Тревожность по психологии. Что такое тревожность

Абсолютно каждый человек хоть раз в своей жизни испытывал чувство тревоги. Оно часто сопровождает нас на каких-либо важных мероприятиях, экзаменах и в волнительных ситуациях.

Зачастую человек сам понимает, что нет веских причин волноваться, но все равно не может избавиться от этого чувства. Давайте попробуем разобраться, что такое тревожность, с чем она связана и почему с ней так трудно справиться.

Тревожное состояние

В психологии под тревожностью подразумевают одну из присущих только человеку психологических характеристик индивида. Она может проявляться в высокой склонности личности к таким состояниям, часто не имеющим под собой оснований, как страх, тревога и беспокойство.

Также это понятие можно уподобить тому, как будто вы испытываете некий страх, переживание, дискомфорт или чувство какой-то угрозы. Тревожность в психологии относят к психологическим невротическим заболеваниям, которые характеризуются различной клинической картиной и тем, что личность человека не изменяется под действием тревоги.

Состояние тревожности можно наблюдать у человека в любом возрасте – как у маленького ребенка, так и у пожилых людей. По статистике, в настоящее время чаще всего испытывают тревогу молодые девушки и юноши.

Согласитесь, каждая личность может находиться в состоянии тревожности, но о тревожном расстройстве можно начинать говорить лишь тогда, когда это чувство становится чересчур сильным и неконтролируемо проявляется у человека. В такой момент данное чувство будет мешать человеку вести привычный образ жизни и выполнять свою профессиональную деятельность.

В настоящее время существует большое количество заболеваний, симптомами которых являются тревога и тревожность. Это различного рода расстройства. Сильное чувство тревоги может держать человека в беспокойном состоянии довольно долгое время, заставляя его все время переживать.

Почему развивается это чувство

Честно говоря, науке еще до конца не известно, почему у человека возникает тревожность. Например, у одного человека тревога может появиться без существенных причин, а у другого – вследствие какой-либо психологической ситуации. Некоторые ученые склоняются к тому, что данное заболевание может передаваться генетически. Они считают, что в нашем организме может находиться определенный ген, который и приводит к чувству тревоги.

Если обратиться к теории психологии, легко узнать, что причинами проявления тревожного состояния могут выступать условные реакции организма. Данные реакции возникают при наличии какого-либо стимула, хотя случается и так, что подобные ситуации повторяются, а выявить стимул не удается.

Другие ученые, в свою очередь говорят о том, что тревожное состояние может быть обусловлено какими-то биологическими явлениями. Одним из примеров можно считать ситуацию, при которой повышается количество нейронных импульсов.

Но вернемся с небес на землю. Существуют куда более приземленные причины тревожности, которые проявляются у людей. Одной из таких причин можно считать нехватку физической активности и неправильное питание. Каждому человеку известно, что правильное питание и четкое соблюдение распорядка дня влияет на эмоциональное и психологическое здоровье человека.

Также для поддержания здоровья нашего организма необходимо контролировать уровень химических веществ, витаминов и минералов. При отсутствии какого-либо элемента данной картины организм может подвергнуться негативному влиянию со стороны окружающей среды, которое в свою очередь способно привести к тревожному расстройству.

Также человек может чувствовать тревогу в новой, неизвестной ему среде. Эта среда может казаться ему опасной. Опираясь на свой жизненный опыт, человек может сделать вывод, что ситуация могла бы быть опасна для него, и это вызывает у него тревожное состояние. Если задумываться о том, что еще может привести к тревожному состоянию, можно додуматься до какого-либо психического заболевания. Большое количество заболеваний, которые связаны с психикой человека, имеют такой симптом, как раздражимость.

Но если все же говорить о заболеваниях, то стоит отметить, что это не обязательно должны быть заболевания психики. Также причиной тревожного состояния могут являться нарушения в эндокринной системе. Самый яркий пример – это изменение гормонального фона у женщин во время беременности. Многие, наверное, замечали, что почти все беременные женщины отличаются высокой тревожностью без видимых на то причин.

В некоторых случаях внезапное чувство тревоги может быть сигналом о состоянии инфаркта либо о резком снижении уровня сахара в крови. Стоит отметить, что тревожность является одним из симптомов таких заболеваний, как шизофрения, различные неврозы, также может привести к алкоголизму и так далее.

Различные типы

В настоящее время выделяют множество видов тревожности. Мы же отметим только некоторые виды тревожности:

1. Социальная тревожность. При данном виде характерно чувство дискомфорта в то время, когда человек находится в обществе, среди других людей. Например, в магазине, на улице, на массовых мероприятиях и так далее.

2. Массовая тревога. Основой данной тревоги зачастую является неуверенность в себе, в своих силах, способностях. Человек боится показаться смешным для других, попасть в неловкую ситуацию. Отличительной чертой является то, что в случае такой тревоги человек думает не о самом задании, которое нужно сделать, а о различных возможных неудачах. Яркими примерами таких ситуаций являются экзамены, публичные выступления и так далее.

3. Раздельные тревожные расстройства. Когда человек остается в какой-то незнакомой ситуации или без необходимого ему человека, он испытывает данный вид тревожности.

4. Личностная тревожность. Если говорить проще, то это боязнь человека перед лицом смерти. Он боится, что может умереть в любую минуту, и это его начинает тревожить.

У небольшого процента людей тревожность может быть особенной характеристикой личности, если повышенная тревожность присутствует у человека всегда, вне зависимости от места и времени. Также стоит отметить, что тревожность у детей – довольно частое явление. И в отличие от взрослого, маленький ребенок испытывает чувство тревоги намного чаще. У взрослых должно присутствовать понимание, что нужно убрать от ребенка тревожные ситуации, и чем быстрее, тем лучше.

Видимые симптомы

Медики выделяют довольно много симптомов, связанных с тревожностью. Врачи уверяют нас, что все они проявляются на различных уровнях функционирования нашего организма. Вот несколько симптомов, которые могут подсказать вам, что вы находитесь в тревожном состоянии:

  • Высокая активность эмоционального и физического фона.
  • Большая частота сердцебиения.
  • Быстрое дыхание.
  • Резкий скачок давления.
  • Ощущение слабости.
  • Нарушение биологических процессов.
  • Плохой аппетит.
  • И так далее.

Как уже раньше отмечалось, с психологической точки зрения повышенная тревожность является болезнью, от которой нужно избавляться. Но как избавиться от тревожности?

Путь избавления от тревожных ситуаций

Самым первым и важным действием при попытке снизить чувство тревожности должно быть точное определение причины тревожности. Нужно разобраться, какая именно у вас тревога – постоянная она или возникает время от времени.

Но, разобравшись в причинах, мы тем не менее не всегда понимаем, как справиться с ней оптимальным образом. В такой ситуации лучшим вариантом является поход к квалифицированному специалисту. Как показывает практика, обнаружить и лечить тревогу – это довольно просто.

Обычно для того, чтобы подтвердилась правильность и действенность назначенного лечения, достаточно всего двух недель. Для этого врачу-психиатру нужно снять как можно больше физиологических показаний вашего организма. При этом выявление тревожного расстройства может не вызвать сложностей, а вот с определением его вида могут возникнуть проблемы.

Чтобы снять расстройство, врач может выписать какие-нибудь лекарства. Чтобы не подталкивать никого к самолечению, что может привести к ухудшению ситуации, мы не будем называть примеры таких лекарственных средств. Тревожный человек должен понимать, что ему нужно научиться справляться с этой тревогой. Снижая уровень тревожности, он должен осознавать, что это не так легко, как может показаться на первый взгляд.

Другой вариант уменьшить свою напряженность – это обращение к психологической помощи. Психолог всегда подскажет, как справиться с болезнью. Помните, эта борьба должна поддерживаться кем-то. Это могут быть и врач, и друзья, и родственники.

Также снимет высокий уровень тревожности самоконтроль. Попытайтесь контролировать себя, свои мысли. Постарайтесь уменьшить количество мыслей о том, что что-то должно обязательно случиться и что это «что-то» – плохое. Если вы не прекратите внушать себе, что все будет плохо, то у вас неизбежно разовьется синдром тревожности. Несмотря на то что это тоже болезнь, связанная с тревогой, она лечится не так уж и легко.

Узнав, как бороться с тревожными ситуациями, не забудьте сохранять то спокойное состояние души, к которому вы придете. Постарайтесь как можно реже впадать в состояние тревожности.

В большинстве случаев тревога поддается корректировке. На сегодняшний день существует большое количество медицинских препаратов и психологических методик, которые могут помочь в решении данной проблемы. Самое главное при лечении – подобрать нужные методы, которые не навредят вам, и сохранить состояние спокойствия и рассудительности после лечения.

И если вы все же решитесь на самолечение, пожалуйста, будьте осторожны. Вы можете абсолютно случайно загнать себя в более глубокое состояние, из которого будет уже тяжелее выбраться. Помните, в этом мире не нужно волноваться из-за мелочей, а если подумать – то все в мире является мелочами. Автор: Ольга Морозова

Хотя практикующие психологи в повседневном профессиональном общении употребляют слова «тревога» и «тревожность» как синонимы, для психологической науки эти понятия неравнозначны. В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя еще полвека назад это различие было не очевидным. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии (Левитов Н. Д., 1969; Прихожан А. М., 1977,1998; Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976; Хекхаузен X., 1986 и др.), и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства.

В самом общем смысле, согласно «Краткому психологическому словарю», тревога определяется как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Конкретизация этого определения позволяет рассматривать тревогу как неблагоприятное по своей эмоциональной окраске состояние или внутреннее условие, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий (Спилбергер Ч. Д., 1983). Состояние тревоги возникает тогда, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе элементы потенциальной или актуальной угрозы, опасности, вреда.

Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst). В философии подобное разграничение было предложено С. Кьеркегором, и в настоящее время чрезвычайно актуально в философско-психологической системе экзистенциализма (Мэй Р., 2001; Тиллих П., 1995 и др.). Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3. Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями. Считается, что, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх (Спилбергер Ч. Д., 1983; Левитов Н. Д., 1969 и др.).

Согласно другой точке зрения, страх - это реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога представляет собой переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представления о себе, положение в обществе. В этом случае тревога рассматривается как эмоциональное состояние, связанное с возможностью фрустрации социальных потребностей (Северный А. А., Толстых Н. Н., 1999).

Аналогичная позиция представлена в теории дифференциальных К. Изарда: состояние тревоги состоит из доминирующей эмоции страха, взаимодействующей с другими базовыми социально-опосредуемыми эмоциями (Изард К., 1999).

Оригинальное представление о сущности тревоги и страха предложено экзистенциальной психологией и философией. В экзистенциализме тревога понимается как результат осознания и переживания того, что все имеет преходящий характер, скрытого осознания нашей неизбежной конечности. В силу этого она естественна и неустранима, в то время как страх вызывается более или менее идентифицируемыми индивидом стимулами (объектами, событиями, мыслями, воспоминаниями) и вследствие этого более подконтролен ему. При этом подчеркивается, что тревожиться может только человек как наделенное самосознанием существо (Мэй Р., 2001; Тиллих П., 1995 и др).

В нашей работе мы будем опираться на представление о тревоге как эмоциональном состоянии, возникающему человека в результате антиципации им опасности фрустрации значимых для него потребностей, прежде всего социальных. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным. Тревога, как и любое другое психическое переживание, непосредственно связана с ведущими мотивами и потребностями личности и призвана регулировать поведение личности в потенциально опасной ситуации (Вилюнас В. К., 1990).

Соответственно, тревога - это последовательность когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.). Тревога выполняет несколько важнейших функций: предупреждает человека о возможной опасности и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности на основе активного исследования окружающей действительности.

Следует отметить, что, хотя на уровне субъективного переживания тревога скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека неоднозначно. Именно тревога иногда становится фактором мобилизации потенциальных возможностей. Неслучайно в концепции Г. Селье тревога анализируется как первая фаза общего адаптационного синдрома (Селье Г., 1992). А само слово «тревога», появившееся в русском языке около трехсот лет назад, изначально означало «знак к битве».

В связи с этим в психологии выделяют два вида тревоги : мобилизующую и расслабляющую. Мобилизующая тревога дает дополнительный импульс к деятельности, в то время как расслабляющая снижает ее эффективность вплоть до полного прекращения (Левитов Н. Д., 1969; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2001).

Вопрос о том, какой вид тревоги будет чаще испытывать человек, во многом решается в детстве; важную роль здесь играет стиль взаимодействия ребенка со значимыми другими. Причины склонности испытывать расслабляющую тревогу исследователи видят прежде всего в формировании у ребенка так называемой «выученной беспомощности», которая, закрепившись, резко снижает эффективность учебной деятельности (Гошек В., 1983; Рейковский Я., 1974; Ротенберг В. С, Бондаренко С. М., 1988). Второй фактор, определяющий характер «тревожного опосредования» деятельности, - это интенсивность данного психического состояния.

Исследованиями показано, что состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается человек. Ф. Б. Березин, анализируя «яркость» переживания тревоги, выделил в нем шесть уровней, объединив их названием «явления тревожного ряда».

Шесть уровней тревоги или «явления тревожного ряда».

Тревоге наименьшей интенсивности соответствует ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Оно не несет в себе признаков угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.

На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяется или дополняется гиперестезическими реакциями, благодаря которым ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную окраску (на этом основана раздражительность, которая, по сути, представляет собой недифференцированное реагирование).

Третий уровень - собственно тревога - проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности, которое может перерасти в страх (четвертый уровень) - состояние, возникающее при нарастании тревоги и проявляющееся в опредмечивании неопределенной опасности. При этом объекты, идентифицированные как «пугающие», необязательно отражают реальную причину тревоги.
Пятый уровень назван ощущением неотвратимости надвигающейся катастрофы. Оно возникает в результате нарастания тревоги и переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, что связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги.
Наиболее интенсивное проявление тревоги (шестой уровень) - тревожно-боязливое возбуждение - выражается в потребности в двигательной разрядке, поиске помощи, что максимально дезорганизует поведение человека (Березин Ф. Б., 1988).
Существует несколько точек зрения на взаимосвязь интенсивности переживания тревоги и эффективности опосредуемой им деятельности (Морган У. П., Эликсон К. А., 1990).
Согласно теории перевернутого U, опирающейся на известный закон Йеркса-Додсона , тревога до определенной степени может стимулировать деятельность, но, преодолев рубеж «зоны оптимального функционирования» индивида, начинает производить расслабляющий эффект (Ханин Ю. Л., 1976; рис. 1).
утверждает, что у каждого индивида существует свой порог возбуждения, за которым эффективность деятельности резко (дискретно) падает (Карольчак-Бернацка Б. Б., 1983; рис. 2).


Рис. 1. Закон Йеркса-додсона

Рис. 2. Пороговая теория

Очевидно, что обобщающим моментом этих теорий выступает представление о том, что деорганизующим эффектом обладает интенсивная тревога. Для практикующих психологов именно она представляет наибольший интерес, поскольку этот вид тревоги, в субъективном опыте клиентов, является «проблемным». Ниже мы постараемся охарактеризовать расслабляющую тревогу.

Состояние расслабляющей тревоги, как и любое другое психическое состояние, находит свое выражение на разных уровнях человеческой организации (физиологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом).

На физиологическом уровне тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, появлении сухости во рту, слабости в ногах и т. д.

Эмоциональный уровень характеризуется переживанием беспомощности, бессилия, незащищенности, амбивалентностью чувств, порождающей затруднения в принятии решений и целеполагании (когнитивный уровень).

Наибольшее разнообразие встречается среди поведенческих проявлений тревоги - бесцельное хождение по помещению, грызение ногтей, качание на стуле, стук пальцами по столу, теребление волос, кручение в руках разных предметов и т. д.

Очевидно, что тревога, оказывающая дезорганизующее влияние на деятельность, - это крайне неблагоприятное для человека состояние, требующее преодоления или трансформации. Совладание с этим состоянием возможно следующими путями (Астапов В. М., 1992):

  • преодоление состояния за счет надситуативной активности в (потенциально) опасной ситуации;
  • трансформация состояния в определенное поведение (уклонение, сопротивление, ступор);
  • вытеснение состояния тревоги с помощью психологических защит.

Итак, состояние тревоги возникает как функция (потенциально) опасной ситуации и личностных особенностей человека, связанных с ее интерпретацией. В этой связи особого внимания заслуживает невротическая тревога — тревога, формирующаяся на основе внутриличностных противоречий (например, из-за завышенного уровня притязаний, недостаточной нравственной обоснованности мотивов и т. д.). Она может привести к неадекватному представлению о существовании угрозы для личности со стороны других людей, собственного тела, результатов собственных действий и т. д., и таким образом, по сути, нивелирует значение ситуации в развитии состояния тревоги. Формирование у человека невротической тревоги является признаком невротизации личности и требует психотерапевтической помощи (Ясперс К., 2001).

В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги («Краткий психологический словарь», 1985).

Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности (Спилбергер Ч. Д., 1983; Ханин Ю. Л., 1976).

В этом статусе тревожность впервые была описана 3. Фрейдом (1925), который для описания «свободно витающей», разлитой тревожности, являющейся симптомом невроза, использовал термин, означающий в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги».

В отечественной психологии тревожность также традиционно рассматривалась как проявление неблагополучия («Краткий психологический словарь», 1985), вызванное нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.

В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становятся менее однозначными и категоричными. Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что последнюю не следует рассматривать как изначально негативную черту личности; она представляет собой сигнал неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

К настоящему времени тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека.

Первая точка зрения принадлежит В. С. Мерлину и его последователям, которые анализируют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов (Мерлин В. С, 1964; Белоус В.В., 1967), то есть как психодинамическое свойство темперамента.

Трактовка тревожности как личностного свойства во многом опирается на идеи психоаналитиков «новой волны» (К. Хорни, Г. Салливана и др.), согласно которым она является следствием фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения (Прихожан А. М., 1998 и др.).

Соответственно, к настоящему моменту механизмы формирования тревожности остаются неопределенными, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М. Прихожан, описавшая два типа тревожности (1977):

  • беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;
  • тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.

При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма, и является врожденным, в то время как второй связан с особенностями формирования личности в течение жизни.

В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте.

Исследования А. М. Прихожан (2001) показали, что существуют различные формы тревожности, то есть особые способы ее переживания, осознания, вербализации и преодоления. Среди них можно выделить следующие варианты переживания и преодоления тревожности.

Открытая тревожность — сознательно переживаемая и проявляющаяся в деятельности в виде состояния тревоги. Она может существовать в различных формах, например:

  • как острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность, чаще всего дезорганизующая деятельность человека;
  • регулируемая и компенсируемая тревожность, которая может использоваться человеком в качестве стимула для выполнения соответствующей деятельности, что, впрочем, возможно преимущественно в стабильных, привычных ситуациях;
  • культивируемая тревожность, связанная с поиском «вторичных выгод» от собственной тревожности, что требует определенной личностной зрелости (соответственно, эта форма тревожности появляется только в подростковом возрасте).

Скрытая тревожность - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.); неадекватное спокойствие (реакции по принципу «У меня все в порядке!», связанные с компенсаторно-защитной попыткой поддержать самооценку; низкая самооценка в сознание не допускается); уход от ситуации.

Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.

Специфическая особенность тревожности как личностного свойства заключается в том, что она имеет собственную побудительную силу. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга» (Прихожан А. М., 1998; см. рис. 3).

Расшифровать механизм «замкнутого психологического круга» можно следующим образом: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает ее эффективность, что приводит к негативным самооценкам либо оценкам со стороны окружающих, которые, в свою очередь, подтверждают правомерность тревоги в подобных ситуациях. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком.



Рис. 3. Механизм «замкнутого психологического круга»

Учитывая обнаруженную В. А. Бакеевым. (1974) прямую взаимосвязь между тревожностью и внушаемостью личности, можно предположить, что последняя приводит к усилению и укреплению «замкнутого психологического круга», констеллирующего тревожность. Анализ механизма «замкнутого психологического круга» позволяет отметить, что тревожность зачастую подкрепляется той ситуацией, в которой она однажды возникла. В последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций (Ханин Ю. Л., 1980; Костина Л. М., 2002 и др.).

Согласно «Краткому психологическому словарю» (1985), ситуация представляет собой систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Она предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут вызывать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствуют его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может как оказывать мобилизующий эффект, так и вызывать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности» (Шапкин С. А., 1997).

Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Несмотря на то что существование феномена тревожности у практикующих психологов (да и не только) не вызывает сомнений, ее проявления в поведении проследить довольно сложно. Это связано с тем, что тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. (Прихожан А. М., 2001).

Подводя итог анализу результатов исследований, посвященных проблемам тревоги и тревожности, можно отметить следующие существенные моменты.

  • В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность - как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.
  • Состояние тревоги и тревожность как личностная черта оказывают неоднозначное воздействие на эффективность деятельности, которая определяется соответствием уровня тревоги оптимальному для конкретного человека состоянию. В целом, эффект может быть как мобилизующий, так и дезорганизующий, причем чем интенсивнее состояние тревоги, тем более вероятен дезорганизующий эффект.
  • Тревожность обладает силой самоподкрепления и может приводить к формированию «выученной беспомощности».
  • Тревога и тревожность не всегда осознаются субъектом и могут регулировать его поведение на неосознаваемом уровне. Наблюдение тревожного поведения «со стороны» также зачастую затруднительно в силу того, что тревожность может маскироваться под другие поведенческие проявления.

Исходя из общетеоретических представлений о сущности тревоги как психического состояния и тревожности как психического свойства далее мы подробно рассмотрим специфику тревожности в детском возрасте и ее особое проявление - школьную тревожность.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .

Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.

Почему у некоторых людей отмечается высокая тревожность?

В первую очередь стоит оговориться о том, что высокая тревожность - это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого.

Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.

Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.

Разновидности тревожности

Личностная тревожность – это склонность человека испытывать чрезмерную тревогу в тех ситуациях, в которых ее возникновение в принципе является нормальным, но у других людей она не настолько выражена.

Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.

Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.

Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.

К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3. Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Причины и виды тревожности - видео

Возрастные группы

Тревожность – симптом, который может возникать у любых людей в любых возрастных группах. Даже у новорожденных , у которых она проявляется в повышенном беспокойстве, плаксивости, плохом сне, аппетите. С возрастом усложняется строение нервной системы человека - соответственно, и тревожные состояния становятся более сложными.

Детская тревожность

Дети с повышенной тревожностью намного чаще впадают в состояние тревожности и беспокойства. У них чаще, чем у других детей, встречаются страхи, в том числе и навязчивые (фобии). Например, находясь в детском саду, ребенок может не находить себе места из-за беспокойства о том, "как там мама, вдруг с ней что-то случилось на работе?".

Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.

Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.

При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1. Состояние самого ребенка. К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:

  • наследственные особенности нервной системы и характера ребенка: если родители страдают повышенным уровнем тревожности, то ребенок может перенять эту черту;
  • родовые травмы ;
  • инфекции и другие заболевания, которые перенес новорожденный ребенок;
  • болезни, которые мать перенесла во время беременности ;
  • поражения нервной системы плода и ребенка до, во время и после родов .
2. Внешние обстоятельства. Речь идет об атмосфере в семье и способе воспитания ребенка. Повышенная детская тревожность может возникать из-за гиперопеки, когда родители совсем лишают ребенка самостоятельности и свободы выбора, или, напротив, отторжения, когда ребенок является нежеланным и впоследствии чувствует отсутствие заботы и неприятие со стороны родителей.

Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).

Школьная тревожность

Первое посещение школы для ребенка – это, несомненно, стресс . Ведь он попадает в совершенно новую среду с новыми людьми, правилами и нормами поведения, новыми взаимоотношениями (у него появляются учителя, одноклассники). Всякий процесс познания первоначально таит в себе неопределенность, а она является первой причиной появления тревоги у любого человека.

В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.

Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:

  • слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы;
  • неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами;
  • неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка "стать отличником", считают его "самым лучшим" и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его "бездарем и разгильдяем" и постоянно бранят;
  • негативное отношение со стороны классных педагогов;
  • неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе;
  • частая смена коллектива, учителей;
  • частые контрольные и экзамены, и вообще - частые ситуации, в которых ученика оценивают.
Особенно сильно распространена повышенная тревожность среди младших школьников и учеников подготовитель6ных классов, которые впервые сталкиваются с незнакомой школьной средой.

Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:

  • Школьный невроз. Это бессознательная тревожность, связанная с посещением школы. Ребенок не осознает. Это может проявляться и в поведении, и в виде таких симптомов, как головные боли , тошнота и рвота перед посещением школы.
  • Школьная фобия. Это разные страхи, которые связаны с посещением школы. Они носят навязчивый, непреодолимый характер, чаще всего нелепы и не связаны ни с какими видимыми причинами.
  • Дидактогенный невроз – такая разновидность невроза, которая связана с отношением ребенка к самому процессу обучения.

Подростковая тревожность

Повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику.

Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.

Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.

Тревога в жизни взрослых людей

В жизни взрослого человека постоянно присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожные состояния:
1. Это определенные возрастные периоды. Например, уровень тревожности возрастает во время так называемого кризиса среднего возраста и климакса у женщин.
2. Многие профессии связаны с постоянными стрессами, переутомлением , ненормированным графиком, недосыпанием. Все это провоцирует повышение уровня тревожности и другие психологические проблемы.
3. Взрослые люди, так же как и дети, часто испытывают тревогу при необходимости выступления на публике, в незнакомом обществе, в неоднозначной ситуации.
4. У мужчин нередко стрессы возникают при частой смене сексуальных партнерш, поскольку каждый раз в той или иной степени присутствует страх возможной неудачи, фиаско.
5. Кроме того, в жизни происходят негативные ситуации, связанные с болезнями, разводами, потерей близких людей, работы. Огромное количество стрессов обусловлено экономической нестабильностью и кредитами, которые в последние годы стали так широко распространены среди населения.

Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.

Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной
тревожности?

Высокая тревожность – это состояние, которое нельзя диагностировать просто так, всего лишь один раз пять минут поговорив с человеком. Этого будет недостаточно даже для специалиста. Тем более не сможет установить диагноз человек, который далек от психологии и психиатрии.

Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:

  • Психологи . Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Как проводится диагностика уровня тревожности?

Когда пациент попадает на прием к специалисту, то стоит две задачи:
1. Выявить, есть ли вообще тревожность в этом случае?
2. Если она есть, то насколько сильно выражена?

Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.

Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл.

В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.

Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.

В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3. Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4. Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6. Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7. Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9. Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10. Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11. Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12. Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14. Ребенок кушает и пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:

Номер
рисунка
Радость Грусть
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка. Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле:

X = (число грустных эмоций / 14) * 100%

То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

  • Х более 50% - повышенный уровень тревожности;
  • Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;
  • Х менее 20% - низкий уровень тревожности.
Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор.

Тест на уровень школьной тревожности Филлипса

Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста Филлипса. При помощи него можно определить, насколько высока тревожность каждого школьника, а также другие показатели.

Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.

В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1. Уровень общей школьной тревожности.
2. Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3. Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4. Страхи, связанные с самовыражением.
5. Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6. Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7. Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8. Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.

Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -


Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина

Опросник для оценки тревожности Спилберга и Ханина – это относительно простой тест, при помощи которого вы можете самостоятельно оценить свой уровень тревожности, чтобы понять, нужно ли вам обратиться к психологу или психотерапевту. Это - простая диагностика уровня тревожности при помощи 40 вопросов, которые поделены на две группы. Точнее, это даже не вопросы, а высказывания, с которыми можно согласиться или нет.

Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.

Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.

Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:

Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).

Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.

Бланк для ответов
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Другие опросники и методы для выявления высокой тревожности

Кроме тех, что перечислены выше, существуют и другие опросники и тесты для выявления уровня тревожности у взрослых и детей. Разные психологи и психотерапевты пользуются разными методиками, но в основном их можно свести к следующим:
  • разные наборы вопросов, на которые испытуемый должен ответить;
  • общение с пациентом, расспрос: это очень распространенный способ в психоанализе;
  • наблюдение за пациентом: этим способом часто пользуются, например, детские психологи;
  • рисуночный тест – тоже применяется в основном у детей, но может использоваться и у взрослых;
  • опрос родственников, друзей, коллег по работе.

Тест на тревожность у детей (Тэмпл-Амен-Дорки) - видео

Как преодолеть тревожность?

Иногда избавиться от высокой тревожности у человека получается самостоятельно. Но это случается относительно нечасто и только в тех случаях, если она повышена не очень сильно. В большинстве случаев помочь способен только профессиональный специалист – психолог, психотерапевт или, при наличии психического заболевания - психиатр.

Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.

Медикаментозная терапия

Может быть назначена только психотерапевтом или психиатром. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства.

Тревожность в психологии рассматривают с различных позиций, но прежде всего само понятие «тревожность» — это переживание эмоционального дискомфорта, который связан с ожиданием какого-либо неблагополучия или с предчувствием грозящей опасности. Кроме того, исследователи различают тревожность как эмоциональное состояние (возникающее в результате определенных обстоятельств) и как устойчивое свойство личности (тревожный тип личности, который проявляется при любых условиях).

Ориентируясь на исследования психологов, можно сказать, что в основе тревожности лежит неудовлетворение социогенных потребностей человека. Социогенные потребности необходимы для развития личности человека, они формируются в течение всей жизни в результате общения в социуме. Сюда можно отнести потребности в познании, в общении, в самовыражении и в самоутверждении. С помощью социогенных потребностей, человек благополучно взаимодействует с обществом, развивается, заботится о себе и о других, вступает в коммуникацию, может защитить себя и свою территорию, отстоять свою позицию, выбрать свое место в социуме и занять его. Данные потребности стимулируют человека к достижениям и развитию.

Если социогенные потребности не сформированы, человек разрушает себя и среду вокруг себя. Такой человек «застрял» и не может развиваться, поскольку не использует коллективный опыт, собственный опыт при взаимодействии с другими людьми и не имеет стимула к самостоятельному познанию себя и мира в целом.

Получается, что неудовлетворенность социогенных потребностей, способствует проявлению тревожности, ведь тогда любое взаимодействие с людьми в любой сфере жизнедеятельности (семейно-брачной, учебной, профессиональной) вызывает тревожное эмоциональное состояние, поскольку не хватает человеку опыта, знаний и мотивов.

Как тревожность ощущается? Как правило, человек отмечает напряжение, беспокойство, чувство неопределенности или ощущение надвигающейся опасности. Тревожность проявляется и на физиологическом уровне: учащается сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление, появляется расстройство стула. возрастает возбудимость. С тревожностью тесно связан и , явления которыми тревожность даст о себе знать.

Как правило, причинами тревожности являются различные стрессовые ситуации. Длительная внешняя стрессовая ситуация, когда человек переживает стойкую и длительную тревогу, провоцирует развитие тревожности, даже в условиях новой ситуации. Тоже касается внутренних стрессовых ситуаций, например ситуации когда человек поглощен проблемой или трудностью и не может найти выход или не может принять решение и сделать выбор, т.е. испытывает .

На заметку:

  • Тревожность может быть ситуативной, т.е. вследствие определенных обстоятельств и устойчивой, в случае которой наблюдаются устойчивые шаблоны поведения.
  • Основой формирования тревожности являются неудовлетворенные социогенные потребности, и происходит это на всех этапах развития, начиная с детского возраста.
  • Причинами, провоцирующими тревожность являются стрессовые ситуации (внутренние и внешние).
  • Для преодоления стойкой тревожности необходима психологическая помощь и поддержка, как детям так и взрослым.
  • Для снижения риска формирования тревожности, обогащайте свой опыт через коммуникацию, развивайте навыки общения, познавайте новое, учитесь и развивайтесь, чтобы иметь варианты решения и поведения в различных ситуациях.
Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, проявляющаяся повышенной склонностью человека к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Охарактеризовать это состояние можно и как переживание дискомфорта, предчувствие некой угрозы. Тревожное расстройство принято относить к группе невротических расстройств, то есть к психогенно обусловленным патологическим состояниям, характеризующимся разнообразной клинической картиной и отсутствием нарушений личности.

Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста, в том числе и у маленьких детей, однако, согласно статистике, чаще всего от тревожного расстройства страдают молодые женщины в возрасте двадцати-тридцати лет. И хотя время от времени, находясь в определенных ситуациях, каждый человек может испытывать тревогу, о тревожном расстройстве будет идти речь, когда это чувство становится слишком сильным и неконтролируемым, что лишает человека возможности вести нормальную жизнь и заниматься привычной деятельностью.

Существует целый ряд нарушений, в симптоматику которых входит тревога. Это фобическое, посттравматическое стрессовое или паническое расстройство. Об обычной тревожности, как правило, идет речь, при генерализованном тревожном расстройстве. Чрезмерно острое чувство тревоги заставляет человека беспокоиться практически постоянно, а также испытывать различные психологические и физические симптомы.

Причины развития

Точные причины, способствующие развитию повышенной тревоги науке неизвестно. У одних людей состояние тревожности появляется без видимых причины, у других — становится следствием пережитой психологической травмы. Считается, что определенную роль здесь может сыграть и генетический фактор. Так, при наличии определенных генов в головном мозге возникает некий химический дисбаланс, что и вызывает состояние психической напряженности и тревоги.

Если принять во внимание психологическую теорию о причинах возникновения тревожного расстройства, то чувство тревоги, а также фобии первоначально могут возникать в качестве условно-рефлекторной реакции на какие-либо раздражающие стимулы. В дальнейшем аналогичная реакция начинает возникать и при отсутствии такого стимула. Биологическая теория говорит о том, что тревога является следствием неких биологических аномалий, например, при повышенном уровне продуцирования нейромедиаторов – проводников нервных импульсов в головном мозгу.

Также повышенная тревожность может стать следствием недостаточной физической активности и нерационального питания. Известно, что для поддержания физического и психического здоровья необходим правильный режим, витамины и микроэлементы, а также регулярная физическая активность. Их отсутствие негативно влияет на весь человеческий организм и может стать причиной тревожного расстройства.

У некоторых людей состояние тревожности может быть связано с новой, незнакомой окружающей средой, кажущейся опасной, собственным жизненным опытом, в котором имели место неприятные события и психологические травмы, а также особенностями характера.

Кроме того, такое психическое состояние, как тревога, может сопровождать многие соматические заболевания. Прежде всего, сюда можно отнести любые эндокринные нарушения, в том числе и гормональный сбой у женщин при климаксе. Внезапное чувство тревоги иногда становится предвестником инфаркта, а также может свидетельствовать о падении уровня сахара в крови. Психические заболевания также очень часто сопровождаются тревожностью. В частности, тревога является одним из симптомов шизофрении, различных неврозов, алкоголизма и т.д.

Виды

Среди существующих типов тревожного расстройства чаще всего в медицинской практике встречается адаптативное и генерализованное тревожное расстройство. В первом случае человек испытывает неконтролируемую тревогу в сочетании с иными негативными эмоциями при приспосабливании к какой-либо стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чувство тревоги сохраняется перманентно и может направляться на самые различные объекты.

Существует несколько видов тревожности, наиболее изученными и чаще всего встречающимися из них являются:


У некоторых людей тревога является чертой характера, когда состояние психической напряженности присутствует всегда вне зависимости от конкретных обстоятельств. В других случаях тревога становится своеобразным средством избегания конфликтных ситуаций. При этом эмоциональное напряжение постепенно накапливается и может привести к возникновению фобий.

Для иных людей тревога становится оборотной стороной контроля. Как правило, состояние тревожности характерно для людей, стремящихся к безупречности, обладающих повышенной эмоциональной возбудимостью, нетерпимостью к ошибкам, беспокоящимся о собственном здоровье.

Помимо разнообразных видов тревожности, можно выделить и основные ее формы: открытую и закрытую. Открытую тревогу человек переживает осознанно, при этом такое состояние может быть острым и нерегулируемым либо компенсируемым и контролируемым. Осознаваемую и значимую для конкретной личности тревожность называют «насаждаемой» или «культивируемой». В таком случае тревога выступает в виде своеобразного регулятора активности человека.

Скрытое тревожное расстройство встречается намного реже, нежели открытое. Такая тревога является в различной степени неосознаваемой и может проявляться в поведении человека, излишнем внешнем спокойствии и т.д. В психологии такое состояние иногда называют «неадекватным спокойствием».

Клиническая картина

Тревожность, как и любое иное психическое состояние способно выражаться на различных уровнях человеческой организации. Так, на физиологическом уровне тревога может вызывать следующие симптомы:


На эмоционально-когнитивном уровне тревога проявляется в постоянной психической напряженности, чувстве собственной беспомощности и незащищенности, страхом и беспокойством, снижением концентрации внимания, раздражительностью и нетерпимостью, невозможностью сосредоточиться на конкретной задаче. Эти проявления нередко заставляют людей избегать социальных взаимодействий, искать причины не посещать учебу или работу и т.д. В результате этого состояние тревоги только усиливается, также страдает и самооценка больного. Излишне концентрируясь на собственных недостатках, человек может начать испытывать отвращение к самому себе, избегать любых межличностных взаимоотношений и физических контактов. Одиночество и чувство «второсортности» неизбежно приводят к проблемам в профессиональной деятелньости.

Если рассматривать проявления тревоги на поведенческом уровне, то они могут заключаться в нервном, бессмысленном хождении по помещению, качание на стуле, стуке пальцами по столу, тереблении собственной пряди волос или посторонних предметов. Привычка грызть ногти также может являться признаком повышенной тревоги.

При тревожных нарушениях адаптации, человек может испытывать признаки панического расстройства: внезапные приступы страха с проявлением соматических симптомов (одышка, учащенное сердцебиение и т.д.). При обсессивно-компульсивном расстройстве на первый план в клинической картине выходит навязчивые тревожные мысли и идеи, заставляющие человека постоянно повторять одни и те же действия.

Диагностика

Диагностика тревоги должна проводиться квалифицированным врачом-психиатром на основании имеющихся у пациента симптомов, которые должны наблюдаться на протяжении нескольких недель. Как правило, выявить тревожное расстройство не трудно, однако сложности могут возникнуть при определении конкретного его типа, так как многие формы имеют одинаковые клинические признаки, но отличаются временем и местом возникновения.

Прежде всего, подозревая тревожное расстройство, специалист обращает внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, присутствие признаков повышенной тревожности, к коим могут относиться нарушения сна, тревога, фобии и т.д. Во-вторых, учитывается длительность течения имеющейся клинической картины. В-третьих, необходимо убедиться, что все имеющиеся симптомы не представляют собой реакцию на стресс, а также не связаны с патологическими состояниями и поражениями внутренних органов и систем организма.

Само диагностическое обследование проходит в несколько этапов и помимо подробного опроса пациента включает в себя оценку его психического состояния, а также соматическое обследование. Тревожное расстройство следует отличать от тревоги, которая часто сопровождает алкогольную зависимость, так как в этом случае требует совершенно иное медицинское вмешательство. На основании результатов проведенного соматического обследования также исключаются заболевания соматической природы.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.