Главным запретом этого дня является купание в открытых водоемах. Второе августа — один из самых почитаемых праздников — Ильин день Что нельзя делать в Ильин день — приметы и суеверия

Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх.

Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего.

Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, - тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее - измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.

Притча дня

Один человек пришел к старцу и увидев его крайнее незлобие попросил:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Старец согласился и попросил человека принести картофель и прозрачный пакет.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми картофель. Напиши на нем имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоуменно спросил человек.
- Нет, - ответил старец. - Ты должен всегда этот пакет носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Человек согласился. Прошло какое-то время. Его пакет пополнился многими картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Тогда человек пришёл к старцу и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но старец ответил:
- То же самое происходит и у людей в душе. Просто мы это сразу не замечаем. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.

Как научиться не обижаться?

1. Всегда помнить, что является признаком гордости и препятствием ко Св. Причащению.
2. Стараться не выражать свою обиду словом или поведением, т.е. не поддаваться страсти на деле и понуждать себя к мирному общению с обидчиком.
3. Помысл, приносящий огорчение, смущение, может исходить от лукавого, его следует сразу же отвергать. Взаимная обида, разрушающая любовь между ближними, угодна дьяволу.
4. Следует молиться за обижающих нас, молитва воцаряет мир в душе и изгоняет памятозлобие.
5. Из самых глубин голгофских страданий, при всеобщем презрении, Христос молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (), - Он не имел в сердце и капли обиды. Те же слова повторял святой Стефан Первомученик, когда его побивали камнями, просил за своих убийц: «Господи! Не вмени им греха сего» (). Кто приобщен Богу, тот приобщен и Божией любви, тот выше обид, потому что причастник Божьего Царства ищет, чтобы и другие стали причастниками.

2 августа отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Ветхозаветный пророк Илия (у иудеев - Элийя, у мусульман - Ильяс), ревностный борец за чистоту веры и обличитель идолопоклонства и нечестия, живший, согласно библейскому повествованию (Третья и Четвертая книги Царств), за 900 лет до Иисуса Христа, оказался удивительно близок именно христианам.

Первый девственник-анахорет в Ветхом Завете, он посвятил себя Богу прежде, чем Бог призвал его на пророческое служение. И явился ему Господь не в громе, буре или огне, а в «тихом веянии ветра». Посланный Богом к царю Ахаву предупредить, что если он и его народ не перестанут поклоняться Ваалу и Астрате, Израильское царство постигнет голод, он и сам потом вместе со всеми голодал, довольствуясь тем немногим, что приносил ему в пустыню ворон. Его преследовал гнев царицы-язычницы Иезавели, он уставал от возложенного не него бремени пророка-изгоя, отчаивался, просил смерти. А потомна глазах у всего народа силой молитвы низвел с неба огонь на жертвенник истинного Бога.

Как истинный пророк Илия оставил после себя ученика, Елисея - чтобы дело, которому он служил, не умерло вместе с ним. И когда уже возносимый огненной колесницей в небо учитель бросил ученику свой плащ (по-славянски «милоть»), а тот ударил им по воде, и вода расступилась, Елисей понял, что унаследовал не только одежду, но и дух пророка. Пройдет почти тысяча лет и сходное чувство испытают апостолы в день Пятидесятницы и передадут этот дух всему народу Божию, чтобы он передавал его из поколения в поколение.

Ильин день отмечают все православные народы, а также христиане, иудеи и мусульмане, живущие в окрестностях горы Кармель, на которой, согласно библейскому повествованию, он скрывался, молился и победил жрецов Ваала. Почитают пророка Илию и католики, но у них, в отличие от православных, отдельного празднования ему не установлено.

Места земной жизни пророка издавна притягивали паломников. В греческом монастыре святого Георгия Хозевита, основанного около 480 года в окрестностях Иерихона в ущелье Вади Кельт, в большой пещере, где, по преданию, скрывался и молился пророк Илия в первый год трехлетней засухи, обустроен храм во имя пророка Илии. На гора Кармил еще мать святого Константина Великого равноапостольная царица Елена основала Ильинский монастырь. Сейчас это католический мужской монастырь Stella Maris, а неподалеку от него - православный русский храм во имя Илии пророка, освященный в 1913 году. Одна из пещер, где, по преданию, он спасался от преследователей, находится на территории греческого монастыря Мар Элиас, построенного в VI веке. Есть пещерный храм пророка Илии и на горе Хорив, на склоне, ведущим в Иофорову долину.

В Киеве первый Ильинский храм был построен еще при князе Игоре, задолго до крещения Руси. А в Москве название улице Ильинка дала древнейшая церковь во имя пророка Илии - собор Ильинского монастыря, как полагают археологи, XIV века.

Ильин день на Руси всегда отмечали крестным ходом и молебном. В Москве его совершали на Лобном месте на Красной площади, а потом духовенство во главе с патриархом и народ направлялись на Ильинку, в древнейший Ильинский храм города, где служили литургию.
Особенно усилилось почитание пророка Илии как заступника Русской земли в Смутное время: все историки упоминают о набате, прозвучавшем с колокольни этого храма 17 мая 1606 года и положившем начало восстанию против Лжедмитрия I. А народ, чуткий к подобным знакам, тут же приписал изгнание иноземцев из Москвы заступничеству пророка Илии.

Традиция Ильинских крестных ходов продержалась в Москве до самой революции и в 2003 году возродилась. Теперь древний Ильинский храм столицы - центральный храм Воздушно-десантных войск РФ, считающих Илью пророка своим небесным покровителем и празднующим свой профессиональный праздник в день его памяти.

А по деревням, где до XX века Ильинских храмов и часовен было множество, в Ильин день шли крестным ходом на поля, чтобы отслужить там молебен, и обязательно устраивали братчину - праздничное застолье в складчину. Причем, в отличие от других праздничных братчин, еду готовили мужчины.

Почтение памяти святого Авраамия (XIV в.), просветителя Галичской страны. Основатель 4-х монастырей, посвященных Пресвятой Богородице.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломской, жил и подвизался в ХIV веке в обители Преподобного Сергия Радонежского. После долгих лет искуса он был удостоен священного сана. Стремясь к совершенному безмолвию, он испросил благословение Преподобного Сергия и удалился в 1350 году в Галичскую страну, населенную чудскими племенами, пишет ТПП-Информ. Поселившись в пустынном месте, преподобный Авраамий по откровению перешел на гору, где обрел сиявшую неизреченным светом икону Божией Матери. О явлении святой иконы стало известно Галичскому князю Димитрию, который и просил преподобного принести ее в город.

Преподобный Авраамий пришел с иконой в Галич, где был встречен князем и сонмом духовенства. От иконы Божией Матери совершились многочисленные исцеления. Князь Димитрий дал Преподобному средства на сооружение храма и монастыря близ Чухломского озера, на месте явления иконы Пресвятой Богородицы. Храм был построен и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Новоустроенная обитель преподобного Авраамия стала источником духовного просвещения местного чудского населения.

Когда обитель укрепилась, он поставил вместо себя настоятелем своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в поисках уединенного места, но и там его нашли ученики. Так возникла еще одна обитель с храмом в честь Положения Ризы Божией Матери, названная «великой пустыней Авраамлею». Преподобный Авраамий дважды удалялся в глухие места, после того как к нему вновь собирались безмолвники. Так были основаны еще два монастыря - один в честь Собора Пресвятой Богородицы, настоятелем которого преподобный Авраамий поставил игумена Пафнутия, и другой - в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В Покровском монастыре преподобный Авраамий окончил свою земную жизнь. Он преставился в 1375 году, передав за год до своей блаженной кончины настоятельство своему ученику Иннокентию. Преподобный Авраамий явился просветителем Галичской страны, основав в ней четыре монастыря, посвященные Божией Матери, явившей ему Свою икону в начале его молитвенных подвигов.

Преподобномученик Афанасий родился около 1595–1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника - как сам на то указывает в мемуарах, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» - фамилией или отчеством.

Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где наученные греческому и церковнославянскому языку, слову Божию и святоотеческим творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий.

Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном - якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604–1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета.

Семь лег служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий, что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»

Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя, известного защитника Православия Михаила Федоровича Романова, сына русского патриарха Филарета, Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера и удалился в келию Виленского Свято-Духова монастыря, где вскоре принял постриг от наместника Иосифа Бобриковича. В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей, основанном недавно, в 1623 году Богданом Стеткевичем и супругою его Еленой Соломерецкой (В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования. СПб. 1892 С. 172), а затем - в Межигорской обители под Киевом, у игумена Комментария (упоминается под 1627 годом) и брата Киевского митрополита Иова Борецкого - Самуила. Впрочем, уже в 1632 году Межигорский игумен отпустил Афанасия в Вильну, где тот был рукоположен в сан иеромонаха.

В следующем году Афанасий вновь покинул монастырь Святого Духа и направился в качестве наместника игумена Леонтия Шитика в Дубойнский монастырь под Пинском, также подначаленный виленской монашеской обители, где и провел в заботах о братии, постах и молитвах три года.

В 1636 году ярый сторонник католического прозелитизма Альбрехт Радзивилл, нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов.

Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Иллариону Денисовичу. Обитель эта была основана в 1628 году вдовою брестского каштеляна Григория Войны Аполлонией и ее сыном Василием Коптем при чудодейственной иконе Божией Матери, написанной внутри креста, некогда сожженной татарами, а после чудесно явившейся посреди пламени. Здесь, под святым покровом «малой размерами, но великой чудесами» иконы, и проживал блаженный Афанасий в сердечной дружбе с иноком Макарием Токаревским.

Этот Макарий в 1637 году привез от митрополита Петра Могилы универсал, позволяющий сбор «ялмужны» - подаяния на восстановление Купятицкой монастырской церкви. И вот, по совету братии монастыря и благословению игумена, в ноябре 1637 года Афанасий Филиппович отправился собирать пожертвования. Для этого он решился на достаточно смелые действия: направился в Москву, чтобы, собирая пожертвования, искать защиты Православия у Московского царя.

Незадолго перед дорогой ему было видение, которого сподобился и игумен обители: в пылающей печи горел король Сигизмунд, папский нунций и гетман Сапега. Это видение Афанасий счел благим предзнаменованием скорого торжества Православия. Непосредственно же перед уходом в Московию Афанасий, молясь в церковном притворе, видел сквозь окошко икону Богородицы и услышал какой-то шум и голос от иконы «Иду и Я с тобою! », а после заметил и умершего за несколько лет перед тем диакона Неемию, промолвившего: «Иду и я при Госпоже моей!» Так, заручившись обетованием чудесного покровительства Пресвятой Богородицы, простившись с братией и получив благословение игумена, Афанасий отправился в путь.

Прибыв в Слуцк, он встретился с неожиданными трудностям: архимандрит Самуил Шитик отнял у него митрополичий универсал по той причине, что Филиппович не имел права делать сборы на территории, не относящейся к Луцкой епархии. Когда же в конце января 1638 года конфликт был разрешен, Афанасий со своим спутником Волковицким направился в Кутейно просить игумена Иоиля Труцевича, связанного с наиболее известными представителями российского духовенства, посодействовать в переходе границы в Московию (над границей был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию).

Взяв у игумена Иоиля рекомендательные письма «карточек, сведочных о себе», - Филиппович направился в Копысь, Могилев, Шклов и вновь возвратился в Кутеинский монастырь, где наместник Иосиф Сурта рекомендовал пробраться в Московское царство через Трубчевск. Сбившись с дороги и едва не утонув и Днепре, ограбленные и избитые на одном из постоялых дворов, путешественники добрались, наконец, до Трубчевска. Однако и здесь их ждала неудача; князь Трубецкой категорически отказался выдать им пропуск, подозревая в них лазутчиков.

Вынужденный возвратиться, Афанасий посетил по дороге Човский монастырь, где один из старцев посоветовал ему сделал попытку перейти границу в районе Новгород-Северского при содействии тамошнего воеводы Петра Песечинского. Паломник с благодарностью принял добрый совет и пересек границу у села Шепелево.

Однако на этом не закончились трудности Афанасия: по пути в Москву у него произошла размолвка с послушником Онисимом, потерявшим надежду добиться поставленной цели.

Наконец, ходоки пришли к вратам столицы. В Москве они остановились в Замоскворечье, на Ордынке, где в марте 1638 года Афанасий составил записку царю, излагая свою миссию и историю путешествия в виде дневника. В этой записке Афанасий показал бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой, развернув картину насилий и надругательств над Православием, умолял Российского государя заступиться за русскую веру. Он также советовал царю сделать на воинских хоругвях изображение Купятицкой Божией Матери, с помощью которой удалось совершить столь трудное и небезопасное путешествие. Записка эта вместе с изображением чудотворного образа была передана царю. В итоге Афанасий был принят в Посольской избе, где, видимо, рассказал и о готовящемся самозванце. Уже в следующем году в Польшу была послана комиссия во главе с боярином Иваном Плакидиным для выявления самозванцев; донесение главы комиссии подтвердило сведения Афанасия (Памятники русской старины. СПб. 1885. Т.8).

В цветоносное Вербное воскресенье Афанасий покинул Москву с щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви, 16 июня прибыл в Вильну, а в июле достиг пределов родной обители.

В 1640 году братия Брестского Симеонова монастыря, лишившаяся игумена, послала в Купятицы прошение благословить к ним игуменом Афанасия Филипповича либо Макария Токаревского. Выбор пал на Афанасия, который направился в Брест. Здесь он оказался в самом центре борьбы Православия с унией, ибо Брест был городом, в котором появилось на свет и как нигде больше распространилось «греко-католичество». Еще ранее все 10 православных храмов города были превращены в униатские, и только в 1632 году православному братству удалось возвратить храм во имя Симеона Столпника с монастырем при нем, а в 1633 - церковь в честь Рождества Богородицы.

Униаты, однако, не прекратили своих посягательств, и вскоре игумену Афанасию пришлось разыскивать «фундации» на православные храмы: было найдено и занесено в городские книги магде-бургии шесть документов XV века, относящихся к брестскому Никольскому братству, объединявшему монастыри Рождества Богородицы и Симеона Столпника. Найденные игуменом документы давали основания к юридическому оформлению прав Рождество-Богородичного братства, и брестский подвижник отправился в сентябре 1641 года в Варшаву на сейм, где получил 13 октября королевский привилей, подтверждавший права братчиков и позволяющий приобрести в Бресте место для постройки братского дома.

Но привилей этот надлежало ратифицировать у канцлера Альбрехта Радзивилла и подканцлера Тризны, которые отказались, даже за 30 талеров, которые мог предложить им игумен, заверить привилей своими печатями, ссылаясь на то, что «под клятвою запрещено им от святого отца папежа, чтобы более уж вера греческая здесь не множилась». Не смогли помочь игумену Брестскому и собранные на сейме православные епископы, опасавшиеся, что в борьбе за меньшее можно потерять большее, вызвав волну новых преследований со стороны властей. Игумен Афанасий, однако, укрепленный в правоте своего дела благословением чудотворной иконы, вновь сделал попытку заверить данный привилей, - и вновь безуспешно. Тогда он явился на сейм и обратился непосредственно к королю с официальной жалобой - «супликой», - требуя, «чтобы вера правдивая греческая основательно была успокоена, а уния проклятая уничтожена и в ничто обращена», угрожая монарху Божией карой, если он не обуздает диктат Костела.

Обличение это, произнесенное 10 марта 1643 года, привело короля и сейм в сильнейшее раздражение. Игумена Афанасия арестовали и заключили вместе с соратником его диаконом Леонтием в доме королевского привратника Яна Железовского на несколько недель - до сеймового разъезда. Лишенный возможности разьяснить причины своего выступления, игумен Брестский возложил на себя подвиг добровольного юродства, и 25 марта, на празднование Благовещения Пресвятой Богородицы, бежал из-под стражи и, встав на улице в каптуре и параманте, бия себя посохом в грудь, принародно произнес проклятие унии.

Вскоре он был схвачен и вновь заключен под стражу, а после окончания сейма предан церковному суду. Суд, для успокоения властей, временно лишил его иерейского и игуменского сана и отправил в Киев на завершительное разбирательство консистории. В ожидании окончательного постановления суда преподобный Афанасий подготовил объяснительную записку на латыни, ибо предполагался приезд правительственного обвинителя. Вдали от раздраженной Варшавы и верховных властей суд, проходивший под председательством ректора Киево-Могилянской коллегии Иннокентия Гизеля, постановил, что Афанасий уже искупил свой «грех» заключением, и поэтому ему предоставляется свобода и возвращается священнический сан. Митрополит Петр Могила подтвердил это решение и 20 июня отправил преподобного в монастырь Симеона Столпника с посланием, в котором предписывалось быть более осторожным и сдержанным в церковных делах.

Так преподобный Афанасий возвратился в Брест, где и прожил «в покое время немалое». Покой этот был весьма относительным, ибо не прекращались непрерывные нападения на обитель иезуитских студентов и униатских священников, оскорблявших и даже избивавших православных иноков.

Рассчитывая получить поддержку у новогородского воеводы Николая Сапеги, считавшегося патроном Симеонова монастыря, и в уповании на то, что он поможет исхлопотать охранную грамоту для православных берестейцев, преподобный Афанасий отправился в Краков, занимаясь одновременно сбором пожертвований для своей обители. К сожалению, поддержки вельможного воеводы найти не удалось, и преподобный направился к московскому послу князю Львову, проживавшему в то время в Кракове и занимавшемуся расследованием о самозванцах. Встретившись с ним, Афанасий рассказал о своем путешествии в Москву, а также сообщил множество фактов о Яне-Фавстине Лубе, предъявив одно из его последних посланий, определенные фрагменты которого давали основания возбудить против самозванца судебное расследование.

Вызванный из Кракова в Варшаву письмом варшавского юриста Зычевского, который сообщал 3 мая 1644 года, что его усилиями грамота, порученная Афанасием к заверению у канцлера, уже снабжена необходимыми печатями, и требовал выкупить привилей за шесть тысяч злотых, преподобный Афанасий безотлагательно направился в столицу. Но когда при проверке оказалось, что привилей не внесен в королевскую метрику и, следовательно, не имеет законной силы, игумен отказался выкупить фиктивный документ.

Вернувшись в Брест из Варшавы, преподобный Афанасий заказал в бернардинском монастыре копию Купятицкой иконы и поместил ее в своей келии; вдохновленный этим образом, он приступил к сложению новой публичной жалобы, с которой рассчитывал выступить на сейме 1645 года. Для этого же он подготовил несколько десятков копий рукописной «Истории путешествия в Москву» с изображением Купятицкой иконы Божией Матери.

Новости СМИ

Новости партнеров

Каждый год православные христиане отмечают праздник Ильин день. Выпадает он на 2 августа. Но Ильин день 2019 — это не только праздник верующих, но и переход от лета к осени (в этот день "Зима с летом борются"). Световой день уменьшается, поведение животных и насекомых меняется, погода шалит.

Оценка

В стародавние времена в этот день просили у Ильи солнце или дождь. Все зависело от того, что именно нужно для урожая. ХОЧУ.ua сегодня расскажет , традиции и обряды на 2019.

Пророк Илья был исполнителем воли Божией, поэтому в его власти наказывать грешников, не давать нечисти куролесить. Для этого у него есть стрелы из молнии. Илья — мудрый и суровый, но в тоже время справедливый пророк, который благосклонен к праведникам и честным людям, не таящим зло и обиду в себе. Благочестивым крестьянам Илья помогает содержать скот и выращивать культуры. К грешникам Илья безжалостен — поля таких людей страдают от нашествия насекомых, травы, ветра, града, дождей и .

История праздника Ильи

В Давным-давно, точнее в IX веке до нашей эры, за 900 лет до того, как родился Иисус, в одном из еврейских городов родился мальчик, которому пророчили великое будущее. Ему суждено было стать пророком. Имя ему Илья. Если верить легенде, во время рождения ребенка, его отец увидел сон — ангелы закутывали мальчика в огненные пеленки и кормили огненным пламенем.

Позже выяснилось, что сон был вещим. Илья подрос и ушел в пустыню, где соблюдал все проповеди Божие, строгий пост и ежедневно молился Богам. После отшельничества в пустыне, Илья продолжал вести праведный образ жизни, боролся с грехами, противостоял нечистой силе и боролся с идолами.

Помимо праведного образа жизни, святой совершал различные чудеса, помогал людям (в частности израильскому царю Ахаве), пророчествовал, призывал дождь, солнце, грозы и молнии, разделил , воскресил мертвого отрока… В конце своего жизненного пути, Илью забрали на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Умчался он на них живым на небо, оставив на земле своего ученика — Елисея.

Почитать Илью стали очень не скоро — лишь с IX-X века н.э. В Византии в его честь устраивали целые пиры и представления. Чуть позже, Илья потеснил стража небес Перуна, забрав его характеристики и полномочия себе. В Киеве даже поставили храм в честь Ильи, который теперь именуется Свято-Ильинской церковью. В настоящее время, пророк Илья считается покровителем воздушных воинов (летчиков, авиаторов и десантников). Видимо, не зря, праздник Ильин день и день десантников отмечается 2 августа.

Нельзя купаться в Ильин день: почему

По народным приданиям, считается, что после 2 августа стоит закончить . Это связано с тем, что 2 августа заканчивается лето, мол природа готовится к наступлению осени и пророк Илья пописал в воду, остудив ее. Еще по одному приданию, Илья ездит по небу на своей белой огненной колеснице и роняет в воду подкову, которая остужает воду.

Есть еще один вариант, почему нельзя купаться после Ильина дня, потому что вода начинает цвести, что неблагоприятно сказывается на . Так же считается, что в ночь на 2 августа возле водоемов собирается всякая нечистая сила (в воде правят водяные, черти, морские цари и русалки). Искупавшись после праздника Ильина дня в открытом водоеме, можно накликать на себя беду или вовсе утонуть (русалка заманит и утащит).

Еще один вариант, почему в Ильин день нельзя купаться связан с тем, что возле водоема можно запросто встретить диких зверей. Поэтому и говорят: "В Ильин день — олень воду переплыл, купаться не стоит", намекая на то, что во время своего заплыва олень пописал в воду, остудив ее.

Чтобы защитить свой дом от попадания молнии, когда Илюша будет сердиться, люди окуривали перед праздником дом, скотину, поля ладаном. Чтобы защитить урожай, из окна домов выставляли угощение, которые вечером спускали по воде. В этот день нечистая сила прячется в диких и домашних животных, поэтому народ не пускал никаких животных в свой дом. Рыбаки боялись рыбу с красными глазами, поэтому отпускали ее обратно в воду.

Если 2 августа была гроза, обязательно собиралась дождевая вода и хранилась в доме. Считалось, что такая вода обладала целительной силой и оберегала от злых духов целый год. Во время дождя и грозы нельзя было шуметь, веселиться, находиться в воде, стоять под деревом (особенно под сосной, у которой две верхушки). Во время грозы жители плотно закрывали двери и окна, а перед иконами зажигали лампадки и свечи (по возможности, произносились молитвы).

Перед Ильиным днем целую неделю нужно было соблюдать пост. Накануне праздника обязательно наводился . В сам праздник умывались дождевой водой и устраивали гуляния для всех жителей деревни. Подготовка к празднованию начиналось задолго до Ильина дня — готовилось очень много разнообразной еды, пеклись ритуальные хлебцы из муки нового урожая.

Главным напитом было пиво, а блюдом — . Перед тем, как подать мясо к столу, животное ритуально приносили в жертву. Считалось также, что Илья пророк может помочь не только с плодородным урожаем, но и помочь излечиться от тяжелой болезни, наказать обидчика, найти клад, спасти молодых от несчастливого брака, порчи и сглаза.

Что можно и нельзя делать в Ильин день

Современные обычаи и традиции значительно отличаются от древних, но и в наших условиях можно соблюсти каноны и отпраздновать Ильин день. Разницу также можно заметить в делах, которые либо можно, либо запрещено делать на Ильин день 2019 . Например, вам никто не мешает и умыться дождевой водой, если пойдет дождь (эту традицию же не зря придумали, наверняка, она помогает сберечь себя от сглаза, да и силу мысли никто не отменял). из сезонных овощей и фруктов, хлебной корзины, мясного блюда, пирогов, грибов и пива. Плясать, петь песни и развлекаться вам тоже никто запретить не может, только помните, что 2 августа — Ильин день в 2019 году — рабочий, и следующий день — тоже рабочий, так что не переусердствуйте.

Фото: открытые источники в Сети

Православные и греко-католики отмечают 2 августа праздник Ильи (Илии) - первого из наиболее уважаемых непорочных. В церквях в этот день происходят крестные проходы и водосвятие там, где присутствуют святилища в честь пророка.

Пророк Илья

Ежегодно православными отмечается 2 августа праздник Ильи - пророка, что проживал в Палестине в IX в. вплоть до н.э. С молодых лет он поселился в пустыне и жил там в посте и мольбе. Илья был вызван в вещее услужение в правление государя Ахава-идолопоклонника, который преклонялся Ваалу (солнцу) и принуждал население израильское действовать аналогичным образом. Бог отправил Илью к Ахаву и предписал сказать ему то, что в случае если население никак не обратится к реальному Господу, его королевство познает кризис. Ахав никак не послушался пророка, и в государстве наступила безводность и огромная беда.

Период опасных постов голодом пророк жил в пустыне. Затем нашел приют на два года у одной вдовы в городке Сарепте. После он возвратился в Израильтянское королевство и заявил повелителю и целому народу что все без исключения несчастья израильтян совершаются в связи с тем, что они позабыли подлинного Господа и начали преклоняться истукану Ваалу.

Ваалу

Сначала произвели алтарь Ваалу, накидали дров, зарезали быка, а жрецы Вааловы начали возносить молитву к собственному богу. В вечернее время Илья производил собственный алтарь, возложил поленья, брызнул их водою и начал возносить молитву к богу Господу. Внезапно с небосклона опустилось пламя и попалило не только лишь на поленья и жертву, а и на водичку, и камешки алтаря. Население, заметив данное волшебство, прославило подлинного Господа и вновь в него поверило.

Илья пророк (праздник 2 августа) был забран на небеса в пламенной колеснице. Очевидцем данного дивного восхождения был провидец Елисей. Потом в Преображении Господнем некто предстал совместно с пророком Моисеем и появился перед Иисусом Христом.

По преданию, провидец станет Предтече 2-го пришествия Христа и в период проповеди приобретет физическую гибель.

История

Илья провидец - наиболее известный из числа обычного люда блаженный. И по этой причине безусловно то, что 2 августа (праздник Ильи) обеспечено традициями, обычаями и поверьями. Во всенародных поверьях Илюша-провидец представляется в варианте мощного седоватого старика, что в собственной колеснице разъезжает по безграничному небосводу. Его наказывающая рука отправляет пламенные стрелы, потрясая демонов и людишек, какие никак не придерживаются указа Господнего. В каком бы месте ни возникал провидец, он повсюду обдает пламя, кошмар, гибель и распад. Он символизирует собою ярость господнюю и согласно целой Руси Илью пророка именовали не иначе, как суровым.

Традиции

Традиции 2 августа, праздника Ильи, имеют языческие истоки. В данный период древнейшие славяне уважали господа-громовержца Перуна. И только лишь после крещения Руси под воздействием православного храма облик языческого божества со временем сменился в общенародном сознании Ильей-пророком. Он воплотил в себе все без исключения функции Громовержца.

В абсолютно всех преданиях описывалось, что Илья-провидец высказывает господнюю ярость. Его наказывающая справедливая рука карала духов темени, а в особенности злобных бесов. Согласно верованию людей, вся нечисть уберегается от его грозных стрел, трансформируясь не только лишь в необузданных животных (зайцев, лисиц) и низкопоклонничающих, но и в бытовых: псин, кошек и других.

Потому возникла традиция не выпускать на улицу псин и кошек и других бытовых любимчиков, для того чтобы духи темноты, обнаружившие убежище в них и спасающиеся от стрел, не пробрались в жилье, и в дом не угодил разряд, направленный на них.

В Ильи, 2 августа, непременно моются родниковой водой. Она оберегает от заболеваний и ухудшения здоровья.

В особенности в этот день необходимо остерегаться сосен с 2-мя вершинами. Если идет гроза, то все без исключения двери и окошки в жилье прикрываются, перед иконами зажигают лампадки и свечки. Уже после грозы собирают дождевую водичку. Она имеет лечебную мощь и защищает от сглаза.

В православный праздник 2 августа Илья пророк предписывает не трудиться в огороде. Провидец способен сразить работающего молнией, либо сжечь траву. Только один вид работы официально разрешен - это обследование ульев и первое убавление сотов в пчельнике. Согласно преданию, нечистая сила опасается пчел и никак не приближается к ним.

Приметы

Тот факт, что Провидец является властителем грома, молний, вихрей и дождевых облаков послужил основанием для возникновения множества предвестий. В праздник Ильи 2 можно верить, как правило, они правдивы. Следует обратить внимание на следующие предвестия.

  • С Ильина дня окунаться не следует - он в водичку написал.
  • С Ильина дня вся жидкость остужается.
  • До Ильи мужчина купается, а с Ильи - с речкой прощается.
  • Гром громыхает - в таком случае Илюша в собственной колеснице по небосводу двигается.
  • Илья жатву принимает, а сезон завершает.
  • Нельзя трудиться в Ильин период в земле, иначе лазурным пламенем пожжет.
  • До Ильи тучи идут согласно ветру, а с Ильи принимаются идти вопреки.
  • До Ильи священник ливня никак не умолит, а уже после Ильи женщина фартуком пригонит.
  • После Ильина дня в огороде сива лошади никак не найдешь - смотри вплоть до чего же непроницаемы ночи.
  • С Ильина дня ночка долга: рабочий высыпается, а жеребцы наедаются.
  • Кто угодил в Ильин период в дождь, тот постоянно в отличной форме будет.
  • Кто в Илью копны сочтет - этот все без исключения благо утратит.

Что можно делать?

Приметы в праздник Ильи 2 августа просты и понятны. Работать в этот день нельзя. Но что можно делать, несмотря на народные поверья?

Каждый религиозный человек в этот день обязательно пойдет в храм. Так как именно второго августа в них проходят праздничные богослужения в честь Кроме того, устраиваются крестные проходы. После богослужений семьи собираются за торжественным обедом. Люди, специализирующиеся на землепашестве, имеют все шансы в данный период запросить у Илии отличного урожая.

Что нельзя делать?

Что нельзя делать в праздник Ильи 2 августа, чтобы не наслать на себя беду? В период грозы запрещено быть в воде, около деревьев, около сосны с 2-мя вершинами, бежать по улице, звонко говорить, напевать, вопить.

Бабушки обучали потомков в такую непогоду вплотную прикрывать дверь, завешивать окошки, пред иконой поджигать либо лампадку, либо свечу (крещенскую либо четверговую), затем перекрестить себя и всех без исключения, упрашивая Илью-пророка освободить их близких от трясучего грома, от нестойкой стрелы. При данном обряде непременно должен быть платочек. Чтобы сберечь от молнии собственное жилье и двор, степь, животных, люди окуривали все без исключения ладаном в вечерний период перед праздником, и в дневное время следующих суток.

Считается, что в данный период невозможно осуществлять практически никакую работу, связанную с землей и жилищем, чтобы никак не разгневать святого пророка. В народе имеется легенда, что деятельность в огороде имеет все шансы послужить причиной гибели урожая. Не запрещается в этот день только осуществлять деятельность, связанную с пчелами и уходом за ними. Разрешают в праздник проводить заготовку воска с целью производства свеч.

Почему нельзя лезть в воду?

Купаться после 2 августа, церковного праздника Ильи, невозможно, так как провидец, согласно легенде, к этому моменту водичку охладил. В народе известна также пословица: "Провидец в реках водичку мутит".

Второе мнение, отчего плавать уже после Ильина дня не следует, оповещает о том, что этим наносится вред самочувствию. Так как с данного периода вода в прудах принимается цвести - это не наилучшим способом скажется на теле.

В народе общепринято полагать, что 2 августа купальный сезон завершается, температура воздуха в ночное время делается значительно ниже дневной. Подобные перепады отражаются и на воде.

Еще один из факторов, отчего общество в старину опасалось окунаться уже после Ильина дня - одичавшие животные и злобные силы. В случае если доверять общенародным суевериям, то в ночь на второе августа у водоемов встречается нечистая сила - водяные, русалки, бесы. Будто бы они и принимаются заправлять в реках и озерах с этого времени. По этой причине угроза утонуть очень велика - никак не поспеет человек одуматься, как нелюдь возьмет его и утянет за собою.

История праздника

Его еще называют Ильин день, этот не только церковный праздник богат на традиции и приметы. Отметим, что католическая церковь чтит память пророка зимой - 16 февраля.

Девушки с давних пор просили у пророка Ильи хорошего мужа, а селяне – дождя во время засухи. Также молитва, обращенная к нему, помогает преуспеть в любом деле и избавиться от болезней.

Стоит напомнить, что во времена язычества славяне 2 августа отмечали Перунов день - бога грома и воинской доблести. Но после крещения Руси его «переписали» на День памяти пророка Ильи - повелителя грома, небесного огня, дождя, урожая, плодородия и воинов. Илья - «грозный святой». Считается, что он несется по небесам на колеснице, пуская молнии в тех, кто не желает блюсти закон Божий.

Традиции в Ильин день

У наших предков были свои традиции и обычаи на Ильин день: в этот день соседние деревни устраивали совместные трапезы. Кроме того, в этот праздник было принято раздавать еду малоимущим и бездомным.

Также День Ильи был связан с началом жатвы. Считалось, что именно в этот праздник заканчивается лето и начинается осень. В этот день под запрет попадали полевые работы - пророк может поразить такого человека молнией.

Ночь на Илью наши предки называли «воробьиной», поскольку высока вероятность того, что будут сверкать молнии и греметь гром, а птицы начнут вести себя странно, врезаясь во встречные предметы.

В Ильин день и после него купание в водоемах - под запретом: вода становится очень холодной – можно простудиться, а также в ней в этот праздник можно встретить всякую нечисть.

В праздник Ильи умываются родниковой водой: это защищает от болезней и порчи.

Кроме того, в День Ильи нельзя было отпускать домашних животных на улицу, чтобы нечистая сила не вселилась в них. Считалось, что именно в этот день Илья разъезжает на колеснице по небу и мечет стрелы-молнии во всю нечисть, а наши предки считали, что существа могли вселиться в животных.

В канун Дня Ильи проводили окуривание огорода, скота, полей и жилья ладаном, чтобы молния не попала.

Итак, в День Ильи нельзя:

  • работать в поле и по дому;
  • громко кричать и петь - может ударить молния;
  • сквернословить и допускать плохие мысли;
  • выпускать на улицу домашних животных;
  • в этот день нельзя стоять под деревом - может ударить молнией;
  • нельзя стоять на перекрестках, так как там собирается нечисть;
  • купаться.

Приметы в Ильин день:

С Ильина дня купаться нельзя - Илья в воду написал

До Ильи люди купаются, а после него с речкой прощаются

С Ильина дня вода холодна

С Ильина дня вода стынет

С праздника Ильи вода все холоднее

Если слышен гром, то Илья небеса объезжает в своей колеснице

Ильей жатва начинается, а лето заканчивается

Если в Ильин день пожар случится, то до воды в огонь молоко льют, чтобы дальше не разошелся

Нельзя работать на Ильин день в поле - небесным огнем пожжет

До Ильи даже поп дождика не умолит, а после него баба своим фартуком нагонит

После Ильина дня ночь темна и особенно длинна

Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год

Кто в это день копны считает, тот скоро все добро растеряет

Молитва пророку Илье

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.