Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике Режим в первой младшей группе март

Отличительной чертой каждого дошкольного заведения является распорядок. Режим дня в детском саду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минут. Любая задержка способна привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Многие родители могут сомневаться в целесообразности такого строго соблюдения порядка действий, считая это своего рода ограничением свободы для малыша, однако специалисты, среди которых педиатры, невропатологи и диетологи, настаивают на очевидной пользе подобной режимности, подкрепляя свою позицию разными фактами.

Занятия в детском саду проводятся строго по режиму

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении - психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.



Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детей

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:

  • Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет - согласно медицинским предписаниям.


Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек
  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, - объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет - 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

В таблице представлено, как выглядит график питания в большинстве заведений дошкольного типа:



Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно - времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.



В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной - вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.



Дневной сон помогает восстановить силы ребенка

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Наблюдение за организацией и руководством режимными процессами в средней группе детского сада.

Название режимного процесса

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Деятельность помощника воспитателя

1.Утренний прием

Приходят с родителями, которые помогают раздеваться. Общаются с воспитателем.

Создание хорошего настроения, беседы с детьми, родителями, осмотр детей, помощь детям в приведении себя в порядок, наблюдение за общением детей с родителями, помощь в организации игр, поручения.

Смотрит за играющими детьми, пока воспитатель находится в приемной комнате, создает бодрое настроение у детей, делает влажную уборку перед проведением утренней гимнастики.

2.Подготовка к завтраку

Умываются, помогают сервировать столы

Показ и объяснение дежурным правильных приемов работы, напоминание, контроль за выполнением действий, объективная оценка. Индивидуальный подход, игровой прием, худ. слово, постепенность, напоминание порядка действий при умывании, показ, пример сверстника, положительная оценка

Тщательно протирает поверхность столов горячей водой с мылом, моет руки, надевает специальную одежду. Сервировать столы мл.воспитатель с помощью дежурных начинает после получения пищи, когда все дети занимаются гигиеническими процедурами, и заканчивает к моменту готовности первого ребенка приступить к еде. Дает личный пример дежурным, контролирует их деятельность.

3.Завтрак

Выполняют правила поведения за столом. Завтракают. Помогают убирать со стола, приводить в порядок комнату

Создание спокойной обстановки за столом, красивая сервировка стола, положительные примеры, напоминание правил поведения за столом, возбуждение аппетита, положительная оценка вкусовых качеств пищи, побуждение доедать все, не заставляя; индивидуальный подход, игровой прием

Подготавливает стаканчики для полоскания рта. По окончании завтрака с помощью дежурных убирает со стола и приводит в порядок комнату.

4.Подготовка к прогулке

По возможности самостоятельно одеваются, помогают сверстникам.

Постепенность, индивидуальный подход, напоминания одеваться последовательно и не отвлекаясь, уточнение порядка одевания, указания, объяснение и показ способов действия помощь, худ. слово, советы, побуждение оказывать помощь своим сверстникам, поощрение, обсуждение плана прогулки, настраивание детей на содержательную деятельность на прогулке, выход на участок по мере одевания (оказание доверия детям, уверенность в их самоорганизации)

Помогает воспитателю: следит и оказывает помощь оставшимся детям, затем выводит их на прогулку.

5.Возвращение с прогулки

Поддерживание интереса к самообслуживанию, напоминание последовательности раздевания, поощрение быстроты раздевания и аккуратности складывания одежды, контроль за действиями детей, игровые приемы, привлечение ребят к анализу результатов труда (самообслужи- вания), объективная оценка

Помогает воспитателю: следит за раздеванием оставшихся детей.

6.Подготовка к обеду

Умываются, помогают накрывать на столы, сервировать стол

Совместная деятельность взрослых и детей (дежурство), а также см. «подготовка к завтраку». Поощрение проявления внимания к сверстникам во время умывания (пропустил друга, подал полотенце…), постепенность, игровой прием, напоминания, указания, объективная оценка.

Перед обедом проветривает и прибирает комнату; накрывает на стол; руководит действиями дежурных, красиво и правильно сервирует стол.

Прием пищи, соблюдают правила поведения за столом, правильно сидят

Регулирование поведения за столом, создание определенного настроя, доброжелательный тон, улыбка, повышение аппетита детей, проявление уважения к труду повара, индивидуальный подход, разъяснение правил поведения за столом, контроль за правильной позой во время еды, проговаривание технологии принятия пищи (что чем едят, как пищу берут с тарелки, темп еды, тщательность пережевывания…).

Подготавливает стаканчики с кипяченой водой для полоскания рта. Помогает дежурным убирать грязные тарелки из-под первого и разносить второе блюдо. Смену блюд производит после того, как ребенок съест предыдущее блюдо. Побуждает оставшихся детей к доеданию, не заставляя, когда воспитатель находится с остальными детьми уже в спальной. По окончании обеда вместе с дежурными убирает со стола и наводит порядок в комнате.

8.Подготовка ко сну

Раздеваются, аккуратно складывают одежду.

Учитывание индивидуальных особенностей детей, создание спокойной обстановки, положительного настроя перед сном, объяснение детям необходимости сна, оценка воспитателем положительного примера, поощрение самостоятельности при раздевании, аккуратности при складывании одежды, использование худ. слова (колыбельные, сказки).

Проветривает спальную и делает влажную уборку перед приходом детей.

Анализ режимных процессов.

В группе созданы все условия для полноценного проведения всех режимных процессов. Прием детей осуществляется в специальной комнате – раздевальной, где имеются шкафчики по количеству детей, скамейки для переодевания, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде (зеркало находится на уровне роста детей). У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа.В группе также созданы все условия: все оборудование и игрушки находятся в досягаемости для детей, принадлежности для дежурства лежат в определенном месте, дети свободно берут их оттуда и убирают обратно по окончании дежурства.Умывальная оборудована всем необходимым: имеется несколько раковин, что не создает толчеи при мытье рук, зеркала, вешалки для полотенец. Ко всему есть свободный доступ.В группе достаточно посуды, белья (оно меняется своевременно, по графику), столов, стульев.В группе наблюдается единство требований к детям, действия воспитателя согласованы с действиями младшего воспитателя. Воспитатель ведет беседы с родителями на тему «Режим дня в детском саду и дома», даёт консультации родителям о том, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, в уголке родителей висят рекомендации по организации режима. Таким образом, воспитатель добивается единства требований к ребенку.Распорядок дня обеспечивает содержательность детской деятельности, в группе царит деловая обстановка, нет шума, гама, дети четко выполняют требования режима.Режим дня носит определенный характер, т.е. подчинен ряду правил, которых придерживаются дети: правила пользования игрушками, вещами, определяющие взаимоотношения между детьми и взрослыми (например, играть дружно, не отнимать игрушек, не обижать друг друга). Требования, вытекающие из режима понятны детям, это дисциплинирует детей.Видно, что режим дня в группе отвечает требованию постоянности. Т.к. дети без капризов выполняют те или иные режимные процессы и к определенному времени уже испытывают потребность в переходе на новый режимный отрезок.Режим дня в группе целесообразен, т.к. все требования режима имеют определенный смысл, необходимы и обусловлены общей целью и задачами воспитания.

Приемы создания интереса к режимным процессам.

В течение 1 половины дня воспитатель использовала разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам.Основным приемом является игровой. К игровому приему воспитатель прибегла и тогда, когда ребенок плохо ел. Также воспитатель использовала художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтение сказки при укладывании детей спать. Все это, несомненно, создало у детей интерес к режимным моментам.

Педагог поощряла детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это также служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.При подготовке ко сну воспитатель объяснила детям для чего нужен сон, настроила их на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создала интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна.Воспитатель широко пользовалась созданием интереса у детей к различным процессам, чтобы достичь выполнения поставленных задач.Переход от одного режимного момента к другому воспитатель осуществляла постепенно, планомерно. Предупреждала детей заранее о смене деятельности, чтобы они могли переключиться с одного вида деятельности на другой. Тем детям, которые быстро выполняют все требования режима, она разрешала поиграть подольше. Умываться, одеваться дети шли постепенно, а не толпой, по мере заканчивая предыдущего вида деятельности. Не было суеты, дети привыкли к данному распорядку дня.Все гигиенические требования были соблюдены. Групповая комната, спальная своевременно проветривалась, проводилась влажная уборка по графику и по мере необходимости.Стол был правильно сервирован, посуду мыли по правилам и подавалась и для первого и для второго блюд разная, дежурные работали в соответствующей одежде, правильно держали посуду при ее раздаче.Младший воспитатель раздает пищу в специальной одежде, пол моет соответственно в другой.При подготовке к прогулке одевшиеся дети не ждали всех детей, а своевременно выходили на участок.Дети в соответствии с режимом проводили гигиенические процедуры: умывания, полоскания рта. Это было организовано в соответствии с гигиеническими требованиями.В групповой комнате дети были одеты в соответствии с температурой комнаты в облегченную одежду. Утренняя гимнастика проводилась в физкультурной одежде: майка, шорты, чешки.Все режимные процессы были проведены в соответствии с возрастом, без отклонений во времени.Направляя деятельность детей, воспитатель учитывала характер предшествующей и последующей деятельности в режиме дня. Так, подвижные игры не проводились после еды, перед сном, наоборот, были включены спокойные игры.Полотенца и постельное белье содержатся в идеальном порядке и меняются в соответствии с графиком смены белья.Сон проводится в отдельном чистом, проветренном помещении; исключены шумы, громкие разговоры, создана благоприятная обстановка.

Таким образом, проведение режимных процессов отвечает всем гигиеническим требованиям.

Во время одевания на прогулку, младшего воспитателя обязательно присутствует и вместе с воспитателем помогает одеваться детям, контролирует правильность и качественность и одевания. После окончания завтрака и обеда младший воспитатель контролировала процесс полоскания рта. Таким образом, младший воспитатель является активным помощником воспитателя при проведении режима, действия их согласованы и это является хорошим показателем эффективной совместной работы.

8) Учет возрастных особенностей дошкольников.

Весь режим был построен в соответствии с возрастом детей. С учетом возраста определялось время проведения того или иного режимного момента. Методические приемы также подобраны в соответствии с возрастом. Требования, предъявляемые воспитателем к детям, не были завышены, поэтому выполнялись ими легко. В соответствии с возрастом были подобраны игровые приемы, различные методы, даже тон общения воспитателя с детьми соответствует данной возрастной группе.

9) Культура внешнего вида воспитателя и его помощника.Воспитатель знает, что она является примером для детей во всем, поэтому ее внешний вид безупречен: аккуратная глаженая одежда, все подобрано в тон, со вкусом; волосы чистые причесанные; минимум косметики; ухоженные руки; удобная красивая обувь. Для проведения утренней гимнастики она также переодевалась в спортивную форму.

Младший воспитатель находится в группе в специальной одежде, которую меняет в соответствии с видом ее деятельности. Также всегда аккуратна, причесана.Таким образом, дети видят перед собой наглядный пример аккуратности и ухода за своим внешним видом, чему и стремятся подражать.

В процессе выполнения режимных моментов воспитатель обучает детей навыкам культурного обращения с вещами, знакомит их с правилами поведения, правилами общения друг с другом и со взрослыми, приучает их к самостоятельности в обслуживании себя, к целесообразным, полезным действиям.

Валентина Вильчинская
Консультация «Режим дня. Сон в первой младшей группе»

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня . Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима . Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей : они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. Хороший глубокий сон достаточной длительности имеет очень большое значение для здоровья и самочувствия детей. Если соблюдается режим дня , то у детей вырабатывается ритм в смене дня и бодрствования. После хорошего сна дети обычно бывают бодрыми и активными.

При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Недосыпание сразу же отражается на настроении : ребёнок становится вялым или, наоборот, возбуждённым, легко и по малейшему поводу раздражается, много и часто плачет.

При организации дневного сна учитываются следующие правила :

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель .

3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3 – 5 градусов.

В детском саду укладывание детей значительно сложнее, чем дома. Воспитателю надо в сравнительно короткий срок уложить одновременно не одного, а многих детей. Так как детей много, они, естественно, могут мешать, друг другу засыпать. Поэтому укладывание детей спать в группе требует очень чётко продуманной организации.

Поощряя детей к самостоятельному раздеванию, воспитатель отвлекает их от шалостей. Если воспитатель занята с одним ребёнком, остальные дети в это время не бездействуют, заняты полезным и интересным для них делом – раздеванием. Это имеет большое значение в детском саду, где воспитателю надо уложить не одного ребёнка, а группу в 20 – 25 детей . Активное участие детей в раздевании обеспечивает их интерес и положительное отношение к процессу.

Всё же дети 2 и даже 3 лет нуждаются, конечно, в большой помощи взрослых. В этом возрасте, далеко ещё не всё им удаются – расстегнуть пуговицу, развязать шнурки и т д. Иногда дети делают всё это очень медленно, отвлекаются, и, наконец, иногда отказываются раздеваться не потому, что не умеют, а потому, что устали или плохое настроение. Поэтому воспитатель не только помогает детям раздеваться, но иногда и сама раздевает их, особенно тех из них, кто слаб, устал или почему – либо отказывается от самостоятельного раздевания. Однако и здесь надо стараться не оставлять ребёнка пассивным, а привлекать его к какому – либо активному участию в доступной ему форме.

В зависимости от особенностей каждого ребёнка различными должны быть и воспитательные приёмы. Если ребёнок балуется, не хочет спать, то можно отвлечь его внимание предложением сделать что - то самому (н-р повернуться на другой бок, поправить себе подушку и т. д.) или подействовать на него спокойным, ласковым разговором. Если ребёнок легко возбудим, много двигается нужно посидеть возле него, мешая ему двигаться и действуя на него успокаивающе, но, не развлекая его разговором (погладить его, похлопать легонько по спинке и т. д.) Для хорошего сна в спальне не должно быть яркого света, жарко, шумно.

Во время пробуждения около детей всегда должен находиться воспитатель. Это обстоятельство очень важно, так как не все дети встают сразу. Обычно сначала просыпается только несколько детей, тогда как остальные ещё продолжают спать. Поэтому нужно на некоторое время сохранить тишину, чтобы не нарушать покоя ещё не проснувшихся детей. Каждого ребёнка после пробуждения нужно поднимать с кровати и одевать, не дожидаясь, когда проснуться остальные. При одевании воспитатель побуждает детей к самостоятельности. Помогая одному ребёнку надеть, например, платье, надо следить за самостоятельным одеванием другого, более старшего, и давать ему указание : «Коля, ты носочки надел? Теперь возьми штанишки надень»

Таким образом, проснувшиеся дети не ждут, пока воспитатель сможет их одеть, - они сами заняты и поэтому спокойны. Хорошо привлекать при этом детей к взаимопомощи.

Всеми этими приёмами воспитатель не только вырабатывает некоторые умения у детей, но и способствует активному их поведению, общему развитию и создаёт более благоприятную обстановку для одновременного обслуживания группы детей .

Публикации по теме:

«Адаптация детей первой младшей группы к детскому саду». Консультация для родителей Не секрет, что многие родители переживают период адаптации ребенка к детскому саду так же тяжело,как и их дети. Что такое адаптация? Адаптация.

Мероприятие «Режим дня школьника» Ход мероприятия Добрый день! Ну а что это значит? Значит, день был по - доброму начат, Значит, день принесет и удачу, И здоровье, и радость.

Физкультурно-оздоровительный режим Содержание работы Время проведения Исполнитель Прием детей Ежедневно 7.30 - 9.00 Воспитатели Осмотр детей Ежедневно 7.30 - 9.00 Медицинская.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. Консультация для родителей На втором году жизни ребенок продолжает интенсивно развиваться физически и психологически. К концу года он становится более крепким, подвижным.

Информация для родителей «Режим дня в первой младшей группе» Взрослея, малыши постепенно вступают во взрослую жизнь, которая порой очень сильно отличается от домашнего беззаботного время препровождения.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.