Результаты поиска по \"соматические показатели\". Выделяют три вида здоровья: физическое(соматическое), психологическое и социальное Что включает в себя термин соматические показатели

Если ВОЗ в 1948 г. определило здоровье следующим образом: «это не просто отсутствие болезни, а состояние физического, психического и социального благополучия», то современные представления о здоровье претерпели существенные изменения. Теперь понятие «здоровье» включает в себя такие формы поведения, которые позволяют улучшить нашу жизнь и сделать ее более благополучной, достигать высокой степени самореализации.

Никакими формальными определениями невозможно (и всегда будет невозможно) полностью выразить, охарактеризовать, отразить такое сложное биологическое и социальное явление. Так же, как трудно дать определение самой «жизни». Поэтому различные трактовки, разъяснения и определения «здоровья» продолжают выдвигаться и сегодня.

Здоровье человека складывается из нескольких основных компонентов:

· Соматический компонент здоровья человека;

· Физический компонент здоровья;

· Ментальный (умственный, психический) компонент;

· Духовно-нравственный компонент здоровья;

· Психолого-коммуникативный (психологический) компонент;

· Сенсорный компонент здоровья;

· Речевой (логопедический) компонент;

· Аморбидный (медико-профилактический) компонент здоровья;

· Репродуктивный компонент здоровья человека.

«При всей важности понятия здоровья не так просто дать ему исчерпывающее определение. Количество попыток справиться с этой задачей увеличивается, но устроившее бы всех решение пока не найдено. Вопросом самостоятельной научной значимости стала возможная классификация и анализ уже предложенных определений. В связи с этим привлекает к себе внимание работа Павел Иосифович Калью [Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М., 1988. ]. Автор рассматривает 79 определений здоровья человека, сформулированные представителями различных научных дисциплин в разное время в различных странах мира. Приведенный перечень далеко не полный, но даже он, пишет автор, уже поражает как многообразием трактовок, так и разнородностью признаков, используемых при дефиниции этого понятия.

Несомненное теоретическое и практическое значение имеет выделение наиболее типичных, чаще всего встречающихся признаков – сущностных элементов определения здоровья. Опираясь на выводы, сделанные Калью, посмотрим, какие же в этом плане доминируют подходы.

1. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации : организма; органов; гистологических, клеточных и генетических структур; нормальное течение физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.

При данном подходе нормальное функционирование организма в целом – один из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от известного среднего (нормального) их состояния. Колебания в пределах верхней и нижней границы нормы расцениваются как допустимые.

Соответственно уклонение от нормы, нарушающее структуру органа или ослабляющее его функционирование, можно рассматривать как развитие болезни. Однако не всякое отклонение от нормы есть обязательно болезнь. Граница между нормой и ненормой (болезнью) не носит жесткого, разделительного характера. Она расплывчата и достаточно индивидуальна. То, что для одного является нормой, для другого уже болезнь. Поэтому вводится понятие «предболезнь» – состояние, переходное от здоровья к болезни. Состояние «предболезни» имеет уже какие-то патологические признаки, но, тем не менее, еще не нарушает здоровья, а только несет в себе объективные предпосылки для этого. Сами же представления о норме постоянно уточняются в связи с новейшими достижениями медицины, биологии. Индивидуальная норма не может быть постоянной, жестко фиксированной в течение длительного времени. На разных этапах онтогенеза ее значение не является неизменным и должно уточняться соответственно возрасту.

2. Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой . Надо заметить, что признак равновесия в определении здоровья встречается довольно часто, начиная с давних времен. Например, Пифагор, древнегреческий философ, математик и врач, определял здоровье как гармонию, равновесие, а болезнь как их нарушение. Причем одни авторы обращают внимание на поддержание внутреннего равновесия в организме, а другие делают акцент на его равновесии с окружающей средой. Так, по мнению Гиппократа, здоровым можно считать того человека, у которого имеется равновесное соотношение между всеми органа ми тела. А Г. Спенсер определяет здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к внешним.

3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций , участие в социальной деятельности и общественно полезном труде. Этот признак встречается во многих определениях здоровья. Авторы, использующие его, хотят тем самым подчеркнуть, что социально здоровым человеком следует считать того, кто содействует развитию общества.

4. Способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде , способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность и сохранение живого начала в организме.

Это тоже очень распространенный признак в дефинициях здоровья. В данном случае делается акцент на адаптацию как одно из самых главных и универсальных качеств биосистем, их ведущий признак здоровья.

5. Отсутствие болезни , болезненных состояний, болезненных изменений, т. е. оптимальное функционирование организма при отсутствии признаков заболевания или какого-либо нарушения.

Обращение к этому признаку в силу его очевидности наиболее традиционно. В основе его лежит простая логика: здоровыми могут считаться те люди, которые не нуждаются в медицинской помощи.

6. Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил , принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Этот признак созвучен с тем определением здоровья, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 г. В нем говорится, что здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. С тех пор прошло немало времени, но эту формулировку, как правило, не обходит стороной ни один из специалистов, занимающийся проблемой здоровья человека. При этом чаще всего она подвергается критике, в том числе за ее слабую практическую направленность, однако взамен ничего более универсального и общепринятого на сей счет пока так и не появилось

Завершая анализ сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, П. И. Калью говорит, что все их многообразие может быть распределено в соответствии с рядом концептуальных моделей определения понятия здоровья.

Медицинская модель здоровья . Она предполагает такое определение здоровья, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья. Здоровьем считают отсутствие болезней, их симптомов.

Биомедицинская модель здоровья . Здоровье рассматривается как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Внимание акцентируется на природно-биологической сущности человека, подчеркивается доминирующее значение биологических закономерностей в жизнедеятельности человека и в его здоровье.

Биосоциальная модель здоровья . В понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при этом социальным признакам придается приоритетное значение.

Ценностно-социальная модель здоровья . Здоровье – ценность для человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ. » (Никитин 2006г. С.30)

Учение о здоровье и образе жизни, направленное на его сохранение имеет глобальное значение и является одной из актуальных проблем.

В.А. Фролов выделяет понятие «здоровье населения», рассматривая его как статистическое, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней про­должительностью жизни, а также социально-биологическими показателями.

Ю.П. Лисицин рассматривает понятие «общественного здоровья - как здоро­вье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Об­щественное здоровье, с точки зрения автора, является результатом социаль­но-опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, груп­пы населения.

В.П. Казначеев рассматривает понятие «здоровье популяции», под которым он понимает процесс социально-исторического развития психо-социальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения тру­доспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека. Здоровье - это:

Процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных;

Процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптималь­ной трудоспособности и социальной активности.

По мнению П.Л. Капицы, одной из наиболее важных и определяющих судьбу человечества глобальных проблем является проблема «качества» народонаселе­ния, под которым он подразумевает комплекс медико-генетических и социаль­но-психологических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жиз­ни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества и Т.П.

Очевидно, если говорить о категории «здоровье» в представлении гигиени­стов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые опре­деляют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.

Воспроизводство здоровья (охрана и реализация генофонда) - состояние ре­продуктивной функции родителей и ее реализация; здоровье родителей; условия протекания беременности; состояние родовспомогательной службы; наличие пра­вовых актов, охраняющих генофонд и беременных.

Формирование здоровья - образ жизни (уровень производства и производи­тельности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребно­стей; образовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки, состояние окружаю­щей среды и т.д.

Потребление здоровья - культура и характер производства; состояние про из­водственной среды и т.д.; социальная активность индивида.

Восстановление здоровья - рекреация, лечение, реабилитация.

Другими словами, здоровье населения является одним из интегральных пока­зателей преобразований, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и медико-генетических характеристик физического здоровья, психо-физиологического уровня жизни. Формирование здорового об­раза жизни, рост благосостояния, развитие «индустрии» здоровья способствуют росту здоровья нации.

Понятие здоровья должно определять возможности выполнения основных функций человека, учитывая тот факт, что человек есть живая система, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала.

Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и моти­вов поведения в социальной среде.

Физическое здоровье - это текущее состояние функциональных возможно­стей органов и систем организма.

Психическое здоровье - состояние психической сферы человека, характе­ризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регу­ляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социаль­ного характера.

По мнению Д. Д. Венедиктова, имеет право на существование и термин «духовное здоровье», хотя в философских словарях определения духовности нет, и ее чаще всего связывают с религиозностью. Духовность вытекает из познавательных, интеллектуально-духовных потребностей че­ловека, из социального характера наследования накопленных им знаний о себе и об окружающем мире.

Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой - понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающи­ми, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассматривать единый социаль­но- психологический аспект здоровья.

Состояние здоровья оценивается по трем уровням: соматическому, социаль­ному, личностному.

Соматический уровень подразумевает совершенство саморегуляции в орга­низме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окру­жающей среде.

Социальный уровень оценивает меру трудоспособности и социальной актив­ности, деятельное отношение к миру.

Активность человека характеризует не всякая деятель­ность, а лишь обусловленная внутренними причинами, направленая не только на сохранение, но и на совершенствование системы, элементом которой является личность.

Н.М. Амосов (1987) обратил внимание на то, что здоровье организма опреде­ляется его количеством. Оценить здоровье можно максимальной производитель­ностью органов при сохранении качественных пределов их функций. Отметим, что максимальная производительность может быть достигнута за счет высоких энергетических затрат и работы на выносливость, Т.е. через преодоление утомле­ния, что имеет место у представителей большого спорта, и тогда это может иметь отрицательные последствия для организма.

Методологической основой для обследования критериев соматического здо­ровья может быть рассмотрение живого организма как термодинамической сис­темы, устойчивость в которой в соответствии с законами термодинамики зависит, прежде всего, от ее энергопотенциала (негэнтропии). При этом отмечается одна важная закономерность: чем мощнее аппарат митохондрий, тем больший диапа­зон внешних воздействий клетка способна выдержать (Ф.З. Меерсон, 1981).

ГЛ. Апанасенко (1988) считает, что соматическое здоровье может оценивать­ся общей суммой энергопотенциала организма, показателем которого могут слу­жить аэробные возможности, характеризующиеся величиной максимального по­требления кислорода. В качестве важного показателя соматического здоровья предлагается отношение жизненной емкости легких к единице массы тела.

Определение здоровья И.И. Брехманом в наибольшей мере приближается к понятию о норме. ~Здоровье человека - его способность сохранять соответствую­щую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и ка­чественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации» .

С позиций теории нормы здоровье есть норма и гармония генетического, фи­зического, психосоциального состояния и развития индивида, рода (семьи), на­рода (популяции). Из определения здоровья следует, что существует четыре наи­более важных основания классификации здоровья: 1) аспект сущности здоровья, в котором выделяют генетическую, физическую и психосоциальную (духовную) сущность здоровья; 2) уровни реализации здоровья (индивидуальный, семейный, популяционный); 3) аспекты оценки здоровья (оценка состояния на данный мо­мент и оценка развития, Т.е. онтогенеза, семейной, популяционной динамики); 4) аспект нормы (структурной, статистической и гармонической).

Итак, не вызывает сомнения, что в основе оценки здоровья должен лежать ко­личественный подход, Т.е. количественная оценка материальных факторов - по­казателей функциональных систем организма.

Укрепление здоровья можно осуществлять двумя путями: 1) сокращать его потери, (устранив причины чрезмерного расходования здоровья) и 2) путем на­копления резервов за счет активизации механизмов адаптации.

Ведущими причинами чрезмерного расходования здоровья являются факторы нездорового образа жизни: материальное неблагополучие, плохие жилищные усло­вия, слабая социальная поддержка, вредные привычки (курение, пьянство, гиподи­намия), физические и психические перегрузки, вредные экологические воздейст­вия, недостаточное образование, дисгармония интимных отношений, чрезмерные претензии и неудовлетворенность жизнью, неполноценное питание, отклонение от духовных норм и критериев общечеловеческой морали.

Издавна привлекает внимание ученых проблема измерения здоровья. Боль­шинство существующих методов основано на определении функциональных воз­можностей организма. Однако для всесторонней оценки важно знать не только

объем работы, которую может выполнить человек (уровень дееспособности), но и насколько хорошо он себя чувствует (качество здоровья), а также сколько пред­стоит ему прожить (количество здоровья).

К настоящему времени создана целая система методов и средств оценки, про­гнозирования и динамического контроля за состоянием как отдельного человека, так и различных контингентов, цель которых - эффективное планирование, раЗ­работка и проведение мероприятий лечебно-оздоровительного или профилакти­ческого характера на этапах перехода от здоровья к болезни.

ВО ВНИИЦ профилактической медицины Минздрава РФ разработана мето­дика адаптирования для мужчин 35 - 60 лет. Она основана на измерени и резервов здоровья организма, определяющих возможность заболевания основными болез­нями (инфарктом миокарда, мозговым инсультом, раком) и смерти в ближайшие восемь лет. Технология измерения самая разнообразная. Наиболее простая вклю­чает набор следующих показателей: возраст, рост, массу, систолическое давление, диастолическое давление, чес. Из них по формулам рассчитывается УОК, ха­рактеризующий пульсовой приток крови в сосуды головы. С помощью стандарт­ной анкеты определяется наличие стенокардии напряжения, недостаточности кровоснабжения головного мозга, инфаркта миокарда и мозгового инсульта в анамнезе.

В зависимости от величины индекса здоровья, который рассчитывается по специальным алгоритмам, выделяют группы с очень низким, низким, средним, высоким и очень высокими показателями здоровья. По мере увеличения качества здоровья и перехода к группе с очень высоким уровнем здоровья риск смерти уменьшается в 30 - 50 раз. Если при очень низком здоровье в ближайшие восемь лет умирает каждый третий человек, то при очень высоком лишь каждый сотый.

Для оценки качества здоровья предлагается метод трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности. С их помощью достаточно просто измерить удовлетворенность человека своим здоровьем, которая выражается в стандартных количественных единицах (путем опроса либо самозаполнения по стандартному опроснику).

гл. Апанасенко предложил шкалу соматического здоровья, выделяющую пять уровней здоровья: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, кото­рые рассчитывают по показателям массы тела, ЖЕЛ/масса, динамометрия кис­ти/масса тела, ЧСС, АД сист/100; времени восстановления чес после 20 приседа­ний за 30 с; общей оценки уровня здоровья в баллах (соответственно 3 11 меньше, 4 - 6, 7 - 11, 12 - 15, 16 - 18).

Использование шкалы соматического здоровья показывает, что в безопасной зоне находится всего лишь 5 - 8% жителей. Возникает необходимость в проведе­нии комплекса мероприятий <<превентивной реабилитации» - восстановления безопасного уровня здоровья у большинства населения.

Для диагностики состояния человека большой интерес представляет 12-ми­нутный тест, используемый в аэробике. Под аэробикой понимают физические уп­ражнения, способствующие увеличению МПК. Они выполняются по программе увеличивающихся нагрузок (бег, ходьба, плавание), предусматривающей перио­дический контроль состояния человека. В зависимости от величины покрытого

ТРЕТЬЕ СОСТОЯНИЕ .

Несмотря на комплексный подход к определению здоровья, на практике о здоровье по-прежнему судят по наличию или отсутствию болезней. В действительности между здоровьем и болезнью имеется множество переходных состояний, называемых предболезнью, когда заболевания как такового еще нет, но уже снижены компенсаторные возможности организма и появляются объективно не выраженные функциональные и биохимические изменения. По данным экспертов ВОЗ в таком состоянии находится около 80 % жителей Земного шара.

Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состоя­ниями имеется ряд переходных стадий, которые не вызывают у человека выражен­ного снижения социально-трудовой активности и субъективной потребности в ме­дицинской помощи. Переходные стадии могут быть обусловлены различными факторами, связанными преимущественно с современным ритмом жизни, дли­тельным воздействием гипокинезии, психоэмоциональных нагрузок, неудовлетво­рительных производственных, экологических, социально-бытовых условий и др., предъявляющих повышенные требования к регуляторным механизмам организма. Наряду с качественными показателями, определяющими состояние так называе­мого статистического здоровья - норма покоя, все большее значение приобретает понятие «динамическое здоровье~ - норма напряжения, которая определяется ко­личественной характеристикой адаптационных возможностей организма. Чтобы получить представление о динамическом здоровье, необходимо обследовать не только физическое состояние человека во время покоя, но и его максимальную ра­ботоспособность, т.е. определить резервные возможности организма

По определению В.С. Беляева, промежуточное состояние между здоровьем и болезнью именуется «третьим состоянием».

Третье состояние (первое - здоровье, второе - болезнь) - это состояние, когда резервы нормального функционирования систем организма сдвинуты в сторону истощения. Оно характерно для «критических~ возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, испытывающих десинхронозы после приема наркотиков, никотина, алкоголя, имеющих нарушения питания, низкую двигательную активность, лишний вес. В этом состоянии организм тратит энергию не на творческую, созидательную рабо­ту, а на сохранение жизни.

К находящимся в третьем состоянии относятся лица, регулярно потребляю­щие алкоголь, который отнимает у них часть здоровья, рабочего и творческого потенциала. Сюда же относится и большинство курящих. Десинхроноз, возни­кающий у работников ночных профессий и при трансмеридиональных переме­щениях, пополняет отряд лиц с третьим состоянием. Есть и другие, особые, со­пряженные с ограничениями жизнедеятельности человека физиологические состояния: периоды полового созревания, климакса, предродовой и послеродо­вой периоды и, наконец, старость.

Самый большой отряд людей третьего состояния набирается в результате непра­вильного питания. Речь идет не только о классических недостаточностях (голодание, авитаминозы), а прежде всего о нарушениях, возникающих на фоне энергетически полноценного питания и связанных со скрытыми недостаточностями, дисбалансом основных веществ за счет обеднения рационов питания структурной информацией. Нарушения питания и других правил здорового поведения приводят в отряд людей третьего состояния очень многих лиц с излишней массой тела (их около половины всего населения) и, конечно, всех ожиревших (их около четверти).

В современном мире человек осваивает для жизни все новые и новые районы, делает это намного быстрее, чем в прошлые века и не успевает адаптироваться к новым природно-климатическим условиям северных и тропических районов к высокогорью и другим экстремальным условиям. Возникающие в этих условиях состояния описываются как «дезадаптационный метеоневроз», «адаптационная эйфория~, «синдром отчужденности~ и др. Действие различных неблагоприят­ных факторов выражается скорее в изменениях общего состояния, самочувствия, работоспособности, чем в заболеваемости, Т.е. в проявлениях третьего состояния.

Не следует рассматривать третье состояние как обязательную угрозу перехода в болезнь. Скорее, третье состояние - это подаренное природой человеку (в про­цессе микроэволюции) время для реализации механизмов восстановления ре­зервных возможностей своих систем. Восстановление возможностей базируется на способности организма компенсировать снижение резервов за счет внутрисис­темных и межсистемных взаимоотношений.

Итак, здоровье – это динамическое равновесие между организмом (биосистемой) и окружающей средой (биогеосистемой). Баланс многокомпонентный – физический, биологический, энергетический, социальный, информационный, духовный и т.д. И в отрыве от окружающей среды рассматривать здоровье применительно к отдельному человеку, семье, общине, популяции или ко всему населению территории, региона, страны нельзя. Однако в какой мере эти три компонента (организм – баланс – среда) нужно включать в определения и тем более – в оценки и измерения здоро­вья?

Правда, при оценке индивидуального здоровья порой можно считать, что среда константна на некотором временном и пространственном протяжении, тем более что обычно здоровье человека мы сравниваем со здоровьем других людей такого же возраста, живущих в тех же условиях. Но и в этом случае нужно знать анамнез жизни, учитывать, что было у этого человека раньше и что ему, возможно, предстоит пережить в будущем. И, оценивая здоровье ребенка или молодого человека, врач обращает внимание на то, не живет ли он в окружении инфекционных больных, как он питается, не находится ли в состоянии стресса и страха, не сталкивается ли с токсическими веществами.

Что же касается роли и значения основных факторов, которые принимают участие в формировании здоровья, то многолетние исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П.Лисицыным (концепция принята также и ВОЗ), позволили распределить их следующим образом:

· Образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;

· Экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;

· Биологические (наследственно-генетические) факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;

· Медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека.

Рис. Структура здоровья

Исходя из этого рисунка человека, структура курса предмета «санология» будет строиться следующим образом:

Первые семь лекций будут посвящены различным аспектам наиболее важного фактора в структуре здоровья – образу жизни. Таким как: режим двигательной деятельности, рациональное питание, различные системы здорового образа жизни и т.д.

Затем мы рассмотрим наиболее значимые компоненты, влияющие на здоровье здоровых людей: вредные привычки, экологические факторы и т.д.

Несмотря на то, что уровень оказания медицинской помощи в структуре здоровья занимает наименьшее место (по сравнению с другими факторами) ему (уровню) будет уделено достойное внимание в этом курсе лекций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Санология как наука.

2. Здоровье и его определения.

3. Воспроизводство здоровья. Формирование здоровья. Потребление и восстановление здоровья.

4. Социальное здоровье. Физическое и психическое здоровье.

5. Три состояния здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицин Ю.П. Здоровый образ жизни. История и современность. - М.: НИИ истории медицины РАМН, 2012.-136с.:ил.

2. Чернышев А.В., Клименко Г.Я., Чопоров О.Н. Моделирование и прогнозирование состояния здоровья школьников с учетом особенностей их образа жизни и образовательного процесса на муниципальном уровне. – Тамбов-Воронеж-Саратов: издательский комплекс ООО «Фрагмент», 2008. 205 с.

3. Психология здоровья: Учебник /Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Питер, 2006. - 607 с.

4. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: ИЦ «Академия», 2008. – 256с.

5. Казин Э.М., Блинов Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

Соматоскопические (описательные) показатели – это данные наружного осмотра. Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии ребенка:

– типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности;

– наличии функциональных или патологических отклонений.

Соматоскопия включает:

а) оценку состояния опорно-двигательного аппарата;

б) определение степени жироотложения;

в) оценку стадии полового развития;

г) осмотр зубов и составление зубной формулы.

а) Состояние опорно-двигательного аппарата

Костяк

О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, ширине плеч. Различают 3 типа костяка:

1 – тонкий или узкий, характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней.

2 – коренастый или широкий, характеризуется широкими плечами, большими размерами кистей и ступней.

3 – средний, занимает промежуточное положение (промежуточный).

Позвоночник

Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника.

Нормальный позвоночник в сагиттальной плоскости имеет S-образную форму. Шейная и поясничная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад.

Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная.

У кифотического позвоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосторонние сколиозы разной степени. Виды сколиоза: грудной, общий, левосторонний, S-образный.

При сколиозе I степени отмечается слабовыраженная ассиметрия плеч, лопаток. Дефект не имеет стойкого характера, при напряжении мускулатуры выпрямляется.

Сколиоз II степени характеризуется устойчивым искривлением вправо или влево, наличием мышечных компенсаторных валиков.

При III степени отмечаются глубокие искривления, сопровождающиеся деформацией грудной клетки.

Начинающиеся изменения позвоночника можно обнаружить следующим способом: пальцем с нажимом проводят по верхушкам остистых отростков позвонков, а затем по образующейся сплошной красной полосе судят об изменениях в изгибе позвоночника.

Виды осанки: нормальная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая, выпрямленная.

Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата

Комбинированный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников при массовых осмотрах включает в себя:

    визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е.Рутковской, Польша);

    тест для выявления нарушений осанки;

    визуальное выявление истинного сколиоза (методика Центрального института травматологии и ортопедии им. Н.Н. Пирогова);

    плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А.В. Сидоровой).

1) Выявление нарушений осанки требует учета типичных возрастных особенностей физиологической осанки у детей и подростков; осанка с возрастом меняется, в связи с чем, нельзя использовать в качестве образца осанку, признанную правильной для взрослых. В процессе формирования осанки создаются варианты типичных (привычных) для того или иного возраста осанок, которые не следует считать неправильными, если они отличаются от образца так называемой “идеальной” осанки. Тест учитывает также, что оценка состояния опорно-двигательного аппарата у детей требует не только статического, но и динамического исследования (стоя и при ходьбе).

Для правильной оценки результатов обследования по данной методике необходимо знать возрастно-половые особенности физиологической осанки и учитывать их.

Например, черты нормальной осанки детей дошкольного возраста следующие: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль). При этом линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см; изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик.

Характерными чертами нормальной осанки для детей школьного возраста являются: голова незначительно наклонена вперед к корпусу, плечи не выдвинуты вперед, на уровне груди небольшой изгиб корпуса назад, лопатки отстают незначительно, поясничный лордоз постепенно уменьшается, живот еще выпячен, но менее выражено, чем у детей 6-7 лет. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (Х-образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см (2 пальца); у мальчиков - прямая или незначительно варусная (О-образная) - расстояние между голенями при осмотре в фас до 2 см (2 пальца). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей в возрасте 10 лет. Тестовое обследование выявления нарушения осанки проводится медицинской сестрой дошкольного учреждения или школы.

Обследование осуществляется следующим образом: зная особенности нормальной осанки детей обследуемого возраста, медсестра осматривает ребенка и отвечает на 10 вопросов теста, подчеркивая “ДА” или “НЕТ” в тестовой карте каждого ребенка. Исследование проводится в положении стоя (ребенок раздет до трусов), но без стремления заставить обследуемого стоять прямо - ребенок должен принять естественную, привычную для него позу.

Порядок осмотра:

    осмотр в фас, руки вдоль туловища - определяется положение головы, шеи, симметрия плеч, ключиц, деформация грудной клетки, равенство треугольников талии, форма ног (нормальная, О - и Х-образная), симметрия таза.

    осмотр сбоку, поза, как при осмотре в фас, - определяется форма грудной клетки, живота, выступание лопаток, форма спины.

    осмотр со спины (поза сохраняется) - симметрия плеч, углов лопаток. Равенство треугольников талии, форма позвоночника, форма ног (нормальная, О- и Х-образная), ось пяток (вальгусная или нет).

    в конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления нарушений в походке.

2) тест для выявления нарушений осанки

ТЕСТОВАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

1. Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью

2. Голова, шея отклонены от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены несимметрично

3. Выраженная деформация грудной клетки - грудь “сапожника”, впалая, “куриная”

4.Выраженное увеличение или уменьшение

физиологической кривизны позвоночника: шейного лордоза, грудного кифоза, поясничного лордоза

5. Сильное отставание лопаток (“крыловидные” лопатки)

6. Сильное выступание живота (более 2-х см от линии грудной клетки)

7. Нарушение осей нижних конечностей (О - образные или Х-образные)

8. Неравенство треугольников талии

9. Вальгусное положение пяток или пятки (ось пятки отклонена наружу) во время стояния

10.Явные отклонения в походке: прихрамывающая, “утиная” и др.

С помощью данного теста оценка осанки проводится по следующим градациям:

1. Нормальная осанка для данного возраста - отрицательные ответы на все вопросы.

2. Незначительные нарушения осанки - положительные ответы на один или несколько вопросов от номера 3, 5, 6, 7 включительно. Дети, обладающие этими отклонениями, подлежат наблюдению врача дошкольного учреждения или школы.

3. Выраженные нарушения осанки - положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9,10 (один или несколько). Дети, отнесенные к данной группе, подлежат обязательному направлению на консультацию к ортопеду.

3) тест для выявления истинного сколиоза

В последние десятилетия у детей все чаще диагностируется истинный сколиоз. Следует отметить, что такими сколиозами можно считать только те, которые сопровождаются торсией. Торсия (torsia) - поворот позвоночника относительно собственной вертикальной оси, при котором остистые отростки позвоночника уклоняются в ту или иную сторону от срединной плоскости, образуя выпуклость, видимую при наклоне туловища.

Основным приемом для выявления истинного, структурного сколиоза считается осмотр со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперед. Наклон туловища проводится медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены. При наличии сколиоза определяется ассиметричное реберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе. Для более точного выявления торсии позвоночника осмотр следует проводить в двух проекциях: спереди и сзади.

При осмотре сзади , наклоняя туловище ребенка от себя, можно обнаружить торсию грудопоясничного и поясничного отделов.

При осмотре спереди, наклоняя туловище ребенка к себе, можно обнаружить торсию верхнегрудного и грудного отделов.

Данное тестовое обследование проводится врачом или фельдшером дошкольного учреждения или школы. Все дети с подозрением на сколиоз должны быть направлены к ортопеду.

Формы грудной клетки: плоская, цилиндрическая, коническая и смешанная.

4) плантография

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают нормальную, (сводчатую), уплощенную и плоскую.

Плантография - метод получения отпечатков стопы. Для получения отпечатков используют различные красящие вещества и плантограф.

Плантографпредставляет собой рамку высотой 2 см и размером 40x40 см, на которую натянуто полотно или мешковина. Поверх его натягивается полиэтиленовая пленка. Полотно с помощью ватного тампона смачивается чернилами для авторучки или штемпельной краской, разведенными водой 1:1. на пол, под окрашенную сторону плантографа, кладется чистый лист бумаги. Обследуемый становится обеими ногами или поочередно то одной, то другой ногой на середину рамки, обтянутой полиэтиленовой пленкой. Окрашенная ткань прогибается, соприкасаясь в местах давления с бумагой, и оставляет на ней отпечатки стоп - плантограмму. При получении плантограммы стоп необходимо следить, чтобы обследуемый стоял на двух ногах с равномерной нагрузкой. При раздельном получении отпечатков (у старших школьников при больших размерах стопы) одна нога ставится на середину плантографа, другая рядом с плантографом, на пол. Для получения четкого отпечатка пальцев стоп медицинской сестре необходимо при исследовании слегка прижимать к полу пальцы ног обследуемого. Отпечаток подписывают и высушивают, а затем его обрабатывают.

Для массовых обследований дошкольников и школьников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В.А. Яралова-Яралянца с соавторами и Штритера.

Обработка плантограммы

По методу Яралова - Яролянцазаключение о состоянии свода стопы делается на основании анализа положения двух линий, проведенных на отпечатке (рис. 2).

Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком; вторая, проведенная из той же точки, проходит к середине основания большого пальца.

Нормальная стопа характеризуется умеренной высотой подошвенного свода. Опорная поверхность занимает менее 1/3 подошвенной поверхности, контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает линии, проведенные из середины пятки.

Рис. 2 Оценка плантограммы

А – нормальная стопа;

Б - уплощенная стопа;

В - плоская стопа.

При определении уплощенности стопы следует различать 3 степени:

1 степень - небольшое уплощение стопы.

2 степень - умеренное плоскостопие.

3 степень - выраженное плоскостопие.

При уплощении стопы первая линия расположена внутри отпечатка, при плоской стопе обе линии расположены внутри контура отпечатка стопы (рис. 2).

При увеличении высоты свода стопы (экскавации) также различают 3 степени:

1 степень - опорная поверхность занимает менее 1/3 (небольшая экскавация (углубление));

2 степень - в большей степени увеличена высота свода стопы (заметная экскавация);

3 степень - очень высокий свод стопы (выраженная экскавация).

Дети с уплощенной, плоской стопой и выраженной экскавацией должны быть направлены на консультацию к ортопеду. Тестовое обследование и оценку плантограммы проводит медицинская сестра дошкольного учреждения или школы. Плантограммы должны храниться в “Медицинской карте ребенка” (ф. № 026/у) или в “Истории развития ребенка” (ф. № 112/у).

По методу Штритера на полученном отпечатке проводят касательную к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы. Из середины касательной восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы, (рис. 3). Затем вычисляют процентное отношение длины той части перпендикуляра, которая прошла через отпечаток (а), ко всей его длине (а+б).

Если перешеек составляет до 50 % длины перпендикуляра - стопа нормальная, 50-60 % - уплощенная, свыше 60 % - плоская.

Быстрота получения отпечатков и простота последующей обработки позволяют использовать этот способ при массовом обследовании детей.

Рис. 3. Схема отпечатка стопы.

а - ширина перешейка ; а+б – ширина стопы .

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко.

При нерезко выраженных формах деформации свода стопы (плоскостопие 1 степени) субъективные жалобы, как правило, отсутствуют. Однако для своевременного назначения ортопедических мероприятий имеет значение выявление именно данных форм. Ведущую роль в этом должны играть массовые профилактические осмотры, в процессе которых решается вопрос о направлении ребенка к ортопеду. В педиатрической практике, особенно при массовых обследованиях, состояние свода стопы чаще всего определяется путем осмотра. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклая, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. Но метод осмотра не может быть признан достаточно объективным для диагностики продольного плоскостопия.

Формы ног: нормальная, X-образной и О-образная.

При определении данного показателя обследуемый ставит пятки вместе и стоит, выпрямившись. При нормальной форме ноги соприкасаются в области коленных суставов. При О-образной - коленные суставы не касаются, при X-образной - один коленный сустав заходит за другой.

б) Определение степени жироотложения

Степень жироотложенияколеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и толщине подкожного жирового слоя (жировая складка).

Толщину жировой складки измеряют тупыми концами скользящего циркуля, прозрачной линейкой. Более достоверные результаты могут быть получены при использовании специального прибора для определения толщины жировой складки - калипера.

Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми обстоятельствами.

В соответствии с результатами обследования могут быть выявлены нормальное, избыточное и недостаточное отложение жировой ткани. В некоторых случаях отложение жира может быть непропорциональным.

Измерение кожно-жировых складок (КЖС) производится с помощью калипера, обеспечивающего стандартное давление на КЖС 10 г/мм 2 . Толщину кожно-жировой складки измеряют на правой стороне тела в четырех стандартных точках: на уровне средней трети плеча над двуглавой мышцей и трехглавой мышцей, на уровне нижнего угла правой лопатки и в правой паховой области на 2 см выше середины паховой связки.

Исследователь захватывает двумя пальцами левой руки участок кожи: на конечностях 2-3 см, на туловище до 5 см, не вызывая болезненных ощущений у обследуемого, слегка ее оттягивает и накладывает на образовавшуюся складку ножки калипера, фиксируя толщину складки. Складку надо брать быстро, так как при длительном сжатии она утончается. Складка должна быть по толщине равномерной. Измерения производят с точностью до 1 мм. Рассчитывается средняя толщина кожно-жировой складки.

При измерении калипером сжатие складки регулируется силой пружины самого прибора. При измерении прозрачной линейкой сила сжатия определяется естественным тургором тканей – складка должна захватываться плотно, но без сдавления тканей. Результат дается в миллиметрах, который затем следует сравнить с табличными данными.

в) Оценка стадии полового развития

Начиная с 10 - 11 лет у мальчиков и с 9 - 10 лет у девочек, при оценке физического (точнее биологического) развития не­обходимо учитывать степень полового созревания.

Степень полового развития является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечных впадинах, кроме того, у девочек по развитию грудной железы и времени появления менструаций, а у юношей - по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. Развитие этих признаков различают по стадиям.

Вторичные половые признаки развиваются в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения (мутации) тембра голоса (Vox), затем отмечается оволосение лобка (Pubis), далее увеличение щитовидного хряща гортани (Larinx), оволосение подмышечных впадин (Axillaris) и лица (Facies). Подмышечное оволосение начинается при достижении 2-3 стадии оволосения лобка, оволосение лица начинается при II стадии - оволосения подмышечных впадин.

У девочек половое созревание начинается с развития грудных желез (Mamma), позднее наступает оволосение лобка (Pubis) и подмышечных впадин (Axillaris). Ведущим критерием полового созревания девочек является становление менструальной функции (Menses), в частности возраст установления первой менструации. Появление menses (Me) обычно происходит при развитии грудных желез до III стадии, оволосение лобка до II стадии и начальных стадиях подмышечного оволосения. Регулярный менструальный цикл (Мез) устанавливается у здоровых девочек при III стадии развития грудных желез и лобкового и подмышечного оволосения. Нерегулярный менструальный цикл обозначается Me.

Сложение стадий развития, всех вторичных половых признаков дает общий балл полового развития (БПР).

Стадии развития волос на лобке (Pubis):

Стадия 0 (Р0) - отсутствие волос;

Стадия 1 (Р1) - единичные короткие;

Стадия 2 (Р2) – волосы в центре лобка, густые, умеренные;

Стадия 3 (РЗ) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные;

Стадия 4 (Р4) - на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).

Стадии развития волос в подмышечной впадине (Axillaris):

Стадия 0 (Ax 0) – отсутствие волос;

Стадия 1(Ax 1) – единичные;

Стадия 2 (Ax 2) - занимают центральный участок впадины, более густые;

Стадия 3 (Ax 3) - расположены по всей поверхности подмышечной впадины, длинные, вьющиеся.

Стадии оволосения лица (Facies):

Стадия 0 (F 0) – отсутствие волос;

Стадия 1 (F 1) - появление густого пушка над верхней губой;

Стадия 2 (F 2) - появление отдельных жестких на лице;

Стадия 3 (F 3) - наличие сформированных усов и бороды.

Стадия 2(V 2) - установившийся мужской.

Стадии развития кадыка (Larinx):

Стадия 1 (L 1) - не контурируется, но ясно выражен при пальпации;

Стадия 2 (L 2)– выступает.

Стадии развития грудных желез (Mamma):

Стадия 1 (Ma 0) – детская стадия;

Стадия 1 (Ma 1) - сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются;

Стадия 2 (Ма 2) - околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются;

Стадия 3 (Ма З) - сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса, железы приподняты на большом участке;

Стадия 4 (М 4) – женская стадия, железы принимают размеры и форму свойственные взрослой женщине.

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов, например, Ax 3 Р4у мальчиков или Ма З Ax 2 РЗу девочек и т.д. Наибольшее внимание надо обращать на развитие показателей Ма и Р;

Показатель Ax – наиболее вариабельный и потому менее надежный.

Различают 4 степени полового созревания

Стадия 1 - короткие единичные волосы на лобке и в подмышечной области; у девочек сосок поднимается над околососковым кружком.

Стадия 2 - волосы более густые и длинные, расположены в центральной части лобка и подмышечной впадины; у девочек околососковый кружок поднят, вместе с соском образует конус; у мальчиков появляется растительность на лице, "ломается голос".

Стадия 3 - волосы длинные, густые, вьющиеся, занимают треугольник лобка и всю подмышечную область; у девочек грудная железа поднята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, появляется менструация; у мальчиков более густая растительность на лице, голос низкий.

Стадия 4 - волосы густые, занимают всю область лобка и подмышечной впадины, у юношей переходит на бедра и вдоль белой линии живота, густая растительность на лице, голос низкий, у девочек грудная железа сформирована, менструации установились.

Иногда подобное сочетание признаков отсутствует. Появление первых признаков волос на лобке и в подмышечных впадинах свидетельствует о начале периода полового созревания, установление менструаций и густая волосистость о его полном наступлении.

1

Проведено изучение антропометрических параметров 1110 студентов в возрасте 16–22 лет, обучающихся в Самарском государственном университете. Выявлено, что длина тела 16–18-летних юношей и девушек практически не отличается от величины данного показателя студентов-старшекурсников, что свидетельствует о снижении темпов ростовых процессов после 18-летнего возраста. В Самарской области длина тела молодых людей больше, чем во многих регионах России, но чуть меньше, чем в Арзамасе. Самарские юноши имеют большую массу тела, чем их сверстники из Казани, Ростова, Хабаровска и Самары 2008 года, но меньшую, чем в Москве и Саранске. Масса девушек г. Самары практически не отличается от среднероссийских значений, но несколько меньше, чем в Арзамасе. Дефицит массы тела у студентов встречается гораздо чаще (у каждого пятого), чем ожирение или избыточная масса тела. Каждая четвертая девушка и каждый десятый юноша в возрасте от 16 до 22 лет имеет дефицит массы тела. Причем, недостаточную массу тела имеют преимущественно студентки младших курсов и юноши-старшекурсники. Склонность к ожирению в 2 раза чаще встречается у юношей. Обращает внимание тот факт, что белорусские студенты, как юноши, так и девушки, крупнее своих сверстников из России.

соматометрические показатели

физическое развитие

юноши и девушки

возраст 16–22 года

региональные особенности

1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальноая аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физической культуры. – 1988. – № 4. – С. 29–31.

2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Российской АМН. – 2009. – № 5. – С. 6–11.

3. Вахитов И.Х. Особенности становления насосной функции сердца и антропометрических показателей юных спортсменов в процессе многолетней спортивной подготовки / И.Х. Вахитов, Р.С. Халиуллин, Б.И. Вахитов, А.В. Ульянова // Педиатрия. – 2012. – № 5. – С. 139–141.

4. Герасевич А.Н. Сравнительная характеристика отдельных показателей морфофункционального состояния организма современных студентов (часть 1) / А.Н. Герасевич, Л.А. Шитов, Е.М. Шитова, В.С. Боковец, Ю.И. Щеновский, Т.А. Гмир, Е.Г. Пархоц // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 25–31.

5. Казакова Г.Н. Изменчивость конституциональных признаков молодых мужчин-студентов по данным 20-летнего ретроспективного исследования / Г.Н. Казакова, Л.В. Синдеева, В.П. Ефремова, Э.Г. Мартиросов // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 8. – С. 316–320.

6. Калюжный Е.А. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки / Е.А. Калюжный, Ю.Г. Кузьмичев, С.В. Михайлова, В.Ю. Маслова // Научное мнение: научный журнал. – СПб., 2012. – № 4. – С. 133–137.

7. Кокурин А.В. Конституциональные особенности физической подготовленности студентов факультета физической культуры / А.В. Кокурин, А.А. Шанкин, В.Г. Малышев, О.А. Кошелева // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 5. – С. 163–166.

8. Лаптева Е.А. Возрастные особенности морфофункционального становления детей разных возрастных групп // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: www.science-education.ru/111-10365 (дата обращения: 16.06.2014).

9. Мельникова С.Л. Показатели физического развития здоровых девушек, проживающих в Забайкалье / С.Л. Мельникова, Е.С. Субочева, В.В. Мельников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 5. – С. 328–332.

10. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»; URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_02/867.html (дата обращения: 16.06.2014)

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 февраля 2010 г. N 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» / Российская газета. – № 5139. – 2010. – 24 марта.

12. Русакова Н.В. Динамика антропометрических показателей детей и подростков г. Самары (1978-2008 гг.) / Н.В. Русакова, И.И. Березин, И.Г. Кретова, Е.А. Косцова, С.Е. Чигарина, А.И. Манюхин // Вестник Самарского государственного университета. – 2009. – № 8. – С. 200–207.

13. Учакина Р.В. Физическое развитие подростков коренного населения Приамурья на современном этапе / Р.В. Учакина, А.В. Козлов, Е.В. Ракицкая, И.Д. Ли // Дальневосточный медицинский журнал. – 2009. – № 1. – С. 60–63.

14. Чаплыгина Е.В. Соматотипологическая характеристика жителей юга России юношеского и первого периода зрелого возраста / Е.В. Чаплыгина, О.Т. Вартанова, О.А. Аксенова, К.А. Нор-Аревян // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 7. – С. 659–662.

15. Юсупов Р.Д. Этнические особенности соматометрических и кефалометрических параметров у мужчин Восточной Сибири / Р.Д. Юсупов, В.Г. Николаев, В.В. Алямовский, Л.В. Синдеева, С.А. Моисеенко, Г.Н. Казакова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – C. 207–212. URL: www.rae.ru/fs/?section = content&op = show_article&article_id = 10001025 (дата обращения: 16.06.2014).

Основным направлением приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения является развитие профилактической его направленности. В связи с этим необходимо формирование индивидуального Паспорта здоровья населения. При его создании важно определение уровня физического развития человека. Согласно Приказу Министерства здравоохранения о диспансеризации № 55н от 4 февраля 2010 года , обязательным компонентом ее является проведение соматометрического исследования. О значимости знаний о физическом развитии подрастающего поколения свидетельствует Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» . Состоянию физического развития детей и подростков посвящено большое количество исследований. Оценка физического здоровья студентов проведена в меньшей степени, однако его мониторинг позволит получить информацию, необходимую для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья, выявлению причинно-следственных связей ухудшения качества жизни населения.

Цель исследования - изучить соматометрические параметры физического развития современных юношей и девушек в возрасте 16-22 лет, выявить региональные особенности.

Материалы и методы исследования

Проведено антропометрическое исследование 1110 студентов 1-4 курсов всех факультетов Самарского государственного университета в возрасте от 16 до 22 лет, из них 861 (77,6 %) девушка и 249 (22,4 %) юношей.

Для проведения исследования отбирались студенты по принципу добровольности, не занимающиеся спортом, не имеющие хронических заболеваний сердечно-сосудистой и бронхо-легочной систем, без серьезных нарушений обменных процессов, что выявлялось на основе устного опроса. Определялись: длина тела (ДТ) - с помощью ростомера; масса тела (МТ) - путем взвешивания на весах; окружность грудной клетки - с помощью сантиметровой ленты, накладываемой сзади под углом лопаток, а спереди - у юношей по нижнему краю околососковых кружков; у девушек - по IV ребру. Измерение проводили в положении глубокого выдоха. Кроме того, нами проведена динамометрия. Силу рук измеряли с помощью кистевого динамометра ДК-100. Измерения соматометрических и физиометрических показателей проводились в первой половине дня с учетом биоритмологических рекомендаций, через 2 часа после завтрака.

На основе данных измерений высчитывали:

  • Должную массу тела по ростовому индексу Брока. При длине тела до 165 см из данных длины тела вычитали 100; при длине тела от 165 до 175 см - 105, а при длине тела 175 см и выше - 110.
  • Гармоничность сложения оценивали по индексу массы тела Кетле (ИМТ) - отношение массы тела к длине тела, возведенной в квадрат [ИМТ = МТ/ДТ 2 (кг/м2)]. При ИМТ, равном 16 и менее, отмечается резко выраженный дефицит массы тела, от 16 до 18,5 - дефицит массы тела, 18,5-25 - гармоничные параметры фигуры, 25-30 - избыток массы тела, 30-35 - ожирение I степени, 35-40 - ожирение II степени, 40 и более - ожирение III степени.
  • Тип телосложения по индексу Пинье, который высчитывался по формуле: ИП = ДТ-(МТ + T), где ДТ - длина тела (см), МТ - масса тела (кг), T - окружность грудной клетки (см). При значениях индекса Пинье более 30 отмечается астенический тип (гипостеники), от 10 до 30 - атлетический тип (нормостеники), менее 10 - пикнический тип (гиперстеники).

Математическая обработка проведена методами вариационной статистики с определением среднего значения и среднеквадратического отклонения. Критическое значение уровня значимости считали равным 0,05. Статистическую обработку полученных данных осуществляли на персональном компьютере с применением пакетов программ SPSS 21 (лицензия № 20130626-3), Statistica 6.0, SigmaStat 3.0 и электронных таблиц Excel 2003.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного исследования показали (табл. 1, 2), что средние значения изученных антропометрических показателей юношей больше, чем у девушек во все возрастные периоды. Как известно, параметры физического развития юношей и девушек, начиная с пубертатного периода, начинают резко отличаться, что проявляется как во внешних характеристиках (длина тела, масса, окружность грудной клетки), так и во внутренних перестройках организма, связанных, в первую очередь, с наращиванием мышечной массы. Вследствие этого, различия, полученные в нашем исследовании, представляются абсолютно закономерными.

Таблица 1

Основные антропометрические показатели студентов

Показатели

Девушки (n = 861)

Юноши (n = 249)

Различия, %

Возраст, лет

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной клетки, см

Индекс Брока

Индекс массы тела

Индекс Пинье

Росто-весовой индекс

Обхват талии, см

Сила правой кисти, кг

Сила левой кисти, кг

Силовой индекс, %

Жизненный индекс, л/кг

Сравнительный анализ параметров физического развития студентов младших и старших курсов не выявил статистически значимых различий, за исключением показателей кистевой динамометрии у юношей. Мышечная сила кистей студентов старших курсов достоверно выше величины данного показателя юношей 16-18 лет (p < 0,05).

Следует отметить, что длина тела 16-18-летних юношей и девушек практически не отличается от величины данного показателя студентов-старшекурсников, что свидетельствует о снижении темпов ростовых процессов после 18-летнего возраста.

Сравнительный анализ длины тела молодых людей из различных регионов России показал (табл. 3), что в Самарской области длина тела юношей и девушек больше, чем во многих регионах России, но юношей чуть меньше, чем в Челябинске, девушек - меньше, чем в Рязани, Арзамасе.

Таблица 2

Основные антропометрические показатели студентов младших и старших курсов

Показатели

16-18 лет (n = 149)

19-22 года (n = 100)

16-18 лет (n = 633)

19-22 года (n = 228)

Возраст, лет

Масса тела, кг

Длина тела, см

Окружность грудной клетки, см

Индекс Брока

Индекс массы тела

Индекс Пинье

Росто-весовой индекс

Обхват талии, см

Сила правой кисти, кг

Сила левой кисти, кг

Силовой индекс, %

Жизненный индекс, л/кг

Таблица 3

Антропометрические параметры юношей и девушек 16-22 лет из различных регионов Российской Федерации и Белоруссии (по данным литературы)

Возраст, лет

Длина тела, см

Масса тела, кг

Красноярск

Красноярск

Хабаровск

Самарские юноши имеют большую массу тела, чем их сверстники из Казани, Ростова, Нижнего Новгорода, Хабаровска и Самары 2008 года, но меньшую, чем в Москве, Саранске. Масса девушек г. Самары практически не отличается от среднероссийских значений, но несколько меньше, чем в Арзамасе. Обращает внимание тот факт, что белорусские студенты, как юноши, так и девушки, крупнее, чем их сверстники из России.

Одним из важнейших антропометрических показателей является масса тела. В результате исследования было обнаружено, что у студентов дефицит массы тела встречается гораздо чаще (у каждого пятого), чем ожирение или избыточная масса тела (6,22 и 0,99 %, р < 0,01). Согласно полученным данным, каждая четвертая девушка в возрасте от 16 до 22 лет имеет недостаток массы тела, в то время как только каждый десятый юноша страдает от той же проблемы. Причем, недостаточную массу тела имеют преимущественно студентки младших курсов и юноши-старшекурсники. Склонность к ожирению в 2 раза чаще встречается у юношей.

Таблица 4

Изменения индекса массы тела среди студентов разных групп

Дефицит массы тела

Нормальная масса

Избыточная масса

Ожирение I‒III ст.

Студенты (n = 1110)

Студенты 16-18 лет (n = 782)

Студенты 19-22 лет (n = 328)

Юноши (n = 249)

Юноши 16-18 лет (n = 149)

Юноши 19-22 лет (n = 100)

Девушки (n = 861)

Девушки 16-18 лет (n = 633)

Девушки 19-22 лет (n = 228)

Обозначения: 1,2,3,4 - p < 0,05; 5,6,7,8,9 - p < 0,01 (одинаковыми цифрами обозначены группы сравнения).

Таким образом, можно говорить о ярко выраженных гендерных отличиях.

Тот факт, что большое число юношей имеют склонность к ожирению, нельзя считать положительным моментом, хотя он, возможно, является результатом благоприятных изменений социально-экономических условий жизни населения. Подобные наблюдения отмечаются и в других регионах России. По-видимому, это является отражением особенностей эпохальной динамики гендерных соотношений в популяции человека .

На основании данных о массе, длине тела, а также окружности грудной клетки был рассчитан индекс Пинье и определен тип телосложения каждого из студентов. Было выявлено, что половина студентов имеют нормостенический тип телосложения, гипостеников было в 3 раза больше, чем гиперстеников. Лиц с нормостеническим типом телосложения было несколько больше среди юношей (+10,7 %), гипостеников в 2 раза больше среди девушек (р < 0,01). В то же время гиперстеников в 2,5 раза больше среди юношей (р < 0,01). Отличий по типу телосложения среди студентов разных возрастных групп обнаружено не было ни среди девушек, ни среди юношей.

Согласно нашим исследованиям, перераспределения типов телосложения у девушек разных курсов не происходит, что, по-видимому, свидетельствует об установившемся типе телосложения к исследуемому возрасту за счет более раннего становления эндокринной и репродуктивной систем.

Кроме того, нами проведено изучение уровня соматического здоровья студентов по Г.Л. Апанасенко . Результаты показали, что для большей части студентов характерен средний уровень физического здоровья. Наибольшее количество студентов с низким уровнем соматического здоровья наблюдается среди юношей 19-22 лет, среди девушек 19-22 лет этот показатель самый низкий. Следует отметить увеличение количества юношей с низким уровнем соматического здоровья по мере взросления, в то же время у девушек наметилась противоположная тенденция.

Таким образом, результаты проведенного изучения физического развития студентов Самарского региона не выявили статистически значимых возрастных различий антропометрических параметров девушек 16-22 лет. Характерной особенностью для них является дефицит массы тела. Наиболее распространенными типами телосложения среди современных студенток являются нормостенический и гипостенический.

Обнаружено, что массу тела, соответствующую возрасту и полу, имеют 75,50 % юношей. Каждый десятый студент, особенно среди старшекурсников, имеет дефицит массы тела. Склонность к избыточной массе в 2 раза чаще встречается у юношей по сравнению с девушками.

Нами выявлено, что студенты-старшекурсники имеют большие значения кистевой динамометрии, что, по-видимому, связано с большим развитием опорно-двигательной системы, о чем могут свидетельствовать большие размеры окружности грудной клетки. Хотя по массе и длине тела группы юношей 16-18 и 19-22 лет достаточно однородны.

Рецензенты:

Ведясова О.А., д.б.н., профессор кафедры физиологии человека и животных, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», г. Самара;

Березин И.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Самара.

Работа поступила в редакцию 02.06.2014.

Библиографическая ссылка

Кретова И.Г., Ширяева О.И., Беляева О.И. СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 16‒22 ЛЕТ Г. САМАРЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-5. – С. 1090-1094;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34723 (дата обращения: 15.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В чем состоит соматическое здоровье индивида? Это текущее состояние тела и органов.

Что относят к соматическому состоянию человека? Это определенные показатели или элементы здоровья. Здесь идет речь об уровне и гармоничности физического развития, функциональном состоянии организма, уровне иммунной защиты и неспецифической резистентности, об имеющихся заболеваниях или дефектах в развитии.

Это своего рода энергопотенциал организма с точки зрения биологии и медицины.

Оценка физического (соматического) здоровья

Профессор Апанасенко Г. А. полагает, что уровень соматического здоровья можно измерить простым, достоверным и доступным методом. Оценку проводят в баллах. Для этого необходимо определить некоторые показатели:

  • массу тела;
  • рост;
  • давление артериальное;
  • силу кисти;
  • частоту сердечных сокращений;
  • жизненную емкость легких;
  • время, которое требуется на восстановление пульса после нагрузки.

Данный метод помогает выявить отклонения от нормы своевременно. Соматическое здоровье определяется и другими показателями:

  • стаж занятий физическими упражнениями;
  • общая выносливость;
  • силовая выносливость;
  • ловкость;
  • эффективность иммуной системы;
  • максимальное потребление кислорода;
  • наличие хронических заболеваний.

Соматическое и психическое здоровье: взаимосвязь

Данная зависимость замечена давно. чаще подвержены различным соматическим заболеваниям. Что такое соматическое здоровье ребенка? Об этом далее.

Наиболее часто люди с психическими отклонениями умирают от следующих патологий:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • болезни органов дыхания;
  • травмы и отравления.

Чем более выражена депрессия, тем хуже у человека соматическое состояние. И наоборот, происходит ухудшение психического состояния на фоне соматических расстройств. Болезненные ощущения при болезни психики переносятся хуже, нежели в нормальном эмоциональном состоянии.

Дети

Здоровый ребенок - это какой? Отмечено, что дети подвержены более высокой заболеваемости, нежели представители других возрастных групп. Они страдают патологиями хронического характера. К примеру, сюда можно отнести повышенное или пониженное давление, хронические воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, болезни опорно-двигательного аппарата. Девочки страдают чаще мальчиков. Плохой сон и головные боли относят к психосоматике. Здесь также немалую роль играет фактор стресса.

То есть здоровый ребенок может быть только в полноценной семье с нормальным психологическим климатом.

Подростки

Оно у подростков особенное, и определяют его по двум основополагающим процессам, которые происходят в Последний характеризуется пубертатной перестройкой регуляторной структуры, которая обеспечивает физическое, половое и психосексуальное развитие, с одной стороны, и вступает в конечную стадию психосоциального развития - с другой.

Заболевания подростков в структурной характеристике

Какие заболевания имеют чаще всего соматическую природу?

  • Болезни, у которых общие для возрастных групп (приведем в пример анемию и пневмонию).
  • Заболевания, характерные в период полового созревания (например, нарушение обмена билирубина, именуемый синдромом Жильбера, остеохондропатия, гипоталамический синдром в период полового созревания, увеличение щитовидной железы).
  • Характерны для фазы становления в жизни «болезни поведения» (повышенный травматизм, ЗПП или заболевания, передающиеся в результате незащищенного секса, употребление алкоголя, наркотических веществ и прочее).
  • В списке редких заболеваний - гипертония.

Вот как страдает соматическое здоровье ребенка в переходном возрасте.

Особенности подростков

Свою лепту, относящуюся к специфике заболеваемостей подростков, вносят растущие и развивающиеся органы и системы. Понимание особенностей анатомии и физиологии нужно для дифференциации норм возраста от отклонения. Так, картина гиперкинетического кардиального синдрома может диагностироваться как врожденный порок сердца, а инвертированный зубец Т в III стандартной постановке от электрокардиографии — как ревмокардит, а возможно, и ишемия.

Что страдает чаще всего?

В этой большой системе мы можем выделить основу - это расстройство эндокринной системы, патологии ЦНС и факт дисплазии (мышечная слабость). В таком случае будет разумно подвергнуть коррекции основные патологии, а не лечить дифференцированно нарушения.

Подвергая анализу состояние здоровья отдельно взятого подростка, важно выявить и дать оценку взаимообусловленности разных составляющих здоровья (соматическая, репродуктивная, психическая, социальная компонента). В таком случае профилактика и лечение будут оптимальными и эффективными. В данном случае «выпуклым» примером может выступать диагноз нервной анорексии. Такой симптом, как прекращение менструации, может стать причиной обращения к специалисту.

Основная причина болезненной и скудной менструации (аменорея) — это масса тела ниже возрастной нормы, а также соматический сдвиг, конкретное нарушение функционирования печени. Стартовая причина - это отклонение в психике и проблемное приспособление в социуме. Отрегулировать менструальный фон у юных пациенток-девушек представляется возможным при комплексном воздействии на репродуктивные, психоэмоциональные и соматические сферы.

Рассмотрим, как связаны соматическое и физическое здоровье.

Отклонения в физическом развитии

Также наблюдается специфика соматического заболевания у подростка с отклонением биологического развития. Отмечено, что у девушек, рано и быстро созревших, чаще наблюдается гиперэстрогения, тяжелее протекает бронхиальная астма, чаще развивается анемия и сосудистая церебральная дистония. Каждый тип отклонений психосексуального развития имеет свою специфику.

Взрослые

Зрелые люди более адекватно реагируют на болезнь. А вот пожилые становятся ипохондриками, чаще страдают фобиями и депрессиями. Они прислушиваются к своим самоощущениям, становятся щепетильными в вопросах здоровья. Но так бывает не всегда. Все зависит от индивидуальных особенностей индивида.

Нами рассмотрено соматическое здоровье. За ним необходимо тщательно следить, своевременно посещать врачей и проходить комплексное обследование.

Правильно организовывать учебно-воспитательную работу в школе педагоги могут только при учете возрастных особенностей физического развития и состояния здоровья учащихся. По иссле­дованиям в нашей стране и ряде других стран (Польша, Франция, ГДР) отмечается отчетливая взаимосвязь между уровнем физического развития школьников, их здоровьем и успеваемостью. Эта зависимость особенно выражена в старших классах, где здоровые подростки имеют значительно более высокие показатели физического развития и успеваемости, чем ослабленные.

Современное понятие физического развития определяется состоянием «морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей, физической силы и выносливости организма» и уровнем биологического возраста. Биологический возраст определяется временем прорезывания и смены зубов, появлением в определенных костях точек окостенения, ростом, степенью полового созревания и др. Информативность каждого показателя меняется в разные возрастные периоды. Так, в период полового созревания ведущим показателем биологической зрелости является степень выраженности вторичных половых признаков.

Среди показателей, определяющих физическое развитие, различают соматоскопические, соматометрические и физиометрические.

К соматоскопическим, или описательным, показателям относятся состояние кожных и видимых слизистых покровов (цвет, тургор, эластичность и т. п.), опорно-двигательного аппарата (форма лопаток и грудной клетки, спины, ног, стоп), степень жироотложения, выраженность вторичных половых признаков.

Соматические показатели включают длину туловища, ног, рук, рост сидя, ширину плеч и таза, окружность головы, плеча и т. д.

К физиометрическим показателям относятся: емкость легких (суммарный объем дыхательного, дополнительного и резервного воздуха), мышечная сила (сила сжатия кисти рук, становая сила, т. е. сила мышц стана).

Для определения уровня физического развития обязательны измерения роста и массы тела, окружности грудной клетки. Эти показатели принято называть тотальными размерами тела. Длина тела (рост стоя) — наиболее устойчивый показатель, который мало изменяется под влиянием внешних условий, даже болезней.

Масса тела, характеризующая суммарную массу тела, развитие костной системы, мышц и жировую клетчатку, значительно колеблются под влиянием внешних условий (питание, болезни и т. д.).

Окружность грудной клетки характеризует вместимость, массивность скелета, постановку ребер, развитие мышц спины и груди, жирового слоя. По размерам грудной клетки отчасти можно судить о развитии легких, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Для изучения физического развития детей и подростков используются массовый (одномоментный) и индивидуальный методы.

Массовый метод позволяет определить средние типичные величины физического развития для каждой возрастной, половой и социальной групп. Он проводится каждые 5-10 лет, что позволяет определить за прошедшее время сдвиги в физическом развитии под влиянием меняющихся социально-гигиенических условий (лечебно-оздоровительные мероприятия, питание, режим занятий, отдыха, сон и т. п.). При индивидуальном методе исследования физического развития детей и подростков проводятся ежегодные, при необходимости поквартальные осмотры одних и тех же детей. Это дает возможность постоянно следить за развитием каждого ребенка и выявлять его особенности.

На физическое развитие оказывают влияние климатогеографические, антропогенные, генетические, социальные и ряд других факторов.

Общественный строй определяет условия воспитания и обучения подрастающего поколения. Влияние социальных условий в нашей стране на уровень развития детей и подростков подтверждается тем, что физическое развитие детей рабочих и служащих городов и сельской местности различных климатогеографических зон, разных национальностей не имеют больших отличий в показателях. В первую очередь этот факт можно объяснить непрерывным улучшением благосостояния советского народа, условий жизни населения, повышением материального и культурного уровня, проведением широких оздоровительных мероприятий, обеспечением квалифицированной медицинской помощи детскому населению.

Интересны данные изучения физического развития современных школьников городских и сельских школ Московской области, которые дают возможность сравнить их с показателями физического развития за 50-100 лет. Полученные впервые Ф. Ф. Эрисманом в 1880-1885 гг. данные физического развития рабочих-подростков и их сверстников - гимназистов г. Глухова показали у первых низкий уровень физического развития и отставание в половом созревании на 3-4 года. С 1927 г. по настоящее время изучение фи­зического развития учащихся г. Глухова проводится каждые 5-10 лет. Исследования показали, что за прошедший период у учащихся разница в длине тела составляет от 11 до 23 см, а массы тела - от 6,5 до 11,1 кг. Изучение физического развития учащихся сельских школ впервые проводилось в 1886 г. Н. Ф. Михайловым. Он отмечал плохие жилищные условия, в которых жили дети, скудное питание и тяжелый труд подростков. Эти дети и подростки отличались низким физическим развитием (низкорослость, узкогрудость, недостаточный вес). Коренные социальные преобразования на селе, высокое материальное благосостояние колхозников, хорошие бытовые условия, отмена тяжелого изнуряющего сельскохозяйственного труда для детей и подростков, питание, содержащее необходимые белки и витамины, привели к существенному повышению физического развития сельских школьников. За последнее десятилетие у школьников сельской местности средние показатели физического развития увеличились: длина тела на 20-25 см; масса -на 11-15 кг и окружность грудной клетки - на 11-14 см. Сократился период роста, в более ранние сроки наступает период полового созревания.

Все сказанное еще раз подтверждает влияние социальных условий на физическое развитие детей и подростков.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.