Городские легенды. Храм Спас-на-Крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге. Православный мемориальный однопрестольный храм, выполненный в позднем варианте русского стиля, был построен в 1883-1907 годах по проекту А. А. Парланда и И. В. Малышева (архимандрита Игнатия). С 1970 года здание собора имеет статус филиала государственного музея «Исаакиевский собор».

Храм Спас-на-Крови был построен в память об императоре Александре II, который был в 1881 году смертельно ранен на этом самом месте — фраза «на крови» относится к крови государя. Постройка храма в течение 24 лет велась на средства, собранные по всей России.

Конкурс проектов для храма был объявлен уже в 1881 году, но так как ни один из поданных вариантов императору Александру III не понравился, был объявлен новый конкурс, в котором с условиями доработки победил проект А. А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Торжественная закладка собора произошла в 1883 году, а освящение готового храма — в 1907 году.

С внешней стороны храм Спас-на-Крови являет собой классический образец позднего этапа «русского стиля» — это собирательный образ русского православного храма XVI-XVII веков. Более всего внешний облик храма напоминает московский собор Василия Блаженного.

Площадка под строительство храма включила в себя часть русла канала Грибоедова и Михайловского парка, для этого набережную немного увеличили в сторону канала, а от сада отделили участок с помощью специального полукруглого ограждения. При возведении храма отказались от забивки традиционных свай под фундамент, заменив их бетонным основанием, что стало первым подобным опытом в петербургском строительстве. При отделке собора использовался разнообразный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь, породы итальянского мрамора и разные виды полудрагоценных камней. С внешней стороны храма установлены 20 памятных досок, рассказывающих о важнейших событиях царствования Александра II, а на колокольне изображены гербы губерний и областей России. Храм венчают 9 глав, расположенных в асимметричном порядке, часть куполов имеет позолоченное покрытие, часть — эмалевое. Окна храма имеют оформление в виде кокошников. Общая высота собора — 81 метр (символ года гибели императора).

Внутреннее убранство храма в своей основе выполнено из мозаики площадью 7065 квадратных метров. В качестве эскизов выступили работы на евангельскую тему таких художников как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Саму мозаику создавали в мастерской В. А. Фролова, эта мозаичная экспозиция сегодня является одной из крупнейших коллекций в Европе. Сложность создания такого произведения искусства подтверждается и сроками ее изготовления, из-за отделки храма мозаикой его строительство задержалось на 10 лет.

Об императоре Александре II в храме напоминает специально сохраненное место его смертельного ранения, где была оставлена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью царя.

Храм Спас-на-Крови получил и новые технологии при строительстве — в подвале установили 2 паровых котла и 8 калориферов, здание было полностью электрифицировано с помощью 1689 электроламп, также была установлена молниезащита.

Собор Воскресения Христова на Крови находился на государственном содержании и не имел прихода, в нем велись только редкие службы в память об императоре. Поэтому после революции 1917 года, когда государственная поддержка прекратилась, собор оказался в трудном положении. Из-за чего в течении нескольких последующих лет он принадлежал «обновленцам» и «иосифлянам», отойдя от классического православия. В 1930 году храм был окончательно закрыт.

После закрытия собор даже хотели снести, но этим планам помешала война. В годы блокады в Соборе Воскресения Христова на Крови размещался городской морг, после войны — склад декораций Малого оперного театра. Все это привело к обветшанию исторического здания, поэтому в 1968 году он был взят под государственную охрану, а в 1970 году — передан музею «Исаакиевский собор».

В годы Великой Отечественной войны в купол храма попал и не разорвался немецкий фугасный снаряд, его обнаружили только в 1961 году, и для его извлечения была организована цела спасательная операция.

В единый храмовый комплекс также входит часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, где предсавлены иконы, поднесенные в память о кончине императора Александра II.

Здание Собора Воскресения Христова на Крови включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2А.
Храм Спас-на-Крови на карте:

Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Храм, построенный в память о гибели Александра II по проекту архитектора Альфреда Парланда был заложен 18 октября 1883 года на месте убийства императора.
Однако не всем горожанам известно, какие тайны и загадки хранит Спас на Крови. Вы узнаете в этой статье, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, почему кресты были под водой, а также сколько лет неразорвавшийся фугас пролежал под куполом.

1. Фрагмент мостовой.
Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала (ныне - Грибоедова).

2. Водолазы и кресты.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: «случайный прохожий», знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили послушаться совета и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению последние действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

3. Евангельская символика уживается с нумерологией.
Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол - 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на Крови венчает вызолоченная царская корона.

4. Шедевры.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Стоит заметить, что мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса на Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

5. Таинственная икона.
В связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают ещё какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, доподлинно неизвестно, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

6. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Известный факт, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

7. Легенда о развале СССР.
Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

8. Неразорвавшийся снаряд. При одном из вражеских артобстрелов в шатер центральной башни попал немецкий фугасный снаряд массой около 150 кг. Вероятно, он пробил купол и застрял в перекрытии его свода. Слава Богу, снаряд не взорвался, однако повреждения были серьезными. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах почти двадцать лет и был случайно обнаружен верхолазами. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, обезвреживая его 28 октября 1961 года. Снаряд был извлечен, вывезен из города и уничтожен.

По материалам сайта «Русская Семерка»

Друзья! Пришло время открыть новую рубрику в моем журнале - Городские Легенды. Фантазии наших людей нет предела, некоторые байки и выдумки уходят глубоко в народ, а вокруг популярного места начинают складываться легенды. В этом разделе я буду рассказывать о самых интересных, подвергать их сомнению, что-то опровергать. Внесем долю мистики в серые будни. Сегодня поговорим про храм Спас-на-Крови.

Легенда о развале Советского Союза.

В 1970 году, директор Исаакиевского Собора, смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Лично меня вообще смущает факт, что это надо было доказывать! Тогда и началась реставрация длинною в двадцать лет. Основываясь на этом факте, в народе родились легенды и слухи. Одна из которых гласила, что как только уберут леса и закончат реставрацию - развалится Советский Союз.

Леса вокруг Спаса-на-Крови так крепко вошли в народ, что даже Розенбаум пел:
Хочу хранить историю страны своей,
Хочу открыть Михайлов замок для людей.
Хочу придать домам знакомый с детства вид,
Мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови.
Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса-на-Крови

Реставрацию закончили. Леса не снимали еще пару лет. В итоге разобрали только в конце 1990 года. А в августе 1991 года произошло всем известное событие. Вот и как после этого не верить городским легендам?

фото с сайта http://panevin.ru/

Легенда о таинственной иконе

Если вы посещали экскурсию в Спас-на-Крови, то думаю слышали эту легенду. Поговаривают, хранится в храме одна икона, если присмотреться то можно увидеть на ней знаковые для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом называют, что есть среди них не четкие даты, возможно, они относятся к будущему.

Лично, в эту легенду не верю. Икону никто и никогда не видел. Скорее всего ее выдумали для придания большей мистичности храму.

Легенда о цифровой символике

Удивительно, но даже пропорции храма хранят в себе символику. Первое, это высота его центрального сооружения - 81 метр. Число было выбрано в напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcосте купол - 63 метра, как символ возраста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, так что верю в замысел архитектора и числовую символику.

Легенда о крестах

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Говорят, что чтобы спасти кресты храма от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их на дно канала. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни и те вернулись на свои купола.

Зная не любовь советской власти к религиозным памятникам и храмам, в легенду можно было бы поверить, но все-равно считаю ее очень сказочной.

Легенда о бомбе

В шестидесятых годах, осматривая купола храма обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Бомба как бы лежала на руках Спасителя, точно на евангелистском тексте «Мир вам…».

Сам факт наличия бомбы отрицать глупо. Вызывает сомнение место попадания. Может она и правда лежала в указанном месте. Достоверно сейчас не проверим.

фото с сайта http://repin.info/

Легенда о неразрушимости храма

Легенда появилась как слухи, что собор защищен от разрушения символами равносторонних крестов в круге, которые украшают кокошники окон. Якобы, это защитный знак, дошедший к нам из древности. Но во многом, это привязка под исторические факты, которые сохранили нам собор.

В ноябре 1931 года, областная комиссия по вопросам культа решила прекрасное творение искусства разобрать. К счастью, претворение этого решения в жизнь отодвинули на неопределенный срок. Вторично вопрос о сносе храма всплыл в 1938 году и было принято окончательное решение храм снести. В 1941 году, храм как «объект, который не имеет художественной и архитектурной ценности» решили взорвать. Прибывшие саперы просверлили в стенах отверстия, в которые была заложена взрывчатка. Но закончить работы по закладке они не успели – началась война и саперов в срочном порядке отправили на фронт. А в 1956 году храм стал опять мешать городским властям. Предлог к сносу – строительство новой дорожной магистрали. Посчитали, что снести красивейший храм гораздо проще, чем делать дорогу в обход. И опять не судьба. Не снесли. Почему? Вернемся в начало рассказа. В 1970 году директор Исаакиевского Собора смог убедить руководство страны в том, что Спас-на-Крови является архитектурной и исторической ценностью. Слава ему и хвала!

Фотография строительства храма в 1904 году с сайта

Специалисты ремонтируют металлические конструкции шатра, сохраняют цветную керамическую черепицу и воссоздают утраченную эмаль.

До этого последняя реставрация была закончена в 1997 году, - рассказал заместитель директора по эксплуатации СПб ГБУК "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" Борис Подольский. - С тех пор прошло 20 лет. За это время кровля оказалась в аварийном состоянии, возникла угроза намокания несущих конструкций шатра. Поэтому нам пришлось провести работы по разборке черепицы.

При обследовании выявлены дефекты медной кровли, коррозия и утрата элементов крепежа. После демонтажа стало ясно, что кокошники шатра и стальные решетки также находятся в аварийном состоянии.

Сейчас их укрепили. Реставраторы расчищают поверхность эмали от пыли и копоти.

По плану первый этап реставрации должен быть закончен к 8 марта этого года, - говорит Борис Подольский. - Но сроки продлят. И уже понятно, что к Чемпионату мира по футболу леса со "Спаса на Крови" не снимут.

Стоимость первого этапа работ составляет 78 миллионов рублей, финансируется реставрация за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета Культуры.

Когда первый этап закончится, мы планируем продолжить реставрацию фасадов собора и крыши с куполами, - продолжает Борис Подольский. - По предварительным оценкам это обойдется нам в 250 миллионов рублей, работы продлятся до 2025 года. Мы сами будем финансировать дальнейшую реставрацию - уже за счет тех средств, которые заработает наш музей.

Я думаю все помнят песню Розенбаума, в которой он поет о том, что 25 лет мечтал снять леса со "Спаса на Крови", - говорит технический директор ООО "Возрождение Петербурга" Петр Щедрин. - Сейчас реставрация идет гораздо быстрее, чем в советские годы, нам не придется ждать четверть века.

Справка
Собор Воскресения Христова был сооружен как памятник царю Александру II на средства, собранные со всей России.
Строительство длилось 24 года, с 1883 по 1907 год. Высота храма - 81 метр.
В 1930 году храм был закрыт. Чуть позже Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о разборке Спаса на Крови. Сносу помешала Великая Отечественная война. В годы блокады Ленинграда в соборе размещался морг. После войны храм арендовал Малый оперный театр под склад декораций.
Только в 1968 году храм был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников.

Спас опять в лесах

На храме Спаса-на-Крови вновь установили леса, «украшавшие» его весь позднесоветский период. С окончания большой реставрации собора прошло всего около десяти лет. Возобновить работы пришлось из-за опасений за состояние центрального шатра здания-памятника.


ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Собор Воскресения Христова был построен в русском стиле в 1883 - 1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). После закрытия храма в 1929 году его сначала собирались взорвать, но затем решили открыть внутри музей партии «Народная воля». В войну в соборе был морг. Впоследствии здание использовалось под хранилище овощей и театральный склад, который, случалось, горел.

Только в 1968-м церковь признали объектом культурного наследия. Двумя годами позже храм передали в качестве филиала нынешнему пользователю - музею-памятнику «Исаакиевский собор». После этого началась его затяжная реставрация. Здание так долго стояло в лесах, что вошло благодаря этому в массовую культуру. «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса-на Крови», - пел молодой Александр Розенбаум. Разобрали леса уже после горбачевской перестройки.

Как объясняют в музее-памятнике, в ходе длительных реставрационных работ заменили большую часть черепицы, которой покрыта крыша собора. При этом черепица над главным шатром, как сочли специалисты, была в удовлетворительном состоянии и тогда ее лишь подлатали.

Но в конце концов стало очевидно, что и здесь требуется более основательный ремонт. Недавно центральный шатер взяли в леса.

По данным «СПб ведомостей», главная задача предстоящих работ - реставрация металлоконструкций кровли и ее герметизация, замена черепицы, реставрация эмалированных медных листов. Последний раз подобные работы производились в 1978 году, нынешние рассчитаны на два года.

Утраченные фрагменты черепицы воссоздадут по историческим образцам. Кроме того, будут усилены металлоконструкции кровли (проект усиления разрабатывал специализированный институт «Ленпроектстальконструкция»).

К началу 2019 года должны быть завершены работы по реставрации фонарика на куполе самого Исаакиевского собора, и он освободится от лесов. Сейчас под «тепляком» идут работы по очистке фонарика от пыли и ржавчины. Проведена разборка части креста и наружной медной обшивки, они отправлены в реставрационные мастерские. В связи с нынешними работами во внутренней части фонарика демонтирована скульптура голубя, который находится под куполом. Она имеет вес 84 кг и размах крыльев более 2 метров. Птице также предстоит профилактическая реставрация, после чего она вернется на историческое место.

Конкурсы на реставрацию обоих храмов выиграла фирма «Возрождение Петербурга». Она уже не в первый раз работает на объектах музея-памятника. Завершить ремонт должны к декабрю 2018 года.


Комментарии

Самое читаемое

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.