Что такое тревожность. Тревожность: понятие в психологии

Абсолютно каждый человек хоть раз в своей жизни испытывал чувство тревоги. Оно часто сопровождает нас на каких-либо важных мероприятиях, экзаменах и в волнительных ситуациях.

Зачастую человек сам понимает, что нет веских причин волноваться, но все равно не может избавиться от этого чувства. Давайте попробуем разобраться, что такое тревожность, с чем она связана и почему с ней так трудно справиться.

Тревожное состояние

В психологии под тревожностью подразумевают одну из присущих только человеку психологических характеристик индивида. Она может проявляться в высокой склонности личности к таким состояниям, часто не имеющим под собой оснований, как страх, тревога и беспокойство.

Также это понятие можно уподобить тому, как будто вы испытываете некий страх, переживание, дискомфорт или чувство какой-то угрозы. Тревожность в психологии относят к психологическим невротическим заболеваниям, которые характеризуются различной клинической картиной и тем, что личность человека не изменяется под действием тревоги.

Состояние тревожности можно наблюдать у человека в любом возрасте – как у маленького ребенка, так и у пожилых людей. По статистике, в настоящее время чаще всего испытывают тревогу молодые девушки и юноши.

Согласитесь, каждая личность может находиться в состоянии тревожности, но о тревожном расстройстве можно начинать говорить лишь тогда, когда это чувство становится чересчур сильным и неконтролируемо проявляется у человека. В такой момент данное чувство будет мешать человеку вести привычный образ жизни и выполнять свою профессиональную деятельность.

В настоящее время существует большое количество заболеваний, симптомами которых являются тревога и тревожность. Это различного рода расстройства. Сильное чувство тревоги может держать человека в беспокойном состоянии довольно долгое время, заставляя его все время переживать.

Почему развивается это чувство

Честно говоря, науке еще до конца не известно, почему у человека возникает тревожность. Например, у одного человека тревога может появиться без существенных причин, а у другого – вследствие какой-либо психологической ситуации. Некоторые ученые склоняются к тому, что данное заболевание может передаваться генетически. Они считают, что в нашем организме может находиться определенный ген, который и приводит к чувству тревоги.

Если обратиться к теории психологии, легко узнать, что причинами проявления тревожного состояния могут выступать условные реакции организма. Данные реакции возникают при наличии какого-либо стимула, хотя случается и так, что подобные ситуации повторяются, а выявить стимул не удается.

Другие ученые, в свою очередь говорят о том, что тревожное состояние может быть обусловлено какими-то биологическими явлениями. Одним из примеров можно считать ситуацию, при которой повышается количество нейронных импульсов.

Но вернемся с небес на землю. Существуют куда более приземленные причины тревожности, которые проявляются у людей. Одной из таких причин можно считать нехватку физической активности и неправильное питание. Каждому человеку известно, что правильное питание и четкое соблюдение распорядка дня влияет на эмоциональное и психологическое здоровье человека.

Также для поддержания здоровья нашего организма необходимо контролировать уровень химических веществ, витаминов и минералов. При отсутствии какого-либо элемента данной картины организм может подвергнуться негативному влиянию со стороны окружающей среды, которое в свою очередь способно привести к тревожному расстройству.

Также человек может чувствовать тревогу в новой, неизвестной ему среде. Эта среда может казаться ему опасной. Опираясь на свой жизненный опыт, человек может сделать вывод, что ситуация могла бы быть опасна для него, и это вызывает у него тревожное состояние. Если задумываться о том, что еще может привести к тревожному состоянию, можно додуматься до какого-либо психического заболевания. Большое количество заболеваний, которые связаны с психикой человека, имеют такой симптом, как раздражимость.

Но если все же говорить о заболеваниях, то стоит отметить, что это не обязательно должны быть заболевания психики. Также причиной тревожного состояния могут являться нарушения в эндокринной системе. Самый яркий пример – это изменение гормонального фона у женщин во время беременности. Многие, наверное, замечали, что почти все беременные женщины отличаются высокой тревожностью без видимых на то причин.

В некоторых случаях внезапное чувство тревоги может быть сигналом о состоянии инфаркта либо о резком снижении уровня сахара в крови. Стоит отметить, что тревожность является одним из симптомов таких заболеваний, как шизофрения, различные неврозы, также может привести к алкоголизму и так далее.

Различные типы

В настоящее время выделяют множество видов тревожности. Мы же отметим только некоторые виды тревожности:

1. Социальная тревожность. При данном виде характерно чувство дискомфорта в то время, когда человек находится в обществе, среди других людей. Например, в магазине, на улице, на массовых мероприятиях и так далее.

2. Массовая тревога. Основой данной тревоги зачастую является неуверенность в себе, в своих силах, способностях. Человек боится показаться смешным для других, попасть в неловкую ситуацию. Отличительной чертой является то, что в случае такой тревоги человек думает не о самом задании, которое нужно сделать, а о различных возможных неудачах. Яркими примерами таких ситуаций являются экзамены, публичные выступления и так далее.

3. Раздельные тревожные расстройства. Когда человек остается в какой-то незнакомой ситуации или без необходимого ему человека, он испытывает данный вид тревожности.

4. Личностная тревожность. Если говорить проще, то это боязнь человека перед лицом смерти. Он боится, что может умереть в любую минуту, и это его начинает тревожить.

У небольшого процента людей тревожность может быть особенной характеристикой личности, если повышенная тревожность присутствует у человека всегда, вне зависимости от места и времени. Также стоит отметить, что тревожность у детей – довольно частое явление. И в отличие от взрослого, маленький ребенок испытывает чувство тревоги намного чаще. У взрослых должно присутствовать понимание, что нужно убрать от ребенка тревожные ситуации, и чем быстрее, тем лучше.

Видимые симптомы

Медики выделяют довольно много симптомов, связанных с тревожностью. Врачи уверяют нас, что все они проявляются на различных уровнях функционирования нашего организма. Вот несколько симптомов, которые могут подсказать вам, что вы находитесь в тревожном состоянии:

  • Высокая активность эмоционального и физического фона.
  • Большая частота сердцебиения.
  • Быстрое дыхание.
  • Резкий скачок давления.
  • Ощущение слабости.
  • Нарушение биологических процессов.
  • Плохой аппетит.
  • И так далее.

Как уже раньше отмечалось, с психологической точки зрения повышенная тревожность является болезнью, от которой нужно избавляться. Но как избавиться от тревожности?

Путь избавления от тревожных ситуаций

Самым первым и важным действием при попытке снизить чувство тревожности должно быть точное определение причины тревожности. Нужно разобраться, какая именно у вас тревога – постоянная она или возникает время от времени.

Но, разобравшись в причинах, мы тем не менее не всегда понимаем, как справиться с ней оптимальным образом. В такой ситуации лучшим вариантом является поход к квалифицированному специалисту. Как показывает практика, обнаружить и лечить тревогу – это довольно просто.

Обычно для того, чтобы подтвердилась правильность и действенность назначенного лечения, достаточно всего двух недель. Для этого врачу-психиатру нужно снять как можно больше физиологических показаний вашего организма. При этом выявление тревожного расстройства может не вызвать сложностей, а вот с определением его вида могут возникнуть проблемы.

Чтобы снять расстройство, врач может выписать какие-нибудь лекарства. Чтобы не подталкивать никого к самолечению, что может привести к ухудшению ситуации, мы не будем называть примеры таких лекарственных средств. Тревожный человек должен понимать, что ему нужно научиться справляться с этой тревогой. Снижая уровень тревожности, он должен осознавать, что это не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Другой вариант уменьшить свою напряженность – это обращение к психологической помощи. Психолог всегда подскажет, как справиться с болезнью. Помните, эта борьба должна поддерживаться кем-то. Это могут быть и врач, и друзья, и родственники.

Также снимет высокий уровень тревожности самоконтроль. Попытайтесь контролировать себя, свои мысли. Постарайтесь уменьшить количество мыслей о том, что что-то должно обязательно случиться и что это «что-то» – плохое. Если вы не прекратите внушать себе, что все будет плохо, то у вас неизбежно разовьется синдром тревожности. Несмотря на то что это тоже болезнь, связанная с тревогой, она лечится не так уж и легко.

Узнав, как бороться с тревожными ситуациями, не забудьте сохранять то спокойное состояние души, к которому вы придете. Постарайтесь как можно реже впадать в состояние тревожности.

В большинстве случаев тревога поддается корректировке. На сегодняшний день существует большое количество медицинских препаратов и психологических методик, которые могут помочь в решении данной проблемы. Самое главное при лечении – подобрать нужные методы, которые не навредят вам, и сохранить состояние спокойствия и рассудительности после лечения.

И если вы все же решитесь на самолечение, пожалуйста, будьте осторожны. Вы можете абсолютно случайно загнать себя в более глубокое состояние, из которого будет уже тяжелее выбраться. Помните, в этом мире не нужно волноваться из-за мелочей, а если подумать – то все в мире является мелочами. Автор: Ольга Морозова

Тревожность – это эмоциональный дискомфорт, который связан с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Даже если все вокруг хорошо и благополучно, человек испытывает фоновое ощущение предстоящей беды.

Тревожность в психологии может означать кратковременное эмоциональное состояние, а может являться устойчивой чертой характера человека. Тревога как эмоция свойственна всем людям и необходима для оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Тревожность же, как часть личности человека, является нарушением в его личностном развитии и мешает полноценной жизни в социуме.

Постоянное чувство тревоги и страха является следствием внутриличностного конфликта. Это может быть противоречием между образом себя идеального и себя реального, которое является расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний человека. Тревожность всегда сигнализирует о необходимости удовлетворения потребности, а чувство постоянной тревоги – показатель того, что потребность не удовлетворена.

Чувство тревоги также является фактом неудовлетворения социально-психологических потребностей человека.

Повышенная тревожность тесно связана с закономерностями между эмоциональной и мотивационно-потребностной сферами личности. Внутриличностный конфликт приводит к неудовлетворению потребностей, что создает напряженность и состояние тревожности.

После того как постоянный страх и тревога закрепляется в психике человека, это новая часть личности способна негативно влиять на дальнейшие мотивы поведения – на его коммуникации с другими людьми, побуждение к успеху, жизненную активность и поступки.

Тревожность, вместе с такими эмоциями, как страх и надежда, находится в особом положении. Как сказал Фриц Перлз, великий немецкий психиатр: «Формула тревоги очень проста. Тревога - это брешь, между сейчас и тогда».




Источники:

Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее время, как уже отмечалось, выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности, длительные внешний стресс , возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, с одной стороны, и внутренние - психологические и/или психофизиологические - с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.

И. А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности, предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя», личностная, тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С. Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее ». Однако, как представляется, для содержательного ответа на этот вопрос такой общей ссылки явно недостаточно.

Более продуктивным, с нашей точки зрения, является подход, объединяющий внешний источник стресса и его субъективную оценку. В ряде исследований тревога, «субъективное состояние страха-тревоги» рассматривается как психологический эквивалент любого конфликта. При этом конфликт понимается в основном как противоречие между оценкой индивидом определенной ситуации как угрожающей (вне зависимости от ее объективных характеристик) и отсутствием необходимых средств для ее избегания или преодоления. Это представление находится в общем ряду теорий тревожности и стресс как его компонента, связывающего их возникновение с когнитивной оценкой угрозы. Последняя предполагает, что процесс подобной оценки состоит из нескольких этапов:

  1. непосредственной оценки ситуации как угрожающей;
  2. поиск и отбор средств преодоления угрозы;
  3. когнитивная переоценка ситуации и изменение отношения к ней.

Тревожность возникает тогда, когда оценка внешней угрозы соединяется с представлениями о невозможности найти подходящие средства для ее преодоления , а ее профилактика и коррекция понимаются как обучение «переоценке ситуации» .

Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности.

В качестве еще одного - экстремального - внешнего источника тревожности в литературе выделятся посттравматический стресс . Общая тревожность является одним из центральных компонентов «посттравматического синдрома» у взрослых.

Систематические исследования влияния «стрессовых жизненных событий» или «детской травмы» начались, как известно, во время второй мировой войны. Одна из наиболее известных работ этой группы - исследование А. Фрейд и Д. Т. Бирлингам, посвященное детям, эвакуированным из Лондона. Множество исследований посвящено тревожности, возникшей в результате таких травматических факторов, как аварии, природные катастрофы, пребывание в клинике, хирургические операции, развод родителей. Особую группу, активно развивающуюся, к сожалению, в настоящее время, составляет изучение тревожности детей - жертв жестокого обращения, насилия, в том числе и сексуального.

Анализ этих исследований выходит за рамки нашей работы. Укажем лишь на некоторые значимые для нас данные. Прежде всего, это значительные диспропорции между тем, какое количество людей объективно подвергаются травматическому стрессу и выраженным переживаниям его психологических последствий. Данные убедительно свидетельствуют: несмотря на то, что травматичесские стресс ситуации практически одинаковой интенсивности переживают множество взрослых и детей, далеко не у всех из них развиваются невротические симптомы, в том числе и тревожность. Среди детей количество последних, по данным разных источников, колеблется от 25 до 50%.

В качестве определяющих выделяются два основных фактора: во-первых, отношение ребенка к происходящему, во многом зависящее от его личностных особенностей и предшествующих травме условий жизни и воспитания, и во-вторых, что самое главное, - присутствие во время стресс ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребенку эмоциональную поддержку. Так, например, по данным упоминавшегося выше исследования А. Фрейд и Д. Т. Бирлингам, среди детей, переживших бомбардировки Лондона вместе с родителями, количество тех, кто проявлял невротические признаки, оказалось значительно меньшим, чем среди эвакуированных в безопасные районы без родителей.

Особую группу составляют работы отечественных психологов и психологов стран СНГ, связанные с последствиями землетрясения в Армении и аварии на Чернобыльской АЭС. Так, при изучении тревожности у детей и подростков, проживающих в местностях, радиационно-загрязненных после аварии на Чернобыльской АЭС, также выявилась ее связь как с внешними стрессовыми условиями жизни, так и внутриличностными конфликтами.

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие тревожности у взрослых демонстрируют результаты исследований, проведенных на Украине сразу после Чернобыльской катастрофы. В нем участвовали ликвидаторы аварии и взрослые жители пострадавших районов. Полученные данные убедительно показали, что тревожность населения зараженных районов оказалась связанной прежде всего с информационной неопределенностью, противоречивостью получаемых сведений и советов. В тех же случаях, когда информация была достаточно однозначной, хотя и неблагоприятной, и давались конкретные рекомендации, как это было в группе ликвидаторов аварии, уровень тревожности лишь ненамного превышал средний и опосредствовался личностными особенностями, прежде всего стремлением к самоутверждению.

Все это, во-первых, свидетельствует, что источником тревожности в указанных случаях является не столько сама по себе угрожающая радиационная обстановка, сколько неопределенность самой жизненной ситуации, ее неоднозначность, степень и характер информированности о ней, а также о возможных последствиях. Во-вторых, оно указывает на опосредующий фактор - личностные особенности людей, ее переживающих. Последнее неоднократно подтверждалось в самых разных работах, проводимых как на детях, так и на взрослых. Большой интерес в этой связи представляет представленное выше исследование С. Р. Вирта.

Все приведенные выше факты, как представляется, убедительно свидетельствуют, что в случае устойчивой тревожности влияние стресса, в том числе и травматического, оказывается опосредованным внутриличностными факторами, что отражается в известных феноменах оценки и переоценки стрессовых ситуаций. Это, на наш взгляд, снимает проблему локализации источника тревоги, «внешней» и «внутренней» тревожности. Речь, по-видимому, должна идти о едином явлении, имеющее как внешние, так и внутриличностные источники.

Наличие этих двух типов источников важно, однако, учитывать при профилактике и преодолении тревожности, в частности для предотвращения травматических воздействий или смягчения их последствий. Наиболее значимым в этом плане, судя по литературным данным, является, как уже отмечалось, стресс разлуки с матерью или замещающим ее лицом.

Факторы общения, и прежде всего детско-родительские отношения, как особые детерминанты развития, возникающие «на пересечении действия факторов объективных и субъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды», выделяются сегодня в качестве центральных при исследовании практически всех сторон развития. Рассмотрим их применительно к устойчивой личностной тревожности.

тревожность , существовало везде и всегда. «Мне тревожно», «я испытываю страх», «вдруг стало отчего-то страшно» - эти и другие примеры наглядно иллюстрируют, что тревожность - не такое уж и не частое явление.

Что же такое тревожность с точки зрения психологии?

Тревожность - это индивидуальная психологическая особость, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Еще тревожность определяют как «переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности».

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невероятности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от нужно будетсти разрешить проблему.

На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркулирования крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, понижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Тревожность неоднородна. Можно говорить о разных ее видах. Например, об адекватной и неадекватной ее разновидности. Критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.

Тревожность можно подразделять также на устойчивую в какой-или сфере (ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека..

Помимо разных видов, выделяют разные формы тревожности. Форма тревожности - особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся приемах ее преодоления и компенсации, также в отношении человека к этому переживанию.

Выделяют две основных категорий тревожности: (1) открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; (2) скрытая - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся или в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, или косвенным путем - через специфические способы поведения.

К «открытым» формам тревожности относятся:

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой люди самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы можно выделить две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в 2-ух возрастах - младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

3. «Культивируемая» тревожность - в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с вышеописанной формой 2б, различия касаются лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-30%их, она не не часто проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного и того же малыша может встречаться одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность «культивируемой» тревожности может быть рассмотрена форма, которую условно можно назвать «магической». В этом случае человек как бы «заклинает злые силы» при помощи постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

«Культивируемая» тревожность встречается преимущественно в старшем подростковом - раннем юношеском возрасте, хотя отдельные случаи (прежде всего «магической» тревожности) отмечаются и на более ранних этапах.

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в одинаковой степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

У таких малышей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием, однако во внутреннем плане личности присутствуют множественные негативные переживания. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном - острую, нерегулируемую).

Тревожность в психологии рассматривают с различных позиций, но прежде всего само понятие «тревожность» — это переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием какого-либо неблагополучия или с предчувствием грозящей опасности. Кроме того, исследователи различают тревожность как эмоциональное состояние (возникающее в результате определенных обстоятельств) и как устойчивое свойство личности (тревожный тип личности, который проявляется при любых условиях).

Ориентируясь на исследования психологов, можно сказать, что в основе тревожности лежит неудовлетворение социогенных потребностей человека. Социогенные потребности необходимы для развития личности человека, они формируются в течение всей жизни в результате общения в социуме. Сюда можно отнести потребности в познании, в общении, в самовыражении и в самоутверждении. С помощью социогенных потребностей, человек благополучно взаимодействует с обществом, развивается, заботится о себе и о других, вступает в коммуникацию, может защитить себя и свою территорию, отстоять свою позицию, выбрать свое место в социуме и занять его. Данные потребности стимулируют человека к достижениям и развитию.

Если социогенные потребности не сформированы, человек разрушает себя и среду вокруг себя. Такой человек «застрял» и не может развиваться, поскольку не использует коллективный опыт, собственный опыт при взаимодействии с другими людьми и не имеет стимула к самостоятельному познанию себя и мира в целом.

Получается, что неудовлетворенность социогенных потребностей, способствует проявлению тревожности, ведь тогда любое взаимодействие с людьми в любой сфере жизнедеятельности (семейно-брачной, учебной, профессиональной) вызывает тревожное эмоциональное состояние, поскольку не хватает человеку опыта, знаний и мотивов.

Как тревожность ощущается? Как правило, человек отмечает напряжение, беспокойство, чувство неопределенности или ощущение надвигающейся опасности. Тревожность проявляется и на физиологическом уровне: учащается сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление, появляется расстройство стула. возрастает возбудимость. С тревожностью тесно связан и , явления которыми тревожность даст о себе знать.

Как правило, причинами тревожности являются различные стрессовые ситуации. Длительная внешняя стрессовая ситуация, когда человек переживает стойкую и длительную тревогу, провоцирует развитие тревожности, даже в условиях новой ситуации. Тоже касается внутренних стрессовых ситуаций, например ситуации когда человек поглощен проблемой или трудностью и не может найти выход или не может принять решение и сделать выбор, т.е. испытывает .

На заметку:

  • Тревожность может быть ситуативной, т.е. вследствие определенных обстоятельств и устойчивой, в случае которой наблюдаются устойчивые шаблоны поведения.
  • Основой формирования тревожности являются неудовлетворенные социогенные потребности, и происходит это на всех этапах развития, начиная с детского возраста.
  • Причинами, провоцирующими тревожность являются стрессовые ситуации (внутренние и внешние).
  • Для преодоления стойкой тревожности необходима психологическая помощь и поддержка, как детям так и взрослым.
  • Для снижения риска формирования тревожности, обогащайте свой опыт через коммуникацию, развивайте навыки общения, познавайте новое, учитесь и развивайтесь, чтобы иметь варианты решения и поведения в различных ситуациях.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.