Чем питаются дети. Каким должно быть правильное питание для детей и подростков

Обучение в животике!

Возможно, некоторые молодые родители не предполагают, что появившийся на свет малыш, далеко не «чистый лист»! Не смотря на то, что ребенок находиться в утробе матери, внешняя среда уже оказывает влияние на его развитие. Существующие ожидания и опасения, достаток и лишение, потрясения, болезни и все, что происходит в семье, где предстоит родиться ребенку, влияют на перинатальное развитие. Данный период нахождения ребенка в утробе матери (ребенок в животе), протекает в строго контролируемой среде (матка матери) и проходит ряд этапов в жесткой последовательности.
Итак, оплодотворение произошло, яйцеклетка встретилась со сперматозоидом, и образовалось нечто называемое зиготой (оплодотворенная яйцеклетка). Начинается первый период матери – герминальный. Возможно, название вы не запомните, но суть уловите. Здесь происходить быстрое деление зиготы и первичная организация клеток. Иногда при первом делении оплодотворенной яйцеклетки могут образовать 2 абсолютно идентичные клетки, которые разделяются и развиваются два одинаковых организма (идентичные близнецы). А вот разнояйцовые близнецы (не похожие и возможно разнополые) получаются из двух оплодотворенных яйцеклеток, т.е. двух зигот. Далее многочисленные клетки образуют эмбрион, который внедряется в стенку матки, происходит процесс имплантации.
Со второй недели беременности начинается эмбриональный период, и длиться он до конца 2-го месяца. Сейчас формируются органы, характерные признаки, ручки и ножки, лицо, уже бьется сердечко, начинают различаться черты, присущие только человеку. Малыш питается при помощи плаценты, которая связана с эмбрионом при помощи пуповины. Длина ребенка еще 4 мм, а нервная система уже начинает работать! Хотя очень часто будущая мама еще не знает о нахождении ребенка в животе и подвергает свой организм опасности, поэтому именно в этот период велика опасность выкидыша.
С третьего месяца и до рождения протекает фетальный период. Здесь окончательно созревают и начинают функционировать большинство органов и систем малыша. Ребенок в животе начинает шевелиться, с каждым месяцем сильнее и активнее. Тренируется в мимике! Хмурится, пробует направить взгляд, шевелит губами, открывает рот, сосет палец. В деснах формируются зубы, растут ногти и волосы. Происходит окончательная дифференциация репродуктивных органов в соответствии с полом малыша. Уже будучи ребенком в утробе матери у будущей женщины закладывается то количество яйцеклеток, которое будет до конца репродуктивного возраста. К 12-й неделе малыш уже обрел все органы и системы, хотя вес его около 14 г и рост 7,5 см. В 15 недель ребенок совершает хватательные движения, к 20-й развиваются органы вкуса и обоняния, в 24 недели начинает реагировать на звук! На 27-й неделе малыш иногда поворачивает голову в направлении света, направленного на живот матери.
В медицине чаще принято делить беременность на триместры (по три месяца каждый): 1 триместр – развитие органов и структур тела; 2 – созревание сердца, легких и головного мозга до уровня, необходимого для выживания; 3 – подготовка к работе всех систем и органов, адаптация малыша.
Как мы уже знаем, ребенок в животе связан с мамой пуповиной, получая необходимое питание. А может ли он получать что-нибудь еще от своих родителей? От мамы скорее да, а с папой что делать? Возможно ли обучать своего ребенка уже в утробе матери? Мы уже знаем, что с 24-й недели малыш начинает реагировать на звук. Ребенок привыкает к шуму в организме матери, поэтому после рождения, укладывая его на грудь, он успокаивается, услышав сердцебиение матери. Часто повторяющиеся звуки вызывают привыкание и даже узнавание после рождения. Некоторые американские ученые (Ван де Карр) разрабатывали программы обучения малышей в утробе матери. Суть таких программ в так называемых «перестукиваниях» и эмоциональной реакции на них родителей. Другие специалисты не находят смысла в таких занятиях. Едины они в том, что тесное общение с обоими родителями очень важно для малыша, ему необходимо слышать голос и чувствовать прикосновения, пусть даже через животик.
Очень часто говорят, что беременным необходимо быть спокойными, испытывать исключительно положительные эмоции. И этот факт также можно связать с физиологией, ведь беременность целиком и полностью процесс гормональный и наши эмоциональные реакции также связаны с гормонами. При стрессах, испугах у нас в организме вырабатывается адреналин, возбуждающий нервную систему, в случае беременности и нервную систему ребенка в утробе матери. Такие частые дозы адреналина могут привести к постоянной необходимости его получать, отсюда неспокойные возбудимые дети, которые плохо спят и едят, принося беспокойство родителям. Детям необходимы такие истеричные проявления, чтобы чувствовать себя комфортно и привычно. Часто встречаются и неврологические проявления, которые также могут быть связаны с неблагоприятным течением беременности.
Выходит, основной канал общения и обучения – эмоциональный. Способность понимать и принимать свои эмоции и чувства, контролировать и регулировать их очень важная составляющая здоровой и счастливой жизни детей и их родителей. В современном обществе уже давно появилось понятие Эмоциональный Интеллект, который, как и интеллектуальный, необходимо развивать. И это задача для нас родителей – быть любящими и дать то, чего достойны наши дети.

Меня в этой стране изначально "мучил" вопрос: почему в магазинах нет детского питания? Чем же кормят детишек в индийских семьях? Это сейчас последние пару лет в магазинах и аптеках можно найти детское питание импортного производства (производят в Индии, но иностранные компании), стоимость которого больно бьёт по карману, думаю все таки из-за большого наплыва иностранцев в Индии - они и покупают, индийцы почти нет. Ведь мы привыкли к тому, что ребёнок должен питаться кашами, пюре, лёгкими бульонами, фруктами...и не можем себе представить, как можно накормить малыша блюдом со специями.

Такого блюда, как молочные каши на которых мы все выросли в индийском меню нет. Я наблюдала, как мои золовки кормили своих малышей обычной индийской едой и жаловались на отсутствие аппетита у отпрысков.
- Сварите им кашу и они с удовольствием поедят, - как то посоветовала, я. Что такое каша они не поняли и когда я пыталась объяснить им с предложением сварить сиё блюдо, на меня как обычно плохо посмотрели...
- Молоко ребенок уже употребил (имеется в виду материнское), а так просто вредно давать много молока...

А острые блюда с разными специями от которых не привыкшего человека порой мутит вызывая рвотные позывы, ребеночку не вредно?
- К твоему сведению наши дети привыкшие к специям еще до рождения, так что ничего страшного в этом нет...

Как то одна моя знакомая (молодая мамаша) жаловалась мне на то, что у ее малыша абсолютно нет аппетита, от всех блюд он воротит нос. Единственное, что он ест - это чапати (индийская пресная лепёшка из муки грубого помола) и паренный рис без соли, что в общем то естественно ведь в этих блюдах не содержатся различные специи.
- А ты не пробовала сварить ему кашу или на худой конец сделать овощное пюре без специй? Супчик например? - спросила, я. Про кашу она не поняла, поэтому пришлось объяснять как это варится. В общем она приехала ко мне и я сварила обыкновенную манную кашу и ребенок сначала капризничал сжав ротик, мы кое как запихнули ему ложечку маннки и он долго держал во рту не глотая, а потом попросил еще и еще. Научила я ее варить и рисовую кашу, и овсянку на молоке и вермишель молочную, то же пюре без добавления стручкового перца и разных приправ. Ребенок все эти не затейливые блюда уплетал с удовольствием. Моя знакомая в свою очередь научила приготовлению каш своих знакомых у которых были маленькие дети и все как оказалось страдали плохим аппетитом.

Всё просто - дети даже индийские не смотря на то, что принимали в течении девяти месяцев от матери индийскую еду, хотели чего нибудь обыкновенного...не острого и без специй, некоторые из которых имеют жуткий запах, который даже после употребления через день исходит от тела...

Фото из интернета.

В современных семьях проблема здоровья детей становится одной из главных. Для ребёнка сегодня много соблазнов: огромный выбор вредных продуктов типа чипсов и газировки, дешёвые фастфуды на каждом углу, постоянный доступ к интернету и компьютерным играм. В школе на перемене дети, случается, уже не идут в столовую, а бегут до ближайшего киоска за шаурмой или хот-догом. Сейчас стало не модным играть во дворе в футбол или догонялки. С друзьями общаются по скайпу и играют в видеоигры.

Всё это, естественно, требует контроля со стороны родителей и школьных наставников. Родители, приходя уставшими домой, будут только рады, если их чадо посидит спокойно за компьютером и не будет лезть с вопросами. Спустя некоторое время такой «самостоятельной жизни» начинаются проблемы со здоровьем. У кого-то раньше, у кого-то позже, но они будут. И, пока не поздно, надо браться за своё здоровье и здоровье своего ребёнка. В этот момент у родителей встаёт вопрос, что делать когда ребёнок в школе? Если он дома, присматривать за его питанием не составит труда. Но чем он питается вне дома?

Помочь родителям и ребёнку может программа, которая направлена на развитие навыков здорового образа жизни. К счастью для нас, такая программа под названием «Будь здоров!» активно развивается в Новосибирске. Её реализацией занимается информационно-просветительский центр «Доверие». Центр ставит перед собой важную задачу: внести вклад в развитие чётких установок у школьников и родителей на сохранение и укрепление здоровья.

К сожалению, проблемы со здоровым образом жизни начинаются прежде всего в семье. Как говорит статистика, всего лишь 20% родителей знакомы с основами правильного питания. Тогда как уже у 30% детей имеется избыточный вес. Не каждый родитель осознанно подходит к рациону питания своего ребёнка. Зачастую на завтрак дети едят бутерброды, а именно - каждый второй. Мучные продукты составляют большую часть меню школьника, а овощи и фрукты всего 15% дневного рациона.

Но на здоровье детей школьного возраста влияет не только питание. Активный образ жизни имеет не менее важную роль. Всего 80% школьников могут посещать основную группу на уроках физической культуры, у остальных имеются проблемы со здоровьем. И только каждый пятый ребёнок делает зарядку по утрам.

На решение подобных проблем и нацелена программа «Будь здоров!». Пример её удачной реализации - школа №64. Недавно она стала площадкой для конференции «Формирование навыков здорового образа жизни и основ культуры здорового питания школьников». Здесь активно работает авторская программа «Путешествие Сибирячка-здоровячка». Цель - показать детям положительные стороны здорового образа жизни. На тематических уроках детям рассказывают о рациональном питании, важности спорта, прививают любовь к природе.

В школах, которые уже участвуют в программе «Будь здоров!», проходят специальные уроки, посвящённые сбалансированному питанию, экологии, здоровому образу жизни, а также проводятся мастер-классы по приготовлению еды и выращиванию растений. Любовь к физкультуре детям прививают, проводя различные эстафеты и соревнования как в школе, так и вне учебного заведения.

В этом году более 30 новосибирских образовательных учреждений заинтересовались данной программой и подали заявки на участие. Помимо уроков для школьников, проходят лекции для учителей, которым рассказыватюсо методиках программы «Будь здоров!». Педагоги получают методические пособия, с помощью которых смогут обучать детей. Несколько раз в год проходят конференции, на которых учителя делятся своим опытом реализации программы.

Родители также смогут принимать участие в различных мероприятиях. Наталья Чалая, генеральный директор АНО ИПЦ «Доверие», подчеркнула, что для активной работы с детьми необходимое активное участие не только учителей, но и родителей. Мамам и папам советуют принимать участие в кулинарных мастер-классах, встречах с диетологом, спортивных мероприятиях, потому что сегодня сами родители слишком часто «балуют» своего ребёнка «вкусняшками». Из-за этого все старания школы и самого ребёнка не приносят должного результата. Поэтому важно наладить связь между родителями и школой, чтобы замечать изменения в поведении ребёнка. Ведь ЗОЖ - это не только питание и спорт, но и эмоциональное состояние.

01.12.2011

Ребенок отказывается брать с собой в школу домашний обед? Предпочитает колу, шоколадки и чипсы? Эту проблему легко можно решить. Главное здесь - заинтересовать своего ребенка. О том, как это сделать, расскажем прямо сейчас.

Правильное питание является залогом крепкого здоровья, а для школьников - еще и немаловажной составляющей успешной учебы, а также роста и развития организма. Уроки, домашние задания и внеклассные занятия требуют больших затрат энергии, восполнить потери которой можно, подкрепившись чем-нибудь вкусненьким.

Как и чем будет питаться школьник, зависит непосредственно от родителей. Они обязательно должны включать в рацион своих чад молочные продукты, в которых много белка и кальция, и мясо - источник незаменимых аминокислот. Диетологи также рекомендуют чаще употреблять рыбу, а в качестве источника клетчатки и витаминов использовать овощи и фрукты. И не забывайте о том, что в день ребенку необходимо выпивать до 1,5 литров жидкости. При этом стоит исключить сладкие газированные напитки, о вреде которых все наслышаны. Пусть ребенок лучше пьет обычную воду, компот, соки или морсы.

Правильный завтрак ребенка

Завтракают дети, как правило, дома. И родители должны помнить, что полноценный завтрак играет важную роль в обеспечении ребенка необходимой энергией. Золотым ингредиентом любого завтрака является овсяная каша, для утреннего приема пищи отлично подойдут и любые другие крупы, а также молочные продукты и яйца.

Старайтесь включать в меню завтрака продукты из разных групп. В качестве источников белка можно использовать бобовые, орехи, отварное мясо или рыбу, яйца, углеводы содержатся в крупах, макаронах и хлебобулочных изделиях. Главное - завтрак не должен быть тяжелым и жирным.

Обедают дети обычно в школьной столовой. Здесь стоит отметить, что Минобразования и науки РФ разработало проект по совершенствованию школьного питания и планирует к 2013 году реорганизовать все школьные столовые. С этой целью из меню были исключены некоторые продукты: сметана, творог, бочковое молоко без кипячения, блинчики, жареные пирожки, фастфуд, кремовые кондитерские изделия, конфеты с консервантами и красителями, окрошка, холодец, заливные блюда, макароны по флотски, грибы, яичница, кофе, квас, газированные напитки.

Тем не менее, многие родители придерживаются домашнего питания и дают детям обеды с собой. Если для своего ребенка вы выбрали именно домашнее питание, то в школу ему лучше всего брать с собой бутерброды с отварным мясом, сыром, запеканки, йогурты, рогалики, сухофрукты, орехи, овощи и фрукты. В термос можно налить чай или взять в бутылочке сок или компот. Не стоит предлагать бутерброды с вареной или копченой колбасой, ветчиной или сосисками, поскольку в таких продуктах содержатся искусственные добавки, консерванты и красители.

На протяжении всего дня ребенок может перекусывать фруктами, соками, печеньем и даже конфетами, поскольку они являются поставщиками глюкозы, стимулирующей умственную активность.

Часто родители сталкиваются с проблемой, когда дети не хотят брать с собой еду из дома. Здесь важно проявить фантазию, чтобы заинтересовать ребенка. Тогда обед будет не только полезным, но и интересным. Используйте формочки и пищевые маркеры для создания интересных фигурок из еды. Например, можно вырезать черепашку или жирафа из сыра, из блинчиков сделать кролика, а в качестве украшений использовать фрукты и овощи.

Чтобы сделать такой обед, вам не понадобиться много времени и сил. Просто попробуйте хотя бы пару раз, а потом ваш ребенок и сам захочет готовить себе подобные школьные обеды - ведь то, что сделано своими руками, всегда вкусней.

Когда ребенок идет в школу, вы должны привить ему навыки правильного и рационального питания. Школьники начинают питаться самостоятельно вне дома, поэтому детей следует научить отделять полезные продукты от вредных.

Каким должно быть правильное питание ребёнка? И почему на этом вопросе акцентируют так много внимания? Сложно переоценить важность здоровой пищи: для малыша она является источником энергии, от неё зависит общее состояние здоровья и иммунитет ребёнка. Правильно составленное детское меню должно обеспечить рост и нормальное развитие малыша.

Что такое правильное питание?

Навыки полноценного питания формируются в самом раннем возрасте. Если ты, как мамочка позаботишься о том, чтобы ребёнок с детства освоил основы правильного питания то, повзрослев, он будет продолжать следовать этим принципам. Для этого нужно совсем немного: поступай согласно этим простым правилам и не забывай, что здоровье ребёнка в твоих руках.

  1. Режим питания . От регулярности приёма пищи зависит пищеварение. Если все приёмы пищи будут проходить в определённое время, организм к этому «привыкнет» и проблемы с отсутствием аппетита отпадут сами собой.
  2. Продукты и способы их обработки . Основу детского рациона должны составлять каши, овощи, мясо и рыба, молоко. Макароны, кондитерские изделия, а особенно жирная пища не несут никакой пользы. Именно эти продукты дети любят больше всего, но твоя задача – исключить из их детского меню. Нелишним будет напомнить, что хорошая мама не станет кормить ребёнка полуфабрикатами и сухариками.
  3. Правильно составленное меню . Кушать нужно понемногу и небольшими порциями. Оптимальный вариант разбивки приёмов пищи:
  • завтрак;
  • легкий ланч;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин;
  • сонник.
  • Правила питания должны соблюдать члены всей семьи. Если ты запрещаешь ребёнку есть чипсы, а он видит, как папа каждый вечер запивает их кока-колой, то успеха не жди. У детей обострено чувство справедливости, они чувствуют фальшь и реагируют на двойные стандарты протестами.

  • Рацион питания детей

    С грудничками всё более-менее понятно. Но дети растут, вносятся изменения в калорийность пищи, меняется потребность в витаминах, микро– и макроэлементах. Рацион дошкольника полностью зависит от родителей. Это мамы и папы приносят продукты в дом и кормят ими малыша. Какими должны быть эти продукты? Они должны обеспечивать растущий организм всеми необходимыми элементами.

    Микро– и макроэлементы

    Уже с года рацион ребёнка претерпевает значительные изменения. В идеале, до этого времени малыш получал всё необходимое с молоком матери. Переход на смеси или твердое питание пройдёт безболезненно, если вы обеспечите малыша достаточным количеством железа.

    Железо

    Ребёнок от 1 до 3 лет должен ежедневно получать 7 мг железа, норма для детей от 4 до 8 лет – 10 мг. Этот элемент отвечает за подачу кислорода в клетки организма. Его недостаток приводит к анемии. Заболевание вызывает общую слабость, снижение иммунитета, головокружение. Если есть подозрения на анемию, нужно сделать анализы крови. Шутить с этим нельзя, ведь заболевание сказывается на дальнейшем развитии малыша.

    Железа много в:

    • орехах (особенно грецких);
    • красном мясо и печени;
    • куриных яйцах;
    • соке граната;
    • блюдах из бобовых.

    Кальций

    Медики заявляют, что около 50% детей в возрасте 6–11 лет страдают от недостатка кальция в организме. Если ребёнок в детстве не получал достаточного количества элемента с продуктами, то с возрастом он может страдать от остеопороза. Недостаток кальция в рационе ребенка в более зрелом возрасте может повышает склонность к артритам, диабету, аритмии, остеохондрозу и пародонтозу.

    Для ребёнка главный – молоко. Дети усваивают из него 52% этого элемента, чего не скажешь о взрослых. Ребёнку достаточно съедать в день по 3 порции молочных продуктов. Это могут быть:

    • молочные каши;
    • йогурты;
    • творог;

    Кальций содержится также в:

    • зелёных листовых овощах (петрушка, сельдерей);
    • всех видах капусты (брокколи, цветная, белокочанная);
    • спарже;
    • бобовых;
    • орехах;
    • желтках яиц.

    Калий

    Этот элемент обеспечивает нормальное функционирование нервной системы. В организм он поступает с:

    • цитрусовыми и бананами;
    • листовыми овощами и травами;
    • семенами подсолнуха;
    • печёным картофелем.

    Как составить рацион ребёнка

    Кроме микро- и макроэлементов детскому организму необходима клетчатка и витамины С, А, Е, Д, группы В и клетчатки. Для полноценного питания нужно включать в меню:

    • крупы и зерновые (каши, цельнозерновой хлеб);
    • овощи и фрукты;
    • бобовые;
    • молочные продукты;
    • мясо птицы, телятину, нежирную рыбу, яйца;
    • орехи и семена.

    Не используй жарку во фритюре, лучше пользоваться такими кулинарными приёмами, как тушение и запекание. Ребёнок должен пить достаточно жидкости. Лучше всего для этой цели подходит вода. Не усердствуй с компотами и соками – там много сахара, которые ребёнку ни к чему.

    Питание ребёнка в зависимости от возраста

    Рацион дошкольников формируют родители. Школьников удержать в рамках правильного питания намного сложнее. Принципы составления рациона для этой возрастной категории практически не отличаются. Единственная сложность – режим.

    Постарайтесь приучить ребёнка завтракать ежедневно. Хорошо действует собственный пример. Заведи правило – в моём доме завтракают все. Готовь на завтрак блюда, которые любит большинство членов семьи. А со временем завтраки войдут в привычку, и тебе не придётся напоминать о них своему ребёнку.

    Полноценное питание – это фундамент здоровья на всю жизнь. Помни об этом и не сдавайся. Твоя задача – заложить основу правильного питания у малыша в раннем детстве, это позитивно скажется на самочувствии ребёнка, его развитии и даже его будущем.



    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.