Теория жизни парацельса. Новый взгляд на идеи парацельса, или о несовместимости лекарств III


Cверхблагородный - Парацельс

Н астоящая цель алхимии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!

Парацельс

Знаменитый философ, алхимик и врач XVI века, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст из Гогенгейма, известный как Парацельс, был удивительным, загадочным, сложным и, на первый взгляд, противоречивым человеком. Одни считали его пьяницей и буяном; другие - женоненавистником; третьи боялись его ясного ума и острого языка и гнали, обвиняя в ереси; четвертые молились на него, поклоняясь как магу и чудотворцу... Лишь в одном все были единодушны – он был одним из тех, кого называют людьми-Титанами, творцами новой эпохи и новой культуры, великим и сложным для понимания.

«Парацельс» в переводе с латыни означает «сверхблагородный». Ведь был он не просто медиком, а занимался оккультными науками - в частности, каббалой и алхимией, рассматривая их, наравне с медициной, как часть философского знания о человеке.

Филипп родился в 1493г. в деревушке Эгга-на-Зиле, в двух часах ходьбы от Цюриха. Его отец, Вильгельм Бомбаст из Гогенгейма, был одним из потомков старинного и славного рода Бомбастов, и был хорошо известен в округе как светский врач, получивший полноценное академическое образование. В ранней юности именно он обучал наукам Теофраста, преподавая ему основы алхимии, хирургии и терапии. Парацельс всегда чтил память своего отца и отзывался о нем очень тепло - не только как об отце, но и как о друге и наставнике. “Ни один человек не достоин той похвалы, которую мне бы хотелось принести к ногам того, кто родил меня, воспитал и обучил” .

Продолжил учебу он у монахов монастыря св. Андрея, расположенного в долине Савоны. По достижении шестнадцати лет – отправился на учебу в университет Базеля. После этого его обучал знаменитый Иоганн Тритемий из Шпангейма, настоятель монастыря св. Иакова в Вюрцбурге, один из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Именно под руководством этого учителя особенное развитие и практическое применение получили склонности Парацельса к оккультным наукам. Тяга к оккультизму привела его в лабораторию Сигизмунда Фуггера, который, как и аббат Тритемий, был известным алхимиком, способным передать ученику многие ценные секреты.

Позднее Парацельс много путешествовал. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции и России. “Я побывал во многих высших школах – как немецких, так французских и итальянских… Я везде пытался докопаться до основ медицины”. Теофраст даже посетил Индию, когда был пленен татарами. Во время пребывания Парацельса в татарском плену, ему удалось побывать в таинственной Шамбале.

“Много людей искало и до сих пор тщетно пытается пройти в эту Твердыню, но доходят лишь те, кто позваны. История знает немало выдающихся личностей, которым было суждено дать новый импульс к продвижению человеческой эволюции и перед тем посетивших эту Твердыню Великого Знания. Так в свое время и Парацельс провел несколько лет в одном из Ашрамов Транс-Гималайской Твердыни, обучаясь великому знанию, изложенному им во многих томах, и часто в символах, ибо велико было гонение на этих светочей знания. Все его сочинения переведены на немецкий, английский и французкий языки. Многие ученые и врачи черпают из них свои знания, но, по обыкновению, часто умалчивая об источнике” . (ПЕИР, 30.03.36) .

Любой читатель работ Парацельса, знакомый с трудами восточных Мастеров, замечает их идентичность. То, что говорил Парацельс о семеричном строении человека, о свойствах астрального тела, о привязанных к земле элементариях и т. д., на Западе в то время было совершенно неизвестно. Более того - Парацельс много писал об элементалах, или духах природы (но, описывая их, он заменял восточные термины соответствующими названиями из германской мифологии, чтобы облегчить понимание этих вопросов своим соотечественникам, привыкшим к западной манере мышления).

В 1521г. Парацельс, как свидетельствует Ван Гельмонт, прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. “Философский камень есть нечто реальное. При том можно понимать его духовно и физически. Духовное состояние, называемое камнем, соответствует созвучанию всех отложений психической энергии. Физически препарат довольно близок препарату Парацельса; но в нем осталась существенная ошибка, в которой он напрасно упорствовал. В остальном, источники арабские, питавшие Парацельса, были довольно правильны”. (С., 27) .

Затем Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений. Парацельс писал: “Я скитался в поисках моего искусства, нередко подвергая опасности свою жизнь. Я не стыдился даже у бродяг, палачей и цирюльников учиться всему, что считал полезным. Известно, что влюбленный может пройти долгий путь, чтобы встретить обожаемую им женщину, - насколько же сильнее та тяга любящего мудрость, что заставляет его скитаться в поисках своей божественной возлюбленной!”

Проведя в скитаниях десять лет (то применяя на практике свое искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию), в возрасте тридцати двух лет он возвратился на родину, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

После этих удивительных исцелений городской совет Базеля назначил Филиппа Теофраста профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. Лекции Парацельса в местном университете, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было его собственным, и он преподавал его, невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами.

Свои знания и умения Парацельс демонстрировал и на практике, значительно превосходя в медицинском искусстве всех своих коллег. Он продолжал совершать множество поистине чудесных исцелений больных, которых авторитетно объявляли неизлечимыми (этот факт удостоверен Эразмом Роттердамским, самым добросовестным и образованным наблюдателем).

Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Изучая лечебный эффект от различных химических элементов и соединений, Парацельс ввел в медицинский обиход препараты меди, ртути, сурьмы и мышьяка, а также лечение водой из минеральных источников; составлял тинктуры, экстракты и эликсиры на основе растений; впервые в истории медицины ввел понятие о дозировке лекарств. «Все есть яд и все - лекарство; то и другое определяет доза» - эта фраза ученого стала крылатой.

В тридцать три года Парацельс уже был предметом восхищения народа и профессиональной зависти коллег. Он возбуждал ярость последних еще и тем, что, в отличие от других врачей, многих бедняков лечил бесплатно. Но чаще всего наградой за его труд служила неблагодарность; он получал ее везде, не только в домах среднего достатка, но и в богатых (к примеру, в доме графа Филиппа Баденского, чей случай врачи признали безнадежным). Парацельс вылечил графа в короткий срок, но тот проявил удивительную скупость. Мало того, неблагодарность этого вельможи вызвала большую радость в стане врагов Парацельса и дала им прекрасный повод злословить и осмеивать его более чем когда-либо.

В это же время Парацельс занимал должность главного городского врача; пользуясь этим, он обратился в городской совет Базеля с предложением передать все аптеки города под его надзор и разрешить ему проверять, хорошо ли провизоры знают свое дело и имеются ли у них в достаточном количестве настоящие лекарства. Как и следовало ожидать, этим он навлек на себя ненависть всех аптекарей и провизоров, к которым присоединились врачи и профессора под предлогом того, что назначение Парацельса профессором университета было произведено без их согласия, и что он был чужестранцем - никто не знает, «откуда он взялся», и, более того, неизвестно, является ли он «настоящим врачом». Вследствие этого гонения Парацельс был вынужден тайно и спешно покинуть Базель в июле 1528г., чтобы избежать нежелательных осложнений.

После этого события Парацельс вновь вернулся к бродячей жизни, странствуя по стране, как в юности, останавливаясь в деревенских харчевнях и ночуя на постоялых дворах. За ним следовали многочисленные ученики, привлекаемые или жаждой познания, или желанием овладеть его искусством и использовать последнее в своих целях. Самый известный из них - Иоганн Опорин, который в течение трех лет был его секретарем и ассистентом, а впоследствии стал профессором греческого языка и знаменитым издателем, книготорговцем и печатником Базеля. Парацельс более чем неохотно раскрывал свои секреты, и Опорин позже весьма неодобрительно отзывался о нем в связи с этим, чем сыграл на руку его врагам. Но после смерти Парацельса он жалел о своем неблагоразумии и выражал преклонение перед учителем.

В 1528г. Парацельс приехал в Кольмар, затем посетил Эсслинген и Нюрнберг. «Настоящие» врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Но и этот успех не изменил жизнь Парацельса, которому, казалось, была предначертана судьба скитальца. Нердлинген, Мюнхен, Регенсбург, Амберг, Мерано, Халле, Цюрих… в итоге осел он в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу.

Во многих своих рецептах Парацельс предлагает прибегнуть для составления того или иного снадобья к помо­щи таинственной virgula mercurials. Говорят, речь шла не о чем ином, как о самой настоящей «волшебной палочке»! О ней не раз упоминалось в средневековых источниках по оккультизму, но природа этого артефакта, способного, по-видимому, производить магические действия, так и остается неизвестной. Не исключено, считают современные исследователи, что волшебная палочка, так хорошо знакомая нам по сказкам, представляла собой какой-то прибор. Но откуда он взялся у Парацельса?

Также Парацельс приводил в своих сочинениях подробный рецепт приготовления искусственного человека - гомункула: «Положить в реторту мужского семени и держать при температуре 40"C сорок дней. Появившуюся там фигурку надо питать человеческой кровью 40 недель... после чего она получает способность узнавать и передавать самые сокровенные вещи».

Но ему не суждено было долго наслаждаться столь заслуженным покоем; 24 сентября 1541г. после непродолжительной болезни он умер (в возрасте 48 лет и трех дней) в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь», что на набережной, а его тело было похоронено на кладбище св. Себастьяна. Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень, проломил череп, что, спустя несколько дней, и привело к смерти.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572г. во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас стоит памятник ему. В центре разрушенной пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись на латинском языке:" Филиппа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за открытие химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью ".

На основании памятника имеется надпись: "Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть".

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова:" Мир живым, вечный покой умершим".

После ухода Парацельс почти не оставил земных сокровищ, однако его наследие, воплощенное в книгах, огромно и нетленно. Его работы - неисчерпаемый кладезь знаний, в них заложено огромное количество семян, из которых, попади они в руки достойных садовников, могут произрасти великие истины. Многое из того, что сегодня толкуется превратно и отрицается, грядущие исследователи извлекут на свет и, придав достойную форму, поместят в основание духовного храма Мудрости.

"…Алхимики средних веков, как Вы знаете, должны были скрывать свои великие знания под запутанными аллегориями и разными символами, чтобы раньше времени не отправиться к праотцам и не подвергнуть уничтожению свой самоотверженный труд во благо человечества. Конечно, в наши дни столь осмеянные алхимики начинают входить в почет, и труды великого Парацельса можно уже найти на полке любимых книг больших ученых и врачей. Так, истина всегда давалась под прикрытием, так же как и все великие Учителя должны были часто прикрываться «серым» плащом, чтобы Свет Их не ослепил и люди допустили бы Их к себе, и приняли хотя бы ту часть Истины, которая была предуготована для этого цикла” . (ПЕИР, 21.05.35) .

Философия Парацельса затрагивает проблему внутреннего развития человека. В разное время и в разных традициях путь внутренней трансформации человека назывался по-разному, но основная задача всегда была одинаковой: раскрытие собственных внутренних потенциалов, поиск своей истинной сути, своего Закона и предназначения, для того чтобы наиболее полно участвовать во всеобщей эволюции и быть на земле проводником и исполнителем воли Бога.

“Люди не знают себя и потому не ведают того, что существует в их внутреннем мире. Каждый человек обладает божественной эссенцией, вся мудрость и сила заложены в нем в зародыше, все виды знаний доступны ему в равной мере…” Каждый человек, учит Парацельс, наделен от природы тремя таинственными силами - Волей, Верой и Воображением, которые способны привести его к высшему совершенству. Воля - или Молитва - есть способность величайшего стремления человека к Богу, закон, заложенный в нем. Вера - способность ощущения Божественного во всем, великая мудрость, знание невидимой сути вещей, спящее глубоко в душе каждого человека; это величайшая сила, исходящая из источника всеобщего Блага, способная создавать, исцелять и производить чудесные превращения. Воображение - способность человека творить, способность призывать и воплощать высокие мечты. Эти три силы изначально даны каждому, но не каждый способен их проявить. В большинстве случаев они так и не развиваются и постепенно исчезают вместе с потерей способности мечтать, верить и надеяться. Но, стремящегося открыть эти силы в себе, ждет долгий и трудный путь.

“Необходимо искать и стучаться, обращаясь ко всемогущей Силе внутри нас, и сохранять ее недремлющей; и если мы будем делать это правильным образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чем просим, и найдем то, что ищем, и двери Вечного, что были заперты, откроются перед нами...”

Парацельс был христианином в истинном смысле слова, но ничуть не фанатиком.

Он был врагом лицемерия, обрядовых служб и нарочитой набожности. “Какой смысл в прилюдной молитве? Она есть начало и причина идолопоклонства, и потому Христос запрещал ее” . Он говорил: “Помните, что Бог отметил нас, наделив пороками и болезнями, дабы показать нам, что мы не имеем ничего, чем гордиться, что наше всеобъемлющее понимание на самом деле ничего не стоит, что мы далеки от познания абсолютной истины и что знания наши и силы в действительности очень малы” .

Парацельс мало читал. Он говорил, что в течение десяти лет не прочитал ни одной книги , а его ученики подтверждают, что он диктовал свои труды, не используя никаких записок и заметок. “Чтение еще никого не сделало врачом. Медицина есть искусство, и оно требует практики. …Начиная изучать мое искусство, я вообразил, что в мире нет ни одного учителя, способного научить меня ему, и что я должен постигать его сам. Книга, которую я изучал, была книгой природы, написанной рукой Господа” .

Сам же Парацельс написал 230 книг по философии, 40 книг по медицине, 12 о политике, 7 по математике и астрономии и 66 - посвященных тайным искусствам.

Из трудов Парацельса по медицине: "Природа и вызывает, и излечивает болезнь, и потому врачу необходимо знать природные процессы, происходящие как в видимом, так и в невидимом человеке. Тогда он будет способен распознать причину и течение болезни" <...>

Существует пять невидимых причин возникновения болезней:

1. Болезни, вызванные астральными влияниями, действующими на астральное тело человека и затем действующими на его тело.

2. Болезни, вызванные шлаками, ядовитыми веществами и внутренними закупорками.

3. Болезни, вызванные аномальным состоянием физиологических функций вследствие злоупотребления органами или вредных воздействий.

4. Болезни, вызванные психологическими причинами, такими, как желания, страсти и пороки, а также болезненным воображением.

5. Болезни, в основе которых лежат духовные причины (склонности), созданные (в предыдущих жизнях) неподчинением божественному Закону (Карме).

Некоторые заболевания могут иметь не одну из этих причин, а две или более…

Болезнь не имеет обыкновения изменять свой характер и приспосабливаться к знаниям лекаря, но лекарь должен понимать причины болезни. Врачу следует быть слугой природы, а не врагом ее; ему надлежит вести и направлять ее в ее борьбе за жизнь, а не воздвигать своим неразумным вмешательством новые препятствия на пути исцеления…”

Парацельс был хорошо знаком с терапевтическим воздействием магнита и широко применял его. Он также применял силы минерального, человеческого и звездного магнетизма. “Силы составляющие микросом человека, тождественны силам, составляющим макросом мира… Врач, который хочет лечить разумно, должен знать строение вселенной так же хорошо, как строение человека и умело применять свои знания…”

При лечении пациентов Парацельс успешно применял и растения. Излюбленным его средством был зверобой про дырявленный, который использовался против элементалов и духов, враждебных человеку.

“Прожилки на его листьях суть сигнатуры. Если они проколоты, это означает, что растение это отгоняет всех призраков вокруг человека… Зверобой есть почти уникальное средство”.

Из писем Е.И. Рерих “...Человек, зная характеристику (т.е. форму, запах, вид) растения, мог применять его для лечебных и других целей без необходимости «опытов вслепую и случайных открытий ». То же самое относится и к минеральному, и к животному царству. Это есть наука «Соответствий». И так как вся природа построена по определенному плану, то исследователь, имеющий открытые глаза, усмотрит во всем эти «соответствия». Парацельс знал эту науку. Его чудеса были результатом применения этих принципов” . (ПЕИР 1.08.34) .

Древняя легенда говорит о том, что астральное тело Парацельса уже во время земной жизни стало самосознающим и независимым от физической формы, и что ныне он является Адептом и живет в Твердыне Света, и оттуда незримо, но реально, влияет на умы своих последователей.

Подтверждение этому мы находим и в письмах Е. И. Рерих: “Очень была рада узнать, что найденный якобы новый способ лечения эпилептиков в действительности оказался очень старым. … Скрывание источника так характерно для нашего беспринципного времени. Парацельс находится сейчас в Вел. Братстве…” (ПЕИР, 4.10.37) .

Приписывают Парацельсу и способности к предвидению. Так, считается, что в своем трактате «Оракулы» он предсказал смену во Франции династии Валуа Бурбонами и падение последних через 200 лет после захвата власти; приход к власти Наполеона; образование государства по ту сторону океана (США) и многие другие события.

Прогнозирует Парацельс и возвышение Московии (России), жителей которой он называет «гипербореями». Через 500 лет после его смерти «воссияет божественный свет с горы страны Гипербореев, и его увидят все жители Земли», пишет мистик. Получается, пророчество должно исполниться в 2041 году. Тогда же наступит золотой век, который будет длиться 50 лет (значит, до 2091 года). После этого над миром нависнет страшная опасность. Правда, многие ли из нас доживут до этой даты?

Уныние - это состояние человека, когда его ничто не радует, не доставляет ему удовольствия. Также в этом случае наблюдается полная апатия и депрессия. Обычно такие душевные переживания отражаются и на здоровье. В религиозной литературе описывается данное состояние человеческой души, духовные лица относят его к смертным грехам. Поэтому впадать в уныние считается плохим действом. Почему не стоит зацикливаться на негативе? Рассмотрим тему как с религиозной точки зрения, так и с психологической.

Негативное влияние

Какие опасности для человека скрывает уныние?

  1. Основная заключается в том, что тоска распространяется и на душевное, и на физическое состояние человека. Он не хочет ничего делать, ни с кем встречаться, разговаривать и прочее.
  2. Как правило, данному состоянию подвержены люди эгоистического склада характера, так как большую часть своего времени они заняты своей персоной. Они думают о себе, занимаются самокопанием и так далее.
  3. Опасность состоит в том, что если не пытаться выйти из этого состояния, то можно впасть в полное отчаяние.
  4. Одним из симптомов уныния является депрессия. Данное состояние в некоторых странах считается заболеванием. От него следует лечиться под наблюдением специалистов.
  5. Если не удаётся выйти из такого состояния, как уныние, это может привести к мыслям о суициде.
  6. В угнетенном состоянии мысли человека могут прийти к заключению, что он ничего собой не представляет и жизнь не имеет смысла.
  7. Данное состояние приводит к снижению трудоспособности. Оно же доставляет массу неприятностей окружающим людям. Общаться с человеком, который находится в состоянии уныния, довольно сложно. Не каждый способен терпеливо относиться к личности с таким настроем.

По каким признакам можно определить, что человек находится в печали?

Уныние - это состояние, которое можно выявить как по внешним, так и по внутренним признакам. Существует две основных градации. По ним же можно определить присутствие уныния. К первой относятся эмоциональные особенности, которые присущи данному состоянию. Ко второй можно отнести физические проявления.

В чем проявляется эмоциональное состояние человека при унынии?

  1. Чувство жалости и обиды за самого себя.
  2. Невозможность ожидания чего-либо хорошего. У человека, который переживает уныние, все плохо.
  3. Тревожное настроение.
  4. Плохие предчувствия.
  5. Заниженная оценка самого себя. Человек думает, что нет в жизни счастья.
  6. То, что раньше приносило положительные эмоции, в состоянии уныния не доставляет никакой радости.
  7. Появляется безразличное отношение ко всему происходящему.

Какие физические особенности появляются при унынии?

  1. Возникают проблемы со сном.
  2. Человек начинает много есть либо, наоборот, падает аппетит.
  3. Появляется быстрая усталость.

Изменение поведения

Какие особенности поведения присутствуют у человека в состоянии уныния?

  1. Пассивная жизненная позиция.
  2. Нежелание общаться с родными и близкими.
  3. Может начаться злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами. Это делается для того, чтобы уйти от реальности.

Изменения в мыслях

Какие изменения сознания могут возникнуть у человека, который пребывает в унынии?

  1. Становится сложно сконцентрироваться на чем-либо.
  2. Человек не может принимать взвешенные решения, колеблется. Даже после сделанного выбора сомневается, правильно ли он сделал.
  3. Пессимистический настрой, нет в жизни счастья.
  4. Появляется заторможенность в мыслительных процессах.

Побеждаем недуг

Каким способом можно победить уныние? Это можно сделать посредством трех основных практик, которые могут помочь человеку справиться с данным состоянием.

  1. Помощь специалиста, а именно психолога. Если человек погрузился в уныние, врач может назначить специальные препараты. Они помогут выйти из данного положения.
  2. Религия и вера в Бога помогают людям произвести переоценку ценностей и по-другому посмотреть на жизнь.
  3. Поддержка духа посредством спортивных занятий. Необходимо заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни.

Уныние - это состояние, при котором человек чувствует себя подавленным и никому не нужным. При первых проявлениях следует сделать усилие, чтобы выйти из апатии. Нельзя поддаваться унынию, необходимо заставить себя переключиться на другие занятия и перестать заниматься самокопанием.

Уныние в современном обществе

К сожалению, на сегодняшний день является не редкостью, что при всем внешнем благополучии того или иного человека он не испытывает чувства радости. Встречаются случаи, когда гражданин материально обеспечен, у него есть семья, он ездит на дорогие курорты, но ничто не доставляет ощущение удовлетворения. Причём у людей, у которых больше денег, уныние и депрессия наблюдаются чаще, чем у тех, кто испытывает какие-либо материальные трудности. Также встречаются ситуации, когда человек всегда чем-то недоволен. Например, ему кажется, что у него плохая жена или что, если бы у него была машина, то он был бы счастлив, и прочее. А на самом деле выходит так, что смена места жительства, покупка машины и появление новой супруги все равно не приносят удовлетворения.

С точки зрения психологии данное состояние человека называется депрессией. На сегодняшний день оно считается наиболее распространённым психическим расстройством. Существуют службы психологической помощи людям. Если уныние находится на начальной стадии, психолог поможет найти человеку выход из его состояния. Но бывает, что психологическая поддержка может оказать только временный эффект. Поэтому через какое-то время все опять возвращается к человеку. Если говорить о религии, то уныние считается смертным грехом. В связи с этим существуют определённые объяснения причин появления его и того, как с ним бороться.

Уныние - грех. Религиозная точка зрения

Существует два вида уныния. К первому виду относится состояние, которое полностью поглощает человека, происходит упадок духа. А второй вид уныния связан со злобой и раздражительностью. Независимо от типа, уныние - грех.

Человек, который пребывает в данном состоянии, может начать обвинять других людей в его несчастьях. Чем больше он погружается в себя, тем сильнее обвиняет окружающих. Также количество людей, которые считаются виновниками, возрастает. У человека появляются злоба и ненависть ко всем людям, с которыми он так или иначе контактирует.

Следует понимать: все, что происходит с нами, является следствием наших поступков. Если кто-либо оказался в ситуации, которая доставляет ему дискомфорт, значит, он сам ее создал. Для того чтобы выйти из неё, следует начать действовать по-другому.

Также нужно помнить, что чем сильнее злиться на обстоятельства или неблагоприятную ситуацию, тем будет хуже. А если принять все смиренно, ситуация разрешится сама по себе. Не нужно доводить себя до отчаяния. Оно может привести к мыслям о самоубийстве.

Внешние признаки

Человека, который пребывает в унынии, можно узнать по внешним признакам. У него грустное лицо, которое выражает печаль. Также у такого человека будут опущены плечи. У него будет присутствовать пониженное давление, вялость. Если он увидит другого человека в хорошем расположении духа, это может вызвать у него недоумение.

Причины появления

Какими могут быть причины возникновения уныния?

  1. Гордыня. Если человек болезненно воспринимает какие-либо неудачи или высказывания в свою сторону, он легко может впасть в уныние. Это задевает чувство его собственного достоинства. А вот если человек не воспринимает все близко к сердцу, то он не впадет в отчаяние. Тогда он спокойно относится к происходящему вокруг него.
  2. Неудовлетворение желаний также может ввести некоторых людей в состояние уныния. Причём чем больше человек поддаётся ему, тем больше сами желания утрачивают своё значение.
  3. Помимо вышеперечисленных причин уныния, также существуют и такие, которые могут появляться у людей, сильных духом. К ним относятся отсутствие благодати, прекращение человеком какой-либо деятельности. Может наступить скука. Также печальные происшествия могут стать причиной появления уныния. Например, уход близкого человека или потеря чего-либо. И даже в этом случае не следует впадать в печальные раздумья о несправедливости мира. Смерть - естественное завершение жизни, и все мы в жизни что-то или кого-то теряем.
  4. Уныние может возникнуть из-за болезней, которые сопровождают человека.

Какие существуют способы для того, чтобы справиться с данным состоянием?

Основное лекарство от уныния - это вера в Бога и труд. Даже если у человека нет сил, необходимо начать что-то делать, действовать. Со временем придёт желание жить дальше, уйдёт печаль.

В чем состоит опасность уныния?

Прежде всего, следует знать, что человек в унынии не может реализовать свои возможности. Это связано с тем, что он не видит, какие горизонты раскрывает перед ним жизнь. Так как все мысли человека связаны с депрессивными переживаниями, он видит во всем только негативные моменты и печалится. Человек своим настроем лишает себя возможности вести полноценную жизнь и радоваться самым простым вещам.

Как победить такое состояние?

Как победить уныние? Сейчас будут перечислены приемы:

  1. Прежде всего, необходимо понять, что негативные мысли можно "переделать" на позитивные. Неважно, вследствие чего человек начал думать, что все плохо. Возможно, кто-то внушил ему, либо мысли вращаются вокруг детских переживаний. Следует выяснить, из-за чего возникает уныние и депрессия. Для этого нужно спросить у себя: "Какие мысли вводят меня в состояние печали и тоски?" Ответ на этот вопрос нужно записать. Далее необходимо прочитать то, что было записано. После следует убедить себя, что данный список ограничен вашим восприятием. На самом деле мир намного шире. Не стоит думать только о тучах на небе, лучше вспомнить, что есть солнце, голубое небо и белые воздушные облака. Потом нужно зачеркнуть плохую мысль и заменить ее на хорошую, которая наполнена позитивом и радостью. Далее следует повторять позитивные высказывания до того момента, пока не поверите в них. Если сложно это сделать, можно сказать себе, что это игра, и вы будете воображать, что верите в эти мысли. Необходимо убедить себя и настроить на позитивное мышление.
  2. Следует научиться понимать, что если наступает безнадежная печаль, это связано только с вашим узким восприятием реальности в данный момент. На самом деле все не так плохо. Как только наступает грусть, рекомендуется подумать, что это временное явление, и оно скоро пройдёт. Также нужно позаботиться и поберечь себя, побаловать себя тем, что может отвлечь от грустного настроения. Очень хорошо помогают водные процедуры. Они помогут расслабиться физически и отвлечься от печальных мыслей. Ещё можно прогуляться в лесу, пройтись быстрым шагом на свежем воздухе.
  3. Уныние, тоска - это достаточно плохие состояния. Не стоит впадать в них, если даже вам кажется, что что-то не так было сделано в прошлом. Прошлое - это наш опыт, урок. Из него следует извлекать позитивные выводы. Необходим положительный настрой по поводу прошлого. Следует извлекать из всего поучительные моменты. Например, о каком-то эпизоде из жизни человек думает, что он его сломал или подкосил. Такой вывод в корне неверен. Нужно изменить мыслеформу. Следует думать о любом происшествии с таких позиций: "оно сделало меня сильнее, я приобрёл опыт, благодаря которому могу преодолевать подобные ситуации с лёгкостью".
  4. Следует научиться радоваться каждому мгновению. Наверное, многие слышали, что в старости люди говорят о том, как быстро прошла жизнь, и вспоминают позитивные моменты. Это значит, что не нужно растрачивать себя на удручающие мысли, которые приводят к саморазрушению. Следует относиться ко всему с радостью и улыбкой. Тогда не останется времени на тоску и печаль. Нужно запомнить, что радоваться настоящему не позволяют мысли о прошлом либо планы на будущее. Прежде всего, следует расслабиться и жить настоящим временем. Необходимо дать себе такую установку: неважно, что происходило в прошлом и не надо бояться будущего либо жить в тревожном ожидании чего-либо. Нужно проживать настоящий момент с чувством радости и благодарности, наслаждаться каждым мгновением.

Небольшое заключение

Теперь вы знаете, что такое уныние. Как видите, это плохое состояние. Оно негативно влияет на человека, на его психологическое и физическое здоровье. В нашей статье мы дали хорошие советы, которые помогут вам избавиться от уныния. Благодаря им вы сможете справиться с таким состоянием. И помните, что наилучший способ борьбы с печалью - это труд. Поэтому не жалейте сил, трудитесь на благо себе и людям. Желаем вам удачи и позитивного настроения.

Самые известные в истории теории о долгой и здоровой жизни

Теория жизни Парацельса

Парацельс (Филип Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм) (1493 - 1541) - знаменитый швейцарский алхимик и врач, оккультист и фармацевт, писатель и путешественник. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины, противопоставив им «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа.
Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства. В своей методике врач пытался совместить самые, казалось бы, несовместимые способы влияния на физическое и психическое состояние пациента.
Он стремился лечить болезни семью путями: вызыванием духов; «вибрацией» - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой: диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма.
Будучи приверженцем астрологии, он пояснял, что

«Солнцу (Амертату - покровителю растительного мира) соответствует лечение травами, таинственной Луне - магическое воздействие амулетов и чар, воинственному Марсу - кровопускание и прочие насильственные способы очищения организма, медиумическому Меркурию соответствует практика вызывания духов, религиозному Юпитеру - исцеляющая сила молитвы, с гармоничной природой Венеры согласуется музыкальная и цветовая терапия, а с аскетическим Сатурном - диета и правильный образ жизни». Но, вместе с тем, если человек подчиняет свою судьбу небесным телам, то, по Парацельсу, «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы скрытые в нём, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!».

Ученый-мистик утверждал, что универсального средства от всех болезней не существует, и указывал на необходимость поисков специфических средств против отдельных болезней. Современная медицина обязана Парацельсу фармакологией, поскольку он был первым врачом, сделавшим ставку на лечение лекарственными препаратами, первым, кто отошел от традиционной практики кровопускания и применения рвотных, слабительных и потогонных средств. Именно ему принадлежит знаменитая фраза, известная всем фармацевтам мира:
«Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» («Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза»).
Человек, по мнению ученого, образован духом, душой и телом, которое, в свою очередь, состоит из первоэлементов. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой; при избытке ртути наступает паралич, а слишком большое обилие солей вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие при помощи определенных химических препаратов.

Но источником долголетия считал естественную взаимосвязь духовного равновесия и трех химических начал. Он исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога, именуя при этом человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из «вытяжки» целого мира и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Вместе с тем, если чрезмерное увлечение астрологией и мистикой поглощает человека, то «это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нем, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод до всеми его творческими силами». Великий врач-алхимик указывал на необходимость строгой личной гигиены во всем, в том числе и в мыслях; умение ухаживать за своим физическим телом, за своей психикой и быть внимательным к окружающей среде.

Из высказываний Парацельса:

Нет ничего, что могло бы избавить смертное тело от смерти, но есть нечто, могущее отодвинуть гибель, возвратить молодость и продлить человеческую жизнь".
***
Все есть продукт единого, всемирного, творческого усилия... Нет ничего мертвого в Природе. Все является органическим и живущим, и потому весь мир есть живой организм.
***
Истинный человек не есть человек внешний, но душа, сообщающаяся с Божественным Духом.
***
Тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то надо переворачивать эти листы.

Против слепой веры в авторитеты, косности, книжной «учености» в медицине, химии и общих вопросах естествознания решительно выступил Парацельс. Он порицал тех врачей, которые не имели естественных, и особенно химических, знаний, а прописывали лекарства «по книгам». Теофраст Парацельс считал, что врач должен лечить прежде всего на основе собственного опыта, не замыкаться в узком кругу коллег и знать о достижениях естественных наук в других странах. В день Святого Иоанна в 1527 г. Парацельс вместе со своими учениками и друзьями демонстративно сжег труды, которые, по его мнению, не содержали ничего, кроме компиляций из рукописей великих врачей. Парацельс хотел, чтобы весь вред, который принесли эти труды, исчез вместе с дымом от них. Основатель иатрохимии одобрял деятельность тех, кто обогащал естествознание и медицину собственными наблюдениями и экспериментами.

Анализ трудов Парацельса показывает, что он был одновременно теоретиком и практиком. Приведем названия лишь некоторых из них: «Высшая медицинская наука», «О тинктуре врачей», «Изумительное чудо или о пяти сущностях всех болезней», «Высшая мудрость или о четырех важнейших столпах (философия, астрономия, алхимия и особые черты врача)», «Сокровище сокровищ алхимиков», «О болезнях, происходящих от тартара», «Великое чудесное лекарство».

Прогрессивный подход Парацельса к изучению природы - стремление совершенствовать знания за счет наблюдений и опытов - значил для развития науки много больше, чем основные положения разработанных им теорий. Теоретические представления Парацельса основывались главным образом на взглядах арабских ученых, развивавших положения Аристотеля. Но Теофраст Парацельс усовершенствовал эти взгляды. К описываемым арабскими алхимиками двум «началам»: сере и ртути Парацельс добавил третий - соль. Таким образом, он распространил теоретические представления на соли - Тважную группу соединений, число которых после открытия неорганических кислот значительно возросло. Однако Парацельс признавал и существование четырех элементов Эмпедокла и элементов-качеств Аристотеля. Более того, он считал, что эти четыре первоэлемента - вода, огонь, земля и воздух - лежат в основе трех принципов - серы, ртути и соли. Представлению о четырех первоэлементах, существовавшему до конца XVIII в., отдавалось большее предпочтение, и для объяснения разнообразных явлений оно считалось более общим по сравнению с учением о трех принципах.

Все вещества живой и неживой природы были, по представлениям Парацельса, созданы непосредственно из трех первоначал - принципов. К такому толкованию вещественного мира Парацельс пришел в результате исследований различных веществ и наблюдений над явлениями природы. Он уделял большое внимание проблеме смешения первоэлементов, приводящего к образованию новых веществ различного состава. По мнению Парацельса, организм здоров, если «принципы» в нем смешаны в нужной пропорции, и нездоров, если законы смешения были нарушены. На этом основывались предложенные Парацельсом методы лечения больных. Он доказывал врачам необходимость исправления нарушенных соотношений «принципов» в организме больного с помощью лекарств, полученных в лабораториях химическим путем.

Принятые Парацельсом способы характеристики трех принципов применялись еще во времена раннего средневековья. Ртуть обозначала принцип тяжелого, жидкого и текучего, сера - принцип горючего и теплого, соль - принцип растворимого в воде и устойчивого к горению. Эти принципы более точно характеризовали химическую природу веществ, чем элементы-качества Аристотеля. Таким образом, Парацельс развивал представления арабских алхимиков, которые тесно связывали «принципы» с определенными химическими веществами и характеризовали первоэлементы их важнейшими свойствами. Так ученые получили важный способ классификации веществ по их внешним признакам. Однако в этом способе, как оказалось, заключалось противоречие: чем больше накапливалось знаний о веществах, тем теснее становились рамки представлений о трех «принципах» как основе образования веществ.

Парацельс создал новое научное направление - иатрохимию, поставив химические знания на службу медицине. Он был прежде всего врачом, поэтому его интересовали главным образом химические способы получения лекарств. «Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней»,- считал Парацельс. Характерно, что главное назначение веществ, полученных химическим путем, он видел в применении их в качестве лекарств, тогда как до Парацельса они использовались преимущественно как яды. Благоприятное, исцеляющее действие некоторых из его лекарств навело Парацельса на мысль о важности дозирования введенных им в медицинскую практику препаратов - соединения мышьяка, солей меди, свинца, серебра, ртути.

Таким образом, перед химией была поставлена новая задача: получать как можно более чистые соединения и испытывать их эффективность в виде лекарственных средств. В результате этих работ в обществе крепло убеждение, что врачу совершенно необходимы химические навыки и знания. Парацельс был уверен, что «никакой врач не может обойтись без этого искусства, оно нужно всем - от княжеского повара до работника, готовящего корм для свиней». Однако получение химическим путем большого количества лекарств, обладающих мощным действием на человеческий организм, увеличивало опасность злоупотребления ими. Появилось множество шарлатанов, бессмысленно «назначающих» лекарственные препараты, что нередко заканчивалось трагически, особенно когда применялись соединения мышьяка. Из-за этого в XVI-XVII вв. больные боялись новых «химических лекарств» не меньше, чем чумы.

Иатрохимия сыграла важную роль для развития химических знаний в университетах, где она широко преподавалась. Несомненно, она была в то время наиболее важной частью химии.

В XVI-XVII вв. химики старались точнее характеризовать свойства различных соединений. Так, Либавий использовал следующие признаки: форму (кристаллов), вес [массу], запах, вкус, способность реагировать с другими веществами, магнетизм. Рудольф Глаубер и Роберт Бойль различали соли по форме их кристаллов. Бойль также определял плотность жидкостей и твердых веществ.

По мере того как росли и уточнялись знания о соединениях и их способности взаимодействовать друг с другом, химики все сильнее утверждались во мнении, что все вещества обладают сугубо специфическими свойствами. Особенно важную роль в описании этих свойств играло понятие «магистерия». Им характеризовали чистые вещества, которые, прежде всего, выделяются из смесей. В представлении о магистерии содержались некоторые черты, получившие впоследствии развитие в современном понятии об элементе.

В формировании химических представлений существенную роль сыграли те факты, что металлы могли вступать в соединения с другими веществами, а потом извлекаться из этих соединений без всяких потерь. Например, в опубликованной в 1540 г. книге В. Бирингуччо «О пиротехнике» сообщалось, что серебро, растворенное в азотной кислоте, можно выделить из раствора независимо от того, было ли до этого оно «разрушено» другими соединениями и утратило ли (как тогда казалось) свои первоначальные свойства. Все больше исследователей обращали внимание на то, что при прокаливании [окислении] вес [масса] металлов, например свинца, увеличивается. Бирингуччо обнаружил, что увеличение составляет 1/10 начального веса. В дальнейшем это наблюдение также имело значение для определения понятия «элемент». О. Тахений, Р. Бойль, Ж. Рей, Дж. Мэйоу, М. В. Ломоносов много раз наблюдали такое явление и пытались его объяснить.

Благодаря исследованиям А. Сала, Р. Глаубера, О. Тахения, И. Кункеля, Р. Бойля и Н. Лемери, широко применявших химический анализ «мокрым путем», стали быстро накапливаться знания о реакциях между растворенными веществами. Тем самым получили дальнейшее развитие возникшие еще в античности представления о сродстве веществ. Парацельс установил, что ртуть взаимодействует с другими металлами с различной быстротой. А. Сала обнаружил в 1617 г., что по способности выпадать в осадок из солевых растворов при реакциях обмена металлы могут быть поставлены в ряд в определенной последовательности. В 1649 г. Глаубер «составил» ряд металлов в зависимости от их растворимости в кислотах. Г. Э. Шталь также исследовал (1697-1718 г.) растворимость металлов в кислотах и установил такую последовательность: цинк - железо - медь - свинец (или олово) - ртуть - серебро - золото. Особенности растворения Шталь объяснял на основе флогистонной теории, согласно которой металлы являются соединениями флогистона и «металлической земли». Чем быстрее флогистон отделяется от металла, тем быстрее растворяется металл. Металл при этом превращается в «металлическую землю».



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.