Лексическая тема «Домашние животные зимой. Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой Тематическая неделя домашние животные зимой старшая группа

Понедельник:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: Сравнение домашних и диких животных. Цель: закрепить умение сравнивать и устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения.

Д/и «Чья, чье, чьи». Цель: совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

П/и «Лиса в курятнике». Цель: развивать ловкость, координацию движений, умение мягко приземляться после прыжка (Кобзева, 111).

Упражнение на развитие мелкой моторики «Угостим животных». Цель: совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые линии.

Прогулка:

Наблюдение за погодой. Цель: уточнить и конкретизировать представление о зиме; продолжать упражнять в умении устанавливать зависимость жизни животных от изменений в неживой природе.

Д/и «Кому что нужно?».

П/и «У медведя во бору». Цель: развивать умение бегать врассыпную, формировать умение играть в коллективные игры.

Инд. занятия с Олей и Сашей. Упражнять детей в скольжении по ледяной дорожке.

Экспериментальная деятельность: опыт «Слепи снежок». Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

Труд: предложить детям слепить из снега фигуры животных.

Игры со снегом.

Вечер:

Динамическое упражнение «Волк».

Познакомить детей со стихотворением Я. Купалы «Еж».

Пантомима «Мое любимое животное». Цель: развивать пластику, воображение, творческие способности.

Студия «Синтез».

Вторник:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Зачем белке пушистый хвост?». Цель: расширить знания детей о жизни белки в зимний период.

Д/и «Что сначала, что потом?». Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Игра малой подвижности «Зайка серенький сидит». Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Упражнение «Кто спрятался в комочек?».

Прогулка:

Наблюдение за следами птиц на снегу. Цель: расширить знания о зимующих птицах; развивать желание помогать птицам в зимний период.

Труд: покормить птиц.

П/и «Русская народная игра «Волк». Цель: развивать двигательную активность.

Экспериментальная деятельность: опыт «Уличные тени». Цель: выяснить зависимость длины тени от высоты солнца.

Инд занятия по физкультуре с Гришей и Лерой. Закрепить ходьбу с высоким подниманием колен.

Игры детей по желанию: катание на санках, лыжах, игры со снегом.

Вечер:

Самомассаж «Колючий еж» (с массажными мячами).

Чтение рассказа К. Ушинского «Жалобы зайки».

С/р игра «Путешествие в зимний лес». Цель: формировать умение детей создавать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

Ритмическая гимнастика

Среда:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет?». Цель: развивать мышление, память, умение анализировать, делать выводы.

Д/и «Исправь ошибку». Цель: развивать внимание, умение объяснить свой ответ.

П/и «Хитрая лиса». Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал.

Познакомить с поговоркой « Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг».

Прогулка:

Наблюдение за метелью. Цель: уточнить знания детей о зимних явлениях в природе.

Д/и «Не зевай». Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции на сигнал.

П/и «Волк и ягнята» (Кобзева, 146). Цель: развивать интерес к коллективным играм, желание участвовать в них.

Труд: продолжать лепить снежные скульптуры животных.

Инд. занятия по физкультуре с Ярославом и Миланой.

Закрепить прыжки с продвижением вперед.

Свободная деятельность детей.

Вечер:

Ходьба по корригирующим коврикам для профилактики плоскостопия.

Игра «Что было бы, если…»

Цель: способствовать углублению знаний о зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.

Подготовка к драматизации сказки «Заюшкина избушка». Распределение ролей, подготовка атрибутов.

Ритмическая гимнастика.

Четверг:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Как помочь лесным обитателям зимой».

Цель: развивать интерес к жизни диких животных.

Д/и «Один – много». Цель: упражнять в умении образовывать существительные во множ. числе.

П/и «Лисички и курочки». Цель: упражнять в беге; развивать ловкость, коммуникативные качества.

Чистоговорка «Жу – жу –жу,

Я с ежом давно дружу»

Игра – прогулка «На северном полюсе».

Цель: систематизировать представления детей о многообразии животного мира и их связи со средой обитания.

П/и «Пингвины и медведь». Цель: упражнять в умении имитировать движения животных; развивать пластику, координацию движений. (Лаптева, 49).

Инд. занятия по физкультуре с Аней и Давидом. Метание снежков в цель.

Экспериментальная деятельность: опыт со следами. Сравнить следы людей, животных, птиц. Цель: развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать и делать выводы.

Игры со снегом.

Вечер:

Зарядка – побудка.

Упражнение «На водопой».

Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу домой».

Игра – викторина «Сказки о животных». Цель: закрепить сказки, героями которых являются дикие животные; развивать внимание, память, связную речь.

Студия «Радужка».

Пятница:

Утро:

Утренняя гимнастика.

Беседа по иллюстрациям «Животные в зимнем лесу». Цель: упражнять детей в умении составлять связный рассказ по картине.

Д/и «Четвертый лишний». Цель: закрепить знание диких животных; развивать внимание, память.

П/и «Зайцы и морковка». Цель: развивать волевые качества, внимание, двигательную активность.

Самомассаж «Рукавички для лисички» (Картушина, 36).

Прогулка:

Наблюдение за льдом на лужах. Цель: выявить свойства льда, развивать любознательность, мышление.

П/и « Зайцы и волк». Цель: развивать умение бегать врассыпную, упражнять в быстрой реакции на сигнал.

Труд на участке: собрать снег в лунки деревьев, выяснить цель этой деятельности.

Зимняя забава «Снайперы» (метание снежков в цель). Развивать меткость, глазомер.

Пантомимические игры «Изобрази животного». Цель: развивать воображение, пластику, память.

Игры со снегом.

Вечер:

Зарядка – побудка.

Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц».

Музыкально – ритмическое упражнение «Лиса и зайцы»

Драматизация сказки «Заюшкина избушка». Цель: воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей.

Студия «Радужка».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Колокольчик»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБДОУ «Колокольчик»)

г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию связной речи

с детьми старшей группы

«Домашние животные»

Подготовила:

воспитатель второй кв. категории

МБДОУ»Колокольчик» г. Ноябрьск

Евдокимова Галина Ивановна

Конспект занятия по теме: «Домашние животные» (старшая группа)

Задачи:

Расширять и закреплять знания детей о домашних животных и их детёнышах.

(чем питаются, где живут, какую пользу приносят)

Различать по внешним признакам и строению.

Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Развивать общую моторику, координацию, зрительную и слуховую память.

Развивать связную речь, образность речи.

Развивать словесно-логическое мышление детей,

Воспитывать любовь к домашним животным.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить.

Рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши». Чтение стихотворений и потешек о домашних животных, заучивание некоторых из них.

Беседа с родителями, их помощь в подборе игрушек, в заучивании с детьми стихотворений.

Оборудование: предметныекартинки с изображением домашних животных. дидактическая игра «Четвертый лишний», карточка с изображением животного ч.б. , карточка дорисуй животное, разрезная картинка (кошка) размер а-3, цветные карандаши, мелкие игрушки домашние животные.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом, воспитатель читает стихотворение.

К домашним животным

Мы тех отнесём,

С которыми в тесном контакте живём;

Коровы и лошади,

Овцы и козы

Мы их укрываем в тепле от мороза.

Их кормим и поим,

Коль надо стрижём,

Их ласково гладим, всегда бережём.

Они к нам привязаны,

Одни нам дают молоко и сметану.

Другие нас возят везде неустанно.

О ком говориться в стихотворении, кто живёт рядом с нами, как мы заботимся о животных?

Воспитатель приглашает детей, садятся на свои места девочки, затем мальчики. Выставляет картинки на доску, дети называют животных.

Загадывает загадки.

Носик - круглым пятачком,

А задорный хвост - крючком.

Мама - хрюшка, папа - свин.

Он у них любимый сын. (Поросенок)

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!" (Коза)

Рыжий молокозавод

День жуёт и ночь жуёт:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (Корова)

Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги.

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

Пробираюсь по забору,

На охоту выхожу.

Мышки спрятались по норам,

Я их долго сторожу. (Кошка)

По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан.(Баран)

Как их всех можно назвать одним словом? (животные). Почему? (Тело покрыто шерстью; у них 4 лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детенышей молоком.)

Где живут эти животные? (Рядом с человеком). Как называются? (Домашние животные) Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза дает мясо, молоко и шерсть. Овца дает мясо и шерсть. Свинья дает мясо, сало и кожу.)

Задание «Покажи части животного»

У детей чёрно белые карточки с изображением животных, называю части дети показывают.

Физкультминутка «Кролик потянулся»

Кролик потянулся
Раз, два, три, четыре, пять
Раз нагнулся, два нагнулся
Лапки в сторону развел,
Но морковки не нашел.
Чтоб морковку нам достать,
Надо на носочки встать.

Игра «Кого не стало»

Пальчиковая гимнастика.

Котенок.

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Задание «Дорисуй животное».

Художник не дорисовал одну половину, надо ему помочь.

Игра «4 лишний».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь

лишняя и почему вы так думаете?

Лишний волк, потому что он дикое животное.

Лишний гусь, потому что он домашняя птица.

Лишняя белка, потому что она дикое животное.

Лишняя обезьяна, потому что она живёт в жарких странах.

«Загадки обманки»

Распевается спросонок
На насесте… поросёнок?

Промычали утром рано
На дворе у нас… бараны?

«И-го-го» кричать привык
И стучать копытом… бык?

Громко лает у ворот
На людей лохматый… кот?

Мышь домой вчера принёс,
Наш пушистый рыжий… пёс?

Роет землю у крыльца
Пятачком своим… овца?

На лугу меня пасла

Внучка вместе с бабушкой.

Молочка я припасла,

А зовусь я... бабочкой (коровой)

Коллективное задание «Разрезная картинка»

(размер листа ватман)

Итог. О ком говорили? Где живут домашние животные?

Тема урока: Домашние животные, их роль в жизни человека.

Задачи урока: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их потомством; познакомить с характерными признаками каждого животного; развивать память, внимание, речь; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: запомнить домашних животных и их отличительные особенности; уметь объяснить для чего они нужны человеку.

Оборудование: иллюстрации животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Речевая зарядка. (позволяет сконцентрировать внимание детей)

Кошка серая гуляет (язык влево, вправо)
Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот)
Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать)
Кошка губки облизала (облизать губы)
Кошка зубки показала (улыбнуться)
И «СПА-СИ-БО» нам сказала»(сказать «Спасибо»)

II. Активизация знаний.
Проверка домашнего задания.

III. Сообщение темы урока

Если правильно загадку угадаем
Тему новую урока мы узнаем.

Загадка.
Стоит копна посреди двора,
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова)

Корова это домашнее или дикое животное? (домашнее). Правильно, сегодня мы поговорим о домашних животных, их потомстве и выясним какую роль они играют в жизни человека.

III. Изучение нового материала.

На доске висят иллюстрации с изображением домашних и диких животных. К доске вызываются два учащихся, которые делят рисунки на две группы: домашние и дикие. После дети с учителем делают проверку.

С давних времён люди учились охотиться на животных. Со временем они стали их приручать и разводить в своём хозяйстве. Домашние животные живут рядом с человеком в специально построенных помещениях (сарае, хлеву, конюшне, свинарнике, будке).

Домашних животных можно разделить на группы. Давайте перечислим представителей каждой группы и назовём их отличительные особенности.

  • Фермерские животные (свиньи, коровы, овцы, бараны, быки, лошади, кошки, собаки).
  • Часть животных (сельскохозяйственные) приносят выгоду человеку, являясь источником пищи. А остальные полезны тем, что помогают перевозить грузы и охраняют имущество хозяина.
  • Домашние птицы (гуси, куры, индюки, перепёлки, утки, попугаи, канарейки). Рядом с человеком живут два вида птиц, одних выращивают в качестве еды, они живут в специально оборудованных сараях.
  • Другие приносят эстетическое удовольствие и живут в клетках, которые размещаются внутри дома.
  • Домашние рыбы (гуппи, дискус, макропод, золотая рыбка, скалярия, неон, сомик, дисхлида).
  • Разнообразие аквариумных рыбок огромен. Они бывают разных размеров и цветов. Хозяева выбирают себе питомцев в зависимости от того какого размера аквариум.
  • Домашние насекомые (тараканы, пауки).
  • Экзотическое увлечение, которое не требует каждодневного ухода. Кормить необходимо сверчками или другими мелкими мошками. Молодые особи едят два раза в неделю, а постарше один раз в десять дней. Живут в террариумах.

Какие продукты питания дают нам домашние животные? (мясо, сало, молоко, яйца).

Что ещё получают от домашних животных? (шерсть, кожу, перо, пух).

Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).

Овца даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. Куры дают человеку мясо, яйца, перо. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла.

Объясните пословицу «Мы в ответе за того, кого приручили». Если человек заводит себе животное, то он обязан ухаживать за ним, кормить, поить, следить за чистотой в жилище питомца.

Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Давайте сыграем в игру «Отгадай детёныша». Учитель называет животного дети - детёнышей. (Свинья - поросята; корова - телята; гусь - гусята; лошадь - жеребята; овца - ягнята; курица - цыплята).

IV. Физминутка

Вы со мной знакомы близко. (идут по кругу на носочках, крадучись)
Я приветливая киска. (держа согнутые руки перед грудью)
Кверху — кисточки на ушках, (останавливаются, встают лицом в круг)
Когти спрятаны в подушках. (делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков)
В темноте я зорко вижу, (вновь идут по кругу крадучись)
Понапрасну не обижу. (опять останавливаются, встают лицом в круг)
Но дразнить меня опасно —
Я царапаюсь ужасно. (показывают «когти»)

V. Закрепление изученного материала.

Задаются вопросы по пройденному материалу:

  • Про каких животных мы сегодня поговорили?
  • На какие группы делятся домашние животные?
  • Какие продукты питания они нам дают?
  • Для чего ещё выращивают домашних животных?
  • В какое время года у домашних животных появляется потомство?

VI. Подведение итогов урока.

Поблагодарить детей за урок. Выставить оценки.

VII . Домашнее задание.

Составить рассказ о своём домашнем питомце.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой»

Тема : Домашние животные зимой .

Цель : Закрепить представления о домашних животных .

Задачи :

Образовательные

Обогащать словарь по теме, ввести в словарь детей слова, обозначающие название домов для животных ;

Коррекционные

Развитие диалогической речи,слухового внимания, мышления.

Воспитательные

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

1. Организационный момент

В :-Послушайте стихотворение

Вот моя деревня, вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках по горе крутой,

Вот свернулись санки и я набок - хлоп!

Кубарем качуся под гору, в сугроб.

В :-О чем это стихотворение?

Д :- Про деревню.

В :- О каком времени года говорится в стихотворении?

Д :- О зиме.

В :- Вчера на базаре я встретила дедушку Мирона и он пригласил нас с вами в деревню. Хотите поехать в деревню?

Д :-Да!

В :-Тогда давайте собираться! Одеваемся потеплей, чтобы не замерзнуть в пути.

В :-Сначала мы поедем на автобусе, потом дедушка Мирон нас встретит и отвезет до деревни на лошади, запряженной в сани. Итак, садимся все в автобус, и едем! Вот и дедушка Мирон уже нас встречает.

Д :-Здравствуйте, дедушка Мирон!

Дед. Мирон : -Здравствуйте, дети! Садитесь поудобнее и поедем дальше!

2. Сообщение новой темы

В :- Дедушка Мирон,а у вас есть домашние животные ?

Дед. Мирон :-есть

Д :-Почему их называют домашними животными ?

Дед. Мирон : -Потому что они живут рядом с домом человека. Когда-то давно человек приручил этих животных . Он построил им «дома » рядом со своим жилищем. Они стали приносить пользу человеку.

В :-А какие у вас домашние животные ?

Дед. Мирон :-Я сейчас загадаю загадки, а дети пусть их отгадают.

Глазищи,усищи,хвостище,

А моется всех чище. (кошка)

Сама пестрая,ест зеленое,дает белое. (корова)

Четыре грязных копытца,

Залезли прямо в корытце. (свинья)

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы человек.

Но в век машины и мотора,

Боюсь в отставке буду скоро. (Лошадь)

Сплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (баран)

Живу я под крылечком,

Хвост колечком,

С человеком дружу,

Дом сторожу. (собака)

Дед. Мирон : -Молодцы, ребята, вы все мои загадки отгадали. Вот мы уже и приехали.

3. Закрепление пройденного материала

Д :-Она лает

В :- А кошка?

Д :-Она мяукает

В :-А свинья?

Д :-Свинья хрюкает

Д :-Корова кричит : «Му!»

В :-Корова мычит.

Д :-Она кричит : «И-го-го!»

В :-Лошадь ржет.

Д :-Овца кричит : «Бе-е-е!»

В :-Она блеет.

Дед. Мирон : -Молодцы, ребята, вы по голосу угадали всех моих животных .

Дед. Мирон :- Вот в этом большом сарае живут домашние животные . Для каждого из них сделана отдельная комнатка и называются они по –разному.

Б) Игра «Кто, где живет?»

В :-Где живет корова?

Д :-Корова живет в коровнике.

В :-Где живет свинья?

Д :-Свинья живет в свинарнике.

В :-Где живет лошадь?

Д :-Лошадь живет в конюшне.

В :-Где живут овцы?

Д :-Овцы живут овчарне.

В :-Где живет собака?

Д :-Собака живет в конуре.

В :-Где живет кошка?

Д :-Кошка живет в доме.

Дед. Мирон :- Да, вы все правильно назвали,молодцы! А как вы думаете, для чего я их кормлю,строю для них жилище, зачем они мне?

В) Игра «Кто какую пользу приносит человеку?»

В :-Какую пользу приносит лошадь человеку?

Д :-Лошадь перевозит грузы.

В :-А корова?

Д :-Корова дает молоко.

В :-А овцы?

Д :-Овцы дают шерсть, из которых вяжут теплые варежки, носки, свитера…

В :-А свиньи какую пользу приносят человеку?

Д :-Свиньи дают мясо.

В :-А собака зачем человеку?

Д :-Собака охраняет дом.

В :-А кошка зачем человеку?

Д :-Кошка ловит мышей.

Дед. Мирон : -Да,все правильно! Без них мне пришлось бы очень трудно.

Дед. Мирон : -А знаете ли вы, что у каждого животного есть детеныши . Вы знаете как они называются?

Д) Игра «Кто у кого?»

В :-Кто у коровы?

Д :- У коровы теленок.

В :-Кто у лошади?

Д :-У лошади жеребенок.

В :-Кто у овцы?

Д :-У овцы ягненок.

В :-Кто у свиньи?

Д :-У свиньи поросенок.

В :-Кто у собаки?

Д :-У собаки щенок.

В :-Кто у кошки?

Д :-У кошки котенок.

Дед. Мирон : -Какие вы молодцы! Ну вот, всех своих домашних животных я вам показал . Пойдемте в дом, я вас чаем угощу.

Д :-Дедушка Мирон,а можно нам покормить домашних животных ?

Дед. Мирон : -Покормите, но очень аккуратно.

Е) Игра «Угости животных

В :-Чем угостим кошку?

Д :- Кошке мы нальем молока.

В :-Чем угостим собаку?

Д :- Собаку угостим косточкой.

В :-Чем угостим корову, лошадь и овец?

Д :- Угостим их вкусным и душистым сеном.

Дед. Мирон :-Проходите, ребята, в дом. Я угощу вас чаем.

В :-Спасибо вам, Дедушка Мирон, за то, что пригласили нас к себе в гости. Спасибо за чай. Нам пора ехать.

Дед. Мирон :- Я вас отвезу до автобуса на лошади, садитесь!

4. Подведение итогов занятия

Дед. Мирон : -Ребята, вам понравилось у меня в гостях?

Д :-Очень понравилось.

Дед. Мирон : -Приезжайте ко мне еще!

Д :-Спасибо вам,Дед. Мирон! Досвидания!

В :-Вот мы и приехали в детский сад. У кого мы были в гостях?

Д :-У Дедушки Мирона.

В :-Каких животных мы увидели у дедушки?

Д :-Мы увидели домашних животных .

В :-Зачем они ему?

Д :-Они приносят пользу человеку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по окружающему миру в средней группе «Книжка для малышки. Домашние животные» Цель: развивать интереса к созданию собственных книг, способствование сотворчеству детей, желание помогать младшим, закреплять знания о.

Конспект открытого НОД по окружающему миру во второй младшей группе «Дикие и домашние животные» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №40» Октябрьского района г. Саратова Конспект непосредственной.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе

Звуки [ф], [ф"], [в], [в"]

Занятие 1

Закрепление представле­ний о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зим­ний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, ло­шадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, да­вать, приносить). Совершенствование грамматического строя ре­чи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-). Развитие фонематических представлений (дифферен­циация звуков [в]-[ф] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и сло­вах с ними.

Развитие диалогической ре­чи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей мотори­ки, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели . Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно, магнитофон, кассета с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей 1 , конверты с паз­лами «Домашние животные», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями домашних животных и их детенышей. Рассматривание фотогра­фий домашних питомцев детей и сотрудников детского сада. Бе­седа о том, какую пользу приносят домашние животные. Разучи­вание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь». Формирование понятия ударный слог на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Развитие слухового внимания. Актуализация номинативного словаря по теме «До­машние животные». Расширение словаря глаголов по теме «До­машние животные».]

1 Живая природа. В мире ЖИВОТНЫХ. Выпуск 1.- СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005,

Логопед пригашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места за столиком, включает магнитофон. Зву­чат голоса животных. Логопед выключает магнитофон.

Логопед. Где мы с вами только что побывали? Что там ус­лышали?

Логопед. Перечислите их.

Дети. Она лает.

Логопед. А кошка?

Дети. Она мяукает.

Логопед. А свинья?

Дети. Свинья хрюкает.

Дети. Корова кричит: «Му!»

Логопед. Корова мычит. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает корова?

Дети. Корова мычит.

Дети. Она кричит: «И-го-го!»

Логопед. Лошадь ржет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь?

Дети. Лошадь ржет.

Дети. Овца кричит: «Бе-е-е».

Логопед. Овца блеет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает овца?

Дети. Овца блеет.

Логопед. Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

2. Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закреп­ление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на наборное полотно альбом «Живая природа. В мире животных».

Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.

Дети. Корову и лошадь.

Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

1-й ребенок. Корова дает человеку молоко и мясо.

2-й ребенок. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.

Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети. Овцу, барана, козу, свинью.

Логопед. Какую пользу приносят эти животные?

3-й ребенок. Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран - еще и шерсть.

4-й ребенок. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.

Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?

Дети. Собаку и кошку.

Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.

1-й ребенок. Собака охраняет хозяина и его дом.

2-й ребенок. Кошка в деревенском доме ловит мышей.

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животны­ми. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля - сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны че­ловеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

3. Работа с пазлами «Домашние животные». [Развитие зритель­ного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой мо­торики. Расширение и уточнение словаря по теме «Домашние жи­вотные».]

Логопед раздает детям конверты с пазлами, состоящими из 8-10 частей.

Логопед. Достаньте из конвертов пазлы и соберите картин­ки. Изображения домашних животных на доске будут для вас под­сказками.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно боль­ше слов об этом животном, отвечающих на вопрос «Какая?»

1-й ребенок. Это корова. Она большая, рогатая, хвостатая, умная, добрая.

Логопед. А у тебя кто, Ванюша? Подбери как можно больше слои об этом животном, отвечающих на вопрос «Что делает?»

2-й ребенок. Это собака. Она охраняет, лает, служит, дружит.

Логопед. Теперь Арина назовет свое животное и расскажет, какое оно.

3-й ребенок. Это лошадь. Она большая, красивая, гордая, стройная, умная.

Логопед. Кирилл, называй свое животное и рассказывай, что оно может делать.

4-й ребенок. Это кошка. Она мяукает, мурлычет, лакает, ловит, умывается, играет.

Логопед. Вы замечательно выполнили мое задание. Сложи­те пазлы в конверты и пройдите на коврик.

4. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой мо­торики. Координация речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.

Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.

Хоть капельку - на донышке.

Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на

Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, па каждое

Масла, простоквашки, название молочного продукта.

Молока для кашки. Снова «доят».

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

Чешская песенка

5. Проговаривание чистоговорок. [Автоматизация произноше­ния звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.]

Логопед предлагает детям вспомнить, как правильно произно­сится звук [ж], и произнести всем по кругу друг за другом чистоговорки из книги «Будем говорить правильно».

Логопед. А теперь повторяйте вслед за мной.

Жа-жа-жа-жаба.

Жа-жа-жа-лужа.

Жи-жи-жи-живы.

Жи-жи-жи-ножи.

Жо-жо-жо-Жора.

Жо-жо-жо-свежо.

Же-же-же-Женя.

Же-же-же-уже.

6. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представ­лений (дифференциация звуков [в]-[ф] в словах).]

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетрадь №2, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради. Какие буквы написаны в левом верхнем углу правой страницы?

Дети. В, ф, б, т.

Логопед. Какие картинки вы видите рядом с буквами?

Дети. Художник нарисовал корову, фрукты, ванну, кофту.

Логопед. Соедините с буквами в, ф те картинки, в названи­ях которых есть звуки [в], [ф].

Дети выполняют задание.

Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой в?

1-й ребенок. Ванну и корову.

Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой ф?

2-й ребенок. Фрукты и кофту.

Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить картинки, и приступайте к работе.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы замечательно выполнили задание! Я горжусь вами! Закройте тетради.

7. Упражнение «Телеграф». [Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).]

Логопед убирает тетради и карандаши.

Логопед. Вы только что раскрасили корову. Л знаете ли вы, как называется ее детеныш?

Дети. Теленок.

Логопед. Давайте четко проговорим это слово по слогам и простукаем его. На ударный слог мы еще и топнем правой ногой.

Дети. Те-ле-нок.

Аналогично проговариваются слова котенок, ягненок. Предвари­тельно логопед выясняет, чьи это детеныши.

8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -опок-, -енок-, -ат-, -ят-).]

Логопед предлагает детям вновь пройти на ковер, потянуться, а потом сесть по-турецки.

Логопед. Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

О ком это стихотворение?

Дети. О домашних животных.

Логопед. Перечислите их названия.

Дети. Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.

Логопед. Хорошо. А теперь перечислите детенышей до­машних животных, о которых говорится в стихотворении.

Дети. Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)

Логопед. Молодцы!

9. Игра «Угости животных» 1 . [Совершенствование граммати­ческого строя речи.]

1 Нищева Н. В. Играйка 5. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСО, 2004.

Логопед ставит перед детьми коврограф, на котором закрепле­ны плоскостные изображения домашних животных (кролика, коро­вы, кошки, собаки), закрепляет рядом с каждым животным яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» (стог сена, кочан капусты, коробку с мола» ком и рыбку, косточку и кусочек мяса) (рис. 24).

Логопед. Вспомните, чем человек кормит домашних живот­ных. Выберите по одному животному, протяните шнурочек от него к угощению, предназначенному ему. Расскажите, кого и чем вы угостили. Постарайтесь рассказывать по-своему и не повторяться.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребенок. Я накормлю корову сеном.

2-й ребенок. А я угощу кролика морковкой.

3-й ребенок. Кошку можно напоить молоком и накормить рыбой.

4-й ребенок. А собаку можно угостить косточкой и мясом.

Логопед. Вы хорошо выполнили последнее задание.

10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает коврограф и предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интерес­но. Затем он оценивает работу каждого ребенка или предлагает сде­лать это самим детям.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совер­шенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [в"]-[ф"]). Развитие синтаксической стороны речи (за­крепление понятия предложение). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предложе­ниях с этими словами.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, речевого слуха, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.

Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, коврограф, контейнер с ка­рандашами, тетрадь №1 по числу детей; корзинка, наполненная бобами, фигурки домашних животных и их детенышей, плоскост­ные изображения дерева, куста, мостик из кубиков, флажки жел­того и коричневого цветов по числу детей, карточки с изображе­ниями следов домашних животных с одной стороны и слогами с другой стороны.

Предварительная работа.Разучивание диалога "Кисонька-мурысенька, где ты была?», упражнения «Кролики» с воспитателем. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражне­ний артикуляционной гимнастики для подготовки к постановке звука [р].

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой мо­торики, тактильных ощущений.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В ней среди бобов спрятаны резиновые или пластиковые фигурки до­машних животных. Логопед предлагает детям по очереди опустить руки в корзинку и найти там по одной игрушке. Дети выполняют задание и проходят в кабинет.

2. Игра «Найди детенышей». [Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]

Логопед убирает корзинку.

Логопед. Посмотрите на игрушки, которые вы достали из корзинки. Кто это?

Дети. Это домашние животные.

Логопед. Назовите их.

1-й ребенок. У меня корова.

2-й ребенок. Ау меня баран.

3-й ребенок. У меня коза.

4-й ребенок. Ау меня кролик.

Логопед. Обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете, почему? Они потеряли своих детенышей. Посмотрите вокруг и помогите животным найти малышей. Когда вы найдете детеныша своего животного, возьмите фи­гурку и пройдите за стол.

До начала занятия логопед расставляет на полках в открытых стенных шкафах фигурки детенышей домашних животных. Дети выполняют задание логопеда.

Логопед. А теперь расскажите о том, где прятались детены­ши. Постройте красивые предложения.

1-й ребенок. Теленок прятался поддеревом.

2-й ребенок. Ягненок стоял на мостике.

3-й ребенок. Козленок выглядывал из-за куста.

4-й ребенок. Кролик сидел в ящике.

Логопед. Поставьте фигурки животных и их детенышей на середину стола.

3. Упражнение «Семейка слов». [Совершенствование граммати­ческого строя речи (образование однокоренных слов). Развитие син­таксической стороны речи (закрепление понятия предложение).]

Дети выставляют фигурки животных и их детенышей в ряд на столе.

Логопед. Посмотрите внимательно. Какое животное с дете­нышем лишнее и почему?

Дети. Лишние кролик и крольчонок, потому что у них нет рогов. А у всех остальных животных есть рога.

Логопед убирает фигурки кролика и крольчонка.

Логопед. Давайте образуем семейку слов от слова рога, а для этого сравните рога всех этих животных и их детенышей. Какие рога у козленка, теленка и ягненка?

1-й ребенок. У них маленькие рога, рожки.

Логопед. У барана самые большие рога. Как их можно на­звать?

2-й ребенок. Рожищи.

Логопед. У всех этих животных и их детенышей есть рога. Какие эти животные?

3-й ребенок. Рогатые.

Логопед. А знаете ли вы, чем пользуются мальчишки, чтобы научиться метко стрелять в цель? Название этого предмета тоже образовано от слова рога.

4-й ребенок. Мальчишки стреляют из рогатки.

Логопед. Верно. Давайте перечислим все слова, которые мы образовали от слова рога.

Дети. Рожки, рожищи, рогатые, рогатка.

Логопед. Давайте составим предложения с этими словами.

Если дети затрудняются, логопед помогает им вопросами.

1-Й ребенок. У теленка, козленка и ягненка маленькие рожки.

2-й ребенок. У барана большие закрученные рожищи.

3-й ребенок. Корова, коза и баран - рогатые домашние жи­вотные.

4-й ребенок. Мальчишки учатся стрелять из рогатки.

4. Работа в тетради №1. [Профилактика нарушений письмен­ной речи. Развитие тонкой моторики.]

Логопед убирает фигурки животных и их детенышей, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. По­смотрите на правую страницу. Кого изобразил художник?

Дети. Лошадь, собаку и кошку.

Логопед. Верно. Послушайте загадку об одном из этих жи­вотных.

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Дети. Это собака.

Логопед. Верно. Возьмите серый карандаш, обведите соба­ку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаз.

Дети выполняют задание.

Логопед. Теперь коричневым карандашом обведите по кон­туру лошадь, а оранжевым - кошку.

Дети обводят изображения домашних животных по контуру. Логопед оценивает их работу и выдает за старание наклейки на тетради. Дети закрывают тетради. Логопед убирает контейнер с карандашами и тетради.

5. Упражнение «Кролики». [Развитие общей моторики, коорди­нации речи с движением.]

Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполнить уже знакомое упражнение.

Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали.

Шустренькие кролики

пальчиков.
То ложились, Ложатся.

То кружились Кружатся.

В прополочном домике.

Лапками стучали. Хлопают в ладоши.

Весело пищали. Топают ногами.

Мы зверькам Идут по кругу, держатся за руки.

Не травки жесткой - Клеверу достанем...

Вырастайте Прыгают по кругу, сделав «ушки» из

С нежной шерсткой, пальчиков.

С круглыми хвостами.

К. Кубилинскас

6. Диалог «Кисонька-мурысенька, где ты была?» [Развитие про­содической стороны речи (четкости дикции, интонационной вы­разительности).!

Логопед предлагает детям вспомнить диалог, который они раз­учили с воспитателями. Он разбивает детей попарно и предлагает каждой паре выразительно рассказать диалог. Логопед определяет лучших.

Кисонька-мурысенька, Где ты была?

На мельнице.

Кисонька-мурысенька, Что там делала?

Муку молола.

Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна! Народная игра

7. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие фонемати­ческого восприятия (дифференциация звуков [в"]-[ф"]).]

Дети стоят на ковре лицом к логопеду. Логопед раздает детям флажки двух цветов.

Логопед. Сейчас я хочу проверить, как вы сумеете различать звуки [в"]-[ф"] в слогах, словах, предложениях. Если вы услыши­те звук [в"], то поднимите желтый флажок, а если услышите звук [ф"], то поднимите коричневый флажок.

Логопед произносит цепочку слогов, слов, предложения, а дети поднимают соответствующие флажки.

Логопед. Ви, ве, фи, вя, фё, фе. Ведро, филе, фигура, свет, креветка, картофель. Света любит кататься на велосипеде. Фима пил компот из фиников.

8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].]

Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они пра­вильно сели и хорошо видели в зеркале свое лицо и лицо логопеда.

Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуля­ционной гимнастики. Первое упражнение называется «Грибок». Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10.

Упражнение выполняется 3 -4 раза. После каждого выполнения логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть.

Логопед. Следующее упражнение «Лошадка» вам хорошо знакомо. Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами.

Упражнение выполняется в течение 20 -30 секунд. Через каж­дые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.

Логопед. И последнее упражнение называется «Пулемет». Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите: «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемета.

Упражнение также выполняется в течение 20-30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, прогло­тить слюну, расслабиться.

9. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильно­го произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предло­жениях с этими словами.]

Дети остаются у зеркала. Логопед сидит на маленьком стуль­чике у них за спиной.

Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. Произнесите его.

Логопед. Сделаем упражнение «Повтори за мной». Вы по очереди будете повторять за мной слоги, слова, предложения, следя за произношением звука [ж].

Логопед. Жа-жи-же-жо-жу, жаба, жаль, ежата, бежать, жить, покажи, Женя, уважение, ожог, желудь, жук, хожу, жасмин, живот­ное, можжевельник, вижу, джем. У ежа ежата. Женя - лыжник. У Жанны новая пижама. Пожарные едут на пожар. Жора точит ножи.

Логопед оценивает работу детей.

10. Игра «Следы на снегу». [Развитие зрительного внимания и восприятия, совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.]

Логопед приглашает детей к коврографу, на котором вразбивку прикреплены изображения следов домашних животных.

Логопед. Посмотрите-ка, домашние животные оставили на снегу следы. Выберите по два одинаковых следа и подумайте, кто же их оставил.

1-й ребенок. Я думаю, что эти следы оставил кот.

2-й ребенок. А я нашла следы лошади.

3-й ребенок. У меня следы собаки.

4-й ребенок. Ау меня следы кролика, потому что они похо­жи на заячьи следы.

Логопед. Вот так молодцы! Я даже не думала, что вы так, легко выполните это задание. Только это еще не все. Животные приготовили загадку для вас. Переверните карточки со следами и из слогов на обратной стороне составьте слова. Прочитайте их.

Дети составляют слова, помещают их на наборное полотно и читают.

1-й ребенок. Фан-тик.

2-й ребенок. Коф-та.

3-й ребенок. Ван-на.

4-й ребенок. Ди-ван.

Логопед. Отлично!

11. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает карточки с коврографа и предлагает детям рассказать, чем они занимались сегодня. Затем предлагает детям назвать имя того, кто лучше всех выполнял задания, был вниматель­ным и сообразительным. Логопед обязательно поощряет всех детей.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствова­ние грамматического строя речи. Совершенствование навыка сло­гового анализа слов. Развитие синтаксической стороны речи (за­крепление понятия предложение, составление предложений по картинкам). Совершенствование умения эмоционально переда­вать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно ар­тикулировать, чисто произносить слова, петь сольно и в ансамбле.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, плоскост­ные изображения домашних животных для коврографа, картинки с изображениями домашних животных 1 , черно-белая картинка «Коза с козлятами» из книжки-раскраски по числу детей, контей­нер с карандашами, магнитофон, кассета с записью музыкального Сопровождения песенки «Конь», карточки со словами для состав­ления предложений.

Предварительная работа. Пение с музыкальным руководите­лем песенки «Конь».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование навыка сло­гового анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает пройти к коврографу.

1 НищеваН. В. Домашние животные. Книжка-раскраска.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Логопед. Рассмотрите изображения домашних животных, вспомните их названия. Теперь выполните следующее задание. Назови двух животных, в названиях которых только один слог, Вадик.

1-й ребенок. Это конь и кот.

Логопед. Назови двух животных, в названиях которых по два слога, Настенька.

2-й ребенок. Это баран и овца.

Логопед. И ты назови двух животных, в названиях которых по два слога, Кирилл.

3-й ребенок. Это коза и свинья.

Логопед. А ты назови двух животных, в названиях которых по три слога, Ариша.

4-й ребенок. Это корова и собака.

Логопед. Хорошо. Молодцы.

2. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи (употребление имен существительных в форме ро­дительного падежа).]

Логопед предлагает детям сесть перед коврографом на ковер по-турецки.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?» Еще раз внимательно посмотрите на изображения животных. Теперь за- , кройте глаза.

Логопед убирает одно изображение.

Логопед. Кого не стало? Начните свой ответ со слов не стало.

1-й ребенок. Не стало барана.

Логопед возвращает изображение барана на место и убирает изображение другого животного, когда дети вновь закроют глаза. Игра проводится несколько раз, с тем, чтобы все дети по очереди ответили на вопрос логопеда.

3. Упражнение «Составь предложение». [Развитие синтаксиче­ской стороны речи (закрепление понятия предложение, составле­ние предложений по картинкам).]

Логопед приглашает детей за стол и раздает им картинки.

Логопед. А теперь я предлагаю вам составить предложения о животных вот по этим картинкам.

1-й ребенок. Свинья ест овощи из большого деревянного корыта.

2-й ребенок. Кот опрокинул и разбил кувшин с молоком.

3-й ребенок. Конь с желтой гривой стоит в стойле на ко­нюшне.

4-й ребенок. У черного пса хвост колечком и белая грудка.

Если дети составляют нераспространенные предложения, лого­пед предлагает распространить их с помощью вопросов: «Из какого корыта ест свинья? С чем был кувшин, который опрокинул кот? Где стоит конь с желтой гривой? Какого цвета грудка у пса?» (И т. п.)

4. Упражнение «Найди козлят». [Развитие зрительного внима­ния, восприятия, тонкой моторики.]

Логопед убирает картинки и раздает детям другие, которые им предстоит раскрашивать, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на картинки и помогите козе найти всех козлят. Сколько козлят вы видите?

Дети. Мы видим трех козлят.

Логопед. Обведите нарисованных козлят простым каранда­шом, а потом раскрасьте их. Какими они могут быть?

Дети. Они могут быть серыми, черными, пятнистыми.

Дети выполняют задание.

Логопед. Дома вы можете раскрасить картинку до конца и подарить ее маме или папе, а сейчас давайте отдохнем.

5. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой мо­торики, координация речи с движением. (Повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Домашние животные».)] 1

6. Пение песенки «Конь». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова,

1 Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

петь сольно и в ансамбле.]

Логопед предлагает детям свободно встать на ковре и включает запись музыкального сопровождения. Дети вместе с логопедом поют знакомую песню.

Звонко цокают копытца,

Конь идет к реке напиться.

Хвост пушистый у коня,

Как косичка у меня. Н. Нищева

7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние живот­ные».)]

Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они пра­вильно сели и хорошо видели в зеркале свое лицо и лицо логопеда. Вы­полняют упражнения, которые были отработаны на предыдущем за­нятии.

8. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильно­го произношения звука [ж] в предложениях. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние животные».)]

Дети остаются у зеркала. Логопед сидит на маленьком стуль­чике у них за спинами. Дети повторяют за логопедом предложения из книги «Будем говорить правильно» (стр. 35).

9. Упражнение «Составь и прочитай предложение». [Совер­шенствование навыка чтения предложений с пройденными бук­вами.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой на­ходятся карточки со словами для предложений и карточки с точ­ками.

Логопед. Прочитайте слова на карточках.

Дети. У Ани, Дима, под дубом, вот, вата, дог, кот, дома.

Логопед. Выберите по две карточки, составьте предложения на доске и прочитайте их. Не забудьте поставить точку в конце каждого предложения.

1-й ребенок. У Ани дог.

2-й ребенок. Под дубом кот.

3-й ребенок. Дима дома.

4-й ребенок. Вот вата.

Логопед. Отлично! Молодцы!

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает карточки со словами и предлагает детям перечислить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совер­шенствование умения задавать вопросы. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, мышления, памяти, речевого слуха, зрительного внимания и вос­приятия, творческого воображения, общей, тонкой и артикуляци­онной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.

Оборудование. Картина «Корова с телятами и бык» 1 , предмет­ные картинки с изображениями домашних животных, мяч; соски, надетые на шпатели, по числу детей в закрытом контейнере, кон­тейнер для использованных сосок.

Предварительная работа. Заучивание загадок о корове и теленке, упражнения «Я, младешенька, Буренушку пасу» с воспитателями отработка упражнения «Балалайка» на индивидуальных занятиях с логопедом.

1 Мир природы. Животные. – СПб. ,ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20О4.

Ход занятия


Похожая информация.




Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.