Творительный падеж отвечает на вопрос примеры. Значение падежа

Для связной речи в русском языке одни и те же слова могут употребляться в разных формах, это может быть единственное или женский, мужской или средний род, а также склонения с изменением окончаний. И особо важную роль в построении верных высказываний играют именно падежи, которые показывают синтаксическую роль и связь слов в предложении. Склонению подвергаются местоимения и числительные. И в изучении русского языка очень важно научиться определять падежную форму этих частей речи и знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Основные падежи русского языка

Падежная система русского языка достаточно проста для изучения, однако несколько особенностей в ней имеется. Поэтому в школьной программе этой теме уделяется огромное количество времени. Первым делом детей знакомят с тем, на какие вопросы отвечают падежи и как они называются. Вниманию школьников, как правило, представляют лишь шесть основных падежей, хотя на самом деле их намного больше, однако из-за близкой схожести разновидности устаревших падежных форм объединили с основными. Хотя по этому поводу среди лингвистов до сих пор ведутся споры.

Именительный падеж

Именительный падеж в сокращенном виде записывается Им. п. Вопросы именительного падежа - кто? и что? Для всех частей речи такая является начальной и может выступать наименованием предмета, лица или природного явления, а в предложении всегда выступает в роли подлежащего. Например:

Девушка вышла из комнаты; Солнце садилось за горизонт.

Также в именительном падеже может стоять именная часть составного сказуемого. Например:

Никита - мой сын; Александр Васильевич - директор.

Также всегда в именительном падеже стоит главный член и обращение. Например:

Шуми, шуми, камыш; Вот старый домик.

Родительный падеж

Употребление родительного падежа может быть как после глаголов, так и после имен. Слова при таком склонении отвечают на вопросы кого? чего? В сокращенном виде его записывают Р.п.

Эта форма слов имеет разнообразное значение и синтаксическое применение. Глагольный родительный падеж может указывать на предмет:

  • в случае, когда глагол имеет при себе отрицание: не сносить головы, не поведать правды;
  • если действие относиться не ко всему предмету, а лишь к его части: испить воды, съесть супа, нарубить дров.

Приименной родительный падеж может указывать на целый ряд отношений:

  • принадлежность кому или чему либо: дом матери, платье куклы;
  • отношение чего-то целого к какой-либо части: номер гостиницы, ветка дерева;
  • оценивание или определение качеств: кепка зеленого цвета, слезы счастья, человек слова.

Именно поэтому для правильного определения падежной формы очень важно знать, на какие вопросы отвечают падежи.

Имена существительные, употребленные в родительном падеже вместе с прилагательными сравнения, указывают тот предмет или лицо, с которым их сравнивают. Например:

Красивее Наташки, белее снега, быстрее молнии.

Дательный падеж

Чтобы понять, как употребить слово в том или ином случае, нужно четко знать, на какие вопросы отвечают падежи, в каком случае используется определенная форма склонения. Так, например, дательный падеж (кому? чему?) слов чаще всего ставится после глаголов и лишь в немногочисленных случаях после слов, обозначающих предметы.

Главным образом слова в этом падеже употребляются для обозначения главного предмета, к которому направлено действие.

Например:

Передать привет подруге, угрожать врагу, приказ подчиненным.

В безличных предложениях слова в дательном падеже могут употребляться в качестве сказуемого. Например:

Саше стало страшно. Мальчику было холодно. Больной становится все хуже.

Винительный падеж

Вопросы винительного падежа похожи на вопросы других падежей, а именно - на родительный и именительный. Так, к одушевленному предмету это вопрос кого? а к неодушевленному - что? И достаточно часто школьники путают этот падеж с именительным, поэтому для правильного определения в первую очередь в предложении необходимо выделить грамматическую основу. Слова в этой падежной форме чаще всего употребляются при глаголах и обозначают объект, на который полностью переходит действие.

Например:

Ловить рыбу, чистить туфли, сшить юбку, выпекать пирог.

Также слова, стоящие в могут выражать количество, время, пространство и расстояние. Например:

Целое лето, каждая минута, каждый год.

Творительный падеж

Так же, как и другие падежные формы, вопросы творительного падежа имеют две формы для живых и неживых предметов. Это особые вопросы, которые не спутаешь с другими формами. Так, для одушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос кем? Например:

Он был знаком (с кем?) с Оксаной и (с кем?) ее матерью .

Для неодушевленного предмета творительный падеж отвечает на вопрос чем? Например:

Накормил (чем?) хлебом, напоил (чем?) водой.

Как правило, эта форма слов употребляется в сочетании с глаголами, тесно связанными с именами.

Такая падежная форма слов при глаголах всегда выступает в качестве средства и орудия действия, может быть образом или способом действия, а также иметь значения времени, места, пространства и того, кем производится действие. Например:

(чем?) палкой.

Старик подперся (чем?) ладонью.

Дорога вела (чем?) лесом.

Сказки «Айболит», «Путаница» и «Тараканище» написаны (кем?) Корнеем Чуковским.

Также данная падежная форма слов может встречаться и при именах и иметь следующие значения. При существительных:

  • орудие действия: бить рукой, чистить щеткой;
  • действующее лицо: охрана дома сторожами, отпуск товара продавцом;
  • содержание самого действия: заниматься немецким языком;
  • определительное значение: колбаса колечком, пение басом.

При прилагательных слова в творительном падеже употребляются со значением ограничения указанного признака. Например:

Он был сильный умом и известен своими открытиями.

Предложный падеж

Шестой и последний падеж, который изучают в школьной программе - предложный.

Вопросы предложного падежа, как и других падежных форм, разделяются по направлению к живым предметам (на ком? о ком?) и неживым (на чем? о чем?) . Слова в этом падеже всегда используются с предлогами, именно отсюда и название самого падежа. В зависимости от употребляемого предлога меняется и значение, вопросы предложного падежа всегда строятся при помощи тех же предлогов, которые употребляются в конкретных случаях в контексте.

Употребление предлогов со словами в предложном падеже

Для правильного определения падежной формы слов и правильного употребления их в речи очень важно знать, как связываются падежи с вопросами и предлогами при употреблении различных форм слов в предложениях.

Каждый из используемых предлогов придает слову свое значение:


Какую роль играют падежи, вопросы и предлоги

Таблица предлогов, которые употребляются в сочетании с различными падежными формами слов, играет огромную роль в изучении падежной системы русского языка.

Ведь именно они, присоединяясь к существительным, могут раскрыть различные значения одного и того же слова.

Падеж Предлог Значение Пример
Родительный вокруг, из-за, до, у

определяют пространство, в котором находится предмет или в котором происходит действие

ходить вокруг парка,

вышел из-за дома,

стоять у дерева

Дательный к, по

употребляются для указания на приближение к объекту, предмету или на место события

подойти к подруге,

ехать по бездорожью

Винительный в, за, на указывают, на какой объект направлено действие

обнять за талию,

смотреть в окно,

поставить на стол

Творительный под, за, над, с

может иметь много значений, в том числе указывать на направленность определенного действия и обозначать пространство

летать над землей,

ходить под мостом,

дружить с бабушкой

Склонение существительны, прилагательных и числительных по падежам

Одной из основных тем данного раздела русского языка является тема: "Склонение по падежам". В результате такого изменения слово преобразуется, приобретая новое окончание, что достаточно важно для правильности построения речи. Склонение происходит путем изменения слова так, чтобы оно отвечало на вопросы каждого падежа. Склонение существительных имеет самостоятельный характер, в то время как прилагательные и числительные в контексте всегда зависят от падежа, в котором стоит связанное с ними слово.

В случае со склонением числительных вопрос также можно видоизменить, как для прилагательного, благодаря чему будет легче просклонять слово.

Склонение числительных по падежам
Падеж Падежный вопрос Вопрос для числительного Числительное
Именительный кто? что? сколько? какой?
Родительный кого? чего? скольких? какого?

восьмого

восьмого

Дательный кому? чему? скольким? какому?

восьмому
восьмой
восьмому

Винительный кого? что? сколько? какого?

восьмого

восьмого

Творительный кем? чем? сколькими? каким?
Предложныйй о ком? о чем? о скольких? о каком?

о восьмом

о восьмой

о восьмом

Цель школьной программы - научить детей не только правильно определять падежную форму слов в том или ином предложении, но и уметь правильно употребить предлог, который полностью раскроет значение высказывания. Такие умения очень важны для построения грамотной речи. Именно поэтому данной теме уделяется особое внимение и достаточное количество уроков русского языка, чтобы дети могли не только изучить, но хорошо закрепить данный материал.

Почему-то творительный падеж навеивает что-то волшебное и непритязательное, возможно потому, что он произошел от слова «творить», а значит творить что-то волшебное и нужное. Творительный падеж делает волшебной нашу речь, помогая правильно расставлять слова в предложении для наделения его смысловой нагрузкой.

Вопросы творительного падежа.

Творительный падеж отвечает на вопросы «Кем?», «Чем?» . В дополнение к этим вопросам зачастую используют слово «доволен».

«Доволен кем?» - человеком;

«Доволен чем» - работой.

У таких частей речи, как имена существительные есть деление на две формы – это множественное и единственное число . Творительный падеж существительного в единственном числе будет выглядеть вот так:

«За столом сидели два человека и разговаривали»;

Во множественном числе будет выглядеть так:

«За столами сидели приглашенные на свадьбу гости».

Окончания творительного падежа.

При склонении, то есть при изменении падежа, у имен существительных всегда меняется окончание. Рассмотрим окончания, свойственные существительным в творительном падеже:

  • Существительные первого склонения имеют окончание «Ой» (ногой , рукой );
  • Второго склонения «Ом» (столом , козлом );
  • Третьему склонению присуще окончание «Ю» (шалью , былью ).

Чаще всего творительный падеж характерен словам, которые сочетаются с глаголами. Такая форма падежа существительного может быть образом действия или обозначать время, пространство, так же может указывать на того, кто производит действие. Например, «Дорога вела (чем? ) лесом» или «Кормил кошку (чем? ) молоком», «Произведение «Капитанская дочка» было написано (кем? ) А.С.Пушкиным».

Значения Вопросы Примеры
Инструмент, орудие действия Чем? Записка была написана красным карандашом.
Действующее лицо в страдательном обороте Кем? Эта работа написана нашим лучшим студентом.
Именная часть сказуемого (предиката) после глаголов: быть, стать, работать, являться, казаться и др. Кем? Чем? Каким? Иван Грозный был жестоким человеком. Москва является древним русским городом. Этот человек показался мне знакомым.
Место Где? Туристы долго шли лесом. Самолет пролетел над городом. Машина остановилась под мостом. Перед Русским музеем стоит памятник Пушкину. Машина стояла за домом. Стол стоит между окном и кроватью.
Совместность действия С кем? Антон ходил в спортзал с другом.
Характеристика объекта С чем? Я люблю чай с молоком.
Время Когда? Мы приехали в Москву ранним утром. Перед экзаменом преподаватель провел консультации. Мы пришли к друзьям между пятью и шестью часами. За завтраком друзья обсудили все проблемы.
Цель За чем? Антон ушел в магазин за хлебом.

МЫ ЧИТАЕМ

А) Прочитайте текст «Первая улыбка» и скажите, почему он так называется.

ПЕРВАЯ УЛЫБКА

(ПО Е. ПЕРМЯКУ)

В стране, названия которой уже никто не помнит, жил удивительный мастер, который создавал вазы. Если, делая вазу, он был весел, то веселились все, кто её видел. И наоборот, если мастер грустил, то его ваза вызывала грусть и печаль.

Когда люди смотрели на его вазы, у них появлялись самые разные чувства: радость, смех, смелость, прощение... Но среди его ваз не было самой главной вазы – вазы Любви, потому что любовь ещё не расцвела в душе молодого мастера.

В этой же стране жил другой мастер. Его дочь была так хороша, что о ней знали даже звёзды. Глаза её были синие, как море, волосы были золотые, как солнце, речь её лилась, как серебряный ручей. Но она никогда не улыбалась.

Молодой мастер создал новую вазу – вазу Любви, в которой воспел красоту этой девушки. Когда дочь старого мастера смотрела на вазу Любви, её лицо становилось ещё прекраснее.

И однажды она улыбнулась молодому мастеру. Это была первая улыбка девушки. Солнечная. Счастливая. Прекрасная, как весенняя заря. Улыбка первой любви.

Эта первая улыбка осталась на всю жизнь в сердце молодого мастера и сделала это сердце ещё больше и добрее.

На площади около вазы Любви всегда собирались люди. Они приходили из разных городов и стран посмотреть на неё. Это были мастера, охотники, крестьяне, но среди них были и цари, которым принадлежали огромные страны. Когда они смотрели на эту вазу, в их сердцах возникал огонь любви.


Старики советовали молодому мастеру разбить вазу Любви. Они боялись, что внимание и богатство, которыми окружали девушку разные люди, разрушат её любовь к молодому мастеру. Старики знали, что иногда девушки забывают о своей первой улыбке. Но молодой мастер не верил старикам.

Многие цари предлагали девушке руку и сердце. Дарили ей драгоценности. Показывали ей свои дворцы. Она могла стать царицей степей или королевой гор.

Однажды морской царь устроил в честь этой девушки пир. И во время этого пира, когда рыбы исполняли танец любви, а волны и ветер создавали чудесную музыку, красавица согласилась стать женой морского царя. На море поднялась буря, и огромная волна унесла девушку в глубь моря.

А на берегу все люди ждали появления новой вазы. Вазы Горя. Вазы Отчаяния, Вазы Измены... А может быть, даже вазы Смерти.

И утром на площади появилась новая прекрасная ваза. На ней молодой мастер изобразил первую улыбку своей любимой. Люди назвали эту вазу «Первая улыбка».

Улыбались все. Улыбалось всё живое. Не улыбался только морской царь. Самая прекрасная из всех женщин была его женой. Ему принадлежал её голос, её дыхание, её глаза, её руки, ему принадлежало всё, кроме её первой улыбки. Потому что никто и никогда не может подарить свою первую улыбку дважды, так же как никто не может дважды родиться или дважды умереть.

Морской царь хотел уничтожить вазу, чтобы все забыли её. Можно уничтожить море, но нельзя изменить то, что уже произошло, и морской царь умер от горя.

А ваза улыбалась. Люди всей земли знали об этой вазе. Никто не помнил, что стало с молодым мастером и его любимой. Люди забыли о стране, где это всё произошло. Осталась одна ваза «Первая улыбка». Правда, она осталась в сказке, но первая улыбка всегда останется первой улыбкой.

Б) Ответьте на вопросы.

Бывают ли в жизни такие девушки, такие молодые люди и такие ситуации? Молодой мастер, когда его любимая стала женой морского царя, создал новую вазу. А как вы поступили бы на его месте? Есть ли похожие сказки у вашего народа?

В) Понравилась ли вам эта сказка? Красивая ли она? Какими языковыми средствами достигается эта красота? Найдите их в тексте и, используя их, перескажите текст.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 440с.

2. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 2. / Под ред. Р.А. Кульковой. – СПб: Златоуст, 2000. – 336с.

3. Аксенова М.П. Русский язык по-новому. Часть 3 / Под ред. Р.А. Кульковой. – Спб: Златоуст, 2001. – 304с.

4. Большой русско-английский словарь: с приложением кратких сведений по английской грамматике и орфоэпии / О.С. Ахманова, З.С. Выгодская, Т.П. Горбунова и др. Под общим руководством А.И. Смирницкого. – 25-е издание, стереотип. / Под ред. О.С. Ахмановой. – М.: Русский язык, 2002. – 768с.

5. Вагнер В.Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа: Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Филология». – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384с.

6. Вопросы обучения русскому произношению. – М.: Изд-во Московского университета, 1978. – 103с.

7. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. П. «Панорама». – М.: ИЛБИ, изд-во «Самарский Дом печати», 1995.

8. День за днем. Русский язык. Учебник для иностранных учащихся. I. Экспресс. – М.: ИЛБИ, Прострэкс, изд-во «Самарский Дом печати», 1994.

9. Задания по русскому языку для контроля стартовых знаний иностранных студентов I курса. – СПб: Санкт-Петербургский государственный санитарно-гигиенический медицинский институт, 1994. – 44с.

10. Кокорина С.И., Твертинова М.Т., Анпилогова Б.Г. Программа по русскому языку как иностранному. – М.: Изд. Отдел УНЦ ДО МГУ, 1997. – 82с.

11. Костина И.С. и др. Перспектива. Фонетический курс. Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. – 2-е издание, стереотип. – СПб: Златоуст, 1999. – 80с.

12. Краткий русско-английский разговорник. – М.: МПИО «Эдитор», 1990. – 32с.

13. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударения, интонация. Учебное пособие. – М.: Русский язык, 1975. – 295с.

14. Максимова А.Л. Корректировочный курс русской грамматики (30 уроков). – 5-е издание. – СПб: Златоуст, 2005. – 176с.

15. Малышев Г.Г. Русская грамматика в картинках для начинающих. – Спб: Златоуст, 1993. – 301с.

16. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих. Рабочая тетрадь. – 2-е издание. – СПб: Златоуст, 2000. - 88с.

17. Московкин Л.В., Сильвина Л.В. РУССКИЙ ЯЗЫК. Элементарный курс для иностранных студентов. – СПб: СМИО Пресс, 2002. – 512с.

18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 6-е издание. – М.: Высшая школа, 2000. – 522с.

19. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. – 976с.

20. Пехливанова К.И. Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях (для иностранцев, изучающих русский язык). – М.: Русский язык, 1989. – 352с.

21. Пособие по обучению чтению для подготовительных факультетов вузов СССР. – М.: Русский язык, 1982. – 240с.

22. Русский язык – мой друг: Учебник русского языка для студентов-иностранцев. Базовый уровень / Под ред. Т.В. Шустиковой и В.А. Кулаковой. – М.: Изд-во РУДН, 2004. – 677с.

23. Сборник упражнений по грамматике русского языка (для иностранцев). Выпуск 1 / Голубева А.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Златоуст, 2002. – 176с.

24. Словарь иностранных слов / Под ред. Л.Н. Комарова. – М.: Русский язык, 1990. – 624с.

25. Соболева Н.И., Гадалина И.И., Иванова А.С., Харламова Л.А. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 213с.

26. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Г.Н. Асерьянова и др. – М. – Спб: Златоуст, 1999. – 112с.

27. Хавронина С.А., Харламова Л.А. Русский язык. Лексико-грамматический курс. Начальный этап. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2001. – 240с.

28. Шумилина А.П. Русский язык для работы с иностранцами: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 456с.

29. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 334с.

УРОК 1.

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Слоги. Ритм слова. Ударение. Редукция гласных. Оглушение звонких согласных. Твердые и мягкие согласные……………………………………………………………………………4

УРОК 2.

Интонация повествовательного и вопросительного предложений типа « Это Антон», «Кто это?», «Что это?», «А вы?». Личные местоимения. Род имен существительных. Сложные предложения с союзами «и», «а»…………………………………………………………………………...………..9

УРОК 3.

Конструкции типа «Меня зовут Антон». Именительный и винительный падежи личных местоимений. Притяжательные местоимения. Множественное число имен существительных и притяжательных местоимений……………………………………………………………………………..........17

УРОК 4.

Глаголы I и II спряжения (инфинитив, настоящее время, повелительное наклонение). Субъект и предикат. Винительный падеж неодушевленных имен существительных и личных местоимений в значении прямого объекта. Наречия образа действия…………………………………………………….29

УРОК 5.

Род и число имен прилагательных (именительный падеж). Использование имен прилагательных и соответствующих наречий образа действия. Инфинитивные конструкции с глаголами любить, хотеть, мочь . Местоимения свой, этот, эта, это, эти (тот, та, то, те) . Винительный падеж прилагательных и притяжательных местоимений……………………………….43

УРОК 6.

Винительный падеж одушевленных имен существительных. Винительный падеж прилагательных, притяжательных и указательных местоимений. Прошедшее время глагола. Наречия времени………………………………..58

УРОК 7.

Наречия места. Предложный падеж (объект места) имен существительных (единственное и множественное число), прилагательных, притяжательных местоимений. Употребление предлогов «в», «на». Прошедшее время глаголов мочь, быть , бывать, находиться …………………………………………...68

УРОК 8.

Будущее сложное время глагола. Винительный падеж для выражения времени. Предложный падеж в значении объекта мысли или речи. Предложный падеж для выражения времени………………………………....................87

УРОК 9.

Общее представление о видах глагола. Использование несовершенного и совершенного видов глаголов. Инфинитивные конструкции со словами можно, нужно ……………………………………………………………………..99

УРОК 10.

Использование глаголов совершенного вида в форме будущего времени. Будущее простое и будущее сложное время. Винительный падеж существительных, обозначающих направление движения. Глаголы движения идти, пойти, ходить, ехать, поехать, ездить . Предложный падеж существительных с предлогом на , обозначающий средства передвижения. Использование предлогов через, после. Глаголы начинать / начать / начаться; продолжать / продолжить / продолжиться ……………………………………..113

УРОК 11.

Глаголы движения группы идти / ходить с префиксами по- и при- . Родительный падеж имен существительных, личных местоимений, прилагательных в отрицательных конструкциях, в конструкции типа «у меня есть» и для обозначения места начала движения. Родительный падеж с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными, с числительными…………………………………………………………………………………..132

УРОК 12.

Инфинитивные конструкции со словом «должен». Дательный падеж имен существительных в значении адресата действия. Дательный падеж прилагательных, местоимений. Дательный падеж для обозначения возраста, в безличных предложениях, с предлогом по …………………………………...163

УРОК 13. Творительный падеж имен существительных, прилагательных, местоимений для обозначения совместного действия, инструмента действия (без предлога), характеристики объекта (с предлогом с ). Грамматические конструкции с глаголами быть, стать, работать …………………...181

УРОК 14.

Видо-временные формы глаголов. Склонение имен существительных и личных местоимений. Значения падежей. Словосочетания с глаголами…………………………………………………………………………………..194

УРОК 15.

Сложные предложения. Москва – столица России. Город, в котором я учусь……………………………………………………………………………….207

УРОК 16.

Предложный падеж прилагательных, порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Прямая и косвенная речь. Возвратное местоимение «себя»………………………….........216

УРОК 17. Винительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Глаголы движения с приставками. Прямая и косвенная речь (вопрос без вопросительного слова и соответствующий ответ)……………………………………………………...227

УРОК 18.

Родительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Краткие страдательные причастия. Сложные предложения с союзом чтобы и глаголом хотеть в главном предложении………………………………………………………………...240

УРОК 19.

Дательный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Дательный падеж с предлогом «к», обозначающий направление движения. Прямая и косвенная речь (императивные предложения). Неопределенные и отрицательные местоимения……………………………………………………………………....................245

УРОК 20.

Творительный падеж порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений. Творительный падеж существительных, обозначающих место. Сложное предложение с придаточным условным. Активные и пассивные предложения. Творительный падеж в пассивных предложениях………………………………………………………254

УРОК 21. Склонение порядковых числительных, определительных, указательных и притяжательных местоимений (систематизация). Степени сравнения прилагательных и наречий. Превосходная степень прилагательных с суффиксами –айш- и –ейш-…………………………………………………...267

УРОК 22.

Действительные причастия. Сослагательное наклонение глаголов. Страдательные причастия. Глаголы с постфиксом –ся (главные значения)…………………………………………………………………………….......275

УРОК 23.

Образование деепричастий. Полная и краткая форма прилагательных. Использование инфинитива в конструкциях с краткими прилагательными. Систематизация значений падежей…………………………....................286

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………....296

ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

Основные значения падежей.

Падеж синтаксичен по определению. Значением падежа традиционно называют то синтаксическое отношение (смысл), которое он выражает.

Все русские падежи многозначны. В отличие от грамматической семантики числа значение падежа не формируется противопоставлением разных падежных форм (сочетания типа съесть хлеб, съесть хлеба, в которых наблюдается контрастивное употребление двух объектных падежей в одной синтаксической позиции, являются своего рода исключением). Значение падежа по-разному зависит от падежной флексии и связано с лексическим значением существительных и с занимаемыми ими синтаксическими местами. При характеристике падежей выделяют такие синтаксические позиции: 1) позиция при слове в структуре словосочетания, 2) позиция при члене предложения, при этом отдельной является позиция при связке, 3) позиция при предложении в целом, 4) автономная позиция (заголовок, обращение, главный член номинативного предложения). В некоторых случаях необходимо учитывать так называемый внутренний контекст, т. е. распространение самого существительного в форме того или иного падежа.

Как уже отмечалось, значение падежа зависит от трех обстоятельств: от падежной формы, от лексического значения существительного и от синтаксической позиции, занимаемой падежом. С учетом этих обстоятельств падежи вслед за Е. Куриловичем делят на два типа, грамматические (абстрактные) и семантические (конкретные).

Грамматические (Е. Курилович называет их также синтаксическими) - это падежи со значением объекта и субъекта. Их специфической особенностью является то, что значение падежа зависит прежде всего от синтаксического места, т. е. предопределяется тем словом или словоформой, к которым падеж относится. При употреблении такого падежа говорящий фактически не имеет выбора. Например, словоформа смеется называет смеющийся предмет. Этот предмет в русском языке выражается дважды, личным окончанием глагола и именительным падежом подлежащего. С именительным падежом согласуется форма глагола, окончание которой реализует глагольную субъектную валентность. Вот поэтому и И. п. любого существительного независимо от лексической семантики слова при словоформе смеется выражает значение субъекта действия: смеется человек, смеется природа, смеется душа. Лексема походить в значении быть похожим, релятивная по своей знаковой функции, открывает при себе позицию для В. п. с предлогом -на. Предложнопадежная форма имеет значение объекта, которое формируется только семантикой глагола и не зависит от лексического значения самого существительного: походить на отца, европейца, дикаря, обезьяну, статую и т. п.


Семантические падежи, включая и предложные сочетания (они называются еще наречными), отличаются от грамматических тем, что их значения предопределяются прежде всего падежными окончаниями (а также предлогами) и лексической семантикой существительных. Они меньше зависят от синтаксических мест, хотя и не могут занимать любую синтаксическую позицию. Так, значения форм в лесу, под столом, (ранним) утром, (поздним) вечером, к обеду, в июле, для храбрости, без дождя, в крапинку, с улыбкой, из-за грозы и т. п. могут быть определены и вне структуры предложения.

Семантические падежи и предложно-падежные формы неоднородны. Прежде всего среди них можно выделить обстоятельственные и признаковые формы. Первые попадают под понятие свободного падежа, предложенного Г. А. Золотовой: свободные падежи обладают свойством употребляться в качестве заголовков, т. е. быть синтаксически независимыми. Вторые связаны с реализацией атрибутивной валентности глаголов и существительных: писать мелким почерком, писать с ошибками, пальто на меху, чулки в резинку, верхушки деревьев, голоса птиц. Кроме этого, к семантическим относятся падежи со значением дифференцированного объекта (адресата, орудия, средства, целевого назначения и др.: писать другу, ударить копьем, накормить кашей, купить ручку для двери).

Н. Ю. Шведова как отдельную разновидность выделила так называемые восполняющие синтаксические отношения, а в связи с этим и падежи с восполняющим значением. Восполняющие отношения возникают в подчинительных словосочетаниях с информативно недостаточными (абсолютивно не употребляющимися) опорными словами (обернуться бедой, отличаться выносливостью, закатиться смехом). Восполняющий падеж вместе с главным словом образует сочетание, которое с точки зрения смысла, содержания «не обладает свойствами раздельности». У восполняющих падежей в семантической структуре предложения нет своей роли.

Выделение грамматических, семантических и восполняющих падежей отражает разные приемы вхождения падежа в структуру словосочетания и предложения, т. е. в синтаксическую форму.

Взгляд на падеж с точки зрения номинативной функции предложения (другими словами, пропозиции) выявляет в падежах интерпретационное свойство: падежи не только называют участников ситуации, но и выражают отношения между ними. Если в предложении Маша схватила рукой собаку поменять местами падежи: Собака схватила Машу за руку, образуется высказывание с иным смыслом. Значение абсолютного большинства русских предложений не может быть организовано без интерпретационной роли падежей. Особо эта роль должна быть отмечена у именительного падежа. Любой актант, обозначенный именительным падежом, как бы повышается в ранге (С. Д. Кацнельсон) и становится источником, инициатором обозначенной в предложении ситуации.

Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существ. употребляется для наименования лица, предмета, явления. И. п., сочетаясь с формами глагольного сказуемого регулярно имеет значение субъекта действия: С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам (Тютчев); Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно ; если сказуемое выражено формой страдательного залога, И. п. называет объект действия: Космос изучается людьми; когда именительный падеж употребляется в качестве приложения, он имеет значение признака: Чижа захлопнула злодейка-западня (Крылов); в позиции главного члена номинативного предложения И. п. называет бытующий предмет, т. е. имеет экзистенциональное значение: Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок); Вот опальный домик (П.); в функции названия используется именительный назывной: «Анна Каренина», в функции обращения - именительный вокативный: Красуйся, град Петров... (Пушкин); Отец, отец, оставь угрозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.); при выражении количественных отношений выделяется именительный количественной семантики: Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная (Н. Некрасов). Именительный падеж широко представлен в именном сказуемом. Это именительный предикативный: Дворяне все - родня друг другу (Блок); Талант - единственная новость, Которая всегда нова (Пастернак); Вы - подлинность. Вы - обаянье, Вы вдохновение само (Пастернак), В то время был еще жених Ее супруг (Пушкин), Одна радость и даже страсть Жданова были песни (Л. Толстой).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имен. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.).

Приименный родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употребленные при сравнительной форме имен прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега .

Родительный падеж имеет значение субъекта: пение соловья, народу на собрание не пришло, мальчиков в доме не оказалось, в коридоре нет окон; носителя признака: бледность лица, красота души; восполняющее: дело совести, дело чести, мера длины, даты: первого апреля, девятого мая.

Современный родительный падеж объединил бывшие атрибутивный (определительный) и партитивный (количественный) падежи (ср.: прохлада леса и кубометр лесу, во втором случае уже возможна замена на более распространенное теперь окончание - кубометр леса ; в первом случае это невозможно). Современный предложный падеж также представляет собой объединение двух падежей: местного (гулять в саду) и изъяснительного (говорить о саде). Размежевание этих форм сохранилось опять-таки в семантике и стилистике, но не на уровне падежа как такового.

Современный родительный падеж ориентируется на одну из возможных двух форм - на форму с окончанием ; окончание -у в современном языке явно идет на убыль. Оно сохраняется как остаток количественного падежа при обозначении собственно количества (много народу), хотя и здесь возможна уже замена (много народа собралось на площади); сохраняется -у и в наречных сочетаниях (с испугу, умереть с голоду) и в устойчивых выражениях типа задать перцу, комар носу не подточит и др. Избирательно окончание еще может употребляться только при обозначении количества у некоторых вещественных существительных, например: стакан чаю (но чаще уже - стакан чая), но только - вкус чая, производство чая; ср. еще: кусок сахару (вариант - кусок сахара) и производство сахара (без вариантов); тарелка супу (вариант - тарелка супа) и тарелка молока (без вариантов). На сегодняшний день форма с –у должна быть оценена как форма убывающая, приобретает стилистический оттенок разговорности.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам. Кроме того, может иметь значение объекта: завидовать другу. помогать товарищу, учить грамоте), субъекта: мальчику смешно, ребенку нездоровится, подруге неинтересна моя работа, сестре надо ехать в институт, сегодня быть грозе; определительное: памятник Пушкину, цена такому человеку - грош.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: ловить карасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др. В безличных предложениях - носителя процессуального признака: руку ломит, голову просто распирает; 4) восполняющее: иметь значение, принимать участие.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах. Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); резать ножом, удар молотком; средства действия: напоить чаем, объесться сливами; Старуха подперлась ладонью (Л.Т.); способа действия: приехать автобусом, прилететь самолетом; и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства: Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н.Т.); Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным (Есенин); Еще мальчишкой я услышал частушки на берегу Ладожского озера (С. Антонов); Дубровский поднял голову Он ехал берегом широкого озера (Пушкин).

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году ) Может нести значение субъекта в страдательных конструкциях и безличных предложениях: Чины людьми даются, а люди могут обмануться (Грибоедов)

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М. В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок еще - пиитом (Добролюбов). В таком случае обозначается признак предмета, названного подлежащим: Фетисов был немного художником (Ю. Нагибин)

Приименный творительный падеж употребляется: а)при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; б)при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Творительный падеж имеет значение объекта: руководить заводом , объекта-каузатора: гордиться сыном, любоваться морем , объекта, ограничивающего проявление признака: слаб здоровьем, богат друзьями ; сравнения: Бывает, курьером на борзом Раскачается сердце . (Пастернак); Тоска пассажиркой скользнет по томам (Пастернак); Он носил рабочий комбинезон, сменил усы колечком на усы кисточкой (Федин); признаковое - при глаголе, часто с опорой на внутренний контекст (говорить шепотом, смотреть нежным взглядом) .

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом.

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи, т.е. объекта: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях и т.д.

Предложный падеж может также иметь значение времени: в юности, в старости; уступки или условия: В голоде, в холоде в городе Вологде жили мы весело, были мы молоды (А. Яшин); признаковое, в том числе в позиции при связке: Вся в инее шапка большая, Усы, борода в серебре (Н. Некрасов); яблоня в цвету, юбка на подкладке; средства или способа действия: прилететь на самолете, приехать на грузовике, жарить на масле; восполняющее: участвовать в войне, участвовать в выборах.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у нее стоял бальзамин в цвету (М.Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играет каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.); Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:

С предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);

С предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;

С предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу .

Предлоги играют значительную роль в выражении падежных значений. Присоединяясь к именам существительным в различных падежных формах, предлоги помогают раскрыть и уточнить значения падежей.

Так, употребляясь с родительным падежом, предлоги вокруг, до, из-за и другие выражают пространственные отношения предметов или действий: ходить вокруг дома, доехать до деревни, выйти из-за стола, стоять у ворот.

Предлоги к, по при употреблении их с дательным падежом указывают на приближение к предмету, объекту, на место действия: наклониться к столу, идти по полю, ехать по дороге.

При употреблении с винительным падежом предлоги в, за, на раскрывают значение направленности действия на объект: вбить в стену, обнять за шею, смотреть на сестру.

Употребляясь с творительным падежом, предлоги за, над, под,с и другие выражают пространственные значения, указывают на направленность действия на объект и т.д.: лететь над лесом, жить под горой, ходить за ягодами, дружить с товарищем.

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.

Более сложное понятие падежа звучит так:

Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. друг » — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно .

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в ) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.