Речь — это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка. Человеческая речь как источник информации

Говорить нс думая - вес равно, что стрелять нс целясь.

М. Сервантес

Общая характеристика речи. Основные виды речи. Функции речи и ее связь с мышлением. Развитие речи

Одним из основных отличий человека от животного мира является речь. Это - процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Он вырабатывается обществом, причем одним из его феноменов является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает.

Зачем человеку нужен язык? Для чего необходима членораздельная речь?

Язык нужен для того, чтобы люди могли:

  • - обмениваться мыслями при совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения;
  • - закреплять и сохранять коллективный опыт человечества;
  • - с его помощью выразить свои чувства, эмоции.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается и закрепляется в нем.

В замечательной книге «Слово о словах» Л. Успенский пишет: «С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок... Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная Вселенная... Новый человек родился с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку».

Язык един для всех людей, пользующихся им, и отражает в себе психологию народа. Речь индивидуальна, и в ней выражается психология отдельно взятого человека.

Значение слова - это его содержательная сторона. Каждый раз, употребляя слово для обозначения реального предмета, мы тем самым указываем своему собеседнику или себе, к какому классу относится данный предмет, какими свойствами он обладает, какое действие может быть с ним произведено. Но при этом мы связываем с ним и некоторые особенности индивидуального опыта. Например, слово «кисть» художник, врач и садовод воспримут по-разному, связывая с ним разные представления. Бывает, что «язык» представителя той или иной профессии, класса, группы до такой степени своеобразен, что становится малопонятным людям, не принадлежащим к этой профессии или социальной группе.

Мы также выделяем людей не только по тому, как они говорят, но и сколько.

Например, бытует мнение, что женщины - «самый болтливый в мире народ». Чешские ученые подвергли сомнению это широко распространенное мнение. В результате проведенного исследования выяснилось, что пальма первенства принадлежит детям в возрасте от 5 до 10 лет. За день они произносят не менее 14 тысяч слов. Иногда ребенок даже разговаривает сам с собой. Второе место занимают... моряки загранплаваний, рассказывающие после возвращения из долгих рейсов о своих впечатлениях. На третьем месте - молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. В день они произносят примерно 10 тысяч слов.

Но даже речь одного человека не может быть всегда одинаковой: выступая с трибуны, он будет говорить медленнее и разборчивее, употреблять слова и выражения, которыми никогда не пользуется в простой беседе. В зависимости от обстоятельств, от условий, в которых человек говорит, в его речи появляются стилистические отличия.

Часто мы слышим, что то или иное слово или выражение «нельзя» употреблять, «так не говорят», «это не литературно».

Язык, так же как и одежда, различен у одного и того же человека в зависимости от времени и места. Поэтому, когда нас учат в школе, что «надо» говорить определенным образом, то это не насилие над личностью. Школа должна научить, в частности, тому, при каких обстоятельствах как надо говорить. Так как обычную разговорную речь мы усваиваем и без школы, в семье и на улице, то основная задача школы - сформировать у нас навыки речи, научить литературному языку, т.е. такой форме общенародного языка, которая используется в художественной и научной литературе, в газетах, журналах и т.д. Никто не обязывает нас во всех случаях жизни непременно пользоваться только им - это могло бы привести к комическим ситуациям, но там, где принято, - надо говорить на нем.

Именно эта совокупность правил литературного языка, по которым принято строить свою речь в тех или иных конкретных условиях общения, и принято называть нормой языка.

Конечно, каждый из нас говорит на русском языке, пользуется его лексикой, строит фразы по правилам русской грамматики. Но то, что и как мы говорим, не всегда предусмотрено грамматикой и словарем.

Обратимся к примерам.

Вот отрывок из стихотворения С. Есенина:

Золото холодное луны,

Запах олеандра и левкоя.

Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны...

А вот отрывок из книги профессора М. А. Сапожкова «Речевой сигнал в кибернетике и связи»: «Сравнение ширины частотного диапазона трехслойной и однослойной передач (при равноценной разборчивости полосы) показывает, что трехслойная передача дает сужение частотного диапазона примерно в 1,5 раза».

Любой школьник понимает, что в обоих примерах - язык русский. Но в первом случае мы имеем дело со стихами, с поэтической речью, а во втором - с речью научной. Таким образом, мы можем сделать вывод, что речь подразделяется на виды.

Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю, письменную.

Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь - развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой обмен репликами двух или более людей.

Письменная речь - разновидность монологической речи, но в отличие от последней строится при помощи письменных знаков. Если в устной речи для смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика, грамматика и знаки препинания.

Внутренняя речь - беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Она специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме, кодирует образы реального мира и выступает как средство мышления.

Это речь, которую мы обращаем к самим себе. Допустим, вы не подготовились к занятиям. Преподаватель берет журнал и смотрит, кого бы ему вызвать. Вы говорите себе мысленно: «Хоть бы меня не спросили». Это и есть внутренняя речь. И даже очень характерный для нее случай - когда в предложении нет подлежащего. Оно для внутренней речи обычно не нужно. Ведь то, о чем мы думаем, в таких случаях у нас перед глазами или, по крайней мере, достаточно ярко представляется нам.

Любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, имеет свое предназначение, т.е. выполняет определенные функции (см. рис. 12).

Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает отношение к определенному предмету, явлению или самому себе. При высказывании нашего отношения к чему-либо речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими этого отношения.

Функция воздействия заключается в том, что мы с помощью речи пытаемся побудить другого человека или группу

Рис. 12.

Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Она обеспечивает контакты между людьми.

Функция обозначения заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Она является высшей.

Обычно выделяют четыре периода развития речи у ребенка.

Первый период, от рождения до года, является подготовительным к словесной речи. Второй период длится примерно до трех лет и характеризуется первоначальным овладением языком. Третий период - это дошкольный возраст, от грех до шести-семи лет. Это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Четвертый период связан с овладением письменной речью. Это школьные годы.

Можно выделить и пятый период, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот этап является строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У большей части людей развитие речи завершается с окончанием школы, и последующее увеличение словарного запаса происходит крайне незначительно.

Например, исследования, проведенные в университетской клинике речевых проблем в г. Майнц (Германия) выявили, что у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста есть речевое расстройство. Были обнаружены речевые расстройства у детей трех-четырех лет, и они составили 18-34%. В 1982 г. это число составляло всего 4%. В чем причина? Вывод следующий: в семьях слишком много смотрят телевизор и слишком мало разговаривают. Похоже, что в семьях роль родителей играют видео, телевидение и компьютерные игры. Исследователи заметили, что многие дети с трудом говорят, но очень быстро реагируют, когда дело доходит до компьютерных игр. Более того, ситуация ухудшается в связи с научно-техническим прогрессом.

В заключение хотелось бы привести некоторую интересную статистику. Геронтологи сделали вывод, что молчаливые, немногословные люди живут дольше. Ведь разговор это значительная трата энергии, а мы и так расходуем ее безжалостно.

Например, известно, что писательница Мариэтта Шагинян (она дожила до 99 лет) регулярно, раз в неделю, устраивала себе «день молчания». По ее словам, это помогало ей восстановить силы для дальнейшей работы.

Отличаются долголетием буддийские монахи, давшие обет молчания. До 112 лет дожил, сохранив рассудок и интерес к жизни, узник Соловецкого монастыря Петр Калнишевский, проведший в одиночном заключении четверть века.

А те, кому по роду деятельности приходится много говорить (лекторы, педагоги, актеры, экскурсоводы, работники радио и телевидения), часто жалуются на полную опустошенность, выжатость после работы. Им рекомендуется в качестве восстановления искать возможность помолчать. Окружающие с пониманием должны относиться к таким людям. Надо помнить, что энергетические ресурсы человека не безграничны.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Какую роль играет память в жизни человека?
  • 2. Дайте характеристику основных процессов памяти.
  • 3. Что общего между восприятием и памятью, каковы различия?
  • 4. Какие способы запоминания вы знаете и используете ли их на практике?
  • 5. Перечислите и охарактеризуйте законы памяти.
  • 6. Приведите примеры рациональных приемов запоминания.
  • 7. Что общего и различного между мышлением и восприятием как познавательными процессами?
  • 8. Каким образом связаны мышление и речь?
  • 9. Почему мышление называют обобщенным познанием мира?
  • 10. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для решения нестандартных проблем?

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Из всех возможных способов передачи информации (с помощью жестов, мимики, пантомимики, зрительного контакта) это самое универсальное средство, так как речь точнее всего передает смысл сообщения. Именно с ее помощью и получают информацию, «упакованную» в ту или иную речевую конструкцию, в текст. Не случайно нашу эпоху называют эрой «человека говорящего». В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием текстов и их передачей, а миллиарды - их восприятием. В отличие от них несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений.
Специалисты по общению подсчитали, что современный деловой человек за день произносит примерно 30000 слов или более 3000 слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесной информацией, помогающей осмыслить речевой текст.
Речевое общение - это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка - комплекс фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений. Любой национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как: литературный язык; просторечные слова и выражения; территориальные и социальные диалекты; жаргоны.
Литературный язык - это образец, его нормы считаются обязательными для носителей языка. Просторечие может быть охарактеризовано как отклонение от литературной нормы, оно может возникать по разным причинам, но главным образом из-за недостаточного владения литературным языком. Как правило, это язык малообразованных людей. Территориальные диалекты (местные говоры) - устная разновидность языка ограниченного числа людей, живущих ца одной территории. Социальные диалекты определяются социальной, сословной, профессионально-производственной, возрастной неоднородностью общества, а жаргон включает сленг и язык арго. Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, профессионально-деловой, научной, педагогической и культурной жизни. В профессиональном взаимодействии преобладает официально-деловой его стиль.

К основным функциям языка в общении относятся: конструктивная - формулировка мыслей, компановка сообщения;
коммуникативная - функция обмена информацией; эмотивная - выражение самооценки, переживаний, отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию общения;
конативная - выражение в речи говорящего его установки на собеседника, стремления на него воздействовать, сформировать определенный характер взаимоотношений с целью оказания влияния на другого.
Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение. Речь как внешнее проявление языка - это последовательность ее единиц, организованная и структурированная по своим законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. Речевой акт - элементарная единица речевого общения, которую говорящий высказывает в непосредственной ситуации общения со слушающим собеседником. Речевая деятельность - специализированное употребление языка в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения, а речевая коммуникация - это информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности. В отличие от языка речь можно оценить как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т.п.
Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) - это говорение и написание, а два другие - в восприятии текста и заложенной в нем информации - слушание и чтение.


Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:

В речевом общении участвуют двое и более людей. Общение непосредственно с самим собой (говорение вслух при отсутствии собеседника) называется аутокоммуникацией и считается неадекватным в связи с тем, что процесс общения всегда предполагает партнера, требует взаимодействия, взаимопонимания, обмена информацией.
В зависимости от намерений собеседников (сообщить или узнать что-то важное, выразить оценку, отношение, побудить к чему- либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по
какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты. В практике педагогического общения, в соответствий с обучающими, развивающими или другими целями и задачами, специалисты используют самые различные высказывания во всем многообразии их типов - сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, вопрос, ответ, критическое замечание, реплика, комплимент, предложение, выводы, резюме.
Коммуникативное намерение (или коммуникативная интенция) - это желание одного человека вступить в общение (в контакт) с другим, партнером или собеседником. Структура коммуникативного взаимодействия развивается, как отмечалось в главе 1, в соответствии с прохождением информации по коммуникативной цепи: отправитель - кодирование сообщения - движение по сенсорным каналам с помощью вербальных и невербальных средств, символов и знаков - декодирование - получатель. Речь в этой деятельности приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста.
Контекст (или ситуация) (от лат. contextus - тесная связь, соединение) - это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие, сопровождаемое нашим речевым актом по поводу определенной ситуации.
В практике замечено, что аудитория может скорее простить выступающему оговорки, чем нелогичность изложения. Этот факт связан с тем, что нашему сознанию свойственно во всем искать систему, порядок. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Выделим три распространенные его формы.
Понятие - форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления, составляющие его содержание. Понятие характеризуется также объемом - совокупностью относящихся к нему предметов или явлений. Например, содержание понятия «цветок»: полевое или садовое растение разнообразной формы, окраски и запаха. Объем этого понятия чрезвычайно велик: он охватывает всевозможные виды полевых, садовых, комнатных, вьющихся и т.п. растений.
Суждение представляет собой форму мысли, в которой отражается связь между предметами или явлениями. .
Умозаключение - цепочка суждений, последнее из которых - заключение - становится новым знанием, выведенным из уже известных суждений, называемых посылками.
Основные требования логики, предъявляемые к любому устному выступлению, таковы: определенность, ясность высказывания; последовательность изложения; непротиворечивость излагаемых фактов и комментариев; обоснованность суждений, аргументаций и контраргументаций.
На начальном этапе организации речевой коммуникации необходимо ввести предмет сообщения (тему) и удерживать его в сознании собеседника путем периодического напоминания, уточнения, акцентирования внимания. Тема отвечает на вопрос « О чем мы говорим?». Речевое мастерство педагога предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария до публичной лекции, речи, доклада, информационного сообщения. При этом важно не только владеть разнообразными жанрами публичного выступления, но и правильно определить форму выступления.
Доклад - это публичное выступление на совещании, собрании или конференции, представляющее собой развернутое сообщение на определенную тему. В нем излагаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех проблем и решений, которые были обозначены вначале. Доклад предполагает обсуждение, дебаты, критику и дополнения, новые положения. Такое сообщение может осуществляться как в научном, так и в публицистическом стиле. На научно-практической конференции зачастую используются стендовые доклады или доклады с мультимедиа.
Информация (или лекция) включает, как правило, точные сведения о ситуации в организации, в стране, в мире, о протекающих процессах, требующих информированности, отклика или принятия решений. Сюда относятся сообщения о положении дел, о конкретных проблемах и трудностях, о ситуации, сложившейся на данный момент; представление нового фактического материала, сведений; передача взгляда оратора на проблему, на ее основные характеристики.
Рассказ о ситуации является повествовательным последовательным изложением каких-нибудь значимых событий, которое осуществляется чаще всего в публицистическом стиле.
Речь как публичное выступление представляет собой обращение к слушателям по определенному поводу, в определенных обстоятельствах, отражающее личные соображения выступающего, облеченные в соответствующие языковые формулировки и обусловленные определенными целями. В практике педагогического взаимодействия наиболее уместны публичные, презентационные и ритуальные речи, их информационная и убеждающая формы.
Как заметил Марк Туллий Цицерон, оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью. А если ум овладел предметом, замечает Сенека, то слова сами приходят. Слова приходят, если предмет наполняет душу. Если ум овладел темой, то слова приходят сами по себе.
Чтобы прийти к успеху, педагог должен всегда помнить о том, что любое утверждение, прозвучавшее в том или ином выступлении, следует логически обосновать. В этом ему помогут такие понятия, как тезис, аргументация и демонстрация.
Тезисом обычно называют четко сформулированную и высказанную мысль, требующую обоснования. Тезис отвечает на вопрос «Что мы доказываем?». Формулировка тезиса должна исключать всякую возможность иного его понимания. Он должен быть предельно конкретным и кратким.
Тезис подкрепляется аргументами, или доводами, которые называют также основанием доказательства. Аргументы отвечают на вопрос «Чем доказываем?». Основанием доказательства могут быть совокупность фактов; статистические данные; теоретические положения; веские аргументы; ссылка на признанные авторитеты, например: юридические нормы; статистика; суждения, основанные на профессиональном или житейском опыте, и пр.
Третий элемент обоснования - демонстрация - показывает, как из данных аргументов следует тезис. Демонстрация отвечает на вопрос «Как доказываем?». Она показывает ход наших рассуждений. Доказать что-либо можно и непосредственно, путем наблюдения, собранных фактов, и с помощью рассуждений, т.е. логических умозаключений.
При всех видах, будь то доклад или лекция, выступающие не должны отклоняться от предмета, темы, рационального изложения материала. Им требуется:
а) пользоваться логически безупречной аргументацией и доказательствами;
б) раскрывать причинно-следственные и условно-следственные связи;
в) разумно и прагматически структурировать информацию;
г) выделять ключевые слова, позиции и положения в изложении;
д) продумать начало и конец выступления;
е) демонстрировать высокую речевую культуру.
Совет. Всегда говорите так, чтобы ваша речь напоминала живое общение, и тогда вы сможете избежать сухого «лекторского» тона, который неизменно утомляет слушателей. Всегда думайте о том, как сделать, чтобы вас поняли, для чего используйте разные виды информации одновременно для всех сенсорных каналов слушателей: рассказывая, продемонстрируйте то, что важно, визуально подействуйте на чувства.
В речевом общении, как правило, различают два вида целей, которые может преследовать инициатор общения (говорящий), - ближайшая цель, т.е. то, что непосредственно выражает говорящий, и более отдаленная долговременная цель. Основными разновидностями ближайшей цели являются:
интеллектуальная цель, направленная на передачу или получение информации, оценку событий, выяснение позиций, форму-
лировку суждений, развитие проблемы, для комментария, критики и пр.; "
цель, связанная с установлением характера отношений: продолжение или прерывание взаимодействия, поддержка или опровержение позиций партнера, побуждение к действию, к участию в той или иной акции.
За ближайшими целями собеседника часто стоит целевой подтекст (подспудная цель), углубляющий взаимодействие и делающий его более сложным. Подтекст - это неявный смысл речевого сообщения, осознаваемый собеседниками лишь в контексте общения.
Признаки подтекста могут скрываться: в содержании речи; в характеристиках ее звучания (тон, сила голоса, паузы, смешки и пр.); в невербальных характеристиках поведения (позы, дистанционная организация пространства взаимодействия, мимика, жесты).
Та или иная информация может быть воспринята как скрытый смысл тогда, когда между элементами, составляющими ее основу, есть смысловое противоречие или несоответствие.
Известен случай, который произошел с английским драматургом Б. Шоу. Оркестр в ресторане играл шумно и не очень хорошо. Б. Шоу спросил у официанта: «А играют ли музыканты по заказу?». - «Конечно». - «В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер». Суть остроты в том, что слово «игра» имеет не одно толкование; кроме того, здесь имеется явный намек на плохую игру музыкантов: посетитель готов заплатить, лишь бы оркестр замолк.
По характеру передачи и приема информации можно выделить три вида подтекста: действительный подтекст - скрытый смысл имеет место и воспринят; скрытого смысла в сообщении не было, но он был приписан, т. е. подтекст мнимый", скрытый смысл был, но остался незамеченным - пропущенный подтекст.
Для педагогического общения важно следующее:
а) если собеседник не сумел раскрыть содержание подтекста, он рискует не понять партнера; если кто-то не понимает намека, то его оценка в глазах собеседника снижается;
б) юмор, ирония, сарказм выступают как своеобразный способ проверки собеседника на живость ума, на «адекватность», на то, что он из «нашего лагеря»;
в) обнаруженный намек на подтекст не является гарантией понимания самого подтекста.
Доказано, что все непонятное, оригинальное и неожиданное для других - подтекстогенно. С понятием подтекста соприкасается понятие редуцированного диалога - обмена «свернутыми», краткими, как бы пунктирными репликами. Обычно их используют между собой собеседники, понимающие друг друга с полуслова. В педагогической практике такое общение распространено в среде коллег и руководителей, проработавших вместе много лет.
Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи педагога, в умении найти наиболее точное, а следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.
Культура речи предполагает: знание норм литературного языка; умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения; выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, тропы (слово в переносном значении), метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), фигуры (особые построения фраз), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д., и таких, как средства внеязыковые (жесты, мимика, интонации, паузы, позы, дистанции и пр.).

Система речи.

Речь.

И.П. Павлов создал учение о чрезвычайной прибавке к ВНД человека. Этой прибавкой является - речь. Исходя из этого, Павлов выделил две сигнальные системы действительности. Сигнальная деятельность – это характерное проявление любого живого организма. У животных имеются сигналы разного типа для обмена биологической информацией (в том числе звуковое общение, акустический сигнал) – предупреждают друг друга об опасности, привлекают особей противоположного пола и т.д. Первобытный человек также пользовался разными способами сигнализации: мимикой, жестами, звуками. Первая сигнальная система – это система непосредственных сигналов действительности, воздействующих на наши органы чувств. По И.П.Павлову, первая сигнальная системадействительности - это система условных связей, которая вырабатывается при действии непосредственных раздражителей, она общая у человека и животных. Вторая сигнальная система – это система сигнала. По И.П.Павлову, вторая сигнальная система действительности - это система условных связей, которая вырабатывается на словесные раздражители (при действии речевого раздражителя). И.П.Павлов: «Слово – это сигнал сигнала». Вторая сигнальная система возникла в процессе эволюции вместе с усложнением нервной системы, в результате необходимости человеческого общения в процессе трудовой деятельности. Словом обозначают все, что действует на наши органы чувств, при этом можно оторваться от конкретных предметов-образов, мыслить о них абстрактно. Поэтому речь – это средство и форма человеческого мышления. Речь дает возможность одному человеку воспринимать информацию, накопленную человечеством. Значение второй сигнальной системы - благодаря обобщающему значению слова человек способен познавать окружающий мир без непосредственного контакта с ним. Обобщающее значение слова позволяет человеку абстрактно мыслить, что характерно только для человека. У ребенка постепенно формируются условные рефлексы первого порядка (на начальной ступени развития речи) – ребенок учится привязывать названия к предмету. Позднее развивается обобщающая функция слова. Т.о., ВНД человека - это совокупность 1, и 2 сигнальных систем, ведущая роль принадлежит 2-й сигнальной системе. Это и придает ВНД человека то качественное разнообразие, которое отличает ее от высшей нервной деятельности животных.

Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Это специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции.

Виды речи . Речь бывает внутренней (форма процесса мышления), внешней (форма сообщения мыслей окружающим – устная и письменная). Письменная речь (письмо и чтение) функционально тесно связана с внутренней речью (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя). Экспрессивная речь – это высказывание с помощью языка, которое начинается с замысла (программы), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной речи или письма). Импрессивная речь – это понимание устной и письменной (чтение) речи.


Функции речи. Экспрессивная функция – проявляется в голосе , ритмической организации высказывания; отражает отношение индивида к событиям действительности , его оценку, эмоциональные состояния , личностные особенности. Большую роль в регулировании этой функции играет самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, поведением. Сигникативная функция (от англ. Significate - обозначаю) – слова являются общими для всех в пределах одной языковой группы знаками, имеющими одинаковый смысл. Интеллектуальная, понятийная – речь является орудием мышления, подчиняет себе все виды и формы мышления. Коммуникативная функция - общение, обмен информацией, основа процесса мышления – объединяет все предыдущие функции.Регуляторная функция - проявляется в сознательных формах психической деятельности, регуляции произвольного поведения. Программирующая функция - состоит в формулировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи.

Речь как функция мозга. Центральная часть речевого аппарата – центры речи (двигательные, сенсорные, ассоциативные участки головного мозга и проводящие пути). Восприятие речи осуществляется с помощью речеслухового анализатора, воспроизведение – с помощью речедвигательного анализатора. В осуществлении речевой функции участвует множество структур мозга, которые не имеют четкой локализации и взаимосвязаны между собой. Особенно ярко выражены различные речевые нарушения при повреждении лобных и височных областей. Распределение в правом и левом полушарии мозга такой высокоспециализированной функции человека как речь, глубоко асимметрично . Лин­гвистические способности че­ловека определяются, преиму­щественно,левым полушари­ем . Не смотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию (отвечает за интонацию, эмоциональную окраску речи).

4. 52 Виды речи. Физиологические механизмы речи.

Язык складывается на основе речевого и трудового опыта людей, принадлежащих к определенной народности, а также отчасти под влиянием языков и речи других народов. На протяжении длительного многовекового периода исторического развития в процессе речевого общения людей создаются национальные языки. При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.

Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. Речевое общение - важнейшая потребность человека, отличающая его от животного.

Речь - это специфически человеческая норма деятельности, использующая средства языка.

Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык - это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность - это процесс общения людей посредством языка. Речь - это язык на службе у конкретного человека. Таким образом язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления - общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Язык - это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.

Язык - это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли.

Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения познавательного, трудового, революционного опыта многих поколений. Новорожденный застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.

Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К так называемым «мертвым» языкам относится латынь, древнегреческий, древнеславянский и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено.

Речь тесно связана с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная связь речи и мышления проявляется в значении слова. Каждое слово относится к определенному предмету и называет его. Называя предметы, слово как бы заменяет их и тем самым создает условия для специальных действий или операций над предметами в их отсутствие, т.е. над их заместителями, или знаками. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом, обобщающее логическое мышление невозможно без речи.

Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения, как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать близость пищи, опасности и т.д. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

Единство трудовых действий порождало единую для всех членов коллектива звуковую систему, с помощью которой первобытные люди обозначали орудия труда, свои действия, явления природы. Вначале человек обозначал речевыми звуками лишь то, что достигалось его чувственным опытом. В речи не было слов для обозначения широких обобщений, отвлеченных понятий, ибо человек еще не мог обобщать так, как это он делал позже. Однако с усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов. Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий - высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.

Большое значение имеет смысловая сторона речи, она находит
выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.

Функции речи.
Речь выполняет несколько функций: коммуникативную, или функцию сообщения; сигнификативную, или функцию обозначения; функцию выражения и функцию побуждения.

Коммуникативная функция состоит в том, что с помощью слов и их сочетаний человек сообщает людям что-то о явлениях действительности и о себе самом, а также воспринимает через речь сообщения других людей. Коммуникативная функция речи непосредственно связана с сигнификативной: если слушатель не понимает обращенной к нему речи, сообщение бессмысленно, оно не несет в себе никакой информации, оно перестает быть для данной личности сообщением.

Сигнификативная функция состоит в том, что речь обозначает реальные предметы, их свойства, действия, связи. У каждого слова есть свое значение. Называя словом конкретный предмет (эту сосну), мы одновременно обозначаем и класс предметов, к которому относится названный объект мысли (сосну вообще, дерево вообще). Это происходит потому, что каждое слово обобщает. Значение слова, точно так же, как и морфологический состав его, обусловлены историей развития языка. Изменения значений слов и грамматических форм речи зависят от ряда исторических условий развития общества.

Функция выражения проявляется в том, что говорящий, сообщая что-либо другим людям, выражает посредством интонаций голоса - убыстрения и замедления речи и других эмоциональных средств - свое отношение к сообщению. Так, грусть выражается медленным темпом речи, некоторой разобщенностью звуков, длительными паузами и понижением голоса. Негодование, восторг, радость улавливаются слушателями по быстрому темпу речи, большей связности речевых звуков и большей звуковысотной амплитуде. Выразительность речи непроизвольна, хотя и может быть преднамеренной, управляемой.

Функция побуждения выражается в том, что с помощью отобранных в речи слов и их сочетаний, а также интонаций говорящий побуждает людей к действию. Просьбы, приказы, убеждения, доказательства, внушение - все это формы речевого влияния, с помощью которых говорящий воздействует на слушателей.

Анатомо-физиологические основы речи.
Для того, чтобы лучше понять патогенетические механизмы нарушения речи, нужно иметь представление о ее анатомо-физиологических механизмах. Различают периферический и центральный механизмы речи.

Произношение звуков речи обеспечивается периферическими механизмами - функцией голосовых связок, органов речевой артикуляции и дыхания. В регулировании и управлении речью принимают участие центральные механизмы, главным образом различные отделы коры больших полушарий головного мозга.

При звучании устной речи необходимо учитывать различия в тембре. Тембр речи играет роль в ее выразительности, эмоциональной окрашенности. При некоторых заболеваниях тембры речи и звука существенно меняются, например, при отдельных эндокринных заболеваниях. При неправильных положениях периферических органов речи страдает артикуляция. У ребенка в начальном периоде развития речи неправильное положение органов речи при произношении звука ведет к физиологическому косноязычию.

Физиологические механизмы речи сложны. В процессах речи участвует несколько анализаторов мозга - двигательный, слуховой, зрительный. Взаимная связь их меняется в зависимости от того, какой вид речи человек использует в данный момент: слушает речь, сам говорит, читает, пишет или только думает. Исследования показали, что при любом виде речи происходит явная или скрытая работа речевого аппарата, что говорит о рефлекторной природе речи.

Деятельность речевого аппарата представляет собой слаженную работу трех составных его систем: дыхательной (легкие, бронхи, дыхательное горло и мышцы, приводящие в движение легкие), голосовой (гортань как продолжение дыхательного горла), артикуляционной (глотка, носоглотка, полость рта, полость носа, язык, губы, зубы, нёбо). Каждая из этих систем выполняет определенные функции в образовании звуков. Мышечная деятельность голосовой системы обусловливается нервными импульсами, идущими от коры головного мозга и обратно по эфферентным и афферентным нервам, которые связывают голосовую систему с корой мозга. Голосовые связки гортани являются рецепторами речедвигательного анализатора.

Речевая деятельность человека имеет условно-рефлекторную природу. Физиологически речь означает образование и функционирование второсигнальных условных рефлексов. Слово как раздражитель особого рода выступает при этом в трех формах: как слышимое, видимое (написанное) и произносимое. Движение речевого аппарата, как уже сказано, наблюдается во всех трех случаях.

Звуковым элементом слова является фонема - специфический речевой звук, обладающий смыслоразличительной функцией. Например: если сравнить слова «мул», «мыл», «мол», «мал», то можно заметить, что речевые звуки (фонемы) у, ы, о, а - не только различны по качеству (звучат по-разному), но и меняют смысл слов, в состав которых они входят. Фонемы д, т, п также меняют смысл соответствующих слов «день», «тень», «пень».

Формирование фонем достигается деятельностью артикуляционного аппарата, в частности, резонаторов (рот, глотка, полость носа). В резонаторах звук усиливается или ослабляется, часть обертонов заглушается, другая часть выделяется сильнее. После такой обработки звуков образуются фонемы и форманты - разновидности фонем. Гласные звуки образуются в результате беспрепятственного прохождения звуковой волны через всю полость рта. Согласные звуки образуются в случае преград, создаваемых языком, зубами, мягким и твердым нёбом; так мы получаем губные, зубные, гортанные, шипящие, свистящие и другие согласные звуки. Носовые звуки «м» и «я» образуются в связи с деятельностью носового резонатора вместе со всей артикуляционной системой. Наиболее подвижным элементом артикуляционной системы является язык, принимающий участие в образовании почти всех фонем.

Звуки, сливаясь, образуют слоги и слова. Соединения слов в предложения, а соединения предложений - в более сложные комплексы, образуют речевой поток.

Слова и предложения объединяются согласно правилам грамматики. Вне деятельности коры головного мозга речевой процесс невозможен. Речь несет информацию коре головного мозга, но эта информация не локализуется в мозговом конце одного какого-либо анализатора. Она вызывает нервные процессы и в других анализаторах. Деятельность второй сигнальной системы всегда означает согласованную работу слухо-речевого, зрительно-речевого и речедвигательного анализатора.

Виды речи.
Различают следующие виды речи: письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Устная речь.
Речь, произносимая вслух, называется устной (экспрессивной) и служит целям общения. В экспрессивной речи, в ее содержании, темпе и ритме, в ее плавности отражается личность человека. По нарушениям речи можно судить о наличии определенных заболеваний. Например, больные, перенесшие энцефалит, говорят очень быстро или крайне медленно, с элементами скандирования. При некоторых органических и функциональных заболеваниях нервной системы плавность речи нарушается, появляется заикание. В основе его часто лежит страх перед слушателями, боязнь плохо выразить свои мысли и т.д.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.

Показателем развития речи является активный словарь - запас слов, которые употребляет человек в своей речи. Пассивный словарь - это запас слов, которыми человек сам не пользуется в общении с людьми, но способен понять в чужой речи.

У некоторых больных речь становится обедненной. Так нередко бывает при поражениях лобных долей мозга, при агрофических заболеваниях мозга (Альцгеймера, прогрессивный паралич, органические заболевания мозга).

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Сплошь и рядом в семейной обстановке педагог строит диалог совсем не так, как в классе при общении с учениками. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии, не только употребляет иные интонации, но часто пользуется другими словами, оборотами речи.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее. Не случайно встречаются взрослые люди, умеющие свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся, не прибегая к заранее написанному тексту, выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т.п.), имеющим монологический характер.

Письменная речь.
Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной речи. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать.

Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письмо и чтение, развитие которых является важнейшей задачей школы, начиная с первых дней обучения ребенка, раздвигает его умственные горизонты и является важнейшим средством приобретения и сообщения знаний. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей. Нередко записать что-либо - значит хорошо уяснить это и запомнить.

Письменная речь, по сравнению с разговорной речью, имеет свои особенности. Развитие письменной речи неразрывно связано с развитием самого речевого процесса. Письмо требует известной перестройки мыслительного и речевого процессов. Только на относительно высоком уровне развития письменной речи человек может строить ее так, что она по форме мало отличается от устной речи. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма - почерк. Почерк в известной степени зависит от типа личности, от ее состояния. Иногда по форме письма, по почерку можно в какой-то мере судить об особенностях личности, об эмоциональном состоянии писавшего.

Внутренняя речь.
Кроме экспрессивной речи, выделяется внутренняя импрессивная речь. Можно сказать, что это речь про себя и для себя. Мышление, память, восприятие тесно связаны с внутренней речью. Важнейшее значение также имеет внутренняя речь в самосознании, в регулировании поведения. Внутренняя речь очень важна для процесса мышления, но ее нельзя отождествлять с мышлением.

Значение и смысл внутренней речи определяются речевым опытом человека в общении с другими людьми. В связи с тем, что внутренняя речь не служит общению, она может быть значительно сокращенной, несколько другой структуры, чем громкая речь, в ней большую роль играют чувственные представления.

При исследовании речи человеку предлагают повторять слова, простые и сложные предложения. Нарушения артикуляции обнаруживаются при повторении особо сложных для артикуляции фраз. Следует использовать названия часто и редко встречающихся предметов и их изображений, пересказ рассказа или описания сюжета картины, письмо под диктовку. Понимание речи можно проверять, давая простые и сложные словесные инструкции, которые больным следует выполнять.

Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира Фомин А В

Человеческая речь

Человеческая речь

Способность говорить - одно из самых очевидных отличий человека от обезьян. Мы умеем выражать словами наши мысли, даже самые отвлеченные. Шимпанзе могут делать это лишь в вымышленном мире телевизионной рекламы. У человекообразных обезьян отсутствует «отдел Брока» - речевой центр мозга. Кроме того, у них нет необходимого для речевого процесса тонкого механизма управления диафрагмой и мышцами, связанными с дыханием (New

Scientist , 20 января 1996 г.). Некоторые специалисты утверждают, что им удается общаться с шимпанзе на языке знаков; но пока обезьяны преуспели в этом гораздо хуже овчарок.

Как, по мнению специалистов, люди обрели способность говорить? Существует несколько версий. Есть, например, теория, гласящая, что язык развился из потребности людей согласовывать свои действия при охоте. Однако профессор Данбар (Dunbar) из Лондона отмечает (New Scientist, 19 ноября 1992 г.), что охотники предпочитают хранить молчание. Он предполагает, что язык возник из потребности женщин сплетничать; то есть чесание языка пришло на смену вычесыванию насекомых из шерсти в качестве инструмента установления взаимоотношений. Для подтверждения этой версии профессор исследовал, о чем говорят люди в университетском колледже во время перерыва на кофе. Выяснилось, что 70% всех разговоров составляют сплетни. По подсчетам профессора Данбара, речевой центр мозга возник около 250 ООО лет назад. Вот явный пример того, как из пустякового факта, густо приправленного догадками, возникает «наука».

Современные языки с точки зрения синтаксиса гораздо проще и беспорядочнее древних языков; это подтвердит любой студент, корпящий над латинскими склонениями.

Считается, что в наше время население мира увеличивается приблизительно на 2% в год. Но даже при скромных темпах прироста 0,5 % в год всего за четыре с половиной тысячи лет население мира достигло бы своей нынешней численности при исходном числе восемь человек (Ной и его семья). Представим, насколько была бы перенаселена наша планета, если бы человечеству было 200

ООО лет, как считают генетики, или более миллиона лет, как утверждают антропологи!

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Чем отличается от души животныхЭто все ненормальные состояния. Из них ничего нельзя вывести против души. Равно и из того, что у животных есть иное похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных, - тоже ничего нельзя выводить. У

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

2. Человеческая или божественная? (ст. 13–16) Второй вопрос состоит в следующем: сущность христианской религии человеческая или божественная? Другими словами, что для нас является основополагающим: наши дела для Бога или то, что Он сделал для нас?Полностью сосредоточившись

Из книги Стихи духовные автора Федотов Георгий

Жизнь человеческая С. 79-104 Грешный мир Природа безгрешна и свята. Но человек сквернит землю и обременяет ее тяжестью грехов. Его жизнь тяжка и беспросветна; она слагается из беспрерывных страданий. Отсюда эти слезы, которые застилают глаза певца даже тогда, когда он

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

III. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

2) Человеческая судьба Цель Бога - привести многих сынов в славу. Вождь нашего спасения претерпел страшную смерть ради нас, чтобы привести нас к Божьему престолу. Он проложил этот путь для нас. В настоящем контексте спасение рассматривается как перспектива, хотя во всех

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет

Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Человеческая слабость Постепенное уточнение нравственных законов можно сравнить с аналогичными усилиями при формулировании «определений» веры. Если в догматическом богословии необходимо избегать опасностей рационализма, то и христианскую мораль нельзя

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем–то заданный со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Речь третья, в которой выносится на рассмотрение высказывание божественного Максима, выдвигаемое против нас еретиками–акиндинистами: «Сей наибожественнейший Свет, на Фаворе воссиявший, есть не что иное, как символ»; и доказывает речь сия, что Свет этот одновременно и

Из книги Боль автора Льюис Клайв Стейплз

Человеческая мудрость Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, - думал он, - и в колосьях будет больше зёрен».Бог увидел его мысли и сказал ему:- Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

6. Человеческая боль Поскольку жизнь Христа во всех отношениях противна природе, самости и человеческому «я» (ибо в истинной жизни Христа сущность, «я» и природа должны быть отринуты, забыты, должны совершенно умереть), поскольку в каждом из нас природа повержена ею в

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?

Из книги автора

Немощь человеческая Состояние сегодняшнего церковного народа настолько немощное, что даже обычное наставление священника не каждый вытерпит. Сегодняшний верующий и не всякое наставление сможет понести, потому что только духовная сила, благодатность позволяет нести



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.