночное небо было другим. Богобоязненные моряки удивлялись Южному кресту, и замечали на небесах нечто странное - несколько маленьких звезд собранных вместе наподобие двух облаков, а между ними две не очень яркие звезды, которые сильно мерцали. В наше время ученые признали эти звездные тучи ближайшими галактиками, а Магеллановы облака помогли астрономам узнать размеры вселенной и увидеть гибель сверхновых звёзд.

Вскоре флотилия повернула на запад в самое сердце Тихого океана. И не осознанно мореплаватель допустил серьезную ошибку, он думал, что находится в трех днях плавания от Островов пряностей, так как этот расчет был основан на картах того времени. Однако капитану предстояло узнать, что расчеты отличались от действительности на 11 тысяч километров, а эта недостающая часть 28 процентов окружности Земли и есть Тихий океан. Магеллан вел своих людей в безбрежное пространство.

Шли недели. На кораблях начался голод. В ход пошли воловья кожа, покрывавшая грота-реи, чтобы ванты не перетирались. Ели гнилые сухари, крысы уходили по полдуката за штуку, но и за эти деньги их трудно было достать. К концу января Магеллан продолжал вести флотилию на запад, через тысячи километров открытого океана без передышки. Скорей всего в этот момент и у Маггелана появились сомнения о существовании земли. Но спустя 5 месяцев и 20 тысяч километров после выхода из пролива мореплаватели увидели землю на 10 градусе Северной Широты. Это были Филиппинские острова. Совершив подвиг упорства, Магеллан привел флотилию спасения к Островам пряностей, которые лежали всего в неделе плавания к югу. Казалось риск окупился. Эти острова показались им раем - свежая вода, пышные джунгли, в которых было полно фруктов и дичи, а местные жителей казались радушными.


Магеллан начал с того, что провозгласил Филиппины собственностью Испании, главным орудием которого было христианство. Уверенный в себе и своем оружии капитан принял роковое решение, чтобы укрепить свой авторитет у местного крещеного вождя. Он решил напасть на его соперника с соседнего острова, который отказался принять христианство. На борту «Виктории» в ночь перед атакой испанские моряки веселились. Они были уверены в себе, но Лапу-Лапу вождь племени острова Мактан воспринял угрозу мореплавателей всерьез. Он собрал самых сильных воинов, и вызвал духов войны.

На рассвете 27 апреля Магеллан и 50 моряков высадились на побережье Мактан, чтобы сразиться с непокорными вождем и сотнями воинов. Хотя враги превосходили в численности, Магеллан верил в победу - он рассчитывал на испанское оружие и доспехи. Но капитан совершил раковую ошибку - он прибыл во время отлива, и мореплавателям пришлось километр грести до берега, а для пушечных выстрелов было далеко. Вначале битвы испанцы быстро израсходовали боеприпасы, и орда Лапу-Лапу пошла в атаку. Враги узнали Магеллана, и один из них всадил ему в левую ногу копьё. Капитан упал. Затем туземцы бросились на него с железными пиками и бамбуковыми палками. Магеллан долго держался, но его задавили количеством.

Магеллан не обошел вокруг света, он даже не добрался до Островов пряностей, его убили на Филиппинах. Это была трагедия положившая конец всему путешествию. Все его мечты закончились здесь, и закончились навсегда. Но тут возникает парадокс, если предположить что Магеллан, не погиб бы в битве, а добрался до Островов пряности, то, скорее всего он тем же путем как приплыл, вернулся бы в Испанию. А раз так, если бы не один человек, который решил попытать удачу, вероятнее всего эпохальное плавание Магеллана не было бы таким знаменитым и известным.

неизвестный мореплаватель Хуан Себастьяна Элькано

Смерть Магеллана могла повлечь разброд, однако испанцы знали, что Острова пряностей так близко, что их можно практический учуять. Первооткрыватели на двух кораблях отправились на поиски островов. Командование каракки «Виктория» принял новый капитан Хуан Себастьян Элькано. Его роль во всем путешествие незаслуженно принижают, благодаря ему, испанцы наконец добрались до Островов пряностей. Путешествие длиной 28 тысяч километров обошлось сотни жизней, включая Магеллана, и осуществили его мечту.

Хуан Себастьян Элькано и его команда знали цену пряностей, которыми являлись не что иное как плоды гвоздичного дерева. С одного дерева можно собрать около 3 кг, и стоили дороже золота.

Но чтобы стать богатым, пряности необходимо доставить в Испанию. Для этого Элькано предстояло сделать выбор, возвращаться по пути, которым мореплаватели пришли или продолжать идти на запад. В итоге один корабль выбрал восток, другой запад. «Тринидад» отплыл на восток в Тихий океан, но вскоре попал в руки португальцам. Драгоценный товар был конфискован, судно сожжено, а команда была брошена в тюрьму. Элькано на «Виктории» поплыл на запад. Испания была в 20 тысячах километрах. Путь пролегал через португальскую сферу влияния. Чтобы избежать захвата он шел не отмеченными на карте водами. Через 2 месяца и почти 5000 километров их начало трепать ужасными штормами. Запасы провизии снова подошли к концу. Цингой заболело 30 человек, 19 из которых умерло. По иронии судьбы экипаж не знал, что они сидели на грузе гвоздики, содержащей витамин C, который мог бы их спасти. Элькано избежал цинги, потому что ел желе из айвы. Оно содержало достаточно витамина C, чтобы защитить себя от болезней.

Хуан Себастьян Элькано направил «Викторию» через бескрайние воды океана мимо мыса Доброй Надежды и островов Зеленого мыса обратно в Испанию. Из 240 людей, которые отправились в путь, вернулась жалкая горстка. Они выжили и рассказали историю величайшего плавания начатого Магелланом тремя годами раньше.

В понедельник 8 сентября 1522 года Элькано бросил якорь в гавани порта Севилья. Из 60 отплывших с Молуккских островов осталось только 18 моряков. А каракка «Виктория» стала первым судном, обогнувшим земной шар. Великий мореплаватель Хуан Себастьян Элькано был удостоен особого герба, в котором земной шар опоясанный лентой с надписью: «Ты первый обогнул меня».

карта кругосветного путешествия Фернана Маггелана и Хуан Себастьяна Элькано


Даже пять столетий спустя кругосветное путешествие по-прежнему значительное достижение. Плавание «Виктории» вошло в историю, а надежды экипажа так и не сбылись, они не стали богатыми. Пряности продали с выгодой, но почти всю прибыль получила королевская казна, ведь экспедицию снаряжали за казенный счет. Хуан Себастьян Элькано через 4 года послали повторить кругосветное плавание и закрепить Острова пряностей за Испанией, однако в Тихом океане он умер от цинги.

Фернан Магеллан ставший легендой, даже не закончил путешествие, но именно его называют первым человеком, совершившим кругосветное плавание. И только в Испании вам скажут, кто стал первым кругосветным мореплавателем. Им был Хуан Себастьян Элькано. А люди, которые плыли с ним, совершили одно из величайших географических открытий. Это путешествие окончательно определило форму и размеры Земли, оно навсегда изменило географический, духовный и политический ландшафт планеты.

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое.

Магеллану удалось пройти только половину пути.


Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье .


В музее Сан-Тельмо города Сан-Себастьян находится картина Салаверрия «Возвращение «Виктории». Восемнадцать изможденных людей в белых саванах, с зажженными свечами в руках, пошатываясь, сходят по трапу с корабля на набережную Севильи. Это моряки с единственного корабля, возвратившегося в Испанию из всей флотилии Магеллана. Впереди — их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии — небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» — вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, — в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам — и эта торговая операция определила всю его судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью.в то время считалось тяжким преступлением. Зная, что никакие оправдания суд не примет во внимание, Элькано бежал в Севилью, где легко было затеряться, а затем укрыться на любом корабле: в те времена капитаны меньше всего интересовались биографиями своих людей. К тому же в Севилье было много земляков Элькано, а один из них, Ибаролла, был хорошо знаком с Магелланом. Он и помог Элькано завербоваться на флотилию Магеллана. Сдав экзамены и получив как знак хорошей оценки бобы (несдавшие получали от экзаменационной комиссии горошины), Элькано стал кормчим на третьем по величине корабле флотилии — «Консепсьоне».


Корабли флотилии Магеллана


20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из устья Гвадалквивира и направилась к берегам Бразилии. В апреле 1520 года, когда корабли расположились на зимовку в морозной и пустынной бухте Сан-Хулиан, недовольные Магелланом капитаны подняли мятеж. Элькано оказался втянутым в него, не смея ослушаться своего командира — капитана «Консепсьона» Кесады.

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских. В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал. После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова — уже в который раз — пощадила Элькано. Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому «Консепсьон» сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна — «Викторию» и «Тринидад». Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из «островов Пряностей» — Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле — «Виктории», капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а «Тринидад» оставить на Молукках. И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же «Виктория» 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира.

Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было завершено! Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом — земной шар с латинской надписью: «Ты первый обогнул меня». И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог «поделить» между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне «земного яблока». И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.


2. Прощай Ла-Корунья

Ла-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором «могли бы разместиться все флоты мира». Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах. Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд — он уже видел себя адмиралом армады — и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией. Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел «высочайший отказ» на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции. Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям.

Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим «земное яблоко», не пропадешь и у дьявола в пасти — рассуждала портовая братия. В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было. Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца «Ла мунейра». Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений. В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

Смерть Магеллана

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке. Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном «Парраль», сломав ему бизань-мачту. Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе. Остров был пустынным — лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: «Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал». Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование. Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.

На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты — пажа Элькано и летописца экспедиции, — у некоторых моряков, «отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут». Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии. И с этого момента для «Санкти-Эспиритус», судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, «Санкти-Эспиритус» едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии. На широте 31º после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился «Сан-Габриэль». Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.

12 января суда стали в устье реки Санта-Крус, и, поскольку ни адмиральское судно, ни «Сан-Габриэль» сюда не подошли, Элькано созвал совет. Зная по опыту предыдущего плавания, что здесь прекрасная стоянка, он предложил ожидать оба судна, как это и было предусмотрено инструкциями. Однако офицеры, стремившиеся поскорее войти в пролив, советовали оставить в устье реки только пинассу «Сантьяго», зарыв в банке под крестом на островке сообщение о том, что суда направились в Магелланов пролив. Утром 14 января флотилия снялась с якоря. Но то, что Элькано принял за пролив, оказалось устьем реки Гальегос, в пяти-шести милях от пролива. Урданета, который, несмотря на свое восхищение Элькано. сохранил способность относиться к его решениям критически, пишет, что такая ошибка Элькано его очень поразила. В тот же день они подошли к настоящему входу в пролив и стали на якорь у мыса Одиннадцати Тысяч Святых Девственниц.

Точная копия корабля «Виктория»

Ночью на флотилию обрушился страшный шторм. Разбушевавшиеся волны заливали судно до середины мачт, и оно едва держалось на четырех якорях. Элькано понял, что все потеряно. Его единственной мыслью было теперь спасти команду. Он приказал посадить судно на мель. На «Санкти-Эспиритус» началась паника. Несколько солдат и матросов в ужасе бросились в воду; все утонули, кроме одного, который сумел добраться до берега. Затем на берег переправились остальные. Удалось спасти часть провизии. Однако ночью буря разыгралась с прежней силой и окончательно разбила «Санкти-Эспиритус». Для Элькано — капитана, первого кругосветного мореплавателя и главного кормчего экспедиции — крушение, тем более по его вине, явилось большим ударом. Никогда еще Элькано не находился в столь тяжелом положении. Когда буря окончательно стихла, капитаны других судов послали за Элькано лодку, предложив ему вести их по Магелланову проливу, поскольку он здесь бывал и раньше. Элькано согласился, но взял с собой только Урданету. Остальных моряков он оставил на берегу…

Но неудачи не оставляли измученную флотилию. С самого начала один из кораблей чуть не наскочил на камни, и лишь решимость Элькано спасла судно. Через некоторое время, Элькано послал Урданету с группой матросов за оставленными на берегу моряками. Вскоре у группы Урданеты иссякли запасы провизии. Ночью стояли сильные холода, и люди вынуждены были зарываться по горло в песок, что тоже согревало мало. На четвертый день Урданета и его спутники подошли к погибающим на берегу от голода и холода морякам, и в тот же день в устье пролива вошли корабль Лоайсы, «Сан-Габриэль» и пинасса «Сантьяго». 20 января они присоединились к остальным судам флотилии.

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

5 февраля снова разразился сильный шторм. Судно Элькано укрылось в проливе, а «Сан-Лесмес» было отброшено бурей дальше на юг, до 54° 50′ южной широты, то есть подошло к самой оконечности Огненной Земли. Южнее в те времена не заходил ни один корабль. Еще немного, и экспедиция смогла бы открыть путь вокруг мыса Горн. После шторма выяснилось, что адмиральский корабль сидит на мели, и Лоайса с командой покинул судно. Элькано немедленно отрядил на помощь адмиралу группу лучших моряков. В тот же день дезертировала «Анунсиада». Капитан судна де Вера решил самостоятельно добираться до Молукк мимо мыса Доброй Надежды. «Анунсиада» пропала без вести. Несколько дней спустя дезертировал и «Сан-Габриэль». Оставшиеся суда вновь вернулись в устье реки Санта-Крус, где моряки занялись ремонтом изрядно потрепанного бурями адмиральского корабля. В иных условиях его пришлось бы вообще оставить, но теперь, когда флотилия потеряла три крупнейших корабля, этого уже нельзя было себе позволить. Элькано, который по возвращении в Испанию критиковал Магеллана за то, что тот задержался в устье этой реки на семь недель, теперь сам вынужден был провести здесь пять недель. В конце марта кое-как подлатанные корабли снова направились к Магелланову проливу. В составе экспедиции были теперь только адмиральский корабль, две каравеллы и пинасса.


5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

Началась паника, многие матросы бросились к лодке, не обращая внимания на Лоайсу, осыпавшего их ругательствами. Пожар все же удалось потушить. Флотилия шла дальше через пролив, по берегам которого на высоких горных вершинах, «таких высоких, что казалось, они простираются до самого неба», лежали вечные голубоватые снега. Ночью по обоим берегам пролива горели костры патагонцев. Элькано уже были знакомы эти огни по первому плаванию. 25 апреля суда снялись с якоря со стоянки Сан-Хорхе, где они пополнили запасы воды и дров, и вновь отправились в трудное плавание.

И там, где с оглушительным ревом встречаются волны обоих океанов, на флотилию Лоайсы снова обрушился шторм. Корабли стали на якорь в бухте Сан-Хуан де Порталина. На берегу бухты возвышались горы высотой несколько тысяч футов. Было страшно холодно, и «никакая одежда не могла нас согреть», — пишет Урданета. Элькано все время находился на флагманском судне: Лоайса, не имея соответствующего опыта, всецело полагался на Элькано. Переход через пролив продолжался сорок восемь дней — на десять дней больше, чем у Магеллана. 31 мая подул сильный северо-восточный ветер. Все небо было затянуто тучами. В ночь с 1 на 2 июня разразилась буря, самая страшная из бывших до сих пор, разметавшая все суда. Хотя погода потом улучшилась, им уже не суждено было встретиться. Элькано с большинством команды «Санкти-Эспиритус» находился теперь на адмиральском корабле, где было сто двадцать человек. Две помпы не успевали откачивать воду, опасались, что судно в любую минуту может затонуть. В общем океан был Великим, но отнюдь не Тихим.

4. Кормчий умирает адмиралом

Судно шло одно, на необъятном горизонте не было видно ни паруса, ни острова. «Каждый день, — пишет Урданета, — мы ждали конца. В связи с тем, что к нам перебрались люди с потерпевшего крушение судна, мы вынуждены сократить паек. Мы много трудились и мало ели. Нам пришлось пережить большие трудности, и некоторые из нас погибли». 30 июля скончался Лоайса. По словам одного из участников экспедиции, причиной его смерти был упадок духа; он так сильно переживал потерю остальных судов, что «становился все слабее и умер». Лоайса не забыл упомянуть в завещании своего главного кормчего: «Я прошу, чтобы Элькано были возвращены четыре бочонка белого вина, что я ему должен. Сухари и другую провизию, что лежит на моем судне «Санта-Мария де ла Виктория», пусть отдадут моему племяннику Альваро де Лоайса, который должен разделить ее с Элькано». Говорят, что к этому времени на судне остались только крысы. На судне многие болели цингой. Куда Элькано ни бросал взгляд, везде он видел опухшие бледные лица и слышал стоны моряков.

С того времени, как они вышли из пролива, от цинги погибло тридцать человек. «Все они погибли, — пишет Урданета, — из-за того, что у них опухли десны и они ничего не могли есть. Я видел человека, у которого так распухли десны, что он отрывал куски мяса толщиной с палец». У моряков была одна надежда — Элькано. Они, несмотря ни на что, верили в его счастливую звезду, хотя он был настолько болен, что за четыре дня до смерти Лоайсы сам составил завещание. В честь вступления Элькано в должность адмирала — должность, которой он безуспешно добивался два года назад, — был дан пушечный салют. Но силы Элькано иссякали. Настал день, когда адмирал уже не мог встать с койки. В каюте собрались его близкие и верный Урданета. При мерцающем свете свечи было видно, как они исхудали и сколько выстрадали. Урданета становится на колени и одной рукой касается тела своего умирающего хозяина. Священник внимательно следит за ним. Наконец он поднимает руку, и все присутствующие медленно опускаются на колени. Странствия Элькано окончены…

«Понедельник, 6 августа. Скончался доблестный сеньор Хуан Себастьян де Элькано». Так отметил Урданета в своем дневнике смерть великого мореплавателя.

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.


МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ

Эпилог

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

Поэтому мы решили, что лучшее для нас — идти к Молуккам». Тем самым они отказались от смелого замысла Элькано, собиравшегося осуществить мечту Колумба — достичь восточного побережья Азии, следуя кратчайшим путем с запада. «Я уверен, что если бы Элькано не умер, мы не достигли бы так скоро Ладронских (Марианских) островов, потому что его всегдашним намерением были поиски Чипансу (Японии)», — пишет Урданета. Он явно считал план Элькано слишком рискованным. Но человек, впервые обогнувший «земное яблоко», не знал, что такое страх. Но не знал он также и то, что через три года Карл I уступит за 350 тысяч золотых дукатов свои «права» на Молукки Португалии. Из всей экспедиции Лоайсы уцелели лишь два судна: «Сан-Габриэль», после двухлетнего плавания добравшийся до Испании, и пинасса «Сантьяго» под командой Гевары, прошедшая вдоль тихоокеанского берега Южной Америки до Мексики. Хотя Гевара видел только один раз побережье Южной Америки, его плавание доказало, что берег нигде не выступает далеко на запад и Южная Америка имеет форму треугольника. Это было самым важным географическим открытием экспедиции Лоайсы.

Гетарии, на родине Элькано, у входа в церковь стоит каменная плита, полустершаяся надпись на которой гласит: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле «Виктория». В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве и Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света». А на глобусе в музее Сан-Тельмо обозначено место, где умер Элькано, — 157º западной долготы и 9º северной широты.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.