Тест икт компетентность учащихся. Оценивание уровня сформированности компонентов икт-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике

В статье рассказывается, что же стоит за термином "ИКТ-компетентность", который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки, и как оценивать ИКТ-компетентность с помощью нового инструментария.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО)

Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) был направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействовал в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) .

В рамках этого проекта с ноября 2005 года начало разрабатываться новое направление — «Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ» . Была предусмотрена регулярная (ежегодная) оценка изменения уровня компетентности выпускников 9 класса в области использования ИКТ в регионах проекта ИСО (Красноярский край, республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край).

Детализация понятия ИКТ-компетентности

В аббревиатуре ИКТ буква «К» соответствует слову коммуникация . В словаре иностранных слов указано: коммуникация —

  1. путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);
  2. форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);
  3. акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;
  4. массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям. Таким образом, в рамках нового проекта будет проверяться способность учащихся (их компетентность в этой области) создавать и передавать информацию с использованием компьютерных технологий.

Что же стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции.

Определение. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них.

ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий.

Грамотность — это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти.

Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.

Функционирование в современном обществе — Данная часть определения отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.

Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:

  1. определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
  2. доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию;
  3. управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;
  4. интегрирование информации - умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
  5. оценивание информации - умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации.
  6. создание информации - умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее.
  7. сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Перейдем теперь от определения ИКТ-грамотности к понятию ИКТ-компетенции . Компетенция -понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции, например, языковая компетентность.

Переход от "знаньевоцентрического" подхода в обучении (знания ради знаний) к "компетентностному" обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие компетенция. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ-компетентности.

Определение. Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность

  1. Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;
  2. Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;
  3. Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;
  4. Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через Интернет-магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;
  5. Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты.

Почему необходима разработка нового инструмента для оценки ИКТ-компетентности

Анализ существующих методов оценки компетентности школьников в области использования ИКТ по единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также стандартов по информатике (2004 года), показывают, что существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются, почти исключительно, на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления школьников. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность школьников, сегодня практически не обсуждается. Поэтому, использовать существующие сегодня в РФ измерители компетентности школьников в области использования ИКТ (итоговая оценка по курсу информатики, или результаты ЕГЭ) не представляется возможным.

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или ИКК) должна обеспечить школьникам возможность:

  1. успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);
  2. подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;
  3. жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

В связи с вышеизложенным было принято решение разработать новый инструментарий оценки ИКТ-компетенции, который позволит, грубо говоря, проверить, как школьник мыслит и работает в «цифровом» мире. В рамках проекта оценка ИКТ-компетенции проводилась по результатам теста, выполняемого учащимся на компьютере, при этом общая ИКТ-компетентность учащихся оценивалась по конечному результату. Составляющие навыки не выделялись и оценивались индивидуально. Для оценки каждого их составляющих навыков в тесте были представлены несколько заданий, но в целом за тест выставлялась качественная (диагностическая) оценка, отражающая уровень ИКТ-компетенции: уровень выше базового, базовый, ниже базового.

Диагностическая оценка позволяет исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ-компетентности. Результат такого типа тестирования полезен по нескольким причинам. Он даёт:

  1. общую оценку познавательной и технической компетентности ученика;
  2. более детализированную систему отчета о набранных баллах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны ученика;
  3. связь с существующими или специально разработанными методическими материалами;

Тестирование

  1. Тест содержал 15 вопросов, выполнение каждого вопроса ограничено по времени. В тексте был 1 вопрос на 30 минут, 2 вопроса на 15 минут и 12 вопросов на 4 минуты.
  2. Сценарий каждого задания приближен к реальной жизни. Например: Используя программу поиска найти сайты со статьями о болезнях сердца (задание на оценивание умения «доступ») или В каждой из найденных статей найти информацию по вариантам лечения (задание на оценивание умения «интеграция»). Если задание связано с каким-либо школьным предметом, то его содержание не выходит за рамки стандарта обучения по данному предмету. Попутно отметим, что в группу по разработке заданий входили учителя информатики, русского языка
  3. Для выполнения заданий теста была разработана специальная тестирующая среда, включающая имитацию программы поиска в Интернете, почтовой программы, текстового и графического редактора и т.д. Это сделано для того, чтобы уравнять условия выполнения теста учащимися (ранее полученные навыки работы с каким-либо программным средством не дадут большого преимущества перед теми ребятами, которые по объективным причинам таких навыков в школе приобрести не смогли).

Пример вопроса на 30 минут: задание «Выдающиеся русские лингвисты»

Разберём подробно задание «Выдающиеся русские лингвисты» и выясним, как оценивается в данном конкретном задании ИКТ-компетентность. Так, в курсе русского языка 9 класса перед итоговым повторением учащимся предлагается тема «Общие сведения об языке». В рамках этой темы учащимся рассказывается о выдающихся русских лингвистах (в соответствии с образовательным стандартом по русскому языку за курс основной школы). Эти сведения позволят учащимся:

  1. сформировать научное представление о русском языке;
  2. понять, что орфография и пунктуация являются лишь частью предмета;
  3. оценить вклад выдающихся русских лингвистов не только в русскую, но и мировую лингвистику.

Данное задание, с точки зрения ИКТ-компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:

  1. Доступ;
  2. Управление;
  3. Интеграция;
  4. Оценка;
  5. Создание текстового документа.

ИКТ-компетентности

Примерные действия учащегося

Доступ

В поисковой системе «Rambler » учащийся вводит термин поиска «русские лингвисты» или сразу вводит фамилию учёного.

Управление

Выбор сайтов

  1. http://school.edu.ru
  2. http://pilic.narod.ru

(Сайт № 2 наиболее информативен, т.к. содержит общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного лингвиста)

Интеграции

В поисковой системе учащийся вводит термин поиска (например, «Л.В. Щерба» «биография Л.В.Щербы») Выбор сайтов http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/bio.htm http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/bibl/jsh.htm

Оценка

Чтение текста. Отбор информации.

Создание

Создание текстового документа. Примерный план итогового документа:

  1. Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы.
  2. Где работал, принадлежность к лингвистической школе (Московской, Петербургской, Казанской).
  3. Вклад в лингвистическую науку.
  4. Основные научные труды.

В программе заложено начисление баллов.

Наблюдаемые данные

Результат работы

Уровень

Методы

Соответствие Стандартам образования

Качество синтаксиса

Термины поиска

Высокий

Использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена лингвистов.

Знание видных учёных-русистов, исследовавших русский язык.

Средний

Не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем

Низкий

Не использует «И»

Качество и уровень работы с выбранными ресурсами

Выбранные ресурсы

Высокий

Все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту.

Средний

Свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.

Низкий

Менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.

Качество полученного текста

Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка

Высокий

Соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микротемы исходного текста; сохранено стилевое единство текста.

Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.

Средний

В целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.

Низкий

Не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.

Данное задание является характерным примером проверки сочетания технологических и когнитивных навыков.

Одной из косвенных целей данного проекта является акцентирование внимания учителей всех профилей (не только информатики) на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ-компетентность. ИКТ-компетентность - это общешкольное умение. Формирование ИКТ-компетентности должно проходить на всех уроках (а не только на уроках информатики). Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые обычно даются учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности).


На современном этапе развития для российского образования установлен приоритет в прогрессивном развитии общества как такового наряду с его информатизацией. Именно на этом фоне особую значимость обретает такое понятие, как ИКТ-компетентность педагога, а также учащихся. Поэтому вопросы использования ИК-технологий активно изучаются, внедряются в образовательной сфере.

Понятие

Жизнь человека любого возраста тесно переплетена с информационными технологиями. Они необходимы как учащимся, так и педагогам. В современном мире крайне сложно реализовать себя, не имея элементарных навыков владения компьютером, так как такая техника теперь активно применяется в любой сфере деятельности.

Использование информационных технологий в образовательной сфере имеет большие перспективы. Понятие, а также особенности развития ИКТ-компетентности описывали в своих работах многие специалисты.

В общем виде под ИКТ-компетентностью сегодня понимается способность к практическому применению коммуникационных информационных технологий, обеспечивающих доступ к той или иной информации либо ее поиску, обработке, организации процесса распространения. Ее уровень должен быть достаточным для жизни и работы в условиях современного информационного общества.

Базовая структура

В состав современного понятия ИКТ-компетентности входит несколько различных компонентов, за счет которых она входит в число основных показателей компетенции педагога по ФГОС.

Главными аспектами понятия ИКТ-компетенции является:

  • достаточная функциональная грамотность в ИКТ как сфере жизни;
  • обоснованное внедрение ИКТ как в процессы решения профессиональных задач, так и в рамках образовательной работы;
  • ИКТ как основа новой образовательной парадигмы, которая направлена на активное развитие учащихся.

Цели педагога

За счет повышения ИКТ-компетенции педагога постепенно будут реализовываться:

  • Новые образовательные цели.
  • Способность использовать информационные и коммуникационные технологии на высоком уровне.
  • Новые формы в рамках организации образовательного процесса.
  • Содержание в рамках современной образовательной деятельности.

Понятия грамотности и компетенции

Важно различать такие понятия, как ИКТ-грамотность и ИКТ-компетенция педагога.

Так, под ИКТ-грамотностью понимается только знание основ работы с программными продуктами и компьютерами как таковыми, их базового функционала, общее понятие о работе в сети Интернет.

При этом в рамках ИКТ-компетенции не достаточно одного знания. Она предполагает реальное применение тех или иных информационных инструментов, внедрение их в учебный процесс. На современном этапе развития они могут использоваться в ходе решения познавательных и коммуникативных вопросов, при проведении экспериментов.

Особенности

Один из основных элементов квалификации современного учителя - это ИКТ-компетентность. С каждым годом уровень преподавания любой дисциплины все возрастает. За счет внедрения ИКТ сам образовательный процесс становится индивидуальным, более эффективным. Благодаря способности педагога к использованию информационных и коммуникационных технологий, можно реально увеличить степень заинтересованности учеников наряду с усвоением информации.

Педагогов постоянно совершенствуется в соответствии с потребностями информационного общества. Для увеличения профессионализма требуется прохождение нескольких последовательных этапов.

Если на первом этапе происходит освоение педагогом основных информационно-коммункационных навыков, то на втором происходит формирование ИКТ-компетентности учителя. Это обеспечивает постоянное совершенствование текущего учебного процесса на фоне педагогического сетевого взаимодействия.

В современных образовательных школах при организации учебного процесса непременно учитываются общества. Идет процесс информатизации наряду с активным развитием и повышением ИКТ-компетентности самих учителей.

Необходимость совершенствования компетенции педагогического состава

Профессиональное совершенствование теперь невозможно без учета современных информационных технологий, так как ИКТ-компетентность учителя - это важнейшая его составляющая. Современный мир характеризует динамичное развитие, наличие обширных информационных потоков. Педагогам особенно важно обращать внимание на совершенствование ученой работы, просвещаясь и в прочих областях жизни общества. Без этого нельзя изменить ИКТ-компетентность обучающихся в лучшую сторону.

Важно обратить внимание на тот факт, что процесс формирования ИКТ-компетентности предполагает активное пользование существующими информационными инструментами наряду с эффективным их внедрением в учебный процесс.

Реальная структура

При детальном рассмотрении структуры ИКТ-компетентности современного педагога выделяется наличие в ней следующих составляющих:

  • понимание необходимости внедрения ИКТ в образовательную сферу;
  • внедрение ИКТ-возможностей в учебный процесс;
  • управление и организация процесса обучения с применением ИКТ;
  • постоянное профессиональное совершенствование данной сферы.

Компоненты компетентности педагога

Для оценки уровней ИКТ-компетентности учителя необходимо рассмотреть присутствие в ней следующих составляющих:

  1. Знание основных электронных пособий, исходя из специфики предмета, в том числе электронных атласов и учебников, образовательных ресурсов, расположенных на просторах сети Интернет.
  2. Способность установить необходимую программу на компьютер, используемый в ходе образовательного процесса, умение практического использования и создания дидактических электронных материалов, активное применение проекционной техники в работе.
  3. Способность использовать и отбирать необходимое программное обеспечение, чтобы предоставить учащимся материалы в наиболее удобной и понятной для них форме.
  4. Активное использование инструментов в ходе организации учебного процесса, в том числе программного тестирования, рабочих электронных тетрадей и т. д.
  5. Способность определения оптимальной формы для донесения необходимой информации до учеников, а также родителей, педагогического состава и даже администрации учебного заведения - это может быть электронная почта, сайт и его разделы, форумы, блоги, возможности школьной сети, социальные сети, рассылки и прочее.
  6. Способность нахождения, обработки, оценки и грамотной демонстрации информации, собранной в образовательных цифровых ресурсах, исходя из поставленных задач, в рамках учебного процесса.
  7. Способность грамотного преобразования поступающей информации для решения учебных задач в ходе подготовки учебного материала.
  8. Способность практического использования возможностей информационных технологий, в том числе и средств интернета, для подготовки и проведения уроков.
  9. Формирование цифрового портфолио.
  10. Организация работы учащихся в коммуникационных сетевых проектах вроде викторин, предусматривающих дистанционное проведение и контроль, оценку результатов.

Данный перечень основных компонентов ИКТ-компетентности современного учителя будет постепенно дополняться с течением времени по мере развития и совершенствования информационного сообщества по мере появления все новых достижений научно-технического прогресса.

Важность компетенции участников образовательного процесса

На современном этапе развития общества особое значение отводится как ИКТ-компетенции обучающихся, так и учителя. Дело в том, что теперь информационные технологии вошли в число основных компонентов жизни современного человека. Владение ими становится необходимостью, точно такой же, как и способность к чтению, письму и счету. Но, по мере усиления внедрения ИКТ в повседневную жизнь, требуется соответствующий рост информационно-коммуникационной просвещенности и для участников образовательного процесса.

Не так давно был введен новый стандарт актуальный для общего и начального образования. Он требует создания одной информационно-образовательной среды для каждого из учебных заведений. Но для этого и ученики должны разбираться в тонкостях практического использования ИКТ в ходе решения как учебных, так и профессиональных задач.

Поэтому основная задача современного учителя состоит в знакомстве учеников с ИК технологиями наряду с обучением разумному и правильному использованию возможностей информационных систем на практике. Это необходимо для полноценного формирования именно компетентности, осознанности и понимания данной сферы. Теперь одной компьютерной грамотности недостаточно - нужно нечто большее.

Важно суметь создать такие условия для учебного процесса, когда с самых начальных этапов познания окружающего мира дети будут знакомиться с высокотехнологичными процессами, оборудованием. Поэтому среди приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса стоит именно работа по его информатизации.

Необходимость

Как уже отмечалось выше, под ИКТ-компетенцией понимается способность к сбору, оценке, передаче, поиску, анализу информации, моделированию процессов, объектов за счет полноценного пользования возможностями доступных средств в рамках коммуникационно-информационных технологий.

Чтобы каждый урок вызывал реальный интерес со стороны учеников, важно правильно подобрать приемы и методики для процесса обучения. Они должны быть максимально разнообразными, применяться по мере необходимости.

За счет высокой ИКТ-компетентности преподавательского состава появились возможности:

  1. Представление информации в ходе учебного процесса в разнообразном виде - это может быть аудио, анимация, текстовая или видео форма.
  2. Выдача значительных объемов информации за тот же период времени по частям, что существенно облегчает усвоение материала.
  3. Мобилизация внимания учеников.
  4. Воспроизведение и комментирование потока информации.
  5. Формирование познавательного интереса наряду с повышением мотивации к обучению.
  6. Получение первичных навыков в работе с компьютером, знакомство с возможностями глобальной сети Интернет.
  7. Активизация мышления, памяти, восприятия и воображения в ходе обучения.
  8. Уточнение и повышение объективности оценки полученных знаний.
  9. Усиление мотивации учеников.

Под ИКТ-компетентностью понимается грамотное пользование возможностями компьютерной техники, которая работает как с локальной сетью, так и с интернетом.

Особенности компетенции

На ранних этапах, когда информационные технологии только начали внедряться в жизнь современного общества, ИКТ-компетентность была не более чем составляющей компьютерной грамотности человека. Она сводилась к определенному набору технических навыков и умений в рамках так называемого стандартного набора.

Теперь же информационные технологии получили повсеместное распространение в современной жизни. Поэтому их активно применяют в самых разных сферах, в том числе и в эффективном образовательном процессе. Так появилось понятие ИКТ-компетенции педагога, ученика.

Важно понимать, что за ИКТ-компетентностью учителя скрывается комплексное понятие - способность к практическому внедрению в образовательный процесс коммуникационных и информационных технологий. Данный показатель не может стоять на месте. Ввиду постоянного развития им также должно быть регулярным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя не только теоретические знания, но и реальное их применение. Современный педагог должен уверенно владеть всеми основными компьютерными программами, свободно пользоваться возможностями сети Интернет, а вместе с этим пользоваться современным оборудованием вроде принтера, сканера и прочего.

В рамках деятельностного уровня предполагается систематическое применение функциональной грамотности при организации образовательного процесса, когда она дает реальные положительные результаты. В составе данного уровня выделяется два подуровня - внедренческий и творческий. Внедренческий предполагает включение в образовательный процесс современных медиаресурсов, которые созданы с учетом специфики конкретного предмета. В свою очередь творческий предполагает уже самостоятельную разработку электронных средств различного типа, которые могут быть использованы в ходе учебного процесса.

Специалисты заметили, что активное применение ИК-технологий в современном образовательном процессе позволяет значительно изменить привычный подход к обучению. За счет создания открытой среды для образовательной сферы у педагога появляется возможность использования самых разных ресурсов и форм обучения.

Определение ИКТ-компетентности

Действие по оценке ИКТ-компетентности должно начинаться с понимания, что, прежде чем ИКТ-компетентность можно будет эффективно измерить, надо четко представлять, что же мы хотим измерять, т.е. надо дать четкое определение ИКТ-компетентности.

Вначале рассмотрим, что стоит за термином «компетентность», который начинает активно использоваться в официальных документах Министерства образования и науки. Круг компетентностей, которым следует учиться школьникам, не определен окончательно, как и само понятие компетентности. За основу понятия «компетентностный человек» взяты способность человека брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждого предмета вырабатывается свое понятие компетентности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

В популярной литературе часто ставится знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью, что не соответствует действительности. Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности, которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, ее обработки и распространения. Таким образом, структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (навыки расположены в порядке возрастания сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения):

Определение (идентификация)

Умение точно интерпретировать вопрос

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Обоснование сделанного запроса

Доступ (поиск)

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)

Формирование стратегии поиска

Качество синтаксиса

Управление

Создание схемы классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция

Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников

Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию

Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Умение остановить поиск

Создание

Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу

Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

В 2009 году тестировались учащиеся семи регионов проекта «Информатизация системы образования» (ИСО): Калужской и Челябинской областей, Республики Карелия, Пермского, Ставропольского, Красноярского и Хабаровского краев. Всего было протестировано 4324 ученика. Результаты показали, что только 22% имеют уровень выше базового в ИКТ-компетентности, 21%- имеют базовый уровень и 57% - ниже базового.

На диаграмме ниже приведены средние результаты всех протестированных школьников с разделением по познавательным умениям. Каждое умение оценивалось по трехбалльной шкале: низкий, средний, высокий уровни. Относительно высокие результаты, показанные учащимися по таким умениям, как управление и создание информации, отчасти объясняется тем, что на каждое из этих умений было предложено 1–2 задания, и эти задания оказались легче или понятнее остальных.

При анализе результатов тестирования большое внимание уделялось влиянию на уровень ИКТ-компетентности таких социально-демографических факторов как квалификация школы, пол, место жительства, образование родителей, а также успеваемость учащегося.

Например, было выявлено, что среди школ с повышенной квалификацией (прошедших аттестацию на статус лицея или гимназии) фактически отсутствуют образовательные учреждения, где ИКТ-компетентность учащихся находится в пределах первого (низшего) уровня; в то же время каждая десятая обычная общеобразовательная школа является слабой в этом отношении. Помимо этого следует также обратить внимание на то, что доля школ с третьим (высшим) уровнем компетентности учащихся среди обычных общеобразовательных школ составляет 8,3%, а среди гимназий и лицеев – 46,7%.

Интерес представляет также зависимость ИКТ-компетентности школьника от его общей академической успеваемости. Полученные данные показывают, что чем выше академическая успеваемость учащегося, тем выше его уровень компетентности в области ИКТ. Это дает основания полагать, что имеет место и обратная связь: активное использование компьютера в учебной деятельности помогает учащемуся в достижении высоких результатов в различных образовательных областях.

Анализ полученных данных также показывает, что среди школ, где компьютер в процессе обучения используется преимущественно лишь на уроках информатики, крайне мала доля образовательных учреждений с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся – 2,7%. Иначе складывается ситуация среди школ, где компьютерные технологии широко применяются в изучении ряда предметов помимо информатики. Доля школ с третьим уровнем ИКТ-компетентности учащихся здесь в 10 раз выше – 27,0%. Это позволяет сделать вывод о том, что включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень компетентности учащихся в сфере ИКТ-технологий.

Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности.

Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки . Отдельно ученые уделили внимание изучению термина "ИКТ-компетенция".

В таблице 1 отражены ключевые подходы к определению ИКТ-компетентности.

Таблица 1. Трактовка ИКТ-компетентности в педагогике

Формулировка определения

В.Ф. Бурмакина

ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности..

А.А. Елизаров

ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.

О.Н. Шилова М.Б. Лебедева

ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий

Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов

ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности".

Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой:

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Рисунок 1. Основные аспекты ИКТ-компетенции

ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения. Базовая структура ИКТ-компетентности представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура ИКТ-компетентности

Элемент структуры

Определение

  1. умение точно интерпретировать вопрос;
  2. умение детализировать вопрос;
  3. нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
  4. идентификация терминов, понятий;
  5. обоснование сделанного запроса;

Доступ (поиск)

  1. выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
  2. соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
  3. формирование стратегии поиска;
  4. качество синтаксиса.

Управление

  1. создание схемы классификации для структурирования информации;
  2. использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.

Интеграция

  1. умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
  2. умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
  3. умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
  1. выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  2. выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
  3. умение остановить поиск.

Создание

  1. умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  2. умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  3. умение обосновать свои выводы;
  4. умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  5. структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение (передача)

  1. умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
  2. умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
  3. обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
  4. умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
  5. знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

ИКТ- компетентность педагога

ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.

Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. Содержание ИКТ-компетентности учителя

Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.

Повышение квалификации учителей сегодня становится одной из наиболее важных задач в период перехода школ на профильное обучение. Поднять систему повышения квалификации на новый уровень возможно путем информатизации, которая невозможна без развития ИКТ-компетентности педагога .

Модель ИКТ-компетентности существующая в современных стандартах позволяет учителю развиваться поступательно, постоянно расширять свои знания и возможности на педагогическом поприще.

Рисунок 3. Модель ИКТ-компетентности

В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.

Оценка ИКТ-компетентности

Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление "застойных явлений" и пробелов.

К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой . Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее:

  1. информационная функция – позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
  2. контрольно-корректирующая фукция – обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ – компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
  3. мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.

Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога

В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка.

Диагностическая карта сформированности ИКТ-компетентности учителя

Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:

  1. 3 балла – высокий уровень,
  2. 2 балла – средний уровень,
  3. 1 балл – низкий уровень,
  4. 0 – отсутствие показателя
ИКТ-компетентность

Знания, умения, навыки.

Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера

Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей

Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет)

Умение набрать текст в Word

Умение создать электронную таблицу в Excel

Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel

Умение создать простую презентацию к уроку

Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр.

Знание ППС по предмету

Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой

Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР

Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине

Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса

Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Использование ИКТ для оформления тематического планирования

Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету

Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету

Использование ИКТ для анализа процесса обучения

Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося

Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося.

Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру.

Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…)

Создание банка КИМов, тестовых заданий

Стремление к самообразованию в рамках ИКТ

Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру)

Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ

Литература

  1. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся. – URL: http://www.sitos.mesi.ru/
  2. Галанов А.Б. Модель формирования икт-компетенций у учителей // . – URL: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
  3. Горбунова Л.М., Семибратов, А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // . – URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
  4. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
  5. Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5
  6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.

ИКТ-компетентность педагога (базовый уровень)
ИКТ (информационно коммуникационные технологии) : компьютеры, экран-проектор, интерактивные доски, документ-камеры и т.д.)
Можете ли вы….(Ответы: да(2), нет(0))Установить на компьютер электронный учебник по своему предмету;
Провести урок с использованием электронного учебника или других цифровых образовательных ресурсов; провести урок с использованием своей компьютерной презентации;
Оформить конспект урока/отчет и т.д. с использованием текстового процессора Word (с включением графических объектов, диаграмм, таблиц и др.)
Создать документ в электронной таблице Excel: посчитать автосумму; построить графики и диаграммы; распечатать документ;
Найти информацию в глобальной сети Интернет: материал для проведения урока, проведения внеклассного мероприятия, классного часа и т.д.
Создать свой электронный ящик на сайте mail.ru, отправить и получить письмо с помощью электронной почты. Отправить письмо, содержащее вложения(фото, картинку, текстовый документ…);
Как часто вы…(Ответы: часто(2), редко(1), никогда(0))Проводите урок с использованием цифровых образовательных ресурсов(ЦОРов);
Пользуетесь на уроке материалами, найденными в Интернете;
Создаете электронный вариант тестов по своему предмету, используя тестовый конструктор.
10.Заполняете электронный журнал (dnevnik.ru);
11.Самообразовываетесь в сфере работы с Вашей интерактивной доской.

Результаты:
20-22балла 16-19баллов 9-15баллов менее 9баллов
Вы владеете базовым уровнем работы на компьютере на достаточно высоком уровне. Ваша ИКТ – компетентность позволяет улучшить учебный процесс в соответствии с современными требованиями и тенденциями Вы хорошо владеете базовым уровнем работы на компьютере, но Вам следует уделить еще большее внимание работе с ИКТ на уроках Вы владеете базовым уровнем работы на компьютере, но Вам нужно больше работать с информацией сети Интернет. Продолжать саморазвитие в сфере использования ИКТ. Без комментариев…


Приложенные файлы



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.