Отделение слюны возникающее при раздражении рецепторов. Влияние состава пищевых продуктов на слюноотделение


шним видом и запахом пищи, характером обстановки, в ко­торой происходит прием пищи (условнорефлекторные механиз­мы) (рис. 6.17).

Количество и качество отделяемой слюны зависят от состо­яния внутренней среды организма, уровня возбудимости пи­щевого, терморегуляторного и других нервных центров.

Центр слюноотделения представлен совокупностью нейронов коры, гипоталамуса, продолговатого и спинного мозга.

Возбуждение, возникающее при раздражении механо-, тер-мо-, хемо- и осморецепторов органов пищеварительной сис­темы, достигает сенсорных ядер центра слюноотделения про­долговатого мозга по афферентным волокнам V, VII, IX, X пар черепных нервов.

Эфферентные влияния к слюнным железам поступают по парасимпатическим и симпатическим нервным волокнам. Пре-ганглионарные парасимпатические волокна к подъязычным и подчелюстным слюнным железам идут от верхнего слюноот­делительного ядра в составе барабанной струны (ветвь VII пары) к подъязычному и подчелюстному ганглиям, располо­женным в теле соответствующих желез; постганглионарные - от этих ганглиев к секреторным клеткам и сосудам желез. К околоушным железам преганглионарные парасимпатические волокна идут от нижнего слюноотделительного ядра продол­говатого мозга в составе IX пары черепных нервов к ушному узлу, откуда постганглионарные волокна направляются к сек­реторным клеткам и сосудам желез.

Преганглионарные симпатические волокна, иннервирующие слюнные железы, являются аксонами нейронов боковых ро­гов II-VI грудных сегментов спинного мозга и заканчиваются в верхнем шейном ганглии. Отсюда постганглионарные волок­на направляются к слюнным железам.

Раздражение парасимпатических нервов сопровождается обильной секрецией жидкой слюны, содержащей небольшие количества органических веществ («отмывная слюна»). При раздражении симпатических нервов выделяется небольшое количество слюны, которая содержит ферменты и муцин, де­лающие ее густой и вязкой. В связи с этим парасимпатические нервы называют секреторными, а симпатические - трофичес­кими. При «пищевой» секреции парасимпатические влияния на слюнные железы обычно более выражены, чем симпатические.

В ответ на раздражение механо-, хемо- и терморецепторов ротовой полости различными пищевыми или отвергаемыми веществами в афферентных нервах формируются отличающие­ся по частоте залпы импульсов. Разнообразие афферентной импульсации в свою очередь сопровождается возникновением мозаики возбуждения в слюноотделительном центре и вслед-


ствие этого разной эфферентной импульсацией к слюнным железам.

Ферментативный состав и свойства слюны изменяются с возрастом человека и зависят от режима питания и вида пищи. На пищевые вещества выделяется более вязкая слюна. Ее объем тем больше, чем более суха пища. На отвергаемые вещества - кислоты, основания, горечи выделяется значительное количе­ство более жидкой слюны. Адаптация слюноотделения к виду пищи выражается не только в изменении объема и вязкости слюны, но и в ее различной ферментативной активности. Ре­гуляция объема воды и содержания органических веществ в слюне осуществляется слюноотделительным центром.

Различия в секреторной деятельности слюнных желез в от­вет на прием различной пищи можно объяснить модуляцией импульсной активности парасимпатических и симпатических волокон, а также изменениями соотношений этих влияний. Рефлекторные влияния могут и тормозить слюноотделение вплоть до его прекращения. Торможение может быть вызвано болевым раздражением, отрицательными эмоциями (страх) в стрессовых ситуациях, состоянием напряжения при различных видах целенаправленной деятельности.

У человека непрерывная секреция слюнных желез тесно связана с речевой функцией. Слюна при этом обеспечивает увлажнение слизистой оболочки полости рта для адекватного формирования звуков. Отмечено выделение большого количе­ства жидкой слюны при перекармливании животного либо при избытке сахара в пище. Характер слюноотделения в значитель­ной степени определяется уровнем возбуждения и настройкой пищевого центра. При выраженной стимуляции и высокой активности пищевого центра, например, латентный период слюноотделения составляет 1-3 с; при слабых раздражениях и низкой возбудимости центра он возрастает до 20-30 с.

В стоматологии различают специфическое и неспецифичес­кое влияние пищи на состав слюны различных слюнных желез. Под неспецифическим влиянием понимают деятель­ность слюнных желез, связанную с определенными качества­ми пищи (сухость, влажность, твердость и т.д.), от которых зависят количество и скорость выделения секрета и время пре­бывания пищи в полости рта. В отличие от остальных компо­нентов пищи сахар и некоторые простые углеводы оказывают специфическое воздействие на состав слюны и обмен веществ в полости рта. Это воздействие проявляется в суще­ственной активации гликолиза и накоплении молочной и дру­гих кислот в слюне. Метаболический «взрыв» осуществляется и микрофлорой полости рта, активно утилизирующей углево­ды. Аналогичных изменений при приеме других пищевых ве-


ществ не обнаружено. Специфическое влияние углеводов на обмен веществ связано с их активностью в метаболических реакциях уже в полости рта и не требует предварительной подготовки, поскольку слюна содержит а-амилазу и а-глю-козидазу.

Показано, что влияния ЦНС через парасимпатические и симпатические волокна для слюнных желез имеют решающее значение. Медиатором постганглионарных парасимпатических волокон является ацетилхолин, возбуждающий серозные сек­реторные клетки при взаимодействии с их М-холинорецепто-рами. Симпатические волокна активируют секреторные клетки желез за счет норадреналина, взаимодействующего с а-адре-норецепторами.

Возникновение слюноотделения при виде и запахе пищи связано с участием соответствующих зон коры большого моз­га, а также передней и задней групп ядер гипоталамуса.

Регулируется и процесс образования слюны (секреция). При этом меняется поступление исходных продуктов, скорость син­теза, объем и скорость выделения секрета из клетки. В основ­ном эти процессы регулируются за счет гуморальных влияний, осуществляемых гормонами гипофиза, поджелудочной и щи­товидной желез, интестинальными и половыми гормонами. Этот тип регуляции связан с изменением интенсивности секреции и экструзии за счет посредников цАМФ и цГМФ при взаимо­действии гормона и соответствующего рецептора с последую­щей активацией протеинкиназы. Другой механизм реализуется за счет изменения внутриклеточной концентрации кальция при взаимодействии его с кальмодулином также с последующей активацией протеинкиназы и образованием и выделением сек­рета определенного качества и количества.

Секреция слюны регулируется прямыми и опосредованны­ми влияниями на клетки желез. Непрямые влияния осуществ­ляются за счет изменения кровотока, продукции местных гор­монов. Прямые влияния возникают при активации нейронов ЦНС, которые в свою очередь регулируют активность секре­торных клеток.

У человека наблюдаются различные отклонения слюноот­деления от нормы. Гипосалия (сиалопения) - уменьшение выделения слюны и ксеростомия (сухость в полости рта) воз­никают при лихорадочных состояниях, нарушениях оттока слюны, блокаде М-холинорецепторов или при развитии пато­логического процесса в железистой ткани. Гиперсаливация (си-алорея, птиализм) - усиление слюноотделения развивается при отравлениях солями тяжелых металлов (ртуть, мышьяк). Обильное слюноотделение может возникать при асфиксии, когда за счет резкого накопления СО, в крови повышается


активность слюноотделительного центра. Усиление слюноотде­ления наблюдается при гельминтозах. Некоторые фармаколо­гические препараты (пилокарпин, прозерин, препараты йода) могут стимулировать или тормозить (атропин) выделение слюны.

Эксперименты И.П.Павлова на животных показали, что при стимуляции зон коры большого мозга в области сильвиевой борозды усиливается слюноотделение из околоушных и под­челюстных желез. После удаления лобных долей коры стиму­ляция ядер латерального гипоталамуса значительно усиливает выделение слюны. Это свидетельствует о том, что существуют тормозные влияния коры на гипоталамические отделы слюно­отделительного центра. Слюноотделение может возникать так­же при электрическом раздражении обонятельного мозга и передней комиссуры. При операциях на мозге у людей под местной анестезией стимуляция области, окружающей нижнюю часть роландовой борозды, вызывает слюноотделение, сопро­вождающееся движениями языка, жеванием и глотанием.

Исследования слюноотделения при денервации слюнных желез, проведенные К.Бернаром, показали временное усиле­ние активности подчелюстной железы при пересечении п. chorda tympani. Такая секреция получила название паралитической. В первые три дня после операции непрерывное слюноотделение обусловлено повышением выделения ацетилхолина - медиа­тор синтезируется, но не удерживается в нервных окончаниях вследствие дегенерации нейронов (дегенеративная секреция). В последующие дни паралитическая секреция связана с повы­шением чувствительности клеток денервированной железы к ряду веществ крови, к которым в нормальных условиях желе­за была нечувствительна.

Данный урок является вторым уроком в изучении главы «Пищеварение» Урок взаимосвязан с материалом предыдущего урока и работает на следующие уроки данной главы.

Тип данного урока - комбинированный.

Цель урока: создать условия для изучения процессов, протекающих в ротовой полости и задействованными в этом процессе органами.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с процессами, протекающими в ротовой полости, строением и функциями органов ротовой полости.

Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с текстами и рисунками, извлекая из них нужную информацию, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свой организм.

Методы обучения на уроке: словесные - рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, работа с учебником;

наглядные – презентация, на слайдах которой отражались ключевые моменты урока;

Ход урока:

1.Организационный момент:(слайд1)

Добрый день! Я рада видеть вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

2. Актуализация знаний(слайд2)

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Беседа по вопросам:

Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

Что же является главным в жизни каждого человека?

Что значит, по-вашему, быть здоровым?

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма.

Сегодня мы продолжаем изучать организм человека.

3.Проверка д\з(слайд3)

Какую систему органов человека мы начали изучать на прошлом уроке?

(Пищеварительную систему органов)

1.Что такое пищеварение?

2.Покажите отделы пищеварительного канала.

3.Перечислите пищеварительные железы.

4.Тема и цели урока(слайд)

Представим себе, что человеческий организм - это сложная химическая фабрика, постоянно перерабатывающая пищу и воду и отводящая в «отвал» продукты переработки.

Как вы считаете, какие необходимы условия для работы этой фабрики? (поступление питательных веществ, воды и согласованная работа внутренних органов)

Какое оборудование должно быть на этой фабрике? (органы пищеварения)

Какую функцию выполняет эта фабрика? (переваривание и усвоение пищи)

Скажите, что является самым верхним этажом «пищеварительной фабрики»

Тема сегодняшнего урока - «Пищеварение в ротовой полости»(слайд)

В своих информационных листах запишите тему сегодняшнего урока

А что бы Вы хотели узнать по данной теме? (как устроена ротовая полость, какие процессы в ней протекают, каковы функции органов ротовой полости?

Какова личная значимость этой темы? (мы познакомимся с правилами ухода за зубами и.т.д.)

Цель урока: изучить процессы, протекающие в ротовой полости, строение и функции органов ротовой полости.(слайд)

5. Изучение нового материала

Ребята, я предлагаю вам как бы заглянуть вовнутрь себя и ответить на вопрос

Как устроена ротовая полость? (слайд)

Сверху она ограничена твердым и мягким небом, сбоку щеками, снизу диафрагмой рта Губы участвуют в захвате пищи

В ротовой полости расположены жевательные мышцы, которые могут развивать усилия до 400кг. Благодаря этим мышцам цирковые гимнасты удерживают свою партнёршу, которая выполняет различные захватывающие трюки

а)Строение и функции языка.(слайд)

Какой орган ротовой полости выполняет функцию распознания вкуса? (Язык)

О строении и функциях языка нам расскажет ()

Внимательно слушайте и по ходу сообщения в информационных листах заполняйте схему о функциях языка

б)Слюнные железы.

Пища попав в ротовую полость подвергается химическому воздействию

Как вы думаете, что этому способствует? (слюна)

Правильно, слюна, которая вырабатывается слюнными железами.

Наряду с мелкими слюнными железами, имеются три пары крупных слюнных желёз, протоки которых впадают в ротовую полость.(слайд)

Слюнные железы – 3 пары: околоушные, подъязычные, подчелюстные.

Предлагаю вам определить положение слюнных желез. На столах лежит инструкция по проведению пр/р.

Слюна, ее химический состав.

В ходе выполнения практической работы вы почувствовали, что в ротовую полость выделяется слюна, в норме за сутки у человека выделяется 1,5 – 2 литра слюны.

Ученые определили состав слюны зависит от функционального состояния и возраста человека. Слюна человека представляет собой вязкую, слегка мутную жидкость. Это бесцветная жидкость, содержащая различные органические и неорганические вещества и имеющая слабощелочную реакцию.

Слюна сложное вещество, содержащее более 20 компонентов (запись в тетради)

Состав слюны следующий(слайд)

В состав слюны входит Муцин, сложный белок. Который придаёт клейкость и вязкость слюне. Способствует смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчает его проглатывание.

Лизоцим убивает микробы. . Этим, видимо, можно объяснить, что раны и царапины на слизистой оболочке ротовой полости заживают быстрее, чем на поверхности тела.

Какова роль ферментов? (расщепление питательных веществ на их составные части)

в) Регуляция слюноотделения.

Обратим внимание на процесс образования слюны, он регулируется центральной нервной системой.

Глядя на этот слайд у всех во рту образовалась слюна. Это условный рефлекс, он приводит к выделению слюны в ответ на зрительные, обонятельные, слуховые и др. раздражители. Если человеку пища не знакома, выделение слюны происходить не будет. При виде одной и той же пищи у одних людей слюна может выделяться, а у других нет.

А если мы берём в рот конфету, то тоже будет выделяться слюна. Какой это рефлекс? (Безусловный) Отделение слюны, возникает при раздражении рецепторов ротовой полости

Физминутка - « Да» – питательные вещества, «Нет»– продукты питания.

Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. . 5. Углеводы. 6. Хлеб. 7. Макароны. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13. Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15. Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.

г)- А что отвечает за механическую обработку пищи? (зубы)

Какова их функция? (Они разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. )

Ещё Сервантес говорил: «Рот без зубов – всё равно, что мельница без жерновов».

Пользуясь текстом учебника на с.162 и рисунком 73изучите внешнее и внутреннее строение зуба, в информационных листах выполните задание №

Сколько у взрослого человека зубов?

У новорожденного младенца вообще нет зубов. Первые зубы появляются к 6-8 месяцам жизни; Обычно к 2 годам у ребёнка завершается развитие молочных зубов. Всего их-20.Такое название дал Гиппократ. Он считал, что эти зубы образуются из материнского молока. С 5-7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, которая продолжается до 12-13 лет. Кроме того, к 17-20 годам, в «мудрый период» жизни человека появляются зубы мудрости. У 10% людей их вообще нет. Бывают случаи, когда они появляются только к 60-70 годам. Нам эти зубы не обязательны, а нашим предкам они были необходимы.

- Как вы думаете, почему?(потребляли грубую пищу)

Зубы различны по форме коронки и выполняемым функциям.

Используя дополнительный материал, заполните таблицу «Типы и функции зубов» (в группах)

6.Заболевания зубов (сообщение) (слайд)

7. Закрепление (кроссворд)

8.Итог

9.Д/з (слайд)

10.Рефлексия (слайд)

Приложение

Определение положения слюнных желез”.

Цель этой работы – выяснить расположение слюнных желез.

Ход работы

Определение положения околоушной слюнной железы. Нажмите на щеки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.

Определение места положения подчелюстной слюнной железы. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2-3 см от ее углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

Подъязычная железа лежит глубоко. Ее прощупать не удается, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка (тяжа, который соединяет нижнюю часть языка с дном ротовой полости). Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

Правила ухода за зубами и полостью рта.

1. Чистить зубы два раза в день.

2. Полоскать рот после еды.

3. Тщательно, но осторожно чистить зубы в направлении от десны к коронке.

4. Использовать зубную щетку средней жесткости, менять ее каждые три месяца.

5. В течение дня использовать зубные пасты, содержащие кальций и фтор.

6. Нельзя грызть зубами твердые предметы, скорлупу орехов.

7. Жевание твердых сырых овощей положительно сказывается на укреплении десен.

8. В рационе следует избегать переизбытка сладкого и мучного.

9. При нарушении минерализации эмали использовать препараты, содержащие кальций.

10. Дважды в год посещать стоматолога для профилактики, а при первых признаках зубной боли срочно обращаться к врачу.

Начало формы

Конец формы

1. Часть зуба, покрытая эмалью.

2. Среда слюны.

3. Передние зубы, имеющие острую поверхность и служащие для откусывания пищи.

4. Находится внутри зуба.

5. Углубление в зубе.

6. Заболевание, образующееся при нарушении эмали.

7. Зубы, имеющие широкую и бугристую поверхность, служащие для разжёвывания и перетирания пищи.

8. Твёрдое, но хрупкое вещество зуба.

9. Часть зуба, покрытая десной.

10. Часть зуба, сидящая в ячейке челюстной полости.

11. Углубления, в которых находятся зубы.

12. Воспаление зуба. 13. Зубы, мало отличающиеся от резцов. 14. Рецепторы, расположенные на языке.

Если вы согласны с утверждениями, поставьте +

1.Я узнал(а) много нового и интересного.

2. На все возникшие в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.

    3.Мне было интересно и комфортно.

4.Считаю,что работал(а) добросовестно и достиг(а) цели урока.

Информационный лист.

Тема урока: ___________________________________________________________

1.Функции языка

2 Внешнее и внутреннее строение зуба.

3.Строение зубов

Тип зуба

Описание

Функция

Резцы

Клыки

Коренные зубы

Литература

Батуев А.С. Биология: Словарь-справочник. – М.: Дрофа, 1999.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии. - М., "Просвещение", 1980 г.

Колесов Д.В, Маш Р.Д., Беляев Учебник Биология 8 класс – М.: Дрофа, 2010.

Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы. М.: Журнал «Биология в школе». №3 1995.

Энциклопедия для детей «Аванта +.» Человек том 18, М.,2001г.

(Ответы в конце теста)

А1. Какая наука классифицирует организмы на основе их родства?

1) экология

2) систематика

3) морфология

4) палеонтология

А2. Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн?

1) эволюции

2) хромосомную

3) клеточную

4) онтогенеза

А3. Запасным углеводом в животной клетке является

1) крахмал

2) гликоген

4) целлюлоза

А4. Сколько хромосом в половых клетках плодовой мухи дрозофилы, если в её соматических клетках содержится 8 хромосом?

А5. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют

1) бактериофаги

2) хемотрофы

3) автотрофы

4) цианобактерии

А6. Половое размножение организмов эволюционно более прогрессивно, так как оно

1) способствует их широкому распространению в природе

2) обеспечивает быстрое увеличение численности

3) способствует появлению большого разнообразия генотипов

4) сохраняет генетическую стабильность вида

А7. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве?

1) мутантными

2) гетерозисными

3) гетерозиготными

4) гомозиготными

А8. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

А9. Все листья одного растения имеют одинаковый генотип, но могут различаться по

1) числу хромосом

2) фенотипу

3) генофонду

4) генетическому коду

А10. Какие бактерии улучшают азотное питание растений?

1) брожения

2) клубеньковые

3) уксуснокислые

А11. Подземный побег отличается от корня наличием у него

2) зоны роста

3) сосудов

А12. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных,

1) имеют корень, стебель, листья

2) имеют цветок и плод

3) размножаются семенами

4) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза

А13. У птиц, в отличие от пресмыкающихся,

1) непостоянная температура тела

2) покров из рогового вещества

3) постоянная температура тела

4) размножение яйцами

А14. Какая группа тканей обладает свойствами возбудимости и сократимости?

1) мышечная

2) эпителиальная

3) нервная

4) соединительная

А15. Основная функция почек у млекопитающих животных и человека – удаление из организма

2) лишнего сахара

3) продуктов обмена веществ

4) непеpеваpенных остатков

А16. Фагоциты человека способны

1) захватывать чужеродные тела

2) вырабатывать гемоглобин

3) участвовать в свёртывании крови

4) переносить антигены

А17. Пучки длинных отростков нейронов, покрытые соединительнотканной оболочкой и расположенные вне центральной нервной системы, образуют

2) мозжечок

3) спинной мозг

4) кору больших полушарий

А18. Какой витамин следует включить в рацион человека, чтобы не заболеть цингой?

А19. К какому критерию вида следует отнести область распространения в тундре северного оленя?

1) экологическому

2) генетическому

3) морфологическому

4) географическому

А20. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

1) взрослой лягушкой и головастиком

2) бабочкой капустницей и ее гусеницей

3) дроздом певчим и дроздом рябинником

4) волками одной стаи

А21. Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к

1) перекрестному опылению

2) защите от ветра

3) использованию энергии света

4) уменьшению испарения воды

А22. Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу?

1) членораздельная речь

2) изменчивость

3) естественный отбор

4) наследственность

А23. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?

1) хищник – жертва

3) конкуренция

4) взаимопомощь

А24. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

1) злаки, осоки

2) бактерии и грибы

3) мышевидных грызунов

4) растительноядных насекомых

А25. К глобальным изменениям в биосфере может привести

1) увеличение численности отдельных видов

2) опустынивание территорий

3) выпадение обильных осадков

4) смена одного сообщества другим

А26. Какой процент нуклеотидов с цитозином содержит ДНК, если доля её адениновых нуклеотидов составляет 10% от общего числа?

А27. Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.

1) ДНК → информационная РНК → белок

2) ДНК → транспортная РНК → белок

3) рибосомальная РНК → транспортная РНК → белок

4) рибосомальная РНК → ДНК → транспортная РНК → белок

А28. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении

А29. В селекции растений чистые линии получают путем

1) перекрестного опыления

2) самоопыления

3) экспериментального мутагенеза

4) межвидовой гибридизации

А30. Пресмыкающихся считают настоящими наземными позвоночными животными, так как они

1) дышат атмосферным кислородом

2) размножаются на суше

3) откладывают яйца

4) имеют легкие

А31. Углеводы в организме человека откладываются в запас в

1) печени и мышцах

2) подкожной клетчатке

3) поджелудочной железе

4) стенках кишечника

А32. Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости, − это рефлекс

1) условный, требующий подкрепления

2) безусловный, передающийся по наследству

3) возникший в течение жизни человека и животного

4) индивидуальный для каждого человека

А33. Среди перечисленных примеров ароморфозом является

1) плоская форма тела у ската

2) покровительственная окраска у кузнечика

3) четырёхкамерное сердце у птиц

А34. Биосфера – открытая экосистема, так как она

1) состоит из множества разнообразных экосистем

2) оказывается под влиянием антропогенного фактора

3) включает все сферы земли

4) постоянно использует солнечную энергию

Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является последовательность букв или цифр.

В заданиях В1–В3 выберите три верных ответа из шести, выбранные цифры запишите в таблицу.

В1. Биологическое значение мейоза заключается в

1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении

2) образовании мужских и женских гамет

3) образовании соматических клеток

4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций

5) увеличении числа клеток в организме

6) кратном увеличении набора хромосом

В2. Какова роль поджелудочной железы в организме человека?

1) участвует в иммунных реакциях

2) образует клетки крови

3) является железой смешанной секреции

4) образует гормоны

5) выделяет желчь

6) выделяет пищеварительные ферменты

В3. К факторам эволюции относят

1) кроссинговер

2) мутационный процесс

3) модификационную изменчивость

4) изоляцию

5) многообразие видов

6) естественный отбор

При выполнении заданий В4−В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В4. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен.

В5. Установите соответствие между особенностью строения и функции головного мозга человека и его отделом.

В6. Установите соответствие между характером мутации и её видом.

При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В7. Установите последовательность процессов, происходящих в интерфазной клетке.

А) на одной из цепей ДНК синтезируется иРНК

Б) участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на две цепи

В) иРНК перемещается в цитоплазму

Г) на иРНК, служащей матрицей, происходит синтез белка

В8. Установите, в какой хронологической последовательности появились на Земле основные группы растений.

А) зеленые водоросли
Б) хвощевидные
В) семенные папоротники
Г) риниофиты
Д) голосеменные

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

  1. Где происходит анализ зрительных образов у человека?
  2. В процессе чего происходит окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке?
  3. Что относят к начальному звену обонятельного анализатора?
  4. Какой орган в процессе эволюции растений впервые появился у папоротников?
  5. В каком процессе принимают участие витамины?
  6. Когда у человека возникает безусловное торможение?
  7. Какая кровь поступает у человека в правое предсердие по верхней полой вене от сосудов головного мозга и верхних конечностей?
  8. Чем сопровождается внутреннее торможение у человека?
  9. Какая форма поведения характерна только для высокоорганизованных позвоночных животных?
  10. По каким нервам происходит проведение импульсов, усиливающих пульс?
  11. Где происходит распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород
  12. Отделение слюны, возникающее при раздражении рецепторов ротовой полости - какой рефлекс?
  13. Чем сопровождается фаза медленного сна у человека?
  14. Что не регулирует продолговатый отдел головного мозга человека?
  15. Где у человека располагаются центры условных рефлексов?
  16. Какую функцию у человека выполняют гормоны?
  17. Что расходуется на процессы жизнедеятельности животными?
  18. Какие железы в организме человека относят к железам смешанной секреции?
  19. Как называется компонент внутренней среды организма человека, который омывает каждую клетку и содержит необходимые для неё вещества?
  20. Какая структура глаза регулирует поступление света в орган зрения?

Варианты ответов:

(необходимо выбрать один вариант из предложенных, после ответа на все вопросы результат теста можно проверить нажав кнопку внизу страницы)

ВНИМАНИЕ ! В тестах возможны ошибки, опечатки, неточности. Если у вас возникли сомнения, сверяйтесь с первоисточником.

Слюноотделение осуществляется по рефлекторному механизму. Различают условно-рефлекторное и безусловно-рефлекторное слюноотделение.

Условно-рефлекторное слюноотделение вызывают вид, запах пищи, звуковые раздражители, связанные с приготовлением пищи, а также разговор и воспоминание о пище. При этом возбуждаются зрительные, слуховые, обонятельные рецепторы. Нервные импульсы от них поступают в корковый отдел соответствующего анализатора, а затем в корковое представительство центра слюноотделения. От него возбуждение вдет к бульбарному отделу центра слюноотделения, эфферентные команды которого поступают к слюнным железам.

Безусловно-рефлекторное слюноотделение происходит при поступлении пищи в ротовую полость. Пища раздражает рецепторы слизистой оболочки. Афферентный путь секреторного и двигательного компонентов акта жевания является общим. Нервные импульсы по афферентным путям поступают в центр слюноотделения, который находится в ретикулярной формации продолговатого мозга и состоит из верхнего и нижнего слюноотделительных ядер.

Большое значение в регуляции слюноотделения имеют гуморальные факторы, к которым относятся гормоны гипофиза, надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез, а также продукты метаболизма.

Дополнительно :Регуляция деятельности слюнных же­лез. Слюнные железы непрерывно вы­деляют небольшое количество слюны. Через 1-3 с и более после начала приема пищи секреторная деятельность слюн­ных желез вследствие раздражения так­тильных, температурных и вкусовых ре­цепторов слизистой оболочки полости рта резко возрастает и продолжается на протяжении почти всего периода при­ема пищи, а после завершения процесса еды быстро уменьшается.

Нервная (рефлекторная) регу­ляция слюноотделения. Аф ферентные импульсы поступают по чувствительным волокнам тройнично­го, лицевого, языкоглоточного и блуж­дающего нервов к верхним и нижним ядрам слюноотделительного центра в продолговатом мозге. Далее информа­ция поступает в таламус, гипоталамус и корковый отдел системы вкуса, а от него - к эфферентным нейронам слю­ноотделительного центра (ролландова борозда); нейроны последнего направ­ляют импульсацию тоже в гипоталамус.

Парасимпатические ядра гипотала­муса оказывают нисходящие активиру­ющие влияния на парасимпатические нейроны верхнего и нижнего слюно­отделительных ядер продолговатого моз­га. Верхние ядра свои эффекты реализу­ют с помощью барабанной струны, ниж­ние - посредством языкоглоточного

нерва. Возбуждение парасимпатических нервов вызывает с помощью ацетилхо-лина и активации М1-холинорецепторов мембран секреторных клеток обильную секрецию жидкой слюны с высокой концентрацией солей и низким содер­жанием органических веществ («отмыв-ная слюна»). Кроме того, ацетилхолин через М 3 -холинорецепторы вызывает сокращение миоэпителиальных клеток и выдавливание содержимого ацинуса в проток железы.

Симпатические ядра гипоталамуса оказывают нисходящие активирующие влияния на преганглионарные симпати­ческие нейроны в области 2-6-го груд­ных сегментов спинного мозга, аксоны которых образуют синапсы на нейронах верхнего шейного симпатического ган­глия. Возбуждение симпатических не­рвов посредством активации бетта 2 -адрено-рецепторов норадреналином ведет к вы­делению небольшого количества густой слюны с низким содержанием солей и высокой концентрацией ферментов и муцина.

Гуморальная регуляция деятельности слюнных желез суще­ственной роли не играет. Известно, что гормоны коры надпочечников усилива­ют реабсорбцию Na + и секрецию К + в слюнных протоках. Стимулируют об­разование слюны гиалуронидаза и кал-ликреин слюны. Гиалуронидаза увели­чивает проницаемость мягких тканей, степень их гидратации, транспорт воды и ионов. Калликреин оказывает вазоди-лататорный эффект на сосуды органов полости рта (рабочая гиперемия), что облегчает образование слюны за счет фильтрации.

Факторы, влияющие на количество и состав слюны. Состав слюны определяется химически­ми свойствами пищи. Так, концентрация карбогидраз в слюне при еде хлеба значительно выше, чем при еде мяса. Снижение секреции слюнных желез (гипосаливация, гипосиалия) наблюдается при значительной потере жидкостей, при сахарном диабете, уремии, лихора­дочных состояниях. Длительная гипо­сиалия может способствовать развитию микрофлоры в полости рта, быть причи­ной трофических нарушений слизистой оболочки рта, десен и зубов. Избыточ­ное слюноотделение - гиперсаливация (сиалорея, птиализм) - может возни­кать при отравлении солями тяжелых металлов, язвенной болезни двенадца­типерстной кишки, панкреатите.

Фазы секреции слюнных желез - сложнорефлекторная и нейрогуморальная. Сложнорефлектор­ная фаза слюноотделения обусловлена комплексом безусловных и условных рефлексов (на вид и запах пищи), эта фаза регуляции главная. Торможение слюноотделения, вплоть до полного его прекращения, может наблюдаться при отрицательных эмоциях, психоэ­моциональном напряжении в процессе целенаправленной поведенческой дея­тельности, при болевых раздражениях. Нейрогуморальная фаза слюноотделе­ния обусловлена влиянием химических веществ, попадающих в организм. Они могут действовать непосредственно на железы и посредством возбуждения цен­тра слюноотделения. Избыток СО 2 в ор­ганизме стимулирует отделение слюны.

Глотание . После того, как сформировался пищевой комок происходит глотание. Это рефлекторный процесс, в котором выделяют три фазы:

Ротовую (произвольную и непроизвольную);

Глоточную (быструю непроизвольную);

Пищеводную (медленную непроизвольную).

Глотательный цикл длится около 1 с. Координированными сокращениями мышц языка и щек пищевой комок перемещается к корню языка, что приводит к раздражение рецепторов мягкого неба, корня языка и задней стенки глотки. Возбуждение от этих рецепторов по языкоглоточным нервам поступает в центр глотания, расположенный в продолговатом мозге, от которого идут эфферентные импульсы к мышцам полости рта, гортани, глотки и пищевода в составе тройничных, подъязычных, языкоглоточных и блуждающих нервов. Сокращение мышц, приподнимающих мягкое небо обеспечивает закрытие входа в полость носа, а поднятие гортани закрывает вход в дыхательные пути. Во время акта глотания происходят сокращения пищевода, которые имеют характер волны, возникающей в верхней части и распространяющейся в сторону желудка. Моторика пищевода регулируется в основном эфферентными волокнами блуждающего и симпатического нервов и интрамуральными нервными образованиями пищевода.

Центр глотания расположен рядом с центром дыхания продолговатого мозга и находится с ним в реципрокных отношениях (при глотании дыхание задерживается).



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.