Вассерман Л.И., Дорофеева С., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики

Вассерман Людвиг Иосифович - доктор медицинских наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии, руководитель лаборатории клинической психологии психоневрологического института им В.М. Бехтерева.

Член редколлегий журналов «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В.М.Бехтерева» и «Сибирский психологический журнал». Председатель проблемной комиссии «Нейропсихология» Межведомственного научного Совета по проблемам возрастного развития, реабилитации и коррекции.

Закончил Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет имени И.П. Павлова (1972 г.), врач-лечебник; Ленинградский Государственный Университет, психолог; 1989 - защита диссертационной работы «Структура и механизмы нарушений психических функций и личности у больных фокальной эпилепсией».

Занимается научно-педагогической деятельностью, под его руководством подготовили и успешно защитили диссертации: докторские - 3; кандидатские 38.

Сфера научных интересов: нейропсихология, психодиагностика, проблема психосоматических и соматопсихических соотношений, проблемы адаптации человека к стрессогенной профессиональной деятельности, организация медико-психологической службы.

Книги (3)

Методы нейропсихологической диагностики

В основе книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологических исследований авторов под руководством профессора Трауготт Н.Н. (1904-1994) и профессора Тонконогого И.М. (в настоящее время живущего и работающего в США).

Крупные ученые и руководители научных коллективов, они много сделали для развития клинической нейропсихологии и обогащения ее новыми идеями и методами.


Семантический дифференциал времени: экспертная психодиагностическая система в медицинской психологии.

Опыт применения методики «Семантический дифференциал времени», в клинических условиях показал, что она позволяет определять особенности субъективного восприятия времени, которые отражают преобладающие, в том числе малоосознаваемые, тенденции в актуальном психическом состоянии и отношении личности к действительности.

Преимущество данной методики заключается в простоте и доступности для любой категории больных, особенно при экспресс-диагностике, а также в устойчивости к мотивационным искажениям, обусловленной спецификой стимульного материала (метафорические характеристики времени).

Семантический дифференциал времени

Семантический дифференциал времени как метод психологической диагностики личности при депрессивных расстройствах. Пособие для психологов и врачей.

Опыт применения данной методики в целях психодиагностики показал, что она позволяет определять когнитивные и эмоциональные особенности больных при оценке ими субъективного времени (настоящего, прошедшего и будущего), и тем самым отразить индивидуально-типологические свойства личности.

Преимущество данной методики в ее простоте и доступности для любой категории больных, особенно при экспресс-диагностике.

Вассерман Людвиг Иосифович , доктор медицинских наук,
профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии
факультета психологии

Юбилей Л.И. Вассермана

Людвиг Иосифович родился 25 августа 1936 г. в Ленинграде. После окончания средней школы поступил в 1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова, который окончил в 1961 г. Базовое медицинское образование — лечебное дело. Работал врачом «скорой помощи». После 2-х лет работы прошел специализацию по психиатрии. Продолжая работать в службе скорой медицинской помощи, в 1962 г. поступил на заочное отделение философского факультета Университета, отделение психологии. В 1966 г. окончил отделение психологии, дипломную работу защитил под руководством В.Н. Мясищева.

В 1965 г., еще до окончания Университета, по приглашению В.Н. Мясищева участвовал, как врач и будущий психолог, в конкурсе и был принят в очную аспирантуру по медицинской психологии в институте им. В.М. Бехтерева. Это первая в истории отечественной психологии аспирантура по новой формирующейся специальности. В 1969 г. под руководством В.Н. Мясищева и И.М. Тонконогого защитил кандидатскую диссертацию, посвященную нейропсихологическим и психоакустическим исследованиям при поражении височных долей мозга.

С 1968 г., после окончания аспирантуры, работал в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева: младший, старший научный сотрудник, руководитель группы психологической диагностики. С 1984 г. по 2012 г. руководил лабораторией клинической психологии и психодиагностики Института им. В.М. Бехтерева, развивая те направления в медицинской (клинической) психологии, которые отличают научные школы В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию «Структура и механизмы нарушений психических функций и личности при фокальной эпилепсии». За период активной научно-исследовательской деятельности над докторской диссертацией разработал новое научное направление в медицинской психологии и нейронауках — нейропсихология в эпилептологии. В 1991 г. получил научное звание профессора.

С 1967 г. является преподавателем факультета психологии Университета и руководителем практик по курсам: общая и частная неврология, клиническая нейропсихология. С 1995 г. — профессор по совместительству вновь созданной кафедры медицинской психологии и психофизиологии. В 2014 г. прошел по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии и психофизиологии с полной лекционной нагрузкой по курсам: неврология, нейропсихология и современные методы исследования мозга. Руководит и ведет практику по этим дисциплинам. Под руководством Л.И. Вассермана за его более чем 50-летнюю педагогическую деятельность в Университете подготовлено свыше 100 дипломированных медицинских психологов, многие из которых впоследствии защитили кандидатские и докторские диссертации, успешно работают в Санкт-Петербурге и других городах страны, являясь известными специалистами в области медицинской (клинической) психологии. Научно-исследовательская работа Л.И. Вассермана на протяжении всей его профессиональной деятельности связана с разработкой методов психологической диагностики при нервно-психической и соматической патологии, в частности, комплексной и многомерной нейропсихологической диагностики, с разработкой теории и методологии исследований в области медицинской психодиагностики, в частности, применение биопсихосоциального подхода в клинико-психологических исследованиях, изучением роли психосоциальных факторов в нарушении психической адаптации и адаптационных ресурсов человека в условиях фрустрирующих, стрессовых ситуаций и напряженной профессиональной деятельности, а также с применением компьютерной психодиагностики в целях массовых психопрофилактических исследований. Еще одной сферой научных исследований Л.И. Вассермана, непосредственно связанной с системой высшего профессионального образования, является разработка образовательных программ и программ усовершенствования в области медицинской (клинической) психологии, в частности, участие в разработке 1-го Государственного стандарта по клинической психологии. Под его руководством и непосредственном участии в институте им. В.М. Бехтерева на протяжении многих лет проводились циклы последипломной подготовки «Основы медицинской психологии и психодиагностики».

Л.И. Вассерман автор более 220 научных работ, в том числе 6 монографий, 43 методических и 4 учебно-методических пособий и рекомендаций для психологов и врачей; многие из этих пособий посвящены разработке новых психодиагностических методик. Л.И. Вассерман — редактор и соредактор 8 сборников научных трудов и коллективных монографий, редактор медико-психологического раздела журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева», входящего в список рецензируемых журналов РФ. Наиболее значимыми публикациями Л.И. Вассермана можно считать книги «Методы нейропсихологической диагностики» (1997), «Медицинская психология: введение в теорию, практику и обучение» (2003, совместно с О.Ю. Щелковой), «Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике» (2011), «Совладание со стрессом» (2010). Л.И. Вассерман совместно с О.Ю. Щелковой являются авторами издательского проекта, научными редакторами коллективной монографии «Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности» (2014). Эта книга стала настольной для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, практических психологов.

Под руководством Л.И. Вассермана подготовлены и защищены 7 докторских и 44 кандидатских диссертации по специальности «Медицинская психология» (медицинские и психологические науки).

На протяжении 20 лет (1970—1990 гг.) Л.И. Вассерман был ученым секретарем впервые образованной в 1962 г. В.Н. Мясищевым проблемной комиссии «Медицинская психология» Академии медицинских наук, а впоследствии (с 1976 г.) и Министерства здравоохранения. Л.И. Вассерман возглавляет проблемную комиссию «Нейропсихология» Межведомственного научного совета по проблемам обучения, развития и нейрореабилитации (Москва).

Л.И. Вассерман — член двух докторских ученых советов по защитам диссертаций: психологического факультета СПбГУ и Института им. В.М. Бехтерева, участник ряда международных исследовательских проектов по линии Всемирной организации здравоохранения (в том числе по изучению качества жизни), член редакционного совета «Сибирского психологического журнала», а также редактор раздела «Медицинская психология» журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева».

Многолетняя безупречная и высокопрофессиональная научно-педагогическая деятельность Л.И. Вассермана на факультете психологии СПбГУ и в Институте им. В.М. Бехтерева снискала ему искреннее уважение коллег и учеников.

Редакция журнала сердечно поздравляет Людвига Иосифовича и желает дорогому юбиляру сохранить его так ценные для всех нас качества — научную принципиальность, творческую неутомимость, неизменную бодрость духа и энергичность.

СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 360 с.
Практическое руководство по методам нейропсихологической диагностики в такой форме издается впервые. В основе книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологических исследований авторов под руководством профессора Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОНКОНОГОГО (в настоящее время живущего и работающегов США).
Крупные ученые и руководители научных коллективов, они много сделали для развития клинической нейропсихологии и обогащения ее новыми идеями и методами.Содержание:
Глава первая. Краткий очерк истории и теории нейропсихологической диагностики. Основные принципы нейропсихологического эксперимента (Л. И. Вассерман).
Клинико-психологические методы и диагностика локально-органических поражений мозга.
Современные представления о мозговой организации высших психических функций и основные принципы нейропсихологической диагностики.Глава вторая. Методики нейропсихологической диагностики.
Инструкция по применению набора нейропсихологических методик и оценке результатов экспериментального исследования (Л. И. Вассерман).
Шкала для оценки степени выраженности речевых нарушений у больных с локальными поражениями мозга (С. А. Дорофеева).
Исследование право-леворукости (Л. И. Вассерман).
Методики экспериментального нейропсихологического исследования (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон).
Аппаратурные методы исследования в нейропсихологии (Л. И. Вассерман, Я. А. Меерсон).
Применение некоторых тестовых методик для диагностики локально-органических поражений мозга (Л. И. Вассерман).Глава третья. Основные синдромы нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.
Синдромы нарушений речи (С. А. Дорофеева, Н. Н. Трауготт).
- Эфферентная (вербальная) моторная афазия.
- Динамическая афазия.
- Афферентная (артикуляторная) моторная афазия.
- Акустико-гностическая (сенсорно-акустическая) сенсорная афазия.
- Акустико-мнестическая (сенсорно-амнестическая) афазия.
- Амнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Проводниковая афазия.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия.
- Смешанная сенсорно-эфферентная моторная афазия (сочетание эфферентной моторной с акустико-гностической сенсорной афазией).
- Смешанная сенсорно-афферентная моторная афазия (сочетание афферентной моторной с акустико-гностической сенсорной афазией).
- Тотальная афазия.
- Чистая речеслуховая агнозия.
- Нарушение речи при поражениях правого полушария.Нейропсихологические критерии (паттерны) для диагностики различных форм афазий (С. А. Дорофеева).
- Эфферентная моторная афазия.
- Динамическая афазия.
- Афферентная моторная афазия.
- Акустико-гностическая сенсорная афазия.
- Акустико-мнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Смешанная сенсорно-эфферентная моторная афазия.
- Смешанная сенсорно-афферентная моторная афазия.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием эфферентной.
- Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием афферентной.Нейропсихологические синдромы (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, И. М. Тонконогий).
- Зрительные агнозии.
- Тактильная агнозия.
- Слуховая агнозия.
- Соматоагнозия и нарушения схемы тела.
- Апраксий.
- Аграфии.
- Акалькулия.
- Синдром Герстмана.
- Амузии.
- Синдромы поражения лобных долей.
- Нарушения ВПФ при очаговых поражениях глубоких структур мозга.Глава четвертая. Функциональная асимметрия полушарий мозга и процессы переработки информации (Я. А. Меерсон).Глава пятая. Нарушения ВПФ у больных с нервно-психической патологией (опыт применения сенсибилизированных нейропсихологических методик).
Нарушения ВПФ у больных с различными формами эпилепсии (Л. И. Вассерман).
Нарушения ВПФ у больных с шизофреническим дефектом (С. В. Ткаченко, А. В. Бочаров).Глава шестая. Применение нейропсихологических методов исследования у детей (А. Н. Корнев).
Графо-моторные методики.
Конструктивные методики.
Исследование моторики.
Сукцессивные функции.
Исследование речевых функций.
Исследование латерализации сенсорных функций.Заключение.
Инструкция к методике «Корректурная таблица».
Краткая инструкция по применению теста Бентона.
Список литературы.
Приложения.
Карта нейропсихологического обследования.
Стимульный и иллюстративный материалы к методикам нейропсихологической диагностики.


Л. И. Вассерман,
С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ

Практическое руководство

ИЗДАТЕЛЬСТВО «СТРОЙЛЕСПЕЧАТЬ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Посвящается профессору
Наталии Николаевне Трауготт

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практическое руководство по методам нейропсихологиче-
ской диагностики в такой форме издается впервые. В основе
книги - материалы и многолетний опыт нейропсихологиче-
ских исследований авторов под руководством профессора
Я. Я. ТРАУГОТТ (1904-1994) и профессора И. М. ТОН-
КОНОГОГО
(в настоящее время живущего и работающего
в США).

Крупные ученые и руководители научных коллективов, они
много сделали для развития клинической нейропсихологии и
обогащения ее новыми идеями и методами. Совместные об-
суждения результатов экспериментов и разборы больных с на-
рушениями высших психических функций, многочисленные
совместные научные доклады и публикации, в частности в свя-
зи с разработкой новых методов нейропсихологической диаг-
ностики, позволяют считать Н. Н. Трауготт и И. М. Тонконо-
гого соавторами отдельных разделов монографии.

Мы благодарны своим учителям за научную школу и счи-
таем своим долгом сказать это на первой странице книги.

Л. И. Вассерман

С. А. Дорофеева

Я. А. Меерсон

ВВЕДЕНИЕ

Нейропсихология в нашей стране по праву считается одной
из наиболее разработанных областей научной психологии, за-
воевавшей международное признание и авторитет. Как одна из
фундаментальных наук о мозге, нейропсихология, наряду с
нейрофизиологией, вносит огромный вклад в решение слож-
нейших задач взаимоотношения мозга и психики человека.
Как самостоятельный раздел биологической психологии, име-
ющий свою теорию, методологию поиска и методы исследо-
вания, нейропсихология изучает мозговые механизмы слож-
ной психической деятельности, соотнося представления о
структуре и системной организации высших психических фун-
кций, психологических процессов и эмоциональной регуляции
поведения человека с данными о строении и функциональной
организации различных отделов больших полушарий головно-
го мозга. И в этом нейропсихология играет чрезвычайно важное
значение для развития смежных психологических, медицинских
и педагогических дисциплин: общей и дифференциальной пси-
хологии, психологии индивидуальных различий, психодиагно-
стики, неврологии, нейрохирургии, психиатрии и дефектологии.
К современным междисциплинарным связям нейропсихологии
несомненно следует добавить теорию систем, теорию информа-
ции и распознавания образов, компьютерные науки и др.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.