Атомный ледокол «Ленин. Удивительная история атомохода «Ленин

Пройдемся теперь по внутренним помещениям ледокола,за исключением рубки.
Пост получился большой,громоздкий и представляет собой в большей степени компиляцию всякой информации:-((



Я понимаю,что это все является масштабным повторением огромного количества фотографий людей посетивших на экскурсиях корабль,тем более,что водят по одним и тем же местам.Но мне было интересно самому в этом разобраться.

Это наш гид по атомоходу:

Речь шла о создании такого судна, которое очень долго может плавать без захода в порты за топливом.
Ученые подсчитали, что атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного горючего - столько, сколько уместится в спичечной коробке. Вот почему атомоход, практически имея неограниченный район плавания, сможет побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Для судна с атомной энергетической установкой дальность расстояния - не препятствие.

Первоначально нас собрали в этом зале для кратенького введения в экскурсию и разделили на две группы.

Адмиралтейцы имели немалый опыт по ремонту и строительству ледоколов. Еще в 1928 г. они капитально отремонтировали "дедушку ледокольного флота" - знаменитый "Ермак".
Строительство ледоколов и ледокольно-транспортных судов на заводе было связано с новым этапом в развитии советского судостроения - применением электросварки вместо клепки. Коллектив завода был одним из инициаторов этого новшества. Новый метод успешно испытали на строительстве ледоколов типа "Седов". Ледоколы "Охотск", "Мурман", "Океан", при постройке которых широко применялась электросварка, показали прекрасные эксплуатационные качества; их корпус оказался более прочным по сравнению с другими судами.

Перед Великой Отечественной войной на заводе построили крупное ледокольно-транспортное судно "Семен Дежнев", которое сразу же после ходовых испытаний направилось в Арктику для вывода зазимовавших там караванов. Вслед за "Семеном Дежневым" было спущено на воду ледокольно-транспортное судно "Леваневский". После войны завод построил еще один ледокол и несколько самоходных паромов ледокольного типа.
Над проектом трудился большой научный коллектив, возглавляемый выдающимся советским физиком академиком А. П. Александровым. Под его руководством работали такие крупные специалисты как И. И. Африкантов, А. И. Брандаус, Г. А. Гладков, Б. Я. Гнесин, В. И. Неганов, Н. С. Хлопкин, А. Н. Стефанович и Другие.

Поднимаемся на этаж выше

Размеры атомохода были выбраны с учетом требований эксплуатации ледоколов на Севере и обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина ледокола 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л. с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 м.

Длинные коридоры

Запроектированная мощность турбоэлектрической установки не имеет себе равных. Атомный ледокол по своей мощности в два раза превосходит американский ледокол "Глетчер", считавшийся крупнейшим в мире.
Особое внимание при проектировании корпуса судна было обращено на форму носовой оконечности, от которой во многом зависят ледокольные качества судна. Выбранные для атомохода обводы по сравнению с существующими ледоколами позволяют увеличить давление на лед. Кормовая оконечность спроектирована так, что обеспечивает проходимость во льдах при заднем ходе и надежную защиту винтов и руля от ударов льда.

Столовая:
А камбуз? Это полностью электрифицированный комбинат со своей хлебопекарней,горячая пища на электрическом лифте подается из кухни в столовые.

В практике наблюдалось, что ледоколы иногда застревали во льдах не только носом или кормой, но и бортами. Чтобы избежать этого, было решено устроить на атомоходе специальные системы балластных цистерн. Если из цистерны одного борта перекачать воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, будет ломать и раздвигать лед бортами. Такая же система цистерн установлена в носу и в корме. А если ледокол не сломает лед с ходу и нос его застрянет? Тогда можно перекачать воду из кормовой дифферентной цистерны в носовую. Давление на лед увеличится, он сломается, и ледокол выйдет из ледового плена.
Чтобы обеспечить непотопляемость такого большого судна, в случае если обшивка будет повреждена, корпус решили подразделить на отсеки одиннадцатью главными поперечными водонепроницаемыми переборками. При расчете атомного ледокола конструкторы обеспечили непотопляемость судна при затоплении двух наибольших отсеков.

Коллектив строителей полярного гиганта возглавил талантливый инженер В. И. Червяков.

В июле 1956 г. была заложена первая секция корпуса атомного ледокола.
Для разбивки на плазе теоретического чертежа корпуса требовалась огромная площадь - около 2500 квадратных метров. Вместо этого разбивку произвели на особом щите с помощью специального инструмента. Это позволило сократить площадь для разметки. Затем изготавливались чертежи-шаблоны, которые фотографировались на фотопластинки. Проекционный аппарат, в который помещали негатив, воспроизводил на металле световой контур детали. Фотооптический метод разметки позволил снизить трудоемкость плазовых и разметочных работ на 40%.

Попадаем в машинный отсек

Атомный ледокол как наиболее мощное судно во всем ледокольном флоте предназначен для борьбы со льдами в самых тяжелых условиях; поэтому его корпус должен быть особенно прочным. Высокую прочность корпуса решено было обеспечить применением стали новой марки. Эта сталь обладает повышенной ударной вязкостью. Она хорошо сваривается и имеет большую сопротивляемость распространению трещин при низких температурах.

Конструкция корпуса атомохода, система его набора также отличалась от других ледоколов. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набирались по поперечной системе набора, а верхняя палуба в средней части ледокола - по продольной системе.
Корпус высотой в добрый пятиэтажный дом состоял из секций весом до 75 т. Таких крупных секций насчитывалось около двухсот.

Сборку и сварку таких секций вел участок предварительной сборки корпусного цеха.

Интересно отметить, что на атомоходе имеются две электростанции, способные обеспечить энергией город с 300-тысячным населением. На судне не нужны ни машинисты, ни кочегары: вся работа электростанций автоматизирована.
Следует сказать о новейших электродвигателях гребных винтов. Это- уникальные машины, изготовленные в СССР впервые, специально для атомохода. Цифры говорят за себя: вес среднего двигателя 185 т, мощность почти 20000 л. с. Двигатель пришлось доставить на ледокол в разобранном виде, по частям. Погрузка двигателя на судно представляла большие трудности.

Здесь тоже любят чистоту

С участка предварительной сборки готовые секции поступали прямо на стапель. Сборщики и проверщики без промедления устанавливали их на место.
При изготовлении узлов для первых опытно-штатных секций выяснилось, что стальные листы, из которых они должны быть изготовлены, весят 7 т, а имевшиеся на заготовительном участке подъемные краны обладали грузоподъемностью только до 6 т.
Прессы тоже были недостаточной мощности.

Следует рассказать еще об одном поучительном примере тесного содружества рабочих, инженеров и ученых.
По утвержденной технологии конструкции из нержавеющей стали сваривались вручную. Было проведено более 200 экспериментов; наконец, режимы сварки были отработаны. Пять сварщиков-автоматчиков заменили 20 сварщиков-ручников, которых перевели работать на другие участки.

Был, например, такой случай. Из-за очень больших габаритов нельзя было доставить по железной дороге на завод фор- и ахтерштевень - основные конструкции носа и кормы судна. Массивные, тяжелые, весом 30 и 80 г, - они не помещались ни на каких железнодорожных платформах. Инженеры и рабочие решили изготовить штевни непосредственно на заводе, сварив их отдельные части.

Чтобы представить сложность сборки и сварки монтажных стыков этих штевней, достаточно сказать, что минимальная толщина свариваемых частей достигала 150 мм. Сварка форштевня продолжалась 15 суток в 3 смены.

Пока на стапеле воздвигался корпус, в различных цехах завода изготавливались и монтировались детали, трубопроводы, приборы. Многие из них поступали с других предприятий. Главные турбогенераторы строились на Харьковском электромеханическом заводе, гребные электродвигатели - на ленинградском заводе "Электросила" имени С. М. Кирова. Такие электродвигатели создавались в СССР впервые.
В цехах Кировского завода собирались паровые турбины.

Использование новых материалов потребовало изменения многих установившихся технологических процессов. На атомоходе монтировались трубопроводы, которые соединялись раньше путем спайки.
В содружестве со специалистами сварочного бюро завода работники монтажного цеха разработали и внедрили электродуговую сварку труб.

Для атомохода потребовалось несколько тысяч труб различной длины и диаметра. Специалисты подсчитали, что если трубы вытянуть в одну линию, их длина составит 75 километров.

Наконец подоспело время завершения стапельных работ.
Перед спуском возникала то одна трудность, то другая.
Так, нелегким делом оказалась установка тяжелого пера руля. Поставить его на место обычным способом не позволяла сложная конструкция кормовой оконечности атомохода. Кроме того, к моменту установки огромной детали верхнюю палубу уже закрыли. В этих условиях рисковать было нельзя. Решили провести "генеральную репетицию" - поставили сначала не настоящий баллер, а его "двойник" - деревянный макет таких же размеров. "Репетиция" удалась, расчеты подтвердились. Вскоре многотонная деталь была быстро заведена на место.

Спуск ледокола на воду был уже не за горами. Большой спусковой вес судна (11 тысяч тонн) затруднял проектирование спускового устройства, хотя специалисты занимались этим устройством почти с момента закладки первых секций на стапеле.

По расчетам проектной организации, для осуществления спуска ледокола "Ленин" на воду требовалось удлинить подводную часть спусковых дорожек и углубить дно за котлованом стапеля.
Группа работников конструкторского бюро завода и корпусного цеха, разработала более совершенное спусковое устройство по сравнению с первоначальным проектом.

Впервые в практике отечественного судостроения было применено сферическое деревянное поворотное устройство и целый ряд других новых конструктивных решений.
Для уменьшения спускового веса, обеспечения большей устойчивости при спуске на воду и торможения судна, сошедшего со стапеля на воду, под корму и нос завели специальные понтоны.
Корпус ледокола был освобожден от строительных лесов. Окруженный портальными кранами, сверкая свежей краской, он был готов отправиться в свой первый короткий путь - на водную гладь Невы.

Идем дальше

Спускаемся

. . . ПЭЖ. Непосвященному человеку эти три буквы ничего не говорят. ПЭЖ - пост энергетики и живучести - мозг управления ледоколом. Отсюда с помощью приборов-автоматов инженеры-операторы - люди новой на флоте профессии - могут на расстоянии управлять работой парогенераторной установки. Отсюда поддерживается необходимый режим работы "сердца" атомохода - реакторов.

Опытные моряки, много лет плавающие на судах различных типов, удивляются: специалисты ПЭЖ поверх обычной морской формы носят белоснежные халаты.

Пост энергетики и живучести, а также ходовая рубка и каюты экипажа расположены в центральной надстройке.

А теперь дальше по истории:

5 декабря 1957 г. С утра непрерывно моросил дождь, временами падал мокрый снег. С залива дул резкий, порывистый ветер. Но люди словно не замечали хмурой ленинградской погоды. Задолго до спуска ледокола площадки вокруг стапеля заполнились людьми. Многие поднялись на строившийся по соседству танкер.

Ровно в полдень атомоход "Ленин" встал на якорь в том самом месте, где в памятную ночь 25 октября 1917 г. стояла "Аврора" - легендарный корабль Октябрьской революции.

Строительство атомохода вступило в новый период -началась его достройка на плаву.

Атомная энергетическая установка - важнейший участок ледокола. Над конструированием реактора трудились виднейшие ученые. Каждый из трех реакторов по своей мощности почти в 3,5 раза превосходит реактор первой в мире атомной электростанции Академии Наук СССР.

ОК-150 «Ленин» (до 1966г.)
Номинальная мощность реактора, ВМт 3х90
Номинальная паро-производительность, т/ч 3х120
Мощность на винтах, л/с 44 000

Компоновка всех установок - блочная. Каждый блок включает в себя реактор водо-водяного типа (т.е. вода является и теплоносителем, и замедлителем нейтронов), четыре циркуляционных насоса и четыре парогенератора, компенсаторы объема, ионообменный фильтр с холодильником и другое оборудование.

Реактор, насосы и парогенераторы имеют отдельные корпуса и соединены друг с другом короткими патрубками типа «труба в трубе». Все оборудование расположено вертикально в кессонах бака железоводной защиты и закрыто малогабаритными блоками защиты, что обеспечивает легкую доступность при ремонтных работах.

Ядерный реактор- это техническая установка, в которой осуществляется управляемая цепная реакция деления ядер тяжелых элементов с освобождением ядерной энергии. Реактор состоит из активной зоны и отражателя. Реактор водо-водяного типа - вода в нем является и замедлителем быстрых нейтронов и охлаждающей и теплообменной средой Активная зона содержит ядерное топливо в защитном покрытии (тепловыделяющие элементы - ТВЭЛы) и замедлитель. ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками ТВС.

ТВЭЛы, имеющие вид тонких стержней, собраны в пучки и заключены в чехлы. Такие конструкции называются тепловыделяющими сборками (ТВС). Активная зона реактора представляет собой совокупность активных частей свежих тепловыделяющих сборок (СТВС), которые в свою очередь состоят из тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ). В реактор помещаются 241 СТВС. Ресурс современной активной зоны (2,1- 2,3 млн. МВт час.) обеспечивает энергетические потребности судна с ЯЭУ в течение 5-6 лет. После того, как энергоресурс активной зоны исчерпан, проводится перезарядка реактора.

Корпус реактора с эллиптическим днищем изготовлен из низколегированной теплостойкой стали с антикоррозийной наплавкой на внутренних поверхностях.

Принцип действия АППУ
Тепловая схема ППУ атомного судна состоит из 4-х контуров.

Через активную зону реактора прокачивается теплоноситель I контура (вода высокой степени очистки). Вода нагревается до 317 градусов, но не превращается в пар, поскольку находится под давлением. Из реактора теплоноситель 1 контура поступает в парогенератор, омывая трубы, внутри которых протекает вода II контура, превращающаяся в перегретый пар. Далее теплоноситель I контура циркуляционным насосом снова подается в реактор.

Из парогенератора перегретый пар (теплоноситель II контура) поступает на главные турбины. Параметры пара перед турбиной: давление - 30 кгс/см2 (2,9 МПа), температура - 300 °С. Затем пар конденсируется, вода проходит систему ионообменной очистки и снова поступает в парогенератор.

III контур предназначен для охлаждения оборудования АППУ, в качестве теплоносителя используется вода высокой чистоты (дистиллят). Теплоноситель III контура имеет незначительную радиоактивность.

IV контур служит для охлаждения воды в системе III контура, в качестве теплоносителя используется морская вода. Также IV контур используется для охлаждения пара II контура при разводке и расхолаживании установки.

АППУ выполнена и размещена на судне таким образом, чтобы обеспечить защиту экипажа и населения от облучения, а окружающую среду - от загрязнения радиоактивными веществами в пределах допустимых безопасных норм как при нормальной эксплуатации, так и при авариях установки и судна за счет. С этой целью на возможных путях выхода радиоактивных веществ созданы четыре защитных барьера между ядерным топливом и окружающей средой:

первый - оболочки топливных элементов активной зоны реактора;

второй - прочные стенки оборудования и трубопроводов первого контура;

третий - защитная оболочка реакторной установки;

четвертый - защитное ограждение, границами которого являются продольные и поперечные переборки, второе дно и настил верхней палубы в районе реакторного отсека.

Каждый хотел почуствовать себя немножко героем:-)))

В 1966 году было установлено два ок-900 вместо трех ок-150

ОК-900 “Ленин”
Номинальная мощность реактора, ВМт 2x159
Номинальная паро-производительность, т/ч 2x220
Мощность на винтах, л/с 44000

Помещение перед реакторным отсеком

Окна в реакторный отсек

В феврале 1965 г. произошла авария во время плановых ремонтных работ на реакторе №2 атомного ледокола "Ленин". В результате ошибки операторов активная зона на некоторое время была оставлена без воды, что вызвало частичное повреждение примерно 60% тепловыделяющих сборок.

При поканальной перегрузке удалось выгрузить из активной зоны лишь 94 из них, остальные 125 оказались неизвлекаемыми. Эта часть была выгружена вместе с экранной сборкой и помещена в специальный контейнер, который был заполнен твердеющей смесью на основе футурола и затем хранился в береговых условиях около 2 лет.

В августе 1967 г. реакторный отсек с ядерной энергетической установкой ОК-150 и собственными герметичными переборками был затоплен непосредственно с борта ледокола "Ленин" через днище в мелководном заливе Цивольки в северной части архипелага Новая Земля на глубине 40-50 м.

Перед затоплением из реакторов было выгружено ядерное топливо, а их первые контуры промыты, осушены и герметизированы. По данным ЦКБ "Айсберг", реакторы перед затоплением были заполнены твердеющей смесью на основе футурола.

Контейнер со 125 отработавшими тепловыделяющими сборками, заполненный футуролом, был перенесен с берега, размещен внутри специального понтона и затоплен. К моменту аварии судовая ядерная энергетическая установка проработала около 25.000 часов.

После этого ок-150 и были заменены на ок-900
Еще раз о принципах работы:
Как действует атомная энергетическая установка ледокола?
В реакторе в особом порядке помещаются стержни урана. Система урановых стержней пронизывается роем нейтронов, своего рода "запалов", вызывающих распад атомов урана с выделением огромного количества тепловой энергии. Стремительное движение нейтронов укрощается замедлителем. Мириады управляемых атомных взрывов, вызванных потоком нейтронов, происходят в толще урановых стержней. В результате образуется так называемая цепная реакция.
Чб фотографии не мои

Особенность атомных реакторов ледокола состоит в том, что в качестве замедлителя нейтронов применен не графит, как на первой советской атомной электростанции, а дистиллированная вода. Урановые стержни, помещенные в реактор, окружены чистейшей водой (дважды дистиллированной). Если ею наполнить до горлышка бутылку, то абсолютно нельзя будет заметить, налита в бутылку вода или нет: настолько прозрачна вода!
В реакторе вода нагревается выше температуры плавления свинца - более 300 градусов. Вода при этой температуре не закипает потому, что находится под давлением в 100 атмосфер.

Вода, находящаяся в реакторе, радиоактивна. С помощью насосов ее прогоняют через специальный аппарат-парогенератор, где она своим теплом превращает в пар уже нерадиоактивную воду. Пар поступает в турбину, вращающую генератор постоянного тока. Генератор питает током гребные электродвигатели. Отработавший пар направляется в конденсатор, где снова превращается в воду, которая насосом опять нагнетается в парогенератор. Таким образом,в системе сложнейших механизмов происходит своеобразный круговорот воды.
Ч-б фотографии взяты мною из интернета

Реакторы установлены в специальные металлические барабаны, вваренные в бак из нержавеющей стали. Сверху реакторы закрыты крышками, под которыми расположены различные приспособления для автоматического подъема и перемещения урановых стержней. Всю работу реактора контролируют приборы, а при необходимости в действие вступают "механические руки"-манипуляторы, которыми можно управлять издали, находясь за пределами отсека.

В любое время реактор можно осмотреть с помощью телевизора.
Все, что представляет опасность своей радиоактивностью, тщательно изолировано и расположено в специальном отсеке.
Система дренажей отводит опасные жидкости в особую цистерну. Имеется также система и для улавливания воздуха со следами радиоактивности. Воздушный поток из центрального отсека выбрасывается через грот-мачту на высоту 20 м.
Во всех уголках судна можно увидеть специальные приборы-дозиметры, готовые в любой момент известить о повышенной радиоактивности. Кроме того, каждый член экипажа снабжен индивидуальным дозиметром карманного типа. Безопасная эксплуатация ледокола обеспечена полностью.
Конструкторы атомохода предусмотрели всевозможные случайности. Если выйдет из строя один реактор, то его заменит другой. Одну и ту же работу на судне могут выполнить несколько групп одинаковых механизмов.
Таков основной принцип работы всей системы атомной энергетической установки.
В отсеке, где помещаются реакторы, имеется огромное количество труб сложных конфигураций и больших размеров. Трубы необходимо было соединять не как обычно, при помощи фланцев, а сваривать встык с точностью до одного миллиметра.

Одновременно с монтажом атомных реакторов быстрым темпом устанавливались главные механизмы машинного отделения. Здесь монтировались паровые турбины, вращающие генераторы,
на ледоколе; только одних электродвигателей различной мощности на атомоходе более пятисот!

Коридор перед медпунктом

Пока шел монтаж энергетических систем, инженеры работали над тем, как лучше и быстрее смонтировать и ввести в строй систему управления судовыми механизмами.
Все управление сложным хозяйством ледокола осуществляется автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда капитан может изменить режим работы гребных двигателей.

Собственно медпункт:Медицинские кабинеты - терапевтический, зубоврачебный рентгеновский, физиотерапевтический, операционная? процедур: юя а также лаборатория и аптека - оборудованы новейшей лечебно-профилактической аппаратурой.

Работы, связанные со сборкой и установкой надстройки судна, Предстояла нелегкая задача: собрать огромную надстройку, весившую около 750 т. В цехе были построены для ледокола также катер с водометным движителем, грот- и фокмачты.
Собранные в цехе четыре блока надстройки были доставлены на ледокол и здесь установлены плавучим краном.

На ледоколе предстояло выполнить огромный объем изоляционных работ. Площадь изоляции составляла около 30000 м2. Для изоляции помещений применялись новые материалы. Ежемесячно предъявлялось для приемки по 100-120 помещений.

Швартовные испытания - третий по счету (после стапельного периода и достройки на плаву) этап сооружения каждого судна.

До запуска парогенераторной установки ледокола пар должен был подаваться с берега. Устройство паропровода осложнялось отсутствием специальных гибких шлангов большого сечения. Применить паропровод из обычных металлических труб, намертво закрепленных, не представлялось возможным. Тогда по предложению группы новаторов применили особое шарнирное устройство, обеспечивавшее надежную подачу пара по паро-проводу на борт атомохода.

Первыми были запущены и испытаны пожарные электронасосы, а потом и вся пожарная система. Затем, начались испытания вспомогательной котельной установки.
Двигатель заработал. Дрогнули стрелки приборов. Минута, пять, десять. . . Двигатель работает отлично! А через некоторое время монтажники приступили к регулировке приборов, контролирующих температуру воды и масла.

При испытании вспомогательных турбогенераторов и дизель-генераторов понадобились специальные устройства, позволяющие загружать два параллельно работающих турбогенератора.
Как же проходило испытание турбогенераторов?
Основная трудность заключалась в том, что регуляторы напряжения в ходе работы потребовалось заменить новыми, более совершенными, обеспечивающими автоматическое поддерживание напряжения даже в условиях большой перегрузки.
Швартовные испытания продолжались. В январе 1959 г. турбогенераторы со всеми обслуживающими их механизмами и автоматами были налажены и проверены. Одновременно с испытанием вспомогательных турбогенераторов прошли испытания электронасосов, вентиляционной системы и другого оборудования.
Пока испытывались механизмы, полным ходом проводились и другие работы.

Успешно выполняя свои обязательства, адмиралтейцы в апреле закончили испытания всех главных турбогенераторов и гребных электродвигателей. Результаты испытаний оказались отличными. Подтвердились все расчетные данные, сделанные учеными, конструкторами, проектировщиками. Первый этап испытаний атомохода был закончен. И закончен Успешно!

В апреле 1959 г.
В дело вступили монтажники трюмного отделения.

Первенец советского атомного флота ледокол "Ленин" -судно, прекрасно оборудованное всеми средствами современной радиосвязи, локационными установками, новейшим навигационным оборудованием. На ледоколе установлены два радиолокатора - ближнего и дальнего действия. Первый предназначен для решения оперативных навигационных задач, второй - для наблюдения за окружающей обстановкой и вертолетом. Кроме того, он должен дублировать локатор ближнего действия в условиях снегопада или дождя.

Аппаратура, размещенная в носовой и кормовой радиорубках, обеспечит надежную связь с берегом, с другими судами и с самолетами. Внутрисудовая связь осуществляется автоматической телефонной станцией на 100 номеров, отдельными телефонами в различных помещениях, а также мощной общесудовой радиотрансляционной сетью.
Работы по монтажу и регулировке средств связи вели специальные бригады монтажников.
Ответственную работу провели электромонтажники по вводу в действие электрорадиоаппаратуры и различных приборов в ходовой рубке.

Атомоход сможет долго плавать без захода в порты. Значит очень важно, где и как будет жить экипаж. Вот почему при создании проекта ледокола особое внимание было уделено жилищно-бытовым условиям команды.

Далее жилые комнаты

. .. Длинные светлые коридоры. Вдоль них расположены матросские каюты, в основном, одноместные, реже - на двух человек. Днем одно из спальных мест убирается в нишу, другое превращается в диван. В каюте, против дивана, - письменный стол и вращающееся кресло. Над столом - часы и полка для книг. Рядом - шкафы для одежды и личных вещей.
В небольшом входном тамбуре находится еще один шкаф - специально для верхней одежды. Над небольшим фаянсовым умывальником укреплено зеркало. Горячая и холодная вода в кранах - круглые сутки. Словом, уютная современная малогабаритная квартира.

Во всех помещениях люминесцентное освещение. Электропроводка скрыта под зашивкой, ее не видно. Стеклянные экраны молочного цвета закрывают лампы дневного света от резких прямых лучей. У каждого спального места небольшой светильник, дающий мягкий розовый свет. После трудового дня, придя к себе в уютную каюту, моряк сможет прекрасно отдохнуть, почитать, послушать радио, музыку...

Есть на ледоколе и бытовые мастерские -сапожная и портновская; имеются парикмахерская, механическая прачечная бани душевые.
Возвращаемся к центральной лестнице

Поднимаемся к каюте капитана

Более полутора тысяч шкафов, кресел, диванов, полочек заняли свои места в каютах и служебных помещениях. Правда, все это изготовляли не только деревообделочники Адмиралтейского завода, но и рабочие мебельной фабрики № 3, завода имени А. Жданова, фабрики "Интурист". Адмиралтейцы же сделали 60 отдельных гарнитуров мебели, а также различные платяные шкафы, койки, столы, подвесные шкафчики и тумбочки - красивую добротную мебель.

"Ленин" связал запад и восток страны: даже тяжелые арктические льды не могли помешать судну проследовать кратчайшим морским путем от европейской части к Дальнему Востоку.

Большая мощность энергетической установки позволяла преодолевать льды толщиной до 2,5 метра с июня по октябрь. Событию, которое произошло 5 декабря 1957 года, предшествовали 4 года напряженной работы лучших специалистов страны.

Над уникальным проектом работал коллектив ученых во главе с физиком Анатолием Петровичем Александровым, а строилось судно на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде.
В течение сжатых сроков над ледоколом трудились сотни монтажников и сварщиков из разных предприятий страны.

Перед строителями стояло несколько задач: во-первых, изготовление уникального энергетического оборудования, во-вторых, создание корпуса небывалой до сих пор прочности и, в-третьих, полная автоматизация процессов управления энергетической системой.

Атомный ледокол "Ленин", первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой, бороздило льды Арктики 30 лет. За это время атомоход прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно. В 1989 году ледокол "Ленин" причалил к Мурманску, где и был поставлен на вечную стоянку. На момент создания ледокола его многие технические решения были абсолютно новаторскими.

1. Ядерная установка

В центральной части судна - ядерная установка водо-водяного типа, вырабатывающая пар для четырех главных турбогенераторов. Генераторы питали постоянным током три гребных электродвигателя, которые, в свою очередь, приводили в действие три гребных винта особой прочной конструкции.

2. Экономия топлива

По подсчетам ученых, вместо десятков тонн нефти ледокол расходовал в сутки 45 граммов ядерного горючего - т.е. столько, сколько умещается в спичечной коробке.

Новое решение энергетической проблемы позволяло атомоходу за один рейс побывать и в Арктике, и у берегов Антарктиды. Для атомохода дальность расстояния - не препятствие.

3. 44 тысячи лошадиных сил

Мощность каждого из трех реакторов почти в 3,5 раза превосходила реактор первой в мире атомной электростанции Академии Наук СССР. Полная мощность силовой установки - 32,4 мегаватта. Это 44 тысячи лошадиных сил.

Максимальная скорость на чистой воде - 18,0 узла (33,3 километра в час).

4. Защита от радиации

Присутствие на корабле ядерной установки не должно было представлять угрозу для окружающей среды и личного состава судна. По этой причине ледокол был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали обслуживающий персонал от радиации.

5. Автоматическая работа

Энергетическая установка - комплексно автоматизирована, так же как и вспомогательные механизмы на судне.

6. Корма

Особые обводы для носовой части позволяли ледоколу легче раздвигать ледяные поля в Ледовитом океане, благодаря давлению на лед. В то же время кормовая оконечность была спроектирована таким образом, что проходимость во льдах обеспечивалась при заднем ходе. При этом винты и руль получили надежную защиту от ударов льда.

7. Балластная система против ледового плена

В некоторых случаях во льдах застревают борта судна. Проектировщики атомохода "Ленин" предугадали и это: на ледоколе были установлены специальные системы балластных цистерн.

Системы действовали следующим образом: когда из одной цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, ломало и раздвигало лед бортами.

В носу и в корме была установлена такая же система цистерн. Если нос ледокола все-таки застрянет, можно перекачать воду из кормовой цистерны в носовую. В этом случае давление на лед увеличится, и он сломается.

8. 75 километров труб

Это трудно представить, но для атомохода потребовалось несколько тысяч труб различной длины и диаметра. Если бы их можно было вытянуть в одну линию, их общая длина составила бы 75 километров.

9. Руль атомохода

Установка тяжелого пера руля оказалась чрезвычайно сложной задачей для строителей. Все из-за сложной конструкция кормовой оконечности атомохода.

Чтобы не рисковать в условиях уже закрытой верхней палубы, строители решили для начала попробовать установить более легкий деревянный макет таких же размеров. После того, как расчеты подтвердились, многотонную деталь водрузили на ее место.

10. Взлетно-посадочная площадка

Атомное ледокольное судно "Ленин" было спроектировано таким образом, что на площади длиной 134 метра и шириной 27,6 метра нашлось место и для взлётно-посадочной площадки для вертолетов ледовой разведки. Находится площадка в кормовой части.

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации .

С 4 ноября 1961 года капитаном ледокола стал Б. М. Соколов .

В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку с реакторами ОК-150 на более совершенную двухреакторную с реакторами ОК-900 . Основная причина - низкая ремонтопригодность. Старую реакторную установку утилизировали затоплением в заливе Цивольки на Новой Земле после выгрузки топлива. Монтаж новой установки закончили к 1970 году.

Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За всё время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.

В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли . Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке . Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году .

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске . Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Инциденты

В литературе описывается несколько инцидентов, произошедших в конце эксплуатации реакторной установки ОК-150, однако достоверно неизвестно, каким уровням по

В пятой части повествования о заполярном вояже - рассказ о походе по атомному ледоколу "Ленин" и его внутренностях.
Вначале я добросовестно пытался всё ужать в одну часть, чтобы сильно не растягивать серию; однако получался либо слишком большой мегапост, либо из рассказа выпадали важные детали, которые я хотел бы сохранить и показать. Поэтому мой рассказ про атомоход будет состоять из двух частей. В этой части - общий обзор, столовая экипажа, машинное отделение, пост управления энергетикой, реакторный отсек и судовая амбулатория. Вторая часть будет включать в себя ходовую рубку, радиорубку, кают-компанию и капитанский салон.
Особое внимание я обращал на эстетику интерьеров, приборов, отсеков и приметы эпохи, и хочу подчеркнуть своё главное впечатление: этот корабль - не просто рациональное техническое устройство, но ещё и очень стильно оформленный обьект. Это было для меня даже несколько неожиданно, но это так. Уточнение содержания снимков (названий девайсов и прочего) будет всячески приветствоваться, а содержательные дополнения - включаться примечаниями в текст.

Атомный ледокол "Ленин". Фрагмент приборной панели поста управления энергетикой.


Необходимое примечание для фотокультуртрегеров.
Поскольку я снимал без вспышки (на непрофессиональную камеру), так как стремился сохранить оригинальное цветовое восприятие и моё впечатление об уровне освещенности отсеков, при большом дефиците времени во время экскурсии; то ряд снимков - с зерном и некоторые даже смазанные. Но для меня сохранение первого впечатления - гораздо важнее. Посему все потенциальные фотоэстетские стоны о балансе белого, композиции, горизонте и прочих любимых параметрах будут беспощадно вымарываться из комментов, а особо тяжко стонущие личности - по-византийски коварно выбрасываться за борт атомохода журнала. Прошу иметь это в виду, в процессе просмотра обоих частей похода, и не отягощать комменты излишней пустой породой. Спасибо за понимание.

1. Сам атомоход сейчас пришвартован к пирсу у морвокзала и по статусу является двойственным: действующим (не списанным) кораблём, но одновременно и судном-музеем, с частью помещений, куда водят экскурсии.

2. Фрагмент носовой части.

3. Из ледокольной работы по проводке караванов по Северному морскому пути "Ленин" выведен в 1989 году, ещё при СССР. Таким образом, он почти непрерывно проработал 30 лет, с небольшим перерывом в 1967 г. Общее число проведенных судов за все навигации - более 3.700.

Решение о строительстве такого уникального судна с принципиально иной энергетической установкой было принято в 1953 году; тогда же - выдано и проектное задание (ЦКБ-15). Закладка атомного ледокола состоялась в Ленинграде в 1956 году, на заводе им.А.Марти, ныне - Адмиралтейские верфи. Если я правильно понял, там же он был заправлен и ядерным топливом - в отличие от более совершенных атомоходов следующих поколений, типа "Арктика", заправка которых производилась уже в Мурманске, на специальной инфраструктуре базы "Атомфлота". Таким образом, строительство шло быстро и продолжалось всего три года. Спущен на воду - в конце 1957-го.
Поставщики оборудования: судовые турбины - Кировский завод, главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели - ленинградская «Электросила».

* * *
Американцы тоже проектировали свое судно мирного назначения с атомной силовой установкой. Однако они пошли совсем другим путем. "Саванна" была внешне похожа не на коммерческий сухогруз, каковым и являлась, а на элегантную яхту. Несмотря на каюты с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 мест, салон и прочие "красивости", судно так и не смогло составить конкуренцию традиционным теплоходам. Плавные обводы мешали погрузке и разгрузке в порту, наличие реактора увеличивало экипаж на треть, да и грузоподъемность его была всего 8 тысяч 500 тонн. Кроме того, для захода такого судна в порты иностранных государств требовались согласования и разрешения, а его ремонт должен был производиться только на специализированной верфи.

Коммерческая эксплуатация "Саванны", которая началась в 1962 году, бесславно закончилась через 10 лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Так что "Ленин" выиграл еще и экономическое соревнование. Как сказали бы сейчас - заполнил рыночную нишу. При этом, что действительно необычно для советской техники, атомоход был очень комфортабельным. Его называли "чудом промышленного дизайна". И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было очень необычно.

В такой обстановке не стыдно было принимать и высоких гостей. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации. Это было очень по-советски: достопримечательностью стал ледокол-трудяга, крошащий двухметровые льды .
[отсюда ]

4. Атомоход является первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Вышел в первое плавание 3 декабря 1959 года, и этот день считается праздником всего "Атомфлота", оперирующего на Севморпути.


"Ленин" в акватории Невы, перед выходом на ходовые испытания. Ленинград, лето 1959 (фото из журнала avp23649 )

5. Первая экскурсия на ледокол собирается к 12.00. Приходят смотреть самые разные люди: местные папы с детьми, туристы, моряки, школьники, командированные и т.п. Я пришёл именно на первую, чтобы народу было поменьше - потому что если набирается зараз больше 20 человек, то смотреть (а тем более снимать) становится довольно неудобно. А собирают - до сорока человек. Кстати, следующая группа и правда была раза в полтора больше, чем наша.

6. Приезжают к ледоколу и зафрахтованные микроавтобусы из гостиниц. На моих глазах приехало две такие партии. Вот этот пожилой немец на костылях - его затаскивали по трапу двое коллег, однако он честно ковылял там, где мог, внимательно рассматривал девайсы и с восторгом слушал экскурсию (переводимую их переводчиком, взятым с собой). Может быть, это бывший моряк, кто знает.

7. Ну что, теперь пора подняться на борт по трапу. Вперед!

8. Вначале мы попадаем в просторный холл-предбанник, изящно отделанный в едином стиле деревянными панелями.

9. Чеканка - модный в ту эпоху стиль оформления.

10. Стильно выполненная лестница-трап, ведущая на ходовую рубку и в капитанский салон.

11. Выход к длинному коридору вдоль правого борта.

12. Оформление коридоров, где размещаются каюты экипажа.

13. Экскурсия начинается с общего инструктажа: куда можно идти, куда нельзя, что можно делать и что нельзя. Она проводится в столовой экипажа, расположенной прямо под кают-компанией. Режим на судне довольно строгий.

14. Стиль оформления очень узнаваем - это начинающий тогда только входить в моду минимализм шестидесятых. Никаких ампирных рюшечек.

15. Экскурсия проводится в ограниченном числе помещений. Поскольку ледокол довольно широкий и ёмкий, то количество помещений велико, и экскурсанты видят едва ли 1/20 часть всех помещений. Те места, где мы побывали, я отметил красными точками на схеме ледокола. Как видите, весьма небольшой по охвату маршрут.

16. Спустились ниже. На ярусе палубы, ведущей к машинному отделению.

17. В машинном отделении. Ледокольный гид рассказывает про парогенераторы (они как раз под нами) и гребные электродвигатели.

18. В помещениях машинного отделения проходит великое множество трубопроводов с ещё большим множеством вентилей.

19. Парогенераторный нижний "этаж" в машинном отделении (на самом деле - там ещё два яруса-уровня).

20. Приборная эстетика конца 1950-х (девайс не знаю).

21. Интерьер 3-го верхнего яруса парогенераторной.

22. Из машинного отделения идём в "святая святых" ледокола - пост управления энергетикой. Здесь сосредоточено управление реакторами, парогенераторами, гребными электродвигателями, а также вспомогательной энергетикой. Если я верно понял, пост управления в этом виде существует с 1967 г., когда ледокол переоснастили более новой и совершенной двухреакторной установкой, вместо энергетики первого поколения (трехреакторной схемы, 1959-66), которая считалась в какой-то мере экспериментальной. На реакторах первого поколения отрабатывались приёмы эксплуатации и выявлялись слабые места.

23. Эстетика оформления энергетического поста выглядит вполне современно даже сейчас.

24. Экран состояния параметров реактора №2.

25. Группа кнопок с разнокалиберными надписями.

26. Ещё немного промышленной эстетики той эры.

27. Чёрно-кнопочная симфония:-)

28. Из поста управления энергетикой проходим в амбулаторию ледокола. Поскольку она являлась базовой для всего полярного каравана, идущего по трассе за ледоколом, то там была оборудована операционная, стоматологический кабинет, рентгенкабинет, кабинет физиотерапии и ещё ряд медицинских девайсов. Я тут выложил только часть снимков.

29. Медицинские девайсы 1970-х.

30. Часы над дверями. Стиль минимализма.

32. Боковая дверь по пути, в немузейной части судна. Не входил:)

33. Теперь входим в помещение сверху аппаратной (так на ледоколе называется реакторный отсек). В саму аппаратную посторонним зайти нельзя, поэтому экскурсанты смотрят на реакторы вот в такие окошки с толстыми освинцованными стёклами.

34. Само помещение аппаратной весьма большое, но через толстое стекло снять что-то подобное панораме весьма сложно. Поэтому показываю только снимок "в лоб", на реактор №2 (в центре и чуть правее центра кадра). Реактор этот - уже второго поколения, который был установлен в 1967 г. Первый, ранний вариант аппаратной с реакторами, был вырезан из ледокола целиком и затоплен у берегов Новой Земли.

35. Трапы на ледоколе очень крутые, чувствуется, что конструкторы плотно сталкивались с задачей экономии пространства в служебных зонах. Даже не знаю, смог ли пожилой немец на костылях (кадр №6) прийти в эти помещения. Идти и здоровому человеку надо осторожно и аккуратно, чтобы не стукнуться башкой о многочисленные препятствия.

В следующей части - поднимемся наверх, в ходовую рубку и другие места.

Ворота в Арктику.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.