Амбруаз паре, его вклад в развитие военной медицины, ортопедии и акушерства. Пара нормальных «Вновь дьявол, как по нотам, ведет игру свою…»

— Быстрее, сударь! Его величество приказал доставить вас в Лувр немедленно!

Лейб-медик короля Франции Карла IX Амбруаз Паре озадаченно смотрел на посланца монарха, вспоминая, как вчера его столь же спешно командировали из Лувра в этот дом на улице Бетизи – чтобы оказать помощь раненому адмиралу Франции…

— Сударь, пожалуйста, поторопитесь!..

— Но что случилось?

Внятного ответа королевский врач так и не получил, однако монаршая воля не подлежала обсуждению. Паре последовал за посланцем в черноту августовской ночи.

…Был канун дня святого Варфоломея.

Пуля для адмирала Колиньи

Днем раньше, 22 августа 1572 года, на одной из оживленных парижских улиц — Фоссе-Сен-Жермен – грянул выстрел. Не то, чтоб это было чем-то из ряда вон выходящим для тогдашней Франции, в которой уже десятки лет продолжали бушевать войны между католиками и протестантами… Хватало и просто неблагонадежных личностей, не считавших за грех решить диллему «кошелек или жизнь», не предоставляя жертве выбора хотя бы для приличия.

Однако тем утром дело с точки зрения истории обстояло совсем скверно. Наемный стрелок-аркебузир серьезно ранил – и лишь по воле случая не убил на месте – адмирала Гаспара де Колиньи, лидера французских протестантов, только что заключившего мир с королем-католиком.

Предвосхищая тактику киллеров нашего времени, стрелок бросил еще дымящуюся аркебузу на месте преступления и скрылся. Его так и не нашли, хотя люди адмирала без всяких церемоний обыскали весь особняк, с крыши которого был произведен выстрел. Скандал вышел изрядный, поскольку дом принадлежал Анне д`Эсте, вдове герцога Гиза, вождя католической партии. Тот не так давно погиб в результате покушения, убийца был схвачен живым и признался, что его отправил на гнусное дело тот самый Колиньи.

После ранения адмирала побоища между его свитой и многочисленными слугами герцогини удалось избежать лишь благодаря королевскому вмешательству. Карл IX и королева-мать, коварная Екатерина Медичи, лично приехали навестить раненого. Карл поклялся, что виновные в покушении будут найдены и понесут наказание. Лечить адмирала король поручил лучшему медику Франции – Амбруазу Паре.

Но, тем не менее, хрупкое перемирие между католиками и гугенотами, ради достижения которого на днях был торжественно заключен брак между протестантом Генрихом, королем Наварры, и католической принцессой Маргаритой, сестрой Карла IX, опять грозило рухнуть. Впрочем, владыка Франции его уже втайне отменил, но спешащий по приказу короля в Лувр Амбруаз Паре об этом еще не знал…

«Вновь дьявол, как по нотам, ведет игру свою…»

Врач успел заметить необычное для столь позднего времени оживление – повсюду в Лувре толпились и суетились вооруженные до зубов люди. Но гонец не позволял ему остановиться и присмотреться, пока не доставил в королевские покои. Дальше началось нечто вовсе необъяснимое. Карл, ничего не объясняя, втолкнул своего доктора в личную гардеробную, прошептал: «Чтоб ни звука, Паре, ни звука!» — и запер дверь снаружи.

Амбруаз Паре славился как человек не робкого десятка, однако тут ему стало не по себе. Невольно вспомнилось, как после смерти первого из французских королей, которому Паре служил в качестве лейб-медика, — Генриха II – при дворе поползли слухи, что «этот цирюльник-гугенот» намеренно не оказал августейшему пациенту необходимой помощи…

Генрих был ранен в голову на рыцарском турнире, который он устроил в честь заключения мира с Испанией и свадьбы своей дочери. Копье графа Монтгомери сломалось в турнирном поединке, и обломки вонзились королю в лоб и в глаз. Через несколько дней, несмотря на усилия медиков, в том числе Паре и знаменитого анатома Везалия, Генрих II скончался. Его смерть многие считали исполнением предсказания Ностадамуса о роковой схватке «старого и молодого льва».

…А теперь, оставшись в темной комнате, врач с ужасом видел, как за окном разгорается зарево от многочисленных пожаров в разных частях города. С колоколен гремел набатный звон. Слышались выстрелы, крики: «Бей гугенотов! Смерть еретикам!».

Историки спорят до сих пор – была ли та грандиозная резня, впоследствии названная Варфоломеевской ночью, одобрена и санкционирована властями или королевское семейство планировало убрать лишь нескольких видных противников, но ситуация в Париже вышла из-под контроля. И королю оставалось лишь спасать тех, кто был ему по тем или иным причинам необходим.

Флорентийка по происхождению и интриганка по воспитанию Екатерина Медичи предпочитала с недругами расправляться исподтишка. Она окружила себя итальянскими алхимиками, которые снабжали придворных изысканными духами и помадами, но тому, кто прогневал королеву, доставалась порция отравы, искусно введенная в косметику или пропитавшая изящные перчатки. Амбруаз Паре писал брату, что следует «избегать этих духов, как чумы, а отравителей надо выпроводить из Франции…». Но времена способствовали шарлатанам, астрологам и составителя всевозможных зелий.

Котелок с кипящим маслом

А ведь начало жизни достопочтенного Амбруаза Паре вовсе не предвещало, что она будет такой бурной, хотя сын ремесленника из маленького городка Бур-Эрсан рос очень смышленым парнишкой. Он был отдан в обучение к цирюльнику, но однажды оказался свидетелем того, как приехавший из Парижа врач делал операцию больному, которого местные лекари единодушно признали безнадежным. Юный Амбруаз был потрясен чудом исцеления, а парижский доктор не только спас человека, но и оказался причастен к тому, что из безвестного помощника цирюльника вырос великий врач, изменивший всю историю медицины.

Паре уехал учиться в столицу Франции, а потом стал военным хирургом, который благодаря своей наблюдательности и мощному аналитическому уму совершил первое открытие. В то время считалось, что лучшее средство для лечения огнестрельных ран — кипящее масло. Раны от пуль и осколков ядер врачи относили к разряду отравленных, и для нейтрализации «яда» – пороховой копоти – применялся столь варварский способ. Пылающий костер и висящий над ним котелок с кипящим маслом были обязательной приметой походного лазарета и палатки хирурга.

Во время войны с Италией одно из сражений было настолько кровопролитным, что на всех раненых у Амбруаза Паре не хватило масла. Оставить солдат совсем без помощи он не мог, поэтому перевязал тех, чьи раны не смог ошпарить, обычным способом, с корпией и мазями. После этого хирург провел бессонную ночь, полагая, что эти раненые не выживут. Утром он к своему великому удивлению обнаружил, что раны под простыми повязками выглядят лучше и причиняют пациентам меньшую боль…

Дальнейшие наблюдения подтвердили догадку Паре, и он совсем отказался от применения кипящего масла. А через два года в свет вышла его первый трактат «Метод лечения ран». Бывалые врачи и хирурги (в то время эти две профессии были жестко разграничены) возмутились тем, что автор «Метода» полностью отвергал устоявшуюся практику. Вдобавок, Паре последовал примеру великого Парацельса и написал свою книгу не на латыни, как было принято среди «культурных» людей, а на французском «простонародном» языке. Тем не менее, опыт таких же, как и сам Паре, фронтовых хирургов подтвердил его правоту, и вскоре метод лечения ран кипящим маслом был окончательно отвергнут и забыт.

За многочисленные заслуги Амбруаз Паре был принят в высшее сословное объединение хирургов — Братство святых Косьмы и Дамиана – и приглашен к французскому королевскому двору. Он служил лейб-медиком при четырех властителях – Генрихе II, Франциске II, Карле IX и Генрихе III.

Курьезы и жулики

Паре интересовался всевозможными необычными явлениями и написал целый фолиант «О монстрах». В нем он анализировал мифы о чудовищах и классифицировал врожденные уродства, стараясь понять причины их возникновения. Кроме этого, в текст были включены реальные описания различных медицинских феноменов – например рассказы о пулях, осколках или других инородных телах, выходивших из ран с течением времени без всякого хирургического вмешательства.

Транссексуализм, как становится ясно из книги Паре, тоже никак нельзя отнести к достижениям новейшего времени: этому явлению посвящена особая глава в том же трактате, а именно: «Достопамятные истории о некоторых женщинах, переродившихся в мужчин». У некой Марии из Лиссабона, пишет Паре, в подростковом возрасте стал ломаться голос, будто у юноши, проявились мужские черты поведения. О том, какими первичными половыми признаками обладала упомянутая барышня, доктор не сообщает, но известно что с дозволения церковных властей Мария стала именоваться Эммануилом и носить мужскую одежду, а впоследствии ей… то есть, уже ему удалось благополучно вступить в законный брак.

Конечно, великий врач-исследователь не был свободен от некоторых предрассудков своей эпохи, однако по отношению к шарлатанам и знахарям, коим многие его современники верили безоговорочно, Паре был безжалостен: «Я видел, как желтуха исчезла с поверхности тела за одну ночь посредством маленького письма, повешенного на шею истеричке. Я видел, как лихорадки излечивались молитвами и разными церемониями, но потом возвращались еще хуже. Я спрашиваю вас: не суеверие ли говорить, что те, кто носят имена трех волхвов (Гаспар, Мельхиор, Балтазар), излечивают от эпилепсии, что зубная боль проходит, если во время мессы произнести слова «Os non communietis ex eo» и прочее», — гневно писал он.

Вместе с братом Жаном, тоже медиком, он неоднократно, несмотря на угрозы и покушения (к счастью, неудачные) разоблачал фальшивых больных и «прозорливцев», а также беспощадно боролся с торговцами живым товаром, которые намеренно калечили детей, чтобы потом принудить маленьких инвалидов собирать милостыню.

А тем пациентам, кто жаловался на ночные посещения похотливых демонов – суккубов или инкубов – Паре настоятельно советовал не уповать на амулеты, а поменьше есть на ночь тяжелой пищи. Ну и вина не пить, соответственно… Очень современный подход!

«Нить Паре»: предотвращение кровотечений

Одно из важнейших открытий Паре – метод перевязки крупных кровеносных сосудов во время операции. До него кровотечения пытались останавливать опять же прижиганием. Раскаляли докрасна хирургические инструменты, а при ампутации культю окунали в кипящую смолу. На практике это приводило к тому, что больной, не успев умереть от потери крови, часто погибал от болевого шока.

Наложение жгута могло остановить кровотечение непосредственно в момент операции, но потом оно возобновлялось, как только жгут снимали. Если же перетяжку оставляли — происходило омертвение конечности, и рана не затягивалась вообще или заживала с большим трудом.

Паре придумал делать надрезы несколько выше места операции, обнажать крупные кровеносные сосуды и перевязывать их прокипяченной шелковой нитью. С капиллярным послеоперационным кровотечением в то время уже умели бороться путем наложения повязок. Метод перевязывания крупных кровеносных сосудов при операциях применяется и сейчас.

Амбруаз Паре вернул из небытия многие акушерские приемы, которые были известны еще в античном мире, а в средневековой Европе забыты. Тем самым он положил конец печальной практике, когда роженице полагалось мучиться под присмотром повитухи, которая часто была сведуща не в анатомии и физиологии, а лишь в наговорах и амулетах. Если же святой воды, бумажек с волшебными словами и тому подобных средств было недостаточно для благополучного родоразрешения, звали хирурга-цирюльника, который попросту расчленял младенца в материнском чреве. Чаще всего это стоило жизни не только нерожденному ребенку, но и матери. Что было неудивительно при всеобщей антисанитарии – элементарная асептика была внедрена в акушерское дело опять-таки стараниями Паре.

А кроме этого он заложил основы пластической хирургии, разработав операции по исправлению врожденных дефектов – «заячьей губы» и «волчьей пасти» (расщепление верхнего неба). Им были сконструированы различные ортопедические приспособления и протезы, изобретены или усовершенствованы хирургические инструменты.

…Нельзя сказать, что Амбруаз Паре во многом опередил свое время – наоборот, он сделал все, чтобы приблизить свое время к нашему.

Что мы знаем о медицине XVI столетия? По меткому выражению кого-то из современных историков, всё, что нужно было бы о ней знать, заключается в том, что «если жизнь больного не уносила болезнь, то его с особой жестокостью добивал своим лечением врач». Во многом это расхожее мнение справедливо, но именно в ту эпоху зарождалась медицина нового времени, ставшая залогом процветания цивилизации в последующие века. В центре преобразований оказался Амбруаз Паре - знаменитый исследователь, врач и королевский хирург, слава которого распространилась далеко за пределами его родной Франции. Сегодня о нем мы знаем из немногочисленных статей, посвященных истории медицины, сухих строк университетских учебников, да приключенческих романов. Тогда же... «Если уж сам Паре не мог помочь страдальцу, то дело его совсем плохо», - такая шла молва. Впрочем, история Амбруаза Паре полна воистину достойных литературы свершений, поворотов и парадоксов.


Служа времени, служим вечности.
Дитрих Бонхёффер,
немецкий пастор, участник антинацистского заговора

Случай о кипящем масле

Амбруазу Паре суждено было прожить долгую жизнь. Родившись в 1510 году близ Лаваля (что на северо-западе Франции) в семье бедного ремесленника, умер он в 1590 году в Париже, вдоволь поучаствовав во всяческих перипетиях нестабильной и богатой на события эпохи. Будучи вначале учеником цирюльника в Анжере, затем слушателем медицинской школы в Париже, в 1533 году молодой Паре попадает в качестве подмастерья-цирюльника в легендарный Отель-Дьё де Пари́ (Hôtel-Dieu de Paris - «Парижский Божий приют»), который в будущем станет для него вторым домом и оплотом практики и учения. Пусть читателя не смущает квалификация Паре как цирюльника, ведь в то время именно они - «низшая каста» медицинских работников - были главным звеном практической медицины, поскольку «грязное» дело хирургии было возложено именно на их плечи. Пробыв при знаменитой Парижской больнице три года (с 1533-го по 1536-й) и освоив основные навыки искусства хирургии того времени, Паре отправляется утверждать их в практике, каковая в достатке предоставлялась многочисленными войнами, тут и там вспыхивающими на просторах Европы. Именно с работой военным хирургом связан знаменитый случай о прижиганиях, который, быть может, стал поворотным в судьбе будущего мастера медицины. Произошло это в 1537 году, во время похода французов к Турину в Италию.

Войны, проходившие уже с активным применением пороха, породили необходимость врачевания огнестрельных ранений. Однако в связи со слабыми еще представлениями медицины тех лет о химии и физиологии, лечение ран по канонам «хирургического искусства» было весьма специфичным. Основу его составлял жестокий метод прижигания ран. Логика в подобной практике, конечно, была, поскольку прижигания способствовали минимальной дезинфекции раны и к тому же спаивали сосуды, что уменьшало кровотечения (способствовало гемостазу). Но основная мотивация, как ни странно, состояла в том, что огнестрельные раны считались... отравленными. Агентом же отравления, по мнению докторов, служили остатки ядовитой субстанции пороха, попадавшие в рану. Единственным надежным способом избавиться от этого яда было его «дожигание» прямо на месте. Порой для этого использовалось каленое железо, но чаще кипящее масло - страшное орудие, которым оперировали многие военные хирурги. Масло или маслянистый состав заливались прямо в рану, причиняя больному невыносимые страдания, но именно так «было принято». С этим представлением о «принятом» впоследствии будет бороться Паре, но в тот день, о котором сейчас идет речь, он об этом еще не знал. Случай, простой случай - вот что помогло ему спасти многих потенциальных страдальцев от участи быть замученными подобным болезненным врачеванием.

По недосмотру или же ввиду большого количества раненых в один день у полевого хирурга Паре закончилось горячее масло для прижиганий. Достать его вскорости, по-видимому, не было никакой надежды. В этой ситуации Паре решил сделать всё возможное, чтобы хоть как-то помочь своим подопечным. Наудачу он изготовил состав из яичных желтков, розового и терпентинного масел и залил полученную смесь в раны, прикрыв их чистыми повязками. «Всю ночь я не мог уснуть, - вспоминал Паре. - Меня волновала судьба моих раненых. Каково же было мое удивление, когда утром я застал их в состоянии лучшем, чем у других». В действительности солдаты, в раны которых не было залито кипящего масла, чувствовали себя много лучше тех, чьи раны были обработаны по всем правилам хирургического искусства тех лет. Воспаление было не таким сильным, ночь прошла довольно спокойно. «С тех пор я поклялся себе никогда больше не лить в раны кипящего масла», - признается Паре . Вместо этого он предложил обработку ранений различными составами мазей, как если бы те были не огнестрельными.

Так или иначе, довольно скоро жестокая практика прижиганий ушла из обихода военных хирургов. И в этом была непосредственная заслуга Паре (особенно этому способствовала публикация его книги 1545 года , в которой наглядно разбиралась природа огнестрельных ранений и доказывалось, что они являются скорее ушибленными, но отнюдь не отравленными пороховыми субстанциями).

Так простой и одновременно необычайно ценный опыт - опыт практикующего хирурга - сделал Паре приверженцем поиска, наблюдений и практики как главных своих советчиков и авторитетов, которым он безоговорочно доверял и с которыми знакомил учеников в своих книгах.

Мэтр врачевания вне медицины

Увы, «подлинная» медицина до Паре сводилась главным образом к схоластическим упражнениям, к трактовке трудов античных авторитетов. В этом отношении она не слишком далеко ушла от классической средневековой традиции. Врач считался человеком, посвященным в сокровенные знания, но знания эти, несмотря на свою кажущуюся таинственность, мало чем могли помочь реальному пациенту. Достаточно лишь взглянуть на рецепты тех лет, чтобы понять, что именно представляло из себя типичное лечение. Даже у Коперника (знаменитый астроном был врачом, что, впрочем, неудивительно) в рецептах встречаются толченые изумруды, золото и прочие дорогостоящие, но весьма бесполезные штуки. Хирургия же, это «низшее ремесло», недостойное руки врача, оставалось хирургам, которые не имели права заменять собой «образованнейших» докторов

Сообщество врачей в Париже считалось закрытым, и попасть в него было совсем нелегко. А главная его крепость - Парижский университет - доблестно и строго охраняла своих представителей от нападок. Именно с этим сообществом пришлось столкнуться Амбруазу Паре, когда он, на время окончив свою военную карьеру и став наконец «мастером цирюльником-хирургом», вернулся в столицу для продолжения обучения. Впрочем, война не оставит его, а он не оставит войну. Она будет предоставлять ему возможность для практики еще в течение долгих лет, и чем большим будет его опыт, тем крепче будут его познания и многочисленнее нововведения.

Стоит ли говорить, что у университетских умов со временем накопилось к Паре много претензий. Не имея врачебного диплома и не принося долженствующих клятв подчинения непререкаемым авторитетам, а лишь являясь хирургом-цеховиком, Паре принялся менять устоявшиеся практики. Такое не могло пройти незамеченным. И даже публикация его книги об огнестрельных ранениях сопровождалась громадным скандалом, ведь написана она была на французском, а не на латыни, как того требовала традиция. И уж что казалось совсем неприличным, рушила устоявшиеся представления. Меж тем практика, этот бессменный сподвижник и учитель Паре, подсказывала ему всё новые и новые способы облегчения участи пациентов. Так, одним из величайших достижений до сих пор считается применение лигатуры при ампутации конечностей. Обильные кровотечения при хирургических вмешательствах были настоящим бичом хирургов. Помогала лишь практика прижиганий и перекручиваний, которые мало кто мог перенести, или же перетягивание жгутом, что тоже не особенно решало проблему. Вместо этого Паре ввел в обиход метод изначального обнажения сосудов и их перевязку тонкой льняной нитью (лигатуру). Это означало прорыв в хирургии. Но вместе с тем добавило Паре и врагов. Ведь любой подобный успех бросал тень на коллег-хирургов и на университетских врачей. Припоминали многое: и «вульгарное обозначение интимных частей тела» (книги Паре продолжал писать на простом французском - на языке нации, понятном простым людям, как затем Галилей, Декарт и многие другие выдающиеся умы), и его приверженность протестантизму (Паре сознательно примкнул к реформатской вере); в конце концов, недюжинные успехи в таком деле, как медицина, в то время закономерно навлекали подозрения в чернокнижии, слухи об этом упорно циркулировали в народе. Конфликт был столь же неизбежен, сколь и необходим. И лишь невероятные успехи Паре в хирургии помогли этой «войне» закончиться компромиссом (а на самом деле победой Амбруаза Паре). Медленно, но верно практика и факты теснили средневековую схоластическую традицию в медицине, так же как потом они будут теснить ее и в естествознании.

Первый хирург короля

Жизнь Амбруаза Паре, вопреки поздним биографам и литераторам, была почти начисто лишена романтики и напоминала скорее кромешный ад, нежели дорогу свершений. Но Паре работал и изобретал новые методы, подходы и инструменты. Мирные дни сменялись военными походами, повсюду его ждали раненные, изувеченные, покалеченные другими людьми или самой жизнью пациенты. И так же, как множились его познания и изобретения, множилась его слава в Париже. Нетрудно догадаться, что в XVI веке человек, который мог излечить страдальца, ценился на вес золота, ведь подчас только от его желания и индивидуального опыта зависело то, будет ли страдалец жив и относительно здоров. Естественно, Паре, прослывший искуснейшим мастером своего дела и уже успевший проявить себя в военных кампаниях, был приглашен ко двору короля.

В 1552 году Генрих II взял его на должность личного хирурга, и для Паре это означало защиту от извечных нападок схоластической медицины. Этот титул останется при Паре и при последующих правителях Франции: Франциске II, Карле IX и Генрихе III, которым судьба, как известно, уготовила одинаково печальный конец. Для того чтобы понять, каково было место Паре при дворе и в обществе, достаточно сказать, что именно он пытался помочь смертельно раненному на турнире обломком копья Монтгомери королю Генриху II, именно он проводил вскрытие тела Карла IX, по распространенной легенде отравленного пропитанной ядом книгой (что на самом деле более чем сомнительно, да и Паре установил другую причину), именно он доставал копье из головы герцога де Гиза, наконец, именно он оперировал раненного адмирала Гаспара де Колиньи в канун Варфоломеевской ночи, изъяв из его руки пулю и ампутировав палец. В ту же несчастную ночь на 24 августа 1572 года Амбруаз Паре был укрыт в одной из комнат Лувра самим королем и стал одним из немногих приверженцев реформатской веры, переживших это событие .

Впрочем, работа Паре при дворе нисколько не отменяла его практики в Отель-Дьё, где его пациентами становились самые обычные люди, к которым знаменитый хирург относился с тем же вниманием. Об этой его особенности тоже слагали легенды. Воистину талант Паре ценился наравне с талантом доброго военачальника, если не больше. Ведь командовать армией могли десятки подготовленных людей - эпоха предоставляла их в изрядном количестве. Паре же был лишь один. С 1 января 1562 года Паре официально именуется первым хирургом короля (Premier Сhirurgien du Roy). Именно этот значительнейший для того времени титул предваряет его многочисленные книги, дошедшие до наших дней. Эти книги раскрывают перед нами личность и заслуги Паре во всем их величии, разнообразии и парадоксальных противоречиях.

Когда познание рождает чудовищ

Перед читателем Паре с готовностью открывает тайны практического врачевания, доступного человеку XVI столетия. Он занимается хирургией и ортопедией: наглядно демонстрирует способы вправления вывихов и исправления переломов, оказывается автором множества технических изобретений, среди которых особенно выделяются протезы. Большинство из них, к сожалению, не было изготовлено при жизни Паре, но тщательность подготовки чертежей указывает на то, что изобретатель провел за их разработкой не один день. Паре принадлежит также описание способа дробления камней в мочевом пузыре. Метод этот он, по всей вероятности, лично не применял, но разработка самого подхода, безусловно, заслуживает упоминания. Авторству Паре принадлежит и огромное количество хирургических инструментов для проведения самых разных типов вмешательств - от кровопусканий до трепанации. Именно он описал давно забытый прием поворота плода на ножку, ставший «новым» словом в акушерской работе. И еще многое другое, очень много для одного-единственного человека. Все эти знания, собранные вместе в форме пространных, но точных описаний, инструкций, составили весьма приличное собрание сочинений, отличающихся своим фундаментальным и всесторонним подходом. И при всем при этом Паре оставался человеком своей эпохи, которая неизбежно накладывала отпечаток на его образ мышления. Так, например, нам известно, как «истово Паре занимался толченым рогом единорога» , погружаясь в противоречия, ставя эксперименты и делая порой парадоксальные выводы.

Да, несмотря на бытовавшее еще разделение на врачей и ремесленников, хирург уже стремился быть терапевтом, старался познать и описать природу болезни. Конечно, в высшей степени характерно это было и для Амбруаза Паре. Однако подобное стремление означало во многом принятие бытовавших догм и учений. Базовая аксиома скептического отношения к знанию тогда еще лишь зарождалась. И первоначальное накопление знаний было одним из основных занятий ученого. Именно этим и занимался Паре. В то время каждый естествоиспытатель (или даже можно сказать естествонаблюдатель) считал своим долгом объединять разносторонние сведения, пусть даже это объединение и не предполагало четкого разделения и анализа. Одним из примеров такого подхода считается трактат Паре «О чудовищах» , до сих пор представляющийся исследователям классикой своего жанра. В этой книге Паре постарался объединить все сведения о необычных и заслуживающих внимания явлениях, какие только были известны европейцу в XVI веке. И если описание диковинных животных (вроде слонов, жирафов и хамелеонов) еще не представляется столь экстравагантным, то уж описание всевозможных увиденных (или сочиненных) кем-либо монстров, уродов или загадочных атмосферных явлений доставляет сегодняшнему читателю много вопросов . Но не стоит забывать о том, что в эпоху Паре такое объединение - обычная практика для любого ученого мужа. В том же трактате Паре уделяет особое внимание всевозможным уродствам и как медик ищет им объяснения. Объяснения эти, впрочем, мало чем отличаются от характерных догадок в контексте эпохи, но сама попытка их поиска, совмещенная с анализом наблюдений, уже прокладывает дорогу к зарождающемуся научному методу Нового времени. Наперекор традиции и устоям Паре в принадлежащих ему трактатах раскрывает себя перед нами как пытливый исследователь, который стремится вырваться из окружающего невежества за счет целеустремленности, усердности и наблюдательности.

Призвание, признание и наследие

Паре умер в 1590 году, овеянный славой в бесславное для Парижа время - в те дни, когда в нем господствовал испанский гарнизон и страна была опустошена многолетней войной. Генрих Наваррский - будущий король мирной Франции - уже стоял на подступах к городу, а Амбруаз Паре нашел свой последний приют в церкви Сент-Андре-дез-Ар (Saint-André-des-Arts) - не так далеко от того самого Отель-Дьё, работе в котором была посвящена большая часть его жизни. Будучи в Париже и проходя мимо Отель-Дьё обычной своей дорогой от улицы Сен-Мишель к Лувру и дальше к кварталу Ле-Аль, я всегда вспоминал об Амбруазе Паре - человеке с удивительной судьбой, каковая выпадает на чью-либо долю лишь несколько раз за столетие, замечательном докторе, проложившем своим опытом дорогу для становления медицины Нового времени. А в голове вновь всплывала его любимая присказка: «Je le pansai , Dieu le guérit » (гл. «Le voyage de Thurin») (1585), в которой он рассказывает о своей бытности военным хирургом в период с 1536 по 1569 год (англ. перевод).

Говоря о применении Паре экспериментального метода доказательства, следует отметить, что сама идея эксперимента была еще не слишком типична для его времени. Следовательно, проведение Амбруазом Паре экспериментов также можно обозначить в качестве его заслуги как естествоиспытателя. Впрочем, эксперименты рассматриваемой эпохи порой могли быть связаны с удивительного рода жестокостью. Таков, например, широко известный случай проверки Паре действия противоядия (безоара) на приговоренном к смерти преступнике: Паре предложил ему принять яд и противоядие. В описываемом случае противоядие (как и предполагал Паре) не помогло, и человек скончался в страшных мучениях.

«Des monstres et prodiges» (1573).

Подробнее о содержании этого трактата Паре см. в статье Бергер Е.Е. «Нехорошо, что монстры живут среди нас» (Амбруаз Паре о причинах врожденных аномалий) // Средние века. 2004. №65. С. 147–165.

Старофр. «Ie le penfay, et Dieu le guerit».

Как уже отмечалось, в средние века в Западной Европе существовало раз­граничение между врачами (или докторами), которые получали медицинское образование в университетах и занимались только лечением внутренних бо­лезней, и хирургами, которые научного образования не имели, врачами не счи­тались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Так, например, в Париже, где антагонизм между врачами и хирургами выразился наиболее ярко, хирурги объединились в «Братство св. Косимы», в то время как врачи входили в медицинскую корпорацию при Парижском университете и очень ревностно оберегали свои права и интересы.

Между врачами и хирургами шла неустанная борьба. Врачи представляли официальную медицину того времени, которая все еще продолжала следовать слепому заучиванию текстов и за словесными диспутами была еще далека от клинических наблюдений и понимания процессов» происходящих в здоровом или больном организме.

Ремесленники-хирурги, напротив, имели богатый практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лече­нии переломов и вывихов, извлечении инородных тел или лечении раненых на полях сражений во время многочисленных войн и походов.

Среди хирургов существовала профессиональная градация. Более высо­кое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги, которые отличались своей длинной одеждой. Они имели право выполнять наиболее сложные операции, например, камнесечение или грыжесечение. Хирурги второй категории «короткополые» были в основном цирюльниками и зани­мались «малой» хирургией: кровопусканием, удалением зубов и т.п. Самое низкое положение занимали представители третьей категории хирурговбан­щики, которые выполняли простейшие манипуляции, например, снятие мо­золей. Между различными категориями хирургов также велась постоянная борьба.

Официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов:им запрещалось переступать границы своего ремесла, выполнять врачебные манипуляции (например, делать клизмы) и выписывать рецепты.

В университеты хирурги не допускались. Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества. Затем стали от­крываться хирургические школы. Репутация их росла, и в 1731 г. (т.е. в период уже Новой истории) в Париже, несмотря на отчаянное сопротивление меди­цинского факультета Парижского университета, решением короля была от­крыта первая Хирургическая академия. В 1743 г. она была приравнена к меди­цинскому факультету. В конце XVIII в., когда в результате французской бур­жуазной революции был закрыт реакционный Парижский университет, имен­но хирургические школы стали той основой, на которой создавались высшие медицинские школы нового типа.

Так завершилась в Западной Европе многовековая борьба между схола­стической медициной и новаторской хирургией, выросшей из практического опыта. (Заметим, что медицина народов Востока и античная медицина не зна­ли подобного разделения.)

Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Все операции в средние века причиняли жесточайшие муче­ния пациентам. Не было еще и правильных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран. Поэтому большинство операций в средневе­ковой Европе (до 90%) заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса (природа которого еще не была известна).

С появлением огнестрельного оружия в Европе в XV в. характер ранений сильно изменился: увеличилась открытая раневая поверхность (особенно при артиллерийских ранениях), усилилось нагноение ран, участились общие осложнения. Все это стали связывать с проникновением в организм раненого «порохового яда». Об этом писал итальянский хирург Йоханнес де Виго (Vigo, Johannes de, 1450-1545) в своей книге «Искусство хирургии» («Arte Chirurgica», 1514), которая выдержала более 50 изданий на различных языках мира. Де Виго полагал, что наилучшим способом лечения огнестрельных ран является уничтожение остатков пороха в ране путем прижигания раневой по­верхности раскаленным железом или кипящим составом смолистых веществ (во избежание распространения «порохового яда» по всему организму). При отсутствии обезболивания такой жестокий способ обработки ран причинял го­раздо больше мучений, чем само ранение.

Переворот этих и многих других устоявшихся представлений в хирургии связан сименем французского хирурга и акушера Амбру аза Паре (Pare» Ambroise, 1510-1590). Врачебного образования он не имел. Хирургии обучался в парижской больнице Hotel-Dieu, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 г. А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга и участвовал во многих военных походах. Во время одного из них - в Северной Италии молодому тогда армейскому цирюльнику Амбруазу Паре (ему было 26 лет) не хватило горячих смолистых веществ, которыми надлежало заливать раны. Не имея ничего другого под рукой, он приложил к ранам дигестив из яичного желтка, розового и терпентинного масел и прикрылих чистыми повяз­ками. «Всю ночь я не мог уснуть, - записал Паре в своем дневнике, - я опа­сался застать своих раненых, которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, рано утром я застал этих раненных бодрыми, хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда боль­ше так жестоко не прижигать несчастных раненных». Так было положено начало новому, гуманному методу лечения ран. Учение о лечении огнестрель­ных ранений стало выдающейся заслугой Паре.

Первый труд А. Паре по военной хирургии «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» вышел в свет в 1545 г. на разговорном французском языке (латинского языка он не знал) и уже в 1552 г. был переиздан.

В 1549 г. Паре опубликовал «Руководство по извлечению младенцев, как живых, так и мертвых, из чрева матери». Являясь одним из известнейших хи­рургов своего времени, Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей Генриха II, Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хи­рургом Hotel-Dieu, где он некогда учился хирургическому ремеслу.

Амбруаз Паре значительно усовершенствовал технику многих хирургиче­ских операций, заново описал поворот плода на ножку (древний индийский метод, забытый в средневековой Европе), применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации че­репа, сконструировал ряд новых хирургических инструментов и ортопедиче­ских аппаратов, включая искусственные конечности и суставы. Многие изних были созданы уже после смерти Амбруаза Паре по оставленным им деталь­ным чертежам и сыграли важную роль в дальнейшем развитии ортопедии.

В то же время, наряду с блестящими трудами по ортопедии, хирургии, аку­шерству Паре написал сочинение «Об уродах и чудовищах», в котором привел множество средневековых легенд о существовании людей-зверей, людей-рыб, морских дьяволов и т.п. Крупные деятели сложнейшей переходной эпохи Воз­рождения жили на стыке средневековья и Нового времени. Они были не толь­ко участниками борьбы окружающего их мира - борьба проходила в них са­мих. Ломка традиционных средневековых взглядов проходила на фоне противоречивого сочетания старого и нового. Таким был Парацельс - новатор в хи­рургии и медицине, не изживший средневековой мистики. Таким был и нова­тор в учении о заразных болезнях Джироламо Фракасторо. Таким был и Амб­руаз Паре.Деятельность Амбруаза Паре во многом определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправ­ного врача-специалиста.

Хирургия эпохи Возрождения достигла значительного прогресса. Карди­нально изменилось лечение огнестрельных ран и кровотечений. При отсутст­вии обезболивания и средств антисептики средневековые хирурги отважно производили трепанацию черепа и камнесечение, прибегали к радикальному лечению грыж, возрождали операции глазной и пластической хирургии, кото­рые требовали ювелирного мастерства.

Преобразование хирургии, связанное с именем Амбруаза Паре, было про­должено его многочисленными последователями и продолжателями.

Изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволя­ет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные гори­зонты мира, как ученые с риском для жизни низвергали схоластические авто­ритеты и ломали рамки национальной ограниченности. Исследуя природу, они служили прежде всего истине и гуманизму, а следовательно - науке в единст­венно возможном смысле этого слова.

Французский медик, сдавший экзмен и получивший право именоваться: «мастером цирюльником-хирургом». Один из создателей современной хирургии: именно он отказался от выжигания раскалённым железом или кипящим маслом огнестрельных ран и вместо этого использовал наложение повязок и мазей. Был личным хирургом четырёх французских королей.

«В средние века хирургия, как впрочем, и вся медицина, находилась в основном в руках монахов.

Созванный в 1215 году четвёртый Латеранский собор запретил духовенству заниматься хирургией, на том основании, что, дескать, христианской церкви противно пролитие крови. Поэтому хирургия была выделена из медицины и перешла в руки цирюльников. Даже спустя триста лет после этого собора, когда в Англии существовала уже корпорация врачей, и на занятия медицинской практикой необходимо было иметь разрешение королевской коллегии, цех хирургов получил «привилегию» объединения с цехом брадобреев.

Произошло это по ходатайству придворного хирурга Томаса Викера, жившего на рубеже XV и XVI веков.
И несмотря на то, что Томас Викер состоял много лет главным хирургом крупной лондонской больницы и был автором первого английского учебника «Анатомия человечесского тела», он всю жизнь был членом цеха цирюльников и хирургов.

К счастью, лишение хирургов учёных степеней не прекратило развития этой отрасли медицины. В то время когда Викер работал в Англии, во Франции жил Амбруаз Паре , считающийся по справедливости отцом современной хирургии. Паре родился в 1516 году (по некоторым источникам в 1509, 1510 или 1517), в семье мелкого ремесленника, и с малолетства поступил учеником к цирюльнику в городе Анже на северо-западе Франции.
Когда Паре исполнилось семнадцать лет, он пришел в Париж и поступил на практику в больницу Отель-Дье.

В девятнадцатилетнем возрасте получил права мастера и стал военным цирюльником. Принимал участие во многих военных походах и приобрел огромную практику в операциях раненых.

Со времени повсеместного распространения огнестрельного оружия, то есть с рубежа XIV и XV столетий, лучшим средством для лечения огнестрельных ран считалось кипящее масло.

Пулевые ранения в те времена плохо поддавались лечению, во многих случаях раны эти становились источником гангренозного заражения крови, причину которого видели в отравлении. По мнению тогдашних врачей, огнестрельные раны были хуже обыкновенных, так как считалось, что в рану вместе с пулей проникает ядовитая пороховая сажа. Лучшим средством против этого яда считалось кипящее масло, которое цирюльники старались как можно глубже влить в рану. Поэтому у палатки военного хирурга всегда горел костер, на котором висел котелок с кипящим маслом.

Вполне понятно, что эту же систему лечения огнестрельных ран на первых порах применял и Паре . В 1537 году, в Италии, Паре делал перевязки раненым французам после одной из битв. Раненых было так много, что на всех не хватило горячего масла, поэтому Паре пришлось части пациентов сделать простую перевязку, как это делалось при обыкновенных, непулевых ранениях.

Паре не спал всю ночь, опасаясь за жизнь раненых, которым не мог сделать перевязку по всем правилам тогдашнего врачебного искусства. Каково же было его изумление, когда утром он убедился, что раны не залитые кипящим маслом, выглядели лучше, чем залитые: они не так сильно покраснели и опухли, боли у раненых были меньше, и они спокойно провели ночь.

В последующие дни Паре убедился, что раны солдат, для которых не хватило «бальзама» из горячего масла, заживали скорее, чем перевязанные по всем правилам хирургического искусства тех времен. По всей вероятности и другие цирюльники во время военных действий встречались с недостатком кипящего масла, но, видимо, ни один из них не обладал наблюдательностью, свойственной Паре.

Используя опыт двухлетних наблюдений, Амбруаз Паре издал книгу об огнестрельных ранах, в которой описал способ их лечения. Он отверг теорию о ядовитом действии продуктов сжигания пороха, но указал, что опасность огнестрельных ран состоит в их глубоком проникании в ткани человеческого тела и сильном их повреждении. Он категорически восстал против применения масел при лечении ран.

Книга Паре, изданная вдобавок не на латинском, а на французском языке, вызвала крайнее возмущение. Несмотря на это, костры у палаток военных хирургов стали встречаться реже и через несколько лет исчезли совсем.

Это не единственное научное достижение Паре. Он был сообразительным и способным хирургом, умевшим делать выводы из наблюдений. Паре написал много научных трудов, притом не только по хирургии, но также по анатомии, физиологии и даже по внутренним болезням, хотя и не был врачом. Все сочинения Паре писал на французском языке, но его труды были переведены на латинский и несколько других европейских языков, и быстро заслужили автору широкую известность.

Всё же, крупнейшее достижение Паре - это применение перевязки кровеносных сосудов во время операции.

Хирурги его времени умели хорошо приостанавливать небольшие кровотечения; они прижимали рану губкой или сухим куском полотна, иногда пропитанного каким-нибудь целебным средством. Но при сильном кровотечении, особенно во время ампутации конечностей, способ этот не давал результатов.

Заметив, что кровь свёртывается при высокой температуре, хирурги стали применять для операций раскаленные докрасна ножи, а позже ввели даже специальный инструмент для прижигания ран. У богатых людей такие инструменты делали из серебра или золота, но это помогало не всегда, и многие операции кончались смертью пациента от потери крови.

Какой-то неизвестный хирург внедрил в практику систему погружения культи непосредственно после ампутации в кипящую смолу. Эта варварская процедура сразу же прекращала кровотечение, но не всякий человек мог её вынести. Поэтому вскоре этот способ был оставлен, а вместо него стали перевязывать оперируемую конечность несколько выше будущего места операции. Это, правда, прекращало кровотечение во время операции, но стоило только снять жгут, как кровотечение возобновлялось и пациенты погибали; в случае удачи и приостановки кровотечения, послеоперационная рана заживала с трудом, потому что происходило омертвение зажатого участка конечности.

Паре применил найденный им новый способ. Он надрезал кожу несколько выше места операции, обнажал крупные кровеносные сосуды и перевязывал ниткой. Во время операции кровоточили только мелкие сосуды, которые Паре подвязывал во время самой операции.

Знаменитая нить Амбруаза Паре сделала полный переворот в операционной технике, избавила пациентов от кровотечений и применяется в наши дни».

Гжегож Федоровский, Шеренга великих медиков, Варшава, «Наша Ксенгария», 1975 г., с. 32-36.

Вот выдержка «… из трактата «Чудовища и чудеса» знаменитого знатока природы и медицины Амбруаза Паре, написанного в XVI веке, где перечисляются 13 равно изумительных причин появления чудовищ, из которых лишь шестая, восьмая и девятая хотя бы в малой степени соответствуют реальности:

«Есть много причин для появления чудовищ.

Первая - это слава Господня.
Вторая - гнев Господень.
Третья - избыток семени.
Четвёртая - нехватка семени.
Пятая - воображение [например, зависть беременной матери может повлиять на плод].
Шестая - узкая или малая по размеру матка.
Седьмая - непристойная поза матери, когда та, будучи беременной, слишком долго сидит, разведя колени или прижав их к животу.
Восьмая - падение матери или же удары, полученные ею в утробу во время беременности.
Девятая - наследственные болезни и случайные заболевания.
Десятая - загнившее и испорченное семя.
Одиннадцатая - перемешивание или встряхивание семени.
Двенадцатая - проделки злых нищих в лечебнице.
Тринадцатая - вмешательства демонов или дьяволов».

Головачёва И.В., Фантастика и фантастическое: поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы, СПб, «Петрополис», 2013 г., с. 147-148.

В 1545 году Амбруаз Паре опубликовал свой первый труд: Метод лечения ран / La Méthode de traicter les playes.

(Pare Ambroise, 1509 или 1510 - 1590) - французский хирург и акушер, преобразователь хирургии.

Врачебного образования не получил, учился хирургическому ремеслу в Париже, в б-це Отель-Дье, где числился подмастерьем-цирюльником. Посещал занятия у анатома Я. Силъвиуса и операции хирургов Отель-Дье в течение трех лет. С 1536 г. служил в армии в качестве цирюльника-хирурга, участвовал в ее походах. В 1545 г. опубликовал свой первый труд по военной хирургии - «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.» (переиздан в 1552 г.). Вернувшись в Париж, практиковал как хирург и акушер. В 1549 г. опубликовал труд - «Руководство по извлечению младенцев, как живых так и мертвых, из чрева матери». В 1554 г. был принят в братство хирургов-практи-ков. Не имея врачебного звания, он стал хирургом и акушером при дворе короля (1559) и главным хирургом Отель-Дье.

Крупнейшей научной заслугой А. Паре является его вклад в лечение огнестрельных ранений. Он отказался от принятого в средневековой медицине прижигания их раскаленным железом или заливания кипящим раствором («бальзамом») и впервые применил для этого чистую повязку. Он улучшил технику и исходы ампутаций, применив перевязку сосудов вместо их перекручивания, сдавления или прижигания, создал ряд новых инструментов; первым диагностировал перелом шейки бедра; предложил специальные повязки, жестяные корсеты, корригирующую обувь для лечения переломов и вывихов, искривления позвоночника, косолапости, а также сложные ортопедические приборы - искусственные суставы с системой зубчатых колес для верхней конечности, протезы нижних конечностей и др. Хотя ему не удалось лично осуществить большинство предложенных им ортопедических усовершенствований, но детальные рисунки А. Паре сыграли существенную роль в последующем развитии ортопедии. Для улучшения кровообращения он применил массаж. Его обобщающий труд «Регламент оказания помощи раненым» (1594) повторно переиздавался и служил основным врачебным руководством по вопросам военной хирургии.

В акушерстве А. Паре применял и описал поворот на ножку (данный прием, как и перевязка сосудов в хирургии, применялись отдельными врачами в Древней Индии и в эллинистическом Египте, но были забыты в средние века), а также кесарево сечение при смерти роженицы (забытое после Сорана Эфесского). Не владея латынью, А. Паре все свои произведения писал на родном французском языке, что послужило поводом для одного из главных обвинений, выдвинутых против него представителями официальной науки - профессорами Парижского ун-та, к-рые не могли простить бывшему цирюльнику его исключительной врачебной и научной славы и безуспешно добивались лишения его должности и запрещения публикации его трудов.

Деятельность А. Паре сыграла исключительную роль в становлении хирургии как научной дисциплины и превращении хирурга-ре-месленника в полноправного врача-специалиста. Собрание трудов А. Паре в обработанном виде опубликовано франц. хирургом Ж. Мальгенем (1840 -1841).

Сочинения: Oeuvres completes d’Ambroise Pare, t. 1 - 3, P., 1840 -1841; Selections from the works of Ambroise Pare, with short biography and explanatory bibliography, notes by Dorothea Waley, L., 1924.

Библиография: Дитерихс М. М. Амбруаз Паре, Нов. хир. арх., т. 11, кн. 3, № 43, с. 247, 1926; История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, т. 1, с. 140, М., 1954.

П. Е. Заблудовский



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.