Кругооборот доходов и продуктов. Национальная экономика как целое

Кругооборот ресурсов в рыночной экономике – система рыночного взаимодействия макроэкономических субъектов на основе движения доходов , расходов и имущества, позволяющая воспроизводить экономическую систему в целом (рис. 36.1).

Рис. 36.1. Модель оборота ресурсов в открытой экономике

Модель кругооборота предполагает участие каждого макроэкономического агента в качестве как продавца, так и покупателя:

у = C + I + G + X, (36.1)
где у – произведенный в стране национальный продукт, составляющий совокупное предложение благ на рынке ;
C – потребительские расходы населения на различные виды товаров и услуг;
I – инвестиционные расходы фирм на средства производства как для расширения производства, так и для замены выбывшего оборудования;
G – государственные расходы на покупку товаров и услуг и содержание государственного сектора экономики (электростанции, больницы, школы, оборона и т. д.);
X – чистый экспорт как разность между импортом и экспортом;

  • домохозяйства поставляют в экономический оборот исходные ресурсы: труд, землю, капитал , предпринимательские способности, получая взамен на рынке доходы в форме заработной платы , ренты, прибыли и процента;
  • фирмы, расходуя денежные средства , приобретают на рынке ресурсов необходимые им факторы производства, которые преобразуются в товары и услуги, а затем продают их на товарном рынке, где продавцы и покупатели факторов производства меняются ролями;
  • государство взаимодействует с домохозяйствами и фирмами на тех же принципах: получает от них налоги, платежи за выполнение им общественных функций и оплачивает закупки у фирм и на рынках факторов производства, а также формирует поток трансфертов, субсидий населению;
  • заграница взаимодействует с национальными секторами экономики посредством экспортно-импортных операций, итоговыми результатами которых является чистый экспорт.

В развитой экономической системе всегда присутствует финансовый рынок. Через него проходят сбережения населения и инвестиции фирм, займы правительства , формируется государственный бюджет и платежный баланс.

Кругооборот ресурсов в национальной экономике помимо модели потока доходов и расходов можно представить в виде:

  1. системы национальных счетов – балансовых таблиц, в которых учитываются поступления средств в секторы экономики и расходы каждого сектора. В этом случае каждый поток будет учтен дважды: на стороне прихода средств и на стороне их расхода;
  2. матрицы, показывающей одновременно движение всех потоков и доходов по принципу «затраты – выпуск».

Упрощенная версия кругооборота для рассматриваемой экономической системы представлена на рисунке 1. Потоки товаров и услуг направлены по часовой стрелке, а потоки денег – против часовой. Рынки продуктов – это рынки, на которых домохозяйства приобретают производимые фирмами товары и услуги. Рынки ресурсов – это рынки, на которых фирмы приобретают у домохозяйств ресурсы.

Процессы, показанные стрелками, называются потоками, т.к. эти процессы непрерывны и продолжительны.

Под национальным доходом (НД) понимают суммарную величину зарплаты, ренты, процентных выплат и прибыли, составляющих доход домохозяйств.

Под национальным продуктом (НП) понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе.

Рис.1. Кругооборот доходов и продуктов в простой экономической системе

В рассматриваемой системе величины НД и НП равны по определению. С одной стороны, в качестве связующего звена между НД и НП выступают суммарные расходы домохозяйств. Весь свой доход они тратят на приобретение товаров и услуг сразу, как только получат его. Фирмы продают все произведенные продукты непосредственно домохозяйствам.

Величина денежных платежей, которые осуществляют покупатели, должна быть равна величине денежных поступлений, полученных продавцами:

С другой стороны, связующим звеном выступают платежи за труд и др. факторы производства. Когда фирмы получат платежи за проданные продукты, они выплачивают зарплату, ренту и %, остается прибыль. Таким образом, платежи за ресурсы и прибыль полностью переходят к домохозяйствам, образуя НД.

Сектора домашних хозяйств, который формирует предложение

Национальная экономика как целое.

Экономическая и социальная роль государства.


Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». Национальная экономика – это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, существующих в стране.

С макроэкономической точки зрения национальная экономика состоит из

4-х макроэкономических субъектов:

факторов производства, находящихся в частной собственности, и предъявляет спрос на благо; доходы полученные от продажи факторов производства использует на текущее потребление и сбережение. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность, т.е. добиться максимального потребления при минимальных затратах;

2) предпринимательского сектора – совокупности всех фирм в стране,

которые предъявляют спрос на факторы производства, создают предложение товаров и услуг и производят инвестирование. В своей деятельности этот сектор, как правило, стремится к получению предпринимательской прибыли;

3) государственного сектора, создающего общественные блага

(безопасность, наука, услуги инфраструктур). Госсектор, как правило, не имеет своей целью получение максимальной прибыли, а создает условия для оптимального функционирования национальной экономики;

4) сектора заграницы, представляющего собой совокупность субъектов

за границей и иностранных государственных институтов. Сектор заграница исследуется главным образом для определения состояния платежного баланса и валютного курса.


В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель кругооборота доходов и расходов. В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов – домашние хозяйства и фирмы – и не предполагает государственного вмешательства в экономику, а также каких-либо связей с внешним миром (рис. 22.1.).

Рис. 22.1. Кругооборот доходов и расходов

Расходы фирм на ресурсы (или их издержки) одновременно представляют собой потоки заработной платы, ренты и других доходов для домашних хозяйств. С другой стороны, поток потребительских расходов образует выручку (или доход) фирм от реализации готовой продукции.

Потоки "доходы – расходы" и "ресурсы – продукция" осуществляются одновременно в противоположных направлениях и бесконечно повторяются. Основным выводом из модели является равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств. Это означает, что для закрытой экономики величина общего объема производства в денежном выражении равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.



В открытой экономике с государственным вмешательством модель круговых потоков несколько усложняется рис. 22.2.

Когда в модель вводятся две другие группы экономических агентов (правительство и остальной мир), то указанное равенство нарушается, так как из потока "доходы – расходы" образуются "утечки" в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. "Утечки" – любое использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции. Одновременно в поток "доходы-расходы" вливаются дополнительные средства в виде "инъекций" – инвестиции, государственные расходы и экспорт. "Инъекции" – любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

Схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства остается прежней, хотя и усложняется: с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов государство регулирует колебания в уровнях производства, занятости и инфляции.

Если домашние хозяйства решают тратить меньше, то фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции, что, в свою очередь, приводит к снижению доходов. Уровень спроса на товары определяет уровень производства и занятости, а уровень выпуска определяет уровень доходов владельцев факторов производства, которые (доходы), в свою очередь, определяют совокупный спрос.

Система национальных счетов (СНС). В целях измерения совокупного производства в экономике были созданы национальные счета. Первые международные стандарты по СНС были опубликованы в 1953 г. в ООН. Они явились основой стандартизации международной статистики, международных сопоставлений сводных экономических показателей. Система национальных счетов пересматривалась в 1968 г., в 1993 г., ныне действует вариант 1997 г. СНС – система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. Построение СНС основано на принципах корреспонденции счетов, двойной записи, баланса активов и пассивов. Выполняет для экономики те же функции, что и бухгалтерский учет для отдельного предприятия. СНС – информационная база:
а) для формирования и проведения соответствующей экономической политики государства;
б) для оценки конъюнктуры и выработки экономической стратегии хозяйствующими субъектами;
в) для исследовательских структур, занимающихся выработкой рекомендаций правительственным органом;
г) для координации внешнеэкономической и международной экономической деятельности.

В России активный переход макроэкономической статистики на между­народную методику СНС осуществляется со второй половины 90-х годов XX в.

Рис. 22.2. Полный кругооборот

Национальная экономика - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм. Принято выделять два основных типа национальной экономики: децентрализованную и централизованную. Децентрализованная экономика может быть определена как рыночная, предпринимательская и экономика с косвенным вмешательством государства в социально-экономические процессы. Централизованная - это планово-административная экономика в тоталитарно действующем государстве, которое определяет ее задачи, средства их выполнения и сроки. Современная форма организации экономики - смешанная экономика, в которой рыночный механизм органически сочетается с государственным регулированием.

Структуру национальной экономики представляет совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют национальную экономику в данный момент времени. Наиболее целесообразно выделить следующие два типа структур.

Экономические структуры характеризуют деятельность простых и комплексных экономических единиц. Их основными формами являются: структура производственной деятельности, воспроизводственная структура, структура потребления, структура рабочей силы, структура накопления и структура внешнеэкономической деятельности.

Структуры обрамления образуют окружающую среду экономической деятельности. К ним относятся демографические, институциональные, социальные, ментальные структуры.

Выделенные типы структур национальной экономики представляют собой "чистые" формы, при помощи которых изучают действительность. Своеобразие той или иной национальной экономики заключается не в специфической для нее форме, а в способе, которым осуществляется комбинация указанных "чистых" форм, в той преобладающей роли, которую играют некоторые из них.

Не является исключением и национальная экономика России. Она представляет собой эклектическую (от греч. eklektikys - выбирающий) экономическую систему, состоящую из элементов централизованной и децентрализованной экономики. Ее основная задача - обеспечить переход к смешанной экономике современного типа.

Чтобы представить национальную экономику как органическое целое, т.е. не просто совокупность предприятий, домохозяйств, отраслей, сфер, комплексов, а как самовоспроизводящуюся систему, рассмотрим процесс общественного воспроизводства.

Общество не может перестать потреблять, не может перестать производить. А всякий процесс производства, рассматриваемый как непрерывное и постоянно возобновляющееся явление, есть общественное воспроизводство.

Хозяйственная деятельность в национальной экономике поразительно многообразна. Между хозяйствующими субъектами существуют самые различные отношения. Предприятия (фирмы) являются основным созидающим звеном экономического оборота. Они создают товары и услуги и реализуют их домохозяйствам. В свою очередь предприятия закупают на рынках факторов производства необходимые им ресурсы, продавцами которых выступают домохозяйства. Указанные расходы - издержки предприятий, но представляют они заработную плату, ренту, процент и прибыль домохозяйств. Те, в свою очередь, осуществляют потребительские расходы и покупают продукцию у предприятий. Эти взаимосвязи осуществляются через куплю-продажу на рынках потребительских товаров и факторов производства.

Для того чтобы упростить все множество запутанных процессов в национальной экономике и представить непрерывное повторение актов производства и потребления, вспомним модель кругооборота доходов и продуктов. Введем в модель кругооборота сектор "государство" и рассмотрим многочисленные потоки, возникающие в результате подключения правительства к экономическому процессу (рис.1.).

Рис.1. Модель кругооборота доходов и продуктов

Правительство осуществляет покупки, как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке. В свою очередь, оно выплачивает жалование государственным чиновникам, оплачивает вооружение армии и содержание ее личного состава, местные органы власти содержат штат учителей, милиционеров, пожарников и т.п. Правительство предоставляет также общественные блага и услуги (образование, здравоохранение, общественный транспорт и др.) как домохозяйствам, так и предприятиям. Их финансирование требует налоговых платежей со стороны предприятий и домохозяйств.

Домашние хозяйства платят государству прямые налоги (подоходный, поземельный, за владение автомобилем и др.), а получают от государства трансфертные платежи - доходы, не требующие каких-либо прямых ответных услуг экономического характера (пенсии, пособия, стипендии, дотации на квартирную плату).

Предприятия платят прямые налоги (на прибыль, социальный налог, на имущество и др.) и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, промысловый налог и др.), а получают от государства трансфертные платежи в форме субсидий, налоговых льгот, льготных кредитов, оплаты текущих расходов бюджетных организаций и т.д.

В данной модели одинаковые хозяйственные единицы объединяются (агрегируются) в сектора (хозяйствующие субъекты), а аналогичные хозяйственные операции - в величины потока (поток товаров и услуг, или товарное обращение, и денежный (монетарный) поток, или денежное обращение).

В рыночной экономике все находящиеся в экономическом обороте блага имеют двоякую форму: натурально-вещественную и денежную. Эти формы не просто сосуществуют, а противостоят друг другу. Направления их движения противоположны: натурально-вещественная форма - против часовой стрелки, а денежная - по часовой.

Исходным пунктом экономического кругооборота являются домохозяйства, которые для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и других благах предлагают в качестве ресурсов производства землю, труд, капитал, предпринимательские способности. Но домохозяйства, с другой стороны, представляют собой и конечный продукт экономического кругооборота, его конечную цель. Производство функционирует для обеспечения потребления. Таким образом, цель потребления достигается через продажу ресурсов, производительное их потребление, производство и продажу материальных благ.

Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике. Если страна ведет открытую экономическую политику, то в данной модели появляется еще один хозяйствующий субъект - заграница.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.