Психологическое обеспечение аварийно спасательных работ. Психологическая составляющая профессиональной деятельности спасателя

реализация мероприятий по поддержанию оптимального психического состояния специалистов, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, а также оказание экстренной психологической помощи пострадавшему населению.


  • - использование инженерных средств в процессе проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с их технологией...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне ЧС и обеспечение безопасности личного состава формирований, пострадавших и...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное подразделение центрального аппарата МВД России, предназначенное для разработки и осуществления мер по защите жизни и здоровья населения и материальных ценностей от пожаров, осуществления...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - средства механизации аварийно-спасательных работ, а также вспомогательные и другие специальные средства, используемые силами ликвидации ЧС при выполнении АСДНР в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - определение возможности выполнения аварийно-спасательными службами и спасателями возложенных на них задач...
  • - предназначен для десантирования в район бедствия связок по 3-5 спасательных плавсредств в упаковке с транспортных самолетов типа ИЛ-76, снабженных оборудованием для десантирования парашютно-грузовых систем...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс инженерных мероприятий и задач, выполняемых в целях создания аварийно-спасательным силам благоприятных условий в ходе проведения наиболее сложных работ по спасению пострадавших, локализации и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности личного состава...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - составная часть средств механизации ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - средства механизации аварийно-спасательных работ, а также вспомогательные и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении АСДНР в зонах аварий, катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...1.1.5. Сопровождение массовых мероприятий - комплекс мероприятий, осуществляемый специалистами психологической службы в местах массового скопления людей и направленный на профилактику массовых негативных реакций.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...Комплекс спасательных средств: совокупность систем и устройств, предназначенных для спасения экипажа аварийного объекта на акватории, а также для оказания помощи аварийному объекту.....

    Официальная терминология

  • - "...50) "район поисково-спасательных работ" - участок земной или водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которых проводятся поисково-спасательные работы;.....

    Официальная терминология

  • - см. Аккомпанемент...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Психологическое сопровождение поисково-спасательных работ" в книгах

Глава 12. Поисково-ударные действия

Из книги Истребитель подводных лодок автора Макинтайр Дональд

Глава 12. Поисково-ударные действия Зимой 1943/44 года и последовавшей за ней весной эскорты конвоев, которые следовали в Англию, часто усиливались кораблями нового класса, непрерывным потоком поступавшими с американских судостроительных верфей.В США они

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

автора Горз Джозеф

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ К сожалению, при проведении глубоководных спасательных работ подводные аппараты по своим возможностям ничем не превосходят водолазов. Как признал в 1964 г. руководитель американского проекта «Человек в

ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ Пенопласты и гранулы, несомненно, представляют собой многообещающее новое средство судоподъема, правда, только с небольших глубин. Как это ни грустно, но ни полиуретан, ни полистирол никогда не использовались

Психологическое сопровождение

Из книги автора

Психологическое сопровождение целостная, комплексная система взаимодействия психолога с человеком на уровне его субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения

Поисково-вызывная сигнализация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

4.10. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения спасательных работ

Из книги Промальп в ответах на вопросы автора Гофштейн Александр Ильич

4.10. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения спасательных работ В верхней зоне всегда должен находиться аварийный комплект для обеспечения возможной экстренной эвакуации или проведения спасательных работ.Состав комплекта:- аптечка;- 2 основные

На плаву без спасательных средств

Из книги автора

На плаву без спасательных средств Ваши действия будут зависеть от того, умеете ли вы плавать или не умеете, холодная вода или теплая и как далеко до берега.Ваши действия:1. Если вы умеете плавать, то, оказавшись в холодной воде далеко от берега, ждать спасения лучше

Что такое психологическое сопровождение и насколько это необходимо?

Из книги Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша автора Сергеева Оксана Михайловна

Что такое психологическое сопровождение и насколько это необходимо? Сейчас довольно распространена услуга психологического сопровождения, которую оказывают в школах материнства. Суть ее в следующем: с вами в роды идет акушерка или другой квалифицированный специалист,

Поисково-спасательные операции

Из книги Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] автора Жирохов Михаил Александрович

Поисково-спасательные операции Эвакуация экипажа, потерпевшего бедствие (или сбитого), производилась методом посадки спасательного вертолета рядом со сбитым вертолетом. В отдельных случаях эвакуация осуществлялась с режима висения вертолета.В случае отсутствия

Поисково-спасательная операция

Из книги Балканы 1991-2000 ВВС НАТО против Югославии автора Сергеев П. Н.

Поисково-спасательная операция Ночь на 2 мая 1999 г. стала самой кошмарной в жизни летчика истребителя F-16 с позывным «Hammer 34». Пилот катапультировался из объятого пламенем истребителя и после приземления был вынужден скрываться от сербов в густом лесу. «Hammer 34» перед тем, как

Поисково-прицельная система 2КН-К

Из книги Противолодочные самолеты автора Артемьев Анатолий Михайлович

Поисково-прицельная система 2КН-К Поисково-прицельная система, в отличие от системы «Беркут», предназначалась для обнаружения шумов ПЛ не только в звуковом, но и инфразвуковом диапазоне частот. Разработчикам системы «Коршун» пришлось встретиться с огромными

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Елена Ростиславовна Баенская,Ольга Сергеевна Никольская,Мария Михайловна Либлинг,Игорь Анатольевич Костин,Мария Юрьевна Веденина,Александр Владимирович Аршатский,Оксана Сергеевна Аршатская Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение

8.4.3. Медико-психологическое сопровождение

автора

8.4.3. Медико-психологическое сопровождение В периоде ликвидации последствий ЧС для того, чтобы отсрочить наступление переутомления, а также для профилактики острых и посттравматических стрессовых реакций, применяются различные психотехнологии. Среди них особое

11.3. Медико-психологическое (психо-физиологическое) сопровождение военнослужащих в условиях боевых действий

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

11.3. Медико-психологическое (психо-физиологическое) сопровождение военнослужащих в условиях боевых действий Развитие военного искусства, военной техники и вооружения (высокоточное оружие, автоматизированные системы управления, роботизация и др.) существенно повысило

11.3.1. Медико-психологическое (психофизиологическое) сопровождение

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

11.3.1. Медико-психологическое (психофизиологическое) сопровождение Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе профессиональной деятельности – это комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на оценку, коррекцию и

| Организация и ведение аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Основы безопасности жизнедеятельности
10 класс

Урок 19
Организация и ведение
аварийно - спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций




Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

Обеспечение действий сил гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований достигается проведением комплекса мер, указанных на схеме 23.

Разведка - это совокупность мероприятий по сбору данных, необходимых для оценки обстановки и принятия решения.

Задачи разведки:

Определение зоны и характера чрезвычайной ситуации;
- определение мест нахождения пострадавших и их состояния;
- установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения;
- оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации;
- выявление очагов пожаров;
- определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения;
- определение плана проведения поисково-спасательных работ.

Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами.

Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию (рис. 41). Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки (рис. 42).

Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.

Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, применению средств механизации, оборудованию в местах ведения работ пунктов водоснабжения и обеспечения водой.

Дорожное обеспечение возложено на отряды обеспечения движения, которые к указанному сроку готовят маршруты для пропуска транспорта и техники, поддерживают дороги в рабочем состоянии.

Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

На техническое обеспечение возложены проведение технического обслуживания машин и механизмов, ремонт их на месте и на ремонтных предприятиях, а также обеспечение запасными частями и агрегатами.

В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки.

В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.

Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

Поиск и обнаружение пострадавших;
обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.

Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения

Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения.

Санитарная обработка может быть частичной (рис. 43) и полной.

Частичную санитарную обработк у при загрязнении радиоактивными веществами по возможности проводят в течение первого часа после загрязнения непосредственно в зоне радиоактивного загрязнения или после выхода из нее (схема 24).

Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими аварийно химически опасными веществами проводят немедленно. Для этого, не снимая противогаза, нужно вначале обработать раствором из индивидуального противохимического пакета открытые участки кожи, на которые попало аварийно химически опасное вещество, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза. Если такого пакета нет, то можно обезвредить капельно-жидкие отравляющие вещества бытовыми химическими средствами.

Для проведения частичной санитарной обработки при загрязнении бактериальными (биологическими) средствами необходимо, не снимая противогаза, обметанием или отряхиванием удалить их с одежды, обуви и средств защиты, протереть дезинфицирующими средствами открытые участки тела, а при возможности обмыть их теплой водой с мылом.

Обработку необходимо проводить так, чтобы открытые участки тела не соприкасались с наружной поверхностью одежды и обуви.

При одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными, аварийно химически опасными веществами и бактериальными (биологическими) средствами сначала обезвреживают аварийно химически опасные вещества, а затем радиоактивные вещества и бактериальные средства.

Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды.

При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 3-5 ч с момента загрязнения.

При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью.

При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.

Жизнеобеспечение населения в ЧС. С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

Водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.

Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией.

Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально-психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства.

Вопросы и задания

1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

2. С какими целями проводят неотложные работы?

3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

Задание 37

Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

а)транспортное;
б) медицинское;
в) материальное;
г) разведка;
д) продовольственное;
е) санитарно-гигиеническое;
ж) инженерное;
з) гидрометеорологическое;
и) геодезическое;
к) техническое;
л) дорожное;
м)военное;
н) информационное.

Задание 38

Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

а) местная;
б) общая;
в) частичная;
г) неполная;
д) частная;
е)полная;
ж) индивидуальная

Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то непосредственно пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями, изменяется под воздействием чрезвычайной ситуации и отличается от повседневного. Изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших, являются одними из самых распространенных последствий ЧС. Причем этим изменениям подвержены не только те люди, которые пострадали физически, но и те, кто не получил травм.

Так, при разрушительном землетрясении в г. Скопле (Югославия), психогенные расстройства различной тяжести наблюдались у всех жителей города. В Ивановской области психогенные расстройства отмечались практически у всех находившихся в зоне действия сильнейшего урагана. Психические реакции людей на чрезвычайную ситуацию могут быть очень разными: в одной ЧС могут быть люди, сохраняющие способность адекватно действовать, люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению и люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

Можно выделить три основные группы психических реакций у пострадавших в ЧС:

Нормальные адаптивные реакции;

Невротические реакции и расстройства;

Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

Тяжесть психических реакций и расстройств зависит от различных групп факторов, однако, чаще всего встречаются нормальные реакции на сильное стрессовое воздействие, реже всего встречаются реакции психотического уровня. По данным различных авторов, тяжелые расстройства и реакции, характеризующиеся помрачением сознания и сопровождающиеся бредом или галлюцинациями, могут встречаться у 2-7% пострадавших.

Независимо от степени тяжести реакций и расстройств, у подавляющего числа пострадавших наблюдаются: частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; частичная или полная утрата способности к критической оценке окружающего и своего поведения; частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, значительно уменьшается временная перспектива, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.

Также важно учитывать, что психологические последствия ЧС могут охватывать значительные отрезки времени, соизмеримые с длительностью жизни человека, в том случае, если пострадавшим не оказывается адекватная психологическая поддержка в кратчайшие сроки после чрезвычайной ситуации. Ряд исследователей отмечает нарушения соматического и психического здоровья в течение 20 лет после перенесенной экстремальной ситуации: рост смертности от разных причин, увеличение числа заболеваний у пострадавших примерно в 2 раза.


Из приведенных примеров и анализа психического состояния и поведения пострадавших в ЧС следуют три важных вывода:

1. Состояние и поведение пострадавших в ЧС таковы, что могут осложнить ведение АСДНР, а также привести к ухудшению состояния пострадавших и к увеличению их количества;

2. Адекватное взаимодействие с пострадавшими позволяет снизить вероятность негативных последствий для психического здоровья пострадавших;

3. Взаимодействие с пострадавшими, которое часто является необходимым при оказании им помощи, может оказать влияние на состояние тех, кто оказывает помощь.

Безусловно, спасатель может оказать влияние и на психическое состояние пострадавших и на их поведение. Так же существуют методы и приемы, позволяющие самому спасателю сохранить высокую работоспособность и свести к минимуму негативное влияние работы в экстремальных условиях на профессиональное здоровье спасателя.

Психическое состояние пострадавших, тяжесть и длительность последствий для их психического и соматического здоровья зависят от многих факторов , которые можно разделить на три группы:

1. Группа факторов, характеризующих ЧС;

2. Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;

3. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.

К группе факторов, характеризующих ЧС, относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

С другой стороны нельзя забывать, что даже при прогнозируемых, локальных ЧС у пострадавших могут возникнуть тяжелые психогенные последствия.

Насколько они будут тяжелы в основном определяет вторая группа факторов, характеризующая личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших:

Соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших;

Подготовленность к ЧС;

Индивидуально-психологические особенности;

Личностный смысл трагического события;

- «коллективное поведение»;

Демографические, этнические особенности населения, социально-экономические и социально-политические особенности ситуации, сложившейся в регионе до ЧС.

Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь.

Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее - окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.

К следующей группе факторов, оказывающих значимое влияние на психологическое состояние пострадавших и характеризующих особенности организации помощи, относятся следующие: особенности организации аварийно-спасательных работ (АСР); особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ; отношение различных социальных институтов к пострадавшим.

Учет влияния различных факторов на состояние и поведение пострадавших важен для прогнозирования ситуации и профилактики нежелательных явлений. Проще предотвратить или минимизировать неприятности, чем героически их преодолевать. Когда же АСДНР сопровождаются скоплением значительного числа людей, в той или иной степени вовлеченных в ЧС, прогнозирование динамики психического состояния и поведения пострадавших является не только желательной мерой, но необходимым действием по обеспечению безопасности работ. При участии в ликвидации последствий крупных ЧС за рубежом необходимо также учитывать следующие факторы: культурное и этническое своеобразие страны; история отношений с Россией; наличие межэтнического конфликта и противоборствующих сторон.

У специалистов психогенные расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.

Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на спасателей, тоже можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические и индивидуальные.

I. Объективные факторы, характеризующие особенности работы спасателей в ЧС:

1. Климато-географические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.

многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергетические качества питания во время работ по ликвидации последствий ЧС, частое отсутствие горячей пищи и длительные перерывы между приемом пищи во время спасательных работ; отсутствие полноценного отдыха: недостаток сна; частые подъемы ночью по тревоге для выполнения внезапно возникших задач; размещение в неприспособленных для жилья помещениях; отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств.

3. Особые условия работы: эвакуация трупов; опасность повторных взрывов; работа в загазованном, задымленном помещениях и т.д.; осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни; внезапность: неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи; новизна: наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения задачи или в самой задаче; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; дефицит времени: условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности; эмоционально насыщенные межличностные контакты; высокая цена ошибки и т.д.

II. К социально-психологическим факторам, оказывающим влияние на состояние и работоспособность спасателей, относятся следующие: организационно-управленческие недостатки в ходе работы; недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи; социально-политические аспекты ситуации работы; освещение работ в СМИ. Нетрудно представить себе, с каким знаком влияет на спасателей негативное освещение в СМИ их работы в сложнейших условиях; напряженная социально-политическая ситуация в регионе; отсутствие координации в работе подразделений; недостаток сил и средств для выполнения поставленной задачи.

Кроме того, значимое влияние оказывают факторы, характеризующее в целом подразделение, в составе которого работает спасатель: уровень профессиональной подготовки специалистов подразделения, их профессиональный опыт; сплоченность подразделения; степень доверия к командованию.

III. Группа факторов, характеризующих индивидуальные особенности, включает: сформированность профессионально важных качеств; мотивация профессиональной деятельности. А также функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в ходе работы. Имеет значение и нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность аварийно-спасательных работ, в которых принимал участие специалист в последнее время.

У спасателей при воздействии экстремальных факторов наиболее типичной является форма адекватного ответа. Отличительной чертой адекватного типа ответа считает-ся увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации. Стереотипные, жес-тко детерминированные действия дополняются другими, ос-нованными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к изменению или даже смене алгоритма дея-тельности.

6.4.1. Пострадавшие в ЧС физически, потерявшие родных и близких, а также очевидцы трагических событий получают психические травмы, приводящие к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения, и нуждаются в экстренной психологической помощи.

6.4.2. Деятельность психологов в зоне ЧС представляет собой целостную систему мероприятий, направленных на оптимизацию актуального психического состояния пострадавших в условиях ЧС и профилактику отдаленных негативных психических последствий. Эта система включает в себя как отдельные специальные методы психологического воздействия, так и организацию особой среды, окружающей пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС, в ходе ликвидации ЧС.

6.4.3. Задачами работы психологов в зоне ЧС являются:

создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения АСДНР;

снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, оптимизация их актуального психического состояния;

профилактика возникновения у пострадавших отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события;

профилактика возникновения массовых негативных эмоциональных реакций.

6.4.4. Система мероприятий, проводимых психологами в зоне ЧС, включает в себя:

информационно-психологическое сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

организацию взаимодействия со службами, осуществляющими ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния пострадавших и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС;

экстренную психологическую помощь пострадавшим при наличии у них острых реакций на стресс;

психологическое консультирование пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС (работа с процессом горевания, фобиями, тревогой, чувством вины, актуализация ресурсов, профилактика суицидальных попыток и т.д.);



помощь компетентным службам в организации и проведении процедуры опознания погибших, психологическое сопровождение родственников погибших в ЧС при проведении процедуры опознания;

сопровождение массовых мероприятий, работа в толпе в целях профилактики массовых негативных эмоциональных реакций.

6.4.5. Информационно-психологическое сопровождениепострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС представляет собой комплекс действий психологов, направленных на своевременное, достоверное, регулярное и доступное информирование пострадавших о мероприятиях, проводимых с целью ликвидации ЧС и по другим вопросам, связанным с оказанием помощи пострадавшим.

6.4.5.1. Наличие своевременной и достоверной информации является важным условием для оптимизации психологической обстановки в зоне ЧС, снижения интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших, профилактики возникновения массовых негативных эмоциональных реакций. Как правило, особенностями психического состояния пострадавших в ЧС является чувство растерянности, дезориентация в окружающей действительности, притупленность мыслительных процессов.

6.4.5.2. Отсутствие необходимой информации либо получение пострадавшими недостоверных либо недоступных для их осмысления сведений приводит к раздражению, росту количества и интенсивности агрессивных реакций пострадавших, что повышает общую напряженность обстановки в зоне ЧС и снижает эффективность проводимых мероприятий по ликвидации ЧС. Порождаемые на фоне отсутствия информации слухи провоцируют массовые негативные реакции и неадекватные действия групп пострадавших. Необходимая информация должна быть донесена до пострадавших в доступной для них форме, с учетом особенностей их психического состояния.

6.4.5.3. Одновременно с подачей информации психологи осуществляют работу с острыми реакциями пострадавших на стресс, способствуют отреагированию пострадавшими их эмоционального состояния, помогают актуализировать ресурсы, прострагивают с пострадавшими ближайшую перспективу их действий, сопровождают пострадавших на всех этапах их участия в проводимых мероприятиях по ликвидации ЧС.

6.4.5.4. Важной составляющей информационно-психологического сопровождения пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является информирование их по телефону «Горячая линия», а также путем размещения информации на сайте «Интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС России». Информация о работе телефона «Горячая линия», а также адрес сайта доводятся до населения через СМИ.

6.4.6. Обеспечение минимальных условий жизнедеятельности пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС является существенным фактором, влияющим на общее, и в том числе, психическое, состояние пострадавших.

6.4.6.1. Как правило, люди, находящиеся в остром стрессовом состоянии, утрачивают способность и желание контролировать собственное самочувствие и жизнедеятельность, а именно: могут долгое время не испытывать чувство голода, жажды и потребности в отдыхе. Такое поведение пострадавших приводит к истощению их ресурсов, увеличивает риск развития соматических заболеваний, усугубляет интенсивность острых психических реакций, что осложняет работу специалистов по ликвидации ЧС.

6.4.6.2. Под обеспечением минимальных условий жизнедеятельности мы понимаем такой вид деятельности специалистов, который направлен на удовлетворение витальных потребностей пострадавших и включает в себя:

установление взаимодействия со службами, обеспечивающими питание, размещение, проживание, транспортировку пострадавших, а также родственников пострадавших и погибших в ЧС, в зоне ЧС. В процессе взаимодействия специалистам указанных служб разъясняются особенности психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших;

сопровождение пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС в целях стимулирования их к поддержанию собственных ресурсов и контролю за своим физическим состоянием. Сопровождение осуществляется круглосуточно на всех участках пребывания пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС.

6.4.7. Организация взаимодействия со службами, осуществляющими ликвидацию ЧС и оказание помощи пострадавшим, направлена на разъяснение особенностей психического состояния пострадавших и необходимость их учета при проведении мероприятий с участием пострадавших.

6.4.7.1. Недооценка состояния пострадавших существенно затрудняет проведение всех необходимых мероприятий, как то: замедляет процесс опознания, документального оформления необходимых процедур, повышает общее напряжение обстановки при проведении массовых мероприятий (организационных, траурных, похоронных), увеличивает риск агрессивных и истерических проявлений среди пострадавших и т.д.

6.4.7.2. Взаимодействие осуществляется со следующими службами:

АСФ МЧС России;

Всероссийская служба медицины катастроф (в том числе, психиатрическая);

государственные и муниципальные службы (органы управления, ЗАГС, юридические организации, социальные организации и т.д.);

прокуратура и следственные органы МВД России или принимающей стороны (в случае работы на территории другого государства);

страховые компании;

местные психологические службы (для усиления работы выездной группы ГУ ЦЭПП МЧС России, а также для передачи пострадавших в целях дальнейшей долгосрочной работы с ними);

средства массовой информации;

другие организации, принимающие участие в ликвидации ЧС.

6.4.7.3. Взаимодействие проводится по направлениям:

информационный обмен;

техническая организация пространства в местах нахождения пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС (места для сидения, оргтехника, освещение и т.д.);

определение дополнительной потребности в специалистах и видах деятельности в целях повышения эффективности помощи пострадавшим;

документооборот;

психологическая помощь специалистам указанных служб.

6.4.8. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наличии у них острых реакций на стресс является одним из основных видов деятельности психологов в зоне ЧС.

6.4.8.1. Вследствие действия стрессогенных факторов (во время или непосредственно после воздействия) у людей возникают психические реакции, не являющиеся патологическими (нормальные реакции на ненормальные обстоятельства). Такие реакции называют острые реакции на стресс (или острые стрессовые реакции). Некоторые из них не требуют обязательного вмешательства психолога, хотя их исход более благоприятен для пострадавшего при участии специалиста.

6.4.8.2. Есть случаи, когда экстренная психологическая помощь является обязательным условием для возможности сохранения дальнейшего психического здоровья пострадавшего. Острые реакции на стресс, такие как истерика, агрессия, страх (паника), могут носить провокативный характер и «заражать» толпу, что в значительной мере осложняет обстановку в зоне ЧС и работу всех служб по ликвидации ЧС. Наиболее типичные острые реакции на стресс: плач, истерические реакции, нервная дрожь, страх (паника), двигательное возбуждение, ступор, гетеро- или аутоагрессия, апатия. Все эти реакции взаимосвязаны и могут перетекать друг в друга.

6.4.8.3. Работа психолога состоит в отслеживании наличия острых реакций у пострадавших (в том числе, мониторинг толпы), сопровождении пострадавших, демонстрирующих острые реакции на стресс, с последующим оказанием им индивидуальной психологической помощи.

6.4.9. Психологическое консультирование пострадавших и родственников пострадавших и погибших в ЧС может проводиться после купирования острых стрессовых реакций, в процессе сопровождения пострадавших, либо по запросу самих пострадавших.

6.4.9.1. Психологическое консультирование в зоне ЧС основывается на базовых принципах классического консультирования, но имеет ряд специфических черт, обусловленных такими особенностями, как ограничения во времени, как правило, отсутствие стационарного помещения, психическое и физическое состояние пострадавших, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в ближайшее время после получения ими психической травмы.

6.4.9.2. Психологическое консультирование в зоне ЧС в первые часы после возникновения ЧС в значительной мере уменьшает риск отдаленных негативных последствий для психического здоровья пострадавших.

6.4.9.3. Психологическое консультирование пострадавших включает в себя: установление контакта, оценка тяжести психического состояния пострадавших, отреагирование негативных эмоций, актуализация внутренних ресурсов, построение ближайшей жизненной перспективы. Проведение психологической консультации способствует выявлению суицидальных рисков у пострадавших, помогает предотвратить суицидальные попытки. Профилактика суицидов является одной из важнейших задач работы психологов в зоне ЧС.

6.4.10. Психологическое сопровождение процедуры опознания погибших в ЧСявляется неотъемлемой частью процесса опознания, проводимого компетентными органами (Прокуратура, следственные органы МВД России, судебно-медицинская экспертиза).

6.4.10.1. Отсутствие психологического сопровождения в указанном процессе существенно замедляет проводимые мероприятия, снижает достоверность опознания, ухудшает психическое состояние родственников погибших в ЧС, а также специалистов, проводящих опознание.

6.4.10.2. Психологическое сопровождение процедуры опознания включает в себя следующие мероприятия:

перед началом процедуры опознания психологи знакомятся с состоянием тел погибших в целях наиболее адекватного информирования родственников погибших о состоянии тел и о том, какие именно особые приметы могут способствовать достоверному опознанию;

психологи принимают участие в предварительном опросе родственников следователем для признания их потерпевшими: работают с острыми реакциями родственников погибших, помогают вспоминать особые приметы;

психологи осуществляют сопровождение родственников погибших в ЧС во время предварительного компьютерного опознания погибших по фотографиям;

психологи сопровождают родственников в процессе непосредственного опознания тел погибших в ЧС в морге.

6.4.10.3. В связи с особенностями психического состояния родственников после процедуры опознания (снижение когнитивных функций, психическое и физическое истощение, состояние острого горя) психологи принимают участие в информационно-разъяснительной работе и помогают родственникам погибших в ЧС при оформлении необходимых документов и прохождении других формальных процедур.

6.4.11. Сопровождение массовых мероприятий психологами, их работа в толпе направлена на профилактику массовых негативных эмоциональных реакций. Как отмечалось ранее, острые реакции пострадавших на стресс имеют свойство «заражать» толпу, в результате чего действия толпы могут приобрести агрессивный характер. В целях избежания «заражения» толпы, а также для предотвращения суицидальных попыток проводится мониторинг толпы при проведении массовых мероприятий, выявление опасных острых реакций на стресс, таких как агрессия, истерика, суицидальные попытки. Носители этих реакций сопровождаются психологом отдельно, по возможности, удаляются из толпы, им оказывается индивидуальная психологическая помощь. Для повышения эффективности работы группы психологов при большом скоплении народа толпа условно разделяется на сектора, и за каждым специалистом закрепляется своя зона ответственности.

6.5. Морально-психологическое обеспечение АСДНР

6.5.1. Сущность, цели и задачи морально-психологического обеспечения.

6.5.1.1. Морально-психологическое состояние – это интегральная временная характеристика реального состояния человека (подразделения), включающая в себя совокупность элементов массового (коллективного) сознания личного состава, сформированного под воздействием военно-политических, социальных, экономических и других факторов, проявляющихся в боевой (повседневной) активности и готовности к выполнению поставленных задач.

6.5.1.2. Морально-психологическое состояние является следствием действия объективных и субъективных условий и факторов, обстоятельств, образа жизни и всей системы нравственного и военно-профессионального воспитания личного состава. Основой морально-психологического состояния личного состава являются духовные ценности, преобладающие в государстве и обществе и воспринятые личностью.

6.5.1.3. Морально-психологическое обеспечение (далее - МПО) - один из важнейших видов обеспечения профессиональной деятельности войск ГО, сил РСЧС. Применительно к масштабам и задачам МЧС России, МПО означает единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у специалистов МЧС России, личного состава войск ГО устойчивых психических состояний, развития морально-психологических и волевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач ГО, достижения высокой готовности в период подготовки и во время проведения АСДНР.

6.5.1.4. В МПО много общего с другими видами обеспечения – специальным, техническим, тыловым. Оно тесно и неразрывно с ними связано, потому что, в конечном итоге призвано обеспечить высокую готовность подразделений войск ГО, АСС, успешное выполнение поставленных задач.

6.5.1.5. Основными компонентами МПО являются:

индивидуально-воспитательная работа;

психологическая работа;

военно-социальная работа;

культурно-досуговая работа.

6.5.1.6. Вместе с тем, МПО во многом отличается от других видов обеспечения, имеющими взаимосвязь в основном с материальной сферой жизни и деятельности войск ГО, сил РСЧС. МПО призвано охватывать большую часть нематериальной, духовно-нравственной, психологической сферы деятельности сотрудников МЧС России, личного состава войск ГО в обстановке ликвидации ЧС. Сущность МПО при ЧС заключается в охвате нематериальной сферы подготовки и проведения АСДНР.

6.5.1.7. Применительно к масштабам и задачам, решаемыми подразделениями АСС при ЧС, МПО - это комплекс согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам мероприятий, осуществляемых командирами (начальниками, руководителями) подразделений, воспитательными органами для достижения морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающего безусловное выполнение профессиональных задач, а также в целях снижения психологических потерь.

6.5.1.10. Основной целью МПО в ходе подготовки и ведения АСДНР в мирное время и в особый период является обеспечение готовности АСС, войск ГО на основе поддержания морально-психологического состояния личного состава на уровне, достаточном для эффективного выполнения профессиональных задач.

6.5.1.11. Цель МПО подготовки и проведения АСДНР заключается в формировании высокого морального духа, способности действовать в условиях непосредственной и постоянной угрозы жизни, преодолевать состояние безнадежности и отчаяния, во что бы то ни стало стремиться к выполнению поставленной задачи.

6.5.1.12. Данная цель достигается посредством решения двух основных задач:

формирования высокоразвитых морально-нравственных представлений и идеалов как основы высокого морального духа;

подготовки психики спасателей, военнослужащих к максимальному сокращению периода адаптации к условиям ЧС и обстановке проведения АСДНР, формирования психологической готовности к активным действиям в любых условиях обстановки аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

6.5.1.13. Период подготовки к АСДНР можно разделить на два этапа – этап заблаговременной и этап непосредственной подготовки.

6.5.1.14. При заблаговременной подготовке к АСДНР проводятся:

анализ и оценка общественно-политической, социальной и криминогенной обстановки в регионах дислокаций воинских частей войск ГО, выработка предложений по их стабилизации и оперативному реагированию на факторы, снижающие готовность и психологическую устойчивость;

анализ морально-психологического состояния на индивидуальном и групповом уровнях;

психологическая подготовка к проведению АСДНР и психологическое слаживание расчетов и смен;

составление прогностических расчетов психогенных потерь личного состава и планирование практических мер по их снижению в различных условиях обстановки АСДНР.

6.5.1.15. В период непосредственной подготовки к проведению АСДНР в основе МПО лежит контроль морально-психологического состояния личного состава, закрепление навыков релаксации и концентрации, поддержка и стимулирование положительного (стенического) состояния.

6.5.1.16. Предупреждение и предотвращение психогенных потерь достигаются:

целеустремленным и оперативным проведением всех видов информирования;

пропагандой умелых и решительных действий в экстремальных условиях;

непрерывным и твердым руководством личным составом, четкими командами и указаниями;

энергичными действиями руководителей, их личным примером самообладания, выдержки;

выявлением лиц со слабой нервной системой, проведением с ними индивидуальной работы;

обучением способам сохранения самообладания, выдержки, психологической устойчивости.

6.5.1.17. Эффективность МПО во многом зависит от правильной оценки морально-психологического состояния личного состава на каждом этапе проведения АСР при ЧС. При этом учитываются:

выводы из анализа социально-политической обстановки в районе проведения АСР, реакция личного состава на ее изменение;

степень укомплектованности подразделений войск ГО личным составом, степень проявления им морально-психологических качеств, социально-психологическая и качественная характеристика личного состава, морально-психологический климат в коллективах спасателей, сильные и слабые стороны профессиональной обученности;

степень психологической готовности АСС, величина психогенных потерь;

уровень организованности, дисциплинированности, правопорядка;

возможности органов по воспитательной работе в организации воспитательной и культурно-досуговой работы, управлении техническими средствами воспитания.

6.5.1.18. Эффективность МПО АСР при ЧС достигается следующими направлениями деятельности командиров (начальников, руководителей):

постоянным изучением, анализом и объективной оценкой морально-психологического состояния личного состава в соответствии с решаемыми задачами, условиями обстановки проведения АСДНР;

своевременной и точной постановкой задач вышестоящими органами управления руководителям АСС, командирам (начальникам) по МПО;

правильным определением направлений, принципов, методов и форм МПО, своевременным осуществлением необходимых организационных, плановых мероприятий по их реализации;

обучением командиров (начальников, руководителей) умению эффективно решать практические задачи МПО АСДНР при ЧС;

знанием обстановки в районе проведения АСДНР, пониманием социальных, материально-бытовых проблем личного состава;

проведением во взаимодействии с органами управлений МЧС России, местными органами власти, органами внутренних дел и военной юстиции мер по поддержанию правопорядка, организованности и дисциплины в районе проведения АСДНР;

созданием необходимых условий для полноценного отдыха и восстановления физических и духовных сил личного состава.

6.5.2. Информационно-воспитательная работа.

6.5.2.1. Информационно-воспитательная работа (далее - ИВР) - система целенаправленных мероприятий, проводимых командирами (начальниками, руководителями) органами воспитательной работы по формированию и развитию личности. В ходе нее личный состав войск ГО, специалистов МЧС России информируют о политической обстановке в стране, принятых решениях органами государственной власти, поставленных задачах, о ходе АСР.

6.5.2.2. ИВР включает в себя все виды воспитания: государственно-патриотическое, трудовое, нравственное, политическое, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и др.

6.5.2.3. Целью ИВР является выработка у военнослужащих необходимых моральных качеств, нравственной мотивации поведения в сложных условиях ЧС, готовности и способности к успешному выполнению профессиональных задач.

6.5.2.4. Каждый военнослужащий, спасатель должен обладать оптимальным количеством информации с требуемым содержанием и качеством. Содержание информации должно включать необходимые сведения об обстановке в зоне ЧС, смысле выполняемой задачи, субординационных, социально-бытовых особенностях предстоящих работ при ликвидации ЧС. Задача руководителя состоит в определении оптимального объема информации, ибо как недостаток, так и избыток информации создает психологический дискомфорт.

6.5.2.5. Основными задачами ИВР являются:

оперативное разъяснение личному составу международного и внутриполитического положения России, решений Федерального собрания и Правительства РФ, приказов и указаний МЧС России, задач, стоящих перед АСС, частями и подразделениями войск ГО;

воспитание специалистов МЧС России на примерах мужества, отваги и героизма, самоотверженных действий в обстановке ЧС, пропаганда передового опыта и отличившихся в ходе АСДНР, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки;

сплочение вокруг идеи защиты населения и территорий, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности военной присяге, присяге сотрудника органов внутренних дел, Боевому Знамени;

разъяснение ответственности за воинские преступления, за невыполнение профессиональных задач, приказов, решительное пресечение моральной неустойчивости в ходе АСДНР;

мобилизация личного состава на эффективное проведение АСДНР, воспитание у них воли, боевого настроения, отваги, стойкости, мужества, инициативы, находчивости и других морально-профессиональных качеств, необходимых в ходе проведения АСДНР;

кропотливое, изо дня в день, доведение и разъяснение личному составу профессиональных задач, их важности и значения, способов выполнения;

развитие личной ответственности за постоянную боевую готовность вооружения и спасательной техники, их умелое и эффективное использование;

формирование у личного состава уверенности в эффективности спасательной техники;

организация общественно-государственной подготовки и информирования всех категорий личного состава;

своевременное и непрерывное снабжение подразделений центральной печатью, информационно-техническими средствами;

постоянно изучение общественного мнения и настроений личного состава в интересах удовлетворения его запросов и потребностей.

6.5.2.6. Проведение ИВР преследует цель - стабилизацию и поддержание функционирования ценностной системы личности. В основе построения ИВР лежит государственно-патриотическая идея любви к Родине, осознания своего служебного долга.

6.5.2.7. К силам ИВР относятся:

должностные лица органов управления, руководители АСС, командиры воинских частей и подразделений войск ГО и федеральной противопожарной службы;

должностные лица органов воспитательной работы;

нештатные группы информирования в органах управления;

информационный актив организаций.

6.5.2.8. В интересах МПО используются средства массовой информации: система государственного и ведомственного теле и радиовещания, центральная, местная и ведомственная печать, технические средства воспитания и информации, стационарные и подвижные полиграфические комплексы (оборудование).

6.5.2.9. К средствам МПО относятся склады и ремонтные мастерские технических средств воспитания, кинобазы, кинопрокатные пункты, средства связи и управления.

6.5.2.10. Эффективность ИВР достигается по следующим направлениям:

оперативным инструктированием руководителей, командиров (начальников), их заместителей по воспитательной работе;

конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационно-воспитательной работы непосредственно в дежурной смене, группе, экипаже, расчете, взводе;

непрерывным прогнозированием обстановки, своевременным реагированием всей информационно-воспитательной деятельности на ее изменения;

точным знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учетом в организации информирования личного состава.

6.5.2.11. Среди организационных форм ИВР выделяется общественно-государственная подготовка. Однако, как показывает практика, общественно-государственная подготовка в период проведения АСДНР имеет ограниченные возможности. Как правило, она трансформируется в политическое информирование личного состава.

6.5.2.12. Наиболее приемлемыми формами политического информирования в период проведения АСДНР являются оперативно проводимые информирование, читка и разъяснение материалов периодической печати, короткие групповые и индивидуальные беседы, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний, передача важной информации с помощью средств связи и другие.

6.5.2.13. Важнейшим направлением ИВР в системе МПО АСР при ликвидации ЧС является удовлетворение информационных потребностей и интересов личного состава. Действенным средством профилактики слухов, паники и различных фобий служит своевременное, объективное, убедительное и полное информирование личного состава о событиях, проблемах и фактах.

6.5.2.14. Эффективность управления системой ИВР достигается:

информационным обеспечением, которое осуществляется в целях всестороннего и своевременного информирования спасателей по важнейшим проблемам жизни страны и деятельности структур МЧС России;

своевременной постановкой задач ИВР;

оперативным инструктированием начальников (руководителей) органов управлений, командиров, заместителей по воспитательной работе;

конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационной работы, творческим их применением в соответствии с условиями обстановки;

целеустремленной организацией ИВР непосредственно в подразделении;

постоянной связью с личным составом и корректированием ИВР с учетом их настроений и запросов;

точным знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учетом в организации информирования личного состава;

поддержанием постоянной связи и обменом информацией между воспитательными структурами и органами управления;

организацией устойчивого руководства ИВР.

6.5.2.15. ИВР в ходе подготовки и проведения АСР направлена на решение следующих задач:

повышение эффективности и качества АСДНР;

воспитание у подчиненных стремления к овладению смежными специальностями;

обеспечение крепкой трудовой и воинской дисциплины;

соблюдение правил техники безопасности и охраны труда и др.

6.5.2.16. ИВР с личным составом подразделения по выполнению профессиональных задач делят на три следующих этапа: предварительную подготовку к работе, работу в ходе проведения АСДНР, ИВР после окончания работ.

6.5.2.17. Предварительная подготовка к работе включает в себя:

постановку нижестоящим руководителям, всем военнослужащим конкретных задач;

инструктаж актива подразделения по содержанию и формам ИВР;

оказание помощи нижестоящим руководителям в подготовке ИВР на объекте проведения АСР;

подготовка технических средств воспитания к работе в зоне аварии, катастрофы или стихийного бедствия и др.

6.5.2.18. Работа в ходе проведения АСДНР в районе аварии, катастрофы, стихийного бедствия главной задачей ИВР является мобилизация личного состава на эффективный труд, обеспечение высокой дисциплины. Основным методом ее проведения является индивидуальная работа с личным составом непосредственно на рабочих местах. В ходе этой работы разъясняется стоящие перед подразделением задачи, добиваются повышения личной ответственности за качественное выполнение заданий и др. Кроме того, на месте аварии, катастрофы используются и коллективные формы работы с личным составом. В перерывах проводится информирование о ходе АСР, эффективных методах работы, о передовиках-спасателях.

6.5.2.19. ИВР после окончания АСР включает:

подведение результатов деятельности, определение степени усердия каждого спасателя, военнослужащего;

организация пропаганды передового опыта, используя печать, устную и наглядную агитацию;

анализ недостатков и путей их недопущения в будущем;

подведение итогов работы руководителей в сфере морально-психологиче­ского обеспечения АСДНР;

определение основных реабилитационных мероприятий;

обеспечение содержательного досуга и отдыха личного состава, порядка и дисциплины и др.

6.5.3. Психологическая работа.

6.5.3.1. Психологическая работа - это деятельность должностных лиц МЧС России, направленная на формирование и развитие у специалистов МЧС России психологических качеств, обеспечивающих психологическую готовность и способность выполнить профессиональную задачу в любых условиях обстановки проведения АСР при ликвидации ЧС, а также на сохранение их психического здоровья.

6.5.3.2. Исходным, направляющим элементом технологического цикла психологической работы является определение ее целей и задач, т.е. формулирование конечного итога, результата, к достижению которого стремятся субъекты психологической работы. Цель направляет деятельность, заставляет в процессе работы соизмерять полученные результаты с поставленными задачами и вносить необходимые коррективы. Целеполагание зависит от многих факторов: от профессиональной компетентности и согласованности действий должностных лиц психологической работы, ее материально-технического обеспечения, специфики задач, стоящих перед личным составом подразделений, исходного уровня психологической готовности и устойчивости личного состава, соответствия их психологических качеств требованиям профессиональной деятельности и т.п.

6.5.3.3. Целью психологической работы является достижение высокой служебной активности личного состава, его способности переносить высокие психологические нагрузки и сохранять психологическую устойчивость при выполнении АСР при ликвидации ЧС.

6.5.3.4. Психологическая работа предполагает:

изучение и анализ индивидуально-психологических особенностей личного состава и социально-психологических характеристик коллективов;

прогнозирование психологических процессов и явлений в коллективах и в поведении разных категорий личного состава;

психологическое обеспечение требуемой воинской и трудовой дисциплины, организованности и порядка;

проведение социально-психологического анализа воинской и трудовой дисциплины, выявление причин и условий происшествий, преступлений, выработку психологических и профилактических мер их предупреждения;

обеспечение оптимального психологического режима жизнедеятельности на основе закономерностей функционирования психики и психических процессов;

обеспечение психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению профессиональных задач при ликвидации ЧС;

вооружение спасателей знаниями об особенностях воздействия стресс-факторов обстановки ЧС на их сознание, психику и поведение;

проведение практических занятий и тренировок по подготовке психики личного состава к действиям в обстановке ЧС;

формирование постоянной психологической готовности к проведению АСДНР, способности преодолевать страх и противостоять панике;

психологическое обеспечение устойчивости навыков владения спасательной техникой и оборудованием, выполнения функциональных обязанностей и т.д.;

непосредственную подготовку психики личного состава к выполнению конкретных задач по ликвидации ЧС;

проведение профилактических мероприятий по повышению эмоциональной психологической устойчивости, снижению психогенных потерь, сохранению высокой активности;

организация психологического просвещения личного состава;

психодиагностику, психокоррекцию, оказание оперативной психологической помощи и проведение психологической реабилитации спасателей, получивших психические травмы, возвращение их в строй;

создание условий и проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействия угнетающей обстановки на весь личный состав, восстановление психического равновесия.

Время: 2 часа.

Цели занятия :

  1. Изучить общие понятия и определения;
  2. Ознакомиться с организацией и основное содержание аварийно-спасательных работ.

Оборудование. Учебник, ПК, проектор, DVD - фильм: О репродуктивное здоровье

План занятия.

На доске:

Число, месяц


Аварийно-спасательные работы (а-с работы)
- это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Организация и ведение разведки в зоне Ч С.

Ocoбенностью организации разведки в зоне ЧС является выполнение основного условия - в состав разведформирования включаются специалисты, хорошо знающие специфику производства, на котором произошла авария, специалисты -химики с соответствующими приборами разведки и т.п.

Основные задачи разведки при возникновении ЧС в мирное время:

    осуществление усиленного наблюдения и лаборатopногo контроля за изменениями степени заражен-ности объектов внешней среды РВ, АХОВ, БС в рай-онах ЧС и на прилегающих к ним территориях;

    выявление общей обстановки в районах ЧС;

    установление мест нахождения людей, пострадавших при ЧС, и определение способов их спасения.

Разведка проводится

    активно,

    целеустремленно,

    своевременно

и непрерывно, а добытые данные должны быть достоверными.

В зависимости от способов дo-бывания разведданных и выделяемых для этого средств разведка подразделяется

на воздушную, речную (морскую), наземную.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций и opгaнов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством комиссии по ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или лик-видировать ее невозможно, указанные комиссии обра-щаются за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости организуется смена и отдых личного состава

формирований на месте работ или в установленных местах (районах).

Целью проведения аварийно--спасательных и дрyгиx неотложных работ (АСДНР) является спасение людей и оказание медицинской помощи пострадавшим, лока-

лизация аварии и устранение повреждений, препятствующих ведению спасательных работ.

Виды аварийно-спасательных работ:

  • поисково-спасательные,
  • горноспасательные,
  • газоспасательные,
  • противофонтанные работы,
  • а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров,
  • работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Спасательные работы включают:

  • разведку маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрyтax выдвижения и участках (объектах) работ;
  • розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;
  • вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
  • подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
  • оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывод (вывоз) населения из опасных зон в безопасные районы;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обра-ботку сельскохозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и oдeжды, продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража.

Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Другие неотложные работы включают:

прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий в газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушивание конструкций зданий в сооружений, yгpожающих обвалом и препятствующих безопасному движению и проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ,

а также защитных сооружений для укрытия людей в случае повторных чрезвычайных ситуаций;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и дрyгиx взрывоопасных предметов, АСДНР проводятся непрерывно, днем и ночью, в

любую погоду до полного их завершения. Для их проведения могут использоваться все имеющиеся типы и марки строительных и дорожных машин и механизмов.

Последовательность и способы выполнения АСДНР зависят от характера разрушений, состояния коммунальных, энергетических и технологических сетей, стe-пени радиоактивною и химического заражения территории, пожаров и других условий, влияющих на дейст-вия формирований.

В первую очередь проводятся работы по устройству проездов и проходов к поврежденным и разрушенным зданиям, где, возможно, находятся люди, а также в мe-стах, препятствующих проведению спасательных работ.

Поиск и спасение людей начинаются по данным разведки сразу же после ввода спасательных групп на участок(объект) работ. Личный состав формирований разыскивает убежи-ща и укрытия, устанавливает связь с укрывающимися в защитных сооружениях, используя средства связи, воздухозаборные отверстия, а также путем перестукивания через двери, стены, трубы водоснабжения и отопления. В первую очередь в убежище подается воздух, для чего расчищают воздухозаборные каналы или, при необходимости, проделывают отверстия в стенах. пе-рекрытиях.

Всем пострадавшим оказывается квалифицированная медицинская помощь, при необходимости принимаются меры по обеззараживанию территории и санитарной обработке людей.

Учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс, Ю.Л. Воробьёв



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.