Что такое иррациональный страх, его отличия от нормального, способы борьбы. Иррациональные страхи Медитация для снятия стресса и тревоги

Фобия это сильный, неконтролируемый, иррациональный страх, возникающий при взаимодействии с объектом фобии или при возникновении определенных обстоятельств, которые человек не в состоянии контролировать и воспринимать объективно.

Состояние страха при наличии фобического расстройства носит патологический характер, не поддается контролю и логическому объяснению. Интенсивное чувство страха присутствует перманентно или проявляется в связи со множеством стрессоров, раздражителей или событий. При фобии чаще всего страхи являются мнимыми – то есть, зависят от индивидуального, необъективного восприятия человеком той или иной ситуации, объекта.

Что такое фобия?

Термин фобия пришел в психологию из греческого языка. «Рhobos» означает в переводе «ужас». В психологии и психиатрии данный термин имеет несколько официальных трактовок. Выделяя самые авторитетные из них, можно обозначить основные симптоматические проявления тревожно-фобического расстройства:

  • Страх носит необъективный и патологический характер.
  • Объект страха четко определен.
  • Тревожно-фобическое расстройство протекает интенсивно, прогрессируя с течением времени.
  • Индивид оценивает свою боязнь критически, отрицает ее, стыдится или не признает наличия патологии.

Все мы так или иначе испытываем страхи, тревогу и даже приступы панической атаки. Однако, далеко не всегда они трансформируются в заболевания. Ведь психика человека устроена таким образом, что на любой стресс реагируют механизмы психологической, эмоциональной защиты. Благодаря эффекту «забывания» мы довольно быстро избавляемся от последствий любых негативных эмоций и стрессов. В случае же с фобией защитный механизм мозга не срабатывает, или же срабатывает некорректно. Страх, который невозможно объяснить логически, неподдающийся сознательному управлению, и принято считать фобией.

Распространенные фобии: многие ли из нас ими страдают?

Согласно исследованиям американских специалистов, распространение фобий во всем мире колеблется от 2 до 9%. По данным российских ученых Карварского и Полякова, тревожными расстройствами страдают от 15 до 44% пациентов, обращающихся за психологической помощью. По статистике, большинство людей, страдающих различными фобиями и боязнями, входят в возрастную категорию от 25 до 45 лет.

Как страхи и фобии связаны с другими психическими заболеваниями?

Фобическое расстройство – типичный спутник множества других психических патологий. Зачастую фобия обязательно сопровождает какой-либо вид невроза. По результатам исследований Карандашевой, только такая патология, как истерия, может сопровождаться более чем 14-ю тревожными расстройствами. В свою очередь, неврозы и навязчивые состояния сопровождаются списком из 13ти фобий, неврастеники же одновременно могут быть подвержены 4-м видам фобий. В психологии фобии и боязни уже по традиции рассматриваются в контексте невротических и навязчивых состояний. В соответствии с результатами работ Ганнушкина, фобии характерны для пациентов с различными видами шизофрении и астенических расстройств.

Как проявляется фобия?

Индивид с патологической тревожностью оказывается под постоянным влиянием своей боязни. Почти никогда он не испытывает умиротворенности и душевной гармонии. У него возникает ощущение, что он перманентно пребывает на грани нервного срыва. Панические атаки , отчаяние, безысходность и растерянность – вот постоянные спутники человека, страдающего фобиями.

Описание человека, страдающего фобией

Индивид, страдающий фобическим расстройством, начинает избегать объекты своего страха, сознательно уклоняется от любых ситуаций, в которых возможно столкновение со стрессором. Также человек, подверженный тревожности, с трудом справляется с выполнением профессиональной деятельности. Ведь постоянная тревожность и ее симптомы, как психологические, так и соматические, значительно снижают эффективность мозговой деятельности. Становится затруднительной выполнение интеллектуальной работы, снижена внимательность и работоспособность. Личность, страдающая каким-либо видом социальной фобии, помимо всего вышеперечисленного, постоянно тревожится о том, как ее оценивают коллеги, что думают о ней окружающие, какое впечатление на них она производит.

Склонность индивида к избеганию стрессоров, к уходу от пугающих ситуаций значительно снижает качество его жизни во всех сферах. Он до минимума сокращает общение с окружающими, отказывается от новой, неизвестной деятельности, от знакомства с новыми людьми. Это, в свою очередь, затормаживает его развитие как личности, ставит крест на карьерном росте и реализации в профессиональной деятельности. Сокращая общение с другими, человек лишает себя и досуга, посещения интересных и многолюдных мероприятий. В зависимости от объекта фобии ухудшается качество тех или иных аспектов его жизни.

Как отличить фобию от обычного страха?

Согласно тезису, выдвинутому А. Свядощем, нормальное, естественное чувство страха в отличие от фобической тревожности, никак не связано с определенными стрессорами или обстоятельствами, с отношением человека к ним. Природный страх проявляется на короткое время и в ситуации или перед объектом, которые действительно угрожают жизни, здоровью, нормальному психологическому состоянию человека. Он прекращается практически сразу после устранения объективного стрессора, не оставляя после себя длительных переживаний и соматических нарушений.
Фобическая тревожность может быть однообъектной и многообъектной, но смысловая нагрузка эмоциональных переживаний, ситуационные обстоятельства и объект фобии – всегда одни и те же. Естественная же боязнь, в отличие от патологической тревожности, всегда изменчива, имеет под собой ряд веских причин, проявляется по отношению к реально существующим факторам (а не мнимым, как бывает в случае с фобиями).
Так, например, человек пугается змеи, которая хочет напасть на него, и отпрыгивает в сторону или замирает на месте. Когда опасность минует, он может переживать еще несколько дней. Но затем его страхи его больше не беспокоят, и в следующий раз при встрече со змеей он будет осторожен, но не будет испытывать тревожности и напряжения. Офидиофобия же (боязнь змей) проявляется на постоянной основе. Паника наступает при встрече с любой змеей (даже с беззащитной и неядовитой), при просмотре видеозаписей и фото с изображениями этих животных.

Теория изучения фобии

Фобические расстройства сравнительно недавно были отнесены к самостоятельному виду психических патологий. Ранее они рассматривались в контексте невроза навязчивых состояний. Уже в работах врача Ф.Платера в 1617 году встречаются первые научные описания тревожно-фобического расстройства. А в 1858 году русский медик И.Балинский дает новое, самостоятельное определение патологической тревожности, выделяя ее в самостоятельный класс психических отклонений. Он определяет фобию как психоэмоциональное состояние, для которого характерны боязнь, тревога, отрицательные эмоции навязчивого характера, которыми невозможно управлять, которые неподвластны контролю сознания и посещают индивида против его желания. Психиатры и психологи отмечают, что многие больные критически оценивают свои страхи, осознают их необъективность. Но избавиться от фобии своими силами не могут.

В современной же психологии и психиатрии принято классифицировать синдромы навязчивых состояний как фобические (основанные на тревожности), компульсивные (основанные на поведенческих проявлениях) и обсессивные (основанные на эмоциях и мыслях).

Более углубленные исследования фобий как отдельного класса заболеваний начинаются в 1871 году, после публикации трудов немецкого ученого Отто Вестфаля. При описании клинического случая тревожного расстройства он упоминает о том, что страх возникает у пациента против его желания, не поддается сознательному управлению. При этом, он не влияет на другие функции нервной системы, сохраняется ясность мышления, интеллект, ясное сознание вне сферы влияния стрессора.

На данный момент фобия это относительно несложное тревожное расстройство и успешно с помощью .

По данным ВОЗ, половина взрослого населения Земли страдает страхами, которые мешают нормальной жизни. Так, 40% чувствуют напряжение во время каждого авиаперелета, 22% - при лечении у стоматолога, а у 12% возникают фобии - внезапные и парализующие волю страхи: например, человек просто не может сесть в самолет или зайти в кабинет врача.

Нервная дрожь, чувство полной незащищенности, ужас охватывают некоторых из нас перед трапом самолета, перед закрытым (или открытым) пространством, в одиночестве или при необходимости публичного выступления... Эти эмоции - неконтролируемые на первый взгляд - отравляют повседневную жизнь. Но они не фатальны - фобией нельзя управлять, но можно от нее избавиться или существенно ослабить ее влияние.

Сбой сигнализации в организме

Представим ситуацию, в которой срабатывает автосигнализация. Кто-то вскрывает машину, и раздается звук - достаточно громкий для того, чтобы его услышали, но все же не оглушающий для человеческого уха. Сигнализация работает столько, сколько нужно, чтобы на нее обратили внимание, но хозяин может ее и отключить. Неисправная же сигнализация станет неудобной и бесполезной - будет срабатывать слишком часто, звучать слишком громко и долго…

Страх действует схожим образом. Он так же сигнализирует: что-то идет не так. Естественный страх привлекает наше внимание к опасности. Болезненный же страх, словно испорченная сигнализация, чрезмерен, неоправдан и бессмыслен.

«Нередко он проявляется «странным» поведением в самый неожиданный момент, - объясняет когнитивный психолог Алексей Луньков. - Человек может «онеметь» во время безобидного разговора или бежать из комнаты, заметив на обоях паучка...»

«Не удается ни объяснить силу этого страха, ни подавить в себе испуг, - говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - А неясность всегда усиливает панику». Человеком руководит неодолимое иррациональное желание уйти от пугающей ситуации или объекта и даже разговора о нем. Этот панический неослабевающий страх, ведущий к нерациональному поведению, и есть фобия (от греческого «фобос» - ужас).

Детские страхи

Фобия у взрослого человека - это проблема, требующая помощи, а у ребенка - опасность для его развития. «Дети каждый день чему-то учатся, а болезненные страхи лишают их возможности осваивать новое», - говорит психиатр и психотерапевт Елена Вроно. Фобии могут проявляться в раннем возрасте, но чаще в подростковом. Если ребенок жалуется на страхи, нельзя стыдить его или смеяться над ним. Не надо и искать вместе с ним в шкафу или под кроватью пугающих его «чудовищ». «Поддерживайте его, играйте с ним, - советует Елена Вроно. - А в причине его страхов лучше разбираться со специалистом».

Как мы реагируем: пассивно или активно

Страх - естественная реакция организма на опасность - реальную или воображаемую. Сам по себе он не создает для нас серьезной трудности, наоборот, позволяет среагировать на опасную ситуацию разумно. Так, профессиональный альпинист на большой высоте ведет себя осторожно, но его опасения не мешают ему двигаться к цели.

Все естественные страхи заставляют нас действовать активно, фобии же - пассивны: человек не ищет путей избавления от своего страха, он просто боится.

«В этот момент рациональный страх выходит из-под контроля, чувства и эмоции перестают контролироваться сознанием, - добавляет Алексей Луньков. - Фобия - это навязчивое болезненное состояние не связанное с реальной опасностью, но возникающее всякий раз, когда человек сталкивается с устрашающей ситуацией. При этом вся его жизнь подчинена одному: «Лишь бы мне с этим не столкнуться».

Чаще всего фобии связаны с животными, природными стихиями и явлениями (глубина, высота, темнота, гроза…), транспортом, кровью и ранами, социальными ситуациями (взгляды, суждения…) и пребыванием в общественных местах. Существует немало фобий, связанных с телом: боязнь задохнуться, упасть, страх тошноты…

Фобии и гендерные особенности

Женщин, страдающих фобиями, в два раза больше, чем мужчин. Исследователи, изучающие психологию человека на разных этапах эволюции, считают, что такое положение вещей сложилось во многом из-за традиционного распределения обязанностей.

Американские социологи Такотт Парсонc и Роберт Бейлз выдвинули гипотезу, согласно которой многие гендерные различия объясняются «инструментальностью» мужского поведения и «экспрессивностью» женского.

Охота, скотоводство, рыбалка - некогда основные занятия мужчин были связаны с риском и опасностью, но иррациональный страх делал бы их просто невыполнимыми. Женщина, хранительница очага и воспитательница детей, напротив, должна была быть очень осторожной, обращать внимание на опасности, грозившие гибелью детям и семье.

Такое распределение гендерных особенностей, как и особенностей воспитания мальчиков и девочек, сохранялось в большинстве обществ.

«В результате современные девочки, девушки очень восприимчивы к страхам своих родителей и близких, они тоньше распознают эмоции окружающих, легче заражаются страхом, - говорит Маргарита Жамкочьян. - Кроме того, современные родители терпимо относятся к страхам дочерей и поощряют стремление сыновей не бояться опасности».

С другой стороны, мужское желание справляться с трудностями самостоятельно оказывает влияние на статистику: женщины, страдающие фобиями, чаще обращаются за помощью, а многие мужчины предпочитают терпеть и не попадают в поле зрения специалистов.

Релаксация и «лестница стимулов»

Иррациональный страх вызывает мышечный тонус, поэтому так важно уметь расслабляться. «Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает тем, кто страдает от фобии, освоить методы релаксации - медитацию, аутотренинг, - рассказывает Алексей Луньков. - Затем клиент вместе с психотерапевтом составляет иерархию тревожащих его ситуаций: например, при арахнофобии самым слабым стимулом может быть слово «паук», написанное на бумаге, а самым сильным - паук, сидящий на ладони. Постепенно продвигаясь по «лестнице стимулов» от самого слабого к сильному (с помощью специалиста или самостоятельно) и используя техники релаксации в моменты встречи с тем, что пугает, можно приручить свой страх». Некоторые арахнофобы, например, в финале терапии даже решаются… поцеловать в спинку большого паука-птицееда.

Три источника фобий

Каким же образом человек приобретает фобию? «Основа этого переживания прежде всего биологическая, - говорит Алексей Луньков, - так как некоторые люди генетически предрасположены к паническим страхам. Как правило, они сверхчувствительны и сверхэмоциональны. С точки зрения психологии эта врожденная особенность может усиливаться или, наоборот, гаситься воспитанием и происходящими в жизни событиями».

На развитие фобии влияет и социальный фактор: новые реалии жизни, определенные социальные ситуации также усиливают (или ослабляют) нашу восприимчивость к преувеличенным страхам. Так, фобий, связанных с наземным или воздушным транспортом, сегодня стало гораздо больше, но и ездим и летаем мы значительно чаще, чем 20–30 лет назад.

«Иногда фобии возникают в результате сильного испуга, нередко пережитого в детстве, - говорит Маргарита Жамкочьян. - Внезапность, например, лай собаки, моментальный ответный страх... и безобидное животное уже воспринимается угрожающим чудовищем».

Исцеление провокацией

Наши страхи поддаются лечению, иногда неожиданно быстро. А фобии? Эта неконтролируемая эмоциональная гиперреакция возникает лишь в определенных ситуациях - точно так же, как аллергия становится иммунной сверхреактивностью в ответ на воздействие конкретного аллергена.

Чтобы освободиться от такой зависимости, надо искусственно вызывать рефлекс внезапного страха: сознательно ставить себя в пугающие ситуации, привыкая к ним и постепенно усиливая воздействие провоцирующих факторов.

Эта техника подобна лечению аллергии: происходит постепенное привыкание к аллергену и одновременно снижение чувствительности к нему. Например, чтобы перестать бояться голубей, нужно вначале привыкнуть к изображению этих птиц на фото, потом приучить себя смотреть на голубя в клетке, а затем подойти к стайке голубей в сквере…

Цель психотерапии - это не освобождение от фобии, а введение страха в естественные рамки: он должен стать адекватным и контролируемым. Часто те, кто страдает от какой-то фобии, начинают «бояться самой боязни». А упражнения «привыкания к страху» в сочетании с приемами релаксации помогают научиться принимать его как неизбежность. Перестав опасаться своего страха, можно начать относиться к нему спокойнее - понимать, реагировать, преодолевать.

4 шага, чтобы остановить свою фобию

1. Не подчиняйтесь своим страхам. Чрезмерные страхи ограничивают нашу свободу и могут поработить нас: «Не выходи на улицу, не приближайся, ничего не говори о…» Чем больше вы будете им подчиняться, тем сильнее они будут становиться. Относитесь к сильному страху как к незваному, незаконно вторгшемуся гостю и научитесь понимать, чего хотите вы (быть свободным) и чего хочет фобия (вас поработить).

2. Подумайте о причине своего страха и переходите к действию. Всегда полезно узнать, откуда берутся страхи. Но посвящать поиску причин все свое время и энергию не стоит. Найдите в себе силы напрямую столкнуться с предметом вашего страха.

3. Научитесь расслабляться и медитировать. Регулярно делайте упражнения, во время которых вы будете тренироваться принимать свой страх. Спроецируйте, например, на воображаемый киноэкран пугающую ситуацию - приближайте и отдаляйте «изображение». Смотрите на себя со стороны, не забывая, что вы находитесь в спокойной и безопасной ситуации. Закончите «просмотр» самым рутинным для вас действием, которое вы часто делаете дома: начните читать, мыть посуду, выпейте чашку чая.

4. Не прекращайте прилагать усилия. Чрезмерные страхи, как правило, говорят о повышенной эмоциональной чувствительности. Это качество позитивное, а потому не стоит с ним безжалостно бороться. Привыкайте к пугающим вас ситуациям постепенно, по возможности советуясь с психотерапевтом.

Это неправда!

Этот прием похож на игру, но фобия боится подобных игр. Психотерапевт или друг, желающий помочь вам расстаться с бессознательным страхом, встает на вашу точку зрения и рассказывает вам, почему надо бояться, к примеру, летать на самолетах. Попробуйте переубедить его, утверждая: «Это неправда!» - и приводя контраргумент на каждое его высказывание. После нескольких таких разговоров собственные ощущения при мысли о полете вызовут у вас приятное удивление: страх, подавленный вашими собственными аргументами, станет намного меньше.

«Понимать, что исцеление реально»

Psychologies: Тревога и фобия - связаны ли они друг с другом?

Елена Вроно: В современном мире существует немало болезней, которыми человечество расплачивается за развитие цивилизации, и фобии из их числа. Жизнь становится все напряженнее, и тревога, как естественный защитный механизм, предупреждает нас об опасности и заставляет действовать - бежать или вступать в борьбу. Тревога необходима для выживания, но именно она, как правило, и запускает механизм фобии.

Надо понимать, что исцеление от фобии реально. Возможны психотерапевтическая помощь, медикаментозная терапия, а также их сочетание.

Вот одно из эффективных психотерапевтических упражнений: в момент паники вспоминать состояние, когда вы были счастливы, когда вам было очень хорошо, приятно, весело. Вспоминать вплоть до ощущений, вплоть до позы и стараться в это состояние себя погрузить.

Абсолютно избавиться от фобии нереально, но с помощью специалиста ее можно обуздать, ослабить ее влияние и добиться собственной власти над ней - в этом случае можно научиться справляться со своим страхом и не позволять ему мешать вам жить полной жизнью.

Об этом

Фильм «Страхи и фобии». Даже самый безобидный на первый взгляд страх может перерасти в фобию, которая перевернет всю нашу жизнь. Фильм британской телекомпании ВВС рассказывает о природе наших страхов и том, как их побороть.

„Гордость делает человека уязвимым
ровно в той степени, в какой он одержим ею.
Задеть ее одинаково легко у снаружи, и изнутри"
Карен Хорни

Подробно о ГОРДЫНЕ И ТЩЕСЛАВИИ мы говорим в разделе о самоценности человека. Там мы разбираем пути и механизмы развития гордыни, стараясь понять, почему она занимает такое важное место в жизни немалого числа (если не сказать - всех) людей. Здесь же мы остановимся на тревожных состояниях, связанных с опасением фрустрации гордости.

Одна из причин такой фрустрации – неудача, которая преследует человека в следовании требованиям его гордыни, которые могут охватывать все аспекты жизни человека, оказавшихся важными для торжества гордыни. Эти так называемые внутренние предписания „НАДО и НЕЛьЗЯ “) превращают человека в своего раба, заставляя из кожи вон лезть, чтобы соответствовать своему собственному ИДЕАЛУ . Точнее – торжеству своего ИДЕАЛЬНОГО Я .

Это торжество может касаться и аспекта, который гордец считаем своим особым нравственным совершенством, но которое является все же ни чем иным, как ИСКУССТВЕННОЙ МОРАЛЬЮ И ИЗВРАЩЕНИЕМ ЦЕННОСТЕЙ .

„Внутренние предписания („НАДО и НЕЛЬЗЯ“), в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа самого себя, имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство : их цель – заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым, - пишет Карен Хорни, - поэтому многие реакции уныния, раздражения или страха наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприятную проблему, а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно “.

Реакции фрустрации гордыни очень мощные, поскольку гордец вкладывает массу энергии в то, чтобы удовлетворить требования своего ИДЕАЛЬНОГО Я , компульсивно ведущие человека к воображаемой и вожделенной СЛАВЕ . Карен Хорни подчеркивает, что в реакциях фрустрации гордыни "присутствует подспудный страх, но преобладает гнев и даже ярость“. Об этих чувствах мы поговорим в главе, посвященной ЧУВСТВАМ ПРИ ТРЕВОГЕ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ .

Здесь же мы рассмотрим страхи, возникающие в результате тревожных ожиданий пугающих человека последствий фрустрации его гордыни. Каждый из этих страхов возникает в связи с „угрозой“ гордыне в той или иной сфере человеческой психики, где эта гордость имеет место и где человек опасается потерять ее воодушевляющее и маскирующее правду о нем самом влияние.

В первую очередь, человек опасается потерять то, что прикрывает и от его сознания, и от глаз других свое столь им ненавидимое ПОДЛИННОЕ Я . Он боится потерять выстроенные его гордыней маски и фасады, которые он в ослеплении принимает за свою подлинную сущность и стремится к тому, чтобы и другие в это верили. Рассмотрим ниже важнейшие иррациональные страхи, свойственные человеку с уязвленной гордыней.

Подчеркну еще раз, что это именно иррациональные страхи (точнее было бы назвать их опасениями) свойственные тревоге. У этих страхов нет реального объекта (что бывает у нормального СТРАХА), у них есть лишь гипертрофированное опасение потери того или иного аспекта гордыни или раскрытие того, что человек так тщательно скрывает от других и от себя.

СТРАХ КРАХА ИДЕИ ВСЕМОГУЩЕСТВА

Это страх, думаю, является основным, поскольку основу гордыни составляет именно ощущение того, что человек не имеет никаких препятствий для достижения целей, которые ставит перед человеком его ИДЕАЛЬНОЕ Я . Мало того, идея всемогущество может касаться и самих способов достижения этих целей. Все происходит как бы по мановению волшебной палочки, без риска и приложения особых усилий. Здесь сказывается влияние МАГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ . Человек принимает при этом желаемое за действительное, то, что нужно изменить – за уже измененное. В своем сознании человек уже как бы совершил то, что он увидел в своих фантазиях – ведь он уже увидел себя как героя некоего ОБРАЗА БУДУЩЕГО , в котором уже достигнуты его вожделенные цели.

Можно утверждать, что практически всегда в подсознании человека сидит опасение, что его всемогущество – не более, чем захватывающая ФАНТАЗИЯ . Такое СОМНЕНИЕ человека в основах своей ИДЕНТИЧНОСТИ , частью которых становится гордыня, может переживаться очень мучительно. Поэтому всякие подобные мысли человек гонит от себя – и его подсознание принимает все, что ВЫТЕСНЕНО из сознания.

Когда же реальность вносит свои коррективы в представление человека о своем всемогуществе, когда оказывается, что ему не удается быть таким, делать то и добиваться того, что и как он хочет, тогда врываются переживания, связанные с крахом иллюзий о себе, как о чем-то особенном, не таком как все. Оказывается на поверку, что человек-то самый обычный – и слетает с него шелуха напыщенности и самомнения, и становятся всем видно его истинное лицо.

Для многих гордецов такой „удар СУДЬБЫ “ оборачивается катастрофой, обидой на весь свет за его НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . И лишь немногие способны использовать это отрезвление для того, чтобы стать САМИМ СОБОЙ , чтобы жить ПОДЛИННОЙ ЖИЗНЬЮ – жизнью своего ПОДЛИННОГО Я .

Гордец считает себя не только вправе, но и абсолютно уверен в своей неограниченной способности контролировать других людей и все, что с ним проис ходит. С другой стороны, он уверен в том, что и его ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ находится под его полным КОНТРОЛЕМ . Здесь можно говорить о связе рассматриваемого вида вторичной тревоги с ТРЕВОГОЙ ПОТЕРИ КОНТРОЛЯ .

“Только с величайшей неохотой признает он в себе какие-то бессознательные силы, то есть силы, не подчиняющиеся контролю сознания, пишет Карен Хорни, - Это мука для него – признать, что в нем существуют конфликт или проблема, которые он не может разрешить (то есть справиться с ними) немедленно… Как только можно долго он держится за иллюзию, что может сам устанавливать для себя законы и выполнять их. Собственная беспомощность перед чем-то внутри себя ему ненавистна так же, если не больше, как беспомощность перед внешними обстоятельствами“.

Еще одной из причин такого страха Карен Хорни считает чувство общей неуверенности относительно своих прав, которое нередко испытывает гордец: „внутренний мир, где он чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав“. Чувство, что у него нет никаких прав может быть внешним выражением его страданий и средоточием жалоб, поскольку он не уверен в иррациональных требованиях своей гордыни. А требования эти, как отмечает Хорни, „откровенно фантастичны, все они пропитаны ожиданием ЧУДА; требования являются необходимым и неизбежным средством воплощения ИДЕАЛЬНОГО Я в действительность“.

СТРАХ “РАЗОБЛАЧЕНИЯ” И САМООБВИНЕНИЯ

Гордыня, как мы знаем, есть самообман и обман окружающих. Конечно, это, в основном, не ЛОЖЬ намеренная. Человек попросту подменяет свое ПОДЛИННОЕ Я масками и фасадами ИДЕАЛЬНОГО Я. Все, что не соответствует требованиям гордыни, ВЫТЕСНЯЕТСЯ . Но содержания БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО прорываются в сознание, не оставляя человека в покое. Правда о нем самом, как ее ни скрывай, рано или поздно заставит его задуматься о несоответствии его ОЖИДАНИЙ от себя самого реальному положению дел, о расхождении его мнения о том, что он из себя представляет, и его подлинной сущности.

Правда о себе подлинном - это крах иллюзии о собственном всемогуществе. Поэтому г ордец всегда в глубине души опасается того, что его маски будут сорваны, что он не в состоянии будет поддерживать свои фасады в надлежащем качестве. И в результате всем (в том числе и ему самому) станет ясно, что весь его блеск был лишь пусканием пыли в глаза, и всем станет видна его подлинная сущность.

Страх разоблачения совершенно нормален при совершении каких-либо деяний, не принятых с точки зрения окружения или совести. Иррациональный же страх разоблачения возникает при несоответствии реальных (с точки зрения человека) его свойств тем свойствам, которые он старается развивать в себе в угоду своему ИДЕАЛЬНОМУ Я .

Некоторые гордецы, утверждает Карен Хорни, особенно подвержены страху разоблачения. В таком человеке „постоянно живет тайный страх, что он просто мошенник“:

„Даже если он добился успеха или почета честным трудом, он по-прежнему будет считать, что достиг их, введя других в заблуждение. Это делает его чрезвычайно чувствительным к критике и неудачам, даже к одной лишь возможности неудачи или того, что критика вскроет его "мошенничество"…“.

Нередко гордец будет стараться разглядеть в себе изъяны, движимый желанием вовремя их устранить. Однако, будучи склонным к чрезмерному самонаблюдению, такой человек, как отмечает Карен Хорни, „чувствует себя "виноватым" или неполноценным, и в результате его заниженная самооценка еще более занижается“. То есть страх разоблачения толкает человека, считает Хорни, на самокопания и самообвинения:

„Самообвинения в мошенничестве и обмане (страх, который возникает у него в ответ на самообвинения – страх быть уличенным: если бы люди знали его лучше, они бы увидели, какая он дрянь).

Другие самообвинения ударяют не столько по существующим затруднениям, сколько по мотивации что-либо сделать (например, за неискренность намерений, за скрытые намерения).

Самообвинения могут быть сосредоточены на внешних неблагоприятных условиях, неподконтрольных данной личности. Эти внешние факторы не должны быть неподконтрольными. Следовательно, все, что идет не так, бросает на него тень и разоблачает его позорные ограничения.

Человек может обвинять себя за действия или установки, которые при внимательном рассмотрении кажутся безвредными, законными и даже желательными (тот, кто гордится своим аскетизмом, обвинит себя в "обжорстве"; тот, кто гордится смирением, заклеймит уверенность в себе как эгоизм). Самое важное в этом виде самообвинений то, что они часто относятся к борьбе против проявлений ПОДЛИННОГО Я “.

Именно в силу такой склонности к самообвинениям гордецы (то есть люди, пренебрегающие интересами своего ПОДЛИННОГО Я , оказываются, нередко, жертвами МАНИПУЛЯТОРОВ , играющих на разжигании в них ЧУВСТВА ВИНЫ .

Хорни отмечает, что, благодаря механизму ПРОЕКЦИИ , склонность к самокопанию и самообвинения выносятся вовне. При этом человеку кажется, что именно другие люди постоянно пытаются уличить его в обмане. „В результате он уверен, что все окружающие приписывают всем его поступкам нехорошие мотивы, - пишет Хорни, - Это чувство может быть настолько реальным для него, что он негодует на окружающих за НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ “.

Хорни указывает на тщетность самообвинений, на их всего лишь обличающий характер. Гордец, обвиняющий себя в духе ненависти к себе, волей-неволей стремится „обороняться против любых самообвинений препятствует развитию способности к конструктивной самокритике и тем самым снижает вероятность, что мы научимся чему-нибудь на ошибках“.

СТРАХ НЕВОСТРЕБОВАННОСТИ

Гордыня человека нередко „питается“ убеждением в том, что окружающие не могут без него обойтись. Эта востребованность придает ему ощущение силы и влиятельности, поднимая его самооценку и душевное самочувствие. Человек впадает в зависимость от подпитывающего его гордыню ощущения своей востребованности.

Отсюда понятны опасения человека, что он (таким, как он сам себя представляет) окажется невостребованным другими людьми. И его гордыня, страшащаяся краха, подталкивает его на все новые и новые уловки, чтобы сохранить статус кво или даже завоевать еще более прочные позиции в его отношениях с другими людьми.

СТРАХ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ

Гордыня, как и здоровое самолюбие, требует высокой оценки человека как со стороны окружающих, так и его САМООЦЕНКИ . Ценимый другими и самим собой, гордец чувствует себя на коне. Он жаждет похвал и делает все для того, чтобы их получать (см. ТЩЕСЛАВИЕ КАК ЛОЖНАЯ САМООЦЕНКА).

Однако где-то в подсознании гордеца всегда сидит опасение, что он, такой замечательный, не будет оценен, как он считает, “по заслугам”, будет недооценен или даже даже обесценен. Это может случиться, если сияющие черты его гордыни окажутся на поверку блеклой подделкой, а через прорехи масок и фасадов станет видна его весьма неприглядная истинная сущность.

Речь может идти о любой черте характера, о любом свойстве, о любой внешней или внутренней „СУБСТАНЦИИ “, которую человек считает своей ЦЕННОСТЬЮ и хочет, чтобы она была высоко оценена и другими. В случае гордыни мы имеем дело с гипертрофированием тех или иных черт и свойств, которые ИДЕАЛЬНОЕ Я человека считает его важнейшим достоянием. По сути, речь идет о личине, которая прикрывает так ненавидимое им его ПОДЛИННОЕ Я . Человек опасается, что спадение с него этой личины и обнажение его подлинной сущости заставят не только окружающих изменить в негативную сторону мнение о нем, но и он сам, перестав себя ценить, станет себя презирать.

Процесс самообесценивания может достигать гигантских размеров, считает Карен Хорни: „Даже люди, имеющие подлинные интеллектуальные достижения, иногда чувствуют, что лучше настаивать на своей глупости, чем открыто признавать свои стремления, потому что им любой ценой надо избежать опасности быть осмеянными; с тихим отчаянием они принимают собственный приговор, отвергая свидетельства и уверения в противоположном“. Человек как бы думает, что лучше самому себя обесценить, упиться самоуничижением, посмеяться над собой – чем пережить то же самое со стороны других людей.

СТРАХ НЕНАВИСТИ СО СТОРОНЫ ДРУГИХ

Если человек ввергнут задетой гордыней в пропасть презрения к себе, то, чтобы оградить себя от мучительных и жестоких самобичеваний, его ненависть к себе выносится вовне: с помощью защитного механизма ПРОЕКЦИИ агрессивные тенденции приписываются другим людям. Таким образом, опасность как бы угрожает человеку со стороны. Это может вызвать подозрительность, приступы тревоги и страха перед окружающими.

СТРАХ ПЕРЕД УСИЛИЯМИ

Некоторым гордецам свойственна убежденность в том, что они могут превосходить всех, не прилагая к этому каких бы то ни было усилий. „Причина глубоко спрятанного страха перед постоянными усилиями состоит в том, что они угрожают разрушить иллюзию неограниченной силы и власти“, - отмечает Карен Хорни. То есть необходимость прилагать усилия является для таких людей чем-то „постыдным“, показывающим и им, и окружающим, что о всемогуществе, которое есть предмет его гордости, нет и речи.

Гордецу может быть свойственно, по словам Хорни; „глубочайшее отвращение к любым усилиям“:

„Бессознательное требование его гордыни таково, что одного только намерения должно быть достаточно для достижения, для устройства на работу, для того, чтобы стать счастливым или преодолеть трудности. Он имеет право получить все это без всяких затрат энергии. Иногда это означает, что реальную работу должны выполнить другие. Если этого не происходит, у него есть причина быть недовольным. Часто случается, что он устает от одной перспективы "лишней" работы“.

Человек снимает с себя тем самым ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выход из неприятных ситуаций, за улучшение своего положения. "Это другие виноваты в моих бедах – они и должны все исправить. А то что же это будет за исправление, если я сам буду все делать?", - так, по мнению Хорни думает гордец.

СТРАХ ОТВЕРЖЕНИЯ

Одним из внутренних требований гордыни может быть требование быть обожаемым другими людьми. Гордец может считать, что другие обязаны быть ему рады и принимать его всегда с распростертыми объятиями, что ему “положено” расположение со стороны других. Однако сознание (пусть и подавляемое гордыней) говорит человеку, что такие требования и ожидания нереалистичны. В этом - причина тревожных ожиданий отказа.

Столкновение с реальной ситуацией отказа может обернуться вспышками ТРЕВОГИ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ с проявлением соответствующих эмоций и применением характерных для этой тревоги защит.

СТРАХ НЕОДОБРЕНИЯ

Если САМООЦЕНКА человека зависит от внешних оценок и обратной связи со значимыми (а то и даже незначимыми) другими, то следует ожидать значительных колебаний настроения в зависимости от этой внешней оценки – от ВООДУШЕВЛЕНИЯ похвалой (в какой бы форме она не осуществлялась) до ОТЧАЯНИЯ в случае даже справедливой и дружеской критики. Кроме того, на негативную обратную связь гордец склонен реагировать презрением в отношении того, кто его негативно оценивает.

Человек может опасаться неодобрения со стороны других как его самого, так и отдельных его свойств и черт, его поведения, его поступков, а также стиля и методов их осуществления. Этот страх проявляется непереносимостью упреков и критики.

СТРАХ НЕДОСТАТОЧНООЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЩИ

Гордецы ставят свои интеллектуальные способности вообще очень высоко. Они полагают себя умнее и хитрее других людей. При этом они могут считать свою хитрость, находчивость, способность к обману одними из своих самых важных качеств.

Однако на деле и в этой области часто не все так, как гордец себе представляет. Так он может считать себя способным без усилий И глубоких раздумий находить правильное решение. Такая “непреодолимая потребность казаться всемогущим может повредить способности к обучению“, утверждает Карен Хорни. Также вследствие такой веры в свое превосходство и в легкость осуществления интеллектуальных процессов нарушается и способность принимать правильные, взвешенные решения.

Гордецы, как мы знаем, склонны к тому, чтобы игнорировать реалии, неприятные им свойства их ПОДЛИННОГО Я . Это негативно влияет на интеллектуальную деятельность в целом „Общая тенденция затемнять личные вопросы может затемнить и ясность мышления: как люди, ослепившие себя по отношению к своим внутренним конфликтам, они могут не обращать внимания и на другие виды противоречий, - пишет Хорни. Работа интеллекта ставится на службу игнорирования ПРАВДЫ , а, по сути на службу ЛЖИ .

Далее, гордецы, по словам Хорни, "бывают слишком зачарованы славой, которой им надо добиться, чтобы в достаточной мере интересоваться работой, которую они выполняют“. Это касается и качества, и интенсивности интеллектуальной работы, и усилий, которых эта работа требует.

АГРЕССИВНОСТЬ (в отношение себя и других людей), свойственная людям с уязвленной гордостью , также может препятствовать критическому мышлению, затмевая ясность ума.

Одним словом, у гордеца имеется немало оснований быть недовольным своим умом, являющимся нередко предметом его гордости. Вследствие этого гордец может сильно страдать от самоукоров или от тяжких разочарований по поводу неэффективности (неважно, реальной или просто им предполагаемой) своего разума.

Однако вера в превосходство разума остается одной из важнейших внутренних защитников гордеца. Отсюда понятно его стремление постоянно укреплять всеми возможными и невозможными способами свою опору на интеллект, что является одной из важных ЗАЩИТ ОТ ТРЕВОГИ УЯЗВЛЕННОЙ ГОРДОСТИ.

СТРАХ НЕОБХОДИМОСТИ ОТКАЗА ОТ ЖЕЛАНИЙ И ТРЕБОВАНИЙ ГОРДЫНИ

По словам Карен Хорни, гордецу трудно дается „признание ограниченности времени, сил, денег, знание о своих реальных желаниях и умение отказаться от менее важных ради более важных“. Это происходит оттого, что, с одной стороны, такой человек уверен в неограниченности своих возможностей, вплоть до веры в свое всемогущество (МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ , в частности, как часть системы МАНИАКАЛьНОЙ ЗАЩИТЫ), с другой, его желания происходят не из его подлинных ПОТРЕБНОСТЕЙ, а являются результатом компульсивных требований его гордыни (НАДО).

Следствием этого является невозможность ранжировать желания по значимости: для него все они одинаково важны, поэтому ни от одного из них он не может ни отказаться, ни поверить в невозможность исполнения того или иного желания (или всех сразу). Это становится причиной глубокой фрустрации человека, которая усугубляется еще и тем, что он в глубине души своей осознает или чувствует, что его всемогущество – лишь фикция, самообман и обман других.

Одним важным следствием этого является, по словам Карен Хорни, „чувство общей неуверенности относительно своих прав“: внутренний мир, где гордец чувствует право на что угодно, настолько нереалистичен, „что в реальном мире он приходит в замешательство относительно своих прав; чувство, что у него нет никаких прав, может быть в таком случае внешним выражением его страданий и может стать сосредоточием его жалоб, в то время как он не уверен в своих иррациональных требованиях“.

Важно отметить, что гордец часто вообще не может различать свои желания И требования своей гордыни, которые толкают его на компульсивные действия, совершаемые им как бы помимо своей ВОЛИ. Человека это требования как бы тащат по жизни.

Всеобъемлющая функция требований гордыни, по мнению Карен Хорни, – „увековечить иллюзии гордеца о себе и переложить ответственность на внешние факторы: он возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу:

„Требования гордыни не доказывают его превосходство достижениями или успехом: они обеспечивают ему необходимые доказательства и алиби. И пусть даже он опять и опять видит, что другие не принимают его требований, что закон писан и для него, что он не стоит выше обычных неприятностей и неудач – все это не доказывает отсутствия у него неограниченных возможностей. Это доказывает лишь то, что с ним все еще творится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ . Но если только он будет защищать свои требования, в один прекрасный день они будут выполнены.

Несправедливо, что у него вообще есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать“.

СТРАХ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ „ПОСТЫДНЫЕ“ ЧУВСТВА

Гордец старается (точнее, ему НАДО) сохранять хорошую мину при любой игре. Поэтому он не должен и виду подавать, что у него случилась неудача или драма, или трагедия. Для этого он не должен дать другим людям увидеть его чувства, показывающие, что он переживает или стыдится. Ведь показать другим, что ему плохо – это значит собственноручно расписаться в несостоятельности потуг собственной гордыни. “Страдание он считает позором, который нужно скрывать“, пишет Карен Хорни.

Гордец, уверенный в своем идеальном совершенстве и абсолютной правоте, может даже при ударах по своей гордыне не выказывать чувства стыда, которого он ужасно стыдится. „Чувство собственной правоты перекрывает путь чувству СТЫДА“, пишет Хорни.

Если человек горд своей неуязвимостью, то эта гордость запрещает ему признавать у себя чувство обиды. Такой гордец, согласно Карен Хорни, находится перед дилеммой: „он до абсурда уязвим, но его гордость не позволяет ему быть уязвимым вообще. Божество может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но он должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это. Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность“.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Каждый из нас, несомненно, когда-либо испытывал страх. Чаще всего это вполне естественное чувство, ведь так проявляется стремление живого организма к самосохранению. Однако нередко люди боятся не каких-то конкретных вещей, которые они наблюдают или хотя бы могут себе представить. Бывает боязнь того, о чём испытывающий её не имеет ясного представления, тем более – не видел этого лично; либо это боязнь обычных предметов и явлений, но причину её боящийся объяснить не может.

Понятие «иррациональный страх» определяется по-разному:

  • во-первых, так называют – психические расстройства, характеризующиеся неадекватной реакцией на восприятие простых предметов;
  • во-вторых, так называют боязнь непознанного, неизвестного, «сверхъестественного», присущую, казалось бы, психически здоровым людям.

На самом деле, однако, высокая религиозность, суеверия, уверенность в существовании «высших сил», судьбы и рока присущи лишь тем, кто имеет какие-либо расстройства психического или психологического плана:

  • шизофрению.

Расстройства эти не столь заметны или выразительны, как «стандартные» умственные или душевные заболевания, и отчасти это продиктовано политическими факторами: власть имущим выгодно, когда народ в своей массе состоит из неинициативных, недееспособных и запуганных индивидов, умеренно образованных и боящихся всего, что они не в силах понять. Поэтому зачастую страдающие серьёзными психическими расстройствами люди объявляются «нормальными», религия и суеверия считаются «основой национальной культуры», а связанные с ними неадекватные страхи – стандартом поведения.

Так что с этой точки зрения боязнь пауков и исповедуемый верующими «страх божий» — различные проявления одного и того же заболевания.

Жестокий эксперимент

Как же зарождаются иррациональные страхи? Известен эксперимент, в котором участвовал девятимесячный малыш. Эксперимент позже окрестили жестоким и бесчеловечным, однако он наглядно продемонстрировал, в чём причина неадекватного поведения взрослых людей.

Ребёнку показывали различные предметы, похожие друг на друга внешне и приятные на вид и на ощупь:

  • бороду Санта Клауса,
  • кусок ваты,
  • белую ручную крысу.

С крысой ему даже дали поиграть. Она малышу она очень понравилась, он к ней привязался. После этого за спиной ребёнка громко ударяли по металлическому предмету, как только он прикасался к крысе. Он пугался резкого звука и начинал плакать. В конце концов, он стал бояться крысу – один её вид вызывал у него ассоциации с неприятным звуком; но те же ассоциации у него возникали, когда он видел любой белый и пушистый предмет – в частности, те же куски ваты и бороду Санта Клауса, которые ему до этого нравились.

Известно, что выработанная фобия сохранилась у него и позже, когда он стал взрослым человеком. Сторонние наблюдатели не в силах понять, почему у этого человека кусок обычной ваты или белая борода вызывают такую неадекватную реакцию; да и сам испытуемый может не отдавать себе отчёта в этом – страх закрепился на подсознательном уровне.

Похожая сцена описана в знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир!». Выводящиеся искусственно из пробирок дети с самого начала делятся учёными на несколько каст, различающихся умственными показателями, и предназначаются для определённого вида работы. И полугодовалые дети, которым суждено стать «кретинами» и выполнять самую чёрную работу, с помощью такого приёма отучались от книг. В будущем у «кретинов» закреплялось устойчивое отвращение к книгам, чтению и учёбе вообще.

Хаксли, как известно, был внуком выдающегося учёного-биолога, занимавшегося, в частности, изучением условных рефлексов у животных; и братом двух других биологов. Так что подобные эксперименты (только не над людьми) писатель, по-видимому, наблюдал лично.

О чём свидетельствуют эксперимент над ребёнком и Роман Хаксли?

Описанный эксперимент показал, что в основе иррациональных страхов лежит жизненный опыт, пережитый больным очень давно, чаще всего в раннем детстве. Именно в таком возрасте ребёнок впервые пробует познавать окружающий мир и выявлять в нём закономерности; и очень часто его мозг ошибается – случайное стечение обстоятельств, никак между собой не связанных, он воспринимает как устойчивую закономерность.

Первые впечатления детства формируют психику человека на всю оставшуюся жизнь, закладывая в подсознание те или иные «программы». Поведение человека становится автоматическим, при этом конкретные образы стираются из памяти. Именно поэтому страдающий клаустрофобией индивид часто не может объяснить, почему он боится замкнутых помещений, — лишь подсознание «помнит», как его в раннем детстве родители или старшие братья заперли в тёмной комнате.

Разумеется, есть люди, у которых «раннее детство» длится гораздо дольше, поэтому иррациональные страхи у них могут появиться в любой момент. В экстремальных ситуациях (например, при аварии) они могут возникнуть практически у любого из нас.

Формированию первых впечатлений, в том числе и негативных, в наше время способствуют средства массовой информации, особенно телевидение. С их помощью осуществляется массовое «программирование» населения. В мозг маленькому ребёнку (а иногда и взрослому человеку) можно преднамеренно «заложить» любую фобию и таким образом запрограммировать его поведение в будущем.

Как избавиться от иррациональных страхов?

Может осуществляться разными путями. Самый распространённый метод – систематическая десенсибилизация. Он состоит в том, что больного постепенно «сближают» с объектом его страха, используя при этом приёмы и . К примеру, если человек боится кошек, то его постепенно сближают с ними:

  • сначала показывают изображения кошек,
  • потом видео,
  • затем предлагают понаблюдать за ними из окна,
  • подносят кошку непосредственно к нему,
  • дают прикоснуться к ней.

Согласно , при таком подходе условный рефлекс, которым является фобия, постепенно угасает. Более быстрый и радикальный метод – имплозивная терапия, но такую методику можно использовать не всегда. Согласно ей, боящемуся кошек человеку сразу подносят животное и оставляют наедине с ним, невзирая на протесты и крики.

Испытывающий иррациональные страхи пациент способен вылечить себя сам, если попытается ситуацию: имеют ли его эмоции какое-то отношение к реальной действительности? Не живёт ли он в своём внутреннем мире, оторванном от того, что происходит вокруг на самом деле? Бурная фантазия, уход в воображаемый мир – одна из причин развития иррациональных страхов, следовательно, хорошим способом исцеления является «опускание с небес на землю».

Родители должны с самого начала следить за психическим развитием своих детей. Раздражительные стимулы необходимо свести к минимуму, любой намёк на появление фобии должен сразу устраняться: ребёнка следует убедить, что бояться ему нечего. Нужно также следить за тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит, какие книги читает, в какие игры играет. Но не следует запрещать ему что-то, принцип состоит в том же: надо объяснить ребёнку, что фильм – это всего лишь картинка, монстров и призраков не существует – и так далее.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.