Семинар практикум для педагогов время перемен. Конспект семинара-практикума для педагогов с использованием нетрадиционной формы проведения методического мероприятия и икт "квн "я знаю фгос до!"

Семинар – практикум для педагогов по теме:

« Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребёнка»

План:

1. Актуальность вопроса.

2 .Взгляды педагогов и психологов на проблему индивидуального подхода к детям.

3.Развитие игровой позиции педагога.

4. Индивидуальный подход в игровой деятельности младших дошкольников.

5. Заключение.

Теоретическая часть

1 Актуальность вопроса .

Игра -самая естественная и любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребёнок в своём развитии проходит несколько стадий, и в дошкольном возрасте игра выступает ведущим видом всей деятельности. Отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. утверждают, что всестороннее развитие ребёнка происходит только в том случае, если он активно включается в игровую деятельность. Педагоги Н.Я.Михайленко, Ф.А.Фрадкина, З.В.Зворыгина, С.Л.Новосёлова, Н.Ф.Комарова и др. так же рассматривали игру как средство умственного, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным.

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Среди методологических принципов, на которых должно строиться российское образование в 21 веке важное место занимает принцип индивидуализации.

Индивидуальность (от лат. « неделимое, особь») – неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве развития общественно-исторической культуры («Психологический словарь»)

Индивидуальный подход – важнейший психолого- педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребёнка.

В новых нормативно-правовых документах Министерства образования РФ подчёркивается важность и необходимость индивидуального подхода к ребёнку, а поддержка индивидуальности признаётся одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания.

Итак, игра-это образ жизни ребёнка, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Поэтому, проблема индивидуального подхода не может рассматриваться вне деятельности, без учёта отношения ребёнка к окружающему миру, его интересов.

2 Взгляды педагогов и психологов на проблему индивидуального подхода к детям.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А Каменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностях.

К.Д.Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Н.К.Крупская и А.С.Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе в развитие интересов и способностей детей.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте и педагогическом учении В.А.Сухомлинского.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других отечественных педагогов. Е.А.Аркин развивал данную проблему в физическом воспитании, Р.И.Жуковская- в игровой деятельности, А.П.Усова- в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В работах Е.А.Флериной, Н.А. Ветлугиной, Н.П.Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям при развитии их творческих способностей и дарований.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний психологии. Отечественные психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.АЛюблинская, Д.Б.Эльконин и др. занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Таким образом, анализ педагогической и психологической литературы позволяет сделать вывод, что индивидуальный подход к детям необходим для всестороннего развития личности ребёнка в условиях воспитания в коллективе, развития с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей и интересов.

3 Развитие игровой позиции педагога .

Дошкольное детство- период первоначального самораскрытия личности, становления основ индивидуальности. Наиболее благоприятной для раскрытия творческих сил ребёнка является игровая деятельность (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин. и др.)

Несомненно, игра- это ведущая деятельность в дошкольном возрасте (А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).

Игровая деятельность дошкольника достаточно разнопланова. Хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевой игре (в младшем дошкольном возрасте- сюжетно-отобразительной), в которой наиболее ярко проявляется специфика этой деятельности: свобода и самостоятельность играющих добровольно с выполнением правил.

Современные педагоги –исследователи (Н.Я.Михайленко, С.Л. Новосёлова, Н.Ф.Тарловская, В.Я.Воронцова, С.И.Щербакова, Н.Н.Палагина и др.) едины во мнении, что своеобразие детской игры конечно же, требует от взрослого большой деликатности и педагогического руководства этой деятельностью.

Организацию и руководство игрой детей в группе осуществляем по Н.Я.Михайленко, М.А.Коротковой. По их определению под организацией игры следует понимать:

1 процесс её формирования;

2 создание соответствующей предметно-игровой среды.

Процесс формирования детской игры предполагает совместную деятельность педагога с детьми, в ходе которой взрослый целенаправленно в соответствии с технологическими подходами передаёт детям игровые традиции, тем самым формируя у дошкольников игровые умения.

В связи с этим педагог должен обладать сформированной игровой позицией.

Развитие игровой позиции происходит поэтапно(слайд 2)

1 этап – воспитатель наблюдатель- консультант.

2 этап- воспитатель – координатор- режиссер. Он устанавливает игровые отношения между участниками игры, объединяет их и наблюдает.

3 этап – воспитатель – со-игрок, т.е. обозначает себя непосредственно в игровых действиях в рамках игрового содержания координатора- режиссера и наблюдателя – консультанта.

Таким образом, каждый этап вбирает в себя предыдущий.

4 Индивидуальный подход в игровой деятельности младшего дошкольника .

Как мы решаем проблему индивидуального подхода в игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста?

При планировании и организации индивидуального подхода в игровой деятельности, мы опираемся на следующие аспекты:

создание предметно-развивающей среды;

учёт особенностей развития игры;

учёт жизненного опыта ребёнка;

учёт индивидуальных поведенческих особенностей детей;

учёт межполовых различей детей.

При создании предметно-пространственной среды в группе учитывали тот факт, что для развития игры детей 3 г.ж. большое значение имеет подбор сюжетно-образных игрушек. Это куклы, изображающие разных людей; наборы посуды; игрушечная мебель, коляски, предметы-заместители; конструктивный материал. Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий создали различные уголки: изобразительный, « уголок ряженья», «уголок уединения» и т.д.

Индивидуальный подход к детям в игре младшего дошкольного возраста основан на диагностике. М.О.Ивакина выделила 3 уровня сюжетно-отобразительной игры: высокий, средний, низкий.

Особое внимание уделяли детям с низким уровнем развития игры. Обогащение содержания игры происходит за счёт формирования практических умений и навыков действий с предметами и игрушками. Так, до того, как провести игру типа «Покачаем куклу», «Разбудим мишку», мы в процессе выполнения режимных моментов, проведения музыкальных занятий акцентировали внимание детей на определённых действиях и речевом материале к ним.

Для детей с высоким и средним уровнями развития сюжетно – отобразительной игры изменяли предметно-игровую среду: из игровых зон убирали часть игрового материала и создавали комплексы(игрушка+предмет-заместитель): для игры «Покормим куклу»- ложка/палочка; «Полечим зайчика»- градусник/палочка и т.д. Затем расширяли круг действий с предметами-заместителями: использовали один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий. Например, палочка-ложка, градусник, молоток и т.д.

Позже использовали разные предметы-заместители для выполнения одного и того же по смыслу игровые действия. Например, в одной игре вместо мыла берётся кубик, в другой- коробочка, в следующей – брусок.

Наблюдая за самостоятельной игровой деятельности детей, мы увидели, что наши малыши овладели разнообразными условными игровыми действиями в совместной игре со взрослыми. И это позволило расширить круг смысловых ситуаций, которые они стремятся воссоздать в своей игре.

Особое внимание обращали на обогащение жизненного опыта детей, т.к. все источники информации, если они интересны детям, будят их мысль, волнуют, удивляют. Это способствует возникновению того, что ребёнок желает сделать больше, чем может в своём возрасте. Эта возникшая потребность может быть реализована в игре. В зависимости от наличия жизненного опыта меняется и уровень игровых умений детей. Обогащали жизненный опыт с помощью следующих приёмов:

1. специально обучающие игры(инсценировки, игры-занятия, сюжетно-дидактические игры);

2.создание игровых проблемных ситуаций;

3. изменение игровой среды с учётом меняющего опыта, т.к. предметно-пространственная среда должна обеспечивать право каждого ребёнка на любимое занятие;

4. совместные игры педагога с детьми;

5. наблюдение за окружающим;

6. передача новой информации посредством художественного слова.

Наблюдения показывают, что все дети по-разному относятся к играм, особенно к коллективным. Одни внимательно только наблюдают за игрой, другие -неуравновешенные, легко возбудимые дети. Некоторые же предпочитают спокойные игры в одиночестве. Следовательно, при планировании и организации сюжетно -отобразительные игры мы учитывали индивидуально поведенческие особенности воспитанников. (слайд 4)

Темперамент – устойчивые особенности личности, зависящие от типа ВНД. Особенности темперамента проявляются уже в младенческом возрасте. Каждый из четырёх типов темперамента требуют индивидуального подхода. (слайд 5)

Меланхолики предпочитают спокойные игры в одиночестве, совместная игра – по желанию. Таким детям предлагаем настольные игры с мягкими игрушками, игры – эксперементирования.

У сангвиников необходимо развивать организаторские способности, т.к. это дети развитые и активны. Предпочитают подвижные игры. Игры с меняющим сюжетом, коллективные.

Холерики легко возбудимы, неуравновешанны. С такими детьми в игре находимся рядом, помогаем советами, вопросами объединиться в игру, разрешить конфликтные ситуации. Включаем их в подвижные, дидактические игры с правилами, которые помогают воспитывать у холериков усидчивость сосредоточенность.

Флегматики, наоборот, застенчивы и робкие. Им предлагаем сенсорные дидактические игры, игры-эксперементирования. В сюжетных играх пассивны, поэтому, показываем новые способы игры и подаём пример игры с товарищами.

Сюжетно – отобразительная игра идеально для осознания особенностей мужского и женского типов поведения. Об этом свидетельствуют исследования Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной. Полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре способствуют:

1. дифференциация игр на «девчоночьи» « мальчишечьи» и совместные;

2. различие мужских и женских ролей в мире;

3. обеспечение детей возможностью выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов.

Таким образом, в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, в правильной организации её заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей.

Практическая часть.

Формирование команд(2 команды)

Задания командам:

1.- Чтобы девочка стала хорошей мамой и хозяйкой, какие игрушки ей нужны?

Какие игрушки, на Ваш взгляд, нужны будущим мужчинам?

2.Решение педагогических ситуаций (см.С. В.Чиркова.Родительские собрания в детском саду.М.,Вако,2008. с.158)

(командам выдается по 2 пед . ситуации)

3. «Винегрет из игр»

Командам дается перечень игр. Задача педагогов-

распределить их, учитывая тип ВНД:

1 команда- для детей-меланхоликов и холериков;

2 команда- для детей- сангвиников и флегматиков.

Раздать участникам «Памятку для воспитателя»

Подведение итогов семинара.

Заключение.

« Ребёнок есть самоцель,- подчёркивал П.П.Блонский,- вот основное правило для воспитателя. У ребёнка своё Я, своя жизнь и всякое желание

воспитателя повернуть жизнь ребёнка на свой лад, каким бы благим не казалось это желание, есть насилие над ребёнком, над личностью».

Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "компетентностный подход", "компетентность": смыслы и содержание понятий;
– проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
– обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование:

– компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
– презентация “Современные технологии как инструмент управления качеством образования” (Приложение 1 );
– карточки для игры “Последствия” (Приложение 2 );
– памятки “Условия формирования ключевых компетенций” (Приложение 3 );
– визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  2. 2. Упражнение “Представление”

  3. Вступительная часть
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть
  6. 1. Деловая игра
    2. Игра “Проблема на ладошке”
    3. Игра “Последствия”

  7. Рефлексия
  8. Итог семинара

I.

1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача – подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления – подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение – наполовину учение.

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” – интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

– личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

– здоровьесберегающие технологии, отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье – обязательное условие образовательного процесса;

– информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

– игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

– проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, – наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… – практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное – движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

– Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии
  2. (действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  3. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я
  4. твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

    Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

    Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

    Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

    Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  5. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

– Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.
2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.
3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

Задачи:

Ознакомить педагогов с эффективными способами общения с родителями

Развивать у педагогов коммуникативные навыки

Развивать у педагогов умения использовать невербальные средства общения

Повышение культуры речи педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ - ГИМНАЗИЯ № 30»

Практический семинар

для педагогов

«Радуга общения»

Подготовил: педагог-психолог Л.В.Мирошникова

Апрель 2017

Цель:

Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, определить, какие условия следует соблюдать, чтобы организовать эффективное взаимодействие в системе «педагог-родитель».

Задачи:

Ознакомить педагогов с эффективными способами общения с родителями

Развивать у педагогов коммуникативные навыки

Развивать у педагогов умения использовать невербальные средства общения

Повышение культуры речи педагогов

Время: 40 минут.

Ход семинара:

  1. Приветствие.

Педагог-психолог : Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, потому что сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями и повысим культуру нашей речи.

2. Притча «Страшный сон»

Педагог-психолог : Я предлагаю прослушать и обсудить притчу.

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал: “Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких”.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: “Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных”. Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились.

– Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

– Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать”.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?
  2. В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов;
  3. Исходя из собственного опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?
  4. Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

3. Теоретическая часть

На мгновение включим фантазию и представим себе…. Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются… А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребят домой. Бывает так, что педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. Стоит помнить, что у педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Педагог может дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

4. Обсуждение образа идеального педагога.

Портрет идеального педагога

Идеальный педагог….

● обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

● признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;

● стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

● обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

● в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

● владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

● учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

● умеет планировать предстоящее общение – подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

● обладает развитыми коммуникативными навыками.

5. Просмотр мультипликационного фильма «Моя жизнь»

Мультфильм снят режиссером Натальей Березовской в 2000 году. Главный герой – маленький забавный поросенок, который пока еще не знает о сложности и жестокости мира.

В ходе обсуждения педагоги приходят к выводу, что мультфильм перекликается с притчей «Страшный сон», представленный в нем детский оптимистический взгляд на жизнь помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, обрести душевное равновесие, избежать конфликтов в общении.

6. Практическая часть «Проверь себя» (Устно)

Задание № 1. Расставьте правильно ударения в словах:

Договор, дремота, жалюзи, заусеница, квартал, каталог, опека, ракушка, свекла, средства, сливовый, танцовщица, творог, туфля, уведомить, уведомление, феномен, звонит, пальцами, ножницами, новорождённый, ходатайство, торты, обеспечение, банты, включит (1- слова в текст, 2 - свет), рожки (животное), рожки (макаронные изделия).

Задание № 2. Определите род существительных.

Шампунь (м.р.), мозоль (ж.р.), кофе (несклон. м. р), тюль (м.р.), вуаль (ж.р.) , какао(несклон., ср.р), пальто (несклон. ср.р), гель (м.р.), вермишель (ж.р.).

Задание № 3. Исправь ошибку в предложении.

Он полный невежа в вопросах искусства.

Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.

Коля является ведущим лидером нашей группы.

Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.

Задание №4. Скажи правильно слова.

Конечно-конешно, скучный-скушный, грустный-грусный, возрастной-возрасной, властный-власный, индекс-индекс, проект-проэкт.

6. Обратная связь

Каждый участник по очереди высказывает свое мнение о семинаре-практикуме по схеме:

Что я узнал нового/интересного?

Что из этого я буду применять в своей работе?

Какие эмоции я испытал в процессе?

6. Тест «Опытный воспитатель ДОУ»

Вед: Предлагаю ответить на несколько вопросов, касающихся непосредственно нас - педагогов. Пословицы русского народа помогут составить портрет о вас и вашей деятельности.

1. Педагог детского сада – это.

А) Добрая лошадка всё свезёт

Б) Без матки-пчёлки пропащие детки

В) Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копья вскормлены

2. Педагогический коллектив – это…

А) В мире, что в море

Б) У одной овечки да семь пастухов

В) Склеенная посуда два века живёт

3. Обучать детей – значит …

А) Что посеешь, то и пожнёшь

Б) Была бы нитка, дойдёт и до клубка

В) В дорогу идти – пятеры лапти сплести

4. Воспитывать детей – значит…

А) Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет

Б) Перемелется всё, мука будет

В) Наказом воевода крепок

5. Развивать детей – значит…

А) Сей день не без завтрака

Б) Высоко летаешь, да низко садишься

В) Палка о двух концах

6. Работа с родителями – это…

А) Бумага не купленная, письмо домашнее

Б) В добрый час молвить, в худой - промолчать

В) По способу пешего хождения

Ключ к тесту

Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.

Если б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.

Если в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.


Семинар-практикум для педагогов «Волшебный песок»


Баскакова Светлана Александровна. Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 74» город Ярославль.
Описание: Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии. Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками.
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование:
-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком.
-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
-Круги-пиктограммы по количеству участников.
-Песочные часы, мольберт, загадки.
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги.




Проведение семинара.
Вводная часть.
Психолог приветствует участников семинара, предлагает всем встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.


Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).




Теоретическая часть.
После игры, психолог проводит презентацию о песке, и организации игр с песком в группах.
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.


Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.


Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке-он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются.



Игры с песком разнообразны:
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.





Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1.Песочница водонепроницаемая с крышкой. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.

2.Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.





Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.



Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке.Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.



Практическая часть семинара.
Психолог предлагает всем желающим принять участие в играх, которые можно использовать в работе с детьми.Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах.
Игра «Придумай сказку»
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.
Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?









Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.
Оборудование: мольберт, загадки, индивидуальные подносы с песком (я использовала плотные крышки от коробок), палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки.
Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры.
Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать-это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе.
Участники с правой стороны отгадывают загадку:
Есть у моря, океана
Есть у озера, лимана
Есть и был на все года
У реки и у пруда
И скажу я вам, к тому же,
Есть он даже и у лужи. (Берег)
Участники слева отгадывают загадку:
Там, где корни вьются
На лесной тропе,
Маленькое блюдце,
Спрятано в траве
Каждый, кто проходит
Подойдёт, нагнётся-
И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)
Мольберт стоит так, что сидящие справа не видят загадку, сидящих с левой стороны. Затем, психолог предлагает создать картину на подносе из любых материалов, и дать ей название с учётом своих отгадок. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы).
Вопросы для обсуждения:
-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка?
-Что для вас было самым трудным?
-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить?
После обсуждения педагоги по очереди озвучивают отгадку и название своей картины, рассматривают картины своих коллег, делятся впечатлениями.














Мастер-класс: Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины.
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие).
Ход работы:
Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:
1-на чистом листе нарисовать свою картину,
2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.
Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора всесадятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы.
Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.

Рецепт хорошего урока

Семинар-практикум для учителей

В многочисленных училищах, институтах и университетах получают образование будущие педагоги. Затем выпускники приходят в школы и училища и начинают свою трудовую деятельность. Время от времени их начальство отправляет своих работников на курсы переподготовки, повышения квалификации и на всякие другие умные курсы и занятия. Учителя-практики посещают многочисленные семинары и лекции в институтах усовершенствования для работников образования, где учат многому. Жаль только, что их не учат быть успешными . Их учат быть добрыми и ответственными людьми, но не обучают быть людьми оптимистичными и счастливыми. Нигде не учат более разумному режиму учительского труда, не учат строить отношения со своими коллегами, не преподают здоровьесберегающие технологии и основы здорового образа жизни, так необходимые в современной школе.

Психологи решили взять на себя ответственность и попробовать восполнить этот пробел в российской системе педагогического образования. В этом деле нет ничего сложного. Главное - наше желание. Мы можем предложить учителям нехитрые способы, как можно стать счастливым и успешным человеком.

От кого или чего устали наши учителя больше всего?

Да от самих себя, любимых и неповторимых.

От того, что они сами не могут организовать свою собственную жизнь или изменить ее.

Устают от того, что у них нет привычки отвлекаться от работы и иметь хобби.

От того, что ленятся заниматься своим здоровьем.

От того, что не умеют отказываться от навязываемых нашим обществом и культурой сомнительных идеалов, боятся быть самими собой, не оправдать тем самым ожидания общества.

Сами взваливают на себя слишком много нагрузки, не умеют отдыхать и почти разучились радоваться жизни.

Устали от психологической неграмотности - не учатся общению, не способны взглянуть на себя со стороны.

Увязли в отрицательных эмоциях, межличностных конфликтах, тонут в негативе, постепенно опускаются в хронический пессимизм и депрессию.

Вот это и подтверждает, что больше всего они устали от самих себя. Давайте призовем их к борьбе с собственной усталостью.

Знакомство

Участникам семинара предлагается написать имя на бейджике, затем, называя свое имя, ответить на вопрос: “Почему я решил стать учителем?”

Беседа психолога

Как оказывается, учителя должны всё и всем. А известно ли вам, каким должен быть учитель? (Участники семинара дают свои ответы. )

Идеал учителя складывается из самых разных составляющих: нравственной, духовной, профессиональной, интеллектуальной, этической и др. Вот какой список качеств и требований к учителю получается:

высокий профессионализм;

глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;

интеллигентность;

любовь и уважение к детям вообще и к своим ученикам в частности;

высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;

порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;

гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, душевная щедрость;

высокая работоспособность и трудолюбие;

постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию; творческий подход к делу, владение методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;

высокий уровень психологической грамотности; выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям; корректность в отношениях со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни; доброжелательность, человеколюбие;

полная объективность в оценках;

личная скромность;

воспитанность, высокая культура и нравственность;

эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного;

артистичность;

естественность, отсутствие фальши и наигранности;

организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

чувство юмора, умение шутить;

аккуратность и точность.

Перечитывая требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, можно ли представить реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится.

Воображение в данном случае может рисовать красивую картинку нежно голубого неба с роскошными облачками и ангела с ослепительно белыми крыльями.

И здесь хочется зачитать цитату из книги Ю.Л. Львовой “Творческая лаборатория учителя”: “Учитель - маг, виртуоз, фокусник, умеющий сделать урок безразмерным, вмещающим крупные исторические периоды, сложные литературные и научные судьбы, эпохальные открытия; он властелин дум, врачеватель, духовник, и он же тягач и трудяга”.

Предлагаю вам выполнить несколько упражнений.

Упражнение 1. Определение способности к распределению внимания

Задания для участников:

1. Напишите на доске свою фамилию, при этом одновременно называйте ее буквы в обратном порядке.

2. Напишите на доске цифры от 1 до 20, одновременно считая вслух в обратном порядке (от 20 до 1).

3. Напишите на доске свою фамилию, очерчивая при этом одновременно правой ногой на полу и левой рукой на доске окружность.

4. Считая вслух от 1 до 30, после каждой второй цифры называйте женское имя, после каждой четвертой - мужское.

Упражнение 2. “Рисование по инструкции”

Выбирается пара участников. Один участник в паре получает карточку с изображением, его задача - инструктировать партнера таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог воспроизвести ее изображение.

Упражнение проводится в двух вариантах:

с обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы;

без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.

Психолог. А теперь я расскажу вам об играх, в которые играют российские учителя.

Игра 1. “Навешивание ярлыков”

Психолог. Навешивание ярлыков на учащихся настолько прочно вошло в нашу школьную жизнь, что мы, учителя, даже не задумываемся над этим и просто этого не замечаем. Сначала ребенок обижается, сопротивляется, пытается бороться. Потом постепенно смиряется и ведет себя соответственно прикрепленному ярлыку, чего мы, взрослые, от него и ожидаем. Вот несколько ситуаций из школьной жизни:

1. Учитель проверяет письменные работы. У Юли и Миши - одинаковое количество ошибок, но Юля получает “4”, ведь она - стабильная хорошистка, а Миша - “3”, так как он всегда был троечником.

2. Фронтальный опрос на уроке. Учитель задает разные вопросы, ребята тянут руки и отвечают на них по очереди. В конце урока учитель объявляет оценки и оказывается, что у всех отличников “5”, даже у тех, кто открыл рот всего 1–2 раза; у всех хорошистов - “4”; а у троечников, естественно, - “3”.

3. Из месяца в месяц, из года в год все ответственные, самые интересные поручения дают одним и тем же ребятам, главные роли в школьных спектаклях достаются негласно признанным “артистам”.

Психолог. А сейчас предлагаю вам попробовать некоторые методы снятия ярлыков с обучающихся.

(Участники семинара-практикума выполняют задания по желанию.)

Задание 1

Выступить в роли защитника ребенка

Обвинитель . Вася - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает.

Адвокат . Вася - вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают “шустриками” и “мямликами”. Так вот, Вася - “шустрик”. Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок. На уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнениями, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом.

Задание 2. Докопайтесь до истины

Один участник будет задавать большое количество вопросов, а другой попытается с помощью ответов докопаться до истины.

Саша - грубиян (это - ваш ярлык, повешенный на вымышленного ребенка).

1. А почему он вам грубит? - Потому что он грубиян.

2. А почему он грубит именно вам? - Потому что не хочет учить мой предмет.

3. Почему он не хочет его учить? - Потому что он ему трудно дается.

4. Почему трудно? - Потому что сложная программа.

5. А почему она для него сложная? - Упущен ранний период развития ребенка.

6. А ребенок в этом виноват? - Нет.

7. Почему же я нервничаю? - Потому что я в этом виноват тоже, а требования к результатам моего труда - очень высокие.

8. Так, хватит искать виноватых! Что я смогу сделать в данной ситуации...

Психолог. Как можно избавить себя от навешивания ярлыков на учащихся? Например, такого: Петя - застенчивый тихоня, ему ничего нельзя поручить, он не справится.

Просто надо отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное - проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события.

Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это - как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем, мыслим тотально, делаем глобальные выводы.

Игра 2. Наш “ролевой веер” в классе

Психолог. Учителя постоянно и много общаются с учениками. В этом режиме общения мы играем разные роли, кстати сказать - не всегда отдавая себе в этом отчет.

Счастливые и успешные учителя играют свои лучшие роли, а несчастные и неуспешные - наоборот. Какие же роли мы играем?

В процессе обсуждения с участниками заполняется таблица. Ниже приведен ее возможный вариант.

Наши лучшие роли

Наши не лучшие роли

друг

враг

наставник

мучитель

покровитель

царь-деспот

соратник

соперник

вдохновитель

всезнайка

адвокат

обвинитель
(судья, прокурор)

советник

диктатор

помощник

недоброжелатель

предмет уважения

объект неприязни

партнер

жертва (мученик)

главный режиссер

кукла-марионетка

Психолог. Конечно, школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой-то одной роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что каждому человеку присущ “ролевой веер”, то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей.

Только надо помнить, что от выбранной нами комбинации, от составленного “ролевого веера” во многом будет зависеть счастье и психическое здоровье ваших учеников.

Совместно с участниками заполняется следующая таблица:

Мы представляем себя такими

Наши ученики воспринимают
нас такими

великий мыслитель, несущий истину детям

царь-деспот

талантливый лидер, ведущий детей за собой

пастух с кнутом

человек, посвятивший себя педагогике

жертва, которой все должны

мудрый воспитатель

диктатор

гениальный актер

клоун

бдительный фиксатор ошибок, оплошностей и промахов детей

палач

оригинальная неординарная личность

обыкновенная посредственность

знаток детской психологии

нудный вдалбливатель знаний

Психолог. Свой разговор на данную тему хочется завершить словами:

Школа - это большой театр.
И в ней нет ничего сложней,
Чем выбрать себе спектакль
И роль среди сотен ролей.

Игра 3. Фантазии на тему “Погода в классе”

Психолог. Учителям надо помнить, что в классе далеко не “всякая погода - благодать”. А из погоды в классе складывается климат в школе Тип погоды очень важен для подрастающего поколения, и он зависит от людей, находящихся там.

Задание

Психолог. Предлагаю каждому из вас нарисовать заданный вам тип погоды в классе, описать его и ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, для него характерно?”

Мороз и холод;

пасмурно, прохладно, влажно;

буря, гром и молния;

туман;

град;

высокое давление;

снегопад;

ясное, спокойное утро;

дождь;

солнечно.

Участники в течение 5–7 минут рисуют при помощи красок или цветных карандашей тип погоды и отвечают на вопрос, затем идет обсуждение.

Психолог. Погоду в классе делаем мы, мы сами. Так давайте делать ее разумно и качественно. И давайте делать только хорошую, солнечную погоду.

Советы психолога

Относительно работы

Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

У большинства учителей наблюдается синдром “отличника”. Они все стремятся сделать именно на “отлично”.

Мы можем на это предложить аксиому нормального учителя: “Человек имеет право на ошибку, а я - человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и учеников, замечания администрации - это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это - жизнь. Это моя естественная среда обитания”.

Учитесь управлять собственным временем.

Умейте отказаться вежливо, но убедительно.

Создайте на своем рабочем месте как можно более комфортные условия труда.

Относительно самого себя и своей жизни

Будьте эгоистом хотя бы иногда. Почему-то учителя всегда всем что-то должны.

Организуйте себе свой День эгоиста.

Ищите свой набор способов для снятия стресса и усталости.

Составьте расписание неотложных дел после работы.

Например:

Понедельник - аэробика под видеокассету с последующей горячей ванной с морской солью.

Вторник - прослушивание музыки Чайковского лежа с травяными компрессами на глазах.

Среда - разгрузочный фруктовый день; зеленый чай с медом с последующим танцем под музыку любимой поп-группы.

Четверг - немного вязания, а также занятие на велотренажере под любимую передачу.

Пятница - посещение косметического кабинета; визит к лучшей подруге и чаепитие с любимыми пирожными, вечер дома без телевизора и телефона.

Суббота - днем - вылазка на природу, вечером - семейный ужин с чем-нибудь вкусненьким, за красиво сервированным столом, накрытым скатертью.

Воскресенье (впишите самостоятельно).

Относительно мира вокруг

Долой негатив из нашей головы! Можно просто пожелать нашим учителям постоянной и победоносной борьбы со всеми черными мыслями и с любым негативом.

Перестаньте контролировать всех и вся вокруг! Мы, психологи, знаем, что контролировать можно только одного человека - самого себя.

Относительно проведения хорошего урока

Предлагаю рецепт приготовления хорошего урока. Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день. Добавьте в каждый свой урок по одной порции:

мудрости;

терпения;

храбрости;

работоспособности;

оптимизма;

преданности своему делу;

вольнодумия и свободомыслия;

доброты;

отдыха и заботы о здоровье;

доброго юмора;

такта;

веры в каждого ученика.

Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом учителя. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.