Сет бог чего в древнем. Бог Сет в Древнем Египте: какое место занимает в египетской мифологии? Раскроем некоторую тайну о боге Сет


Согласно египетской мифологии, бог Сет являлся божеством пустыни и олицетворением зла. Родителями Сета были Геб и небесная богиня Нут. Согласно мифам и легендам, бог Сет, желал овладеть сестрой своего брата Осириса и отобрать у него земной престол. В первую очередь для этого он осуществил свой коварный замысел.

По его приказу, мастера изготовили золотой саркофаг (по другим версиям сундук), как раз в рост Осириса. Пригласив к себе в дом множество гостей (в том числе и брата Осириса) он поведал, что решил подарить этот саркофаг тому, кто в него поместится. В тот момент, когда Осирис лег, предатели закрыли крышку, а сам саркофаг сбросили в Нил. Путешествуя таким образом, по Нилу его прибило к берегам Финикии, где его отыскала жена Исида . И тут же Осирис был возвращен в дельту Нила. Здесь его отыскал коварный Сет и разрубил на четырнадцать частей. После смерти Осириса, Сет стал полноправным хозяином Египта. Сын Осириса бог Гор вступает в схватку с убийцей и побеждает благодаря помощи Ра. Однако Сет остается жив и противники решают обратиться в божественный суд, для выяснения прав царствования.

Судебная тяжба длилась более восьмидесяти лет, но боги никак не могли прийти к единому мнению. Лишь вмешательство ожившего Осириса помогло отыскать верное решение. Сет был лишен египетского трона, а Амон Ра забрал его с собой на небо, чтобы всех устрашать.

Бог Сет изображался в облике животного, которое достаточно сложно точно определить в зоологическом смысле. Попытки толкования были достаточно обширны – начиная от трубкозуба через окапи и семейство собачьих и заканчивая антилопой. В период Древнего царствования он больше походил на осла.

Но, в любом случае в образе данного животного у кочевников Верхнего Египта олицетворялась власть, в то время, как у земледельцев Нижнего Египта он был главным символом беды. Таким образом, Сет стал партнером Гора и правил наравне с ним другой частью Египта.

Любой египетский фараон был объединенным олицетворением обоих братьев.

Стоя на носу солнечного корабля, египетский бог Сет борется со змеем Апопом. До появления на территории Египта гиксов, Сет был верховным богом, а во времена восемнадцатой и девятнадцатой династии он защищал Рамессидов (отсюда и имя фараона - Сетос).

В качестве «красного» божества Сет стал олицетворением всех злых сил – «через его дыхание на землю приходят черви». Он властелин всех металлов – железные руды назвали «костями» этого бога. С распространением культа Осириса, Сет на некоторое время становится вне закона.

В качестве животных, которые отождествлялись с Сетом, рассматриваются, в первую очередь, осел, антилопа, бегемот, свинья, рыба и крокодил.

Практически в любой мировой мифологии присутствует два начала – злое и доброе. В египетской мифологии роль злого начала отводится именно Сету – правда существуют и более мрачные, злые, космические силы, к примеру, змей Апоп. Но они отождествляются в первую очередь со стихиями, в то время, как Сет наделен вполне человеческими качествами (жестокостью, завистливостью, коварством) и предстает чаще всего в образах богочеловека.

В период Древнего Царства Сету придавались и некоторые положительныечерты. К примеру, доблесть и сила были приписаны к нему после спасения им Амона Ра от Апопа: располагаясь в ладье Ра, Сет поражает змея копьем. Но постепенно он набирает злых качеств – убийство Осириса сделало его богом враждебных к Египту стран, вредоносным богом, властелином пустыни. По своему происхождению Сет относился к верховным богам – он был третьим по счету ребенком у Геба и Нут (после Исиды и Осириса). Четвертый ребенок этой божественной четы (богиня Нефтида) была по легенде женой Сета.

Видимо, первоначально боги были очень похожи с людьми, они также были очень противоречивы, что нормально для людей, но никак не подходит к божественным символам. Со временем, человеческие и божественные черты отделились и в таком смысле, в боге Сете сознание египтян могло выражать непрекращающийся процесс опустынивания земли вокруг дельты Нила. В связи с деятельностью человека, подобный процесс идет уже несколько тысячелетий.

Set — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seteh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Setesh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Seth — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Soutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutech — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutej — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Sutekh — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Suty — вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей вариант написания имени "Сет" латиницей

Сети — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сетх — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сута — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Сутех — вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей вариант написания имени "Сет" кириллицей

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета , появились в Додинастический период, в эпоху Накада I (3800-3600 годы до н.э.). Родиной Сета был Омбос, а некрополь находился в Накаде. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его восприятии еще не проявлялись негативные черты. Планета Меркурий считалась небесным образом Сета - "Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках". Цвет Сета - рыже-красный, подвластная сторона света - юг .

Первые литературные упоминания Сета связаны с двумя знаменитыми мифами: гелиопольском, где Сет выступает союзником Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. В раннединастический период и в начале Древнего царства преобладала концепция гелиопольского мифа (так как Гелиополь был главным центром политического могущества) и Сет выступал как бог-покровитель власти фараонов (совместно с Гором - сочетание имен Сета и Гора означает "царь"). Об этом впервые упоминается в титулатуре фараонов II династии. "Тексты Пирамид" изображают Сета также богом-воителем, помощником Ра в его битвах с Апопом . Есть тексты, в которых рассказывается, что однажды Апопу удалось своим взглядом загипнотизировать всех богов. Даже Ра не смог устоять. И только у одного Сета оказалось достаточно сил, чтобы выдержать взгляд Апопа и проткнуть его своим гарпуном.

По мере политического возвышения Фив и распространения в нем культа Осириса, к концу Древнего царства Сет стал ассоциироваться с войной, бедствиями и злыми силами . Сету начинают приписывать нарушения всех и всевозможных табу. Его похотливый характер начинает приводить к неподобающим гетеросексуальным и гомосексуальным контактам: в одном мифе он наказан за то, что он совокупился с "богиней семени", которая персонифицировала сперму создателя; в другом мифе описывается как Сет в облике крокодила Себека проглотил фаллос бога Осириса, когда он был брошен тем же Сетом в Нил...

В общем, за власть боролись сторонники Сета и Гора . Победа досталась Гору , и его имя стало составной частью титулатуры монарха. Сет начинает демон изироваться, и даже когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета .

Первый период, на который пришлось возрождение культа Сета , относится к гиксосскому владычеству. В XVII веке до н.э. Египет был покорен и целое столетие находился под гнетом иноземцев - гиксосов. Захватчики объявили Сета верховным божеством и усиленно его почитали. Сет был отождествлен с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис . В период гиксосского владычества культ Сета вновь расцвел: ему поклонялись как хоть и чужому, хоть и жестокому, но могущественному богу, богу-властелину, единственному царю. И тем более ненавистным сделался этот бог у египтян вскоре после изгнания захватчиков и освобождения страны. Таким образом после изгнания гиксосов культ Сета постепенно угасает. Он становится чужим богом, что способствует распространению отрицательного представления о Сете . С VIII века до н.э. он уравнялся с Апопом и в большинстве случаев упоминался исключительно как злое божество .

Однако нужно понимать, что помимо функции бога-разрушителя,

Введение

Текст мифа написан на папирусе, находящемся в библиотеке Честер Бити в Дублине (Ирландия) и известном под названием «Папирус Честер Бити №1». Впервые опубликован А. Гардинером (Alan Gardiner) в 1931 г. в Лондоне. Текст занимает часть огромного (длиной 5,02 м.) папируса, содержащего ряд текстов, в том числе сборник прекрасных любовных стихотворений. Папирус написан в Фивах во времена XX династии около 1160 г. до н.э. К этому времени следует отнести литературную обработку мифа.

Самое же ядро мифа – спор Гора с Сетом и обоснование прав их обоих на наследие Осириса — относится к древнейшим временам, еще до объединения Египта, когда происходили межплеменные столкновения. В частности, этого мнения придерживается Гвен Гриффитс (John Gwyn Griffiths). Однако большинство историков видят в мифе уже литературное произведение, а не сакральное, и что оно было создано больше как «увеселительное чтиво». Такого мнения в частности придерживается Антонио Леприно (Antonio Loprieno).

Текст мифа в современной литературной обработке

Деталь фриза из углубления в гробнице фараона Хоремхеба (XVIII династия), показывающая богов Осириса, Анубиса и Гора.

Вырос Гор, стал сильным, храбрым юношей, могущественным богом.

Часто любил он расспрашивать мать об отце, о его жизни и смерти. И вот наступило время исполнить Гору свой сыновний долг - отомстить за отца. Никто не был страшен молодому сильному богу, и он отправился искать своего противника, убийцу отца - коварного Сета. Все любили Гора, и в этой любви была его сила.

Я иду искать Сета, - сказал он матери, - я могуч, потому что все люди любят меня, и сердце мое спокойно. Пусть же трепещет сердце Сета! Я иду искать тебя, злодей, и как только ты будешь найден мною, я убью тебя.

Поднялся Гор вверх по Нилу, дошел до Сиута, и там нашел он Сета. Встретились противники, и начался между ними жестокий бой. Десять дней шла борьба между дядей и племянником, не могли они одолеть друг друга.

Вот уже, кажется, Сет начинает побеждать, слабеет Гор, но Исида своим колдовством вливает в Гора новые силы:

Я говорю тебе, я - твоя мать Исида, ты победи свою слабость!

И с новым ожесточением вступает Гор в поединок. Падает духом Сет, но его помощники демоны поддерживают в нем бодрость.

Вот изловчился Сет, кинул острый камень и попал Гору прямо в глаз. Закачался Гор, и Сет вырвал глаз у юноши. С криком бросился Гор на Сета, нанес ему тяжкие раны и сломал ему бедро. Обессилел Сет от ран и от борьбы, и Гор крепко связал его толстыми веревками (прим. — По другой версии, первый бой с Сетом Гор проиграл. Сет убил его и разрезал на шестьдесят четыре кусочка. Только после того, как бог Тот срастил все части и оживил Гора, ему удалось взять верх над убийцей своего отца) .

Исида позвала бога-врачевателя Тота и с его помощью залечила Гору раны его, и он снова стал видеть, как прежде. Взял Гор свой вырванный глаз, чтобы отдать его отцу; пошел он к Осирису и повел с собой связанного Сета.

Пришел Гор к отцу со своим пленником. Взял он за руку Сета и подошел с ним к неподвижно лежащему Осирису.

Встань! Проснись! Взгляни на твоего сына, посмотри, что он сделал для тебя! Он поразил твоего убийцу, он привел к тебе связанного Сета.

Гор снял сандалию с ноги отца, поставил ее на голову Сета в знак того, что он отдает Сета в подчинение отцу. И задрожал Сет под сандалией брата, страшна была ему власть Осириса.

Потом Гор открыл Осирису рот и положил в него свой вырванный глаз, говоря:

Отец, вот я пришел к тебе! Я Гор, сын твой. Я отдаю тебе свой глаз, в нем твоя душа, твоя сила.

Осирис проглотил глаз и жизнь начала трепетать в нем. Он открыл глаза, вытянул руки, стер песок с лица своего. Потом приподнялся Осирис на левом боку, повернулся на правую сторону и овладел своим телом. Встал Осирис, проснулся, пробудился усопший бог. Ожил он и стал снова могучим и сильным, каким был прежде.

Ликуют все люди, радуются боги. Торжествуют Исида и Нефтида, обнимает Гор любимого отца.

Отдал Осирис свой трон Гору, своему сыну и наследнику, победившему врага его.

И стал Гор царем Египта. Радовалась вся земля. Зло исчезло, и правда утвердилась в стране.

А Осирис удалился в подземное царство и стал царем вечности, судьей над всеми умершими.

Но не сложил Сет своего оружия. Не сумел он погубить Гора в детстве, не одолел он юношу Гора в открытом бою, и задумал Сет обвинить Гора перед богами, сказать, что неправильно занял Гор отцовский престол. Ведь не сыну, а ему, брату, к тому же старшему возрастом, принадлежит наследство, и он, Сет, после Осириса должен править Египтом.

Обратился Сет к богам с просьбой рассудить его с Гором. «Незаконно занял Гор царский трон, - говорил он. - Я должен получить царский сан и править страной после Осириса».

Собрались боги на суд в Золотом Чертоге, чтобы решить спор Сета и Г ора. Пришли оба противника в зал суда и сели перед владыкой всего мира, перед богом Ра. Здесь же находились бог мудрости Тот, бог воздуха Шу, богиня влаги Тефнут и другие - вся Великая Девятка собралась, чтобы рассудить спор богов.

Владыка, - промолвил Тот, - мы должны решить, кто будет царем Севера и Юга.

Справедливость - великая сила! - произнес Шу. - Сотвори же справедливость, великий Ра! Отдай достойному жезл и корону фараона.

Юный Гор, еще совсем ребенок в сравнении с Сетом, смело обратился к богам и потребовал отдать ему наследство после отца - право быть царем Египта.

Это миллион раз истинно! - сказал Тот судьям. И решили боги, что Гор, верный сын, отомстивший за смерть отца и отдавший ему свой глаз, должен стать царем, и хотели одеть боги корону на голову Гора.

Обрадовалась Исида приговору богов и радостно воскликнула:

Северный ветер, лети на Запад и обрадуй сердце Осириса - да будет он жив, невредим, здрав!

Однако ее радость была преждевременна - поднялся вдруг солнечный бог Ра и произнес:

Почему это вы судите и выносите приговор, не спросив, что думаю я? Власть надо отдать Сету. Гор слишком молод, чтобы быть царем. Неверно отдавать царство сыну умершего царя, когда жив еще брат покойного.

Обрадовался Сет. Он даже не пытался скрыть свое торжество и начал восхвалять себя:

Я Сет - могучий, самый сильный среди богов. Каждый день я убиваю врагов Ра. Никто из богов не сможет сделать этого. И я возьму трон Осириса!

Но тут выступил Гор с гневной речью:

Нехорошо так поступать со мною. Нельзя отнимать у сына корону и царство отца!

Начался спор между богами. Одни боги считали, что надо сделать Сета царем, другие находили, что Гор прав. В волнении стояла Исида, ожидая решения суда, а Сет, чувствуя, что боги готовы уступить Гору, в злобе стал угрожать им:

Вот схвачу я свою тяжелую палицу и буду убивать каждый день по одному богу. Власть - это удел сильных! Чем сильнее царь, тем могущественней страна.

Нет! - возразил бог мудрости Тот. - Часто сила служит беззаконию. Перед судом прав не тот, кто сильней, а тот, на чьей стороне справедливость. А по справедливости, как издавна установлено в мире, имущество отца всегда наследует сын. Гор должен унаследовать трон Осириса, титул и корону царя.

Тогда решили боги устроить состязание между Гором и Сетом, пусть победителю достанется царство Осириса.

Но Сет боялся, что Исида своим колдовством поможет Гору, поэтому было решено переправится обоим противникам и девятерым богам на уединенный остров Срединный, и там решать спор. Анти - лодочнику на переправе - был дан строгий приказ не перевозить на остров ни одной женщины, похожей на Исиду.

Боги переправились на остров. Распря и спор всех утомили, поэтому они решили отдохнуть и устроили пир в пальмовой роще.

Но Исида перехитрила Сета и всех богов. Она обратилась в старуху и подошла, согнувшись, к перевозчику Анти, когда он сидел в своей лодке.

Доставь меня на остров Срединный, - попросила она, - я везу еду юноше пастуху; он караулит там стадо, и вот уже пять дней, как он голодает! (прим. — Здесь игра слов. Стадо по-древнеегипетски произносится как «иаут», и это слово означает одновременно «сан-титул». Поэтому Исиду нельзя обвинить во лжи, так как перед Анти она утверждает, что хочет проехать на остров, чтобы помочь юноше, защищающему свой сан)

Отказался Анти выполнить ее просьбу.

Велено мне: не перевози никакой женщины, похожей на Исиду.

То, что тебе велели, относится к Исиде. А я - старуха, разве похожа я на нее?

Ты права, - сказал лодочник, глядя на старую женщину. - А что ты дашь, если я перевезу тебя?

Возьми этот хлеб!

Вот еще, что мне в твоем хлебе? Стану я нарушать приказ ради него. Ведь мне сказано «не перевози никакой женщины»

Тогда Исида сняла золотое кольцо с пальца и протянула его перевозчику:

Вот возьми мое кольцо, оно золотое.

Жадно посмотрел Анти на золото и взял кольцо. После этого он усадил Исиду в лодку и перевез на остров.

И когда она, выйдя из лодки, шла по острову, увидела она издали пирующих богов и сидящего вместе с ними Сета. И вот захмелели боги. Тогда Исида произнесла заклинание и превратилась в молодую девушку, прекраснее которой не было на свете. В таком виде она приблизилась к богам.

Сет взглянул на нее со своего места и сразу же влюбился в нее, так она была прекрасна. Он встал из-за стола и пошел ей навстречу. Потом спрятался за дерево и подождал, когда она пройдет мимо. Когда Исида поравнялась с ним, он тихонько окликнул ее:

Я тут стою, прекрасная девушка!

Но девушка-Исида отшатнулась от него:

Не зови меня, великий господин! Я была женою пастуха, и у нас родился сын. Муж мой умер, и сын взял скот своего отца. Но вот пришел чужой человек, вошел в мой дом, прогнал сына и отнял у него скот. Я прошу тебя, вступись за моего сына, верни ему наследство.

Сет возмутился:

Неужели будет отдан скот чужому человеку, когда остался сын хозяина? Злодея, захватившего скот силой, (прим. — Сет, в свою очередь, не замечает двусмысленности фразы: он имеет в виду «скот», а получается, что вслух он произносит «сан») надо побить палкой и прогнать.

Тогда Исида превратилась в коршуна, взлетела на верхушку акации и сказала оттуда Сету:

Оплакивай себя! Твои собственные уста сказали, и твой разум осудил тебя!

Заплакал от злости Сет и пошел к великому Ра - жаловаться на Исиду, как она, приняв образ красавицы, коварно обманула его.

Что же ты ответил Исиде? - спросил Ра.

Я сказал ей - пусть чужого человека побьют палкой, прогонят его, а сына поставят на место отца.

Что же теперь делать, - вздохнул Ра, - ведь ты сам осудил себя!

Потом Ра велел привести перевозчика Анти и строго наказать его палочными ударами по подошвам за то, что он нарушил повеление богов и перевез на остров Исиду. С тех пор Анти проклял золото, на которое он польстился. Поэтому в городах и селениях Египта, где поклоняются Анти, на золото наложен запрет.

Но и тут не успокоился Сет. Он подошел к Гору и сказал ему:

Неужели ты боишься состязаться со мной? Давай превратимся в двух гиппопотамов и нырнем в глубину Великой Зелени. Кто вынырнет до истечения трех месяцев с этого дня, тот не получит сана.

И стали состязаться Сет и Гор. Обернулись они оба гиппопотамами и бросились в море. Но и тут Гор одолел Сета. Сет не выдержал трех месяцев под водой. Вынырнул он из воды и спрятался в тростнике от взоров подальше. По истечении трех месяцев вынырнул Гор и ненадолго прилег отдохнуть под тенистым деревом.

Увидел Сет, что Гор обессиленный отдыхает под деревом, тихо подкрался к спящему и вырвал ему оба глаза из глазниц. Вырванные глаза он закопал на горе. Глаза Гора в земле обернулись луковицами и проросли потом цветами лотоса.

Сет затем пришел к Ра и сказал:

Я вынырнул из моря и не нашел нигде Гора. Он не выдержал испытания и где-то прячется на берегу.

Тогда богиня Хатхор пошла на поиски, и нашла она под деревом ослепленного Гора. Хатхор поймала газель, подоила ее, и, велев Гору открыть незрячие глаза, влила в них свежее молоко, и зрение вернулось Гору, снова стал он здоровым.

Тогда Хатхор привела его к Ра и сказала:

Вот я привела к тебе Гора. Сет ослепил его, но я вернула ему зрение!

Разгневался Ра на Сета и повелел прекратить вражду.

И крикнул Сет:

Не будет сана царя Гору, пока ему не прикажут состязаться со мной. Мы построим каменные ладьи и оба поплывем наперегонки. Тому, кто одолеет соперника, будет дан сан Владыки, - да будет он жив, невредим и здрав!

Я согласен, - отвечал Гор. - Но это состязание будет последним!

Состязание было назначено на следующий день. Сет пошел в горы, отколол дубиной вершину скалы и вытесал из нее громадную ладью. Была она 138 локтей длины (прим. — Локоть - древнеегипетская мера длины, около 52,3 см.) .

А сын Исиды построил себе ладью из кедрового дерева и обмазал ее сверху гипсом. С виду его лодка тоже казалась сделанной из камня.
Наступил день состязания. Соперники уселись каждый в свою лодку и по команде взмахнули веслами. Лодка Гора легко заскользила по воде. Ладья же глупого Сета, едва отчалив от берега, сразу же с бульканьем ушла под воду.

Разъярился Сет, превратился он в гиппопотама и бросился за лодкой Гора.

Я убью тебя! - хрипел он. - Никогда, никогда не быть тебе царем! Я переверну твою лодку и утоплю тебя!

Боги, наблюдавшие за состязанием с берега, переполошились. Один только Гор не проявлял ни малейших признаков волнения. С невозмутимым лицом он стоял в ладье и поджидал подплывающего Сета. И вот Гор поднял руку, и все увидели у него в руке блестящий медный гарпун.

В ужас пришел гиппопотам-Сет, и глаза его округлились от страха.

Пощади меня. Гор!- закричал он.- Великий Ра, спаси меня! Я проиграл состязание, я сдаюсь и больше никогда не буду оспаривать у Гора власть!

Но никто на берегу не двинулся с места. Все смотрели на Ра, что скажет он.

Пощади его, не бросай гарпун, - сказал Ра. - Пощади своего соперника, Гор. Ты - царь Египта! Ликуйте же, боги! - добавил он. - Ликуйте и падите ниц перед новым властелином!

Признал Сет свое поражение и сказал:

Ты, могучий Гор, достоин быть царем Обеих Земель!

Связал Гор Сета веревками и привел к матери своей Исиде.

Вот, Исида, враг твой. Исполнилось предсказание, я победил Сета и отомстил за смерть отца. Скажи слово, и я убью его.

Исида посмотрела на связанного Сета, и стало ей его жалко, ведь он ее брат. Не велела Исида убивать Сета и отпустила его с миром.

Узнал об этом Гор и рассердился на Исиду. Возмущенный, он схватил мать и сорвал с ее головы царский венец - недостойна быть царицей та, кто дает пощаду своим врагам. Однако Тот надел на нее вместо венца корону в виде коровьих рогов. С тех пор Исиду часто изображают в головном уборе с коровьими рогами, между которыми Солнечный диск.

Надели на Гора царскую корону и сказали ему боги:

Ты - великий царь Египта, царь всей земли!

Так Гор одержал окончательную победу в споре и получил трон отца своего Осириса.

Обрадовался Ра, что окончилась тяжба. Сета, чтобы утешить его, взял Ра к себе, посадил рядом и велел ему грохотать с небес, чтобы люди боялись и поклонялись могуществу богов, обитающих на небе.

Все боги были рады, земля ликовала, когда увидели они юного Гора, сына Осириса, царем Египта.

Сын Исиды был последним из богов, царствовавших на земле. Процарствовав много лет, он вознесся на небо, присоединился к свите Ра в его Небесной Ладье и вместе с другими богами стал защищать солнце от демонов и гигантского змея Апопа.

С уходом Гора на небо кончился золотой век. Земная власть перешла к фараонам. И с тех пор каждый фараон Та-Кемет считался «земным воплощением Гора».

Начнем.

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов.
Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.Миф:
Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила.(Подбирать саркофаг при жизни было нормально в то время.)
Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире.Сет, в египетской мифологии бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса. В эпоху Древнего царства Сет почитался как бог-воитель, помощник Ра и покровитель фараонов.
Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и тп.
Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.Миф:
Сет, позавидовав своему брату Осирису, убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности.Гор или Хор, Хорус ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу.Миф:
Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса.
В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.Исида или Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания.Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной.Миф:
Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе.
Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой.
По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей.

На первый взгляд древнеегипетский бог Сет – классический образ «плохого парня». Но внимательное изучение египетской мифологии показывает, что образ этого божества более чем противоречив. Что выделяет его среди других богов египетского пантеона?

Сет или Сети – это бог пустыни, хаоса, ярости, войны, разрушения и смерти. Он олицетворял зло во всех его проявлениях. Знаменитая «Книга мертвых» приписывает Сету беды, причиняемые стихийными бедствиями. Знак «зверя Сета» использовался для написания таких слов, как «болезнь», «жестокость», «деспотия» и «буря».

Именно Сет был главным соперником Гора, считавшегося богом неба и солнца. Согласно египетской мифологии Сет и Гор могли сливаться в единое божество Херуифи. Это показывает, что в представлении египтян эти два персонажа были неразделимы. Согласно одной популярной трактовке, они представляли собой 2 стороны царской власти. Гор воплощал порядок, созидание и милосердие, тогда как Сет символизировал суровые, разрушительные и карающие черты правителя.

И хотя Сет неизменно строил козни против людей и богов, в представлении египтян о нём есть и некоторые светлые моменты. Было время, когда он почитался как «защитник солнца» и покровитель царской власти. Его часто награждали эпитетом «могучий». А также он покровительствовал чужеземцам. Неудивительно, что после завоевание Египта гиксосами именно он стал главным богом. Кроме того, его знали как бога металлов. Например, железо египтяне называли «костью Сета».

Барельеф, хранящийся в египетском музее Берлина

В период правления Рамсессидов (13-11 вв. до н. э.) он почитался как бог, дарующий смелость и воинскую доблесть. Именно он сражался со змеем, защищая ладью бога Ра. Но с тех пор как Сет стал ассоциироваться с враждебными Египту гиксосами, его негативные черты стали проступать гораздо сильнее. В ненавистного злодея и источник зла он окончательно превратился в эпоху Птолемеев (4-1 вв. до н. э.).

Как изображали Сета?

Сета чаще всего изображали в человеческом теле, с красной гривой, длинными ушами и красными глазами. Стоит отметить, что красный считался в Древнем Египте символом смерти. Иногда этот бог выглядел как крокодил, гиппопотам или свинья. Если его изображали рядом с Гором, то он непременно стоял сзади. Небесным образом Сета была планета Меркурий.

Особого внимания заслуживает голова Сета. По логике она должна была олицетворять , связанное с божеством. Одни ученые считают данный образ плодом воображения художников, другие пробуют угадать в нем реального представителя африканской фауны. Самой вероятной гипотезой пока является ассоциация Сета с трубкозубом.

Гор и Сет по сторонам от Рамзеса III, музей Каира

Как почитали Сета?

До того как стать сугубо отрицательным персонажем он был покровителем Верхнего Египта. Его культ процветал в Омбосе, Ком-Омбосе и Гипселе. В оазисе Дахла долгое время существовал оракул Сета.

Преимущественно бога боялись и старались по возможности умилостивить. Так, прежде чем начать войну, фараоны старались получить поддержку именно этого бога Египта. С этой целью организовывались специальные жертвоприношения.

Чтобы уберечь себя от враждебных сил, египтяне делали амулеты с его изображением. Его рисовали с двойной короной – символом верховной власти над страной. Таким образом, владельцы амулетов желали добиться расположения божества. В то же время день рождения Сета египтяне считали несчастливым. В этот день старались избегать важных дел.

Мифы о Сете

Начать стоит с мифологической родословной Сета. Он был младшим сыном бога земли Геба и . Сет также приходился братом . Имел несколько жен, среди которых была и его родная сестра Нефтида. При этом ничего не известно о его детях.

Одна из самых известных легенд о Сете повествует о том, как он убил Осириса, чтобы занять его трон. Но как следствие он обрел главного противника – Гора, сына Осириса, желающего отомстить за отца и вернуть трон. Во время одного из противостояний Сет вырвал у Гора глаз, ставший потом амулетом уджат. Согласно другому мифу Сет плюнул в глаза Гору, приняв облик черной свиньи. Поэтому египтяне считали свиней нечистыми.

Египетская мифология связывает с этим богом и некоторые вполне материальные события. К примеру, одна из легенд рассказывает о том, как победив Сета, Гор основал город Эдфу. Именно здесь располагался храм, стены которого обильно украшены рельефами, представляющими борьбу двух божеств.

Ряд историков отмечают, что в мифах о Сете и Горе отобразились социальные и политические события истории Египта. В частности, объединение страны, произошедшее на рубеже 4-3 тыс. до н. э. Тогда велась жестокая борьба за власть между правителями Верхнего и Нижнего Египта.

11 ноября 2017

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.