Как бороться с детскими истериками? Что нужно знать чутким родителям? Причин может быть несколько.

Вы с нетерпением ждали, когда первые робкие звуки, которые издает ваш малыш, превратятся в полноценные слова, фразы, предложения. Но, что делать, если с точки зрения речевого развития, ваш ребёнок отстает от сверстников? Эта статья поможет понять, что должен говорить ребенок в 3 года. Как правильно оценить его фактические речевые навыки и вовремя принять меры.

Речь ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога, самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр. В это возрасте ваш малыш сможет:

  • Рассказать о себе. Назвать имя, пол, количество лет (сказать словами и показать на пальцах).
  • Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум. Они будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических ошибок - естественное явление).
  • «Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака - собачка), сделать существительное прилагательным и изменить форму в целом.
  • Использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.
  • Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).
  • Правильно выговорить практически все звуки за исключением сложных («ж - ш», «з - с», «ч - щ», «р», «л»).

Сколько же слов говорит ребёнок в три года? Как правило, количество реально используемых малышом слов составляет от 300 до 700. Всего ребёнок понимает и знает около 1500 слов

Словарный запас детей 3-х лет должен постоянно пополняться новыми словами. Обязательно следите за динамикой.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: 10 признаков

Задержка речи у трёхгодовалого ребёнка может проявляться в неумении произносить правильно сразу 5-7 звуков. В возрасте 3-х лет пользование этим набором звуков вместо слов допустимо, но консультация и профессиональные занятия с логопедом обязательны, чтобы разобраться точно, почему малыш трёх лет плохо говорит.
Если ваш малыш говорит быстрее, чем необходимо, повторяет отдельные звуки и слоги целого слова, долго тянет их («мммммама», «кукукукушать») - это указывает на заикание. Запишитесь на консультацию к логопеду и невропатологу. Занимайтесь артикуляционной гимнастикой, развивайте речевое дыхание.

  • Обязательно примите меры, заметив, что ваш ребёнок:
  • Не запоминает простой текст, не понимает текст при чтении вслух, не может связать слова для его пересказа.
  • Не слышит негромкие звуки, не распознаёт их направление и источник.
  • Включает большую громкость на телевизоре, чем остальные члены вашей семьи.
  • При наличии таких симптомов причины задержки речи у ребёнка 3-х лет могут быть связаны с нарушениями слуха. Посетите педиатра-терапевта, психиатра и психолога, невропатолога и логопеда.

Некоторые родители считают, что их ребёнок в 3 года ленится разговаривать. И нечто похожее на лень, действительно может приводить к тому, что ребёнок в три года мало говорит. Если физиологических и психологических причин для отставания в речевом развитии нет, то решением станет более частое и продолжительное общение с ребёнком:
Создавайте ситуации, в которых малыш не сможет молчать. Спросите, какое из двух блюд он хочет на обед, пойдет ли с папой в магазин, будет рисовать или лепить. Кивки, звуки и односложные слова лучше, чем молчание.
Давайте ребёнку трубку при звонке знакомых ему людей. Ваш малыш с желанием поговорит с бабушкой по телефону, даже если привык отмалчиваться при живом общении.
Постоянно обсуждайте всё, что видите вокруг. По дороге домой говорите с ребёнком о деревьях, прохожих, машинах. Пусть не сразу, но со временем он вовлечется в разговор.
Развивайте подвижность языка, как мышцы, выполняйте упражнения для развития дыхания, работайте с постановкой интонации, громкости речи, правильных ударений.

Для каждого любящего родителя появление ребенка в семье - огромная радость и безграничное счастье. С каждым годом ребенок растёт, развивается, познает новое, у него вырабатывается характер, происходят другие возрастные изменения. Однако радость родителей порой сменяется недоумением и даже замешательством, которые они испытывают во время неизбежных конфликтов поколений. Избежать их не удастся, а вот сгладить - вполне реально. Особое внимание психологи и педагоги призывают обратить на воспитание и развитие ребенка 3-4 года жизни.

Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Формирование личности и созревание характера происходит с самого момента появления человека на свет. Ежедневно кроха познает мир вокруг себя, формирует отношения с окружающими, осознает свое значение и место, и параллельно с этим у него возникают вполне естественные желания и потребности. Это развитие не проходит гладко, а критические ситуации и конфликты происходят с определенной периодичностью и имеют схожие моменты в каждом возрасте. Именно это позволило психологам сформировать такое понятие, как возрастные кризисы. Не только молодым родителям, но и считающим себя опытными бабушкам и дедушкам не помешает узнать, в чем заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы специалистов и рекомендации испытавших на себе эти советы помогут сгладить столкновения крохи с представителями взрослого мира.

Проверка родителей на крепость

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек - это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями. Порой эти желания совершенно не совпадают с установленными взрослыми правилами, и, пытаясь добиться своей цели, ребенок начинает проявлять характер, или, как говорят взрослые, капризничать. Повод может быть любой: не та ложка для еды, не тот сок, который хотел минуту назад, некупленная игрушка и прочее. Для родителей эти причины кажутся ничтожными, и единственный выход, который они видят - перебороть желание крохи, заставить его сделать так, как хотят и привыкли делать они. Воспитание детей 3-4 лет порой требует просто невероятного терпения окружающих.

Вашему ребенку три года? Запасайтесь терпением

Осознание себя частью мира не проходит для ребенка гладко, и это вполне нормально. Понимая, что он тоже человек, малыш пытается понять, что же ему в этом мире можно и как ему поступать в каждом отдельном случае. И пробы эти начинаются с проверки на крепость родителей. Ведь если они говорят, что нужно делать, так почему ему, самому главному в семье, не покомандовать? А вдруг послушаются! Он начинает меняться, меняется его мировоззрение, привычки. В это время родители замечают, что их малыш уже не только слушает и плачет, а уже командует ими, требует тот или иной предмет. Этот период называют кризисом трёх лет. Что же делать? Как совладать с самым любимым маленьким человечком и не обидеть его? Особенности воспитания детей 3-4 лет непосредственно зависят от развития.

Причины возникновения конфликтов, или Как сгладить кризис

В настоящее время взрослые мало уделяют внимания своим детям: плотный график работы, быт, проблемы, кредиты, важные дела не оставляют возможности просто поиграть. Поэтому ребенок пытается обратить на себя внимание. После нескольких попыток поговорить с мамой или папой он остается незамеченным и, следовательно, начинает баловаться, кричать, устраивать истерики. Ребенок ведь не знает, как правильно построить диалог, и начинает вести себя так, как умеет, чтобы на него быстрее обратили внимание. Именно в понимании потребностей крохи во многом заключается воспитание ребенка (3-4 года). Психология, советы и рекомендации специалистов помогут понять, а соответственно и решить, проблемы, связанные с недостатком внимания.

Так же, как взрослый

Часто родители, сами не желая того, вызывают у ребенка негативные эмоции: заставляют спать, когда хочется играть, кушать «не очень вкусный» суп, убирать любимые игрушки, уходить с прогулки домой. Тем самым у малыша возникает желание навредить взрослым и высказать свой протест. детей 3-4 лет должно проходить при постоянном положительном примере со стороны взрослых.

Терпение - залог успеха

В этот период родители осознают, что их ребенок уже повзрослел, но всё ещё остаётся маленьким и не может сам справиться со всеми задачами. И когда малыш стремится быть самостоятельным, родители то и дело поправляют его, одергивают, поучают. Конечно, он воспринимает критику в штыки и протестует всеми возможными способами. Маме и папе нужно запастись терпением и быть как можно мягче в отношении к ребенку. Воспитание детей 3-4 лет закладывает основу взаимоотношений малышей с окружающими на всю жизнь. Именно от родителей зависит, какими эти отношения будут.

Воспитание детей 3-4 лет

Психология поведения - целая наука, но в отношении детей необходимо изучить хотя бы ее основные принципы.

  1. Ребенок подражает поведению окружающих его взрослых. Естественно, что в первую очередь он берет пример со своих родителей. Можно сказать, что в этом возрасте кроха все впитывает, как губка. У него еще не сформированы собственные понятия хорошо-плохо. Хорошо так, как ведут себя родители. Если в семье все общаются без криков и скандалов, ребенок тоже выбирает для своего поведения спокойный тон и пытается копировать родителей. Находить общий язык с детьми 3-х и 4-х лет нужно в мягкой манере, ненавязчиво, без повышенных тонов.
  2. Как можно чаще нужно проявлять свою любовь к ребенку, ведь дети очень чувствительные и ранимые существа. Их капризы, проступки, плохое поведение не должны влиять на степень любви родителей - просто любите и не требуйте ничего взамен. ребенка 3-4 лет - это только памятка для родителей, опыт предшественников. Своего ребенка нужно чувствовать сердцем, а не воспитывать так, как написано в книге.
  3. Не сравнивайте поведение своего ребенка с поведением других детей и тем более не говорите, что он хуже кого-то. При таком подходе может развиться неуверенность в себе, комплексы и замкнутость.
  4. Ребенок пытается быть самостоятельным, всё чаще от него можно слышать фразу «я сам», в то же время он ждёт поддержки от взрослых и похвалы. Следовательно, родителям нужно одобрять детскую самостоятельность (хвалить за убранные игрушки, за то, что он сам надел одежду, и прочее), но ни в коем случае не идти на поводу у ребенка и вовремя определить границы дозволенного.
  5. Во время становления характера и взросления ребенка родителям самим важно соблюдать определенные правила, режим дня. Мамам и папам совместно с бабушками и дедушками нужно договориться об одинаковых методах воспитания и не отступать от такой тактики. В итоге чадо будет понимать, что можно ему не всё - нужно подчиняться общим правилам. Основные детей 3-4 лет определяют их родители, только нужно помнить о важности этого возрастного периода.
  6. Разговаривайте с маленьким человеком на равных и ведите себя так, как ведете со взрослыми. Не ущемляйте его права, прислушивайтесь к его интересам. Если ребенок провинился, осуждайте его проступок, а не самого ребенка.
  7. Обнимайте своих детей как можно чаще. По поводу и без повода - так они будут чувствовать себя в безопасности, вырастут уверенными в себе. Ребенок будет знать, что мама и папа любят его, несмотря ни на что.

Будьте готовы к экспериментам

Родителям стоит понять, что воспитание ребенка (3-4 года), психология, советы и рекомендации специалистов - это все очень важно, но также следует определить для самого себя те грани, которые будут дозволены малышу. В возрасте 3-4 лет маленького исследователя все интересует: он может сам включить телевизор или газовую плиту, попробовать на вкус землю из цветочного горшка, залезть на стол. Этот перечень можно продолжать очень долго, трехлетки и четырехлетки достаточно любопытны, и это абсолютно нормально. Насторожиться, наоборот, стоит тогда, когда ребенок не проявляет подобного интереса к окружающему. Однако нужно определить, что ребенок может испытать на себе, а на что будет поставлен категорический запрет.

Хотите что-то запретить? Сделайте это корректно

Сообщать об этих запретах детям надо корректно, без лишней травмы для них. Ребенок должен понимать, когда он переходит границы дозволенного, что ему можно и что нельзя, как вести себя со сверстниками и в обществе. Не устанавливать запреты нельзя, так как милое дитя вырастет эгоистичным и неуправляемым. Но всё должно быть в меру, огромное количество запретов на всё может привести к нерешительности и замкнутости. Необходимо стараться не провоцировать конфликтные ситуации, если малыш видит конфеты, он, конечно, захочет их попробовать. Вывод - уберите их дальше в шкафчик. Или же он хочет взять аналогично - спрячьте. На определенное время уберите особо желанные ребенком предметы, и он со временем забудет про них. Много сил и терпения требует в этот период воспитание ребенка (3-4 года).

Все запреты родителей обязательно должны быть обоснованными, ребенку нужно четко понимать, почему нельзя делать так или иначе.

Можно сказать, что после преодоления кризиса трех лет у детей происходят заметные положительные изменения в характере. Они становятся более самостоятельными, сосредоточенными на деталях, активными, имеют свою точку зрения. Также на новый уровень переходят отношения становятся более осмысленными, проявляется интерес к познавательной и предметной деятельности.

Пополняйте запасы знаний

Вопросы, которые задает малыш, порой способны поставить в тупик даже уверенного в своей образованности взрослого. Однако этого малышу показывать нельзя ни в коем случае. Даже самые «неудобные» вопросы нужно воспринимать как нечто само собой разумеющееся и быть готовыми в доступной ребенку форме объяснить все, что его интересует.

Воспитать ребенка - важная и основная задача родителей, нужно суметь вовремя заметить изменения в характере, поведении малыша и правильно отреагировать на них. Любите своих детей, находите время для ответов на все их «почему» и «зачем», проявляйте заботу, и тогда они будут прислушиваться к вам. Ведь от воспитания ребенка в этом возрасте зависит вся его взрослая жизнь. И запомните: сдать практический экзамен на тему «Психология воспитания детей 3-4 лет» без ошибок невозможно, но сократить их до минимума - это в ваших руках.

Когда родители узнают, что их ребенок стал хуже видеть, они часто вместо того, чтобы отправляться к врачу, начинают копаться в причинах. Кто-то винит наследственность, мол, тут ничего не поделаешь, кто-то ругает школу - много читать приходится, другие просто отнимают планшет и думают, что проблема решится сама собой. Поступая так, родители теряют драгоценное время, когда еще можно не только сохранить зрение, но и избавить ребенка от необходимости носить очки в будущем.

О том, каких ошибок нужно избегать и как сохранить зрение ребенку, «Летидору» рассказал доктор медицинских наук, академик АМТН РФ, детский офтальмолог, офтальмохирург, руководитель объединения детских глазных клиник «Ясный Взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

Каким должно быть зрение и отклонения от нормы

Все дети рождаются дальнозоркими. Дальнозоркость при рождении составляет порядка +3,5–+3,0 диоптрии. По мере роста ребенка степень дальнозоркости уменьшается. И в 1 год ее значение должно составлять, как правило, + 1,25–+1,0 диоптрии, а в 3 года - +0,5–+0,25 диоптрии.

Серьезные отклонения от нормы говорят о предрасположенности к развитию той или иной глазной патологии.

Грамотный офтальмолог эти отклонения может точно определить у ребенка уже в 6-8 месяцев и сразу дать все необходимые рекомендации.

При серьезных нарушениях (дальнозоркости, астигматизме и близорукости высоких степеней , косоглазии) уже в этом возрасте можно назначить ребенку первые очки, которые позволят ему четко видеть лица родителей и свободно ориентироваться в пространстве.

Если же нарушение рефракции выявлено в более старшем возрасте - как правило, это происходит, когда ребенка отдают в детский сад, - то или родители пропускали профилактические осмотры у детского офтальмолога, или диагностика была проведена некачественно.

Что передается по наследству

Наследственность - одна из главных причин развития глазных заболеваний у детей.

Согласно статистике, близорукость наследуется в 80 % случаев, если близоруки оба родителя, и в 50 %, если один из них, астигматизм - в 66 % случаев, а дальнозоркость - в 50 %.

Если в семье есть родственники с глазной патологией, к визитам к детскому офтальмологу нужно подходить серьезно и не пропускать плановые осмотры.

На первом году жизни детский офтальмолог должен осмотреть ребенка в 3, 6 и 9–12 месяцев.

Если патологии не будет выявлено, показывайте ребенка доктору раз в год с обязательным проведением обследования на узкий и расширенный зрачок. В том случае, когда врач диагностирует проблему, он определит индивидуальный режим визитов и тактику наблюдения и лечения.

Если снижение зрения «поймать» вовремя и сразу принять меры, ребенка можно избавить от необходимости носить очки!

Такие технологии разработаны и успешно применяются.

Три причины, которые мешают сохранить детям зрение

1. Попустительство и полумеры

Даже зная о глазном заболевании, некоторые родители либо не делают ничего, либо ограничиваются полумерами - надели на ребенка очки, и все. А ведь практическая любая глазная патология сейчас успешно лечится! И многих неприятных моментов, связанных с осложнениями, при правильном и своевременном лечении можно избежать.

В чем опасность

Не вовремя начали лечить, не обратили внимания на несоответствие остроты зрения возрастной норме? Тогда будьте готовы к тому, что к врожденной близорукости, дальнозоркости и/или астигматизму может добавиться амблиопия, частичная атрофия зрительного нерва, нистагм и косоглазие. Эти заболевания, кроме серьезных нарушений зрительной системы и сложности ориентации в пространстве, создадут психологические проблемы и ограничения в выборе профессии в будущем. А приобретенная близорукость может привести к резкому падению зрения и серьезным осложнениям, вплоть до отслойки сетчатки.

2. Вера в мифы и следование предрассудкам

Это самая распространенная причина, которая мешает сохранить отличное зрение или восстановить его.

«Само пройдет, перерастет, лечите, когда подрастет». Такое заблуждение популярно, пожалуй, не только среди родителей, но и, как ни парадоксально, среди специалистов.

Что мы слышим чаще всего? Близорукость вылечить нельзя, значит, и лечить не нужно. В корне неверно! От имеющегося минуса действительно без лазерной коррекции не избавиться. Лечение же при близорукости проводят исключительно для того, чтобы не допустить увеличение этого минуса.

Самая коварная близорукость - та, которая развивается вследствие неконтролируемых зрительных нагрузок.

Такая близорукость очень быстро прогрессирует. Глазное яблоко растет, это чревато растяжениями и разрывами сетчатки - самыми распространенными осложнениями близорукости. А терапевтическое лечение позволяет нам успешно избежать всех этих неприятностей.

«Терапевтическое лечение неэффективно, пройдет само». При дальнозоркости и астигматизме благодаря правильной терапии врачи добиваются фантастических результатов, вплоть до избавления от очков.

А при таких сложных, считавшихся ранее неизлечимыми патологиях, как амблиопия, косоглазие или нистагм, с помощью терапии не только повышается острота зрения и включается в работу плохо видящий (ленивый) глаз, но и восстанавливается бинокулярное и стереоскопическое зрение - способность воспринимать ребенком 3D-формат, которая отсутствует у 90 % детей с этими патологиями.

Разве такие серьезные нарушения в работе зрительной системы могут пройти сами?

В чем опасность

Следование мифам - потеря времени. Если вы знакомы с глазной патологией не понаслышке, нужно отдавать отчет в том, что лечение потребует времени и усилий. Курсы лечения нужно проводить несколько раз в год, как правило, 3-4 раза. А в случае с близорукостью, возможно, и чаще.

Зрительная нагрузка современных детей так велика, что запаса аккомодации (фокусировка глаз - ред.), которого удается достичь, едва хватает на два месяца, и лечение приходится проводить чаще (еще несколько лет назад достаточно было лечения раз в 4-6 месяцев).

Но пугаться не нужно. Вопрос всегда решают индивидуально. Между курсами лечения врач может рекомендовать медикаментозные процедуры на дому для закрепления достигнутого результата.

Все эти усилия, и детей, и родителей, окупаются с лихвой, когда каждый день благодаря лечению виден результат.

Ждать начала лечения, когда ребенок достигнет определенного возраста (кстати, встречали разные цифры - 7, 10, 18 лет) или полового созревания, - верх легкомыслия.

Витамины, безусловно, полезны. Наступило лето, включите в рацион сезонные овощи и фрукты, больше времени проводите на свежем воздухе. Это полезно не только для глаз, но и для организма в целом. Но если глазная патология есть, лечить ее нужно у детского офтальмолога.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года - это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот - тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;
Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает - это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты - логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

На видео ниже показаны несколько упражнения для занятий с детьми по развитию речи. Если ваш малыш не говорит в 3 года, стоит их запомнить и применять в играх:

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Дети часто ставят своих родителей в такие ситуации, когда принять решение о том, что делать очень сложно. И одна из наиболее распространенных проблем – это истерики.

Малыш кричит, стучит ногами по полу, зачастую кидается игрушками и другими предметами, которые попадаются под руку, желая добиться своего. Что делать родителям, если детская истерика стала частью их жизни?

Наказать малыша, выйти из комнаты и подождать пока он сам успокоиться, игнорируя его, или же попытаться успокоить и свести конфликт на нет? Как эффективно бороться с истериками у детей 3-х лет, советуют психологи.

Кризис 3-х летнего возраста или почему малыш начал закатывать истерики?

Любая вспышка негатива имеет под собой основание, и истерики у ребенка 4 года жизни – не исключение. И здесь не имеет значения, воспитываете ли вы сына или дочь, причины всегда одни и те же. Поэтому в данной ситуации относится к детям стоит с равной долей терпения, не разделяя их по половому признаку.

Важно! Аргументы «ты же девочка, ты не должна себя так вести» или «настоящие мужчины так себя не ведут» - не аргументы ни в какой ситуации, особенно, если речь идет об истерике.

Главная причина возникновения истерик у ребенка – это «фрустрация». Термин обозначает невозможность удовлетворить все желания человека, которые возникли в этот момент. Взрослым людям также часто приходится сталкиваться с этим состоянием, как и детям, вот только переносят они его спокойней, осознавая, в большинстве случаев, неуместность своих истерик.

Естественный этап взросления ребенка – осознание, что весь мир, а в том числе и собственные родители, не намерены ему подчиняться, а значит придется искать компромиссы. Для ребенка 3-х лет такая модель мира выглядит неприемлемой, что и приводит к возникновению истерик.

Основная задача чуткого и любящего родителя – помочь ребенку пережить это время и принять тот факт, что мир не намерен ему подчиняться. Однако, за этим кроется очень сложная задача – если правильно распознать причину возникшей истерики, то станет возможно её устранить.

Что делать, если таким образом ребенок просто пытается добиться желаемого, или ему не хватает вашего внимания? А может быть, есть что-то, что его беспокоит, и он боится вам в этом, признаться.

Почему ребенок плохо себя ведет – основные причины непослушания

Существует такое понятие, как «кризис трехлетнего возраста». И для этого явления характерен ряд проблем, связанных с попытками ребенка самоутвердится и осознать себя как личность.

Поэтому, когда дело доходит до истерик, психологи выделяют три основные причины этого явления:

    Борьба за внимание родителей. Еще с младенчества мы приучаем ребенка, что его плачь – это сигнал для взрослых, который означает, что все, даже самые важные дела должны быть отложены, и внимание необходимо немедленно переключить на малыша. Поэтому естественно, что уже изрядно повзрослевший ребенок 3-х лет еще долго будет пытаться привлечь ваше внимание истериками и капризами;

    Вторая возможная причина возникновения истерики – попытка отстоять собственное мнение, которое скорее всего будет отличаться от вашего. Это наиболее характерно для детей 3-х лет, когда они впервые заявляют родителям «я сам» и пытаются справится своими силами, зачастую потерпев поражение. На этом этапе, худшее что может быть предпринято родителями – критика и упреки, которые следуют сразу же после неудачи. Так или иначе, они непременно приведут к возникновению истерики.

    Отдельным пунктом можно выделить и тот факт, что к истерикам нередко приводит осознание бессилия . Например, малыш попытался сделать что-то самостоятельно, но в силу возраста, у него это не получилось. Для родителя это может показаться естественным, а вот реакция ребенок в этот момент может быть бурной, и сопровождаться истерикой.

Важно! Ни в коем случае нельзя говорить ребенку: «Ну вот, я же говорил, что у тебя не получится» или «Я так и знал, что ты не справишься». Подобные комментарии и пренебрежительное отношение с вашей стороны только подтвердят ребенку мысль о его неспособности справится с проблемой, и со временем он перестанет даже пытаться преодолевать препятствия.

Это основные причины возникновения «внезапных» истерик у ребенка, которые должен знать и уметь распознать каждый родитель, чтобы правильно реагировать на подобные приступы и в результате вырастить здорового уравновешенного человека, уверенного в собственных силах.

Запреты во благо

Еще одна причина извечных конфликтов между детьми и их родителями – запреты. Нужно признать, мы запрещаем своим детям многое, хотя делаем это и для их блага. Проблема состоит в том, что у детей, как и подростков, отсутствует перспективное мышление. То есть, фактически для них не существует будущего. Оно кажется им далеким и нереальным.


Поэтому аргументы: «Не ешь сладкое, зубы рано выпадут» или «Не играй на компьютере, зрение испортишь» - для них всего лишь пустые слова. Ребенок хочет получить удовольствие здесь и сейчас, и последствия его мало интересуют.

Конечно, подобная неосознанность ни в коем случае не должна быть причиной попустительства со стороны родителей, однако нужно быть готовым, что это также может стать причиной плохого поведения и появления истерик. Ведь с каждым днем запросы малыша растут, и, соответственно, возрастает и количество ограничений для него, что может отражаться на его поведении.

Важно! Ни в коем случае не позволяйте ребенку манипулировать вами, и добиваться своего при помощи истерик. Один раз сдавшись, вы дадите ребенку повод пытаться проделывать это снова и снова, и истерики будут продолжаться еще не один месяц, а то и год.

Нужно понимать, что все запреты, которые вы озвучиваете ребенку должны быть стабильны. То есть, поставив один раз рамки, вы не должны их нарушать ни по своей воле, ни по воле ребенка.

Предположим, вы приняли решение, что теперь малыш будет отправляться в постель никак не позже девяти часов вечера и стойко продержались в течении нескольких дней. Однако тут нагрянули ваши друзья, и засидевшись допоздна, вы предоставили малышу возможность, скажем, смотреть мультики.

Будьте готовы, что после этого, в течении следующих нескольких дней, по вечерам малыш будет закатывать вам «безосновательные» истерики. Ведь если вы сами нарушили свой запрет, то продемонстрировали ему, что установленные правила могут быть изменены по вашему желанию.

Психолог рекомендует! Для здорового и крепкого сна малыша, не рекомендуется позволять ребенку смотреть мультики или играть в компьютерные игры, хотя бы за 2 часа до сна. Эти занятия действуют на нервную систему возбуждающее, что может негативно сказаться на качестве отдыха малыша.

Как бороться с детскими истериками и найти подход к собственному ребенку?

В отличии от заблуждений, бытовавших ранее, сегодня практически каждый родитель знает, что даже в трехлетнем возрасте все дети отличаются друг от друга и требуют индивидуального подхода. Особенно это отмечают родители, если в семье есть несколько детей. То, что раньше работало со старшим, может оказаться абсолютно не эффективным с младшим ребенком.

Решающим фактором, который определяет ваши действия в случае возникновения истерики у ребенка, является его темперамент. Те методы, которые способны предотвратить или остановить капризы одного малыша, скорее всего только усугубят проблему у второго. Поэтому, перед тем приступать к решительным действиям, необходимо понимать, к какой группе относится ваш малыш.


Психологи советуют родителям хорошенько разобраться с понятием «темперамент» и не путать его с «характером». Ведь характер поддается изменениям, и может корректироваться воспитанием, в то время, как темперамент заложен в ребенке от рождения, и сохраняется на протяжении всей его жизни.

У детей, как и у взрослых, выделяют 4 основных вида темперамента:

    меланхолик;

    флегматик;

    сангвиник;

Конечно, стопроцентного представителя каждого типа встретить практически невозможно, и чаще всего соотношение представляется в показателях 70 на 30.Однако, именно по большей части вы и можете ориентироваться, выбирая метод действия.

Сангвиники – наименее склонные к истерикам детки. Как правило, они жизнерадостны, и имеют устойчивую нервную систему, которая достаточно легко справляется со стрессами, если переключить её на другую деятельность. Такого ребенка легко можно отвлечь, если предложить ему новое, интересное ему занятие, или развлечение. Они очень любят проводить время со взрослыми – родителями, бабушками и дедушками, занимаясь совместными делами.

Единственная сложность, возникающая в процессе такого малыша – сангвиники очень хитрые. Заставить малыша сделать что-то против его воли практически невозможно, и здесь нельзя использовать слишком жесткие методы, чтобы не нанести ребенку травму. Добивайтесь своего терпеливо, настойчиво, но ласково. Их поведение напрямую зависит от вашего с ними обращения.

Совет психолога! Если в воспитании ребенка принимают участие бабушка, то обязательно оговорите с ней единую модель действий во время того, как ребенок закатывает истерику. Иначе, он очень быстро поймет, на кого они действую, а на кого нет.

Таких детей нельзя чрезмерно хвалить, если они этого действительно не заслуживают, так как они склонны к завышенной самооценке, которая в дальнейшем может привести к развитию «звездной болезни». Будьте умерены, как в своих похвалах, так и в критике. Трезво оценивайте достижения ребенка, аккуратно подталкивая его не останавливаться на достигнутом.


Меланхолик – один из наиболее требовательных типов, когда речь заходит о воспитании ребенка 3-х лет. Они легко расстраиваются и теряют веру в собственные силы. Они очень подвержены стрессам, быстро устают, и повышать голос, а тем более, физически наказывать такого ребенка категорически запрещено. Иначе, в дальнейшем, вам придется потратить много времени, чтобы устранить последствия такого воспитания.

Такие дети испытывают серьезные нагрузки, пойдя в детский сад, и в это время им требуется особая поддержка со стороны родителей, бабушек и дедушек. Причиной истерик у таких детей чаще всего является неспособность самостоятельно справится с обстоятельствами, и вам необходимо проявить максимальное терпение на время, пока малыш адаптироваться к новой среде.

В качестве воспитательных мер, для таких детей категорически не подходит «чтение нотаций», а также крики и угрозы. Лучший способ – быть примером, а в случае возникновения конфликтной ситуации, сначала успокоить ребенка, а после постараться создать для него максимально спокойную атмосферу в доме, проводя с ним время, не упрекая, и пристыжая его за эмоциональный приступ и неприличное поведение.

Не лишним будет поговорить и с воспитателем детского сада, если ребенок уже его посещает. Объясните ситуацию, и расскажите, как ей быть, если ребенок решил провести проверку на прочность и закатил истерику.

После того, как ребенок вернулся из детского сада, постарайтесь предоставить ему возможность расслабиться. Дети 3-х лет часто требуют длительного периода адаптации к новому коллективу и режиму дня.

Важно! Успокоить ребенка – совсем не означает пообещать ему сделать всё, что он захочет. Вы можете спокойным тоном рассказать ему как сильно вы его любите, и о том, что беспокоитесь о его здоровье и безопасности, аргументировав свой отказ реальными фактами.

Флегматики – очень спокойные и уравновешенные дети. Зачастую они медлительны и нерешительны. В этом случае наиболее эффективным способ воздействия будет словесное пояснение. Такие малыши очень восприимчивы к беседам, и если заниматься их воспитанием, то буквально через один-два месяца, истерики просто сойдут на нет, уступив место уравновешенности и поиску компромиссов.

Главное в воспитании флегматика – не подавлять его желания, и не доминировать над ним. Иначе, в итоге вырастет человек, который не знает, чего он хочет, и не способен принять самостоятельное решение.



Холерики – самые активны и подвижные дети среди всех четырех видов. Их истерики возникают, как правило постоянно, на фоне возникновения чрезмерных эмоций, а также в качестве реакции на гиперопеку со стороны родителей и родственников: дедушек, бабушек и прочих.

Такие дети наиболее склонны к проявлению агрессии, что в трехлетнем возрасте выглядит как истерика. Здесь оставлять без внимания такое поведение нельзя, иначе со временем, это может перерасти в постоянные вспышки антисоциального поведения.

Интересно! Подавить истерику ребенка-холерика 3-х лет практически невозможно, если реагировать его же методами. Крики и истерики с вашей стороны, только усугубят ситуацию, подпитывая уже существующий конфликт.

Намного лучше пойти от обратного, взяв на вооружение тон, противоположный тону ребенка. Спокойно, но уверенно вы должны пояснить малышу, что его требования не будут удовлетворены, даже если его истерика продолжится. Идти даже на маленькие уступки нельзя категорически.

Вы должны придерживаться своих справедливых требованиях, и не позволять ребенку манипулировать вами, используя свои приступы агрессии и капризы.

В заключение можно сказать, что воспитание уравновешенного ребенка, уверенного в своих силах – основная задача каждого родителя. Поэтому, столкнувшись с истериками и капризами у вашего малыша, вы должны действовать терпеливо и последовательно, не давая места собственным чувствам и эмоциям.

Всегда будьте справедливы, реагируйте последовательно, и не позволяйте ребенку манипулировать вами при помощи истерик, сколько бы лет ему не было.


7 признаков истерики у ребенка (видео)

Доктор Комаровский про детские истерики (видео)

Советы психолога, как справиться с истерикой у ребенка (видео)



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.