Подцарство Многоклеточные животные (Metazoa). Характеристика многоклеточных Организм – единое целое Ткань – функциональная единица

Разнообразие организмов

Цели:

обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых тел природы; ознакомить учащихся с основными свойствами живых организмов; дать представление о росте и развитии живых организмов; сформировать понятие «клетка», знания об основных частях клетки;

развивающие: развивать умения и навыки наблюдения за объектами природы, сравнивать их, обобщать материал, выбирать главное, делать выводы, развивать стремление к исследованию окружающего мира, формировать научное мировоззрение, творческое мышление учащихся, продолжить формировать умение работать с различными источниками знаний;

воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие природы, ответственность за сохранение жизни на Земле.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Солнце поднимается над Землёй Что различает, а что связывает эти два явления природы? В проталинах появляются первые цветы ПРИРОДА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов Презентация подготовлена учителем физики и природоведения Луганской СОШ № 18 Карасёвой И.Д.

ЖИВЫЕ ТЕЛА ДЫШАТ РАЗМНОЖАЮТСЯ ПИТАЮТСЯ РАСТУТ УМИРАЮТ СТАРЕЮТ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ Организмы - тела живой природы, которые питаются, дышат, растут, размножаются и двигаются, отвечают на воздействие внешней среды.

Рост и развитие – процессы жизнедеятельности организма, в ходе которых увеличиваются его размеры и меняется его строение Питание - это обеспечение организмов питательными веществами и энергией. Питание Дыхание Выделение Обмен веществ Дыхание - это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа организмом Размножение - это воспроизведение себе подобных с сохранением у потомства признаков родителей Раздражительность - способность организма реагировать на изменения окружающей среды

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ Фотосинтез – процесс превращения углекислого газа и воды в углеводы и кислород под действием солнечного света. Образующиеся углеводы используются растением в качестве пищи, а кислород – для дыхания.

ЖИВОТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ Травоядные Плотоядные (хищники) Всеядные

Автотрофы – это организмы, которые сами для себя производят органические вещества. К ним относятся только растения. Гетеротрофы – это организмы, которые питаются готовыми органическими веществами (растительной и животной пищей). К ним относятся только все живые организмы, кроме растений.

Миксотрофы – это организмы, которые и сами для себя производят органические вещества, и питаются готовыми. К ним относятся растения – хищники. росянка жирянка венерина мухоловка непентес саррацения дарлингтония

ПИТАНИЕ НАСЕКОМЫХ

Клетка - жизни всей основа! Повторять мы будем снова! Только есть одна беда: Не удастся никогда Нам увидеть клетку глазом. А хотелось бы всё сразу Рассмотреть и разобрать, Клетку перерисовать! Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит. Дуб, сосна, собака, кошка, Да и гриб на тонкой ножке! Многоклеточные мы: И поэтому должны Клетки мышц мы упражнять, Клетки мозга развивать. Обеспечат эти клетки Нам хорошие отметки! Д. Русаков КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ Роберт Гук Антоний ван Левенгук Марчело Мальпиги Неемия Грю Шарль Мирбель

Клетки – наименьшие частички живых организмов, из которых построены их тела. Клетка - элементарная живая система, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организма. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ Ядро - главная часть клетки, содержащая наследственный материал Клеточная стенка - жесткая наружная часть оболочки клетки, выполняющая защитные функции Мембрана - тонкая внутренняя часть оболочки клетки Цитоплазма - внутренняя полужидкая среда клетки

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ОРГАНИЗМ СИСТЕМА ОРГАНОВ ОРГАНЫ КЛЕТКИ ТКАНИ Цитология (от греч. ЦИТО - клетка) - наука о клетке

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Задание 1. Дополни предложение Тело одноклеточного организма создано … Существуют организмы, тело которых образовано лишь из одной клетки, поэтому их еще называют … Из тканей формируются … Живые существа состоят из значительного количества … Познание клеточного строения организмов произошло благодаря созданию... Задание 2. Назвать представителей различных групп организмов Растения Грибы Насекомые Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Млекопитающие

Существует несколько уровней организации живой материи и основой основ их всех (за исключением вирусов) является клетка - как единица живого, наименьшая структура, выполняющая функции, которые и определяют состояние под названием жизнь. Все организмы состоят из клеток; клетки образуются и растут по одинаковым законам. Новые клетки образуются только путем деления других клеток. Каждая клетка в определенных границах есть индивид, самостоятельное целое. Все ткани состоят из клеток. Клетки могут быть самостоятельными организмами. Рост и развитие многоклеточного организма - следствие роста и размножения одной или нескольких клеток. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


  • знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян
  • давать определение понятиям «ткань», «орган»;
  • называть особенности строения и функции многоклеточного организма;
  • признаки взаимосвязи органов;
  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;
  • Растения и животные - целостный организм
  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения цветка

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки

Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку.Тема: "Организм как единое целое. " »



  • Клеточное строение
  • Питание
  • Дыхание
  • Обмен веществ
  • Раздражимость
  • Движение
  • Размножение
  • Рост и развитие


ОРГАНИЗМ







Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению,

функциям

и имеющих общее происхождение.









образовательная ткань

Клетки здесь лежат очень близко друг к другу и постоянно делятся.


В прозрачной цитоплазме клеток этой ткани так много хлоропластов, что порой трудно рассмотреть ядро.

основная ткань


покровная ткань

Кожица листа

Клетки плотно сомкнуты между собой, их клеточная стенка очень прочная.


проводящая ткань

В стенках клеток есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке.

Ситовидные трубки

Сосуды


механическая ткань

Образована длинными клетками с очень прочными клеточными стенками.





ЦВЕТКОВОЕ РАСТЕНИЕ

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ

РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОРГАНЫ

ПЛОД

ЦВЕТОК

ПОБЕГ

КОРЕНЬ

С СЕМЕНАМИ


ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

ВЕГЕТАТИВНЫХ ОРГАНОВ РАСТЕНИЙ

ВИДЫ КОРНЕЙ

ГЛАВНЫЙ

ПРИДАТОЧНЫЕ

БОКОВЫЕ

(от стебля или листьев)

(от главных и придаточных)

(из зародыша семени)

ТИПЫ КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ

СТЕРЖНЕВАЯ :

МОЧКОВАТАЯ :

главный корень не выражен

главный корень хорошо развит

(однодольные растения)

(двудольные растения)


ФУНКЦИИ КОРНЯ

ЯКОРЬ

Удерживает

растение в почве

НАСОС

Поглощает воду и

минеральные соли

СКЛАД

Запасает

питательные

вещества


ПОБЕГ

ПОЧКИ

ЛИСТЬЯ

СТЕБЕЛЬ

  • Рост;
  • Ветвление;
  • Развитие листьев
  • Фотосинтез;
  • Опора (держит другие

и цветов;

органы и выносит

листья к свету);

  • Дыхание;
  • Развитие новых
  • Связь между корнем и

другими органами;

  • Испарение.
  • Запас питательных

ВИДОИЗМЕНЕНИЯ:

ПО СТРОЕНИЮ:

  • прямостоячий
  • ползучий
  • цепляющийся
  • вьющийся
  • травянистый
  • древесный
  • листовая,
  • ц веточная
  • колючки (защита)
  • усики (опора)

ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ:

  • верхушечная,
  • боковая (пазушная)


НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

  • ЛЁГКИЕ
  • СЕРДЦЕ
  • ТРАХЕИ
  • ЖАБРЫ

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ::

  • ЖЕЛУДОК
  • КИШЕЧНИК
  • ГОРМОН

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ::

  • НЕРВНАЯ
  • ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ
  • ЭНДОКРИННАЯ

НАЙДИТЕ ЛИШНИЙ ОБЪЕКТ: :

  • СКЕЛЕТ
  • МЫШЦЫ
  • ПИЩЕВОД



ПИЩЕВАРИ-ТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПЕРЕВАРИВАНИЕ ПИЩИ И ПОСТУПЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА


КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ДОСТАВКУ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ И КИСЛОРОДА К КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА И ВЫНОСИТ ОТ НИХ ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА


ВЫДЕЛИТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЫВЕДЕНИЕ ПРОДУКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТОК ИЗ ОРГАНИЗМА

МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ


ДЫХАТЕЛЬ-НАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ КЛЕТКИ ОРГАНИЗМА КИСЛОРОДОМ И УДАЛЯЕТ ИЗ ОРГАНИЗМА УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ


НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОГЛАСОВАННУЮ РАБОТУ ОРГАНИЗМА


Организм – важная единица живой природы


Толковый словарь Дмитриева

Организм - это живое тело человека, животного или живое растение как единое

целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы

поддержания жизни.


ОРГАНИЗМ


Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражается на деятельности всех других систем и всего организма в целом,

так как организм – единое целое, а не набор отдельных частей.

Модуль 2. Многоклеточные:

примитивные, стрекающие, 1

паренхиматозные животные

Понятие о многоклеточных животных

Многоклеточные животные (царство Animalia)

Тело состоит из множества клеток

Клетки дифференцированы по строению и по функциям

Целостность организма поддерживается межклеточным взаимодействием

Онтогенез включает: дробление яйца, образование бластомеров, дифференциацию на зародышевые листки (их 2 или 3), образование зачатков органов

Жизненный цикл с преобладанием диплоидной фазы

Открытый ортомитоз

Митохондрии с пластинчатыми кристами

Теории происхождения многоклеточных

Гастрея Геккеля

Фагоцителла Мечникова

www.darwin.museum.ru

Происхождение

многоклеточных

животных

Колониальн е гипотезы – эволюция от

колониальных простейших

Гипотеза «гастреи» Э.Геккеля (1874 г.).

Однослойный бластулоподобный предок.

Похож на вольвокс. Впячивание стенки

образование гастреи. Предок книдарий.

Гипотеза «фагоцителлы» И.И.Мечникова

(1882г.). Из колонии жгутиконосцев.

Внутренний пласт образуется за счет

вползания отдельных клеток стенки

колонии во внутреннюю полость

(внутриклеточное пищеварение.

Напоминает паренхимулу губок.

Гипотеза «плакулы» О.Бючли (1884 г.).

Предок - пластинчатая колония животных.

При расщеплении пластинки на два слоя

возникает плакула, затем прогибание

двухслойной пластинки, образование гастреи

Теории происхождения многоклеточных

Веретеновидные клетки Амебоидные клетки

Спинной эпителий

Брюшной эпителий

Разрез стенки тела Trichoplax adhaerens

Н.Н. Иорданский, 2001;

материалаы сайта www.macroevolution.narod.ru

Гипотеза «синзооспоры» А.А.Захваткина (1949 г.). Предок - колониальные простейшие с голозойным типом питания и гаметической редукцией хромосом. Фагоцителла - личинка многоклеточного – синзооспора. Взрослые - сидячие колониальные животные, подобные губкам.

А.В.Иванов (1967 г.) за основу принимает гипотезу фагоцителлы. Предок - колония воротничковых жгутиконосцев с голозойным способом питания. Моделью фагоцителлы является трихоплакс. Фагоцителла дала начало двум типам: губкам и пластинчатым животным.

Полиэнергидные гипотезы

Гипотеза «целлюляризации» И.Хаджи (1963г.). Впервые высказана Иорингом. Предок - одноклеточные полиэнергидные животные (типа инфузорий). Образование клеточных границ вокруг ядер и прилегающих к ним участков цитоплазмы привело к обособлению отдельных клеток.

Размножение и развитие многоклеточных

Алецитальное

Гомолецитальное

Телолецитальное

Центролецитальное

www.bse.sci-lib.com

Типы строения яиц

Строение яиц

Типымногоклеточных строения яиц:

Алецитальные - почти лишены желтка (некоторые плоские черви, млекопитающие)

Гомолецитальные или изолецитальные - желтка мало, он равномерно распределен, ядро в центре (часть моллюсков, иглокожие)

Телолецитальные - желтка много, распределен неравномерно (в основном на вегетативном полюсе), ядро смещено к анимальному полюсу (головоногие моллюски, лягушки, рыбы, пресмыкающиеся, птицы)

Центролецитальные - желтка много, распределен равномерно; ядро в центре, окружено участком цитоплазмы. Тонкий слой цитоплазмы находится у поверхности яйца, он сообщается с плазмой около ядра с помощью цитоплазматических нитей (многие членистоногие)

Яйцевые оболочки:

Первичная - желточная, формирует яйцо; вторичная – хорион, формируется из вспомогательных клеток яичника,

третичная (не у всех)- клетками яйцевода. У некоторых животных (губки, часть стрекающих) оболочки отсутствуют

Размножение и развитие многоклеточных

Типы дробления

Яйцо делится на одинаковые бластомеры (гомолецитальные и алецитальные яйца)

Полное равномерное

Бластомеры неодинаковые по размеру (телолецитальные яйца с небольшим количеством желтка - яйца лягушек, полихеты)

Полное неравномерное

Деление ядра и прилегающей цитоплазмы на анимальном полюсе яйца (телолецитальные яйца головоногих моллюсков, птиц, пресмыкающихся)

Дискоидальное

Дробление начинается с ядра и прилежащей цитоплазмы, продолжается в периферическом слое (центролецитальные яйца, членистоногие)

Поверхностное

www.bse.sci-lib.com

Размножение и развитие многоклеточных

Радиальное Спиральное

Бластодерма

Бластоцель

Бластула

www.bse.sci-lib.com

Типы дробления

По расположению бластомеров полное равномерное и полное неравномерное дробление подразделяется на два типа

Радиальное дробление - после третьего деления каждый из четырех анимальных бластомеров располагается непосредственно над вегетативными (иглокожие, хордовые)

Спиральное дробление - анимальные бластомеры смещаются и располагаются не над вегетативными, а между ними (кольчатые черви, многие моллюски)

Продукт деления оплодотворенной яйцеклетки:

Бластула – однослойная сфера

(бластодерма, бластоцель)

Морула – шаровидное скопление бластомеров, без полости внутри

Размножение и развитие многоклеточных

Бластопор

Способы гаструляции

Гастральная полость

(образование второго слоя)

– вворачивание (впячивание) в бластоцель с

Инвагинация

образованием гастральной полости и

бластопора (первичного рта)

Миграция клеток бластодермы в бластоцель:

Иммиграция

униполярная и мультиполярная

Эктодерма

Энтодерма

Расслоение наружного слоя клеток

морулы на эктодерму и энтодерму

Деляминация

Микромеры

Обрастание макромеров микромерами

Макромеры

(бластопор образуется позже)

Эпиболия

Лекция 4. Происхождение многоклеточных

Размножение и развитие многоклеточных

Развитие многослойного

Зародышевые листки:

Эктодерма

Энтодерма Мезодерма

Способы развития мезодермы:

Телобластический - 2 клетки - телобласты – расположены по бокам бластопора между экто- и энтодермой размножаются, новые поколения клеток, формируется мезодерма (при спиральном типе дробления яиц)

Энтероцельный - за счет карманоподобных выпячиваний первичного кишечника (при радиальном типе дробления). Энтерон = кишка

Формирование тканей и органов

Из эктодермы - покровы и их производные: кожные железы, наружный скелет беспозвоночных, эпителий передней и задней кишки, органы чувств, нервная система, некоторые типы выделительной системы

Из энтодермы - выстилка средней кишки, железы кишечника, нервная система (у некоторых низших многоклеточных)

Из мезодермы - мускулатура, скелет позвоночных и иглокожих, выделительные органы, части полового аппарата

Вопросы для повторения

  • Что такое организм? Какие свойства организмов вам известны?
  • Назовите среды жизни организмов? Какими признаками должны обладать организмы, чтобы жить в почвенной среде? В водной среде?
  • Назовите увеличительные приборы. Для чего их используют?
Задание 1. Назовите представленные увеличительные приборы и их составные части Строение клетки (трехмерное изображение) Клетка – основа живых организмов
  • Растительная
  • Животная
Строение клетки . Задание 2. Найдите в учебнике ответ на вопрос: какое значение имеют части клетки? Клетка растения (плоскостное изображение) Задание 3. Какой цифрой на рисунке обозначена цитоплазма? Оболочка? Ядро?
  • органоиды
Одноклеточные организмы Одноклеточные животные и растения обладают всеми признаками живого –питанием, дыханием, делением, но у растений и животных питание происходит по–разному: (растения - автотрофы, создают для себя питательные вещества сами, а животные - гетеротрофы, питаются готовыми веществами).
  • Одноклеточные животные и растения обладают всеми признаками живого –питанием, дыханием, делением, но у растений и животных питание происходит по–разному: (растения - автотрофы, создают для себя питательные вещества сами, а животные - гетеротрофы, питаются готовыми веществами).
  • Одноклеточные организмы
Многоклеточные организмы Многоклеточные организмы под микроскопом /растения/ Многоклеточные организмы под микроскопом /животные/ Неклеточная форма жизни
  • Вирусы
Многообразие организмов Задание 5. Запишите схему в тетрадь, приведите примеры на каждую группу организмов), р.т. стр. 74 (з.7) Царства организмов Всё живое на Земле состоит из клеток;
  • Всё живое на Земле состоит из клеток;
  • Клетка – единица живого;
  • Клетка сложно устроенная самостоятельная живая система;
  • Клетка имеет объём;
  • Клетки обладают всеми признаками живого (они растут, дышат, питаются, делятся);
  • Клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнь зависит друг от друга.
  • ВЫВОД
Строение организмов
  • Орган
  • Организм
  • Ткани
  • клетка
  • Чем многоклеточный организм отличается от одноклеточного?
  • Есть ли ткани у одноклеточных организмов? Поясните.
  • Что такое вирусы?
  • Как вы думаете, почему клетки живого организма не разделяются?
  • К какому царству живого ученые относят человека?
  • Большинство живых организмов состоит из клеток. В средние века о клеточном строении не было известно. Почему?
  • Кактусы приспособились к жизни в условиях недостатка влаги. Что произойдет с этими растениями, если их ежедневно поливать? Поясните.
Вопросы на закрепление материала:
  • Вспомните, какие животные живут в тайге. Как приспособились к жизни там соболь, кедровка, белка?
  • Составьте рассказ об условиях жизни любого животного по следующему плану:
    • Название животного;
    • Среда обитания;
    • Факторы среды обитания, влияющие на его жизнь.
  • Вспомните, какие царства живых организмов выделяют ученые. Перечислите их. Приведите примеры организмов, относящихся к каждому из царств.
§ 35, р.т. стр. 74 (з.6, 8) придумать и выполнить свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
  • § 35, р.т. стр. 74 (з.6, 8) придумать и выполнить свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.

Характеристика многоклеточных Организм – единое целое Ткань – функциональная единица. Ткани объединены в органы, а органы – в системы органов Деятельность органов координирована Животным присущи признаки и свойства живых организмов: передвижение, дыхание, питание, выделение, размножение, раздражимость, адаптация












Пресноводная гидра Длина около 1 см Прикрепляется к субстрату подошвой Вверху 6 – 12 щупалец Движение – «кувыркание» Кишечная полость – единый, не разделенный мешок Нервная система образует сеть Диффузная нервная система: 1 ротовое отверстие; 2 щупальце; 3 подошва








Слои клеток гидры Эктодерма Энтодерма Клетки ЗначениеКлетки Значение Эпителиально- мускульные Пищеварительн ые Промежуточные Эпителиально- мускульные Стрекательные Железистые Нервные Половые 1 - энтодерма; 2 - мезоглея; 3 – эктодерма 4 - нематоцид; 5 - книдоцит; 6 - эпителиально-мышечная клетка; 7 - интерстициальная клетка; 8 - рецепторная клетка; 9 - нейрон; 10 - продольные тонофибриллы; 11 - базальная мембрана; 12 - кольцевые тонофибриллы; 13 - ядро; 14 - железистые клетки; 15 - гранулярный секрет; 16 - формирование пищеварительной вакуоли.






Проверочная работа. Выберите номера только тех утверждений, которые относятся к типу Кишечнополостные 1. Гетеротрофные организмы 2. Тело состоит из двух слоев клеток, внутри тела имеется кишечная полость 3. Размножаются бесполым и половым способом 4. Способны реагировать на раздражения 5. Самые древние из многоклеточных 6. Тело имеет лучевую симметрию 7. Обитают преимущественно в воде


В каких предложениях имеются ошибки? Исправьте их и запишите верно. 1. В энтодерме пресноводной гидры располагаются стрекательные клетки, которые выполняют функции защиты и нападения. 2. Пресноводная гидра – хищник. Пищеварение у нее внутриклеточное и полостное, в нем участвуют эпителиально-мускульные, железистые и пищеварительные клетки 3. Гидра способна размножаться половым и бесполым способом – делением. 4. Регенерация гидры происходит благодаря промежуточным клеткам. 5. Нервная система диффузного типа обеспечивает ответ на раздражение – рефлекс.













Коралловые атоллы. Коралловые рифы. Коралловые рифы представляют собой уникальные экосистемы, в которых находит приют огромное количество других животных: моллюсков, червей, иглокожих, рыб. В ледниковый период коралловые рифы окаймляли многие острова. Затем уровень моря начал подниматься, и полипы со средней скоростью сантиметр в год надстраивали свои рифы. Постепенно сам остров скрывался под водой, а на его месте образовалась мелководная лагуна, окружённая рифами. Ветер приносил на них семена растений. Затем появились животные, и остров превратился в коралловый атолл. Домашнее задание П. 14 Письменно на вопросы: 1, 5, 7. Стр.66 Самостоятельно ответить на вопросы Итоговой проверки знаний по теме. Стр



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.