Стоит ли вообще анализировать свои сны? Самостоятельный анализ сновидений Анализ работы фрейда исследование сновидений.

В традиции лечения души сновидениям всегда уделялось большое внимание. Классическим примером являются хра­мы Асклепия, в которых больной мог увидеть исцеляющие сны. В основе психотерапии Юнга лежит его вера в исцеляю­щие возможности психики, поэтому в сновидении мы можем увидеть скрытые движения души, следуя которым удается помочь клиенту как в разрешении его текущих проблем, так и в индивидуации. Начиная работать со сновидениями, Юнг предлагал забыть все наши теории, чтобы избежать редукци­онизма, не только фрейдистского, но и любого другого. Он считал, что даже если кто-либо обладает большим опытом в данной области, то ему все же необходимо - всегда и неиз­менно - перед каждым сновидением признаться самому себе в своем полном неведении и настраиваться на нечто совер­шенно неожиданное, отвергнув все предвзятые мнения. Каждое сновидение, каждый его образ является самостоятельным символом, нуждающимся в глубокой рефлексии. В этом от­личие от подхода Фрейда. Юнг считал, что Фрейд использует символы сновидения как знаки уже известного, то есть за­шифрованные знаки желаний, вытесненных в бессознатель­ное. (Э. Самуэльс, отмечая, что современный психоанализ далеко отошел от идей Фрейда об обманном характере сно­видений, ссылается на Райкрофта, который в своей книге «Невинность сновидений» утверждает, что символизация - это естественная общая способность сознания, а не метод сокрытия неприемлемых желаний.) В сложной символике сновидения или серии сновидений Юнг предлагал увидеть собственную лечебную линию психики.

Рассмотрим первое сновидение в анализе клиентки К., 40 лет, жаловавшейся на депрессивные состояния.

Я стою в комнате. К самому подоконнику подступает море, но это непрозрачная вода. Она мутная и белая, как состоящая из белка. Пол в комнате наклонный, и меня начинает тянуть к окну, за которым море. Я хватаюсь за железную кровать, чтобы удержаться, но это не помогает. Заходит женщина и закрывает окно. Опасность пропадает. Потом я оказываюсь на улице с человеком в черном. Я захожу в магазин и вижу духи. Они из того же белка, что и море. В сопроводительной бумаге объяс­няется, что это очень целебные духи, так как изготовлены из костей, которые долго гнили в болоте. Я хочу их купить, но все мои деньги у человека в черном. Я выхожу на улицу и вижу его. Он уже купил мне два флакона по цене одного. Я засыпаю довольная, что у меня на тумбочке стоит флакон с этими духами.

Если рассматривать это сновидение с телеологической по­зиции, то есть отвечать на вопрос, для чего приснилось это сно­видение (вместо почему), то можно увидеть метафору исцеле­ния, лежащую на поверхности этого сновидения: как превратить опасный контакт с морем в гомеопатический кон­такт с духами. Само сновидение подчеркивает значение четких рамок сеанса как возможности для глубокого, но безопасного контакта с энергиями моря. Первое появившееся в анализе сновидение может быть ключом к дальнейшей работе анали­тика, показывая то, что хочет бессознательное клиента от ана­литика, возможно, даже указывая на цель и стиль индивиду­ального анализа.


Обобщая свой эмпирический материал, Юнг предположил, что сновидение служит процессу компенсации установки Эго. «Компенсация есть сличение и сравнивание различных точек зрения, благодаря чему возникает выравнивание и исправле­ние». Разглядеть эту компенсаторную установку бессознатель­ного в сновидении очень важно для психотерапевта, так как эта компенсация проявляется и в невротических, и в психосо­матических симптомах. Так, в Тэвистокских лекциях Юнг при­водит случай сорокалетнего директора школы, жившего на равнине и обратившегося за помощью из-за невротических симптомов горной болезни. Его сновидения, как и симптомы, компенсировали его отрыв от корней и тщеславные устремле­ния. Именно благодаря этому компенсаторному поведению анализ сновидений позволяет сделать доступным и уяснить новые точки зрения, он открывает новые пути, которые помо­гают преодолеть устрашающий застой и вывести из него. Юнг выделяет два типа компенсации. Первый наблюдается в отдель­ных сновидениях и компенсирует текущие односторонние установки Эго, направляя его к всеобъемлющему пониманию. Второй тип можно заметить только в большой серии сновиде­ний, в которой одноразовые компенсации организуются в це­ленаправленный процесс индивидуации. Для понимания ком­пенсации необходимо иметь представление о сознательной установке сновидца, личном контексте каждого образа снови­дения. Для понимания процесса индивидуации, лежащего в основе компенсации, по мнению Юнга, необходимо также обладать познанием в области мифологии и фольклора, зна­нием психологии примитивных народов и сравнительной истории религий. Отсюда следует два основных метода: циркулярное ассоциирование и амплификация, подробно рас­сматривавшиеся в предыдущих разделах. Очевидно, что в об­суждаемом сновидении мы не можем ограничиться только ас­социациями. Древность костей и океана за окном адресует нас к двухмиллионнолетнему человеку, о котором говорил Юнг (Jung, 1980, р. 100):

«Мы вместе с пациентом обращаемся к двухмиллионнолетнему человеку, который есть в каждом из нас. В современном анализе наши трудности по большей части возникают в результате по­тери контакта с нашими инстинктами, с древней незабытой мудростью, хранящейся в нас. А когда мы устанавливаем кон­такт с этим старым человеком в нас? В наших сновидениях».

Примером классической амплификации образа духов во флаконе будет обращение к сюжету о духе в бутылке. Соглас­но алхимическому варианту сюжета, к которому обращается Юнг, в сосуде находится дух Меркурий. Загнав духа назад в бутылку хитростью, герой договаривается с духом, и тот за свое освобождение дарит волшебный платок, превращающий все в серебро. Превратив свой топор в серебряный, юноша продает его и на вырученные деньги заканчивает свое обра­зование, став впоследствии известным доктором-фармацев­том. В своем неукрощенном обличий Меркурий предстает духом кровожадной страсти, ядом. Но водворенный назад в бутылку, в своей просветленной форме, облагороженный рефлексией, он способен превращать простое железо в дра­гоценный металл, он становится лекарством. Амплификация позволяет сновидцу изменить исключительно личное и ин­дивидуалистическое отношение к образам сновидения. Она придает особое значение скорее метафорическому, нежели буквальному толкованию содержаний сна и подготавливает сновидца к акту выбора.

В обсуждаемом сновидении можно обратиться к удержанию (контейнированию) и материнской поддержке - метафоре, де­тально разработанной в психоанализе. Эта метафора через со­временный язык психоаналитической культуры адресует к веч­ным образам материнской заботы. Тогда методически на первом этапе анализ будет строиться как удерживание сильных подав­ляющих содержаний бессознательного в рамках сеанса и пре­вращение их в человечески приемлемые с помощью мягких проясняющих интерпретаций. В работе со снами происходит, по мнению Боснака (Боснак, 1992, с. 17), нечто подобное сюжету сказки о Меркурии.

«В сновидениях выплывают страстные желания и смертонос­ные импульсы. Мы даем этим образам развиться, словно потвор­ствуя этим страстям, но в последний момент мы сковываем те­невые стороны Меркурия рефлексией. Таким образом, мы целиком переживаем образ, но не даем ему реализоваться».

В современной аналитической психологии существуют два других подхода (отличных как от теории исполнения жела­ний Фрейда, так и от теории компенсации Юнга) к понима­нию сновидений и методов работы с ними. В основе обоих подходов лежит отношение к роли Эго-комплекса в снови­дении.

Первый подход предложен Гансом Дикманом, основателем института К. Г. Юнга в Берлине. По его мнению, Эго сна пытается сохранить непрерывность Эго-комплекса в сновидении, большинство процессов изменения в аналитической работе впервые происходят через Эго сна, через которое они позже бо­лее легко переходят в область сознательных изменений. Так, способность Эго К. удерживать контакт с морем на уровне ду­хов вначале проявляется в сновидении и лишь затем на анали­тических сеансах и в жизни.

Дикман по-новому обосновывает правило Юнга о необхо­димости интерпретаций вначале на объективном и лишь затем на субъективном уровне (Дикман, 1997, с. 48).

«Если в начале аналитической терапии фигуры (кроме Эго сна) и символы из сновидений рассматривать как объекты и если концентрироваться на Эго сна и подчеркивать непрерывность Эго-комплекса, то тем самым обеспечивается большая степень безопасности для путешествий пациента в своем внутреннем мире, который до настоящего времени был для него таким не­понятным и неизвестным. Это тем более важно, что, насколько известно, практически каждый пациент, консультирующийся у нас, страдает от какой-либо слабости Эго».

В рамках аналитического процесса под защитой переноса и контрпереноса произойдет прямое ослабление структуры Эго. Эго-комплекс сможет оставить защитные механизмы и шире развить те функции, которые были повреждены и блокированы в неврозе, сможет направлять контролирующие и организаци­онные структуры, сможет смягчить границы Эго и допустить новые экспериментальные содержания.

Дикман считает, что при интерпретации и проработке сно­видений больший акцент следует делать на Эго сна и что Эго сна следует поместить в центр процесса развития и созревания индивидуальности. То, что Эго не может делать в сновидении, оно не может делать в состоянии бодрствования, и до тех пор, пока оно во снах избегает определенного содержания, для него будет слишком трудно интегрировать эти переживания.

Конечно, необходимым условием для проработки такого типа изменений в Эго-комплексе с методической точки зрения является наблюдение серии сновидений. Существуют конкретные сигналы, говорящие аналитику, чтобы он не упустил из виду те сновидения, которые свидетельствуют о яв­ных переменах в способах восприятия и поведении Эго сна. Во-первых, сновидец часто замечает их и придает им особое значе­ние, считая их важными, живыми, яркими и т. д., даже если они не содержат архетипического материала. Во-вторых, аналити­ки должны быть натренированы замечать эти процессы. Так, в серии сновидений клиентки Д. ключевым было сновидение о сражении с карликом. В процессе этой борьбы, в которой ей помогало то, что рядом находится ее муж, она смогла справить­ся с нападавшим карликом и связать его, после чего он транс­формировался в безопасную фигуру. До этого на первом этапе анализа доминировали сновидения с огромной преследующей мужской фигурой, наводившей такой сильный страх, что она застывала, не могла бежать и в ужасе просыпалась. После этого ключевого сновидения изменилась позиция Эго во сне и наяву. Клиентка Д. стала проявлять свою агрессию, прямо нападая на аналитика, что дало возможность постепенно рефлексировать сильные деструктивные и эротические энергии и постепенно справляться с ними, одновременно расширяя представления о себе. Этот пример подкрепляет идею Ламберта (предлагавше­го рассматривать проявления защитных механизмов в сновиде­нии) о том, что угрожающие фигуры могут быть проявлениями проецируемого гнева сновидца.

Однако, обосновывая значимость объективного уровня ин­терпретаций, Дикман одновременно возражает против ригид­ного использования правила: не обращаться к субъективному уровню до тех пор, пока не исчерпаны объективные ассоциа­ции (там же).

«Акцент на субъективном уровне интерпретации в терапевти­ческом процессе, как мне кажется, всегда важен, когда речь идет о периоде воссоединения с Самостью и о достижении изначаль­ной целостности... это приводит к усилению функций Эго, что делает возможным отказаться от механизмов защиты, сделать границы проницаемыми и испытать связь с Самостью».

Второй подход, обогащающий методологию работы со сно­видениями, предложен Джеймсом Хиллманом, автором архетипической психологии. В отличие от Дикмана, предлагающе­го поставить в центр анализа Эго сна, Хиллман считает, что Эго также является образом, не единственным, не наиболее важным, а просто одним из множества других, равных по важ­ности. Когда Эго появляется как образ в сновидениях или при активном воображении, оно откровенно, даже самонадеянно, полагает, что именно оно есть целая психика (или как мини­мум ее центр), тогда как на самом деле оно является только ее частью. Продемонстрировать относительность всех образов в результате анализа означает усмирить (но не унизить) Эго. Это служит цели разоблачения самомнения и предубеждения Эго. С данной точки зрения задачей анализа является не ин­теграция психики (через компенсацию сознания с помощью бессознательного и индивидуацию Эго в отношении Самости), а релятивизация Эго (через дифференциацию воображения). Субъект наивно предполагает, что все образы принадлежат ему, потому что они на первый взгляд в нем и возникают. По Хиллману, однако, эти образы приходят в субъект и проходят че­рез него из воображения - из того, что он называет «mundus imaginalis» («мир образов» - лат.), транссубъективного изме­рения воображения. На уровне методологии работы со снови­дениями он предлагает отказаться от любых интерпретаций, то есть отказаться от герменевтического подхода. Согласно Хиллману (Hillman, 1983), герменевтика неизбежно приводит к редукционизму. Он определяет интерпретацию как концеп­туализацию воображения. То есть интерпретация влечет за со­бой редукцию частных образов к общим концептам (напри­мер, редукцию конкретного образа женщины в сновидении к абстрактной концепции Анимы). Например, в отличие от Юнга, который говорит: «Вода является наиболее общим сим­волом бессознательного», Хиллман выступает против интер­претации «скоплений воды в сновидениях, например в виде ванн, плавательных бассейнов, океанов, как "бессознатель­ного"» (Hillman, 1983, р. 54). Он побуждает индивидов заняться феноменологически «сортом воды в сновидении», то есть спе­цификой конкретных образов. Герменевтическая психология редуцирует многие воды, различные конкретные образы (ван­ны, плавательные бассейны, океаны) к единой «воде», а затем к абстрактному концепту - «бессознательному». Образная пси­хология ценит частность всех образов выше обобщенности лю­бого концепта. Воды в сновидениях или активном воображе­нии могут быть столь же различными, как реки по сравнению с лужами. Эти воды могут быть глубокими или мелкими, про­зрачными или темными, чистыми или грязными, они могут течь или стоять на месте, они могут испаряться, конденсиро­ваться, выпадать в виде осадков, они могут быть жидкими, твердыми или газообразными. Описательные качества, кото­рые им присущи, столь невероятно разнообразны, что потен­циально бесконечны так же, как и метафорические подтексты. В соответствии с таким подходом аналитик предлагает сконцентрироваться на каждом образе сновидения, постепенно формируя в анализируемом образную, метафорическую чув­ствительность. Так, в обсуждаемом сновидении концентрация на образе белкового моря может привести нас к метафоре соляриса.

Индивидуальность подхода и целебность анализа будут определяться тем, насколько аналитик сможет выдержать на­пряжение индивидуальной метафоры, насколько сможет быть носителем одновременно нескольких необходимых для кли­ента проекций образов сновидения (женской, материнской фигуры, вовремя закрывающей окно, мужской фигуры, при­носящей флакон), тем, насколько кости изученных им теорий стали белковым морем, в котором могут рождаться необходи­мые для души образы. В этом солярисе могут всплывать любые фигуры и объекты, бессознательно значимые сейчас для ана­лизируемого. Но этот процесс, безусловно, двусторонний, по­этому анализируемый - это солярис для аналитика. В соляри­се души анализируемого всплывают значимые для аналитика образы. Разговор аналитика с этими образами, их персонализация оживляют застывшую поверхность привычной односто­ронней саморефлексии, анимизирует анализируемого. То, что казалось застывшим объективированным и безгласным, ста­новится текучим и живым, как море. Однако в этом поэтичес­ком интерактивном поле важно не потерять связь с реальнос­тью. Способность к воображению и метафоризация тесно связаны с силой Эго. По мнению Плаута, когерентное центральное Эго должно установиться для того, чтобы пропускать, ассимилируя, поток содержаний из внутреннего во внешний мир. Тогда истинное воображение расцветет в противовес от­носительно пассивному фантазированию, при котором мен­тальное содержание не принадлежит человеку, но просто при­ходит к нему. Эта пассивность - форма умопомешательства, которое возникает вследствие дефекта Эго-сознания, вызван­ного отсутствием ощущения содержания в материнском окру­жении. Содействуя развитию Эго-сознания, аналитик, по мне­нию того же Плаута, играет роль, аналогичную роли матери. Он обеспечивает окружение (сеттинг), которое может содер­жать возбуждающие переживания и дать им возможность быть ощутимыми и разделенными, а также помогает найти и раз­вить образную систему, которая, будучи выражена словами, становится связанной с сознательной частью Эго. Эту после­днюю функцию можно рассматривать как передачу пациенту части Эго.

Модель Плаута согласуется с моделью, предложенной Дикманом, и моделью Боснака, ученика Д. Хиллмана. По Боснаку, аналитик, концентрируясь на образах, предложенных вообра­жением клиента, заражается и заболевает этими образами, опи­раясь на силу своей Самости.

Каков истинный смысл снов? Попробуем использовать научный подход к анализу сновидений.

Сны - это своего рода письма в бессознательном состоянии мозга. Если бы они были написаны на одном языке с реальностью бодрствования! К сожалению, они зашифрованы нашим подсознательным мышлением. Тем не менее, мы можем декодировать эту информацию с помощью анализа сновидений.

Вспоминаем сон

Анализ сна начинается с дневника снов. Ведение дневника важно по многим причинам. Во-первых, это улучшает запоминание Ваших снов, со временем вы сможете запоминать до пяти снов за одну ночь.

Техника запоминания сна состоит в том, чтобы просыпаться в конце каждого цикла REM-сна (REM-сон - сон со сновидениями): сначала через 3 часа, затем каждые 90 минут. Просыпаясь, следует записывать свой сон в дневник снов, иначе вы рискуете все забыть к утру.

Кроме того, дневник снов позволяет отслеживать повторяющиеся символы в сновидениях и понять главный смысл снов. Например, чаще других может повторяться сон о падении. Это легко установить, если подсчитать, сколько раз он записан в Вашем дневнике снов. Это повторение сна происходит потому, что Ваш мозг в бессознательном состоянии пытается отправить Вам сообщение, в концептуальной форме.

Писать и говорить о своих снах важно для подсознания. Сила подсознания поистине удивительна, и если дать подсознанию задание (вспомнить как можно больше снов) - оно будет выполнять это задание. Вы сможете запоминать больше снов, что даст больше возможностей для расшифровки их смысла.

Символика снов

Следующий шаг состоит в том, чтобы понять смысл символов снов. Можно использовать сонник. Но еще более важно использовать при толковании сна происходящее в вашей жизни.

Символы снов не следует принимать слишком буквально. Видеть во сне смерть не значит, что вы умрете. Это может символизировать конец определенного этапа Вашей жизни. Сны носят символический характер, и было бы глупо интерпретировать их как прочитанные.

Человеческий мозг думает и учится посредством нейронных структур. Например, если в детстве вы упали с велосипеда и разбили при этом колени, это событие будет связано с болью. Ваш мозг в бессознательном состоянии сделает заметку - избегать падения с велосипеда в будущем. Это нейронные пути, связи между нейронами мозга, построенные исключительно за счет личного опыта.

С течением времени нейронные связи становятся более сложными. Они распространяются на физические законы (например, упасть с велосипеда) и эмоции (например, любовь или ненависть) - по сути, каждый опыт в Вашей жизни сформировал нейронную структуру в Вашем мозгу. Ваше подсознание использует эти структуры в сновидениях.

Сонник

На протяжении многих лет исследования сновидений позволили экспертам создавать всевозможные словари снов. Это интерпретация смысла снов со списком символов, их перевод на реальные события. Однако следует помнить, что словари снов могут быть разными у различных культур, так как мы смотрим на вещи по-разному, в зависимости от нашего социального воспитания.

Например, большинство европейцев испытывают страх перед пауками, а жители Южной Америки меньше боятся пауков и даже используют их в качестве традиционных продуктов питания. Таким образом, мы видим, что культурные взгляды оказывают значительное влияние на то, каким мы видим мир вокруг нас, и это должно быть отражено в соннике.

Толкование снов

При анализе своего сна ищите наиболее важные и яркие аспекты ваших сновидений, и не забудьте учесть его влияние личного опыта. Проанализируйте, какие важные события происходили в Вашей жизни в последнее время, события из прошлого. Зачастую они затрагивают вас на эмоциональном уровне и присутствуют во сне.

Познание смысла снов - это путешествие в страну самостоятельных открытий. Никто не сможет сказать, что значат Ваши сны, не зная, какой вы человек. Поэтому лучший толкователь Ваших снов - вы сами! Ведите дневник снов, определяйте важные символы, и наблюдайте за повторяющимися темами снов.

|

Работа со снами распространена в большинстве психотерапевтических школ. Сновидения как результат особой имагинативной (франц. Image - образ) активности содержит важную информацию из бессознательного, а цель снов - донести до сведения сновидца, скорректировать сознательные представления о действительности, которые могут быть простыми, идеализированными или одноплановыми. В глибиннопсихологичних подходах преобладает анализ сновидений, а гуманистические направления, дазейн-анализ и гештальттерапия практикуют своеобразную взаимодействие с нами. Из него фактически начинался психоанализ ("Толкование сновидений" - первая по-настоящему психоаналитическая и самостоятельная работа 3. Фрейда). И до сих пор этот метод себя не исчерпал.

Интерпретация сновидений принципиально не может опираться на сонники, символика которых имеет устоявшийся характер. Основная идея толкования снов, сформулированная Фрейдом и логически завершена Юнгом и Лаканом, заключается в том, что сновидения - это определенный текст на языке бессознательного, который требует интерпретации. Это сложный текст со своими стилевыми особенностями и тонкими нюансами смысла, отражающие взгляд бессознательного на проблему в контексте жизненной ситуации.

Каждое сновидение сугубо индивидуальное. Катастрофа или свадьба, милиционер или арбуз имеют свое, неповторимое, значение для каждого отдельного сновидца. Сон можно интерпретировать только в зависимости от личности того, кто его видел, и никогда - косвенно от него.

По убеждению психотерапевтов глубинных школ, интерпретация сновидений - вершина профессионального мастерства психоаналитика. Настоящими шедеврами аналитического мышления является толкование, представленные в работах Ш. Ференци, Ж. Делеза и особенно К.- Юнга.

Большинство принципов анализа сновидений в разных психотерапевтических школах специфическая, однако есть несколько универсальных положений, которые можно принять предписания толкование:

а) ключевая функция сна - исполнение желаний, которое может быть воспроизведено в прямой или символической форме. 3. Фрейд заметил, что основным среди всех есть желание спать, есть не прерывать сон

б) сновидения воспроизводит взгляд бессознательного на жизненную ситуацию сновидца. Такой взгляд одновременно является попыткой скорректировать одностороннее восприятие ее сознанием, которая игнорирует неудобные или неприятные для себя моменты и аспекты;

в) людям не снятся сны о собственных успехов или дел, близких к счастливому завершению. Поэтому толкование, которое содержит успокаивающее информацию или комплименты, - ложно;

г) сны, особенно эмоционально окрашенные, не снятся людям по поводу проблем других людей. Каждое сновидение, которые персонажи в нем не фигурировали, - это сновидения для сновидца и о нем (а не о близких родственников или хороших знакомых)

г) сновидения часто объединяются в серию. Сновидец знает о связи между ними, но не всегда способен объяснить это. Если сновидения повторяется (с вариантами всегда одинаково), это свидетельствует о чрезвычайной важности информации, которую оно стремится донести;

д) сны могут иметь прогностический характер, но при этом они предупреждают, а не предвещает. Иногда сновидение показывает варианты будущего, но сновидец НЕ обречен на один из них. Разумно руководствоваться информацией из бессознательного, а не ждать, пока исполнится то или иное пророчество.

Психотерапевту, особенно начинающему, к анализу сновидений следует подходить ответственно и очень осторожно. Сновидения богаты важную для течения терапии информацию и часто является "прямыми сообщениями" бессознательного клиента бессознательном аналитика. их анализ - это "беседа" двух под сознаний, что происходит под контролем внимательного и сильного Эго терапевта.

Американский психоаналитик М. Масуд Кан сформулировал перечень требований к функционированию психического аппарата, обеспечивающих возможность работать со сновидением:

Хорошее взаимодействие между Эго и бессознательным;

Внутреннее бессознательное источник беспокойства (движущая сила сновидения);

Достаточное интегрируема сила Его и хорошая способность к символизации;

Способность дистанцироваться от слишком жесткого морального контроля;

Сохранение писляобразив сна в бодрствующем состоянии.

Если все эти условия соблюдены, клиент хорошо помнить сновидения и охотно рассказывать их аналитику, который необходимо знать основные принципы работы со сновидениями, их интерпретация позволяет эффективно контролировать ход психотерапевтического процесса.

Приведенных правил следует добавить еще несколько простых рекомендаций, которые помогут клиентам лучше запомнить собственные сны:

Сновидения стоит записывать сразу после пробуждения, не полагаясь на память. Для этого лучше держать ручку и тетрадь у постели;

Вечером можно "заказать" сновидения на определенную тему, если перед засыпанием сформулировать проблему или нерешенный задачи;

Сны стоит записывать регулярно длительное время (месяц, несколько недель)

Если есть возможность, яркие образы сновидений следует изображать в цвете;

Сны, которые будут интерпретированы в терапии, не следует перед этим рассказывать друзьям, знакомым или родственникам.

Часто один и тот же сон приходится толковать несколько раз на разных этапах терапии. Появляются новые ассоциативные ряды, всплывают забытые переживания и эпизоды - все это создает новый контекст для скрытого смысла сновидения. Некоторые элементы (ужасные демоны, ночные кошмары) могут последовательно соотноситься то с лицом аналитика, то с фигурами близкого социального окружения клиента, чтобы быть определенными, наконец, как образы-страхи раннего детства или проекции родительских фигур.

Полное и окончательное толкование сновидения - не более чем фикция, даже если в процессе терапии накапливается несколько таких толкований, а клиент восторженно приветствует аналитическое мастерство и проницательность своего аналитика. К.- Юнг предостерегал психотерапевтов от иллюзии, будто удачное понимание бессознательной символики снов является эффективной и успешной терапевтической акцией. В работе "Психология и алхимия", основу которой составляют толкования архетипической и алхимической символики сновидений, ученый отмечал, что бессознательное является автономной психической сущностью и любые попытки управлять им вредят сознания.

Таким образом, анализ сновидений является наиболее универсальной психотерапевтической техникой. Существует много способов интерпретации содержания и образов человеческих снов, каждый из которых основывается на определенных теоретических представлениях и концептах. В общем феномен сновидения воспроизводит взгляд бессознательного на жизненную ситуацию сновидца и одновременно является попыткой скорректировать однобокое восприятие этой ситуации сознанием и предложить нестандартные пути решения проблемных ситуаций.

Каждый человек обладает довольно большим набором личностных качеств (осознанных или неосознанных), которые в разные периоды жизни выступают на первый план или уходят в тень. При этом сознательно или бессознательно вытесненные качества создают душевный дискомфорт.

По мнению Роберта Мосса, «сны возвращают целостность, показывают многочисленные грани личности и помогают вернуть все эти стороны под одну крышу. Вот почему очень полезно думать о том, «какую часть нас» могут олицетворять различные...

Исследования показывают, что от трети до половины всего взрослого населения время от времени видят кошмарные сны. Опрос учащихся колледжа выявил, что почти у трех четвертей из 300 опрошенных они бывают, по крайней мере, раз в месяц.

В другом исследовании 5% первокурсников колледжа сообщили, что видят кошмары не реже раза в неделю1. Если такое же соотношение справедливо для всего населения, то можно подсчитать, что более десяти миллионов американцев еженедельно беспокоят совершенно реальные...

Всякий раз, когда вы игнорируете чувственные, то есть, в основном, нераспознанные сноподобные восприятия, нечто внутри вас испытывает легкий шок, поскольку вы проглядели сам дух жизни, свою величайшую потенциальную силу.

После многих лет психотерапевтической работы с людьми со всего мира, мне представляется, что игнорирование Сновидения - это нераспознанная глобальная эпидемия. Повсюду люди страдают умеренной формой хронической депрессии из-за того, что их учат сосредоточиваться на...

Пяти- или шестилетним ребенком я научился управлять своими кошмарами. Однажды, спасаясь от динозавра, я достал банку шпината и съел ее. От этого я стал сильным, как Попи, и "одолел" своего врага. (В.Б., Роунок, Вирджиния)

Это осознанное сновидение было у меня в десять лет. Мы вместе с младшей сестрой Дианой находились в высокой каменной башне, чувствуя себя испуганными жертвами. Нас связала ведьма. Она собиралась засунуть нас в мешок и швырнуть в окно, чтобы мы утонули в плескавшейся далеко...

Вопрос. Иногда в осознанных сновидениях я сталкиваюсь с присутствием чего-то потустороннего, сопровождающимся огромным приливом энергии. В это время мое сознание простирается далеко за пределы того, с чем мне приходилось сталкиваться в состоянии бодрствования, причем реальность ощущений вселяют в меня ужас.

Разительное отличие этих сновидений от действительности пугает меня тем, что я никогда не смогу от них пробудиться. Что будет со мной в этом случае? Я умру или сойду с ума?

Вопрос. Я использую свои осознанные сновидения для манипулирования во сне другими людьми и для магического изменения его обстоятельств. Не войдет ли такая, явно не лучшая для обычной жизни, модель поведения у меня в привычку?

Ответ. С помощью осознанных сновидений можно выработать у себя модель поведения, полезную в вашей реальной жизни. Для этого в своих сновидениях надо контролировать только свои реакции и поступки, но не действия других людей или детали сна. Однако, это не значит, что мы...

Правда ли, что умирая во сне, человек умирает и в действительности?

Ответ. Будь это правдой, кто смог бы об этом рассказать? Существуют прямо противоположные факты: многие люди, по их словам, умирали в своих сновидениях, что не имело никаких последствий для их здоровья.

Более того, сновидения о смерти могут означать для вас "рождение заново", если вы не будете в них вмешиваться. Мне самому пришлось пережить один из таких снов. Мое тело быстро охватила необъяснимая слабость, и я понял, что...

Многогранность интеллекта - это одна из причин, по которым теоретики затрудняются определить это явление. Некоторые пионеры изучения интеллекта, пытаясь раскрыть некоторые из основных компонентов этого феномена и признавая его сложную природу, использовали факторный анализ - статистический метод, разработанный для определения источника изменений в измерениях корреляции.

Чаще всего использовалась экспериментальная парадигма, предусматривающая управление батареей тестов, каждый из которых может...


Действительно, это правда: анализ почерка скрывает в себе многие возможности и важную информацию. Почему, каким же образом? Попробуем простыми словами объяснить то, что открыли давно и особенно...

Как грамотно анализировать сны и быть убежденным в правильности толкования? На этот вопрос ответит психоанализ. Его родоначальником был Зигмунд Фрейд, разработавший свою систему анализа снов , являющихся частью бессознательной сферы человека. Теорию Фрейда мы примем за основу интерпретации сновидений.

«Но отчего недостаточно сонника? – удивитесь Вы. – Можно раскрыть его на определенной странице – и вот, пожалуйста: «Лук во сне предрекает Вам ненависть и зависть, с которыми Вы столкнетесь, когда добьетесь успеха»». Сон – это элемент персональной бессознательной жизни индивида, которая таит в себе его психологические проблемы, страхи, значимые события жизни, мотивы – его и только его.

Отдельные части сновидения имеют отношение ко вполне определенным моментам нашего прошлого, разве может об этом иметь представление сонник? Он может знать о тонкостях наших взаимоотношений с родителями, о проблемах с близкими, о том, в связи с какими действиями нашего прошлого мы испытали чувство вины? Разумеется, нет. Толкование сонников весьма ограничено, если не сказать «неправильно».

Какие шаги сделать, чтобы осознать скрытый смысл сна и не ошибиться, навешивая стандартные ярлыки?

Первый этап. Поэлементный анализ сна.

Имеет смысл приступить к анализу сна с деления целого сюжета на части. Спросите сновидца о конкретных элементах сновидения и их отношениях к последним событиям его жизни. Так Вы сможете отбросить детали, втянутые в сон впечатлительностью психики на события ближайшего дня. Непременно зафиксируйте все тонкости толкуемого сна, т.к. даже незначимые, на первый взгляд, элементы для толкования могут стать самыми главными. Так функционирует наше бессознательное.

Второй этап. Сновидение как реализация желания.

Одной из функций сна, согласно представлению Фрейда, обнаруживается реализация желания. У ребенка, психика которого еще не нагружена бесчисленными психологическими защитами, исполнение желания совершается явно: во сне он съедает запрещенный мамой продукт или одерживает победу над противником.

Бессознательное взрослого индивида осуществляет огромную работу по зашифровке смысла сна. Ведь в эту часть нашей психики помещены непроработанные психологические проблемы, незаконченные дела, страхи, конфликты. Такое вытеснение в бессознательное предохраняет психику от «перегрева», от нестерпимой тревоги за свои проблемы, которых у любого из нас несметное количество. Вообразите, что было бы, если бы все психологические проблемы, приобретенные за жизнь, одновременно набросились на наше сознание? Это убило бы любого, даже самого сильного. Однако поштучно такие проблемы извлекать надо, ведь чтобы справиться с ними, необходимо хотя бы иметь представление о них.

Таким образом, у взрослых людей реализация желания совершается во сне неявным образом. Так, молодой человек, влюбленный в девушку и ощущающий ревность к ней, в своем сновидении делает ее парня только другом, чтобы косвенно реализовать собственное желание быть рядом с ней. А что приносит Вам ситуация, сформировавшаяся во сне? Даже если это чья-то смерть, то какие новые возможности она могла бы Вам обнаружить (что Вам «мешает» этот человек осуществить в реальности)?

Основное здесь – отмести этические нормы и взглянуть правде в глаза. Не опасайтесь осознать свои низменные, враждебные или тяжкие бессознательные желания. Примите это как часть себя самого. Не каждый человек решится признаться себе в аналогичном, а ведь такое признание – шаг на дороге плодотворных трансформаций, которые Вы способны реализовать в себе.

Третий этап. Свободные ассоциации как обязательный элемента анализа.

На всякий элемент сна мы просим сновидца дать те ассоциации, которые появляются в отношении его. Необходимо сделать акцент на следующем: сообщать нужно совершенно все, что приходит на ум, не исключая того, что выглядит непристойным, безнравственным, неприглядным. Чаще всего как раз в этом источник проблемы сновидца.

Как предъявлять вопросы и помочь сновидцу инициировать поток ассоциаций? Скажем, снится какой-то человек. Необходимо узнать, что это за человек, какие у него взаимоотношения со сновидцем, что для него этот человек воплощает, какие события прошлого, связанные с ним, приходят на ум и т.д. Или во сне приходит обычная квартира. Кто ее хозяин по логике сна, чем это место не похоже на реальное, как передвинута мебель, где получается в процессе сновидения побывать в данной квартире. Все, что Вы получили, необходимо зафиксировать для того, чтобы не вылетела из головы ни одна деталь. Если Вы интерпретируете свой сон, то фиксируйте на бумаге детально каждую являющуюся Вам мысль, а потом стремитесь рассматривать их беспристрастно, как бы «позабыв» временно, что интерпретируете собственный сон.

Четвертый этап. Чувства, приходящие во сне.

При толковании снов я полагаю значимым учет эмоций и чувств, которые переживал сновидец в процессе сна. В особенности это имеет отношение к тем случаям, когда эмоция не отвечает сюжету сновидения. Например, сновидец опечален, плачет, но ничего ужасного во сне не совершается. Или погибает кто-то из близких людей, а сновидец не чувствует грусти – словно его этот факт не волнует. За подобными несоответствиями способны скрываться тяжелые психологические проблемы, отчего на эти составляющие сна в особенности необходимо обратить внимание при толковании.

Пятый этап. Общий анализ и интерпретация полученного материала.

Составленный материал, на первый взгляд, многообразен и не имеет общих точек соприкосновения. Действительно, что может общего иметь комната, в которой на месте двери теперь стоит диван; теплая, влажная спокойная по описанию сновидецы яма; подарок любимому человеку, сделанный его новой девушкой, который теперь весит на его шее; мудрая и добрая женщина (родственница), которая никогда в своей жизни не рожала детей и дает совет сновидице не рожать? За всеми этими элементами кроется страх родов на фоне их кажущейся сновидице необходимости (ребенок ею воспринимается как связующий пару элемент, который принесет девушке уверенность в том, что «теперь он не уйдет»).

Давайте посмотрим на эти элементы внимательнее, чтобы увидеть, как их связывает эта тема. В комнату через дверь входят, а диван – это препятствие, он не даст никому войти. И тогда ребенка зачать не получится. Первая теплая, влажная и спокойная «яма» в жизни каждого человека – это матка. Что может подарить «самодельного» молодому человеку другая, чего опасается каждая женщина и что теперь «повиснет на его шее»? Метафоричность сна изумляет своей чуткостью и прямотой. Еще отчетливее тема родов проявляется, когда заявляется во сне в речи пожилой мудрой родственницы и в ассоциациях сновидецы.

Любой фрагмент сна, считал Фрейд, имеет отношение к одной и той же теме. От любого элемента мы способны через ассоциации прийти к этой теме. Толкование считается грамотным, если мы способны интерпретировать все элементы сновидения одной и той же темой. Чтоб узреть подобные системы, надо владеть метафорическим мышлением, уметь размышлять синтетично. Формируйте у себя этот тип мышления, и толкование снов станет для Вас проще!

Ваш психолог Мария Минакова.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.