Первым в психиатрии снял цепи с душевнобольных. Психиатрия

Philippe Pinel by Anna M. Merimee

Цитаты : 1. Очень продолжительный опыт учит нас, что это есть самое верное и действительное средство к восстановлению у больных правильного мышления, и что благородное дворянство, относящееся с презрением к физическому труду и отвергающее для себя самую мысль о нем, к сожалению, через это навсегда остается в своем бреду. 2. «…однако, при первой возможности надо освобождать больных из заключения и держать их целыми днями на воздухе… не нужно насиловать и торопиться».

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Французский психиатр и врач.
Основной вклад (чем известен): Филипп Пинель, предложил более гуманный подход к психологической опеке и уходу за психическими больными, который был определен как «моральное лечение». Пинель много сделал для выделения психиатрии в отдельную отрасль медицины. Он внес значительный вклад в классификацию психических расстройств и был признан как «отец современной психиатрии». Пинель был также одним из первых клиницистов считающих, что медицинская истина должна быть получена из клинического опыта.
Вклады:
Психиатрия. Пинель отказался от преобладающего популярного мнения, согласно которому, причиной психического заболевания было вселение демонов.
Он утверждал, что психические расстройства могут быть вызваны целым рядом факторов, включающих психологические или социальные стрессы, врожденные заболевания, физиологические травмы, физические состояния и наследственность.
Пинель внимательно наблюдал и подробно описывал все тонкости и нюансы человеческих переживаний и эмоций. Он определил предрасполагающие к душевным болезням психосоциальные факторы, такие как несчастная любовь, внутреннее горе, преданность своему делу доведенная до фанатизма, религиозные страхи, насилие и несчастные страсти, высокие амбиции, финансовые неудачи, религиозный экстаз, а также вспышки патриотизма.
Он отмечал, что состояние любви может превратиться в ярость и отчаяние, может привести к мании или психическому отчуждению». Он также говорил о связях душевных болезней с такими человеческими проявлениями как жадность, гордость, дружба, нетерпимость, тщеславие.
Моральное лечение. Пинель предложил новый ненасильственный подход к уходу за психически больными, который получил название «моральное лечение», являющееся скорее социальным и психологическим по своему содержанию.
Он решительно выступал за гуманное обращение с психически больными, в том числе дружественные отношения между врачом и пациентом.
Его метод обращения с больными отмечался мягкостью, пониманием и доброй волей. Он выступал против насильственных методов, хотя, когда это было необходимо, он не колеблясь, применял ограничительные меры или насильственное кормление.
Пинель выражал теплые чувства и уважение к своим пациентам: «Я не могу не сообщить своих восторженных впечатлений о их моральных качествах. Нигде, кроме романов, я не видел столь желанных супругов, более нежных отцов, страстных любовников, чистых, великодушных патриотов, чем я видел в больницах для душевнобольных «.
Пинель посещал каждого пациента, зачастую по несколько раз в день. Он вел с ними длительные разговоры и все тщательно записывал.
Он рекомендовал заботливое медицинское обслуживание в период выздоровления, подчеркивал необходимость гигиены, физических упражнений, а также программы целенаправленной продуктивной работы для психически больных.
Кроме того, он способствовал развитию психиатрии путем внедрения в практику ведения и сохранения подробных историй болезни целью лечения и исследований.
Пинель также добился введения больничного режима, врачебных обходов, лечебных процедур.
Снял цепи с душевнобольных.
Пинель обратился в революционный комитет за разрешением снять цепи с некоторых пациентов в качестве эксперимента, а также дать им возможность гулять на открытом воздухе. Когда эти меры оказались эффективными, он смог изменить условия в больнице, и прекратить традиционные методы лечения, которые включали кровопускания, чистку слабительными и физическое насилие.
В 1798 году французский врач Филипп Пинель в парижском сумасшедшем доме Bicêtre, снял цепи с пациентов, которых называли «сумасшедшими».
Психотерапия. Его практика индивидуального взаимодействия с пациентами в гуманистической и понимающей манере представляла собой первую известную практику индивидуальной психотерапии.
Медицина. Пинель был известен главным образом за его вклад во внутреннюю медицину, в особенности за его авторитетную классификацию заболеваний приведенную в учебнике «Философская нозография» (1798). Он разделил заболевания на пять классов: лихорадки, phlegmasias, кровоизлияния, неврозы, а также заболевания, вызванные органическими поражениями.
Кроме того, Пинель работал как врач-консультант в больницах и с пациентами в частном порядке.
Вклад Пинеля в медицину включает также данные о развитии, прогнозе и частоте возникновения различных заболеваний и экспериментальные оценки эффективности лекарственных средств.
Работа Пинеля по клинической медицине, Философская нозография (1798), служила стандартным учебником для 2 декад, при этом несколько школ клинической медицины 19-го века, основывались на изложенной в нем теории..
Администрирование. Кроме того, Пинель заботился о надлежащем управлении психиатрическими учреждениями, в том числе ввел практику обучения персонала.
В 1799 году в Сальпетриере Пинель создал клинику, в которой делали прививки и провел первую вакцинацию в Париже в апреле 1800 года.
Почётные звания, награды : Кавалер Ордена почетного Легиона (1804).
Основные труды: Nosographie Philosophique (Философская нозография) (1798), Recherches et observations sur le traitement moral des aliénés (Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных) (1798), Traîte medico-philosophique de l’aliénation mentale (Медико-философский трактат о психическом отчуждении или мании (1801).

Жизнь:

Происхождение: Пинель родился в Сент-Андре, в департаменте Тарн на юге Франции. Он был сыном Филиппа Франсуа Пинель врача хирурга. Его мать, Элизабет Дюпюи, происходила из семьи, в которой было много фармацевтов и врачей. У него было два брата Карл и Пьер-Луи, который также стал врачом.
Образование: Начальное образование Пинеля, в начале в Коллеже де Лавор, а затем в Коллеже де L’Esquille в Тулузе, было в области литературы. Во время своей учебы он испытал сильное влияние энциклопедистов, в частности, Жан-Жак Руссо (1712-1778). Позже решившись на карьеру в области религии, он в июле 1767 года поступил на факультет теологии в Тулузе. Однако в апреле 1770, он оставил его и перевелся на медицинский факультет университета в Тулузе. 21 декабря 1773 он получил MD степень и с 1774 года продолжил свое медицинское образование в Университете Монпелье, ведущей медицинской школе Франции. Там он в течение четырех лет он посещал медицинскую школу и больницы.
Оказали влияние: Пинель был учеником аббата де Кондильяка, а Гиппократ был для него образцом служения в медицине.
Основные этапы профессиональной деятельности: В 1778 году Пинель переехал в Париж, где он начал работать, как издатель, переводчик научной литературы и преподаватель математики.
Он провел 15 лет зарабатывая себе на жизнь как писатель, переводчик и редактор, потому что факультет Парижского университета не признавал степень полученную в таком провинциальном городе, как Тулуза. Он дважды проигрывал в конкурсе, который мог бы предоставить ему средства для продолжения учебы. Во время второго конкурса жюри подчеркнуло его посредственные знания во всех областях медицины. Данные оценки, настолько сильно не совпадали с его будущими достижениями, что могли быть вызваны политическими мотивами.
Разочарованный, Пинель даже собирался эмигрировать в Америку. Пинель сочувствовал революции и в 1780-е годы Пинель был приглашен в салон мадам Гельвеций. После революции, друзья с которыми он встречался в салоне мадам Гельвеций, пришли к власти.
В 1784 году Пинель стал редактором не очень престижного издания «Газета о здоровье», в котором он опубликовал ряд статей, главным образом связанных с гигиеной и психическими расстройствами.
Примерно в это же время, он начал демонстрировать повышенный интерес к изучению психических заболеваний. В основе этого интереса лежали личные мотивы. Его друг впал в состояние «нервной меланхолии», которая переросла в манию и в результате привела к самоубийству.
На 25 августа 1793, по протекции его друзей Пьера Жан Жорж Кабаниса и Мишель-Августина Thouret, Пинель был назначен главным врачом и директором сумасшедшего дома Бисетр в Париже.
Он работал там до революции, собирая наблюдения о психических расстройствах и разрабатывая свои радикальные взгляды на природу лечения. Там же он начал претворять в жизнь свои радикальные идеи лечения психически больных, которые в то время были еще закованы в цепи и пребывали в подземелье.
13 мая 1795 г. он стал главным врачом хосписа Сальпетриер, который представлял в то время, большое село, с больницей общего профиля на 5000-пациентов и 600-местной больницей для женщин, с бюрократизмом, огромным рынком и лазаретами.
Там он продолжал свою политику «режима нестеснения» и провел многие важные реформы в области лечения психически больных аналогичные тем, которые проводил в Бисетре. Пинель оставался в Сальпетриере до конца своей жизни.
C 1794 до 1822 года Пинель также был профессором гигиены и патологии в Парижском университете, где он обучал новое поколение специалистов в области психических заболеваний, в том числе и своего сына, который стал ведущим экспертом по этому вопросу.
После 1805 года Пинель в течение нескольких лет был личным врачом Наполеона Бонапарта, но отклонил предложение стать придворным врачом, так как это отвлекло бы его от работы в качестве клинического врача, ученого и педагога.
Он стал кавалером Ордена почетного Легиона в 1804 году.
В 1804 году Пинель был избран в Академию наук и являлся членом Академии медицинских наук с момента ее основания в 1820 году.
В 1822 году он был снят правительством с должности профессора университета из-за его прошлых связей с лицами, участвующими в революции.
Основные этапы личной жизни: В 1792 году Пинель женился на Жанне-Винсент. Из их двоих сыновей, один, Чарльз (р. 1802), был юристом, а другой Сципион, стал специалистом в области психических заболеваний. Пинель вдовел в 1811 году и в 1815 женился на Мари-Мадлен Джаклин-Лавалле.
Он умер от пневмонии в Париже 25 октября 1826 года. На момент своей смерти, Пинель по-прежнему активно работал в Сальпетриере.
Он был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, Франция.
Статуя в его честь стоит в Сальпетриере в Париже.
Изюминка : Снятие цепей с душевнобольных широко освещалось в средствах массовой информации и было представлено в живописи. Именно это сделало его национальной знаменитостью. Однако некоторые исследователи считают, что Пинель только последовал примеру Pussin и итальянского врача Vincenzo Chiarugi. На самом деле, они освободили психиатрических пациентов из цепей еще до Пинеля. Как профессор медицины, Пинель был обязан присутствовать на казни Людовика XVI. Этот шокирующий опыт, он сообщил в письме к брату Людовика в тот же день, 21 января 1793 года. Пинель встречался с Бенджамином Франклином, когда известный американский ученый приезжал во Францию. Пинель был невысокого роста и крепкого сложения.

Филипп Пинель родился в небольшом поселке во французской коммуне Жонкьер. Родители Филиппа, его дядя и тетя были врачами. Учился на факультете медицины в Тулузе, а затем еще четыре года на медицинском факультете в Монпелье. В Париж переехал в 1778 году.

Около 15 лет медику пришлось зарабатывать себе на жизнь, подрабатывая писателем, переводчиком, редактором, поскольку ограничительные правила старого режима препятствовали ему практиковать медицину в столице. Он дважды не прошел вступительные испытания, чтобы продолжить учебу. Во втором конкурсе члены жюри подчеркнули «посредственность» Филиппа во всех сферах медицинских знаний, что вступает в явное противоречие с дальнейшими достижениями Пинеля.

В 1784 году Филипп стал редактором одного не очень известного медицинского издания Gazette de santé. Врач был также известен среди ученых-естественников, поскольку регулярно публиковался в Journal de physique. Примерно в это время в ученого развился интерес к исследованию психических заболеваний. Связано это было в частности с тем, что у его друга была «нервная меланхолия», которая трансформировалась в «манию» и привела к самоубийству.

Пинель начал искать работу в частных учреждениях по лечению безумия в Париже. В течение пяти лет Филипп работал в одном из известных санаториев, собирая информацию о психических заболеваниях.

После французской революции медик занимал видную должность в Bicêtre Hospital. В то время там размещалось около четырех тысяч заключенных, совершивших мелкие правонарушения, больные сифилисом, пенсионеры, а также около двухсот психически больных. В госпитале Пинель добился снятия оков с душевнобольных, предоставил им свободу передвижения по территории госпиталя, и это привело к значительным улучшениям в их самочувствии.

Вклад в медицину

Филипп Пинель отказался от господствующего в то время мнения о том, что причиной психического заболевания являлось «вселение демонов». По мнению Пинеля, предрасполагающими факторами к возникновению психических болезней являются, в частности:

  • несчастная любовь;
  • внутренняя печаль;
  • фанатическая преданность делу;
  • страхи на религиозной почве;
  • революционные события;
  • насилие;
  • большие нереализованные амбиции;
  • финансовые неудачи.

Пинель полагал, что психологическое вмешательство должно быть индивидуальным, а не основываться только на диагностической категории. Психиатр предложил гуманный принцип ухода за душевнобольными, получивший наименование «моральное лечение». Он выражал уважение и теплые чувства к собственным пациентам, посещал их несколько раз в сутки, вел длительные беседы и все записывал. Пинель советовал заботливое медицинское обслуживание во время реабилитационного периода, подчеркивал необходимость физических упражнений, соблюдения правил гигиены. Кроме этого, он способствовал внедрению в психиатрическую практику ведения, сохранения историй болезни пациентов.

Помимо психиатрии, знаменитый медик работал и в сфере внутренней медицины. Полагал, что методы исследования в медицине должны иметь аналитический характер, так и в естественных науках. Ученый классифицировал заболевания на несколько классов: лихорадочные состояния, кровоизлияния, неврозы, флегмазии, а также заболевания, причиненные органическими поражениями.

Оценка деятельности

По мнению российского психиатра Ю.С. Савенко, как научная практика и как наука, психиатрия состоялась только после реформы Филиппа Пинеля, т.е. после снятия цепей с психически больных, а также устранения полицейских чинов с руководящих должностей больниц. Эти принципы (частичного разгосударствления и добровольности) и сейчас являются актуальными в психиатрии.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А.

Французский психиатр. Первоначально готовился к профессии священника и лишь на тридцатом году жизни занялся изучением медицины.

Жизнь и творчество

В 1792 году был назначен врачом парижского заведения для умалишённых Бисетр. В Бисетре Пинель совершил акт гуманности, ставший знаменитым: выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных.

Пинель предоставил больным свободу передвижений по больничной территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией и предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения.

Акт гуманности Пинеля увенчался успехом: опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. В самочувствии многих людей, находившихся десятилетия взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были выпущены на свободу.

Вскоре по почину Пинеля были освобождены от цепей также пациенты других учреждений (в частности, парижской больницы для женщин с психическими нарушениями Сальпетриер), и в Европе получил распространение принцип их гуманного содержания, с предоставлением свободы и жизненных удобств. Это достижение, стойко ассоциировавшееся с именем Филиппа Пинеля, принесло ему признание во всём мире.

Пинель получил широкую известность также как автор научных трудов в области психиатрии. Его трактат о душевных болезнях (1801) считается классическим трудом; во Франции Пинель является основателем научной школы психиатров. Помимо психиатрии, работал также в области внутренней медицины и в 1797 году издал сочинение «Nosographie philosophique», в котором утверждалось, что метод исследования в области медицины должен быть аналитическим, как в естественных науках. Этот труд в течение двадцати лет выдержал 6 изданий (в 1797, 1803, 1807,1810, 1813 и 1818 гг.), переведен был на немецкий язык и сыграл большую роль в развитии рациональной медицины. На протяжении многих лет Пинель занимал при парижском медицинском факультете кафедру гигиены, а впоследствии - внутренних болезней.

Оценки

Матт Муиджен, говоря о процессе преобразования психиатрической помощи в Европе, отмечает, что в этом процессе, очевидно, решающую роль сыграло влияние специалистов, главным образом психиатров, которые выступали борцами за перемены, таких как Пинель во Франции в XIX веке и Базалья в Италии в XX веке. Они предложили концепции новых моделей гуманной и эффективной помощи, революционные для их времени, вытесняющие неудовлетворительные и негуманные традиционные службы. Их реальным достижением было умение побудить политиков поддержать эти концепции и убедить коллег внедрить их, тем самым открывая возможность реальных и стойких изменений.

По словам Ю. С. Савенко, психиатрия состоялась как наука и научная практика лишь после реформы Пинеля - после снятия с больных цепей и устранения полицейского чина в качестве начальника больницы. Как отмечает Ю. С. Савенко, эти два принципа (принцип добровольности и частичного разгосударствления) остаются в психиатрии актуальными до сих пор; без их соблюдения резко падает объективность диагностикии экспертных заключений и эффективность лечения.

Научные труды

  1. Pinel Ph. Traité médico-philosophique sur l’aliénation mentale, ou la Manie. Paris: Richard, Caille et Ravier, an IX/1800 («Медико-философский трактат о мании»).
  2. Pinel Ph. Observations sur le régime moral qui est le plus propre à rétablir, dans certains cas, la raison égarée des maniaques // Gazzette de santé. 1789 («Наблюдения по поводу душевного обращения, могущего в некоторых случаях восстановить помраченный разум маньяков»).
  3. Pinel Ph. Recherches et observations sur le traitement des aliénés // Mémoires de la Société médicale de l’émulation. Section Médecine. 1798 («Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных»).

Погружаясь в историю психиатрии, и в частности, в историю изучения самого спорного и загадочного расстройства, обозначаемого сейчас как шизофрения, кажется, будто смотришь в калейдоскоп. Вроде бы простая детская игрушка – трубка с зеркалами и цветными стекляшками внутри с одной стороны и окуляром - с другой. Количество стеклышек постоянно, а вот узор меняется при малейшем движении калейдоскопа…

История психиатрии как науки на сегодняшний день насчитывает четыре значимых «революции». Первой стала, конечно же, инициатива Филиппа Пинеля, снявшего цепи с помешанных. Это послужило отправной точкой для того, чтобы признать душевные болезни именно болезнями и отдать психиатрию «во власть» законов клинических дисциплин (с поиском причин возникновения, механизмов развития и способов помощи – всё как в терапевтических или хирургических науках).

Наравне с этим революционными можно назвать становление «нозологической эры», изобретение нейролептиков и расшифровку генома, однако, это всё уже после. Сейчас давайте проследим, как развивалась психиатрическая мысль с самого момента её зарождения.

«Доктор Филипп Пинель освобождает от оков психически больных в больнице Сальпетриер в 1795 году», художник Робер-Флёри (1838-1912)

Скованные одной цепью или «начало»

Признать душевные расстройства болезнями – поистине великое дело. До Пинеля всех психических нездоровых очень боялись, «прятали» их в лучшем случае в монастырях с более или менее гуманным содержанием, либо в закрытых городских учреждениях рядом с бродягами, мошенниками и проститутками, в антисанитарных условиях с жёсткими мерами смирения. И там, и там больными они не считались, поэтому помощи никакой не получали.

Филипп Пинель , ставший врачом парижского заведения для умалишённых Бисетр в 1792 году, настоял на том, что психические болезни имеют свой смысл, а больные доступны пониманию того врача, кто готов воспринять и расшифровать их рассуждения. Это стало «точкой сингулярности» развития психиатрии с последующими драмами, авантюрами, преступлениями, ошибками, прорывами и достижениями.
Собственно, если бы во времена Великой французской революции Пинель не снял с сумасшедших оков, мы бы не имели не то что психиатрической помощи, но и доблестной наркологической службы, «великой армии» психотерапевтов, элитарных подразделений судебных экспертов, а также работы фармакологических гигантов – всего того, что обеспечивает на сегодняшний день сохранение психического здоровья населения.

Филипп Пинель

Так вот, возвращаясь в далёкое начало XIX века – приравнивание психических расстройств к другим заболеваниям породило волну ранних апологетов европейской психиатрии, которые стали скрупулёзно наблюдать за пациентами, подмечать сходства и различия их психической деятельности и создавать первые систематики заболеваний. В тот период как раз во всех научных областях случился бум первых классификаций. Тогда же стали появляться и первые психиатрические термины. Тут нужно отметить, что на протяжении всей истории психиатрии отношение к медицинским терминам разительно менялось – будучи изначально сугубо медицинскими, многие обозначения, выходя в народ, приобретали негативную коннотацию, вследствие чего заменялись психиатрами на другие.

Жан-Этьен Доминик Эскироль впервые различил врождённую идиотию и деменцию – приобретённое заболевание, развивающееся после периода благополучия с последующим «ослаблением душевной чувствительности, умственных способностей и воли». Он впервые объединил несколько отличительных признаков этого заболевания и описал их как «инкогеренцию (нарушение стройности) мышления, недостаток умственной и морально-волевой спонтанности с утратой способности воспринимать объекты, улавливать их связи, сравнивать их, сохранять о них полное воспоминание». Главные отличия Эскироль узрел и в динамике заболевания, подчёркивая: «состояние человека в деменции может измениться, состояние идиота не меняется никогда».

Жан-Этьен Доминик Эскироль

Хорошо, подумали другие психиатры того времени, пусть так и будет, вернее, так оно и есть – одни помешательства врождённые и неизменные, а другие более загадочные – изменчивы и настигают человека в расцвете сил. Как же это происходит?

Странный король или как «дегенерат» превратился в ругательство

Бенедикт Огюстен Морель , издавший несколько трактатов о психической дегенерации (да-да, тогда это тоже был сугубо медицинский термин!) по наблюдениям за семьями помешанных, разграничил несколько типов приобретённой деменции в зависимости от накопления душевных расстройств в роду. Историки психиатрии обнаружили в его трудах первые клинические описания особого типа «ранней деменции» - снижения психики после внезапного острого периода, переходящего либо в нестойкое выздоровление, либо в полный психический распад с оцепенением и бессмысленностью. По Морелю, развитие самых тяжёлых психических расстройств происходит в последних поколениях дегенеративного рода – глубокие дегенераты не дают потомства. Французская школа неврологии и психиатрии тогда с ним согласилась.

Бенедикт Морель

Одновременно в Мюнхене и Вене зарождалась и развивалась немецкая клиническая психиатрия. Стоит отметить, что в тот период происходили важные социально-политические события - европейские (франко-прусские) войны и революции. Противостояние государств влекло за собой и изменение настроений в обществе с формированием уничижительного образа врага. Бурно публиковались статьи и памфлеты – немцы дружно писали о неполноценности французской нации, французы от них не отставали, что и привело к исключению слова «дегенераты» из медицинской терминологии.

Тогда же впервые клинические изыскания психиатров становятся предметом спекуляций в политике. Это произошло после одной из самых трагических и загадочных историй с участием психиатра.
Баварский король Людвиг II , правивший во времена Бисмарка и участвовавший в войнах, в расцвете сил уединился в замке Нойншванштайн (ставшим прообразом Диснеевского дворца) и прослыл эксцентриком, живущим в мире грез. До этого весьма активный правитель вдруг стал замкнутым, начал избегать участия в политической жизни, пропадал в окрестных лесах, да так, что чиновникам приходилось подолгу разыскивать его, чтобы подписать документы. Правительственная комиссия приняла решение лишить его дееспособности и, соответственно, титула. Главой медицинского консилиума выступил приглашенный из Мюнхена профессор Бернхард Алоиз фон Гудден. До сих пор предметом жарких споров остаётся то, был ли всё-таки король психически нездоровым и страдал ли шизофренией или каким-то другим заболеванием. Известно лишь, что во время прогулки король бросился в озеро и увлёк за собой профессора, приехавшего его обследовать.

Людвиг II Баварский

Впоследствии ходили слухи, что короля убили французские шпионы, а его смерть стала результатом государственного заговора. Но ни одна из гипотез так и не подтвердилась. В немецкой же психиатрии стали обвинять Мореля и его последователей в том, что предложенная ими идентификация заболеваний на основании теории о дегенерации не имела, как принято говорить сейчас, доказательной базы, основывалась на «упорном шовинизме» и омонимии – употреблении омонимов или одинаково звучащих слов с разными значениями. Тогда научные взгляды французской и немецкой школы психиатрии несколько разошлись, что, впрочем, не стало особым препятствием для активного обмена опытом, учениками и последователями.

Примерно с этого периода и начинается калейдоскопическое изменение взглядов и учений, за которыми порой трудно уследить.

Сквозь тернии или калейдоскоп мнений

В начале 19 века в немецкой школе придерживались «романтических» или психологических взглядов на развитие душевных заболеваний до тех пор, пока немецкий психиатр и невропатолог Вильгельм Гризингер не придумал учения о «едином психозе», постулатом которого стал призыв рассматривать все формы помешательств как периоды одного заболевания, проявляющегося то активно, то незаметно, но и вовсе никогда не проходящего. Учёные с этим поначалу согласились. Начались бурные споры «психиков» и «соматиков» - последователей либо душевного/психологического происхождения психических заболеваний с последующим изменением мозга, либо искателей органической причины душевных расстройств.

Исследователи того времени соглашались с неоднозначностью природы различных помешательств. Работы француза Жана Фальрэ, посвящённые «циркулярному помешательству» (ныне – биполярное аффективное расстройство) убедительно доказывали различную природу и исход состояний мании и меланхолии. Потом появился фундаментальный труд Карла Людвига Кальбаума , где он выделил особую форму всё того же загадочного заболевания, но уже больше из двигательной сферы – кататонию (неподвижность), а его ученик Эвальд Геккер нашёл кардинальные отличия, вылившиеся в понятие о гебефрении (когда люди начинают вести себя подобно маленьким детям).


Карл Людвиг Кальбаум

Психиатрическому миру пришлось покивать головами и убедиться, что да, действительно, есть и единый, непрерывный психоз, и острые состояния, и мании-меланхолии, и двигательные нарушения, и парафрении (когда человек считает себя великим и думает, что все хотят сделать ему что-то плохое), и гебоидофрении (психоз юношеского возраста), и зачастую все они причудливо переплетаются, имеют множество переходных форм, перемежаются то временными улучшениями, то глубоким распадом личности.
Одновременно во Франции развивалось учение о неврозах и истерии (о, это благодатная тема для отдельного обсуждения!), при которых отмечались формы течения, может, и без бурных, острых периодов, но вот заканчивались одинаково - неуклонным распадом психики. Кроме того, клинические описания заболеваний говорили о том, что депрессия может приводить к слабоумию, а может и не проводить, а кататония может сопровождаться парафренией, а может и не сопровождаться, что психозы могут развиваться в юношеском возрасте, а могут и не развиваться, но слабоумие всё нарастает… Что же с этим всем делать?

Самые горячие споры велись вокруг группы расстройств с различным началом: впервые проявившихся депрессией, возбуждением, бредом преследования, расторможенностью влечений, ступором, навязчивостями, страхами, либо вообще никак не давших о себе знать, но неуклонно переходящих в состояние психического дефекта или особой формы слабоумия – без снижения интеллектуальных способностей и памяти, но с невозможностью выстраивать мысли (та самая инкогеренция мышления по Морелю). Что делать с такими заболеваниями? Как их называть?

«Шестое пришествие» или как родилась шизофрения

Конец этим калейдоскопическим метаниями положили на 12 Международном Медицинском Конгрессе в 1900 году. Именно тогда широкой психиатрической общественности Эмиль Крепелин представил очередное издание руководства по психиатрии, в котором он совершил, по сути, вторую психиатрическую революцию – объединил все выше упомянутые формы заболеваний и предложил обозначать как dementia praecox – раннее слабоумие. В шестом по счету руководстве Крепелин чётко разграничил: не важно как начинается заболевание, но важно то, как оно протекает – если приводит к деградации, то его следует считать dementia praecox, а если не приводит, то его нужно называть маниакально-депрессивным психозом. Важным отличием Крепелин считал наличие «светлых» промежутков – стойких ремиссий, якобы при dementia praecox не наблюдающихся, а при МДП – обязательных.

Эмиль Крепелин

Началась нозологическая эра психиатрии. Учёные дружно согласились с новым термином в частности, и парадигмой разделения заболеваний в целом, и уже более сотни лет не хотят от него отказываться, хотя и регулярно переименовывают саму dementia praecox.

Первым её переименовал Блейлер, обозначив схизофренией, что в немецкой транскрипции звучит как шизофрения.

Калейдоскоп, однако, не переставал поворачиваться – в следующих изданиях руководства сам Крепелин указывал на то, что и при dementia praecox бывают ремиссии, граничащие с полным выздоровлением, а МДП иногда приводит к необратимым изменениям психики. В общем, хотя учение о шизофрении тогда и сформировалось, но уже в самом начале допускало оговорки.

Ах, да! Теорию Гризенгера о едином психозе тогда задвинули в дальний ящик. Но о ней никто никогда не забывал. Кто знает, когда свершится и как будет выглядеть новая психиатрическая революция…

Текст: Наталья Захарова для портала

Жизнь и творчество

Первоначально готовился к профессии священника и лишь на тридцатом году жизни занялся изучением медицины. В 1792 году был назначен врачом парижского заведения для умалишённых Бисетр. В Бисетре Пинель совершил акт гуманности, ставший знаменитым: выхлопотал у революционного Конвента разрешение снять цепи с душевнобольных.

Пинель предоставил больным свободу передвижений по больничной территории, заменил мрачные темницы солнечными комнатами с хорошей вентиляцией и предложил моральную поддержку и добрые советы как необходимую часть лечения.

Акт гуманности Пинеля увенчался успехом: опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. В самочувствии многих людей, находившихся десятилетия взаперти, за короткий срок появились значительные улучшения, и эти пациенты были выпущены на свободу.

Вскоре по почину Пинеля были освобождены от цепей также пациенты других учреждений (в частности, парижской больницы для женщин с психическими нарушениями Сальпетриер), и в Европе получил распространение принцип их гуманного содержания, с предоставлением свободы и жизненных удобств. Это достижение, стойко ассоциировавшееся с именем Филиппа Пинеля, принесло ему признание во всём мире.

Пинель получил широкую известность также как автор научных трудов в области психиатрии . Его трактат о душевных болезнях (1801) считается классическим трудом; во Франции Пинель является основателем научной школы психиатров. Помимо психиатрии , работал также в области внутренней медицины и в 1797 году издал сочинение «Nosographie philosophique», в котором утверждалось, что метод исследования в области медицины должен быть аналитическим, как в естественных науках. Этот труд в течение двадцати лет выдержал 6 изданий (в 1797, 1803, 1807, 1810, 1813 и 1818 гг.), переведен был на немецкий язык и сыграл большую роль в развитии рациональной медицины. На протяжении многих лет Пинель занимал при парижском медицинском факультетекафедру гигиены, а впоследствии - внутренних болезней.

Оценки

Матт Муиджен, говоря о процессе преобразования психиатрической помощи в Европе, отмечает, что в этом процессе, очевидно, решающую роль сыграло влияние специалистов, главным образом психиатров , которые выступали борцами за перемены, таких как Пинель во Франции в XIX векеи Базалья в Италии в XX веке. Они предложили концепции новых моделей гуманной и эффективной помощи, революционные для их времени, вытесняющие неудовлетворительные и негуманные традиционные службы. Их реальным достижением было умение побудить политиков поддержать эти концепции и убедить коллег внедрить их, тем самым открывая возможность реальных и стойких изменений.

По словам Ю. С. Савенко, психиатрия состоялась как наука и научная практика лишь после реформы Пинеля - после снятия с больных цепей и устранения полицейского чина в качестве начальника больницы. Как отмечает Ю. С. Савенко, эти два принципа (принцип добровольности и частичного разгосударствления) остаются в психиатрии актуальными до сих пор; без их соблюдения резко падает объективность диагностики и экспертных заключений и эффективность лечения.

Научные труды

  • Pinel Ph. Traité médico-philosophique sur l’aliénation mentale, ou la Manie. Paris: Richard, Caille et Ravier, an IX/1800 («Медико-философский трактат о мании»).
  • Pinel Ph. Observations sur le régime moral qui est le plus propre à rétablir, dans certains cas, la raison égarée des maniaques // Gazzette de santé. 1789 («Наблюдения по поводу душевного обращения, могущего в некоторых случаях восстановить помраченный разум маньяков»).
  • Pinel Ph. Recherches et observations sur le traitement des aliénés // Mémoires de la Société médicale de l’émulation. Section Médecine. 1798 («Исследования и наблюдения по поводу морального лечения душевнобольных»).


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.