Фаэтон, сын гелиоса, сраженный зевсом на солнечной колеснице. Бог солнца в греческой мифологии Греческий бог солнца гелиос

В мифологии древней Греции все очень неоднозначно. Здесь часто на одного и того же персонажа у разных авторов есть своя точка зрения, нередко противоречащая с мнением другого автора. Одной из таких спорных фигур в греческой мифологии выступает Гелиос в амплуа бога Солнца. Основание считать его солнечным божеством действительно веское, поскольку его имя древнего греческого языка и означает Солнце. Согласно преданиям солнечное божество приходится сыном титана Гиперион и Тейи, по другим источникам Гипериона и Ирифессы. Гелиос – брат богинь Эос и Селены.

До Еврипида с богом Солнца устойчиво ассоциировался именно Гелиос. Однако со временем, и в первую очередь благодаря деятельности этого драматурга, статус древнегреческого бога Солнца постепенно закрепляется за Аполлоном, персонажем, который в себе сочетает также и прорицателя, и врача. Есть у Гелиоса и Аполлона еще одно общее имя – Феб, универсальное для каждого из них.

Исключительное видение одного и того же мифического героя характерно почти для каждого древнегреческого автора. Так, например, Ферекид Сирский не стесняясь, отождествлял Гелиоса с Зевсом, а Феаген – одновременно с Аполлоном, Гефестом, а также со стихией «огня». Согласно сказам Дионисия Скитобрахиона, Гелиос еще мальчиком был утоплен в водах Эридана.

Если собрать все древнегреческие источники, то окажется, что было, как минимум, пять Гелиосов: возможно одного и того же персонажа, но явно от разных родителей. Один из Гелиосов – сын Зевса, а соответственно и внук Эфира. Согласно второй версии, Гелиос был сыном Гипериона. Согласно третьей — сыном Гефеста и внука Нила, живших в Гелиополе. Матерью четвертого Гелиоса была нимфа Аканфо, родившая его на острове Родос. Согласно этой версии Гелиос происходит от героических родосских предков. Пятый Гелиос родился в Колхиде и является отцом Кирки и Ээта.

В истории мифических героев Гелиос отличился тем, что пожаловался Гефесту, что Афродита изменила ему с Аресом, после чего Афродита стала изгоем для всего потомства Гелиоса. Также раскрыл Деметре тайну относительно того, что это именно Аид выкрал у неё дочь Персефону. Как видно, от Гелиоса утаить что-то было практически невозможным.

В трактовке Гомера Гелиос имел семь стад овец и столько же стад коров. Что касается именно коров, то они паслись на живописнейшем лугу в Сицилии, принадлежавшем Фаэтиса. Пастухами этих коров были нимфы Ламптия и Фаэтиса. Как и положено самому Солнцу Гелиос каждое утро подымался над землей, чтобы полюбоваться своим пасущимся стадом никогда нестареющих животных; а к вечеру уходил за Океан. Высадившись на берега острова Сицилии, то ли по неосторожности, толи по незнанию, Одиссей и его команда убили несколько быков, принадлежавших Гелиосу. Имея привычку жаловаться, солнечный бог попросил Зевса, чтобы тот хоть как-то отреагировал на дерзновение мореплавателя. Зевс разбил корабль Одиссея одной только лишь своей молнией. Как мы уже знаем, выжить удалось только лишь одному Одиссею.

Культ бога Солнца в древнегреческой мифологии в лице Гелиоса был особенно распространен в Аргосе, Коринфе, Элиде, а также на Родосе, где, как уже стало известно, Гелиос до сих пор любуется своим пасущимся скотом. Кстати, при входе в гавань этого острова стояла когда-то легендарная статуя Гелиоса, больше известная современникам, как Колосс Родосский. Для жителей Родоса Гелиос был не только самым почитаемым божеством, но и создателем этого острова. И Гелиос, и перенявший у него эстафету Аполлон изображаются почти всегда одинаково, так как их обоих объединяет солнечная функция. Символичными животными Гелиоса считались петух и белый конь.

Гелиос (Гелий), греч. - сын титанов Гипериона и Фейи, бог солнца.

Светозарный бог с золотыми волосами и с короной из ослепительных лучей поистине был воплощением солнца. Он жил на восточном берегу Океана в великолепном дворце и каждое утро выезжал из него на золотой колеснице, запряженной четверкой крылатых коней, чтобы совершить свой ежедневный путь по небосводу. Гелиос озарял землю лучами, дарившими ей животворное тепло, а вечером спускался на западе в воды Океана. Там его ждала золотая ладья, на которой он возвращался в свой дворец, чтобы наутро вновь отправиться в небесный путь. Гелиос все видел и слышал, он был как бы всевидящим оком самого Зевса-Олимпийца, его любили боги и люди, животные и растения. Лишь в подземном царстве Аида Гелиос не был желанным гостем - да он и сам избегал этих мрачных мест.

Супругой Гелиоса была океанида Перса. На востоке она родила ему сына Ээта, который стал царем в Колхиде, а на западе - дочь Кирку, могучую волшебницу. Сестра Персы, Климена, родила ему сына Фаэтона (см. статью «Фаэтон») и нескольких дочерей. Две дочери Гелиоса от нимфы Неэры, Фаэтуса и Лампетия, сторожили стада его скота на острове Тринакрия (теперешней Сицилии). Семь стад по пятьдесят коров и семь стад по пятьдесят баранов были символом трехсот пятидесяти дней и трехсот пятидесяти ночей (лунный год древних греков состоял из пятидесяти семидневных недель). По некоторым преданиям, кроме Персы (до или после нее) у Гелиоса была жена Рода («Роза»), дочь Посейдона, давшая имя острову Родос - личному владению Гелиоса. Бог солнца сам извлек Родос из морских глубин, по той причине, что во время раздела мира богами Гелиос отправлял свою небесную службу и на его долю ничего не досталось. Поэтому родосцы особо почитали Гелиоса. Греческий культ Гелиоса переняли римляне, хотя он никогда не приобретал у них такого значения, как культ солнца и солнечных богов в Египте или на Ближнем Востоке.

В Греции было сравнительно мало храмов и святилищ, посвященных Гелиосу, но много его статуй. Самая знаменитая из них - Колосс Родосский - была воздвигнута Харесом из Линда и считалась одним из семи чудес света. Она стояла у входа в Родосский порт, была изготовлена из сплава меди с железом и имела высоту 30-35 м.

Ее сооружение длилось 12 лет и было закончено в 281 г. до н. э.; в 225 г. до н. э. она стала жертвой землетрясения. Широко известно изображение Гелиоса с четверкой коней на метопе (3 в. до н. э.), найденное Г. Шлиманом при раскопках Трои, а также мраморная голова Гелиоса (сер. 2 в. до н. э., Родос, Археологический музей).

Европейские художники охотно изображали Гелиоса на плафонах ренессансных и барочных дворцов; сильные мира сего до недавнего времени любили украшать свои сады и парки колесницами Гелиоса. Большая скульптурная группа «Кони Гелиоса» Марси (ок. 1675) находится в Версале, в так называемом «Гроте Аполлона».

Греки присваивали имя Гелиоса и солнечным богам восточных народов. Соответственно они называли Гелиополем (городом Гелиоса) святилища и города с развитым культом солнца, например египетский город Иуну или финикийский Баальбек. Римский бог Соль берет свое начало от Гелиоса и отходит от него лишь во 2-3 вв. н. э. под влиянием восточных культов.

Фаэтон, греч. - сын бога солнца и океаниды Климены.

Красотой и гордостью Фаэтон не уступал богам. Эпафу, сыну Зевса, это не понравилось, и во время какого-то спора он назвал Фаэтона потомком обыкновенного смертного. Фаэтона эти слова глубоко оскорбили, но уверенность Эпафа пробудила в нем подозрения, и он отправился к матери за объяснениями.

Климена заверила Фаэтона в его божественном происхождении, а если он, мол, не верит матери, то может отправляться прямо к Гелиосу, и пусть тот только попробует отрицать свое отцовство.

Итак, Фаэтон отправился во дворец Гелиоса. Бог солнца обрадовался его приходу и публично заявил, что Фаэтон - его сын. Но и эти слова не успокоили Фаэтона. он требовал доказательств. Гелиос встал со своего трона и поклялся водами реки Стикс (т. е. самой священной и нерушимой клятвой) выполнить любую просьбу сына, чтобы развеять его сомнения. Но просьба Фаэтона оказалась неслыханной: он попросил одолжить ему на один день солнечную колесницу, в которой Гелиос совершает свой путь по небу. Гелиос пришел в ужас и стал отговаривать сына: Фаэтон ни за что не справится с крылатыми конями и со страхом, который охватит его на невероятной высоте. Но Фаэтон стоял на своем, и Гелиос выполнил его просьбу.

Все произошло именно так, как и предвидел Гелиос. Недолго радовался гордый юноша своей поездке. Кони сразу почуяли, что ими правит нетвердая непривычная рука, и покинули «вечный накатанный путь». Вначале они взлетели слишком высоко, к созвездиям Скорпиона и Тельца, но затем испугались Кентавра (созвездия Центавра) и спустились к самой земле. От жара солнечной колесницы закипели реки Танаис (Дон), Евфрат, Оронт, Истр (Дунай), Тибр, а Нил в испуге сбежал на самый край света и спрятал там свои истоки, поэтому с тех пор никто не мог их найти (и действительно, они были найдены только в прошлом веке). Огонь низко летящей колесницы Гелиоса спалил плодородные равнины Аравии, Нубии и Сахары и превратил их в бесплодную пустыню. Жителям Африки он сжег кожу, и они навсегда остались черными. От невыносимого жара начали высыхать моря, а земля трескалась, впервые открыв солнечным лучам доступ в подземное царство Аида. Наконец мать-земля Гея обратила свой лик к небу и грозно окликнула верховного бога Зевса: доколе можно медлить, вот-вот сгорит мир, обрушатся небеса и все превратится в первоначальный Хаос! Верховный бог вмешался и поразил Фаэтона перуном, «укротив неистовым пламенем пламя».

Путь Фаэтона по небу прервался, иначе на земле прекратилась бы жизнь. Конечно, он натворил немало бед, но люди не могли не восхищаться его отвагой. Нимфы, нашедшие на берегу Эридана сожженный прах Фаэтона, написали на его надгробии слова, которые можно прочесть на памятниках героям: «Дерзнув на великое, пал он».

Так рассказывает о Фаэтоне Овидий во второй книге своих «Метаморфоз». От трагедии Еврипида «Фаэтон» сохранились лишь фрагменты. Падение ФАЭТОН изображено на нескольких античных вазах и геммах, но лучше всего - на римских саркофагах.

Из произведений европейских художников заслуживают внимания работы Микеланджело, Романо, Тинторетто, Карраччи, Рубенса, Тьеполо, Пуссена, Моро, Пикассо (в цикле иллюстраций к «Метаморфозам»). Цикл графических листов Солиса (ок. 1580) послужил образцом для многочисленных фресок в дворцах и замках 17-18 вв. (например, в Вальдштейнском дворце в Праге - фрески Бьянко, 1625-1630). В Моравской галерее в Брно хранится картина Брейгеля и Ван Балена «Падение Фаэтона», в Пражской Национальной галерее - «Фаэтон» Солимены.

Поэты и драматурги лишь в редких случаях видят в Фаэтоне честолюбца, готового ради собственной славы сжечь весь мир, большинство видит в нем символ стремления человека к высоким целям.

Оперы «Фаэтон» написали Люлли, А. Скарлатти, Йоммелли, симфоническую поэму «Фаэтон» - Сен-Санс.

Решение Зевса сразить Фаэтона с неба по-своему приняли во внимание и современные астрономы. Они назвали его именем гипотетическую планету между Марсом и Юпитером; гибелью этой планеты в результате взрыва они объясняют аномалии орбит астероидов.

Также фаэтон — вид кареты и тип кузова автомобилей

Античная Греция создала много прекрасных мифов, среди них и предания о Гелиосе, боге солнца. В античной мифологии за небесные светила отвечали дети титанов Гипериона и Тейи: Гелиос, Селена и Эос. Подробнее о Гелиосе - ниже.

Гелиос — это Солнце

В течение суток дети Гипериона сменяли друг друга на небосводе. Первой появлялась Эос — утренняя заря, затем целый по небосводу путешествовал Гелиос — это солнце, а Селена — это луна, которая вступала в свои права, когда Гелиос скрывался за горизонтом. Каждый из этих троих отличается своенравной и страстной натурой.

Юный и златокудрый бог

Гелиос во многом соотносится с Аполлоном — оба этих солярных божества являются всевидящими и всезнающими покровителями светлой стороны человеческой натуры. Гелиос также отвечает за ход времени, хранит множество секретов — ничто не укроется от его глаз, когда он проезжает по небосводу.

Обитает Гелиос в роскошном дворце на востоке за Океаном. Каждое утро он выезжает из своего дворца на колеснице, запряженной четырьмя огненными лошадьми, и тогда Эос передает ему бразды правления. За день он доезжает на другой край мира, где, спустившись с небес, садится в золотую чашу и возвращается домой на восток по океану.

Возлюбленные и потомство

Солнечный бог отличается пылким нравом — многочисленны как его возлюбленные, так и его потомство. Со многими связаны довольно грустные предания, ведь, кроме страстности и ослепительности, сущность Гелиоса — это непомерное эго. Для того чтобы добиться благосклонности предмета обожания, он мог принять чужой облик (из-за чего потом страдала жертва его страсти). Другая легенда рассказывает, что он превратил свою возлюбленную в собаку из-за того, что та во время охоты на оленя воскликнула, что сможет догнать зверя, даже если тот бежит быстрее, чем солнце.

Гелиос — отец печально известного Фаэтона. По легенде юноша то ли выпросил у могущественного отца покататься на колеснице, то ли без спроса взял ее. Увлекшись поездкой, Фаэтон не заметил, как кони отклонились от курса и приблизились к земле. Пламя охватило все вокруг, и Гея, богиня земли, воззвала к Зевсу с просьбой усмирить негодника. Зевс, особо не церемонясь, метнул молнией в Фаэтона, оборвав его жизнь.

Колосс Родосский: предыстория

Одно из семи чудес света, знаменитая статуя Колосса на острове Родос — это бог Гелиос, чего многие на самом деле не знают. По легенде, этот остров солнечный бог собственноручно вынес прямо из морской пучины, так как нигде на Земле еще не было места, где бы его почитали. И действительно, нигде в пределах античной Греции не был так распространен культ Гелиоса, как на Родосе.

Установлению статуи предшествовали следующие события. В 305-304 году остров целый год пробыл в осаде: правитель Македонии Деметрий Полиоркет с множеством осадных орудий и войском в 40 тысяч человек пытался захватить Родос, но все равно потерпел неудачу. Деметрий Македонский настолько разуверился в победе, что даже бросил все осадные орудия и отплыл с острова. Жители Родоса, обрадованные тем, что судьба оказалась к ним благосклонна, решили сделать богам невиданное подношение. Продав орудия, оставленные Деметрием, на вырученные деньги родосцы заказали скульптору Харесу огромную статую Гелиоса — это была своего рода благодарность самому почитаемому богу за победу.

Седьмое чудо света

Изначально статую планировалось создать в 10 раз выше человеческого роста, но затем жители Родоса захотели, чтобы скульптура была еще в два раза больше, и заплатили скульптору в два раза выше ожидаемого. Это оказалось роковой ошибкой для самого скульптора — ведь увеличение роста повлекло за собой и увеличение объема, однако не в два раза, а в восемь. Харес заканчивал статую уже за свой счет, влез в огромное количество долгов и обанкротился, когда закончил проект, а затем покончил жизнь самоубийством.

Работа над статуей велась 12 лет. Основным материалом была глина с металлическим каркасом в основе, а сверху скульптуру покрывали листы бронзы. Сам внешний вид соответствовал типичному изображению бога Гелиоса — это был статный юноша в венце, напоминающем солнечные лучи. Относительно места расположения статуи до сих пор ведутся дискуссии среди историков. На большинстве изображений Колосса Родосского помещают прямо на входе кораблей в гавань. Но современные исследования показывают, что у берега просто не было места для такой огромной статуи. Скорее всего, статуя располагалась где-то в глубине города.

Колосса постигла печальная судьба: он простоял всего 50 лет и был разрушен землетрясением. Жители острова собирались восстановить достояние города, но дельфийский оракул предсказал, что этим они разгневают своего любимого бога Гелиоса. Это напугало родосцев, от восстановления было решено отказаться. Статуя пролежала на земле еще почти целое тысячелетие, удивляя своими размерами поколение за поколением. Но в итоге остров захватили арабы и распродали то, что осталось от некогда величественного творения рук человеческих.

Яркое, ослепляющее своим светом, солнце… Поднимая взор в небо, мы совсем не задумываемся, а какие тайны оно в себе хранит? Быть может, после сотворения мира Бог поручил своим слугам следить за природными процессами, в том числе за солнцем? Или же, наоборот, так называемые божества, на самом деле, ангелы падшие с небес , самовольно вмешивались во владения Творца? Все это - грубые предположения, но действительно сложно объяснить, откуда же в наследии разных народов упоминаются существа, наделенные сверхспособностями. К примеру, древние греки приоткрывают таинственный занавес, повествуя о боге Олимпа Гелиосе и его семейной трагедии.

Каждое утро бог солнца Гелиос появлялся на золотой колеснице, запря-женной четверкой белых крылатых коней (их имена - Свет, Блеск, Гром и Молния). Ночной путь Гелиоса был короче дневного, но этого времени было достаточно для отдыха. Народы, которых первыми и последними касались лучи солнца, назывались эфиопами. Они круглый год пользова-лись благосклонностью бога солнца и поэтому считались счаст-ливейшими из смертных.

Греческий бог солнца Гелиос принадлежал к поколению титанов, счи-таясь сыном Гипериона и Тени, был братом Эос (Зари) и Селены (Луны). По своему возрасту бог солнца превосходил олимпийцев. Поэты и художники представляли греческого бога солнца прекрасным внешностью и облаченным в легкое, колеблемое ветром одеяние, со сверкающими глазами, и развевающимися по ветру волосами, при-крытыми либо лучистой короной, либо драгоценным шлемом. У Гелиоса была единственная слабость - из своих детей, больше всего на свете, он любил сына Фаэтона, рожденного от Климены, и не мог ни в чем ему отказать…

Земля была погружена во мрак ночи, когда бог солнца направился в конюшню, в которой храпели и били копытами, не выносившие замкнутого пространства, кони. Как всегда Гелиос подкатил золотую колесницу и впряг их в нее. В этот момент за спиной послышались шаги, и пе-ред греческим богом солнца предстал Фаэтон. Взгляд Гелиоса стал еще радостнее и лучезарнее.

Отец! - воскликнул Фаэтон, - разреши мне проехать на твоей золотой колеснице. К завтрашнему утру я тебе ее возвращу.

Гелиос был удивлен и слегка поражен не-обычностью просьбы.

— Что это тебе вздумалось?! - проговорил он.

Бог солнца был строг и дал понять Фаэтону, что работу, которую он выполнял на протяжении мириада лет, - далеко не забава. Но юноша стоял на своем, настойчиво просил могущественного Гелиоса со слезами на глазах.

Мои товарищи насмехались на-до мной! Иначе они не поверят, что мой отец бог солнца.

Фаэтон пообещал отцу, что выполнит его работу ничуть не хуже. Гелиос предупреждал сына об опасности: “Подумай! Усидеть ли смертному в моей колеснице, если ни один из богов не берется ею управлять”. Однако Фаэтон слушать не хотел, обнял отца сколько было сил.

В итоге, греческий бог солнца проявил обычную человеческую слабость перед сыном и разрешил взять свою колесницу Фаэтону. Одев на голову сына венец, Гелиос приказал, ни в коем случае не выпускать из рук поводья, чтобы не случилось. Фаэтон быстро вскочил на золотую колесницу. В это же мгновение распахнулись ворота, и золотая колесница вылетела в открытое небесное про-странство. Новое, не испытанное ранее чувство полета наполнило сердце юноши гордыней: «Я, правлю солнечной золотой колесницей, и весь мир взирает на меня».

Кони неслись на огромной скорости, об этом можно было судить лишь по тому, с какой стремительностью навстречу летели и скрывались за горизонтом звезды, как быстро растворялась в утреннем тумане Селена, но Фаэтон этого не почувствовал. Забыв обо всем, он гнал коней бичом. Внезапно золотая колесница наклонилась, Фаэтон испугался, поняв, что колеса выскочили из наезженной ко-леи. В этот момент в его памяти всплыли последние слова бога солнца Гелиоса, родного отца. Он крепче натянул по-водья, но было поздно. Охваченная пламенем золотая колесница металась по небу. Небо потемнело, проявились звезды, каких еще не видели смертные. В другом краю горизонта виднелся искаженный лик Селены, совсем неузнаваемой царицы ночи.

Тяжелее всего пришлось Земле. Покрытые леса-ми горы превратились в огнедышащие вулканы. Некогда прохладные реки и озера закипели. Море вышло из берегов. Населявшие тогда мир драконы сгорали от невыносимой жары. И стала бы мертвой земля, если бы не Зевс, который выхватил из колчана одну из самых разрушительных молний и метнул в Фаэтона. Разбежались бессмертные кони великого бога солнца Гелиоса, а облом-ки золотой колесницы разлетелись по всему свету. И по сей день кое-где можно отыскать ее остатки - сплавившиеся куски небесного металла.

Долго искала морская богиня прах Фаэтона, пока не обнару-жила его на берегу Эридана, сказочной реки. Спустя некоторое время жизнь вошла в свою колею. Только в небе остался Млечный Путь из дыма, след легкомыслия греческого бога солнца Гелиоса и безрассудства его несчастного сына.

Существует целая группа ископаемых предметов, не поддающаяся классификации и далеко выходящая за хронологические рамки теории существования человека на Земле. Это так называемые неопознанные ископаемые объекты-НИО. Под этим названием объединены предметы искусственного происхождения, находимые в ненарушенных пластах горных пород.

Ламия

Бог Аполлон

Великан Ципакна

Схоластика

Рунический алфавит древних славян

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpошлого столетия; некотоpые из пpиводимых тогда...

Творчество Твардовского А.Т.

Родился в деревне Загорье в семье крестьянина-кузнеца. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, но с третьего курса ушёл...

Одежда Фараона

Основной одеждой являлся передник схенти - полоса неширокой ткани, которую оборачивали вокруг бедер и укрепляли на талии поясом. Схенти фараона был...

Блокада Ленинграда


Одним из наиболее серьезных испытаний, которые пришлось пережить советскому народу на протяжении времени, пока шла Великая Отечественная война, стала блокада Ленинграда, ...

Судьба в индуизме

КАРМА — одно из центральных понятий индийской философии, объясняющее доктрину перерождения и сансары. Исторически восходит к добрахмани стско ведийскому...



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.