Русского языка предмет исследования. Русский язык как учебный предмет в школе

Русский язык как учебный предмет в начальной школе

Русский язык является обязательным для изучения в школе, в частности, в начальных классах. Это определяется его основными функциями:
язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, средством общения и средством выражения чувств, настроений;
умения говорить, читать и писать на родном языке являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся;
язык служит важным средством воспитания.
Одна из важнейших задач методики русского языка - определить и сформировать курс русского языка в школе (и, в частности, в начальных классах школы) как учебный предмет.

Задачи обучения русскому языку:
развивать устную и письменную речь учащихся;
обучить детей, пришедших в 1 класс, грамоте, т. е. элементарному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствовать эти умения;
обучить литературной норме - орфографически и пунктуационно грамотному письму, орфоэпически правильному произношению и в овладению выразительностью речи и элементами стилистики;
изучить теоретический материал по грамматике, фонетике, лексике, формировать систему научных понятий по языку;
приобщить школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики, помочь овладеть умением воспринимать литературное произведение.
Конкретизирует эти задачи программа по русскому языку для начальных классов. Программа – государственный документ, определяющий содержание учебного предмета, его объем, последовательность изложения материала, а также основные требования к уровню знаний, умений и навыков по предмету. Выполнение программы учителем и учащимися является строго обязательным, а расширение или сужение программы не допускается.

Принципы построения учебной программы по русскому языку:
Системно-описательный (при отборе содержания обучения обеспечивает усвоение учащимися системы русского языка и способов применения знаний этой системы на практике);
Коммуникативно-речевой (ориентация на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения);
Принцип культуросообразности (определяет направление содержания языкового образования на усвоение и присвоение учащимися культурных, духовных, нравственных ценностей русского народа, закрепленных в языке).

Виды программ:
Примерная программа – справочный документ федерального уровня с минимально конкретизированным описанием содержания.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины и определяет обязательную часть учебного курса, предмета, дисциплины, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Авторская программа – это документ, созданный на основе ФГОС и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа конкретизирует ФГОС с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.

Методы обучения русскому языку.
Проблема классификации методов обучения до сих пор является актуальной. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
I. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).
II. С начала 30-х годов XX века и по настоящее время самой распространенной считается классификация методов по источнику получения знаний, и в применении к русскому языку она представлена следующим образом:
словесные методы – источником знания является устное или печатное слово;
практические методы – учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия;
наглядные методы – источником знания являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия (показ плакатов, схем, фильмов, демонстрация опытов и т.д.).
Классификацию по источнику получения знаний неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главный недостаток этой классификации в том, что она не отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.
III. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся:
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – метод, состоящий в предъявлении готовой информации учителем и усвоении ее в виде учащимися.
Репродуктивный – метод, предполагающий организацию воспроизведения способов деятельности, о которых учитель сообщил ранее и образец выполнения которых показал (решение типовых задач, упражнений, пересказы текстов по заданию учителя).
Метод проблемного изложения – метод, предполагающий постановку проблемы учителем; учитель сам решает эту проблему, но непременно демонстрирует противоречивые пути самого процесса познания, иллюстрируя культуру мышления в ходе решения проблемы.
Частично-поисковый (эвристический) метод – метод, предполагающий первоначальное овладение учащимися отдельными элементами поисковой деятельности (например, учитель ставит проблему, ученики выдвигают только гипотезу, либо учитель излагает факты, а учащиеся делают выводы).
Исследовательский – метод, предполагающий организацию учителем поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач.

Учебник русского языка как источник знаний.
Учебник – важнейшее средство обучения, основной источник систематизированных знаний. Его содержание и структура подчинены задачам обучения, развития и воспитания учащихся.
Компоненты учебника русского языка:
1. Систематизированный учебный материал, который содержит знания в виде правил (грамматических, орфографических, пунктуационных) и языковых понятий.
2. Языковой материал: буквы, слоги, слова, предложения, тексты.
3. Аппарат организации усвоения:
вопросы и задания
упражнения (для введения нового материала; для формирования умений и навыков)
инструктивные предписания (памятки, образцы разбора)
4. Аппарат ориентировки (оглавление, рубрики, условные обозначения).
Учебник может быть использован для:
организации наблюдений над языковым материалом
работы с правилом
закрепления знаний
домашнего задания
справки

Русский язык как учебный предмет - основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного цикла, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит учащихся к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка учащиеся овладевают четырьмя разновидностями речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением и письмом. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развиваю логическое и теоретическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами, с некоторыми случаями перехода из одной части речи в другую. Наблюдения над изменениями в лексике подводят школьников 10-15 лет к пониманию того факта, что развитие языка связано с развитием общественной жизни, наукой и культурой общества.

На уроках русского языка решаются серьезные воспитательные задачи, у учащихся возникает чувство гордости за русский язык; развитие умения анализировать речь ведет к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.

Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка - развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.

В учебный предмет входят: а) основы соответствующих наук (важнейшие факты, понятия, законы, теории, терминология); б) умения и навыки, формируемые на основе научных знаний; в) специфический учебный материал, пригодный для решения воспитательных задач; г) специальный методический, дидактический материал (система заданий) по усвоению учебного материала данного предмета.



Названные компоненты соответствуют любому учебному предмету. Учебный предмет «русский язык» включает в себя: а) содержание обучения русскому языку, обусловленное, с одной стороны, логикой науки о языке, с другой - особенностями усвоения и коммуникативной деятельностью школьников в процессе обучения, осознанным восприятием обучающей и воспитывающей деятельности учителя, спецификой общения учащихся внутри классного коллектива; б) разделы: фонетика и графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, грамматика (морфология и синтаксис), правописание (орфография и пунктуация), культура речи, практическая стилистика и общие вопросы языкознания; в) непрерывную постоянную работу по развитию речи школьников.

В современной школе русский язык изучается с 1 по 9 классы. В 10-11 классах закрепляются, углубляются и расширяются знания по русскому языку. Большое внимание уделяется дальнейшему овладению функциональными стилями и правилами их пользования.

Внутрипредметные связи – это нейродинамические зависимости между составными частями конкретной науки; если многие из них можно увидеть и познать, то значительную их часть по причине обоснованности на лингвомикроскопическом характере можно выявить после их исследования.

Связи между чтением и письмом, устной и письменной речью, гласными звуками и слогом, интонацией и ударением, орфоэпией и орфографией, словом и звуком, предложением и словосочетанием и т.д. в обучении родному языку – внутренние и внешние. В то же время связи между морфологией и фонетикой, лексикой или синтаксисом и другими единицами – лингвообъективные. Задача методиста как лингвиста иметь глубокие знания об этом и основываться на эти возможности. Опора на такие связи имеет объективную значимость.

Межпредметные связи - это, во-первых, целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами, во-вторых, организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные связи в первом значении - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала различна между разными школьными предметами.

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический.

Понятийно-терминологический межпредметный материал имеет место, во-первых, между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения, во-вторых, между предметами с частичным совпадением объекта изучения.

в русском языке: звук, антоним, переносное значение слова, фразеологизм, сравнительный оборот, обратный порядок слов, ав литературе: звукопись, рифма, антитеза, олицетворение, троп, символ, аллегория, устойчивое выражение, сравнение, инверсия;

в русском языке: развитие языка, устаревшие слова, новые слова, национальный язык, диалект, ав истории: развитие общества, новые явления в жизни общества, нация, народ;

в русском языке: имя числительное, количественное числительное, порядковое числительное, дробное числительное, а в математике: количество, число, дробь;

в русском языке: звук, ударный и безударный гласный, ударение, интонация, логическое ударение, а в музыке: голос, тон,речитатив, тембр;

в русском языке: звуки речи, функция языка, речь, а в анатомии: речевой аппарат, высшая нервная деятельность мозга, мышление;

в русском языке: группы языков народов России, славянские языки, а в географии: народы мира; народы, населяющие Россию, языковые семьи.

Коммуникативно-речевая межпредметная связь реализуется в работе над нормами литературного языка при изучении лексики, грамматики и в работе по развитию связной речи. И учитель, и учащиеся должны понимать, что на всех предметах формируются одни и те же коммуникативные умения, но на разном языковом материале, поэтому и необходимы межпредметные связи, которые закрепляют, усиливают формируемые умения.

Учебно-дидактическая связь проявляется в использовании на уроках русского языка неконтекстного и контекстного материала учебников и книг для внеклассного чтения по другим школьным предметам. Этот материал необходим, во-первых, для показа специфики соответствующей разновидности научного стиля (математической, географической, биологической и т.д.), во-вторых, для закрепления изученных языковых явлений и для формирования соответствующих им умений и навыков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

по дисциплине: Методика преподавания русского языка

г. Москва, 2016

Вопрос 1. Русский язык как учебный предмет в школе. Содержание обучения русскому языку

"Язык-это история народа. Язык-это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью."

А.И. Куприн

Школьное образование- важный момент в становлении современного общества. Образование призвано дать базовые знания и навыки ребёнку, которые в дальнейшем будут востребованы социумом. С учётом этого и выстраивается учебный процесс в образовательных организациях, регламентируемый Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".В настоящий момент общее количество изучаемых в основной школе учебных предметов около двух десятков.

Учебный предмет -- педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Как видно из определения термина, учебный предмет- это адаптированная к изучению научная дисциплина. Русский язык, как и любой другой учебный предмет школьного образования, в своей основе базируется на науке о русском языке. русский язык предмет образование

Наука, занимающаяся изучением человеческого языка, называется лингвистикой. А в конкретном случае, говоря про русский язык, появляется такой термин, как русистика. Русистика охватывает буквально все сферы развития и становления русского языка, начиная с его истории (старославянский язык) и продолжая отслеживание и изучение современного состояния языка. Множество разделов, таких как грамматика (морфология и синтаксис), лексика, фразеология, фонетика, графика, орфография, пунктуация, орфоэпия, словообразование и стилистика отображают красоту, богатство и, в то же время, сложность русского языка.

Основателем науки о русском языке по праву считается М.В. Ломоносов. Но до наших времён дошло нелестное мнение А.С. Пушкина о литературных изысканиях М.В. Ломоносова. Поэт приписывал учёному отсутствие оригинальности, простоты и точности. Поэт-сказочник обвинил Ломоносова в "отсутствие всякой народности". Немудрено, если вспомнить строки из поэмы А.С. Пушкина "...там русский дух, там Русью пахнет!"В противовес мнению Александра Сергеевича, В.Г. Белинский, известный литературный критик, назвал Ломоносова "Петром Великим нашей литературы". Очень точно было подмечено, что " во времена Ломоносова нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос -- быть или не быть -- заключался для нас не в народности, а в европеизме…" Тем не менее, Грамматика Ломоносова была переиздана 14 раз и легла в основу курса русской грамматики А.А. Барсова, учёного- лингвиста XVIII века. Стоит отметить огромный вклад в развитие русистики работы В.И. Даля, Д.Н.Ушакова, Л.В. Щерба, С.И. Ожегова, А.А. Потебня.

Как видно из приведённой исторической справки, становление науки о русском языке не было чуждо веяниям времени и политическому развитию страны. Поэтому не удивительно, что и состав учебного предмета "Русский язык" в разные периоды развития отечественной школы менялся. Интересная исчерпывающая хронология описана в учебном пособии "Методика преподавания русского языка в средней школе"Е.И. Литневской и В.А. Багрянцевой. Наглядно и кратко всё можно представить в таблице.

Система среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета.

Русский язык введён как самостоятельный предмет

Программа разработана недостаточно полно и конкретно, в результате чего разные гимназии выдавали разный объём знаний

Русский язык считается главным предметом

На курс русского языка отводится большое кол-во часов. Цель- не только усвоение знаний, но и развитие логического мышления, изучение истории родного языка

Нет единой программы обучения русскому языку. Ликбез по местным программам.

Прекращается изучение церковнославянского языка и истории родного языка.

Отмена систематических занятий по русскому языку. Расцвет комплексных программ.

Уровень грамотности населения снизился.

Отмена комплексных программ. Принятие первой стабильной программы. Появление первых учебников.

История русского языка вновь в программе

Концепция "Нового учения о языке"

Политика в науке (классовая борьба)

Преодоление последствий 40-х. Новая программа (плод 20-летнего труда)

Введение 8-летнего образования

Закон о всеобщем среднем образовании.

Русский язык- обязательный предмет с 1-10 классы. Объём увеличен.

Программа сокращается за счёт теоретического материала.

Русский язык изучается только с 1-8 классы

Появились альтернативные формы учебных заведений

Созданы государственные стандарты для сохранения единства и преемственности

"Новейшая" история образования

Не стоит забывать важность родного языка, ведь во многом любовь к Родине, гордость за свою страну отражается в отношении к своим истокам, к истории родного языка. Более того, стоит отметить, что русский язык, как родной, в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В Х-ХI классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет «русский язык» в учебный план). В настоящее время во многих регионах России предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах.

1) систему лингвистических понятий, которые должны составить знания учащихся о языке и речи;

2) орфографические и пунктуационные правила, которые введены в курс русского языка; приобретение умения и навыка применения правил правописания составляет одну из наиболее существенных практических целей обучения русскому языку;

3) речевые умения, которые должны быть выработаны в процессе изучения основного курса и уроков развития речи.

Структура курса предполагает конкретное распределение материала по классам, полугодиям, четвертям.

Государственный образовательный стандарт общего образования определяет помимо общей концепции образования цели и содержание обучения в предметных областях. «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» включает перечисление тем, обязательных к включению в любую программу по русскому языку, обеспечивающих формирование трех видов компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Требования к уровню подготовки выпускников также включены в Обязательный минимум и описывают, что именно в результате изучения русского языка ученик должен знать, понимать, уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Для основной общей школы принята ориентация на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции, для старшей школы принято разграничение базового и профильного уровня.

Обязательный минимум лишь именует крупные тематические блоки, которые детализируются и раскрываются в «Примерной программе общего образования». Примерная программа призвана служить ориентиром для разработчиков авторских программ и учебников. Она не отдает предпочтения какой-либо концепции преподавания, не содержит указаний на последовательность изучения и распределение учебного материала по классам и лишь примерно распределяет учебные часы, отводимые на изучение крупных разделов курса.

На базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования разработан и Федеральный базисный учебный план, который определяет общее количество часов на изучение каждого учебного предмета на разных ступенях и профилях, а также годовое распределение часов. В Федеральном плане устанавливается соотношение между тремя компонентами: 1) федеральный компонент составляет не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ; 2) региональный (национально-региональный) компонент составляет не менее 10% от общего нормативного времени; 3) компонент образовательного учреждения самостоятельно устанавливается образовательным учреждением и составляет не менее 10% от общего нормативного времени.

Вопрос 2. Составить конспект фрагмента урока русского языка в 5 классе «Объяснение нового материала»

Тема урока: Урок развития речи. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой.

Предмет: Русский язык.

Класс: 5

Место урока: раздел I "Язык и общение", урок 3.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: создать условия для знакомства со стилями речи.

Задачи:

- образовательная: закрепить понятие «стили речи»; познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи»; научить работать с текстами разных стилей речи.;

- развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

- воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

Познавательные УУД:

Научатся - обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Научатся - формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД : умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов

Ход урока.

I . Организационный момент.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем друзьям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

II . Этап актуализации и мотивации к учебной деятельности

Уч-ль: Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,

Что задача не простая

Мысль словами выражать -

Суть стилистики такая.

Диссертация, беседа,

Речь, статья или роман?

Заявление на соседа,

Что устроил балаган.

В языке во всём система.

Не к чему же нам гадать,

Чтоб не мучила дилемма, -

Нужно стили речи знать!

Уч-ль: Сформулируйте теперь тему урока.

Запишите в тетради дату, тему. (Ученики проговаривают тему, учитель корректирует)

ЙЙЙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Словарная работа.

Уч-ль: Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное?

Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим. Что вы узнали об истории этого слова?

(звучат ответы детей)

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им, повернув стержень- «стиль», стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Уч-ль: Что можете рассказать о лексическом значении слова?

(звучат ответы детей)

В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

Уч-ль: Какое определение подходит для нашего урока?

Уч-ки: Третье, где речь идёт о средствах языка.

Уч-ль: Правильно. А всегда ли мы используем одни и те же слова в разных жизненных ситуациях? (Здесь возможен момент споров. Кто-то из ребят может согласиться, кто-то, наоборот, начнёт размышлять)

Уч-ль: Посмотрите на доску. Здесь у нас расположены слова. Предлагаю вам распределить их на две группы.

На доске слова

спать дрыхнуть

праздновать кутить

отец батя

мерси спасибо

малевать рисовать

плюхнуться упасть

шествовать тащиться

друг друган

мальчики пацаны

Уч-ль: Что у вас получилось?(спросить отдельных ребят, почему они разделили слова именно так, в конечном итоге подвести к мысли, что одни слова встречаются в разговорах, другие -в книгах)

Русский язык как учебный предмет.

Цели обучения русскому языку в современной школе

1. Цели обучения русскому языку.

3. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе.

4. Значение изучения предмета «русский язык» в начальной школе.

5. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.

Цели обучения – это одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план.

Цели обучения определяются следующими факторами: 1) социальным заказом общества; 2) уровнем развития лингвистической науки; 3) уровнем развития педагогики, психологии, психолингвистики; 4) уровнем развития дидактики и методики преподавания русского языка.

Кардинальные изменения целей, определяемых социальным заказом на современном этапе, состоят в том, что на первый план вместо традиционных целей усвоения предметных знаний и умений выходят цели воспитания и развития личности детей на основе установок, свойственных предмету «русский язык» и учебной деятельности школьников.

Современному школьному курсу русского языка свойственна познавательно-практическая направленность, поэтому следует говорить о познавательных целях обучения русскому языку (знаниях о языке, речи и речевой норме) и о практических целях (формировании языковых, речевых и нормативных умений и навыков).

Профессор М.Т. Баранов считает возможным выделить три основные цели обучения русскому языку познавательного характера и три цели практического характера.

Познавательные цели обучения русскому языку:

Формирование у школьников лингвистического мировоззрения (лингвистическая компетенция);

Овладение детьми основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

Эстетическое воспитание школьников средствами русского языка, знание традиционной культуры воспитания.

Практические цели обучения русскому языку:

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

Овладение нормами литературного русского языка;

Развитию связной речи учащихся (коммуникативная компетенция).

Цели обучения русскому языку на современном этапе отражены в Стандарте основного общего образования по русскому языку .

Достижение указанных целей обеспечивается овладением всеми видами компетенций: языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Указанные виды компетенций не только названы в Стандарте как целевые установки, но и отражены как основные составляющие содержания обучения русскому языку.

Итак, знание целей обучения русскому языку, реализация их в процессе преподавания являются средствами раскрытия нравственных сил учащихся, привития им гуманистического образования.

Программа – государственный документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний и умений учащихся по классам. Программа состоит из объяснительной (пояснительной) записки и собственно программы. В объяснительной записке называются цели обучения, называются ведущие методические принципы, методы и приемы обучения, указываются межпредметные связи. Объяснительная записка отражает потребности времени и подвержена наибольшим изменениям.

Собственно программа – это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей по классам. Для каждого класса перечислены сведения о языковых явлениях, включенных в программу для данного класса и требований к работе по культуре речи.

Основная часть программы раскрывает содержание курса и включает перечень:

Тем по теории языка;

Орфографических и пунктуационных правил;

Материала, направленного на развитие связной речи учащихся.

В основу структуры программы могут быть положены следующие способы изучения материала: линейный (раздел изучается 1 раз); ступенчатый (раздел изучается в несколько этапов); концентрический (разделы изучаются «по кругу» от фонетики до синтаксиса).

Учитывая возрастные особенности учащихся, особенности изучаемого учебного материала, в практике обучения принято линейно-ступенчатое расположение материала.

Таким образом, содержание обучения русскому языку отражает цели обучения и зафиксировано в программах.

Типологическая классификация программ по русскому языку : а) по месту, отводимому предмету в учебном плане; б) в зависимости от типа (вида, профиля) учебного заведения (класса) и целей образовательной подготовки.

Принципы построения программ (расположения учебного материала в них): концентрический, линейный, линейно-концентрический, линейно-ступенчатый, линейно-параллельный (перемежающийся), блочный (модульный), спиральный. Структура и содержание программ. Отражение в программах дидактических принципов преемственности и перспективности в обучении языку. Последовательность изучения и распределения учебного материала по классам.

Программный материал по формированию языковой компетенции , предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции , связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции , включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.

Особенности предмета «русский язык» в начальной школе

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение системы языка, языковой теории, сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Начальной ступенью изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте».

В пояснительной записке к примерным программам по русскому языку в рамках ГОС указываются:

Цели:

1. Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся.

2. Социокультурная цель изучения языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, а также навыков безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

3. Развивающая цель состоит в формировании у учащихся основ учебной деятельности: познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умении организовать сотрудничество, планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением. Формирование таких универсальных учебных действий как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю. В ходе обучения языку у учащихся формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками и др.

Задачи изучения курса « Русский язык»:

2) Освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике и орфографии русского языка.

3) Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии предмета «Русский язык»:

система языка: фонетика, графика, состав слова, морфология и синтаксис;

орфография и синтаксис;

развитие речи.

В соответствии с ГОС, в новых программах по русскому языку для начальной школы указывается не только содержание программного материала, но и дается характеристика деятельности учащихся при изучении каждого раздела и каждой темы курса.

Родной язык как объект усвоения. Роль родного языка в развитии психики, мышления ребенка. Русский язык как предмет развивающий. Федеральный и национально-региональный компоненты содержания предмета «Русский язык».

Формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций в процессе преподавания русского языка. Программный материал по формированию

· языковой компетенции , предполагающий знание самого языка (разделы: фонетика и орфоэпия, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика);

· лингвистической компетенции , включающей знания о лингвистике как науки, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах;

· коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи;

· культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству, отражающему духовно-нравственный опыт народа, отражающему основные нравственные ценности.

Образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения русскому языку и речи. Межпредметные связи при изучении родного языка. Решение воспитательных задач через предмет.

Региональный материал как средство развития познавательного интереса школьников. Интегрированный характер регионального материала. Основные направления реализации регионального компонента в обучении: изучение особенностей местного диалекта, исследования топонимики родного края, включение регионально-ориентированных текстов, расширение знаний учащихся об истории, литературе, культуре родного края, его традициях и обычаях, знакомство с особенностями речевого этикета родного края, оценка речи земляков с точки зрения языковых литературных норм.

Методика преподавания русского языка в полиэтнической и поликультурной среде.



v За строкой учебника

Методика преподавания русского языка начала складываться с того времени, как русский язык был введен в число учебных дисциплин в школах России, - с конца XVIII в.

Отсутствие родного языка как учебного предмета в планах существовавших тогда учебных заведений России сдерживало развитие народного просвещения, так как требовался язык-посредник: при обучении грамоте (письму и чтению) им служил церковнославянский язык, а при изучении специальных учебных предметов - какой-либо иностранный язык, которым надо было еще предварительно овладеть на уровне общения.

Чтобы родной язык стал учебным предметом в школе, нужны определенные условия, которых в первой половине XVIII в. не было. Но постепенно они сложились: был утвержден простой шрифт, пригодный для массового гражданского книгопечатания (1710), во второй половине XVIII в. создана богатая художественная литература; сделано научное описание отечественного языка (в 1755 г. появилась "Российская грамматика" М.В. Ломоносова), а также правила российской стилистики (1748, "Риторика"" М.В. Ломоносова), составлен 5-томный "Словарь Академии Российской" (1789-1794); написаны школьные учебники российской грамматики; разработана методика преподавания родного языка.

Созрело общественное мнение о необходимости изучения родного языка вообще и в учреждаемых школах. Стали создаваться общества по изучению русского языка: "Российское собрание" в С.-Петербурге- 1735-1743 гг.; "Вольное Российское собрание" в Москве - 1771-1783 гг. В 1783 г. организована Российская Академия во главе с Е. Р. Дашковой по изучению русского языка и литературы.

Назрела необходимость новой (после Петра I) реформы русской школы, которая должна стать общеобразовательной. В конце XVIII в. (5 августа 1786 г.) императрица Екатерина II утвердила "Устав народным училищам в Российской империи". Общеобразовательной школа в соответствии с новым "Уставом" не стала, так как он не распространялся на крепостных крестьян. Средней новая школа тоже не стала, хотя второй тип - главные народные училища, вводимые в губернских городах, - 5-летний срок, но по набору учебных дисциплин эти училища не позволяли выпускникам сразу поступать в университеты.

Новый "Устав" вводил в училищах русский язык как учебный предмет, изучаемый во всех классах. Общекультурное значение этого факта огромно. Была открыта дорога массе людей к знаниям, к творчеству на родном языке.

Для учащихся создавались учебники (В.П. Светов, А.А. Барсов, Н. Курганов, П. Соколов, И. Орнатовский, И.Ф.Тимковский, П. Перевлесский, П. Басистов, А. Смирнов, Н.И. Греч, А.Х. Востоков, В. Половцев и др.), готовились руководства для преподавателей к работе по родному языку (В.П. Светов, Н.И. Греч, Е. Гугель и др.).

К 40-м гг. XIX в. накопился богатый методический материал работы по родному русскому языку, что дало возможность Ф.И. Буслаеву на основе отечественного и зарубежного опыта создать обобщающий труд по методике русского языка "О преподавании отечественного языка" (1844). С этого времени методика преподавания русского языка начинает приобретать статус самостоятельной области человеческого знания.

Þ За строчками современных документов

В Концепции модернизации образования на период до 2010 года сказано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».

Þ За строчками словаря

Языковая компетенция личности .1. В теории речевой коммуникации:набор умений и способностей коммуниканта , включающий 1) умение выражать заданный смысл разными способами (способность к перефразированию ); 2) умение извлекать из сказанного смысл и различать при этом внешне сходные, но разные по смыслу высказывания (различение омонимии ) и находить общий смысл у внешне различных высказываний (владение синонимией); 3) умение отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных; 4) умение выбрать из множества средств выражения мысли то, которое в наибольшей степени соответствует ситуации общения и с наибольшей полнотой выражает личностные характеристики его участников (селективная способность). 2. В теории культуры речи :способность человека к успешной коммуникации, основанной на его уровне владения языком и языковыми нормами, на его умении продуцировать и понимать тексты различных типов на литературном языке.

Литература

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М.: Дрофа, 2006.

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. – М., 2007.

Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М.: Просвещение, 1984.

Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. Курск, 1994.

Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М., 1990.

Дейкина А.Д., Еремеева А.П., Ходякова Л.А., Гордиенко О.В., Пахнова Т.М. Формирование культуроведческой компетенции учащихся при обучении русскому языку. – М., 2005.

Быстрова Е.А. Русский язык в системе филологического образования // Обучение русскому языку в школе. (с.7–19). Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках. (с. 20–39). Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания. (с.131–155). // Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М., 2004.

Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1982.

Связные краеведческие тексты на занятиях по русскому языку и культуре речи: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.М.Малыхина, Л.Е. Писарева, Т.В. Летапурс, В.И. Харитонов. – Курск, 2003.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.