Для лиц с овз, инвалидов. Адреса учебных заведений Российской Федерации (высшие, средние) принимающие на учебу инвалидов Колледжи для детей с ограниченными возможностями здоровья

Около 1,2 миллиона москвичей — люди с ограниченными возможностями здоровья. В Международный день инвалидов рассказываем, куда пойти учиться, где искать работу и какие ещё виды помощи существуют в городе.

Инвалидность — сложное понятие, у которого есть медицинский, социальный и юридический аспекты. Она может быть врождённой или приобретённой — из-за тяжёлой травмы или несчастного случая, временной или постоянной. Согласно одному из определений, инвалид — человек, чьи возможности ограничены из-за физических, сенсорных, умственных или психических нарушений.

Сейчас в Москве живут около 1,2 миллиона людей с ограниченными возможностями здоровья. Общее количество инвалидов, состоящих на диспансерном учёте, составляет 878 774 человека, из них трудоспособного возраста — 852 690, детей — 26 084.

Часто инвалидность становится барьером между человеком и обществом. Речь идёт не только о физическом препятствии, не менее страшны психологические, экономические и другие преграды. У человека сужается круг общения, становится меньше способностей для учёбы, работы, путешествий — всего, что доступно другим людям.

При этом у каждого из нас есть способности или таланты, которые зачастую не зависят от наших физических способностей. Чтобы их развить, нужны лишь подходящие условия.

Таким образом, инвалидность — проблема не только для самого человека, но и для общества. В 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и принимает меры по её реализации. Её основная цель — поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

В рамках государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2018 годы» в столице действует подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения».


Право на труд и чемпионат профмастерства

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, многие могут и хотят работать. Помогает в этом . За 10 месяцев этого года сюда обратились более 2200 москвичей с инвалидностью, более половины из них получили работу. Также для них проходят занятия по профориентации, обучающие курсы, консультации психологов и лекции, где можно узнать, как открыть собственное дело.

В ноябре в банке вакансий службы занятости было около 900 предложений для инвалидов. Средняя зарплата по рабочим профессиям составляет почти 30 тысяч рублей, для служащих — около 40 тысяч рублей.

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не только следит за трудоустройством инвалидов, но и контролирует предприятия, выделяющие соответствующие рабочие места.

II Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», прошедший в Москве 18-19 ноября, позволяет оценить высокую компетенцию и трудолюбие участников. Это своеобразная трудовая олимпиада организована в рамках международных конкурсов «Абилимпикс», которые проходят во многих странах мира с 1972 года. Показывая, каких высот мастерства можно достичь, инвалиды подают пример другим и внушают неподдельное уважение. Один перечень профессий чего стоит — от резьбы по дереву, поварского и парикмахерского искусства до флористики, ювелирного дела, художественного, ландшафтного и компьютерного дизайна.

В этом году чемпионат посетили более пяти тысяч человек, непосредственными участниками стали около 500 человек из 63 регионов России. Среди победителей «Абилимпикса» — 45 представителей Московского региона, в том числе 26 школьников. Кроме того, на чемпионате прошла ярмарка вакансий, где было представлено около 8500 предложений. Соискателям помогали составлять и размещать резюме в банках данных, оказывали консультации по условиям труда и профессиональному обучению.

Куда пойти учиться?

В Москве работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений, где созданы благоприятные условия для обучения и воспитания граждан с ограниченными возможностями здоровья. Их основная аудитория — дети от трёх лет и молодёжь, но есть и специальные проекты для людей среднего возраста (до 45 лет). Сейчас в них обучаются более двух тысяч детей-инвалидов, в том числе более 300 — по программам профессиональной подготовки.

Кроме того, внедряются методики раннего вмешательства: детям от одного года, у которых выявлены отклонения в развитии, оказывают всестороннюю помощь, чтобы предотвратить инвалидность или минимизировать возможные последствия для здоровья. Активными участниками программ становятся родители и близкие родственники.

Один из самых востребованных центров профессионально-трудовой реабилитации — «Ремёсла» в Зеленограде. Гончарная, деревообрабатывающая, текстильная и полиграфическая мастерские проводят индивидуальные и групповые занятия для инвалидов в возрасте от 14 до 45 лет, есть также группы раннего развития (от трёх лет), летние детские лагеря и другие направления. В 2016 году услугами центра воспользовались более 1500 человек.

Научно-практический реабилитационный центр также проводит обучение по популярным творческим и техническим специальностям — живописи, дизайну, ландшафтному строительству, издательскому делу, документообороту, экономике, праву и так далее. В этом году здесь учатся более 300 человек.

Все виды помощи: отдых и лечение, спорт и обучение

Реабилитация инвалидов включает психологическую, медицинскую и юридическую помощь, профориентацию и обучение востребованным специальностям, физкультуру, спорт и различные виды терапии. В Москве работает более 100 госучреждений, занимающихся реабилитацией, в основном на базе территориальных центров социального обслуживания. По итогам первых трёх кварталов этого года их услугами воспользовались более 41 тысячи человек. Планируется, что до конца года комплексную реабилитацию пройдут более 55 тысяч москвичей с инвалидностью. Новейшие технологии используются в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой и реабилитационном центре «Текстильщики» .

На основе действующих учреждений создаются многопрофильные комплексы, в которых используются современные программы и методики. Один из таких центров планируется открыть в следующем году в Бутове (улица Поляны, дом 42): в помещении проводится ремонт, идёт закупка необходимого оборудования и обучение персонала.

Также услуги комплексной реабилитации оказывают негосударственные центры: реабилитационный центр для инвалидов «Преодоление», Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», научно-производственный центр «Огонёк», реабилитационный центр «Три сестры», Российский реабилитационный центр «Детство» и другие.

Кроме того, применяются уникальные методики, например иппотерапия — лечебная верховая езда— и канистерапия, когда положительный эффект достигается благодаря общению со специально обученными собаками.

Развивается программа по реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов в здравницах Подмосковья, средней полосы России, Краснодарского края, Северного Кавказа и Крыма. Только для детей-инвалидов Департамент труда и соцзащиты закупил в 2016 году порядка 14 тысяч путёвок в лучшие отечественные санатории.

Фестивали, выставки и мастер-классы

В ноябре — декабре в Москве пройдёт около 300 концертов, мастер-классов, экскурсий, квестов, выставок, ярмарок, творческих вечеров и других мероприятий, приуроченных к Международному дню инвалидов. Организаторы ожидают, что в них примут участие более 29 тысяч инвалидов, но на самом деле количество гостей в несколько раз превысит эту цифру. Во-первых, многие придут с сопровождающими. Во-вторых, большинство мероприятий открыто для всех желающих, так как их главная цель — преодолеть психологические и коммуникативные барьеры, показать возможности и таланты особенных людей.

Одним из мероприятий станет десятый фестиваль прикладного искусства для инвалидов «Я такой же, как ты!», который состоится 3 декабря в Экспоцентре, — он соберёт более 1500 человек. Посетителей ждут выставка-ярмарка предметов, сделанных руками инвалидов, мастер-классы по бисероплетению, живописи, росписи по дереву, вязанию и скульптуре.

Центральный дом художника 6 декабря соберёт детей-инвалидов и сирот на традиционную, седьмую по счёту благотворительную акцию «Дерево желаний». Ребята встретятся со знаменитостями, примут участие в мастер-классах, пройдут квест «Дорогою добра» и, конечно, получат подарки. Эту встречу можно считать своеобразной репетицией Нового года.

7 декабря в ГЦКЗ «Россия» в «Лужниках» наградят победителей ежегодного конкурса «Город для всех», а также отметят представителей общественных организаций, которые способствуют социальной интеграции инвалидов. После торжественной части состоится праздничный концерт. На мероприятие приглашены около 2500 инвалидов.

Информация о трудоустройстве выпускников

Код Наименование профессии, специальности, направления подготовки Год 2015 Год 2016 Год 2017
Кол-во выпускников Кол-во выпускников Кол-во трудоустроенных выпускников Кол-во выпускников Кол-во трудоустроенных выпускников
030600.62 История 1 1
030301.65 Психология 1 1
035700.62 Лингвистика 1 1
050100.62 Педагогическое образование: информатика 1 1
080400.62 Управление персоналом 1 1
050100.68 Педагогическое образование: историческое образование 1 1
050720.65 Физическая культура 1 1
030300.62 Психология 1 1
070901 Живопись/ Станковая живопись 1 1
44.03.05 Педагогическое образование/ История и обществознание 1 1
44.03.02 1 1
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование/ Специальная психология 2 2
06.03.01. Биология/ Биоэкология 1 1
44.03.02. Психолого-педагогическое образование/ Психология и социальная педагогика 1 1
44.03.02. Психолого-педагогическое образование/ Психология и социальная педагогика 1 1
45.03.02. Лингвистика/ Теория и методика преподавания иностранных языков и культур (немецкий+английский языки) 1 1
44.03.01. Педагогическое образование/ Информатика 1 1
38.03.03. Управление персоналом/ Управление персоналом организации 1 0

Московский государственный областной университет является одним из передовых ВУЗов Подмосковья. Мы осуществляем прием и обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья / инвалидов (с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с иными заболеваниями).

Создание инклюзивной \ безбарьерной среды в МГОУ базируется на идеях инклюзивного, гуманистического, доступного для всех образования. Ниже опишем условия созданные в МГОУ.

Образовательная деятельность указанных категорий студентов осуществляется в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014 г. № АК-44/05вн.

В нашем университете Вы можете получить образование по большому спектру специальностей, подробнее ознакомиться с факультетами и направлениями подготовки можно по ссылке:

Наличие оборудованных учебных кабинетов и других объектов . В каждом корпусе МГОУ есть учебные аудитории , приспособленные для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. В них достаточно широкий дверной проем, имеется пандус (для поточных аудиторий), аудитории подключены к бесплатной сети wi-fi, также имеются специализированные учебные столы для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специальные компьютеры). Библиотеки МГОУ оснащены системой удаленного доступа, которая доступна для слабовидящих, аналогично создан и электронный каталог. МГОУ имеет общежитие, находящееся в непосредственной близости от учебного корпуса (подходит для студентов с трудностями передвижения). Столовая оборудована специализированной кнопкой вызова (для инвалида-колясочника), пандусом и тактильными обозначениями.

В МГОУ имеется оборудование для создания специальных условий для студентов с инвалидностью различных нозологий, также учебные корпуса являются архитектурно доступными (падусы, лифт, специальные туалетные комнаты, аппарат для коррекции речи, аппарат звукоусиливающий, брайлевский портативный дисплей, принтер с рельефно-точечным шрифтом, слуховой аппарат, комплекс для детей с нарушением ОДА, комплекс для слабовидящих, Тактильные пиктограммы, Информационный терминал).

Доступ в учебные корпуса. Установлен пандус, автоматические двери, лифт.

Доступ к информации. На первых этажах установлены информационные терминалы для инвалидов, кроме того, в МГОУ создана электронная образовательная среда, которая позволяет проводить дистанционные занятия, и обеспечивает доступ ко всем учебным материалам.

Студенты-инвалиды обучаются на различных факультетах: Специальной педагогики и психологии; истории, политологии и права; психологии; юридическом факультете и др.

Ежегодно наши выпускники — инвалиды трудоустраиваются по специальности или продолжают обучение по магистерским программам.

Кроме того, в МГОУ функционирует центр комплексного сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидов, который оказывает полноценную поддержку студенту (информационную, помощь в поиске работы, оформлении документации, создание специальных образовательных условий, психологическую поддержку и т.д.).

Преподаватели МГОУ регулярно проходят повышение квалификации в области работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья, посещают обучающие семинары и стажировки.

С1996 года в МГОУ работает факультет специальной педагогики и психологии, который готовит специалистов по логопедии, олигофренопедагогике, специальной психологии для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Университет стал базой для создания Ассоциации специалистов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Московской области.

Таким образом, наш университет является доступным для всех.


Директор - Сырникова Бэлла Алихановна

Форма обучения: дневная
Принимаются инвалиды II, III групп в возрасте от 15 до 45 лет, проживающие в Москве
Приём заявлений: с 19 мая по 5 августа

Реабилитация:
Реабилитация после эндопротезирования, нарушений опорно-двигательного аппарата
Реабилитация после перенесенных нарушений мозгового кровообращения, болезней нервной системы
Реабилитация при заболеваниях, ведущих к временному или постоянному ограничению жизнедеятельности
Мобильное реабилитационное отделение (бригады мобильной помощи на дому)
Комплексная реабилитация
Профессиональная реабилитация
Медико-социальная реабилитация

Обучение. Специальности:
Право и организация социального обеспечения
Документационное обеспечение управления и архивоведение
Издательское дело
Живопись (по видам)
Дизайн (по отраслям)
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Садово-парковое и ландшафтное строительство

Профессии:
Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства
«Садовник»
«Садовод»
«Рабочий зеленого хозяйства»

Техникум
В ГБУ Реабилитационном центре для инвалидов образовательная деятельность для инвалидов ведется с 1993 года в рамках среднего профессионального образования.

Учебный процесс осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта базового уровня СПО. Срок обучения от 2 до 4 лет в зависимости от выбранной специальности и предшествующего уровня образования. Принимаются инвалиды от 16 до 45 лет, проживающие в г. Москве, успешно сдавшие вступительные экзамены или по результатам ЕГЭ.

Занятия проводятся в аудиториях, оснащенных современным оборудованием, специализированной техникой (в том числе мультимедийным). Практические занятия проходят в учебно-производственных мастерских, которые представляют собой модель производственной фирмы по профилю специальности студента. Производственную практику студенты проходят на территории центра, в мастерских, а также в различных учреждениях, хозяйствах и на объектах города Москвы.

В техникуме работают высококвалифицированные специалисты, среди которых 3 кандидата наук, 27 преподавателей высшей и первой квалификационной категории, 5 преподавателей являются членами Союза художников России.

Основными принципами профессиональной реабилитации в условиях Реабилитационного центра является развитие творческих и интеллектуальных способностей, стремление к самовыражению и достижению реальных результатов в практической деятельности.

Специальность 035002 Издательское дело

Специалист издательского дела должен выполнять корректуру всех видов авторских и издательских оригиналов, осуществлять вычитку основного текста, проводить редакторский анализ текста, использовать компьютерные технологии при работе, художественно – техническое редактирование изданий, оформлять издательские договора, проводить рекламные мероприятия по продвижению издательской продукции, управлять и организовывать деятельность производственного подразделения.

Художник народных художественных промыслов должен уметь изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи, создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале, самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства, выполнять эскизы и проекты с использованием различных средств и приемов, варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.

Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения

Юрист должен осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающихся в социальной защиты, выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять учет, используя информационно – компьютерные технологии, осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты, осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Специальность 072501 Дизайн (по отраслям)

Дизайнер должен организовывать и проводить работы по проектированию художественно-технической, предметно-пространственной, производственной и социально-культурной среды, максимально приспособленной к нуждам различных категорий потребителей, технически исполнять художественно-конструкторские (дизайнерские) проекты в материале, контролировать изготовление изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу, разрабатывать колористическое решение дизайн – проекта, выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов, выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в материале, владеть классическими изобразительными и техническими приемами, материалами и средствами проектной графики и макетирования, использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла, учитывать при проектировании особенности материалов, технологии изготовления, особенности современного производственного оборудования.

Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями в вопросах документирования хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учета имущества организации, ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, проведения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, составления и использования бухгалтерской отчетности.

Специальность 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Специалист по документационному обеспечению управления, архивист должен уметь организовать документационное обеспечение управления и функционирования организации: осуществлять работу по подготовке и проведению совещаний, деловых встреч, приемов и презентаций, организовать рабочее место секретаря и руководителя, обрабатывать входящие и выходящие документы, систематизировать их, составлять номенклатуру дел и формировать документы в дела, осуществлять телефонное обслуживание, принимать и передавать факсы, оформлять и регистрировать организационно – распорядительные документы, организовать архивную и справочно – информационную работу по документам, вести работу в системах электронного документооборота, разрабатывать и вести классификаторы, табели и др. справочники по документам организации, обеспечивать прием, рациональное размещение документов в архиве, обеспечивать учет и сохранность документов в архиве, осуществлять организационно – методическое руководство и контроль за работой архива организации и за организацией документов в делопроизводстве.

Специальность 071001 Живопись (по видам)

Художник – живописец, преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями: изображать человека и окружающую предметно – пространственную среду средствами рисунка и живописи, применять знания о закономерностях построения художественных форм и особенностях ее восприятия, последовательно вести работу над композицией, владеть различными приемами выполнения живописных работ, использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла, осуществлять преподавательскую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных и других учреждениях дополнительного образования, в образовательных учреждениях и учреждениях СПО, применять классические и современные методы преподавания, использовать индивидуальные методы и приемы работы с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Специальность 250109 Садово-парковое и ландшафтное строительство

На данной специальности студенты изучают: проектированию объектов садово-паркового и ландшафтного строительства. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения, выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ, разрабатывать проектно-сметную документацию. Ведению работ по садово-парковому и ландшафтному строительству, анализировать спрос на услуги садово-паркового и ландшафтного строительства, внедрению современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

Дистанционное обучение

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и студентов. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения.
До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Наряду с печатными средствами широко использовались возможности телевидения, видеозаписи, учебные радиопередачи. Довольно успешно видео и аудиозаписи использовались в преподавании литературы, биологии, географии, ряда других предметов. Однако широкого распространения в системе высшего или среднего профессионального образования эта практика не получила. С развитием информационных технологий появились компьютерные телекоммуникационные сети, позволяющие передавать информацию в виде текста и графики, а в перспективе аудио и видео информацию.
Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, обеспечивающая конституционное право и социальные гарантии всех граждан России в области образования, реально позволяющая получать высшее образование представителям всех социальных слоев населения, прежде всего - инвалидам, проживающим на всей территории Республики Татарстан. Дистанционное обучение – наиболее действенная форма организации учебного процесса для лиц, имеющих медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях, нуждающиеся в обучении исключительно на дому. Важнейшим условием профессионализации инвалидов является возможность дистанционного обучения (ДО). Естественными требованиями к ДО для инвалидов являются:

  • возможность получить не выходя из дома информацию об условиях обучения, о факультетах и их программах, о преподаваемых специальностях;
  • льготная стоимость обучения;
  • нерегламентированная общая и «курсовая» продолжительность обучения;
  • возможность заочного зачисления в ВУЗ по результатам предыдущего обучения или опыта работы по выбранной специальности (в том числе перевод с очного на ДО);
  • оплата за обучение и почтовая рассылка методической литературы и рубежных контрольных заданий (в том числе по электронной почте);
  • дистанционные технологии сдачи зачетов и экзаменов;
  • возможность консультаций по телефону, Интернет или по почте.

Дистанционное обучение практически единственно возможная и эффективная система обучения лиц с ограниченными возможностями. Это экономически рациональная форма социальной реабилитации инвалидов и членов их семей. Дистанционное обучение позволяет создать единое коммуникативное пространство. Предлагаемая технология позволяет создать индивидуальную программу профессионального обучения каждого студента, поэтапного повышения его квалификации, непрерывного образования в течение всей жизни. В настоящее время в Республике Татарстан активно внедряются формы дистанционного обучения. Министерством социальной защиты Республики Татарстан при Республиканском реабилитационно-техническом центре открыто отделение дистанционного обучения инвалидов. Почтовый адрес: 420135, г. Казань, ул. Волгоградская, 47, «Центр дистанционного обучения».

Высшие учебные заведения

Государственный специализированный институт искусств , Москва, Резервный проезд, 10/12 - театральный, музыкальный, изобразительного искусства.

Заокская семинария церкви адвентистов седьмого дня , 301000, Тульская обл., пос. Заокский, ул. Руднева, 43а - богословский (заочно), сельскохозяйственный.

Заочный народный университет искусств , 101026, Москва, Армянский пер., 13 - изобразительный, музыкальный, кинофотоискусства, театральный, (индивидуальное платное дистанционное обучение).

Московский институт-интернат , 107150, Москва, Лосиноостровская, ул., 49 - экономический, прикладной математики, редакционно-издательской, правоведения, иностранных языков, (до 30 лет).

Московский областной государственной институт физической культуры (заочное отд.), 140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33 - кафедра физкультурно-оздоровительной работы.

Российская академия предпринимательства , 129272, Москва, ул. Трифонова, 57 - курсы брокеров (2-недельные).

Средние специальные учебные заведения

Калачевский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 23-84, 404520, Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2 – экономика, бухгалтерский, учет и контроль (по отраслям).

Калужский сельскохозяйственный техникум-интернат , тел.: 71-134, 249102, Калужская обл., Дзержинский район, село Льва Толстого – производство из кожи.

Кинешемский технологический техникум-интернат , тел.: 5-33-12, 155400, Ивановская обл., г. Кинешма 1, ул. Юрьевецкая, 46 – производство из кожи.

Кунгурский техникум-интернат , тел.: 3-3-87, 617401, Пермская обл., г. Кунгур, п/о Садоягоднае – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям).

Михайловский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 2-15-62, 391710, Рязанская обл., г. Михайлов – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), менеджмент (по отраслям).

Новочеркасский технологический техникум интернат , тел.: 2-31-72, 346430, г. Новочеркасск, проспект Подтелкова, 116 – швейное производство, производство изделий из кожи.

Оренбургский техникум-интернат , тел.: 3-11-90, 460021, г. Оренбург, проспект Гагарина, 9 – экономика, бухгалтерский учет и контроль, (по отраслям).

Московский политехникум , тел.: 267-75-41, 107082, г. Москва, ул. Большая Почтовая, 20 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), делопроизводство и архивоведение, право и организация социального обеспечения.

Сиверский техникум-интернат бухгалтеров , тел.: 92-041, 188230, Ленинградская обл., Гатчинский район, пос. Сиверский, Республиканский пр., 72 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям).

Армавирское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-43-28, 352900, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Кирова, 55 – портной, обувщик (широкого профиля), вышивальщица.

Архангельское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 1-25-79, 163015, г. Архангельск, ул. Дачная, 57 – портной, переплетчик.

Ессентукское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-32-53, 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Чкалова, 10 – слесарь-ремонтник (бытовых машин и приборов), слесарь (слесарь-ремонтник электрических машин), обмотчик электрических машин и приборов, радиомеханик (по ремонту радиоэлектрического оборудования).

Иркутское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 27-30-16, 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, 1 – портной, обувщик (широкого профиля.

Советское техническое училище-интернат , тел.: 27-30-16, 238700, Калининградская обл., г. Советск, ул. Кировоградская, 6 – радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры.

Калужский территориальный центр профессиональной реабилитации инвалидов , тел.: 2-23-39, 248011, г. Калуга, ул. Тарутинская, 171а – обувщик (широкого профиля), портной, изготовитель художественных изделий из дерева.

Камышловское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-46-32, 623530, Свердловская обл., Камышлов, ул. Урицкого, 13 – портной, обувщик (широкого профиля).

Курское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-50-08, 305000, г. Курск, ул. Дзержинского, 17 – портной, обувщик (широкого профиля), швея.

Мокшанское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 2-16-72, 442370, Пензенская обл., Мокшанский район, пос. Мокшан – часовщик-ремонтник (механических часов).

Московское городское профессионально-техническое училище №1 . тел.: 267-77-04, 129301, г. Москва, ул. Большая почтовая, 20 – портной, слесарь-ремонтник (швейное производство), слесарь механосборочных работ.

Московское городское профессионально-техническое училище №2 . тел.: 400-00-47, г. Москва, ул. Абрамцевская, д. 35 – цветовод-декоратор.

Тел.: 37-16-51, 603024, Нижний Новгород, ул. Невзоровых, 100 – часовщик-ремонтник (механических часов), киномеханик, художник росписи по дереву(хохломская роспись).

Нижегородское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 3-28-95, 175200, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Володарского, 34 – экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), портной.

Новокузнецкое профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 37-96-14, 654000, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Малая, 9 – радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь ремонтник (швейное производство), слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.

Сарапульский комплекс для инвалидов , тел.: 2-16-40, 427900, Удмуртская республика, г. Сарапул, ул. Зайцева, 13 – портной, экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям), радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, радиомеханик по обслуживанию и ремонту видеотехники, закройщик, модельер головных уборов.

Сергиевпосадское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 4-58-97, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад 12, пос. Каляева – портной, оператор ЭВМ (3 года), оператор ЭВМ (2 года), оператор ЭВМ-программист.

Тульское профессионально-техническое училище №1 . тел.: 77-00-80, 300024, г. Тула, ул. Заварная, 11 - радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь-ремонтник (швейное производство), портной.

Челябинское профессионально-техническое училище-интернат , тел.: 5-17-90, 391920, Рязанская обл., рабочий пос. Ухолово. ул. Революции, 93 – портной, закройщик, слесарь-ремонтник (швейное оборудование).

Казанское профессионально-техническое училище №40 . г. Казань, ул. Гвардейская, 9 - художественные промыслы.

В РФ закреплено право инвалидов на беспрепятственный доступ к получению образования; более того, гарантируется создание условий для его получения. Колледж и техникум относятся к учреждениям, в которых получается среднее профессиональное образование; поступление в эти учреждения предполагает прохождение вступительных экзаменов/тестов. Более подробно о льготах для инвалидов расскажем в статье.

Нормативная база

  1. ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 , который посвящен социальной защите инвалидов. Ст. 19 Закона уточняет право этой группы граждан на получение образования, в том числе, с учетом особенностей их заболевания.
  2. ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 , посвященный вопросам организации образовательной деятельности на территории РФ. В том числе, в законе имеется статья 79, в которой прописаны условия организации получения образования инвалидам, имеющим ограниченные возможности здоровья.
  3. , которым утверждается порядок получения среднего профессионального образования.
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 , которым утвержден порядок обеспечения условий предоставления для инвалидов услуг в сфере образования.

Законодатель называет основными целями поддержки права инвалидов на получение образования следующие:

  • интеграция в общество вне зависимости от заболевания, возможности к передвижению;
  • развитие личных возможностей, способностей;
  • реализация прав, свобод наравне с другими категориями граждан.

Именно поэтому законодатель не только определяет возможность получения образования в колледже/техникуме, но и предлагает различные варианты реализации этих мер на практике, возлагая сам процесс обеспечения права на образования на органы местного самоуправления, указывая им только рамки действий. При этом на федеральном уровне также имеются различного рода письма и разъяснения по конкретным вопросам и сложностям в организации образовательного процесса; например, Письмо Минобрнауки России от 14.01.2016 № 07-81 , в котором уточняется возможность назначения компенсации родителям со стороны органом МСУ при получении ребенком образования на дому, письмо Минобрнауки России от 22.12.2017 № 06-2023 , которым определены методические рекомендации по организации учебного процесса для инвалидов по программам среднего профессионального образования.

Для справки! Образовательные учреждения имеют свои локальные нормативные акты, которыми утвержден порядок организации процесса обучения. Абитуриентам необходимо ознакомиться с ними и при наличии вопросов обратиться в деканат/учебную часть. Как правило, эти акты имеются в свободном доступе на сайте учреждения и в администрации колледжа.

Кто может получить льготу на образование?

Льготу на образование, в том числе, возможность его бесплатного получения законодатель предоставляет инвалидам – лицам со стойким нарушением состояния здоровья, обусловленное наличием определенного заболевания.

К инвалидам относятся:

  • инвалиды 1 группы;
  • инвалиды 2 группы;
  • инвалиды 3 группы;
  • инвалиды детства;
  • дети-инвалиды.

Для получения льготы достаточно иметь подтвержденный статус инвалида документами, выданными учреждениями МСЭ. У каждого инвалида имеется программа реабилитации/абилитации, в которой содержится перечень условий, выполнение которых необходимо при организации учебного процесса. Эта программа предоставляется в учебное заведение вместе с пакетом документов и заявлением при поступлении.

Министерство просвещения РФ считает, что в вопросе обеспечения реализации права на получение инвалидами образования, в РФ за последние 5 лет проведена колоссальная работа. Например, ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, разработан проект Стратегии развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2030 года, который проходит общественное обсуждения и в ближайшем времени будет запущен на реализацию.

Заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина

Какие льготы на образование имеют инвалиды?

Основная льгота – возможность получить образование бесплатно. Вне зависимости от выбранной специальности, ни гражданин, ни его близкие не должны оплачивать образование.

Кроме того, инвалидам полагается 2 стипендии: академическая (назначается по итогам обучения, сдачи сессии) и социальная (выплачивает учебное заведение).

Право на получение единовременной социальной помощи (заявление подается на имя руководителя учебного заведения, к нему прикладываются документы, подтверждающие тяжелое материальное положение).

Бесплатное/частично бесплатное предоставление общежития для проживания иногородних лиц (законодатель не устанавливает обязанности руководителя учебного заведения делать проживание полностью бесплатным; этот вопрос остается на усмотрение администрации).

Формы получения образования

Ст. 19 ФЗ № 181-ФЗ уточняет, что инвалид вправе бесплатно получить не только дошкольное, начальное общее и общее образование, но и среднее профессиональное, а также высшее.

В зависимости от выбранного типа образования, гражданин должен определиться с конкретным учебным заведением. Положения и требования федерального законодательства распространят свое действие только на те образовательные организации, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию.

В таблице представлены варианты обучения инвалидов.

Важно! Выбрать форму обучения инвалид может самостоятельно; но в учебное учреждение должны быть представлены документы, подтверждающие, например, невозможность посещать занятия в связи с имеющимся заболеванием.

Эксперты Общероссийского народного Фронта провели опрос в 68 регионах РФ и выяснили, что родители детей, имеющих особенности в развитии (в некоторых случаях, инвалидность), не хотят обучать своего ребенка в условиях инклюзивного образования, считая, что во многих регионах нет условий для получения образования, в том числе, среднего профессионального.

Эксперты ОНФ и фонда «национальные ресурсы образования».

Порядок приема инвалидов в колледж/техникум

После того, как гражданин изъявил желание получить среднее профессиональное образование, он должен обратиться в учебное заведение для того, чтобы узнать порядок поступления. Как правило, ежегодно, не позже 01 марта колледжи обновляют правила приема и вывешивают их на всеобщее обозрение (на сайте, в холе организации). Отдельным пунктом должны идти правила приема в колледж инвалидов.

Перечень документов, необходимых для подачи:

  • паспорт;
  • аттестат о получении основного общего образования;
  • фотографии;
  • справку об инвалидности;
  • программу реабилитации/абилитации, если в ней содержатся специальные условия организации учебного процесса.

Вместе с документами абитуриент пишет заявление с указанием:

  • даты рождения;
  • паспортных данных;
  • нуждаемости в предоставлении общежития;
  • выбранной специальности;
  • необходимости специальных условий для обучения в связи с наличие инвалидности.

Как правило, образец заявления имеется в учебной части.

Вступительные испытания инвалиды сдают в той мере, насколько это позволяет их состояние здоровья. При необходимости, им может быть обеспечена отдельная от других абитуриентов аудитория.

С 2015 года законодатель довольно подробно расписывает процедуру вступительных экзаменов для лиц с ограниченными возможностями в приказе № 36 (раздел VI).

Нормативный акт Для слепых Для слабовидящих

Для глухих и слабослышащих

1. Приказ Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 задания выполняются с помощью рельефно-точечного шрифта Брайля или в виде электронного документа с использование специальных технических средств/программного обеспечения;

письменные задания могут быть надиктованы ассистенту;

предоставление всех необходимых технических принадлежностей учебным заведением для выполнения задания

равномерное освещение не менее 300 люкс;

предоставление увеличивающего устройства;

задания для выполнения печатаются увеличенным шрифтом

предоставляется звукоусиливающая аппаратура коллективного или индивидуального пользования

Кроме того, приказом № 1309 Минобрнауки уточнило, что администрация учреждения образования должна обеспечить для инвалидов:

  • возможность беспрепятственного входа/выхода из здания (в том числе, если используются технические средства);
  • возможность самостоятельно передвижения по зданию;
  • оказание услуг сопровождения;
  • размещение всей информации надлежащим образом;
  • обеспечение допуска на объект собаки-поводыря;
  • информирование о доступных маршрутах общественного транспорта и т.д.

Ответы на вопросы

  1. Я инвалид, мне отказали в приеме документов в колледж. Что делать?

Для начала необходимо убедиться, что все документы были поданы в правильной форме. Далее получаем письменный отказ от учреждения и обращаемся с жалобой либо в прокуратуру, либо пишем заявление в суд.

  1. На момент поступления у меня еще действует справка об инвалидности. Что будет, если во время учебы у меня снимут группу/не пройду переосвидетельствование.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.