Что дает обучение финансовой грамотности детей. Как научить ребенка финансовой грамотности

    Умение правильно обращаться с деньгами — один из навыков, без которых невозможно добиться успеха во взрослой жизни. И даже если вы не планируете вырастить нового Стива Джобса или Дональда Трампа, основы финансовой грамотности помогут ребенку избежать многих проблем.

    Не секрет, что, вырастая, вчерашние дети зачастую набирают кучу кредитов и быстро оказываются банкротами. Затем либо воруют, либо впадают в депрессию. И, на мой взгляд, это вина родителей, которые не научили свое чадо с детства разумно и рационально относиться к финансам.

    1. Выделяйте ребенку карманные деньги


    Пусть вас не пугает это «взрослое» задание. Простейший «бухгалтерский баланс» под силу вести даже ребенку!

    В качестве примера приведу таблицу приходов и расходов, которую ведет 8-летняя дочь моего клиента. Деньги девочка получает раз в неделю.

    Такое элементарное задание, как ведение таблицы:

    • отвечать за свои финансовые решения;
    • разрушает иллюзию, что деньги берутся из ниоткуда;
    • учит разумно и ответственно обращаться с финансами;
    • объясняет, что клянчить деньги не получится.

    Ребенок привыкает к тому, что у него есть свои деньги, которые нужно расходовать с умом.

    3. Позвольте подростку заработать самостоятельно

    Для подростка идеальный способ научиться ценить деньги и правильно ими распоряжаться — пойти и самому заработать. По закону дети могут работать с 16 лет (в некоторых случаях — с 14 лет). Это не значит, что они не в состоянии выполнять элементарную работу в более раннем возрасте.

    Вы можете стать для ребенка первым работодателем. На официальной основе установите оплату за некоторые виды работ по дому, дайте ему простые поручения или привлеките к собственной работе.

    Детям помладше вполне под силу:

    • помочь с домашними обязанностями;
    • сходить за продуктами в магазин;
    • выгулять соседскую собаку;
    • оказать любые другие мелкие услуги знакомым.

    Ребенок прикладывает усилия, за что получает вознаграждение в виде денег. Благодаря этому он обретает уверенность в себе и своих силах, чувствует себя способным. Согласитесь, заработать деньги самостоятельно куда интереснее, чем выпрашивать их у родителей или бабушек!

    4. Дайте право на ошибку

    Самый лучший способ научить подростка разумно относиться к покупкам — позволить ему совершать ошибки. Не ругайте и не критикуйте его, иначе добьетесь обратного эффекта. Помните, что в данном случае опыт намного важнее денег.

    Формируйте у ребенка правильные стереотипы и не прививайте ненужных страхов. Например, подросток купил дешевые наушники, которые сломались через 2 дня. Он и сам чувствует себя подавленным, что зря потратил деньги. Еще больше его беспокоит, что родители ругают его за бесполезную покупку.

    Каково ему в этот момент? Подросток и так расстроен, его уверенность в себе близится к нулю. Так что не ругайте его, лучше посочувствуйте. Ведите себя как его друг, а не как ростовщик, ссудивший деньги под проценты. В следующий раз он и сам подумает, прежде чем тратить деньги на подделку.

    Пусть ребенок в 10 лет неудачно потратит тысячу рублей и получит ценный опыт. Зато потом, в 30 лет он не пустит по ветру миллион рублей, а сто раз взвесит все «за» и «против». Не забывайте: в 10 лет последствий потери денег нет. В 30 лет, если у него будет семья, миллион ударит по бюджету и эмоциональному состоянию не только вашего подросшего чада, но и всех его домочадцев.

    Мои дети составляют свой еженедельный бюджет. Учитывают приход на начало недели, сколько получено и от кого (от мамы, папы, бабушки, могут быть еще какие-то доходы), итого получено столько-то. Заполняют колонку расходов и подводят итог: сколько потрачено, а сколько осталось.

    Понятно, что при таком навыке позже можно и бухгалтером идти работать: составлять баланс они умеют с детства. Но главное — у ребенка вырабатывается умение планировать свои расходы.

    5. Дайте детям представление о круговороте денег в мире взрослых

    Дайте ребенку почувствовать, как работают деньги. Чтобы заработать деньги, вы взаимодействуете с клиентами, коллегами, партнерами. Пусть и подросток тренируется общаться с людьми. Пусть сам контактирует с обслуживающим персоналом (конечно, где это уместно):

    • пусть сам оплачивает покупки на кассе, проверяет сдачу и чек;
    • пусть сам сделает заказ у официанта в кафе, сам оплачивает счет и решает, оставлять ли чаевые за обслуживание.

    Навыки общения в любом случае пригодятся в будущем. Так почему бы не осваивать их прямо сейчас? Вы можете привлечь подростка к своей работе в офисе или договориться о бесплатной стажировке. Он будет под присмотром, научится полезным вещам, поймет, как именно деньги попадают в кошелек родителей и иначе посмотрит на многие из своих покупок и желаний.

    Не забывайте: научить ребенка обращаться с деньгами, зарабатывать деньги и планировать свой бюджет — задача родителей. Во многом от вашего воспитания зависит, совершит ли ваше чадо финансовые ошибки в будущем.

    Из книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих».

Воспитание детей: советы психолога Ольги Юрковской

Умение правильно обращаться с деньгами — один из навыков, без которых невозможно добиться успеха во взрослой жизни. И даже если вы не планируете вырастить нового Стива Джобса или Дональда Трампа, основы финансовой грамотности помогут ребенку избежать многих проблем.

Не секрет, что, вырастая, вчерашние дети зачастую набирают кучу кредитов и быстро оказываются банкротами. Затем либо воруют, либо впадают в депрессию. И, на мой взгляд, это вина родителей, которые не научили свое чадо с детства разумно и рационально относиться к финансам.

1. Выделяйте ребенку карманные деньги

Пусть вас не пугает это «взрослое» задание. Простейший «бухгалтерский баланс» под силу вести даже ребенку!

В качестве примера приведу таблицу приходов и расходов, которую ведет 8-летняя дочь моего клиента. Деньги девочка получает раз в неделю.

Остаток на начало недели: 100 руб.

Получила

Потратила

От мамы

100 руб.

Обеды в бассейне

620 руб.

От папы

100 руб.

Журнал

240 руб.

От бабушки

400 руб.

Журнал

240 руб.

Заработала

200 руб.

Заколка

90 руб.

Кукла

1000 руб.

На телефон

100 руб.

Итого получено: 2700 руб.

Итого потрачено: 2290 руб.

Остаток на конец недели: 510 руб.

Такое элементарное задание, как ведение таблицы:

  • отвечать за свои финансовые решения;
  • разрушает иллюзию, что деньги берутся из ниоткуда;
  • учит разумно и ответственно обращаться с финансами;
  • объясняет, что клянчить деньги не получится.

Ребенок привыкает к тому, что у него есть свои деньги, которые нужно расходовать с умом.

3. Позвольте подростку заработать самостоятельно

Для подростка идеальный способ научиться ценить деньги и правильно ими распоряжаться — пойти и самому заработать. По закону дети могут работать с 16 лет (в некоторых случаях — с 14 лет). Это не значит, что они не в состоянии выполнять элементарную работу в более раннем возрасте.

Вы можете стать для ребенка первым работодателем. На официальной основе установите оплату за некоторые виды работ по дому, дайте ему простые поручения или привлеките к собственной работе.

Детям помладше вполне под силу:

  • помочь с домашними обязанностями;
  • сходить за продуктами в магазин;
  • выгулять соседскую собаку;
  • оказать любые другие мелкие услуги знакомым.

Ребенок прикладывает усилия, за что получает вознаграждение в виде денег. Благодаря этому он обретает уверенность в себе и своих силах, чувствует себя способным. Согласитесь, заработать деньги самостоятельно куда интереснее, чем выпрашивать их у родителей или бабушек!

4. Дайте право на ошибку

Самый лучший способ научить подростка разумно относиться к покупкам — позволить ему совершать ошибки. Не ругайте и не критикуйте его, иначе добьетесь обратного эффекта. Помните, что в данном случае опыт намного важнее денег.

Формируйте у ребенка правильные стереотипы и не прививайте ненужных страхов. Например, подросток купил дешевые наушники, которые сломались через 2 дня. Он и сам чувствует себя подавленным, что зря потратил деньги. Еще больше его беспокоит, что родители ругают его за бесполезную покупку.

Каково ему в этот момент? Подросток и так расстроен, его уверенность в себе близится к нулю. Так что не ругайте его, лучше посочувствуйте. Ведите себя как его друг, а не как ростовщик, ссудивший деньги под проценты. В следующий раз он и сам подумает, прежде чем тратить деньги на подделку.

Пусть ребенок в 10 лет неудачно потратит тысячу рублей и получит ценный опыт. Зато потом, в 30 лет он не пустит по ветру миллион рублей, а сто раз взвесит все «за» и «против». Не забывайте: в 10 лет последствий потери денег нет. В 30 лет, если у него будет семья, миллион ударит по бюджету и эмоциональному состоянию не только вашего подросшего чада, но и всех его домочадцев.

Мои дети составляют свой еженедельный бюджет. Учитывают приход на начало недели, сколько получено и от кого (от мамы, папы, бабушки, могут быть еще какие-то доходы), итого получено столько-то. Заполняют колонку расходов и подводят итог: сколько потрачено, а сколько осталось.

Понятно, что при таком навыке позже можно и бухгалтером идти работать: составлять баланс они умеют с детства. Но главное — у ребенка вырабатывается умение планировать свои расходы.

5. Дайте детям представление о круговороте денег в мире взрослых

Дайте ребенку почувствовать, как работают деньги. Чтобы заработать деньги, вы взаимодействуете с клиентами, коллегами, партнерами. Пусть и подросток тренируется общаться с людьми. Пусть сам контактирует с обслуживающим персоналом (конечно, где это уместно):

  • пусть сам оплачивает покупки на кассе, проверяет сдачу и чек;
  • пусть сам сделает заказ у официанта в кафе, сам оплачивает счет и решает, оставлять ли чаевые за обслуживание.

Навыки общения в любом случае пригодятся в будущем. Так почему бы не осваивать их прямо сейчас? Вы можете привлечь подростка к своей работе в офисе или договориться о бесплатной стажировке. Он будет под присмотром, научится полезным вещам, поймет, как именно деньги попадают в кошелек родителей и иначе посмотрит на многие из своих покупок и желаний.

Не забывайте: научить ребенка обращаться с деньгами, зарабатывать деньги и планировать свой бюджет — задача родителей. Во многом от вашего воспитания зависит, совершит ли ваше чадо финансовые ошибки в будущем.

Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей . Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

  1. рассказать , что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
  2. познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета
  3. рассказать , как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
  4. объяснить , что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
  5. объяснить разницу между потребностями и пожеланиями
  6. при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
  7. объяснить принцип накопления денег

Введение

Финансовая грамотность - это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию .

Читайте также Сайты про финансы Украины В этой статье мы собрали самые важные сайты про финансы в Украине. Это не есть каталог ссылок, в котором собрано все подряд; на этой странице приведен...

К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах : только в 2012-2013 учебном году началось экспериментальное преподавание у старшеклассников украинских школ. Как сообщает 1kr.ua , «пилотный курс «Финансовая грамотность» будет преподаваться в 68 общеобразовательных учебных заведениях, в том числе в колледжах, в 14 областях Украины для учащихся 10-х классов в течение 2012-13 учебного года ». Но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей и подростков, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах » или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить? ». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах , и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны. Одноклассники могут сказать, что богатым можно стать только если воровать. Или на спортивном кружке кто-то может сболтнуть, что только удачливые станут успешными. Представьте, какое влияние могут оказать эти утверждения, если ваш ребенок всерьез поверит своим «друзьям». Поэтому важно именно ваше участие , чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И - повторюсь - вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним , чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами . К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла? »
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба - это выгодно? »
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо? »

Читайте также Как открыть собственный брокерский бизнес Вы можете зарабатывать на биржевых торгах деньги, даже если вы вообще не умеете торговать. В статье подробно рассказано, как создать собственный броке...

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары - деньги , которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите , что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне? » или «как собрать сумму в 64 рубля? ». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала)
  2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
  3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной гривен?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»
  4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку

После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.

Альтернативные виды денег

Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните , что дережный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все-равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Зароботок

Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги .

Читайте также Зарплата = бедность, активы = богатство Получая деньги за труд, вы становитесь рабом своей работы и не сможете стать богатым. Вместо зарплаты надо строить активы, которые будут приносить дох...

Расскажите детям, что людям надо работать , чтоб зарабатывать деньги . Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то - за проект. Также расскажите , что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также - что можно стать предпринимателем и начать свое дело , и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).

Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы . К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем. »

После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать , он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас . И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.). Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка , открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте , какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать » или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.

При рассуждении о будущей профессии вашего ребенка, подумайте о следующем:

  • какие самые любимые (успеваемые) предметы в школе?
  • почему именно эти предметы, а не другие?
  • какие профессии могут использовать навыки от этих предметов и наук?
  • какие любимые хобби?
  • есть ли варианты обратить хобби в занятость?

Карманные деньги

Давать деньги детям на регулярной основе - это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности . Только важно - приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром (перед началом учебной недели) или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.

Кроме простой регулярной (линейной - выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.

Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны : если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.

Потребности vs желания

Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что - желание.

Потребность - то что нужно для выживания

Желание - то что нам хотелось бы иметь

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить .

Примеры потребностей :

  • дом (в широком смысле)
  • здравоохранение
  • одежда

Примеры желаний :

  • технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)
  • ювелирные украшения, бижутерия
  • кино, телевидение, компьютерные игры

Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае? » Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи - куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника? », «может пристанем платить за воду? », «что важнее купить: еду или игрушку? »

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое - на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

Прямая ссылка на диаграмму ; после перехода жмите «печать» в броузере, чтоб распечатать; вы также можете подстроить диаграмму под себя, изменяя цифры, идущие после «&chd=t:» в адресной строке картинки.)

Правильный выбор: куда тратить деньги

Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть - оставаться неизменной.

Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги - ресурс ограниченный , и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности. Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор . Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.

После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уровнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 гривен, а робот - 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 гривен », и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать , какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные : причины за и причины против . Попросите ребенка написать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против. К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:

  • мои друзья будут меня уважать
  • он удобен, стилен и эстетичен
  • он поможет мне в учебе и ежедневных задачах

Причины против покупки:

  • он дорого стоит
  • у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций
  • я избавлю себя от фальшивых «друзей», котрые потянуться ко мне из-за последнего айфона

И когда у ребенка будет список причин за и против для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.

Попросите ребенка сузить список до 1 товара , и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег. Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить в решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.

Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор », потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).

Принцип накопления

Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь , которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельствно - отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления .

Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать . И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно о подождать.

Проясните несколько вещей с ребенком:

  • сколько уже есть у вашего малыша
  • сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты
  • сколько денег ребенок может накопить в неделю
  • сколько потребуется времени для получения необходимой суммы

Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните , что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.

Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.

Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то.

Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей . Сегодня ваш ребенок может решить что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.

Вывод

Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы - родители - должны их подготовить и обучить финансовой грамотности

Наука о грамотном обращении с деньгами в стране не преподается на государственном уровне. Правительство заинтересовано выращивать потребителей, яростно поднимающие ВВП. Бизнес выращивает покорных рабов, готовых целую жизнь работать на зарплату. Банкиры заинтересованы в создании спроса на кредитные средства.
Поэтому непростая задача - воспитание финансовой грамотности у детей, лежит на плечах родителей.
Зачем нужны уроки, а также какие способы раннего управления финансами существуют, разберем подробно.

Как сформируется финансовый мир в глазах детей зависит от уровня грамотности родителей, педагогов. А уровень этой грамотности в плачевном состоянии. Хорошо, если папа бизнесмен. Знает что и как устроено. Правда, часто у такого папы нет времени на преподавание, даже собственному ребенку.
Притча «Как дети финансовую систему по полочкам разложили» как нельзя лучше отображает уровень грамотности народа в финансовых вопросах.

Отличия потребностей и желаний

Родители ошибочно полагают, что понимание отличия потребностей и желаний придет само в определенном возрасте. Однако, многие и в сорок лет еще не научились проводить грань между этими понятиями. Если не хотите, чтобы ваши отпрыски оказались в этом числе начинайте вести разъяснительные беседы с малолетства, с учетом детской психологии. Помогут сказки, игры, наглядные пособия.

Планируйте семейный бюджет вместе

Привлекаем самых маленьких. Чем младше ребенок тем более укрупненная модель бюджета. Главное - активы и пассивы. Цель — научить детей отличать одно от другого. Начинаем с самого видного. Чем старше, тем больше деталей. Отдельно стоит разбирать личный детский бюджет.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В школе учат совершенно не той финансовой грамотности, которая приводит к богатству. Детей научат как платить налоги, как брать кредиты, что такое деньги, кто такой Карл Маркс. Это важно. Но не научит человека стать финансово независимым гражданином.

Чему и как учить?

Принципы финансовой грамотности:

  1. Финансовое планирование, которое включает постановку финансовых целей. Разбивка на долгосрочные, а также краткосрочные цели.
  2. Понятие бюджета. Доходная и расходная часть бюджета легко может уложиться в голове маленького человека, если преподнести ее в виде интересного рисунка. В детскую доходную часть можно включить , подарки, поощрительные доходы за достижения.
  3. Принципы экономии. Расскажите ребенку как сбережения.
  4. Способы заработка. Ребенок должен научиться понимать что папин кошелек не рог изобилия. Для этого стоит производить пояснительные беседы с отпрысками о том как деньги зарабатывают.
  5. Способы создания пассивного дохода. Детям любого возраста можно подобрать способы инвестиций.
  6. На чем основана работа банков. Что такое кредитные, дебетовые карты. Как работает эта система.
  7. Милосердие. Научите отпрыска заботиться не только о личном бюджете, но и оказывать посильную помощь нуждающимся. Расскажите о способах как оказать финансовую помощь нуждающимся детям. Помощь не обязательно денежная. В последнее время в нашей стране развивается волонтерское движение. Найти волонтерские группы работающие по интересному, допустимому для ребенка направлению не составит труда.

Возрастные группы и уровни преподавания

Дошкольники

Пока что малышам достаточно уяснить, что деньги не бесконечны. Не стоит подробно рассказывать как трудно достаются деньги семье. Важен сам принцип много работал - получил зарплату. Понимание того, что значит денег много не бывает, придет не сразу.
Основам финансовой грамотности дошколят лучше учить дома в спокойной обстановке. Вариант подробного объяснения в магазине почему мама не может сейчас купить вертолет не удачный.
У малышей дошкольного возраста критерии выбора пока отсутствуют. Поэтому не стоит их вести в магазин для выбора игрушки. Правильное решение - обсудить дома и купить без присутствия малыша.

Младшие классы

Начальная школа — самое время создания основательного подхода к обучению финансовой грамотности. В глазах детей этого возраста финансовый мир еще иллюзорен. Малыши только начинают понимать что необходимо трудится, чтобы зарабатывать деньги. Хорошо, если у младших школьников уже существуют навыки самостоятельной траты денег в магазине. Если вы еще не начали приучать детей к собственным деньгам, самое время выдавать . Пусть ребята совершают финансовые ошибки на мелких суммах. На этом выстроится умение обращаться с деньгами.

Подростки

Школьники понемногу начинают понимать необходимость разумного расходования средств. Переходите с еженедельных выплат на ежемесячные. Сумма выдаваемых денег должна расти.
Принципы финансовой грамотности подросткам и молодежи уже следует разъяснять основательно. В этом возрасте познакомьте детей с графиком источников дохода который описывал Роберт Кийосаки в книге «Богатый папа, бедный папа». Источников четыре: заработать будучи наемным работником, работая на себя, создав бизнес и инвестиционные доходы.

Следующий пункт обязательный к изучению детьми: достижение финансовой безопасности.
Подростки уже задумываются о том как заработать.

Формируем правильное отношение к кредитам
Понимание, что такое заем денежных средств важный финансовый навык. Многие прошли эту школу на собственной шкуре не зная правил игры. Научив школьника финансовой грамоте, поможете не совершать глупых ошибок.
По статистике каждый пятый россиянин — держатель кредитной карты, каждый седьмой одновременно выплачивает 2 и более кредитов. Большинство кредитных целей относятся не к потребностям, а к желаниям, без которых можно обойтись.
Показать работу кредитов нужно наглядно с помощью рисунков, таблиц. Важно не запугать ребенка кредитами, а научить грамотно использовать привлеченные средства.

Термины, без которых не обойтись

Деньги
Финансы
Кредит
Банк
Министр финансов
Министерство финансов

Полезные экономические игры, занятия

Единственно верный способ научить малышей деньгам это игра. Финансовые игры можно найти в магазинах, в интернете. А разнообразие экономических компьютерных игр позволит подобрать полезное занятие для любого возраста.

Монополия, известна старшему поколению. Сегодня имеет массу видов. Неизменна цель - стать богатым землевладельцем. Здесь и налоги и штрафы, арендная плата и прочие прелести реальной жизни.
7 чудес. Покупайте, продавайте ресурсы и стройте чудо-света.
А еще: Артифициум, Колонизаторы, Джайпур

Компьютерные игры

Игра Wild West (Дикий Запад) подойдет даже дошкольникам. Чтобы получить пользу от игры, маме придется сначала самостоятельно разобраться. Вы удивитесь насколько глубоко и подробно игра может научить планированию.
Аналогичная — Big Farm .
Виртономика. Игра подойдет подросткам. Здесь создаются виртуальные компании с детальной проработкой всех бизнес-процессов.
Rising Cities - градостроительная стратегия. Тоже затрагивает финансовые вопросы. Требует детального планирования бюджета.

Мировой бестселлер по финансам Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» теперь могут прочитать дети. Вышла в свет книга адаптированная под подростковый возраст под названием «Богатый папа, бедный папа для подростков» . С помощью упражнений, схем, наглядных примеров эта книга способна сформировать правильное понимание финансового мироустройства.
Книга «Финансы для тинейджеров» Поповой Натальи раскроет важные понятия: налоги, банки, кредиты.
Книга «Пес по имени Мани» Бодо Шефера в форме интересного приключения раскроет важную тему финансовой грамотности детям.

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.