Биологические факторы развития ребенка. Биологическое и социальное в человеке

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

Поскольку биологические и социальные факторы играют огром­ную роль в развитии ребенка, можно предположить, что в развитии аномальных детей эти факторы приобретают еще большее значение. Ведь первопричиной нарушенного развития является имен­но органический (биологический) дефект, а условия социальной среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.

В связи с тем, что среди биологических факторов большое зна­чение принадлежит наследственности, начнем с/этой группы.

Биологические факторы. Формирование личности - сложный, Многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.

Развитие человека, как и всех живых организмов, связано пре­жде всего с действием фактора наследственности.

Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различ­ных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. В ходе дол­гой эволюции, путем действия законов наследственности, измен­чивости и естественного отбора, сложилась сложная телесная ор­ганизация человека, потомкам передавались основные биологи­ческие признаки, свойства человека как вида. Материальными носителями наследственности являются гены.

В соответствии с законами передачи наследственной информа­ции (их изучает генетика) люди наследуют анатомическое строе­ние, характер обмена веществ и физиологического функциониро­вания, тип нервной системы, степень пластичности нервной тка­ни, делающей ее податливой к воздействиям внешней среды. Вме­сте с тем наследственно обусловлены основные безусловнорефлекторные реакции, физиологические механизмы жизненно важных для организма влечений и органических потребностей. Число возможных комбинаций человеческих генов и их мутаций биоло­ги считают едва ли не большим, чем число атомов во Вселенной. По мнению академика Н.П.Дубинина, в современном человече­стве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей.

И все же процесс развития личности не есть простое раскрытие и развертывание биологического фонда. Еще Ч.Дарвин показал, что развитие живых организмов идет через борьбу наследствен­ности и приспособления к условиям жизни, через наследование старых и усвоение новых признаков. Ранее многие ученые счита­ли, что гены неизменны, отличаются абсолютной устойчивостью. Ныне твердо установлена изменчивость наследственных структур клетки. Следовательно, изменчивость, как и наследственность, является одним из коренных свойств организма.

Как бы ни было велико значение наследственности, ее влияние опосредствовано системой воспитания и социального воздейст­вия. Образ поведения человека, по мнению И. П. Павлова, не только обусловлен прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов. Благодаря пластичности нервной системы свой­ства ее типа изменяются под влиянием жизненных впечатлений, обеспечивая соответствующее приспособление организма к среде. Свойства типа в этом случае сдвигаются в ту или иную сторону, а вместе с этим изменяются динамические особенности личности (в частности, темперамент).

Прирожденные особенности нервной системы и других систем организма являются анатомо-физиологической основой тех жиз­ненных сил, которыми человек отчасти наделен от рождения и ко­торые существуют в нем в виде задатков. Человек получает от при­роды не готовые психические свойства, а функциональные возмож­ности, природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности. Особенности нервной системы человека не предопределяют будущих форм поведения, но образуют почву, на которой одни из них формируются легче, другие-труднее.

Природные задатки весьма многозначны. На основе одного и того же задатка могут быть сформированы различные способно­сти и психические свойства. Все будет зависеть от сочетания за­датков, а также от обстоятельств жизни и условий воспитания.

Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых пси­хических свойств. В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.

Наследственность как один из источников развития личности еще не изучена наукой должным образом. Каждый нормальный человек к одному виду деятельности способен больше, чем к дру­гому. Потенциально, т.е. генетически, человек необыкновенно богат по своим возможностям, но он никогда не реализует их полностью в своей жизни. В определенной степени это объясняет­ся тем, что до сих пор еще не выработаны методы выявления ис­тинных способностей человека в процессе его детского и юноше­ского воспитания, а потому и не предоставляются адекватные ус­ловия для их развития.

Дальнейшее развертывание исследований в этой области сде­лает педагогический процесс более обоснованным, позволит эф­фективнее управлять формированием личности школьника.

Социальные факторы. В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоения индивидом социального опыта. Человек на основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в пол­ном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего соци­ально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способностью к саморегуляции, избирательным отно­шением к социальной среде. Оставаясь общественным сущест­вом, человек вместе с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми пси­хологическими качествами и свойствами. На каждом уровне своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет опреде­ленные функции, обязанности. Овладевая необходимыми для этого знаниями, общественно выработанными нормами и пра­вилами поведения, он формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности есть расширение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложне­ние форм деятельности и общения с людьми.

Ребенок развивается как личность под воздействием окружаю­щей среды. В понятие «среда» входит сложная система внешних об­стоятельств, необходимых для жизни и развития человеческого ин­дивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные, так и общественные условия его жизни. Ребенок уже от рождения являет­ся не просто биологическим существом. По природе своей он спо­собен к социальному развитию - у него возникает потребность в общении, в овладении речью и т.п. При этом во взаимодействии личности и среды необходимо учитывать два решающих момента:

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых лично­стью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Но не все, что окружает ребенка, является действительной сре­дой его развития. Для каждого ребенка складывается неповтори­мая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы на­зываем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окру­жения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна. Микросреда - это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, шко­ла, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда несет ребенку по преимуществу неорганизованные влия­ния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому пола­гаться на воздействие только одной среды, даже самой благопри­ятной для формирования человека, - значит рассчитывать на успех весьма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это привело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в по­токе стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опо­средованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется. Вот почему воспита­ние выступает как ведущий, исключительно глубокий и действен­ный фактор формирования личности, как организованное, направ­ленное развитие.

Там. где есть воспитание, учитываются движущие силы разви­тия, возрастные и индивидуальные особенности детей, используют­ся положительные и ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство и т. п.), У детей формируется нравствен­ная стойкость против всякого рода негативных факторов, достига­ются единство и согласованность всех звеньев, осуществляющих воздействие на учащихся (школы, семьи, внешкольных учреждений, общественности). Там. где есть воспитание, ребенок раньше оказы­вается способным к самовоспитанию. С возникновением этого но­вого субъективного фактора он становится соратником воспитате­ля.

Воспитание проектирует личность, преднамеренно и плано­мерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном на­правлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигну­тый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления.

Ключ к пониманию процесса формирования и развития лично­сти аномального (умственно отсталого) ребенка лежит в работах Л. С. Выготского, раскрывающих, как было показано выше, слож­ную структуру дефекта и так называемую «зону ближайшего раз­вития». Остановимся на первом.

Мы уже говорили о том, что в основе любого нарушенного развития лежит биологический фактор. При любых нарушениях интеллекта присутствует органическое поражение высшего от­дела центральной нервной системы (ЦНС) - коры больших по­лушарий головного мозга. Например, при олигофрении кора головного мозга может быть поражена в пренатальный период (в период беременности, до родов), в натальный (во время родов) и в постнаталъный (послеродовой), в первые годы жизни ребенка

Естественно, что при так называемых сенсорных нарушениях (нарушениях слуха, зрения) или речевой патологии органические нарушения, в том числе и корковые, бу­дут другими.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи :

· определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;

· в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет, это не личность».

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существо биологическое и социальное.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Личностью называется конкретный человек как субъект обще­ственной деятельности и общественных отношений во всем много­образии его социально-психологических особенностей.

Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психо­логические особенности и свойства человека, развившиеся и про­являющиеся у него как у члена общества. Человек всегда являет­ся членом того или иного коллектива - семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность чело­века в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значи­тельной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

Понятие «человек» - самое широкое и общее, все остальные (личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности) включаются в него.

Человек - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда и умеющее пользоваться ими.

Понятие «индивид» утверждает принадлежность человека к биологическому роду.

Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые приобретаются им в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия к окружающему миру. Активность обеспечивает его способность к самоизменению. Таким образом, категория индивида представлена в узком смысле как неповторимость человека на биологическом уровне, а в широком – как совокупность психофизических и социальных особенностей.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, формирующееся в процессе взаимодействия биологических и социальных факторов. В рамках деятельностного подхода По мнению Э.А. Голубевой индивидуальность определяется через категорию человек, который характеризуется со стороны своих социально- значимых отличий от других людей (акцент делается на социальное своеобразие человека) и через категорию индивид в аспекте целостного, неповторимого своеобразия его психики и личности.

Особой психологической категорией, описывающей человека как источник активности, познания и преобразования действительности, является субъект. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе, она активно разрабатывается в исследованиях субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) и субъективности (И.С. Кон, В.И. Слободчиков).

Личность.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности.

В деятельностном подходе личность определяется как системное (социальное) качество индивида, приобретаемое им в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. К.А. Абульханова – Славская и Л.И. Анциферова отмечают, что личность характеризуется активностью, то есть стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности и это уже творческая, преобразующая активность личности.

Личностью, пишет К.К. Платонов, - является конкретный человек как носитель сознания.

Л.И. Божович называет личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который определяется тем, что ребенок воспринимает и переживает самого себя как единое целое, когда он может управлять своим поведением, соотносить свои желания с требованиями и желаниями других людей.

Отличительными психологическими особенностями личности являются:

1.Самосознание. Человек, как личность, сознает себя, прежде всего как живое, наделенное определенной телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным об­ликом в конкретном понятии «Я». Вместе с тем в этом сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему пси­хологические особенности и черты. Одновременно он противопос­тавляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из их среды.

Сознание - высший уровень психического отражения

объективной реальности, а также высший уровень

саморегуляции, присущий только человеку как

социальному существу.

Специфика человеческого сознания

    Активность (дифференциация по значимости)

    Интенциональность (направленность)

    Способность к рефлексии (самонаблюдение)

    Мотивационно-ценностный характер

    Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений

    Прогнозирующий характер человеческого сознания

    Наличие самосознания

Я-концепция (самосознание) - с овокупность представлений человека о себе на основе рефлексии

Критичность - основа формирования самосознания и его адекватности основной механизм контроля за своим поведением и самоконтроля

Способность критически оценивать происходящее,

сопоставлять полученную информацию со своими

поступками и идеалами, и, исходя из этого

сопоставления, формировать свое поведение,

определять цели и программу действий,

предпринимать шаги к достижению поставленной цели

2.Индивидуальность - устойчивое своеобразие принадлежа­щих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в спосо­бах и формах проявления. В реальной действительности психичес­кие процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому кон­кретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности - они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, т. е, полностью повторя­ли бы друг друга.

3.Саморегулирование - способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояния­ми в связи с требованиями социальной среды или условиями вы­полняемой деятельности. Человек не механически приспосаблива­ется к окружающей его среде в ответ на исходящие от нее раздра­жения. Он сам является сознательным членом этой среды, избира­тельно воспринимает ее воздействия, перерабатывает и оценивает их и управляет своим поведением в соответствии с этой оценкой.

4.Активность. Личность всегда деятельна. Иначе она не мо­жет существовать в окружающей ее социальной и природной сре­де. Только в процессе социально обусловленной деятельности че­ловек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности и способов ее выполнения и формиру­ются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только через деятельность, и только в деятельности выражается присущее личности качество активности.

5.Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится в определенных связях и от­ношениях с окружающими его людьми и обществом в целом - се­мейных, бытовых, производственно-трудовых, идейных и т. д. Вне этих объективных связей и отношений он не может существовать и действовать как член общества. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных формах его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Ее нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо изолированно (аб­страктно) от общества.

6. Гармония мотивов «Я хочу» и «Я должен». Мотив «я хочу» отражает эмоциональный уровень поведения, мотив «я должен» - отражает более высокий уровень сознания, когда человек соотносит свои желания с требованиями группы, когда регулятором поведения является чувство совести и долга.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

    биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

    духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность - это разнопорядковые понятия. Духовность формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;

Социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.

Ядром личности является духовный уровень, т.к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность. Таким образом, духовность является основным рычагом саморазвития или саморазрушения личности.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов.

Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.

Психобиологическое наследие - это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.

Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность. Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности. Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств. Групповой и индивидуальный опыт помогают формированию у личности своего «Я -образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие окружающие люди. Именно на базе группового, прежде всего, опыта происходит социализация личности. Если групповой опыт может быть сходен у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален и неповторим.

Говоря о формировании личности, особо следует остановиться на социальной потребности быть личностью, лежащей в основе всего процесса ее становления. Именно эта потребность обеспечивает активность включения человека в общество, социальные группы. Данная потребность существует наравне с совокупностью жизненных потребностей индивида в пище, воде, сне, активности, самосохранении.

Для характеристики процесса становления и формирования личности используется понятие «социализация». Социализация представляет собой двуединый процесс. С одной стороны, он включает в себя усвоение индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и в результате воздействия на него общества и его структур. С другой стороны, процесс социализации предполагает активное воспроизводство системы социальных связей индивидом через его активное включение в социальную жизнь посредством деятельности. По сути дела, социализация личности предполагает характеристику того, как социальная среда воздействует на человека, и как личность воздействует на среду и себя с помощью деятельности.

Процесс социализации охватывает собой три сферы, в которых осуществляется, главным образом, становление личности: деятельность, общение, самосознание. Именно эти три сферы, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, общается, познает окружающий мир, вносит в него свой вклад.

Статья «Биологические факторы развития ребенка»

Гурьянова Екатерина Петровна, воспитатель Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад комбинированного вида №11 «Шатлык» Мензелинского муниципального района РТ
Назначение материала: данный материал предназначен для воспитателей детских садов. Представленный материал станет полезным для воспитателей детского сада
Цель: распространить педагогический опыт среди воспитателей детских садов.
Задача: раскрыть значимость биологического фактора в развитии детей дошкольного возраста.
На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.
Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели.
Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.
Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.
Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.
Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности.
Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.
Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней
Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.
Загрязненная атмосфера отрицательно влияет на развитие ребенка, уже находясь во внутриутробном состоянии. Загрязнение воздушных масс в атмосфере, резкое ухудшение водных и лесных ресурсов способствуют тому, что повышается процент рожденных детей с некими нарушениями. Например, рождение глухонемых, слепых детей.
Развитие у глухонемых и слепых детей значительно отличается от развития здоровых детей, оно замедленно.
Несмотря на этот факт в педагогике разработаны и созданы особые методики способствующие развитию особых детей. Ежегодно стоятся и открываются новые специализированные учреждения, центры для особых детей. Немало важно указать и на то, что ведется активная работа и переподготовка рабочих кадров в данной области. Над данной проблемой трудятся многочисленные специалисты, такие как педагоги, психологи и т. д.
На данных специалистов возлагаются серьезные и порой сверхдостигаемые задачи. Однако главной задачей в работе квалифицированных специалистов является помощь каждому особому ребенку хоть на чуть-чуть приблизиться к реальному миру, оказать поддержку в приспособление ребенка к окружающему миру.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.