Старт в науке. Какой же грязный этот чистый белый снег! Изучение экологической ситуации вокруг школы

Наталья Федотова

Первый шаг в науку 2014»

Секция естественно- научного направления.

Исследовательский проект «Можно ли есть снег

Коновалов Артём, МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» , подготовительная группа

Коновалов Максим, МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» , подготовительная группа.

Научный руководитель :

Федотова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик» .

Актуальность : Наверное любой ребенок в своей жизни когда-нибудь, но пробовал снег . И никогда он не задумывался о том, что снег белый –значит чистый но почему то взрослые говорят , что он грязный . Мы, с моим братом Максимом, тоже задумались над этим и решили найти ответ на этот вопрос : «Можно ли есть снег

Цель : Узнать,можно или нельзя есть снег ?

План исследования :

1. Спросить у ребят нашего детского сада.

2. Спросить у взрослых.

3. Провести исследования снега .

4. Обобщить результаты и получить ответ на наш вопрос, пусть даже самую страшную правду!

Материалы и оборудование :

1. Одноразовые стаканчики.

2. Салфетки.

3. Увеличительное стекло.

Когда мы пришли в детский сад, то стали спрашивать у многих своих друзей, ели ли они снег и можно ли это делать. Накопилось очень много вопросов.

Из 15 опрошенных нами детей, все сказали, что снег пробовали , хотя 11 человек сказали,что это делать нельзя. 2 человека сказало, что вполне можно, 3 человека ничего не ответили.

Со многими накопившимися вопросами мы обратились к нашей воспитательнице, Наталье Николаевне. Работа у нас получилась в 4 этапа.

2. Исследование снега

Работу решили начать со сбора исследуемого материала. Снег сейчас лежит повсюду. Его мы решили взять в трёх разных местах, для сравнения.

Один стаканчик снега набрали на участке детского сада, второй на опушке Чуварлейского бора, третий – в городе, т. к. там проживает Наталья Николаевна, и нам стало интересно какой снег в городе грязный или чистый . Все стаканчики мы подписали. Их получилось три : «Детский сад» , «Лес» , «Город» .

Все стаканчики мы занесли в детский сад. На вопрос о том, чистый снег или грязный сразу мы ответить не смогли. Чтобы быстрее снег растаял мы решили поставить все стаканчики на батареи и понаблюдать, что же будет происходить со снегом . Снег стал таять . Было сразу видно, что в стаканчике с надписью «Город» снег таял намного быстрее и вода там была намного грязнее , чем в двух других.

Когда снег полностью растаял - образовалась талая вода. Затем воду из каждого стаканчика вылили на белую салфетку и решили посмотреть на них, когда они высохнут.

Мы заметили, что на всех высохших салфетках грязь есть , но на салфетках с надписью «Детский сад» , «Лес» , грязь едва заметна , а на салфетке с надписью «Город» грязь видна невооружённым глазом.

Результат исследования :

Мы выяснили, что снег представляет собой талую воду. Причём грязный снег из города тает быстрее, чем снег из сельской местности. В сельской местности снег более чистый , чем в городе. Талая вода и снег содержит грязь . Значит снег- грязный , а грязный снег есть нельзя !

Вот теперь мы точно знаем, что снег нельзя есть ни в селе, ни в городе, потому, что он грязный .

Список литературы

1. Зубкова Н. М. Пять тысяч –где. Семь тысяч-как, сто тысяч- почему . Опыты и эксперементы для детей от 5 до 9 лет-СПб.:Речь,2008.-64с.

2. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 240с.

3. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников// Дошкольное воспитание №6,2006.-41с.

4. Рыжкова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект. - М.: ЛИНКА_ ПРЕСС, 2008.-13с.

5. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании//Дошкольное воспитание № 1,4,2006.

6. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности// Дошкольное воспитание №6, 2007.-13с.








Многих людей интересует вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный? Кстати, правильных ответов на него существует как минимум три.

Чтобы найти ответ на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный, нужно разобраться с тем, что же представляет собой сам предмет обсуждения.

Рассматривая снежинки, каждый может заметить, что они состоят из мелких ледяных иголочек, которые слепляются между собой в некую геометрически правильную конструкцию. Почему так происходит - это уже совсем другой вопрос. Сейчас важно уяснить, что снег по своему химическому составу является водой в твёрдом (замёрзшем) состоянии.

Какова температура плавления льда и снега?

Есть и второй важный фактор, необходимый при поиске ответа на вопрос о том, какой снег быстрее тает: чистый или грязный. Это льда и снега.

Известно, что вода из своего твёрдого состояния в жидкое переходит при 0 градусов по Цельсию. Именно эту точку и взяли для отсчёта при составлении градусной шкалы, которой мы все пользуемся в практической жизни. То есть нет никакого удивительного совпадения в том, что лёд плавится при 0 градусов. Просто учёным было удобно именно эту температуру взять за основную отправную точку. Так же как 100 градусов по Цельсию - не что иное, как (перехода из жидкого в газообразное) той же воды. Иначе говоря, в этот момент происходит образование пара. В общем-то, это и понятно. Ведь вода на Земле - то самое вещество, которое мы можем легко наблюдать во всех трёх состояниях.

Это и пар, идущий из носика чайника, то есть газ. Это и непосредственно вода, то есть жидкость. Это и снег со льдом, то есть твёрдое вещество.

Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?

В данном случае важны ещё два фактора. Во-первых, где находится снег - в помещении, изолированном от попадания солнечных лучей, или на открытой местности. Во-вторых, что подразумевать под словом «грязный».

Если считать, что пачкается снег землёй, песком или другими твёрдыми веществами, которые не могут растворяться в воде, то будет один вариант ответа на вопрос о том, какой снег тает быстрее: чистый или грязный. А вот если говорить о смеси снега с растворяемыми веществами, например солями, то ответ будет иной. Происходит это оттого, что соляные растворы имеют более низкую точку замерзания.

То есть снег с примесью соли при 0 градусов начинает плавиться, поскольку в месте соприкосновения происходит смешивание веществ - воды и соли. А соляной раствор может находиться в твёрдом состоянии при температуре несколько ниже, чем 0 градусов.

Теперь всем понятно, для чего лёд на дорогах зимой посыпают солью? Чтобы он подтаял и потерял свою твёрдость и, как следствие, скользкость.

Грязный и чистый снег в комнате

Но допустим, речь идёт не о посыпанном солью снеге, а о том, на который насыпали уголь или землю. Как повлияет этот факт на скорость его плавления?

Если говорить с точки зрения температуры плавления, то никак. Принесённый с улицы в комнату снег чистый и грязный превратится в воду одновременно. Поскольку температура перехода и того и другого из твёрдого состояния в жидкое одна и та же.

Таяние чистого и грязного снега на улице

Но тут возникает вопрос: "Зачем по весне снег, который мешает пешеходам, посыпают песком, землёй? И почему грязный быстрее, чем чистый снег?"

Ответ прост: это происходит по той причине, что белый цвет отталкивает солнечные лучи, а тёмный - притягивает. Следовательно, грязный снег нагревается быстрее, нежели белый, чистый.

Оказывается, и дворникам нужно хотя бы немного быть знакомыми с азами физики и химии, чтобы хорошо выполнять свою работу. Ведь не иначе как грамотный уборщик снега придумал посыпать ледяные дорожки солью и песком, дабы скорее и легче привести свой участок в надлежащий порядок.

КГУ «Пригородная средняя школа»

Житикаринский район

Костанайская область

КГУ «Пригородная средняя школа

Год выполнения: 2015год

Аннотация ………………………………………………… 3

Введение ………………………….………………………. 4

Подготовка к исследованию

1. Сбор информации………………………………………. 6

1.2. Поиск информации в интернете

1.3. Встреча с медицинским работником школы

2. Проведение исследования ……………………………… 7

Описание опыта:

2.1. Забор снега из разных мест

2.2. Образцы растаявшего снега

2.3. Изучение экологической ситуации вокруг школы ….. 8

3. Заключительный этап ……………………………………. 9

Результаты исследовательской работы

4. Литература ………………………………………………… 10

Аннотация

Исследовательская работа посвящена актуальной теме – проблеме здоровья детей младшего школьного возраст, так как многие из них часто болеют ангиной , простудными заболеваниями. В этой работе изучена литература по теме, проведены наблюдения и опыты по исследованию загрязненности снега и экологической обстановки местности, даны ответы на вопрос «Почему снег есть нельзя?»

Исследовательская работа «Почему нельзя есть снег?»

Послушайте историю, которая привела нас к созданию исследовательской работы

Некоторые дети любят во время прогулки играть в игры, вырезать из снега фигуры пробовать снег на вкус. Во время игры взрослые часто предупреждают нас, что «кушать» снежные пирожки нельзя. Но я подумал: «А почему снег есть нельзя? Ведь мы же не едим его много». Но учитель рассказала нам, что снег не только холодный, но и грязный. Неужели снег такой грязный, ведь он кажется чистым? Я спросил у нее: «А вдруг снег, который выпал только сегодня, чистый, и его можно есть и ничего с тобой не случится. А вдруг?» Тогда учитель посмотрела на нас и сказала: «Очень хорошо, что у тебя возникли такие вопросы. А давайте мы все это выясним. Кто из вас хочет побыть в роли ученого, который все изучает и ищет ответы на интересующие вопросы?» Мне сразу же захотелось стать ученым.


Проблема. Все дети любят есть снег. Все взрослые в один голос твердят, что снег есть нельзя. Нужно выяснить, почему?

Цель исследования : выяснить, есть ли чистый снег, который был бы безопасен для здоровья человека.

Задачи исследования:

1. Собрать информацию о чистоте и безопасности снега из книг, журналов, интернета, встреч со специалистами.

2. Провести опыты для выяснения чистоты снега.

3. Изучить экологическую обстановку нашей местности, способную повлиять на чистоту снега.

Гипотеза: свежевыпавший снег чистый и безопасный для здоровья человека.

Исследовательский этап: с 10 февраля по 17 февраля 2015 года.

Методы исследования:

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Наблюдения.

3. Проведение опытов.

4. Анализ полученных результатов.

1 этап. Сбор информации.

Цель: из разных источников собрать информацию о степени загрязненности снега.

1.1.Изучение детской научной литературы.

Мы начали с того, что вспомнили, как получается снег. В энциклопедии школьника написано, что снег – это много-много снежинок вместе. На земле и зимой встречается много грязи и микробов. Мы предположили, что частички грязи и микробы могут спрятаться между снежинками и их не видно. А вот снежинки, которые только что падают к нам с неба, наверняка, чистые. Нужно проверить!

1.2. Поиск информации в интернете.

В интернете мы посмотрели картинки, какой снег бывает грязный и какие микробы могут в нем встречаться. Например, я узнал, что палочка Коха, из-за которой человек может даже умереть, может жить даже в снегу.

1.3. Встреча с медицинскими работниками.

Я встретился с медсестрой школы Дмитриевой Светланой Викторовной. Послушайте, что она рассказала. (ВИДЕО)

Выяснили: снег не только холодный, в нем еще много разных микробов и грязи.

2 этап. Экспериментальный.

Цель: проверить и доказать опытным путем, что снег грязный.

Описание опыта.

2.1 . Собрать образцы снега из разных мест на участке:

· Образец №1 - снег с поля.

· Образец №2 – снег около деревьев.

· Образец №3 – снег около дороги, по которой ездили автомобили.

· Образец №4 – свежевыпавший снег.

2.2 . Положить образцы снега в одноразовые стаканчики, пронумеровав их. Когда снег растает, рассмотреть снежную воду.

В стаканчиках № 1, 2, 3 на дне виден осадок: частички грязи, песок, даже семена. Откуда они появились? Маленькие частички грязи прятались между снежинками. Когда снег растаял, грязь стала видна.

В стаканчике №4 со свежевыпавшим снегом вода чистая. Возможно, снег бывает чистый?

С помощью микроскопа на капельке образца №4 мы увидели мелкие частицы пыли и грязи, которых сначала не было видно.

объяснила, что это могут быть мелкие частицы дыма и газа, которые прилипают к снежинкам в воздухе. Откуда же в воздухе столько грязи?

2.3. Изучение экологической ситуации вокруг школы.

Недалеко от школы находится автомобильная дорога. Там ездит много машин, выхлопные газы которых попадают в воздух. Также недалеко от нас есть карьеры, фабрики по добыче и обработке асбеста и золота. Около школы работает котельная. А падающие снежинки ловят на своем пути все эти частички дыма и грязи. Вот почему даже свежий снег оказался грязным.

Вывод: все образцы снега грязные, то есть чистого снега не бывает.

3 этап. Результаты исследовательской работы. Опровержение гипотезы.

В результате проведенных опытов и наблюдений мы опровергли первоначальную гипотезу, согласно которой бывает чистый снег. В ходе исследовательской работы мы изучили образцы снега из тех мест, где дети могут взять его в рот. В каждом образце в разном количестве были обнаружены частицы грязи и дыма. Мы опытным путем убедились в том, что нет снега, который можно было бы съесть, не опасаясь, что можешь заболеть. Если на улице захочется пить, не нужно лениться. Надо зайти в дом и попить чистой воды. А если ты увидишь, что малыши пытаются есть снег, нужно им рассказать – чистого снега не бывает. Теперь мы это точно знаем.

Литература:

1. Энциклопедия дошкольника. М., Росмэн, 2007.

2. Живой мир. Энциклопедия. М., Росмэн, 2000.

3. Наука. Энциклопедия. М., Росмэн, 2004.

4. www. bestforkids. ru Все лучшее детям.

Ограничивающий применение химических реагентов при уборке снега. Это был шанс хоть как-то сократить применение в городах токсичных веществ, которые отравляют нас и природу, повреждают машины и обувь.

Законопроект предлагал использовать реагенты только на проезжей части. Нужная мера, но ее недостаточно, чтобы защитить здоровье горожан. Гринпис к депутатам и чиновникам, призывая полностью прекратить применение химических реагентов, содержащих тяжелые металлы. Но власти проигнорировали мнение экологов, а также тысяч , которые просили депутатов принять законопроект против токсичных реагентов.

Депутатам, которые сомневаются в возможности будущего без реагентов, мы советуем изучить опыт северной столицы. Комитет по благоустройству Петербурга в этом году принял решение отказаться от противогололедных реагентов и в разы снизить применение соли, заменив все это качественной и своевременной уборкой снега.

После первого же большого снегопада петербуржцы просто засыпали ведомство благодарностями. «Когда кругом чистота и белый град радует своей морозной и снежной свежестью, то и хочется аккуратней ходить, бережней к природе относиться, больше любоваться красотой вокруг...» - пишут горожане на страницах Комитета в соцсетях.

«Первый год ощущение, что у нас нормальный европейский город!». «Это просто счастье какое-то, ходить в чистой обуви и ездить на чистой машине». «Большое спасибо от собачников! Годами наши животные страдали от разъедающих лапы реагентов!».

У многих были опасения, что, если снег и лед не изводить химией, ухудшится транспортная обстановка. Но ГИБДД поспешила рассеять эти сомнения. В первую неделю января нового года в Петербурге было на 10% меньше аварий, чем в прошлом, причем число аварий с пострадавшими сократилось на целых 40%.

«Я заметила, что люди стали ездить аккуратней, соблюдают дистанцию. А когда ездят по грязи, у людей агрессии больше, они несутся сами не знают куда», - стоят теории горожане.

Москвичам остается только мечтать о зиме с белым снегом.

Москвичам и жителям многих других городов о белой пушистой зиме приходится только мечтать. Дороги, тропинки и тротуары продолжают щедро посыпать ядовитым составом с примесью огромного количества токсичных веществ: свинца, ртути, меди, молибдена, хрома, мышьяка, кадмия, никеля (это неполный список).

Он не только образует едкую жидкую грязь под ногами, но и создает серьезный риск для нашей нервной, иммунной и дыхательной систем. Только в Москве в ходе зимней уборки в окружающую среду может попасть около 300 тонн токсичных веществ. А вместе с питьевой водой и городской пылью они попадут и в наш организм.

Гринпис продолжит бороться за зиму без ядовитых реагентов под ногами. Мы призываем и вас поддержать ее в своих городах.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.