Полезные приемы, как научить собаку командам. Как научить собаку команде голос

О трудных подростках написано много умных и полезных статей и книг, о трудных же собаках и о том, как их перевоспитывать, к сожалению, в литературе сведений практически нет - дрессировщики скрывают свои секреты. Попробуем дать несколько советов.
Перед вами двухмесячный щенок. Он игрив, беззаботен и беззащитен - этакий дурачок-попрыгунчик. Послушайте его владельцев: их рассказы о нем полны любви и умиления - эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце...

В возрасте трех-пяти месяцев разговоры о щенке по-прежнему полны умиления, но в них уже проступает и озабоченность, ведь у владельцев появились проблемы с его воспитанием. Щенок подрос, вытянулся, стал более активным и самостоятельным, но...менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться требуется вмешательство инструктора по дрессировке. Наконец, долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но вот парадокс: внимательно слушая советы, а подчас (что особенно удивительно) и записывая их,начинающие собаководы на самом-то деле крайне редко этим советам следуют. По-видимому, суть этого явления том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария и т.п.), в том числе и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак.

Полагаясь на свой здравый смысл, владельцы щенков редко пользуются советами профессионалов или же используют их по своему усмотрению. В результате их усилий к 8 - 12 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей собаки) проблемы нарастают, как снежный ком, умиления в рассказах о любимце становится все меньше, а горечи все больше. Как этого избежать? Ответ прост: любое дело, будь то вождение автомобиля, работа на компьютере или управление собакой, требует специальных знаний и усилий со стороны того, кто хочет его освоить. В отличие от самой совершенной машины, устройство которой изначально предопределено человеком, собака - существо живое, имеет сложный внутренний мир, обладает своей собачьей волей, хитростью, эмоциями и умением любить и ненавидеть. При управлении собакой в ответ на, казалось бы, одни и те же ваши слова и действия, может наблюдаться абсолютно разная реакция. Поэтому мало просто желать управлять собакой, нужно еще захотеть научиться видеть, понимать и предвидеть, т.е. научиться "читать" поведение собаки, понимать ее устремления и предугадывать их последствия.

Бесполезно сетовать и сокрушаться. Единственный путь решения возникших проблем, связанных с воспитанием собаки - ваши обдуманные и целенаправленные действия. Подчас проблемы, мучающие любителей-собаководов годами, с помощью специалиста решаются в течение нескольких часов или дней. Если собака психически здорова (а это должен определить инструктор по дрессировке) - вам можно и нужно еще помочь. Очень часто, сами того не желая, начинающие собаководы вырабатывают у щенка дурную привычку тащить хозяина на поводке за собой. Это сильно портит их совместную жизнь, превращая ее подчас для владельцев собаки в добровольную каторгу, и каждая прогулка становится для хозяина пыткой.

Обучить собаку не тянуть вас намного легче, чем обучить ее идти рядом по команде. Этот навык в процессе в отработки значительно проще довести до уровня нормы поведения (т.е. такого, которое становится для собаки естественным, привычным), нежели навык "хождения рядом". Это объясняется тем, что границы формируемого навыка (т.е. что и по каким правилам надо делать) "хождения на свободном поводке" более просты и их легче соблюдать как дрессировщику, так и собаке. Собака, взятая на поводок, не должна тянуть своего хозяина независимо от длины поводка, направления и темпа движения, а также места прогулки. При изменении направления движения дрессировщика собака должна также менять направление, следуя за ним. Сигналом к изменению темпа или направления движения ей служит степень натяжения поводка, определенная субъективными ощущениями дрессировщика. Следует также отметить, что собака, обученная не тянуть поводок, при дальнейшем обучении намного легче и быстрее осваивает навык "хождения рядом".
Чтобы довести ваши требования до собаки с минимальными физическими затратами и не мучить ее понапрасну, прежде всего необходимо научиться управлять ею с помощью поводка. "Да я и так дергать умею!" - возмутитесь вы и будете, скорее всего, не правы. Ведь, как показывает практика, в 95% случаев начинающие дрессировщики не умеют пользоваться поводком. Однако при должной тренировке и правильной технике даже хрупкая женщина и слабый ребенок могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение собаки. А при неумелом обращении с поводком и крупный мужчина оказывается подчас неспособным к эффективному управлению.

К сожалению, субъективные ощущения не всегда отражают реальную подготовку и технику начинающего дрессировщика. Вот почему рекомендую осваивать технику воздействий поводком не на собаке, а на каком-нибудь модельном объекте - например, привязав поводок к забору или руке собственного мужа. Дергая забор, вы сами почувствуете силу вашего воздействия, а человек подтвердит или опровергнет ваше мнение.
Рывки поводка должны быть резкими, короткими, направляющими, но не тянущими. Важно запомнить, что независимо от длины поводка и количества производимых дрессировщиком рывков он должен быть всегда провисшим. Вспомните образ козы, которую тащат на веревке: как она, бедная, упирается и сопротивляется... Подобное же происходит и с собакой. Стоит хозяину натянуть поводок, как пес тоже вдруг начинает его тянуть, во всю собачью мощь, а стоит ослабить, так он тут же перестает это делать. Проверьте на собственном опыте, и вы убедитесь в моей правоте. Чем длиннее поводок, тем легче регулировать его длину, а значит проще научить собаку его не тянуть. Сила рывков должна нарастать постепенно - от слабых к более сильным.

Овладев техникой рывков, перейдем к практической дрессировке. Перед началом работы собаку необходимо приучить к "строгому" ошейнику специальной конструкции, для чего необходимо надеть его на собаку за 3 - 5 дней до начала работы и не снимать даже на ночь. "Строгий" ошейник должен сидеть плотно, однако более свободно, чем обыкновенный мягкий ошейник (так, чтобы под ошейник легко входило четыре пальца взрослого человека). Обычный ошейник вы так же, как и раньше, будете надевать, выходя на прогулку, и снимать, вернувшись с нее. Специальный "строгий" ошейник, конструкция которого от обычных "строгих" ошейников отличается тем, что шипы, вызывающие у собаки неприятные ощущения, монтируют на обычный мягкий ошейник. Необходимость в такой конструкции ошейника вызвана тем, что если его надеть на собаку за несколько дней до начала работы, то собака "забывает" про него, так же, как мы с вами не ощущаем часы, надетые на руку. А это, в свою очередь, позволяет, при правильном подходе, намного проще перестраивать и создавать заново те или иные нормы поведения у собаки. Я считаю, что постоянное ношение такого "строгого" ошейника и правильное его применение не создает повышенного психоэмоционального напряжения у собаки и ее владельца, а следовательно, является гуманным средством, по сравнению с другими неприятными воздействиями, которые, к сожалению, необходимы при дрессировке собак.

I этап
"Следование за дрессировщиком". Первые занятия с собакой проведем в уединенном Месте, на небольшой площадке (полянке), где можно перемещаться в любом избранном вами направлении. Взяв собаку на поводок длиной 3-5 метров, начнем движение. Как только собака попытается натянуть поводок и привычно потащить вас за собой, произнесем кличку собаки (с призывной интонацией, но спокойным голосом) и произведем серию коротких, легких, но резких рывков, при этом замедлим свое движение вплоть до остановки, а затем поменяем направление. Меняя направления движения, мы должны добиваться следования собаки за собой, используя серии не сильных, но резких объясняющих и корректирующих воздействий (рывков), принуждающих собаку следовать за дрессировщиком. Рывки должны прекращаться
сразу же, как только собака ослабит натяжение поводка, при этом мы ее восторженно хвалим, а время от времени, особенно тогда, когда она самостоятельно подходит к дрессировщику, даем лакомство. Это упражнение повторяем несколько раз подряд.

Например, сначала мы пойдем прямо, пройдя метров пять, повернем налево, затем еще через 3-5 метров направо, потом пойдем в обратном направлении и т.д. На этом этапе мы добиваемся от собаки, чтобы она следовала за дрессировщиком.

Сигналом к следованию служит произнесение клички собаки. Важно запомнить, что как во время обучения, так и в процессе дрессировки для сохранения в целом положительного эмоционального фона во время занятий, с собакой непрерывно общаются (разговаривают) и когда она без принуждения меняет вслед за своим владельцем направление движения, хвалят своевременно, а когда упорно натягивают поводок, ругают. Каждый самостоятельный подход к дрессировщику подкрепляют кусочком.

Таким образом, подкрепляя желательное для нас поведение собаки приятными для нее ощущениями, мы тем самым формируем зону психического комфорта, которая находится в непосредственной близости от дрессировщика.

II этап
Переход от приема "Следование" к навыку "Хождение на провисшем поводке". На следующем этапе обучения сигналом к началу нанесения неприятных для собаки воздействий (рывков поводком) будет избыточное натяжение поводка (т.е. кличку собаки мы уже не произносим). Рывки должны прекращаться, как только собака ослабляет натяжение поводка и следует за вами, при этом ее восторженно хвалят и дают лакомство. Однако если после похвалы она вновь начинает вас тянуть за собой, рывки поводка следуют тотчас же вплоть до ослабления натяжения. Собаку хвалят и дают лакомство. Таким образом, на втором этапе обучения мы объясняем собаке наши окончательные требования при формировании навыка хождения на свободном поводке, которые для нее должны означать следующее: "Пока ты меня за собой не тянешь и следуешь за мной, тебе будет хорошо, тебя не будут дергать поводком, а будут хвалить и давать лакомство". Первые два этапа обучения мы должны с собакой пройти на первом занятии (продолжительностью около 2 часов), В результате первого занятия мы должны добиться следования собаки за дрессировщиком на свободном поводке. При этом длина поводка во время работы с собакой меняется: его делают то длиннее, то короче (от 3-5 до 10 метров). На отдельных участках трассы начинают вводить небольшие прямолинейные участки движения.

Последующие занятия будем проводить в разных местах - от менее сложных к более сложным ситуациям. Необходимо помнить, что собака, независимо от места занятий и характера обстановки, должна всегда находиться на специальном "строгом" ошейнике. (Как правильно использовать этот ошейник, описано в конце статьи), при этом принцип управления ее поведением не меняется. Однако следует заметить, что наши с вами усилия по отработке у собаки навыка "Хождение на свободном поводке" с использованием "строгого" ошейника не дает никаких гарантий, что она не будет вас тащить за собой, как только вы пристегнете поводок к "мягкому" ошейнику. Для того чтобы собака не тянула вас за собой, находясь на "мягком" ошейнике, перейдем к следующему этапу работы.

Конечно, декоративных собак заводят не для охраны дома, а для души. Но почему бы не совместить приятное с полезным и не использовать врожденные способности собак, данные им, независимо от размеров и особенностей породы? Конечно, тойтерьер или не сумеют задержать грабителя, но своим громким лаем они способны поднять тревогу и даже отпугнуть злоумышленника, не рассчитывающего на присутствие в доме собаки.

Собака отличает своих от чужих по многим признакам, которые нередко остаются для нас незамеченными. Она анализирует запахи, голос, звуки, издаваемые людьми при движении и соприкосновении с дверьми. Причем почувствовать приближение знакомых людей четвероногий друг может издалека и редко станет их облаивать. Речь идет не только о членах семьи, но и о друзьях, часто бывающих в доме.

Более крупных собак обучают не только подавать сигнал о попытке открыть дверь незнакомцем, но и к оказанию сопротивления. Роль мелких животных - служить живой сигнализацией.

Методика обучения

Всем собакам присуще настороженная реакция на появление у дверей посторонних. Обычно они начинают заливисто лаять и визжать. При этом хозяин должен одобрить действие животного командой «Охраняй», повторяя ее несколько раз и сопровождая словом «Хорошо» и поглаживанием.

Очень важно выработать спокойное ровное и беззлобное отношение к собаке. Однажды испугавшись, она может реагировать на чужих страхом или вести себя как «бестолковая».

Если собака никак не реагирует на звонок или стук в дверь, следует подвести ее к двери и побудить лаять командой «Голос» - при условии, что собака уже с ней знакома. Этот навык желательно регулярно тренировать в течение некоторого времени с партнерами - гостями, которые незнакомы собаке.

Научив собаку правильно реагировать на незнакомцев, следует научить прекращать лай в присутствии хозяина. Для этого ее нужно успокоить, вплоть до запрета лаять по . При этом можно использовать безусловное подкрепление - рывок за поводок или ошейник. После того, как собака замолчит, удерживайте ее, пропуская входящего человека в дом. Если собака продолжит реагировать чересчур эмоционально, просто уведите ее в другую комнату. Недопустимы наказания, тем более болезненные, за злобное отношение к вошедшему.

Кормление собаки - естественный и привычный каждому собаководу ритуал, частота и обязательность которого может сравниться разве что с ежедневными прогулками. Неважно, какой породы, размеров и возраста ваш питомец, но его кормление - неизменный пункт вашего распорядка дня. Нет недостатка и в литературе по вопросам питания собак, соответствующие разделы входят в содержание практически любой книги по собаководству. В различных сборниках довольно подробно расписаны рационы, даются советы по периодичности кормления и объему пищи, необходимому собакам различных категорий.

Но в подобных материалах всегда отсутствуют рекомендации, КАК именно ЭТО надо делать. Где кормить животное - на кухне или, например, в коридоре? Что нужно сделать раньше - покормить собаку или поесть самому? Как приучить животное не есть без команды? И нужно ли вообще его к этому приучать? Нужно ли вообще уделять внимание этим вопросам, или организация кормления - не такой уж и важный момент?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить о естественном поведении собаки (волка) в природе. Собака - стайное животное, и его жизнь и поведение диктуется древними инстинктами стайного поведения, сформированного веками. Но понятие "стая" не означает сброд головорезов, которые каждую секунду стремятся повысить свой иерархический статус грубой силой. Сообщество, в котором царит страх и напряжение, деструктивно по своей природе и мало приспособлено к выживанию. На самом деле стая организована очень тонко, со стороны поведение ее членов выглядит очень мирным и согласованным. Это достигается четким соблюдением огромного количества условностей и правил поведения. Соблюдение этих правил врождённое, потому что животное с отклонением от норм поведения в природе просто не имеет шансов жить в стае и не сможет воспроизвести потомство.


Все правила стайного поведения собака переносит на окружающих ее людей. Следует четко представлять себе, что выполнение этих правил очень прочно заложено в поведение собаки, и никакая дрессировка не способна повлиять на следование им. А потому для поддержания в семье мира и спокойствия, для четкого и уверенного управления собакой необходимо знать эти правила, дрессировку и воспитание также нужно строить на соблюдении собачьих условностей.

Кормление в природе - не просто поедание пищи. Это - один из важнейших ритуалов, определяющих взаимоотношения, а также индикатор иерархической организации стаи. Первым всегда ест вожак. Никогда и ни при каких условиях он не позволит прикоснуться к пище остальным членам стаи (разве что своей подруге), пока не поест сам. И дело не в том, что он агрессивен по отношению к сородичам, дело в необходимости поддержания дисциплины, а это - его прямая обязанность. С другой стороны, никому в голову не придет оспаривать право вожака на еду, если только кто-то не имеет далеко идущих планов. Но, в любом случае, попытка откусить кусок, пока ест вожак, приравнивается к прямой агрессии.

Кормление собаки дома проходит по тем же правилам. Однажды я говорил о сложных правилах поедания пищи со своим знакомым - владельцем немецкой овчарки (полуторагодовалый кобель). Он рассказал мне, что собака проявляла "странное" и необъяснимое с точки зрения человека поведение: после трудного дня, явно уставшая и голодная, собака отказывалась есть. Мой знакомый возмущался: "я, сам голодный, целый день ношусь, ворую это мясо, а он мордой крутит!". Естественно, он злился, тыкал собаку мордой в миску, но кобель почему-то ложился и принимал позу подчинения, напрочь отказываясь есть. Все заканчивалось тем, что хозяин оставлял собаку в покое, готовил себе ужин и уминал его перед телевизором, подозревая, что собака просто нездорова. К его удивлению, после этого кобель подходил к своей миске и явно с аппетитом съедал все приготовленное.

Хозяин приходил к вполне логичному, с точки зрения человека, выводу: собака специально не ест, показывая тем самым своенравие. В следующий вечер он вновь пытался "вправить мозги" животному. С тем же успехом. И так продолжалось ежедневно. Ситуация становится простой и понятной, если учесть, что животное строго выполняет условности, заложенные природой. Чувствуя раздражение "вожака", кобель реагировал однозначно - уступал право первоочередного приема пищи. И чем больше злился хозяин, тем больше он "давил" на животное, хотя этого вовсе не следовало делать. Проблема оказалась надуманной. Все, что необходимо было сделать, - это перестать измываться над псом и кормить его после своего ужина.

В данном случае кобель полностью контролировался хозяином, но часто все бывает не так просто. Собаки, склонные к доминирующему поведению, пытающиеся поставить себя на место "альфы" в стае, принимая пищу в первую очередь, получают мощное психологическое преимущество. И неважно, что вы об этом думаете, - собака ведет себя соответственно инстинктам. Более того, собака, не стремящаяся явно доминировать, попадает в безвыходное положение, когда ее кормят в первую очередь. Тем самым вы вынуждаете ее взять на себя обязанности вожака. Эта роль под силу далеко не каждому животному, а, учитывая, что вы не знакомы со всеми правилами поведения и регулярно их нарушаете, такой вожак будет находиться в постоянном стрессе, пытаясь постоянно поставить вас на место. Ясно, что радости это вашему общению со своим питомцем не прибавит.

Кстати, именно по вышеописанным причинам никогда нельзя давать подачки собаке со стола. Вам кажется, что собака просит - а она требует. Вам кажется, что вы угощаете ее лакомым кусочком из-за своей доброты - а на самом деле вы отдаете ей свою еду. Если уж хотите что-то дать со стола (целесообразность и полезность чего сомнительна), то сделайте это после. Когда я сижу за столом в доме, в котором есть собака, как правило, животное крутится возле стола и выпрашивает угощение. Хозяева с умилением сообщают, что сейчас собачка у меня что-нибудь выпросит. "Не выпросит", - замечаю я. "Вы же кинолог, значит, любите собак!" - удивляются хозяева животного. Что тут возразишь? Я обычно отвечаю: "Не дам, потому что знаю, что нельзя!". Многие после этого начинают сомневаться в способности профессионалов любить собак. Кстати, через десять минут собака, обычно, теряет ко мне интерес и успешно требует лакомство у хозяев.

Итак, мы разобрались, что собаку нужно кормить всегда после того, как поела вся семья. Где ее кормить? Вот это действительно неважно. Для приема пищи я даже снимаю запрет на посещение собакой кухни (собака не должна входить на кухню и в спальню без разрешения, но это отдельный разговор). Ведь в природе волки не оттаскивают убиенное животное в менее "престижное" место после того, как поел вожак.

Как приучить собаку не есть без команды? Техника выполнения приема проста. Ошейник должен быть одет на собаку. Вы даете команду "сидеть", ставите миску перед собакой и стоите "над душой" секунд тридцать. Любые попытки прикоснуться к еде пресекаются командой сидеть и механическим раздражителем (вы должны усадить собаку, для этого и нужен ошейник). Главное - добиться самостоятельной выдержки собаки, а не висения на ваших руках. После выдержанной паузы даете команду "кушай" и разрешаете собаке есть. Животное очень быстро приучится, что после этой команды действительно можно есть. Постепенно увеличивайте время и расстояние, на которое вы отходите во время выдержки. Собака должна терпеливо сидеть перед миской, не делая попыток есть без команды. Но прием прост только на первый взгляд. Для успешного приучения нужно жестко соблюдать два условия:
Вы должны быть "вожаком" всегда и во всех вопросах.

Тренируйте этот прием каждый раз при кормежке, НИКОГДА не делая исключений. Если вы полностью контролируете собаку, выработка навыка пройдет быстро и легко. Не важно при этом, какая у животного нервная система и насколько легко оно дрессируемо. Но если "вожак" вашей стаи - собака, выработка приема будет сопровождаться истериками, агрессией со стороны животного и выяснением отношений. В таком случае вам необходим комплекс мероприятий по подавлению доминирующего поведения.

В заключение хотелось бы несколько слов сказать владельцам собак декоративных и охотничьих пород. Все советы, приведенные выше, касаются вас не в меньшей мере, чем владельцев крупных собак. Психология животного изменилась со временем гораздо меньше, чем внешний вид. И маленький монстрик может успешно испортить вам жизнь. Кстати, это случается очень часто именно по вине владельцев, которые не задумываются, что "в маленьком тельце бьется храброе сердце". И это сердце храброе во всех отношениях, а не только при облаивании прохожих.

А. Сидельников

Намеренное отравление собак – не редкость. Догханетры и другие противники содержания животных намеренно разбрасывают лакомства, приправленные ядом, в общедоступных местах, чтобы причинить боль питомцу и хозяева.

Защитить пса можно жесткими методами: научить не есть пищу, предложенную посторонними, и не искать угощения на земле.


Приучите собаку не подбирать угощения с земли

Внедрять правила поведения лучше с момента появления песика в доме: кормить его должен только хозяин. Пусть животное видит, как владелец накладывает корм в миску, дает вкусные поощрения в процессе воспитания и просто подкармливает – так вырабатывается правильная привычка. Единичные вмешательства домочадцев или гостей, желающих побаловать очаровательного четверолапого озорника, разрушат сложившееся доверие, и воспитание придется начинать сначала.

Применяем силу

После освоения щенком команды «Сидеть» следует приступить к формированию верного мышления. Для упражнения понадобиться помощник, который будет искушать вашего любимца ароматным лакомством (сосиской, колбасой). Собачка садится возле левой ноги хозяина, после чего чужак подносит к ее носу угощение на нескольку секунд. В момент, когда щенок проявляет интерес к пище, заводчик с силой дергает за ошейник или поводок и произносить заветное «фу».

Упражнение следует повторить: если песик усвоил урок и не соблазнился, его угощают чем-то вкусным и похвалить. Неадекватная реакция свидетельствует о необходимости дальнейших тренировок.

Действуем радикально

К воспитанию полугодовалых щенков лучше подходить решительно. Если собака этого возраста продолжает принимать пищу с незнакомых рук, в процессе дрессировки нужно бить ее ладонью по морде. Рассчитайте удар, чтобы он не был слишком болезненным, но и заставлял задуматься: стоит ли в очередной раз поддаваться искушению или лучше защититься отказом?

Необычное поведение – как реагировать?

В процессе обучения песик может проявить свое недовольство (приучение не брать еду у незнакомцев удовольствием не назовешь) разными способами. Заводчик обязан реагировать адекватно, чтобы не утратить авторитет и добиться желаемого.

Популярные модели поведения:
  • В момент предложения еды животное отворачивается. Это правильная реакция, ваш любимец заслужил похвалу! Попросите помощника удалиться на несколько шагов и похвалите умницу.
  • При виде лакомства собачка прячется за хозяином. Четверолапый друг чувствует близость наказания, но не понимает, откуда оно исходит. Поощрите питомца и продолжите упражнения.
  • Хвостатый защитник рычит и готовиться бросится на человека, предложившего пищу. Позволительная реакция для , но не для домашних любимцев. Ответом на проявленную агрессию должно стать привычное «фу» и лишение угощения: поощрять нападение на посторонних людей непозволительно.

Резкий рывок поводка заставит животное остановиться и задуматься

Продолжительность дрессировок

Проводить отработку важной команды нужно дважды в неделю в течение месяца или до закрепления результата. Через время вместе с помощником попробуйте снова воссоздать ситуацию, чтобы понять, был ли усвоен урок. Для пса, продолжающего брать еду у чужаков, дрессировки возобновляют.

Домашний любимец также должен усвоить запрет на подбирание кушаний с пола. Никогда не разрешайте собаке поедать ломтики, случайно выпавшие из хозяйских рук, а во время прогулок используйте короткий поводок. Помните: жесткие правила и суровый контроль помогут сберечь жизнь и здоровье питомца!

Что ж такое воспитание собаки ? Каждый день мы сталкиваемся с разными ситуациями и наша реакция на них,чутко улавливаемая собакой, уже является воспитанием . Этот случай нам понравился, мы похвалили собаку , там бросили слово"Нельзя" и сразу наказали,а где-то просто поласкали... И так изо дня в день, а наша собака растет и впитывает в себя и то, и другое, и третье, чтобы потом соответсвующим образом себя вести и реагировать.

В итоги мы получаем то, что сами в собаку вложили и к чему приучили в итоге всех наших одобрений и неодобрений. Бессознательное воспитание , без всяких принципов и законов делает из животного неуправляемое существо. И вы уже не можете контролировать поведение собаки. Ее повадки шокируют не только вас, но и посторонних людей. Она внезапно лает и подбирает с дороги «объедки» и на замечания хозяина просто «не ведет и ухом»,игнорируя. А перевоспитать взрослую собаку практически невозможно,ее поведение уже сложилось,привычки сформировались,под молчаливое одобрение вами. Собака считает свое поведение естественным и помнит все с щенячьего возраста. Поедать что встречается на пути заложено в собаку природой.И очень сложно отучить животное от древнего инстинкта с тысячелетним стажем,сложно передеалть этот инстинкт ,заменив его другим поведением !

Первая сложность заключается в обучении собаки с помощью импринтинга (запечатления). То есть, что первое увидела, то и запомнила. Например, собака-мама съела кусок еды, лежащий вне миски, значит щенок сделает также. Если такая ситуация повторится второй раз, собака будучи уже взрослой будет неосознанно повторять «запечатлевшееся» в ее памяти поведение.

Следующей сложностью можно считать наши попытки отучить собаку от инстинкта «добычи пищи» с помощью всевозможных препятствий , в надежде, что постепенно животное перестанет реагировать и на постороннюю еду. С одной стороны ваши действия правильны, но с другой, невозможно всегда и везде уследить за собакой.

Зачастую, сигналом «найти что-нибудь съедобное», для собаки служит неправильное питание. Хозяева воспринимают животное не как плотоядное, а как травоядное. В рацион питания включают продукты не соответствующие потребности собачьего организма. Вместо мяса ее кормят богатыми углеводами и вареными кормами. Голод и потребность растущего организма заставляют собаку постоянно находится в поиске дополнительной пищи.Также собака поедающая только сухой корм при не очень хорошем его качестве,неполной сбалансированности по необходимым витаминам и минералам и в силу своих внутренних потребностей в витаминах или минералах,может начать искать их во внешнем окружении.

Чтобы оградить свою собаку от неправильных поступков важно научить ее нескольким правилам поведения за столом.

Правило первое.

Кормить собаку важно только из ее миски или из рук. Не допускайте других видом кормления. Где бы вы не находились, желательно пищу подавать только в посуде. Такое поведение отработает у собаки мышление есть только из миски.

Правило второе.

Выполнение команды . Это значит, что с самого маленького возраста, вы приучаете собаку приступать к еде только с вашего разрешения. Специально вырабатываете у животного чувство выдержки. . По мере взросления, выдержку увеличиваете, воспитывая в собаке только питание по одобрению.

Правило третье.

Не допускать съедание собакой упавшего кусочка пищи. При кормлении , покажите собаке своим поведением, что то, что упало за пределы миски, или лежит не в руке употреблять в пищу нельзя. Для этого не надо бить щенка, его нужно придержать и тут же предложить другой кусок в руке. Упавший кусок оставьте лежать и ни в коем случае не кормите им собаку.

Чтобы собака освоила полезные правила надо проводить с ней занятия . Начинать воспитывать можно уже с 2-3 месячного возраста. При кормлении, как-бы специально роняйте кусочек пищи, при этом следите за реакцией щенка. Если он потянулся, тут же его отдерните и накормите с руки. По мере взросления щенка , учите его не реагировать на упавшие кусочки пищи. Приучайте подольше сидеть собаку над пищей, в то же время прикармливания с руки каким нибудь лакомством

Если вы гуляете и ведете собаку на поводке, попробуйте бросать по сторонам кусочки пищи. Такая техника позволит вам узнать насколько собака усвоила правила. Как только животное потянулось к вашей руке за лакомством, а не к упавшему вкусно -пахнущему кусочку, можете себя похвалить,желаемое поведение достигнуто !

Правило четвертое.

Не приучать собаку есть с чужих рук . Воспитайте в собаке правило, не брать пищу с рук посторонних людей. При этом собака не должна реагировать на чужую руку с агрессивностью или боязнью. Так как в городских условиях подкормить собаку могут захотеть дети и воспитанность собаки играет большую роль.

Приучить собаку к такому поведению вполне реально. Важно, чтобы животное усвоило, что чужой человек никогда не накормит. Даже протягивая руку с кусочком, он просто его не отдаст. И здесь еще раз хочется подметить, что при этом у собаки не должны вырабатываться чувства агрессии или трусости.

Правильная реакция у собаки достигается с помощью специальной дрессировки. Для занятий привлеките инструктора и помощников .

Они должны выполнять такое действие: подавать собаке в руке лакомый кусочек и при ее приближении зажимать пищу в кулак. Желательно чтобы помощников было побольше. Если люди одни и те же, щенок быстро осваивается и результат занятий может быть отрицательным.

Обязательно накормите собаку лакомстовом со своих рук или из ее миски после занятия по недопущению брать корм у посторонних и не подбирать корм с земли!

Главное в таких занятих , что пищевое поведение полностью не отрицается.Оно переключается на вас а не на попытки найти его на стороне.

Правило пятое.

Выполнять все перечисленные правила. Исключений быть не должно. Во всех правилах прослеживаются четкие действия «неполучение пищи» из другого источника.Собака начинает понимать, зачем тянуться к тому, где ничего не дадут. Опасностью в данной ситуации может послужить, «случайное» съедание пищи не из вашей руки. Желательно такое поведение исключить. И процесс воспитания усложнится.

Запомните, халатность в воспитании собаки недопустима. Если вы плохой воспитатель, вы окажите отрицательное воздействие на поведение собаки .

Наверное,«пищевой рефлекс » самый сильный у собаки и с ним хуже всего бороться. Поэтому и существует масса способов в организации правильного питания. Как уже было сказано выше, именно неправильное питание ведет к неправильным поступкам. Собака начинает действовать как «добытчик» пищи.

Очень положительно действует «второе правило» - кушать только по команде хозяина. Следующее правило определяет строгость места питания, только из миски или руки владельца. Чтобы отучить подбирать на улице пищевые продукты, на собаку можно надеть намордник или дать команду нести апортировочный предмет .

Положительное действие оказывает выработка несовместимого поведения. Во время прогулки вы учите собаку приносить вам разные предметы в обмен на лакомые кусочки. Полезно также ориентировочное торможение.

Хорошо помогает отучить собаку от «ненужной пищи» чувство боли. В данном случае используются батарейки, мышеловки и индукторы. Более жесткие меры - это применение хлыста, электрического ошейника. Можно намазать кусочки пищи чем нибудь острым, например горчицей и позволить съесть собаке.

Постарайтесь определиться с воспитательными мерами и очень ответственно отнестись к своему «другу». И вам не придется «краснеть за его поведение и беспокоиться о его состоянии здоровья.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.