Тревожность является составной частью стресса. Стресс и тревога

Существует ли граница между разумным беспокойством и мучительной тревожностью? Тревога - это душевное волнение, связанное с предчувствием опасности, неудачи, неприятного события. В какой момент это состояние становится болезненным? Рассмотрим тревожность в психологии. Что кроется за повышенной тревожностью? Каковы ее причины и как от нее избавиться?

Определение в психологии

Что такое тревожность? Психология рассматривает состояние в двух видах:

  • эмоциональное состояние, появляющееся время от времени;
  • черта личности и темперамента.

Беспокойство, тревога возникают у любого человека время от времени. Это , значимое событие, к примеру, встреча любимого человека после разлуки или экзамены.

Второй вариант — личностная тревожность в психологии. Таких людей описывают как высокотревожных, они склонны воспринимать любую ситуацию как угрозу своему благополучию, жизни, здоровью, самооценке, престижу.

Личностная повышенная тревожность - это индивидуальная особенность, которая вызывает постоянное беспокойство, озабоченность банальными жизненными ситуациями. Беспокойный человек боится, что опоздает на работу и его там будут ругать, ребенок попадет под машину, любимый человек разлюбит, на обследовании у врача у него найдут неизлечимую болезнь. На такое волнение нет оснований, но тревожный человек всегда найдет о чем беспокоиться без причины.

Интересный факт! Психолог Д. Каган, специализирующийся на проблемах тревожных людей, утверждает, что люди с излишней тревожностью являются ценными работниками. Они взвешивают свои поступки, не идут на неоправданные риски и тщательно заботятся о здоровье.

Почему я тревожусь

Откуда берется постоянное беспокойство? Основные причины тревожности:

  1. Мнительная, беспокойная семейная атмосфера. Родители всегда чего-то опасались, боялись, повышенная тревожность стала нормой и для их детей.
  2. Стрессы, перенесенные в детстве. К примеру, отвержение матери, ребенок находился во враждебной среде, не получая защиты от близкого человека.
  3. Семейная авторитарность, завышенные требования. Такого ребенка часто ругают, не хвалят, все его достижения обесцениваются.
  4. Конституциональная особенность, склонность к психическим расстройствам, высокая эмоциональность и чувствительность
  5. Тяжелые жизненные обстоятельства, к примеру, война, катастрофа, физическое насилие.

Психология много лет изучала феномен тревоги. Тревожность в психологии - это специфическое состояние, на него могут влиять внутренние и внешние раздражители. Психика каждого человека развивается по своему сценарию, поэтому причины постоянного беспокойства различны.

Тревожность связана и со стрессом. Тревожное чувство возникает из-за стрессовых ситуаций. Но психология рассматривает уровень тревоги, как индивидуальную чувствительность к стрессовому напряжению. У кого-то уровень высокий, а некоторые люди имеют низкую степень тревоги в экстремальных ситуациях.

Интересный факт! Нейропсихолог Д. Коплан сделал вывод, что повышенная тревожность сегодня может привести к успеху. Руководителям нужны такие качества, как осторожность, придирчивость и умение анализировать. Ему вторит и журналист Скотт Стосселл. Автор книги о тревоге уверен, что финансовый кризис 2008 года возник из-за игроков, которые забыли об осторожности.

Плюсы и минусы

Повышенная тревожность имеет много минусов. Беспокойная личность может отказаться от возможностей, которые дает жизнь. Такой человек нерешителен, он боится сделать выбор, сомневается в правильности своих решений и действий. Страдает и самооценка, повышенный уровень тревожности не дает вступать в дела, исход которых неочевиден. В психологии это называется «избегание неудач». «Если можно избежать какого-либо дела, то и не надо».

Но тревожное состояние имеет ряд плюсов. Такие люди исполнительны, скрупулезны, они хорошо справляются с возложенными на них обязанностями.

Совет! Старайтесь чаще хвалить беспокойного человека. Постоянное внутреннее беспокойство рождает чувство вины, уменьшает запас энергии и сил. Поддержка, похвала придадут уверенности, снизят чувство беспокойства и волнения.

Можно ли справиться

Беспокойство, черпают жизненные ресурсы, мешают наслаждаться жизнью. Что делать? Можно попробовать применить следующие методы:

Принятие

Тревожное состояние, мнительность не пройдет самостоятельно. Это черта личности, стоит принять ее в себе. Нужно учиться жить со своей особенностью, улучшать качество общения с людьми, принимать радости жизни.

Отпускайте контроль

Психологическая особенность таких людей - желание все контролировать. «Мне нужно проследить за всем, чтобы ничего не случилось». Для освобождения от беспокойства нужно принять факт, что нельзя все держать под контролем. Начинайте с малого. Не контролируйте сегодня как муж доехал до работы, не проверяйте курс рубля, погодные условия и наличие у ребенка головного убора. Попытка все проконтролировать - это страх за будущее, стоит признать ограниченность собственных сил.

Учимся расслаблению

Очень важно научиться сбрасывать напряжение. Могут помочь техники релаксации, дыхательные техники, приятная, успокаивающая деятельность.

Спорт и движение

Беспокойство начинается по утрам и не заканчивается целый день? Рекомендуется двигательная активность. Это может быть зарядка, велосипед, ролики, коньки, лыжи.

Позитивное общение с собой и другими

Психологи рекомендуют рисовать свои страхи и волнения. Еще полезно прописывать, проговаривать свое беспокойство. Помогают в этом интернет-форумы, но аудитория должна быть позитивной и поддерживающей. Агрессивные пользователи могут только ухудшить состояние.

Выключите программы новостей

Тревога на душе может быть из-за негативного информационного поля. Криминальные хроники, разоблачения, умирающие и больные животные в социальных сетях только повышают беспокойное состояние. Стоит окружать себя позитивными фильмами, передачами, сократить общение с людьми, склонными драматизировать ситуацию.

Важно! Если к мнительному состоянию прибавляются другие симптомы, к примеру, комок в горле, сильное сердцебиение, раздражительность, потливость, то рекомендуется обратиться к врачу.

Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее время, как уже отмечалось, выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности, длительные внешний стресс , возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, с одной стороны, и внутренние - психологические и/или психофизиологические - с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.

И. А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности, предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя», личностная, тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С. Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее ». Однако, как представляется, для содержательного ответа на этот вопрос такой общей ссылки явно недостаточно.

Более продуктивным, с нашей точки зрения, является подход, объединяющий внешний источник стресса и его субъективную оценку. В ряде исследований тревога, «субъективное состояние страха-тревоги» рассматривается как психологический эквивалент любого конфликта. При этом конфликт понимается в основном как противоречие между оценкой индивидом определенной ситуации как угрожающей (вне зависимости от ее объективных характеристик) и отсутствием необходимых средств для ее избегания или преодоления. Это представление находится в общем ряду теорий тревожности и стресс как его компонента, связывающего их возникновение с когнитивной оценкой угрозы. Последняя предполагает, что процесс подобной оценки состоит из нескольких этапов:

  1. непосредственной оценки ситуации как угрожающей;
  2. поиск и отбор средств преодоления угрозы;
  3. когнитивная переоценка ситуации и изменение отношения к ней.

Тревожность возникает тогда, когда оценка внешней угрозы соединяется с представлениями о невозможности найти подходящие средства для ее преодоления , а ее профилактика и коррекция понимаются как обучение «переоценке ситуации» .

Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности.

В качестве еще одного - экстремального - внешнего источника тревожности в литературе выделятся посттравматический стресс . Общая тревожность является одним из центральных компонентов «посттравматического синдрома» у взрослых.

Систематические исследования влияния «стрессовых жизненных событий» или «детской травмы» начались, как известно, во время второй мировой войны. Одна из наиболее известных работ этой группы - исследование А. Фрейд и Д. Т. Бирлингам, посвященное детям, эвакуированным из Лондона. Множество исследований посвящено тревожности, возникшей в результате таких травматических факторов, как аварии, природные катастрофы, пребывание в клинике, хирургические операции, развод родителей. Особую группу, активно развивающуюся, к сожалению, в настоящее время, составляет изучение тревожности детей - жертв жестокого обращения, насилия, в том числе и сексуального.

Анализ этих исследований выходит за рамки нашей работы. Укажем лишь на некоторые значимые для нас данные. Прежде всего, это значительные диспропорции между тем, какое количество людей объективно подвергаются травматическому стрессу и выраженным переживаниям его психологических последствий. Данные убедительно свидетельствуют: несмотря на то, что травматичесские стресс ситуации практически одинаковой интенсивности переживают множество взрослых и детей, далеко не у всех из них развиваются невротические симптомы, в том числе и тревожность. Среди детей количество последних, по данным разных источников, колеблется от 25 до 50%.

В качестве определяющих выделяются два основных фактора: во-первых, отношение ребенка к происходящему, во многом зависящее от его личностных особенностей и предшествующих травме условий жизни и воспитания, и во-вторых, что самое главное, - присутствие во время стресс ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребенку эмоциональную поддержку. Так, например, по данным упоминавшегося выше исследования А. Фрейд и Д. Т. Бирлингам, среди детей, переживших бомбардировки Лондона вместе с родителями, количество тех, кто проявлял невротические признаки, оказалось значительно меньшим, чем среди эвакуированных в безопасные районы без родителей.

Особую группу составляют работы отечественных психологов и психологов стран СНГ, связанные с последствиями землетрясения в Армении и аварии на Чернобыльской АЭС. Так, при изучении тревожности у детей и подростков, проживающих в местностях, радиационно-загрязненных после аварии на Чернобыльской АЭС, также выявилась ее связь как с внешними стрессовыми условиями жизни, так и внутриличностными конфликтами.

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие тревожности у взрослых демонстрируют результаты исследований, проведенных на Украине сразу после Чернобыльской катастрофы. В нем участвовали ликвидаторы аварии и взрослые жители пострадавших районов. Полученные данные убедительно показали, что тревожность населения зараженных районов оказалась связанной прежде всего с информационной неопределенностью, противоречивостью получаемых сведений и советов. В тех же случаях, когда информация была достаточно однозначной, хотя и неблагоприятной, и давались конкретные рекомендации, как это было в группе ликвидаторов аварии, уровень тревожности лишь ненамного превышал средний и опосредствовался личностными особенностями, прежде всего стремлением к самоутверждению.

Все это, во-первых, свидетельствует, что источником тревожности в указанных случаях является не столько сама по себе угрожающая радиационная обстановка, сколько неопределенность самой жизненной ситуации, ее неоднозначность, степень и характер информированности о ней, а также о возможных последствиях. Во-вторых, оно указывает на опосредующий фактор - личностные особенности людей, ее переживающих. Последнее неоднократно подтверждалось в самых разных работах, проводимых как на детях, так и на взрослых. Большой интерес в этой связи представляет представленное выше исследование С. Р. Вирта.

Все приведенные выше факты, как представляется, убедительно свидетельствуют, что в случае устойчивой тревожности влияние стресса, в том числе и травматического, оказывается опосредованным внутриличностными факторами, что отражается в известных феноменах оценки и переоценки стрессовых ситуаций. Это, на наш взгляд, снимает проблему локализации источника тревоги, «внешней» и «внутренней» тревожности. Речь, по-видимому, должна идти о едином явлении, имеющее как внешние, так и внутриличностные источники.

Наличие этих двух типов источников важно, однако, учитывать при профилактике и преодолении тревожности, в частности для предотвращения травматических воздействий или смягчения их последствий. Наиболее значимым в этом плане, судя по литературным данным, является, как уже отмечалось, стресс разлуки с матерью или замещающим ее лицом.

Факторы общения, и прежде всего детско-родительские отношения, как особые детерминанты развития, возникающие «на пересечении действия факторов объективных и субъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды», выделяются сегодня в качестве центральных при исследовании практически всех сторон развития. Рассмотрим их применительно к устойчивой личностной тревожности.

тревожность , существовало везде и всегда. «Мне тревожно», «я испытываю страх», «вдруг стало отчего-то страшно» - эти и другие примеры наглядно иллюстрируют, что тревожность - не такое уж и не частое явление.

Что же такое тревожность с точки зрения психологии?

Тревожность - это индивидуальная психологическая особость, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Еще тревожность определяют как «переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности».

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невероятности принять решение. Она может проявляться в бегстве, «уходе» от ситуации, от нужно будетсти разрешить проблему.

На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркулирования крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, понижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Тревожность неоднородна. Можно говорить о разных ее видах. Например, об адекватной и неадекватной ее разновидности. Критерием подлинной тревожности выступает ее неадекватность реальной успешности, реальному положению индивида в той или иной области. Только в таком случае она может рассматриваться как проявление общеличностной тревожности, «зафиксировавшейся» на определенной сфере.

Тревожность можно подразделять также на устойчивую в какой-или сфере (ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную) и общую, генерализованную тревожность, свободно меняющую объекты в зависимости от изменения их значимости для человека..

Помимо разных видов, выделяют разные формы тревожности. Форма тревожности - особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального его выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся приемах ее преодоления и компенсации, также в отношении человека к этому переживанию.

Выделяют две основных категорий тревожности: (1) открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; (2) скрытая - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся или в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, или косвенным путем - через специфические способы поведения.

К «открытым» формам тревожности относятся:

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность - сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой люди самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы можно выделить две субформы: (а) снижение уровня тревожности и (б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в 2-ух возрастах - младшем школьном и раннем юношеском, то есть в периодах, характеризуемых как стабильные. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.

3. «Культивируемая» тревожность - в этом случае, в отличие от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая» тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с вышеописанной формой 2б, различия касаются лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-30%их, она не не часто проявляется в поиске определенной «условной выгоды» и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного и того же малыша может встречаться одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность «культивируемой» тревожности может быть рассмотрена форма, которую условно можно назвать «магической». В этом случае человек как бы «заклинает злые силы» при помощи постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

«Культивируемая» тревожность встречается преимущественно в старшем подростковом - раннем юношеском возрасте, хотя отдельные случаи (прежде всего «магической» тревожности) отмечаются и на более ранних этапах.

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в одинаковой степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

У таких малышей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием, однако во внутреннем плане личности присутствуют множественные негативные переживания. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном - острую, нерегулируемую).

Тревога - это эмоция, которую испытывают все люди, когда нервничают или боятся чего-то. Постоянно быть «на нервах» неприятно, но что поделать, если жизнь такая: всегда найдётся причина для тревоги и страха, надо учиться держать свои эмоции под контролем, и всё будет хорошо. В большинстве случаев это именно так.

Тревожиться - нормально. Иногда это даже полезно: когда мы переживаем из-за чего-то, то уделяем этому больше внимания, работаем усерднее и вообще достигаем лучших результатов.

Но иногда тревога выходит за разумные пределы и мешает жить. И это уже тревожное расстройство - состояние, которое может испортить всё и которое требует особенного лечения.

Почему появляется тревожное расстройство

Как в случае большинства ментальных расстройств, точно никто не скажет, почему к нам цепляется тревога: о мозге пока знают слишком мало, чтобы говорить о причинах уверенно. Скорее всего, виноваты несколько факторов - от вездесущей генетики до травмирующего опыта.

У кого-то тревожность появляется из-за возбуждения отдельных участков мозга, у кого-то шалят гормоны - и норадреналин, а кто-то получает расстройство в нагрузку к другим заболеваниям, причём не обязательно психическим.

Каким бывает тревожное расстройство

К тревожным расстройствам Studying Anxiety Disorders . относятся сразу несколько групп заболеваний.

  • Генерализованное тревожное расстройство . Это тот случай, когда тревога появляется не из-за экзаменов или предстоящего знакомства с родителями любимого человека. Тревога приходит сама по себе, ей не нужен повод, и переживания настолько сильны, что не дают человеку выполнять даже простые повседневные дела.
  • Социальное тревожное расстройство . Страх, который мешает находиться среди людей. Кто-то боится чужих оценок, кто-то - чужих действий. Как бы то ни было, это мешает учиться, работать, даже ходить в магазин и здороваться с соседями.
  • Паническое расстройство . Люди с таким заболеванием испытывают приступы панического страха: они пугаются так сильно, что иногда не могут сделать шаг. Сердце бьётся с бешеной скоростью, в глазах темнеет, воздуха не хватает. Эти приступы могут приходить в самый неожиданный момент, причём иногда из-за них человек боится выходить из дома.
  • Фобии . Когда человек боится чего-то конкретного.

Кроме того, тревожное расстройство часто встречается в сочетании с другими проблемами: биполярным или обсессивно-компульсивным расстройством или .

Как понять, что это расстройство

Основной симптом - постоянное ощущение тревоги, которое длится не менее шести месяцев, при условии, что поводов нервничать нет или они незначительны, а эмоциональные реакции непропорционально сильные. Это значит, что тревога меняет жизнь: вы отказываетесь от работы, проектов, прогулок, встреч или знакомств, какой-то деятельности только потому, что слишком переживаете.

Другие симптомы Generalised anxiety disorder in adults — Symptoms . , которые намекают, что что-то не так:

  • постоянная усталость;
  • бессонница;
  • постоянный страх;
  • невозможность сосредоточиться;
  • невозможность расслабиться;
  • дрожь в руках;
  • раздражительность;
  • головокружение;
  • частое сердцебиение, хотя никаких сердечных патологий нет;
  • повышенная потливость;
  • боли в голове, животе, мышцах - при том, что врачи не находят никаких нарушений.

Точного теста или анализа, при помощи которого можно опознать тревожное расстройство, не существует, ведь тревогу нельзя измерить или потрогать. Решение о диагнозе принимает специалист, который смотрит на все симптомы и жалобы.

Из-за этого есть соблазн удариться в крайности: то ли диагностировать себе расстройство, когда в жизни просто началась , то ли не обращать внимания на своё состояние и ругать безвольный характер, когда из-за страха попытка выйти на улицу превращается в подвиг.

Не надо увлекаться и путать постоянный стресс и постоянную тревогу.

Стресс - это ответ на раздражитель. Например, на звонок недовольного клиента. Когда ситуация меняется, уходит и стресс. А тревога может остаться - это реакция организма, которая происходит, даже если прямого воздействия нет. Например, когда входящий вызов поступает от постоянного клиента, который всем доволен, а трубку снять всё равно страшно. Если тревога настолько сильна, что любой телефонный звонок - это пытка, то это уже расстройство.

Не надо прятать голову в песок и делать вид, что всё нормально, когда постоянное напряжение мешает жить.

Обращаться к доктору с такими проблемами не принято, а тревожность часто путают с мнительностью и даже трусостью, а быть трусом в обществе - стыдно.

Если человек поделится своими страхами, то скорее получит совет взять себя в руки и не раскисать, чем предложение найти хорошего врача. Беда в том, что преодолеть расстройство мощным волевым усилием не получится, как не получится вылечить медитацией.

Как лечиться от тревоги

Постоянная тревога лечится, как и другие расстройства психики. Для этого и существуют специалисты-психотерапевты, которые, вопреки распространённым , не просто разговаривают с пациентами о тяжёлом детстве, а помогают найти такие приёмы и техники, которые по-настоящему улучшают состояние.

Кому-то станет легче после нескольких бесед, кому-то поможет фармакология. Врач поможет пересмотреть образ жизни, найти причины, по которым вы много нервничаете, оценит, насколько выражены симптомы и нужно ли принимать препараты.

Если вы пока думаете, что психотерапевт вам не нужен, попробуйте приручить тревогу самостоятельно.

1. Найдите причину

Проанализируйте, из-за чего вы переживаете больше и чаще всего, и постарайтесь исключить из жизни этот фактор. Тревога - это естественный механизм, который нужен для нашей же безопасности. Мы боимся чего-то опасного, что может причинить нам вред.

Может, если вы постоянно трясётесь от страха перед начальством, лучше сменить работу и расслабиться? Если у вас получится, значит, ваша тревога вызвана не расстройством, лечить ничего не надо - живите и радуйтесь жизни. А вот если выделить причину беспокойства не получается, то лучше обратиться за помощью.

2. Занимайтесь спортом регулярно

В лечении ментальных расстройств много белых пятен, но в одном исследователи сходятся: регулярная физическая нагрузка действительно помогает держать разум в порядке.

3. Давайте мозгу отдыхать

Лучше всего - спать. Только во сне перегруженный страхами мозг расслабляется, а вы получаете передышку.

4. Научитесь тормозить воображение работой

Тревога - это реакция на то, чего не случилось. Это страх того, что только может произойти. По сути, тревога есть только в нашей голове и полностью иррациональна. Почему это важно? Потому что противодействие тревоге - это не спокойствие, а реальность.

Пока в тревожном воображении случаются всевозможные ужасы, в реальности всё идёт своим чередом, и один из лучших способов отключить постоянно зудящий страх - вернуться в настоящее, к текущим задачам.

Например, занять голову и руки работой или спортом.

5. Бросьте курить и пить

Когда в организме и без того бардак, расшатывать хрупкое равновесие веществами, которые влияют на мозг, как минимум нелогично.

6. Изучите техники релаксации

Тут действует правило «чем больше, тем лучше». Учитесь дыхательным упражнениям, ищите расслабляющие позы йоги, пробуйте музыку или даже , пейте ромашковый чай или используйте в комнате эфирное масло лаванды. Всё подряд, пока не найдёте несколько вариантов, которые будут помогать именно вам.

Тревожность – склонность человека ощущать сильную тревогу и страх, часто безосновательно. Она проявляется психологическим предвидением угрозы, дискомфортом и другими негативными эмоциями. В отличие от фобии, при тревоге человек не может точно назвать причину страха – она остается неопределенной.

Распространенность тревожности . Среди детей в средней школе тревожность достигает 90%. Среди взрослых 70% страдают от повышенной тревожности в разные периоды жизни.

Психологические симптомы тревожности могут проявляться периодически или большую часть времени:

  • чрезмерные переживания без повода или по незначительной причине;
  • предчувствие беды;
  • необъяснимый страх, перед каким-либо событием;
  • чувство незащищенности;
  • неопределенный страх за жизнь и здоровье (личное или членов семьи);
  • восприятие обычных событий и ситуаций, как опасных и недружелюбных;
  • подавленное настроение;
  • ослабление внимания, отвлечение на тревожные мысли;
  • сложности в учебе и работе из-за постоянной напряженности;
  • повышенная критичность к себе;
  • «прокручивание» в голове собственных действий и высказываний, повышенные переживания по этому поводу;
  • пессимизм.
Физические симптомы тревожности объясняются возбуждением вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Выражены незначительно или умеренно:
  • учащенное дыхание;
  • ускоренное сердцебиение;
  • слабость;
  • ощущение кома в горле;
  • повышенная потливость;
  • покраснение кожи;
Внешние проявления тревожности . Тревожность у человека выдают различные поведенческие реакции, например:
  • сжимает кулаки;
  • щелкает пальцами;
  • теребит одежду;
  • облизывает или кусает губы;
  • грызет ногти;
  • потирает лицо.
Значение тревожности . Тревогу принято считать защитным механизмом, который должен предупреждать человека о надвигающейся опасности из вне или о внутреннем конфликте (борьба желаний с совестью, представлениями о морали, социальными и культурными нормами). Это, так называемая, полезная тревожность . В разумных пределах она помогает избежать ошибок и поражений.

Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.

Норма и патология. Нормой считается умеренная тревожность , связанная с тревожными чертами характера . В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.

Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги , длящиеся от нескольких минут до нескольких часов, во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревога может быть симптомом:

К чему может привести повышенная тревожность. Под влиянием тревоги происходят нарушения поведения.
  • Уход в мир иллюзий. Часто тревога не имеет четкого предмета. Для человека это оказывается более мучительным, чем страх чего-то конкретного. Он придумывает причину страха, тогда на основе тревожности развиваются фобии.
  • Агрессивность. Возникает, если у человека повышена тревожность и занижена самооценка. Для того, чтобы избавиться от гнетущего чувства он унижает других людей. Такое поведение приносит лишь временное облегчение.
  • Безынициативность и апатия , которые являются последствием длительной тревог и связаны с истощением душевных сил. Снижение эмоциональных реакций мешает разглядеть причину вызывающую тревожность и устранить ее, а также ухудшает качество жизни.
  • Развитие психосоматического заболевания . Физические симптомы тревожности (сердцебиение, спазмы кишечника) усугубляются и становятся причиной заболевания. Возможные последствия: язвенный колит, язва желудка, бронхиальная астма, нейродермит.

Почему возникает тревожность?

На вопрос: «Почему возникает тревожность?» нет однозначного ответа. Психоаналитики говорят, что причина в том, что желания человека не совпадают с возможностями или противоречат морали. Психиатры считают, что виной всему неправильное воспитание и стрессы. Нейробиологи утверждают, что основную роль играют особенности протекания нейрохимических процессов в мозге.

Причины развития тревожности

  1. Врожденные особенности нервной системы. В основе тревожности лежит врожденная слабость нервных процессов, которая характерна для людей с меланхолическим и флегматическим темпераментом. Повышенные переживания вызваны особенностями нейрохимических процессов, которые протекают в мозге. Эту теорию доказывает факт, что повышенная тревожность передается по наследству от родителей, следовательно, она закреплена на генетическом уровне.
  2. Особенности воспитания и социальная среда. Развитие тревожности могут спровоцировать чрезмерная опека родителей или недружелюбное отношение со стороны окружающих. Под их влиянием тревожные черты личности становятся заметны уже в детстве или проявляются в зрелом возрасте.
  3. Ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья. Это могут быть тяжелые заболевания, нападения, автомобильные аварии, катастрофы и другие ситуации, которые вызвали у человека сильный страх за свою жизнь и благополучие. В дальнейшем эта тревога распространяется на все обстоятельства, которые ассоциируются с данной ситуацией. Так человек, переживший автомобильную аварию, испытывает тревогу за себя и близких, которые едут в транспорте или переходят дорогу.
  4. Повторяющиеся и хронические стрессы. Конфликты, проблемы в личной жизни, умственные перегрузки в школе или на работе истощают ресурсы нервной системы. Замечено, что чем больший негативный опыт у человека, тем выше его тревожность.
  5. Тяжелые соматические заболевания. Болезни, сопровождающиеся сильной болью, стрессом, высокой температурой, интоксикацией организма нарушают биохимические процессы в нервных клетках, что может проявляться тревожностью. Стресс, вызванный опасным заболеванием, вызывает склонность к негативному мышлению, что также повышает тревожность.
  6. Гормональные нарушения. Сбои в работе эндокринных желез приводят к изменению гормонального баланса, от которого зависит стабильность нервной системы. Часто тревожность связана с излишком гормонов щитовидной железы и нарушением в работе яичников. Периодическая тревожность, вызванная нарушением выработки половых гормонов, наблюдается у женщин в предменструальный период, а также во время беременности, после родов и абортов, при менопаузе.
  7. Неправильное питание и дефицит витаминов. Нехватка питательных веществ приводит к нарушениям обменных процессов в организме. А мозг особенно чувствителен к голоданию. На выработку нейромедиаторов негативно влияет недостаток глюкозы, витаминов группы В и магния.
  8. Отсутствие физических нагрузок. Сидячий образ жизни и отсутствие регулярных физических упражнений нарушают обмен веществ. Тревожность – результат этого дисбаланса, проявляющийся на психическом уровне. И наоборот, регулярные тренировки активизируют нервные процессы, способствуют выбросу гормонов счастья и устранению тревожных мыслей.
  9. Органические поражения головного мозга, при которых нарушается кровообращение и питание мозговой ткани:
Психологи и нейробиологи сошлись на мысли, что тревожность развивается, если у человека есть врожденные особенности работы нервной системы, на которые наслоились социальные и психологические факторы.
Причины повышенной тревожности у детей
  • Чрезмерная опека со стороны родителей, которые слишком оберегают ребенка, боятся болезней, травм и демонстрируют свой страх.
  • Беспокойство и мнительность родителей.
  • Алкоголизм у родителей.
  • Частые конфликты в присутствии детей.
  • Неблагополучные отношения с родителями. Отсутствие эмоционального контакта, отстраненность. Недостаток ласки.
  • Страх разлуки с матерью.
  • Агрессия родителей по отношению к детям.
  • Чрезмерная критика и завышенные требования к ребенку со стороны родителей и преподавателей, результатом которых становятся внутренние конфликты и сниженная самооценка.
  • Страх не оправдать ожидания взрослых: «Если я ошибусь, то меня не будут любить».
  • Непоследовательные требования родителей, когда мать разрешает, а отец запрещает или «Вообще нельзя, но сегодня можно».
  • Соперничество в семье или классе.
  • Страх быть отверженным сверстниками.
  • Несамостоятельность ребенка. Неумение самостоятельно одеться, поесть, лечь спать в соответствующем возрасте.
  • Детские страхи, связанные со страшными сказками, мультфильмами, фильмами.
Прием некоторых лекарственных средств также может повышать тревожность у детей и взрослых:
  • препараты, содержащие кофеин – цитрамон, лекарства от простуды;
  • препараты, содержащие эфедрин и его производные – бронхолитин, БАДы для похудения;
  • тиреоидные гормоны – L-тироксин, алостин;
  • бета-адреностимуляторы – клофелин;
  • антидепрессанты – прозак, флуоксикар;
  • психостимуляторы – дексамфетамин, метилфенидат;
  • сахаропонижающие средства – новонорм, диабрекс;
  • наркотические анальгетики (при их отмене) – морфин, кодеин.

Какие виды тревожности существуют?


По причине развития
  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.
По сфере возникновения
  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.
По воздействию на человека
  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.
По адекватности ситуации
  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.
По выраженности
  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

К какому врачу обращаться с тревожностью?

Люди с тревожными чертами характера не нуждаются в лечении, поскольку «характер не лечится». Снизить тревожность им помогает полноценный отдых на протяжении 10-20 дней и устранение стрессовой ситуации. Если через несколько недель состояние не нормализовалось, то необходимо обратиться за помощью к психологу . При выявлении им признаков невроза, тревожного расстройства или других нарушений он порекомендует обратиться к психотерапевту или психиатру .

Как производится коррекция тревожности?

Коррекция тревожности должна начинаться с установки точного диагноза. Поскольку при тревожной депрессии могут понадобиться антидепрессанты, а при неврозе транквилизаторы, которые будут неэффективны при тревожности. Основным методом лечения тревожности, как особенности личности, является психотерапия.
  1. Психотерапия и психологическая коррекция
Воздействие на психику человека, страдающего повышенной тревожностью, проводится с помощью бесед и различных методик. Эффективность такого подхода при тревожности высока, но требует времени. Коррекция может занять от нескольких недель до года.
  1. Поведенческая психотерапия
Поведенческая или бихевиоральная психотерапия призвана изменить реакцию человека на ситуации, вызывающие тревогу. На одну и ту же ситуацию можно реагировать по-разному. Например, отправляясь в поездку можно представлять опасности, которые подстерегают в дороге, а можно радоваться возможности увидеть новые места. У людей с повышенной тревожностью всегда негативное мышление. Они думают об опасностях и трудностях. Задача поведенческой психотерапии – изменить шаблон мышления на позитивный.
Лечение проводят в 3 этапа
  1. Определить источник тревоги . Для этого необходимо ответить на вопрос: «О чем вы думали перед тем, как ощутили тревогу?». Данный объект или ситуация, скорее всего, является причиной тревоги.
  2. Усомниться в рациональности негативных мыслей . «Насколько велик шанс, что худшие опасения сбудутся?» Обычно он ничтожно мал. Но если даже худшее произойдет, то в абсолютном большинстве случаев выход все равно есть.
  3. Заменить негативные мысли на позитивные. Пациенту предлагается заменить мысли позитивными и более реальными. Затем, в момент возникновения тревоги повторять их про себя.
Поведенческая терапия не устраняет причину повышения тревожности, но учит мыслить рационально и контролировать свои эмоции.
  1. Экспозиционная психотерапия

Данное направление основывается на систематическом снижении чувствительности к ситуациям, вызывающим тревогу. Этот подход применяется в том случае, если тревога связана с конкретными ситуациями: боязнью высоты, страхом перед публичными выступлениями, поездками в общественном транспорте. В этом случае человека постепенно погружают в ситуацию, давая возможность встретиться со своим страхом. С каждым визитом к психотерапевту задания усложняются.

  1. Представление ситуации . Пациента просят закрыть глаза и представить себе ситуацию во всех подробностях. Когда чувство тревоги достигнет наивысшего уровня неприятный образ необходимо отпустить и вернуться к реальности, а затем перейти к мышечному расслаблению и релаксации. На следующих встречах с психологом просматривают картинки или фильмы, в которых демонстрируется устрашающая ситуация.
  2. Знакомство с ситуацией . Человеку требуется прикоснуться к тому, чего он боится. Выйти на балкон высотного дома, поздороваться с собравшимися в аудитории, постоять на автобусной остановке. При этом он испытывает тревогу, но убеждается, что он находится в безопасности и его опасения не подтверждаются.
  3. Привыкание к ситуации . Необходимо увеличить срок экспозиции – прокатиться на колесе обозрения, проехать одну остановку в транспорте. Постепенно задания становятся все сложнее, время, проведенное в тревожной ситуации – дольше, но при этом наступает привыкание и тревога значительно уменьшается.
При выполнении заданий человек своим поведением должен демонстрировать смелость и уверенность в себе, даже если это не соответствует его внутренним ощущениям. Изменение поведения помогает изменить свое отношение к ситуации.
  1. Гипносуггестивная терапия
Во время сеанса человека вводят в гипнотическое состояние и внушают ему установки, помогающие изменить неправильные мыслительные шаблоны и отношение к устрашающим ситуациям. Внушение включает несколько направлений:
  1. Нормализация процессов происходящих в нервной системе.
  2. Повышение самооценки и уверенности в себе.
  3. Забывание неприятных ситуаций, которые повлекли за собой развитие тревожности.
  4. Внушение воображаемого позитивного опыта, касающегося устрашающей ситуации. Например, «Мне нравиться летать на самолетах, во время полета я пережил лучшие моменты жизни».
  5. Внушение чувства спокойствия и безопасности.
Данная методика позволяет помочь пациенту с любым типом тревожности. Единственным ограничением может быть плохая внушаемость или наличие противопоказаний.
  1. Психоанализ
Работа с психоаналитиком направлена на выявление внутренних конфликтов между инстинктивными желаниями и моральными нормами или возможностями человека. После осознания противоречий, их обсуждения и переосмысления тревожность отступает, поскольку исчезает ее причина.
Невозможность человека самостоятельно выявить причину тревоги говорит о том, что она кроется в подсознании. Психоанализ помогает проникнуть в подсознательное и устранить причину тревожности, поэтому признан эффективной методикой.
Психологическая коррекция тревожности у детей
  1. Игровая терапия
Это ведущий метод лечения тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью специально подобранных игр удается выявить глубинный страх, который вызывает тревожность и избавиться от него. Поведение ребенка во время игры указывает процессы, происходящие в его бессознательном. Полученная информация используется психологом для подбора методик снижения тревожности.
Самый распространенный вариант игровой терапии, когда ребенку предлагают играть роль того/чего он боится – приведений, бандитов, учителей. На начальных этапах это могут быть индивидуальные игры с психологом или родителями, затем групповые с другими детьми. Страх и тревожность уменьшаются уже после 3-5 занятий.
Для снятия тревожности подходит игра «Маскарад». Детям выдают различные предметы взрослой одежды. Затем предлагают выбрать, какую роль играть на маскараде. Просят рассказать о своем персонаже и поиграть с другими детьми, также находящимися «в образе».
  1. Терапия сказкой
Эта методика снижения тревожности у детей включает написание сказок самостоятельно или совместно со взрослыми. Она помогает выразить свои страхи, придумать план действий в устрашающей ситуации и управлять своим поведением. Может использоваться родителями для уменьшения тревожности в периоды психических нагрузок. Подходит для детей старше 4-х лет и для подростков.
  1. Снятие мышечного напряжения
Напряжение в мышцах, сопровождающее тревожность, снимают с помощью дыхательной гимнастики, детской йоги, игр, направленных на мышечную релаксацию.
Игры на снятие мышечного напряжения
Игра Инструкция для ребенка
«Воздушный шарик» Складываем губы трубочкой. Медленно выдыхая, надуваем воздушный шар. Представляем, какой большой и красивый шар у нас получился. Улыбаемся.
«Дудочка» Медленно выдыхаем через сложенные трубочкой губы, перебираем пальцами на воображаемой дудочке.
«Подарок под елкой» Вдыхаем, закрываем глаза, представляем самый лучший подарок под елкой. Выдыхаем, открываем глаза, изображаем на лице радость и удивление.
«Штанга» Вдох – поднимаем штангу над головой. Выдох – опускаем штангу на пол. Корпус наклоняем вперед, расслабляем мышцы рук, шеи, спины, отдыхаем.
«Шалтай-Болтай» При фразе «Шалтай-Болтай сидел на стене» вращаем корпусом, руки расслабленны и свободно следуют за телом. «Шалтай-Болтай свалился во сне» – резкий наклон корпуса вперед, руки и шея расслаблены.
  1. Семейная терапия
Беседы психолога со всеми членами семьи помогают улучшить эмоциональную атмосферу в семье и выработать такой стиль воспитания, который позволит ребенку чувствовать себя спокойно, ощущать свою нужность и значимость.
На встрече с психологом важно присутствие обоих родителей, а при необходимости бабушек и дедушек. Необходимо учитывать, что после 5-ти лет ребенок больше прислушивается к родителю одного с ним пола, который имеет особое влияние.
  1. Медикаментозное лечение тревожности

Группа препаратов Лекарственные средства Действие
Ноотропные препараты Фенибут, пирацетам, глицин Назначаются при истощении энергетических ресурсов структур мозга. Улучшают функции мозга, делают его менее чувствительным к повреждающим факторам.
Седативные препараты на растительной основе
Настойки, настои и отвары мелисы, валерианы, пустырника пиона, персен Оказывают успокаивающее действие, уменьшают страх и тревожность.
Анксиолитики селективного действия Афобазол Снимает тревожность и нормализует процессы в нервной системе, устраняя ее причину. Не оказывает тормозящего действия на нервную систему.

Самопомощь при повышенной тревожности

Методы снижения тревожности у взрослых
  • Самоанализ – это попытка самостоятельно разобраться во внутреннем конфликте. Для начала необходимо составить два списка. Первый – «Хочу», куда заносят все материальные и нематериальные желания. Второй – «Надо/Должен», куда заносят обязанности и внутренние ограничения. Затем их сравнивают и выявляют противоречия. Например, «хочу уехать путешествовать», но «надо выплачивать кредит и заботиться о детях». Даже первый этап значительно снизит тревожность. Затем следует определить, что для вас ценнее и важнее. Есть ли возможность компромисса между «хочу» и «надо». Например, короткая поездка после выплаты кредита. Заключительный этап – составление плана действий, которые помогут в выполнении желаний.
  • Аутотренинг для повышения самооценки. Он сочетает самоубеждение и мышечное расслабление. Часто в основе тревожности лечит противоречие между желанием и отсутствием веры в свои силы – «Хочу понравиться мужчине, но я недостаточно хороша». Самоубеждение направлено на укрепление веры в себя. Для этого в расслабленном состоянии, лучше перед засыпанием повторяют словесные формулы, с необходимыми утверждениями. «Мое тело полностью расслабленно. Я красивая. Я уверенная в себе. Я обаятельная». Результат значительно улучшиться, если объединить аутотренинг и работу над собой в других направлениях: занятия спортом, интеллектуальное развитие и т.д.
  • Медитация . Эта практика включает дыхательные упражнения, мышечное расслабление и концентрацию на определенном предмете (звуке, пламене свечи, собственном дыхании, точке в районе межбровья). При этом необходимо отбросить все мысли, но не прогонять их, а игнорировать. Медитация помогает упорядочить мысли и эмоции, сконцентрироваться на настоящем моменте - «здесь и сейчас». Это уменьшает тревожность, которая является смутным страхом перед будущим.
  • Смена жизненной ситуации – работы, семейного положения, круга общения. Часто тревожность возникает при необходимости делать что-либо, что идет в разрез с целями, моральными установками, возможностями. При устранении причины внутреннего конфликта тревожность исчезает.
  • Повышение успешности . Если человек чувствует себя успешным в какой-то сфере (работа, учеба, семья, спорт, творчество, общение) то это значительно повышает самооценку и снижает тревожность.
  • Общение. Чем шире круг общения и теснее социальные контакты, тем ниже уровень тревожности.
  • Регулярные занятия спотом. Тренировки 3-5 раз в неделю на протяжении 30-60 минут снижают уровень адреналина, повышают выработку серотонина. Они восстанавливают баланс в нервной системе и повышают настроение.
  • Режим отдыха и сна. Полноценный 7-8 часовой сон восстанавливает ресурс мозга и повышает его активность.
Обратите внимание, что данные методы не дают моментального эффекта в борьбе с тревожностью. Значительное улучшение вы почувствуете через 2-3 недели, а на полное избавление от тревожности уйдет несколько месяцев регулярных занятий.
  • Уменьшите количество замечаний. Тревожный ребенок очень страдает от завышенных требований взрослых и неспособности соответствовать им.
  • Делайте замечания ребенку наедине. Объясните в чем он не прав, но не унижайте его достоинство, не обзывайте.
  • Будьте последовательными. Нельзя разрешать то, что запрещали ранее и наоборот. Если ребенок не знает, как вы отреагируете на его проступок, то уровень стресса значительно возрастает.
  • Избегайте соревнований на скорость и вообще сравнений ребенка с окружающими. Допустимо сравнивать ребенка с ним же в прошлом: «Сейчас ты справляешься с этим лучше, чем на прошлой неделе».
  • Демонстрируйте уверенное поведение в присутствии ребенка . В дальнейшем действия родителей становятся моделью для подражания в сложных ситуациях.
  • Помните о важности телесного контакта . Это могут быть поглаживания, объятья, массаж, игры. Прикосновения проявляют вашу любовь и успокаивают ребенка в любом возрасте.
  • Хвалите ребенка. Похвала должна быть заслуженной и искренней. Найдите, за что похвалить ребенка минимум 5 раз в день.

Что такое шкала тревожности?


Основой определения уровня тревожности является шкала тревожности . Она представляет собой тест, в котором требуется выбрать утверждение, наиболее точно описывающее психическое состояние или оценить степень тревоги в различных ситуациях.
Существуют различные варианты методик, названные в честь авторов: Спилбергера-Ханина, Кондаша, Прихожана.
  1. Методика Спилбергера-Ханина
Эта методика позволяет измерить и личностную тревожность (свойство личности), и ситуативную (состояние в определенной ситуации). Это отличает ее от других вариантов, которые дают представление лишь об одном виде тревожности.
Методика Спилбергера-Ханина предназначена для взрослых. Она может быть в виде двух таблиц, но более удобным является электронный вариант тестирования. Важное условие при прохождении теста - нельзя долго задумываться над ответом. Необходимо указать тот вариант, который первым пришел на ум.
Для определения личностной тревожности необходимо дать оценку 40-ка суждениям, описывающим ваши чувства ОБЫЧНО (в большинстве случаев). Например:
  • Я легко расстраиваюсь;
  • Я бываю вполне счастлив;
  • Я бываю доволен;
  • У меня бывает хандра.
Для определения ситуативной тревожности требуется оценить 20 суждений, которые описывают чувства В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Например:
  • Я спокоен;
  • Я доволен;
  • Я нервничаю;
  • Я расстроен.
Оценка суждениям дается по 4-бальной шкале, от «никогда/нет, не так» – 1 балл, до «почти всегда/совершенно верно» – 4 балла.
Баллы не суммируют, а для интерпретации ответов пользуются «ключом». С его помощью каждый ответ оценивают определенным количеством баллов. После обработки ответов определяются показатели ситуативной и личностной тревожности. Они могут быть в пределах от 20 до 80 балов.
  1. Шкала определения тревожности у детей
Тревожность у детей от 7 до 18 лет измеряется с помощью методики многомерной оценки детской тревожности Ромициной. Методика в большинстве случаев используется в электронном варианте, что упрощает ее поведение и обработку результатов.
Она состоит из 100 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Эти вопросы касаются различных сфер деятельности ребенка:
  • общая тревожность;
  • отношения со сверстниками;
  • отношения с родителями;
  • отношения с учителями;
  • проверка знаний;
  • оценка окружающих;
  • успешность в обучении;
  • самовыражение;
  • снижение психической активности вызванные тревогой;
  • вегетативные проявления тревожности (затруднение дыхания, потливость, учащенное сердцебиение).
Каждая из шкал может приобретать одно из 4-х значений: Методика многомерной оценки детской тревожности позволяет не только определить уровень тревоги, но и указать к какой сфере она относится, а также установить причину ее развития.

Отметим, что хотя повышенная тревожность у детей и взрослых не опасна для здоровья, но она накладывает отпечаток на поведение человека, делая более ранимым или наоборот агрессивным, заставляет отказываться от встреч, поездок, как ситуаций несущих угрозу. Это состояние влияет на процесс принятия решений, заставляя выбирать не то, что принесет успех, а то, что влечет за собой меньше риска. Поэтому коррекция тревожности позволяет сделать жизнь более насыщенной и счастливой.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.