Какой конфликт определяет содержание сна гринева. Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”

"Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Капитанская дочка" - творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. Что позволяет нам поставить их в один ряд и избрать в качестве объекта исследования? В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.

Попытаемся определить место сновидения в развитии сюжета каждого из перечисленных произведений. Внимательно читая текст, нетрудно заметить, что герои видят сны перед какими-то решающими событиями. И связано это с тем, что в судьбе каждого героя сны играют роль пророчества, предсказания: такова важнейшая функция сна в сюжете пушкинских произведений.

Итак, что же предвещают сны героям? "Все тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!..." - это первые слова, которые произносит в трагедии "Борис Годунов" Григорий Самозванец. И этот сон предвещает герою то, что с ним случится в скором будущем:

…Мне снилося, что лестница крутая

Меня вела на башню; с высоты

Мне виделась Москва, что муравейник;

Внизу народ на площади кипел

И на меня указывал со смехом,

И стыдно мне и страшно становилось -

И, падая стремглав, я пробуждался…

Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не досматривают. Примечательна эмоциональная наполненность сновидения: "…И стыдно мне и страшно становилось…"

Падение в конце сна - тоже эмоция, хотя и видоизмененная и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательная эмоциональность сна Григория перекликается с финалом трагедии. Когда "кипящий" на площади народ в "ужасе молчит" и отказывается приветствовать Григория - "Димитрия", - это своеобразное предвестие "падения". Иерархичность пространства сновидения (верх - низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у смеющейся толпы. При этом сам герой в своем сне пассивен: он оказывается на башне как бы не по своей воле - его ведет наверх лестница, - и точно так же подневольно стремительное падение самозванца.

Примечательно, что роль Дмитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена и рассказа о "проклятом сне", сном и заканчивается: "Ложится, кладет седло под голову и засыпает".

Сон-предсказание Петруши Гринева в повести "Капитанская дочка"

Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринева (повесть "Капитанская дочка").

"Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы <…>. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце…" "Тише, - говорит она мне, - отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься. Пораженный страхом, я иду за нею в спальню <…> Что ж? Вместо отца моего вижу? В постели лежит мужик с черной бородой, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке. "Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? <…> Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной. И в эту минуту я проснулся…" Бросается в глаза явная абсурдность сновидений: отец оказывается настоящим, и, несмотря на тяжелую болезнь, он весело "поглядывает", да еще и вскакивает с постели и машет топором.

Сновидение наполнено нарастающими эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.

Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях ("буран еще свирепствовал"). "Буран" в контексте повести - весьма многозначительный образ, связанный не только с чувствами героя, но и с историческими событиями того времени.

Здесь так же, как и во сне Григория, поведение "сновидца" пассивно: случайный приезд домой (на самом деле Гринев едет из дома), подчинение обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого, кстати, возникает не случайно: сну предшествовала встреча с вожатым, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым - царем - самозванцем (во сне он фигурирует как отец-самозванец). Мать Гринева называет мужика "посаженным отцом" и это опять-таки не случайно - достаточно вспомнить, какую роль сыграет Пугачев в судьбе Маши и Гринева. Гринев признает, что это "сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним разные обстоятельства моей жизни".

Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня па крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”.- Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: – Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика? – “Все равно, Петруша,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…”
Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из Гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно по избранной дороге. Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором! Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.
Гринев вначале называет неизвестного “дорожным”, “мужичком”, ямщик – “добрым человеком”. По приезде на постоялый двор Гринев спрашивает Савельича: “Где же вожатый?” При прощании Гринев, благодаря за оказанную помощь, называет своего спасителя “вожатым”. Реальное содержание слова “вожатый” однозначно.: проводник. Намерение писателя придать Пугачеву символическое значение образа вожатого реализовано было в названии главы. В нем, как в фокусе, собирался тайный, глубокий смысл образов метели и человека, который знает дорогу. Заглавие подчеркивало возможность превращения однозначного слова в многозначный образ. Неизвестный был вожатым потому, что вывел Гринева из метели к жилью. Но неизвестный окажется Пугачевым, а обстоятельства сложатся так, что он станет вожатым того же Гринева в грозной метели восстания. Сквозь многозначный образ начинало просвечивать скрытое до времени, тайное и громадное значение человека, который может быть Вожатым с большой буквы.
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц – все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и “поцеловать ручку”… Символическое в ней будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начале романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности. Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым – Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.
Пугачев вошел в роман поэтически – из “тайного места”, из метели. Прозаический его разговор с ямщиком обретает вещий смысл. Неизвестный из метели оборачивается человеком, знающим дорогу, способным выручить из беды. Читатель еще не знает, что это Пугачев. А когда узнает – он вернется к этой сцене, и тогда-то откроется для него глубокое значение ночного разговора Гринева с Пугачевым.
Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика. “Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины, и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: “Не бойсь, подойди под мое благословение…””
Мужик, с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.
Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина – с его краткостью, с лаконизмом динамически развивающегося сюжета. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так. же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Вещие сны человек помнит всю жизнь, и особенно остра память в период ожидания исполнения этого сна. Притягательная, гипнотизирующая сила символического сна такова, что читатель не может забыть его. Образ мужика с топором, сливаясь с поэтическим образом Пугачева, становится глубоко содержательным символом романа – в нем, как в накрепко сжатой пружине, сконцентрирован идейный смысл “Капитанской дочки”.
Подобное восприятие символического смысла сна обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: “С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего”. Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, “никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся” !. Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.
И, наконец, эти слова мужика – “не бойсь! “, поражающие сначала своей как бы абсурдностью: ну как же не бояться человека с топором, которым он машет, наполняя комнату трупами? Нельзя не бояться такого мужика! Но возвращение читателя к сцене сна во всеоружии знания Пугачева кардинально обновляет смысл этого слова. Ведь все отношения Пугачева с Гриневым и строятся на том, что он ласково убеждал его не бояться восстания – затем и калмыцкую сказку рассказывал, и уговаривал перейти к нему.

Сочинение по литературе на тему: Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”

Другие сочинения:

  1. Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя оя и дан в начале романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил Read More ......
  2. Береги платье снову, а честь смолоду. “Береги честь смолоду” – этот нравственный завет является лейтмотивом романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Именно через отношение к этому завету раскрываются характеры двух героев произведения – Петра Гринева и Алексея Швабрина. Казалось бы, Read More ......
  3. Петр Андреич Гринев и Алексей Иваныч Швабрин впервые столкнулись на службе в Белгородской крепости. Гринев был определен туда по повелению батюшки, так как “Петруше шел семнадцатый годок”. Швабрин же “уж пятый год был переведен за смертоубийство”. Оба они – молодые Read More ......
  4. Главный герой повести А. С. Пушкин “Капитанская дочка” – Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени – сначала под руководством Савельича, потом Бопре (по профессии парикмахер). Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, но Read More ......
  5. Гринев и Швабрин – две разные личности. Но есть между ними что-то общее. Оба молоды, оба офицеры, оба дворяне. В детстве Гринев играл с дворовыми мальчишками в чехарду. Отец отказался отправлять юного сына служить в Петербург, а написал письмо своему Read More ......
  6. Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало. Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, Read More ......
  7. В основу повести “Капитанская дочка” легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором. Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачевского Read More ......
  8. НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ. А. С. ПУШКИН УВЛЕКАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ. ОСОБЕННО ЕГО ПРИВЛЕКАЛИ РАССКАЗЫ Read More ......
Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым. Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина - с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Вая?-но помнить при этом, что увиденный сон - вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания. Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал паблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор пока пе сбудутся» ". Пушкип знал эти верования. Оттого Гринев и пе забывал свой вещий сон. Не должен был его забыпать и читатель. Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «...Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься». - Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И ккакоймпе стати просить благословения у мужика?» - «Всё равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»...» Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц - все буднично, пичего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»... Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа - тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ело счастье с Машей Мироновой... Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядвым в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойд! под мое благословение..."» Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи - все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже - уже не во сне, а наяву.

3.2 Сон-предсказание Петруши Гринева в повести "Капитанская дочка"

Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринева (повесть "Капитанская дочка").

"Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы <…>. С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце…" "Тише, - говорит она мне, - отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься. Пораженный страхом, я иду за нею в спальню <…> Что ж? Вместо отца моего вижу? В постели лежит мужик с черной бородой, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке. "Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? <…> Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной. И в эту минуту я проснулся…" Бросается в глаза явная абсурдность сновидений: отец оказывается настоящим, и, несмотря на тяжелую болезнь, он весело "поглядывает", да еще и вскакивает с постели и машет топором.

Сновидение наполнено нарастающими эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.

Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях ("буран еще свирепствовал"). "Буран" в контексте повести - весьма многозначительный образ, связанный не только с чувствами героя, но и с историческими событиями того времени.

Здесь так же, как и во сне Григория, поведение "сновидца" пассивно: случайный приезд домой (на самом деле Гринев едет из дома), подчинение обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого, кстати, возникает не случайно: сну предшествовала встреча с вожатым, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым - царем - самозванцем (во сне он фигурирует как отец-самозванец). Мать Гринева называет мужика "посаженным отцом" и это опять-таки не случайно - достаточно вспомнить, какую роль сыграет Пугачев в судьбе Маши и Гринева. Гринев признает, что это "сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним разные обстоятельства моей жизни".

"Русский бунт, бессмысленный и беспощадный" в русской литературе XIX-XX веков по произведениям А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и М.А. Шолохова "Тихий Дон"

В исторической повести А.С. Пушкина описываются события крестьянской войны под предводительством Пугачёва. В ней принимали участие разнообразные слои тогдашнего населения России: крепостные крестьяне, казаки, различные нерусские народности...

Внетекстовое и текстовое пространство и законы их взаимодействия

В романе "Капитанская дочка" проявилась типичная черта пушкинской прозы - ее последовательский, аналитический характер. В этом произведении Пушкин выступает и как историк, и как художник-мыслитель...

Внетекстовое и текстовое пространство и законы их взаимодействия

Эпиграфы к главам романа делятся на две группы: цитаты из поэзии 18 века и строки из народных песен и пословиц. Такой подбор эпиграфов и такое их разделение не случайно. Эпиграфы к главам образуют здесь целую систему. В них звучат голоса эпохи...

Донбас у творчості Бориса Грінченка

Глибиною проникнення в душевний світ героїв позначено оповідання про тяжке життя шахтарської сімї «Батько та дочка». Оповідання має оптимістичний характер. Маруся - маленька дівчинка, яка мріє бути з батьком і мати свою сімю, дім...

Образная система в повести И.С. Тургенева "Вешние воды"

Главных женских образа в повести два, это две женщины, принявшие непосредственное участие в судьбе Санина: его невеста Джемма и «роковая» красавица Марья Николаевна Полозова. О Джемме мы впервые узнаем в одной из первых сцен повести...

Особенности сюжета повести и функция ее заглавия (И.С. Тургенев "После смерти (Клара Милич)")

Как уже говорилось выше повесть «После смерти (Клара Милич)» относится к последнему периоду творчества Тургенева. Топоров9 пишет о том, что этот период творчества существенно более богат обращениями к сновидческой топике и «морской» теме...

Проблематика и поэтика лирико-философской повести И.А. Бунина "Митина любовь"

бунин герой любовь жанровый При анализе проблематики данной повести мы опирались на работы А. Волкова, О. В. Сливицкой. Проблематика повести тесно переплетена с образами главных героев...

Реминисценции в повести Ф.М. Достоевского "Записки из подполья"

Повесть «Записки из подполья» написана Достоевским в 1864 г. и занимает особое место в его творчестве. Общая композиция повести включает в себя две не совпадающие по характеру части: в первой содержится прямое идеологическое выступление героя...

Тема детства в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Главной темой повести является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни. "Меня зовут Савельев Саша...

Тема любви в романах И.С. Тургенева

Итак, повесть И.С. Тургенева "Ася" затрагивает любовно-психологические вопросы, которые волнуют читателей. Произведение позволит также поговорить о таких важнейших нравственных ценностях, как честность, порядочность...

Тема стойкости в повести Э. Хемингуэя "Старик и море"

Повесть Хемингуэя, обладающую двойственным характером и резко выделяющуюся из всего ранее написанного автором, соответственно не так легко точно отнести к тому или иному жанру. Ее называли: реалистической повестью, символической...

Тема эксперимента в повести М.А. Булгакова "Собачье сердце"

Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом...

Тип "мечтателя" в ранней прозе Достоевского

Первая попытка разрешить в искусстве тему мечты и действительности была сделана Достоевским в повести «Хозяйка». Действие повести происходит в Петербурге. Герой ее, молодой ученый Василий Ордынов, который одинок и беден. Он забыл...

Уникальность повести Чехова "Три года"

Повесть «Три года» занимает уникальное место в творчестве А.П. Чехова. Основу произведения составляет изображение русской семьи на фоне общественной жизни 80-х 90-х годов. Задуманная как роман...

в "Капитанской дочке" А. С. Пушкина

и Раскольникова - в "Преступлении и наказании"

Ф. М. Достоевского

Как океан, объемист шар земной,

Земная жизнь кругом

объята снами...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами...

Ф. И. Тютчев

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим


себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время - время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятель­ной жизнью.

Сон литературного героя - это часть истории его ду­ши. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где "полужу­равль и полукот". И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями "простонародной старины". Вместе с Катериной Островского мы улетаем из "темного царства" Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обло-мовым мы попадаем в застойный рай спящей Обло-мовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.

Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Расколь-никова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? По­пробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева - предсказание, каким будет этот тер­нистый путь; сны Раскольникова - раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятель­ствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в "нежные видения полусонья", Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны.

Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное... Вместо отца - бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта - этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон - знак, то сон Гринева - знак судьбы.

Таким знаком предостережения мог бы стать для Родио­на Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова "убийство", он все время спрашивал себя: "...да разве то бу­дет?" Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий над живым существом. И во сне маленький Родион, плачу-


щий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: "Не убийГ Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевско­го, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнилось "хорошее отношение к лошадям" В. Маяков­ского. Та же толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого существа... И своеобразное видение поэтом гу­манизма:

...все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь.

Но Раскольников находит для старухи-процентщицы дру­гое слово - "вошь", из вшей самая наибесполезнейшая. И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове стару­шонку, а она хохочет да хохочет. Родион и до сна готов ее другой раз убить бы, если б очнулась.

Почему он так много думает о ней? Настоящий герой его теории ("пророк", Наполеон) не думает ни о каких стару­шонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и "дул бы в правого и виноватого", не испытывая угрызений совести. А раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у не­го угрызения совести; значит, "слабак", "тварь дрожащая". Вот этого и не может простить Родион старушонке. Если эти сны отражали борьбу, происходящую в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, полемизирующего с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом и волей. Гнездились они в мозгах людей.

Самым страшным для Достоевского было то, что зара­женные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди.не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины.


Этот сон Раскольникова открывает перед нами завет­ную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества.

Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезнен­ных снов? Сон Гринева у Пушкина задает трагическую то­нальность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон пове­ствования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что "Капитанская дочка" - это рас­сказ автора об исторической трагедии, которая была, а "Пре­ступление и наказание" - предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

Цветопись в портрете города в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Здесь будет город заложен Назло надменному соседу.

А. С. Пушкин. Медный всадник

Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого ге­ния великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой при­роде. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на кото­ром лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудо­вищную идею.

Действие романа "Преступление и наказание" разворачи­вается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского - это отвратитель­ные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и тем­ные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы,


продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная жен­щина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на буль­варе Раскольников встречает молоденькую девушку, кото­рую "где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу". Петербург Достоевского болен, и больны, кто нрав­ственно, кто физически, большинство персонажей его произ­ведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обста­новку и людей, затронутых болезнью, является раздражаю­щий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или сундук" каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтова­тые обои в комнате у Сони, "мебель из желтого отполиро­ванного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действую­щих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

Предвестником недобрых событий является также крас­ный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников от­правляется заложить "маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками" - подарок сестры на па­мять. "Красные камешки" становятся как бы предвестника­ми неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторя­ется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению...

Глаза Раскольникова уже привыкли "к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам". Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жили­ща героев романа - "нищие, униженные и оскорбленные". Гнетущее впечатление производят многочисленные и подроб­ные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, больше похо-


жей на "гроб" или "шкаф", где "вот-вот стукнешься головой о потолок", влачит свое существование главный герой. Неуди­вительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, "тварью дрожащей".

В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходно­сти, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он - типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце пе­реполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Но тем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от прочих людей ради того, чтобы "сделать первый шаг" во имя "всеобщего счастья". Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, ста­новится убийцей, как некогда стал убийцей и палачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.

Петербург не раз становился действующим лицом рус­ской художественной литературы.

A. С. Пушкин сложил гимн великому городу в "Медном
всаднике", лирически описал его великолепные архитектур­
ные ансамбли, сумраки белых ночей в "Евгении Онегине". Но
поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...

B. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен
ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у
Н. В. Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной
красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.


Только что мы познакомились с Петербургом Достоев­ского. Можно сделать вывод, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры "углов" - создают общее впечатление города, который враж­дебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безыс­ходности, толкает на скандалы и на преступления.

Традиции изображения Петербурга были продолжены та­кими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандель­штам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен красивым и вели­чественным, как у Пушкина. Город Мандельштама - жутко­вато-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:

Ты вернулсясюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Образ "высокого неба" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"

Неправда, что у человека нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, по­нять душу - это дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) - наи­более интересная и сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для нее то же самое, что Архимед - для физики, Евклид - для геометрии. Это Досто­евский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой его творчества был страдающий человек, то есть человек, на­ходящийся в том состоянии, когда его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался человек, его душа.


Роман Л. Н, Толстого "Война и мир" можно назвать "энци­клопедией человека и жизни". Писатель показал на страни­цах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и радо­стями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил опреде­ленные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.

"Война и мир" - произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он воплощает свои раз­мышления в предельно ясной форме и в то же время застав­ляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в опи­сываемых событиях.

Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды - того, что является основой подлинного искусства. Толстовские герои - не "герои" в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Их образы на­рисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к "Войне и миру" больше, чем к любому другому произведению подходят слова: "Жизнь народа - один из главных героев романа". И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Нет, идеал не в смысле "хо­дячая добродетель", образ выдуманный и бесплотный. Тол­стовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек "во плоти и крови", которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, - как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает высочайшую нрав­ственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал муж-


чины - это некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший най­ти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный, сильный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины - хранительницы семьи - непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не ли­шена эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил сво­их героев прекрасной душой, не наделив их прекрасной внеш­ностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем анатолям и элен, "сорвал с них маски", пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и пре­красное - самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы - вот что писатель ценит в человеке более всего.

Что же такое истинные идеалы, чистота души в понима­нии Толстого? Ответ на этот вопрос он дает через мысли Анд­рея Болконского после ранения. Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забыва­ют. "Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги.

Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически, Красота души, нравственность главных героев романа и само­го автора - вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев - эталоном духов­ного совершенства и красоты.

"Мысль семейная" в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

(По роману Л. Н. Толстого "Война и мир")

Роман "Война и мир" - одно из центральных произведе­ний великого писателя Льва Николаевича Толстого. Несмот-


ря на панорамность, обилие персонажей и событий, это, в пер­вую очередь, произведение о людях, об их поисках своего мес­та в жизни. На фоне масштабных исторических событий Тол­стого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему сословию, народу, государ­ству, а в служении своим родным, семье. Эта "мысль семей­ная" наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Толстой как будто издалека, через множество преград и жиз­ненных трудностей ведет героинь к идеалу частной жизни - к семье.

Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа. По-детски непосредственная, жизнерадостная, легкая в об­щении, легкомысленная, влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пробыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья о себе говорит: "Я... всегда была дикарка... Я люблю быть одна... Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни".

Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Курагиным трудно найти момент ее жизнеописания, когда бы она не была ни в кого влюблена. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей. Марья со­зревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь ее и не веря в ее возможность. Наташа идет к своей настоя­щей любви через множество увлечений, Марья - в скром­ном одиночестве.

Но уже в это время можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. У Наташи они проявляются бурно, восторженно. Она может броситься на шею совершен­но незнакомому человеку, чтобы выразить ему свою призна­тельность. Марья же выражает свою любовь терпением и помощью своим "божьим людям". Обе они открыты для со­чувствия и готовы прийти на помощь.


Есть у них и некоторое внешнее сходство: они обе не очень красивы. Но в минуты, когда Наташа и Марья прояв­ляют лучшие качества своей души, они преображаются и ста­новятся прекрасными. Толстой, подчеркивая это обстоятель­ство, выражает свое глубокое убеждение, что истинная красо­та человека не внешняя, а внутренняя.

Наташа и Марья вначале очень далеки от цели, к ко­торой их ведет автор, - от тихой и счастливой семейной жизни, поглощающей без остатка. Легкомысленная Наташа не может пожертвовать своим образом жизни, свободой для любимого человека. У княжны Марьи другие причины. Она не считает возможным для себя уйти от отца, от "божьих людей", от своего печального одиночества. Марья ничего не хочет для себя лично и готова отдать жизнь в жертву другим людям: "Если бы у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, - я сказала бы: желаю быть беднее самого бедного из нищих".

Самопожертвование - вот девиз жизни Марьи до встречи с Николаем Ростовым и смерти князя Андрея. Девиз же Наташи - жизнерадостность. Поэтому, когда героини впер­вые встречаются, они, естественно, не находят общего языка. Все меняется с приходом войны. Горе, лишения, потеря крова, утрата близких изменили их. Встретились опять у кровати смертельно раненного князя Андрея совершенно другие жен­щины - повзрослевшие и помудревшие, осознавшие ответ­ственность за свои семьи. Наташа вынуждена ухаживать за обезумевшей от горя матерью, Марья воспитывает маленько­го осиротевшего племянника.

"Чистая, полная печаль так же невозможна, как и полная радость". Человек имеет способность привыкать к горестям и отходить от них. Так и героини Толстого в своих повсе­дневных заботах постепенно возрождаются. Они осознают не только пустоту жизни светской, но и бесцельность замкнутой монашеской жизни. Женщины находят то, ради чего стоит жить: к ним приходит настоящая любовь.

Конец романа, где описывается будничная, совершенно про­заическая семейная жизнь Марьи и Николая, Наташи и Пье­ра, кажется странным и противоречащим всем предыдущим событиям, полным переживаний, исканий, волнений и тревог.


Приведя таких разных героинь через многие испытания к одной развязке, Толстой показал неизбежность и необходи­мость для человека обыкновенной семейной жизни, не засо­ренной светскими предрассудками.

Толстовские героини не жертвуют ничем ради семейной жизни. Это не жертва, а естественное для них нормальное поведение, основанное на самом святом чувстве - чувстве любви к мужу и детям.

"Мысль народная" как основа художественного

"Война и мир"

В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы - роман-эпо­пея "Война и мир". По словам И. С. Тургенева, "ничего луч­шего у нас никогда не было написано никем".

"Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В "Войне и мире" я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года", - говорил Лев Толстой.

Главный герой романа - народ. Народ, брошенный в не­нужную и непонятную ему войну 1805 года, народ, подняв­шийся в 1812 году на защиту Родины и разгромивший в освободительной войне огромную неприятельскую армию во главе с непобедимым до тех пор полководцем.

В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа, хотя значение образа народа определяется не количеством мас­совых сцен, а народной идеей. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. Народную оценку войны 1805 года выражает писатель словами князя Андрея: "Отчего мы под Аустерлицем проиграли сраже­ние?.. Нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения".

Война 1812 года не была похожа на другие войны, "Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания", - писал Толстой.


Отечественная война 1812 г. для России была справедли­вой, национально-освободительной войной. Наполеоновские полчища вступили в пределы России и направились к ее цент­ру - Москве. На борьбу с захватчиками выступил весь на­род. Простые русские люди - крестьяне Карп и Влас, старо­стиха Василиса, купец Ферапонтов, дьячок и многие другие - враждебно встречают наполеоновскую армию, оказывают ей сопротивление. Чувство любви к Родине охватило все слои населения.

Толстой говорит, что "для русских людей не могло быть вопроса, хорошо или дурно будет под управлением францу­зов". Уезжают из Москвы Ростовы, отдав подводы раненым и оставив на произвол судьбы свой дом; покидает родное гнез­до Богучарово княжна Марья Болконская. Переодетый в про­стое платье граф Пьер Безухов вооружается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона.

Но омерзительны отдельные представители чиновно-арис-тократического общества, которые в дни всенародного бед­ствия действовали в эгоистических, корыстолюбивых целях. Враг уже был в Москве, а придворная петербургская жизнь шла по-старому: "Те же были выходы, балы, тот же француз­ский театр, те же интересы службы и интриги". Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

Гневно обличает Толстой московского генерал-губернато­ра и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ро­стопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся ар­мии Кутузова.

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах - иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали На­полеону всю Европу и "приехали нас учить - славные учителя!" Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: "...наибольших для себя выгод и удовольствий... Трутневое население армии". К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

С большой симпатией относился Толстой к народу, кото-


рый сыграл главную и решающую роль в войне против фран­цузских завоевателей.

Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты "в первый раз дрались там за Русскую землю", что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины "два дня сряду.отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы".

Еще более полно "мысль народная" ощущается в тех гла­вах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей - все те, кого можно назвать "русскими душой".

Человеком, воплотившим в себе дух народа, Толстой изоб­ражает Кутузова.

Кутузов - подлинно народный полководец. Таким, вы­ражающим нужды, мысли и чувства солдат, он выступает во время смотра под Браунау и во время Аустерлицкого сражения, и особенно во время Отечественной войны 1812 года. "Кутузов, - пишет Толстой, - всем русским суще­ством своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат". Кутузов для России - свой, родной чело­век. Во время войны 1812 года все его усилия направлены к одной цели - очищению родной земли от захватчиков. "Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа", - говорит писатель. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористо-на о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа; понимая, как никто, народный характер войны 1812 года, он поддерживает пред­ложенный Денисовым план развертывания партизанских действий.

Кутузов - носитель народной мудрости, выразитель на­родных чувств. Его отличает "необычайная сила проникно­вения в смысл совершающихся явлений, а источник ее лежит в народном чувстве, которое он носил в себе во всей своей чистоте и силе". Только признание в нем этого


чувства заставило народ выбрать его против воли царя главнокомандующим русской армией. И только это чувство поставило его на ту высоту, с которой он направлял все силы не на то, чтобы убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.

И солдаты, и офицеры - все воюют не за Георгиевские кресты, а за Отечество. Потрясают своей нравственной стой­костью защитники батареи генерала Раевского. Толстой по­казывает необычайную стойкость, мужество солдат и лучшей части офицеров. Он пишет, что не только Наполеон и его генералы, но все солдаты французской армии испытывали в Бородинском сражении "чувство ужаса перед врагом, кото­рый, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения".

С большим знанием дела описывает Толстой сливные дей­ствия русских партизан и их командиров - Денисова и До-лохова. В центре повествования о партизанской войне - об­разы Тихона Щербатого, в котором воплощаются лучшие национальные черты русского народа, и Платона Каратаева, олицетворяющего "все русское, народное, круглое, доброе". Тол­стой пишет: "...благо тому народу, который в минуту испыта­ния... с простотою и легкостью поднимает первую по­павшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувства оскорбления и мести не заменятся презрением и жалостью".

Кульминационным моментом Отечественной войны яви­лась Бородинская битва. Если при описании сражений, про­исходивших на чужой территории (Аустерлицкое, Шенгра-бенское), автор сосредоточил внимание на некоторых героях, то на Бородинском поле он рисует массовый героизм народа и не выделяет отдельных персонажей.

Мужественное сопротивление русских войск, их несокру­шимость удивляют и поражают Наполеона, еще не знавшего поражений. Самоуверенный император сначала никак не мог понять, что происходит на поле боя, так как вместо ожидае­мого известия о бегстве неприятеля прежде стройные колон­ны французских войск возвращались теперь расстроенными, испуганными толпами. Наполеон натыкался на массу уби­тых и раненых солдат и испытывал ужас.


Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. "Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором сто­яли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Боро­дином".

Моральные качества армии, или дух войск, безусловно, вли­яют на исход военных действий, тем более, что со стороны фран­цузов война носила захватнический характер, со стороны рус­ского народа война была национально-освободительной.

Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

Читая роман, мы убеждаемся, что писатель судит о вели­ких событиях прошлого, о войне и мире с позиции народных интересов. А это и есть та "мысль народная", которую любил в своей бессмертной эпопее Толстой, и которая осветила не­меркнущим светом его гениальное творение.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.