Помощь при отправлении физиологических потребностей. Подробная характеристика каждой потребности

Применение суден и мочеприёмников (рис. 4-37)

Тяжелобольным, контролирующим физиологические отправления, при строгом постельном режиме для опорожнения кишечника в постель подают судно, а при мочеиспускании - мочеприёмник (женщины и при мочеиспускании чаще пользуются судном). Судно может быть металлическим с эмалевым покрытием или резиновым.

В последнее время появились судна из нержавеющей стали и пластика - они более надежны в эксплуатации: не бьётся эмаль, качественнее их дезинфекция.

Оказывая пациенту помощь при физиологических отправлениях, нужно придерживаться основных принципов ухода:

Обеспечьте уединённость во время мочеиспускания и дефекации;

Рис. 4-37. Подача судна тяжелобольному

Не торопите, но и не оставляйте человека надолго одного на судне - это небезопасно;

Поощряйте пациента быть максимально независимым при физиологических отправлениях;

Обеспечьте ему возможность вымыть руки, а при необходимости промежность (если пациент этого не может, сделайте за него).

Внимание! Начиная перемещение пациента для подачи судна, нужно перевести кровать в горизонтальное положение, так как перемещать набок человека, находящегося в положении Фаулера, небезопасно для позвоночника.

Помощь пациенту в использовании судна или мочеприёмника (выполняют две сестры)

Оснащение: три пары перчаток, судно, клеёнка, туалетная бумага, ширма, лоток.

I. Подготовка к процедуре

Объяснить пациенту процедуру перемещения (если позволяет время).

Оценить его возможности в оказании помощи.

Внимание! Если у пациента нет пролежней на крестце или других ран, можно посыпать тальком часть судна, соприкасающуюся с кожей.

Отгородить пациента ширмой (при необходимости). II. Выполнение процедуры (рис. 4-38)

Рис. 4-38. Туалет после физиологических отправлений

Надеть перчатки.

Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня.

Встать с обеих сторон кровати: одна сестра помогает пациенту слегка повернуться набок, лицом к ней, придерживает рукой за плечи и таз; вторая - подкладывает и расправляет клеёнку под ягодицами пациента.

Под ягодицы пациента подвести судно и помочь ему повернуться на спину так, чтобы его промежность оказалась на судне.

Внимание! Для пациента-мужчины одновременно нужно поставить мочеприёмник между ногами и опустить в него половой член (если пациент не может этого сделать самостоятельно).

Придать пациенту высокое положение Фаулера, так как в положении «на спине» многие испытывают трудности при физиологических отправлениях.

Снять перчатки, положить их в лоток для использованного материала.

Поправить подушки и укрыть пациента одеялом.

Внимание! Каждые 5 мин необходимо проверять, всё ли в порядке у пациента.

III. Завершение процедуры

После получения «сигнала» от пациента надеть перчатки.

Опустить изголовье кровати. Одна сестра поворачивает пациента на бок и придерживает его за плечи и таз; вторая - убирает судно и укрывает его спину.

Одна сестра продолжает придерживать пациента в положении на боку, вторая - вытирает область заднепроходного отверстия туалетной бумагой (если пациент не может сделать это самостоятельно).

Переместить пациента на спину. Подмыть его (её). Тщательно осушить промежность.

Убрать клеёнку.

Снять перчатки и сбросить их в лоток.

Обеспечить пациенту возможность вымыть руки.

Укрыть его одеялом. Придать удобное положение.

Вымыть руки.

В том случае когда пациент в состоянии (ему разрешено) самостоятельно подложить судно под себя, нужно поступить следующим образом (рис. 4-39). I. Подготовка к процедуре

Опустить изголовье кровати.

Отвернуть край одеяла так, чтобы пациенту было удобно подложить судно.

Надеть перчатки.

Подложить под таз пациента клеёнку (впитывающую пелёнку).

Ополоснуть судно и оставить в нём немного тёплой воды.

Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.

Рис. 4-39. Самостоятельное использование судна пациентом

Посыпать тальком часть судна, которая соприкасается с кожей (если нет открытых ран на крестце).

II. Выполнение процедуры

Помочь пациенту подложить под себя судно: для этого попросить его согнуть ноги в коленях и приподнять таз, упираясь ногами о кровать.

Внимание! Если пациент не в состоянии выполнить эти действия, повернуть на бок, плотно прижать судно к его ягодицам, затем осторожно повернуть пациента на спину.

Придать ему положение Фаулера.

Снять перчатки.

Укрыть пациента.

Договориться с ним о способах связи и оставить его одного.

III. Завершение процедуры

Вымыть руки.

Все манипуляции с мочеприёмником, так же как и с судном, следует проводить в перчатках. Прежде чем подать мочеприёмник, его нужно ополоснуть тёплой водой, под таз пациента подложить клеёнку. Положение мочеприёмника у мужчин и женщин показано на рис. 4-40.

Рис. 4-40. Виды и использование мочеприёмников

Подав мочеприёмник, нужно укрыть пациента и положить рядом с ним средство коммуникации. После мочеиспускания содержимое мочеприёмника выливают и вновь ополаскивают тёплой водой. Для удаления резкого аммиачного запаха мочи используют слабый раствор хлористоводородной кислоты или чистящее средство «Сани-тарный-2». После мочеиспускания в некоторых случаях требуется подмывание. После окончания процедуры клеёнку из-под пациента нужно убрать.

Часто пациент пользуется мочеприёмником самостоятельно. В этом случае необходимо обеспечить его чистой ёмкостью, оставить в уединении, а затем предоставить возможность вымыть руки (рис. 4-41). Если мужчина в состоянии стоять и ему разрешено вставать, нужно помочь это сделать, постелить на кровать клеёнку и положить на неё мочеприёмник.

Нередки ситуации, когда пациент с посторонней помощью может дойти до туалета, но испытывает определённые трудности при усаживании на унитаз и вставании с него. Небезопасно для такого человека и мытьё рук над раковиной. Чтобы посещение туалета для пациента (и сестры) было безопасным, воспользуйтесь широким застегивающимся ремнём, который надевают на талию ещё при нахождении его в палате.

Прежде чем сопровождать пациента, нужно помочь ему надеть одежду и обувь. Убедиться, что обувь не растоптанная и не скользкая, шнурки (если они есть) завязаны.

Рис. 4-41. Самостоятельное использование пациентом мочеприёмника

В туалете помогите пациенту поднять одежду, снять нижнее бельё и сесть на унитаз. В тесном помещении туалетной комнаты нужно уберечь человека от падения. Следует всячески поощрять его желание осуществлять физиологические отправления в туалете (рис. 4-42). Для этого следует:

Рис. 4-42. Помощь пациентке при посещении туалета

Убедиться, что в туалете есть туалетная бумага.

Помочь пациенту дойти до туалета, используя правильный приём удерживания при ходьбе.

Помочь развернуться спиной к унитазу.

Встать лицом к пациенту: ноги расставлены на 30 см, одна - отставлена назад.

Поднять сзади халат, бельё (мужчине помочь снять брюки, бельё).

Взяться за ремень, надетый на пациента, перенести массу тела на ногу, отставленную назад, и помочь ему сесть на унитаз.

Выйти из туалета, но находиться рядом.

Вернуться обратно, когда пациент подаст сигнал.

Помочь ему встать с унитаза, используя ремень.

Пособить дойти до умывальника и придерживать его за ремень во время мытья рук.

Если мужчина желает помочиться в туалете стоя, то прежде чем оставить его там одного, нужно убедиться, что он чувствует себя хорошо. Выйдя из туалета, закройте дверь, чтобы создать пациенту обстановку уединения. Оставаться рядом за дверью до тех пор, пока пациент полностью не завершит физиологические отправления.

Можно войти в туалет, когда пациент позовёт. И в то же время нужно проверять его самочувствие каждые 5 мин.

Входя в туалет наденьте перчатки, если необходимо помочь пациенту воспользоваться туалетной бумагой. Затем, сняв перчатки, помогите ему встать, одеться, вымыть руки, вернуться в палату, раздеться, лечь в постель. Сестра также должна вымыть руки с мылом.

Мочеиспускание и дефекация требуют интимных условий и деликатного обращения с больным. Необходимо помнить, что лежачий больной зависит от постороннего человека. При возникновении желания помочиться или совершить дефекацию тяжело больные люди не могут самостоятельно отправиться в туалет, а вынуждены прибегать к нашей помощи. Кроме того, они часто не могут длительное время удерживать возникший позыв, и поэтому очень важно быстро отреагировать на просьбу пациента и вовремя оказать ему помощь. Не удержанные моча и кал, попавшие на нательное или постельное белье больного, не только способствуют образованию пролежней, но и вызывают резкое ухудшение психического состояния больного, приводя к депрессии.

В комнате, где больной вынужден совершать физиологические отправления, необходимо создать следующие условия:

  • попросите всех выйти из комнаты;
  • закройте дверь в комнату;
  • занавесьте шторы, если комната расположена на первом этаже;
  • приготовьте туалетную бумагу в достаточном количестве;
  • приготовьте полотенце, мыло, тазик с водой для того, чтобы больной после процедуры смог помыть руки.

Во время проведения процедуры недопустимы шутки, улыбки, гримасы, замечания.

Подавая судно, опустите головной и ножной концы кровати так, чтобы кровать стала максимально плоской. Попросите больного согнуть колени и приподнять таз, передвигая ноги вдоль матраса. При необходимости больной может воспользоваться надкроватной опорой или другими опорными приспособлениями. Если сил у больного не хватает, можно просунуть руки под нижнюю часть его спины и приподнять ее. Если больной не в состоянии Вам помогать, переверните его сначала на бок, поставьте судно на место, куда придутся ягодицы больного, затем поверните больного обратно так, чтобы ягодицы легли на судно. Подавать судно или мочеприемник ("утку") необходимо теплыми. Для этого перед подачей необходимо ополоснуть их горячей водой. Если позволяют обстоятельства, оставьте больного одного в комнате и попросите его, чтобы он дал Вам знать, когда Вы понадобитесь. При возможности, после того, как больной ляжет на судно, поднимите головной конец кровати, чтобы положение больного максимально приблизилось к естественному положению при совершении дефекации. После дефекации или мочеиспускания помогите больному переместиться с судна, опустите головной конец кровати и попросите больного приподнять таз для того, чтобы извлечь судно из-под больного. Судно или "утку" выносите плотно закрытыми крышкой или пеленкой. Выливайте содержимое судна в унитаз, затем тщательно вымойте судно под проточной водой и поставьте его на место (так, чтобы больной смог им самостоятельно воспользоваться). После мытья не закрывайте судно непромокаемой тканью, чтобы оно смогло просохнуть. По окончании процедуры не забудьте проветрить комнату. Процедуру необходимо проводить в одноразовых перчатках. Сняв перчатки, руки еще раз необходимо тщательно вымыть.

Следует помнить, что многим мужчинам трудно пользоваться мочеприемниками в лежачем положении. Поэтому, по возможности, необходимо при мочеиспускании посадить больного в кровати или на кровати со свешенными ногами. Если больной может стоять, мочеиспускание можно совершать стоя.

Арендный блок

Применение суден и мочеприемников (рис. 4.37).

Тяжелобольным, контролирующим физиологические отправления, при строгом постельном режиме для опорожнения кишечника в постель подают судно, а при мочеиспускании — мочеприемник (женщины и при мочеиспускании чаще пользуются судном). Судно может быть металлическим с эмалевым покрытием или резиновым.

В последнее время появились судна из нержавеющей стали и пластика — они более надежны в эксплуатации: не бьется эмаль, качественнее их дезинфекция.

Оказывая пациенту помощь при физиологических отправлениях, нужно придерживаться основных принципов ухода:

  • обеспечьте уединенность во время мочеиспускания и дефекации;
  • не торопите, но и не оставляйте человека надолго одного на судне — это небезопасно;
  • поощряйте быть максимально независимым при физиологических отправлениях;
  • обеспечьте ему возможность вымыть руки, а при необходимости промежность (если пациент этого не может, сделайте за него).

Запомните! Начиная перемещение пациента для подачи судна, нужно перевести кровать в горизонтальное положение, так как перемещать набок пациента, находящегося в положении Фаулера, небезопасно для позвоночника.

Помощь пациенту в использовании судна или мочеприемника (выполняют две сестры).

Оснащение: 3 пары перчаток, судно, клеенка, туалетная бумага, ширма, лоток.

I. Подготовка к процедуре.

  1. Объяснить пациенту процедуру перемещения (если позволяет время).
  2. Оценить возможность пациента в оказании помощи.

Примечание. Если у пациента нет пролежней на крестце или других ран, можно посыпать тальком часть судна, соприкасаемую с кожей.

  1. Отгородить пациента ширмой (при необходимости)

II. Выполнение процедуры (рис. 4.38)

  1. Надеть перчатки.
  2. Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня.
  3. Встать с обеих сторон кровати: одна сестра помогает пациенту слегка повернуться набок, лицом к ней, придерживает рукой за плечи и таз; вторая — подкладывает и расправляет клеенку под ягодицами пациента.
  4. Под ягодицы пациента подвести судно и помочь ему повернуться на спину так, чтобы его промежность оказалась на судне.

Примечание. Для пациента-мужчины одновременно нужно поставить мочеприемник между ногами и опустить в него половой член (если пациент не может этого сделать самостоятельно).

  1. Придать пациенту высокое положение Фаулера, так как в положении «на спине» многие испытывают трудности при физиологических отправлениях.
  2. Снять перчатки, положить их в лоток для использованного материала.
  3. Поправить подушки и укрыть пациента одеялом.

Примечание. Каждые 5 мин необходимо проверять, все ли в порядке у пациента.

III. Завершение процедуры.

  1. После получения «сигнала» от пациента надеть перчатки.
  2. Опустить изголовье кровати. Одна сестра поворачивает пациента на бок и придерживает его за плечи и таз; вторая — убирает судно и укрывает его спину.
  3. Одна сестра продолжает придерживать пациента в положении на боку, вторая— вытирает область анального отверстия туалетной бумагой (если пациент не может сделать это самостоятельно).
  4. Переместить пациента на спину. Подмыть его (ее). Тщательно осушить промежность
  5. Убрать клеенку.
  6. Снять перчатки и сбросить их в лоток.
  7. Обеспечить пациенту возможность вымыть руки.
  8. Укрыть его одеялом. Придать удобное положение.
  9. Вымыть руки.

Рис. 4.37. Подача судна тяжелобольному.

Рис. 4.38. Туалет после физиологических отправлений.

В том случае, когда пациент в состоянии (ему разрешено) самостоятельно подложить судно под себя, нужно поступить следующим образом (рис. 4.39).

I. Подготовка к процедуре.

  1. Опустить изголовье кровати.
  2. Отвернуть край одеяла так, чтобы пациенту было удобно подложить судно.
  3. Надеть перчатки.
  4. Подложить под таз пациента клеенку (впитывающую пеленку).
  5. Ополоснуть судно и оставить в нем немного теплой воды.
  6. Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.
  7. Посыпать тальком часть судна, которая соприкасается с кожей (если нет открытых ран на крестце).

II. Выполнение процедуры.

  1. Помочь пациенту подложить под себя судно: для этого попросить его согнуть ноги в коленях и приподнять таз, упираясь ногами о кровать.

Примечание. Если пациент не в состоянии выполнить эти действия, повернуть набок, плотно прижать судно к его ягодицам, затем осторожно повернуть пациента на спину.

  1. Придать ему положение Фаулера.
  2. Снять перчатки.
  3. Укрыть пациента.
  4. Договориться с пациентом о способах связи и оставить его одного.

III. Завершение процедуры.

  1. Вымыть руки.

Все манипуляции с мочеприемником, так же как и с судном, должны проводиться в перчатках. Прежде, чем подать мочеприемник, его нужно ополоснуть теплой водой, под таз пациента подложить клеенку. Положение мочеприемника у мужчин и женщин показано на рисунке 4.40. Подав мочеприемник, нужно укрыть пациента и положить рядом с ним средство коммуникации. После мочеиспускания содержимое мочеприемника выливают и вновь ополаскивают теплой водой. Для удаления резкого аммиачного запаха мочи используют слабый раствор хлористоводородной кислоты или чистящее средство «Санитарный-2». После мочеиспускания в некоторых случаях требуется подмывание. После окончания процедуры клеенку из-под пациента нужно убрать.

Часто пациент пользуется мочеприемником самостоятельно. В этом случае необходимо обеспечить его чистым мочеприемником, оставить в уединении, а затем предоставить возможность вымыть руки (рис. 4.41). Если мужчина в состоянии стоять и ему разрешено вставать, нужно помочь это сделать, постелить на кровать клеенку и положить на нее мочеприемник.

Нередки ситуации, когда пациент с посторонней помощью может дойти до туалета, но испытывает определенные трудности при усаживании на унитаз и вставании с него. Небезопасно для такого пациента и мытье рук над раковиной. Чтобы посещение туалета для пациента (и сестры) было безопасным, воспользуйтесь широким застегивающимся ремнем, который надевается на талию пациента в палате.

Прежде чем сопровождать пациента, нужно помочь ему надеть одежду и обувь и убедиться, что обувь нерастоптанная и нескользкая, шнурки (если они есть) завязаны.

Рис. 4.40. Виды и использование мочеприемников.

Рис. 4.41. Самостоятельное использование пациентом мочеприемника.

В туалете помогите пациенту поднять одежду, снять нижнее белье и сесть на унитаз. В тесном помещении туалетной комнаты нужно уберечь пациента от падения. Следует всячески поощрять его желание осуществлять физиологические отправления в туалете (рис. 4.42). Для этого следует:

  1. Убедиться, что в туалете есть туалетная бумага.
  2. Помочь пациенту дойти до туалета, используя правильный прием удерживания при ходьбе.
  3. Помочь пациенту развернуться спиной к унитазу.
  4. Встать лицом к пациенту: ноги расставлены на 30 см, одна — отставлена назад.
  5. Поднять сзади халат, белье (мужчине помочь снять брюки, белье).
  6. Взяться за ремень, одетый на пациента, перенести массу тела на ногу, отставленную назад и помочь пациенту сесть на унитаз.
  7. Выйти из туалета, но находиться рядом.

Рис. 4.42. Помощь пациентке при посещении туалета.

  1. Вернуться в туалет, когда пациент подаст сигнал.
  2. Помочь ему встать с унитаза, используя ремень.
  3. Помочь дойти до умывальника и придерживать его за ремень во время мытья рук.

Если мужчина желает помочиться в туалете стоя, то прежде чем оставить его там одного, нужно убедиться, что он чувствует себя хорошо. Выйдя из туалета, закройте дверь, чтобы создать пациенту обстановку уединения. Оставаться рядом за дверью до тех пор, пока пациент полностью не завершит физиологические отправления.

Можно войти в туалет, когда пациент позовет. И в то же время нужно проверять самочувствие пациента каждые 5 мин.

Входя в туалет, наденьте перчатки, если необходимо помочь пациенту воспользоваться туалетной бумагой. Затем, сняв перчатки, помогите ему встать, одеться, вымыть руки, вернуться в палату, раздеться, лечь в постель. Сестра также должна вымыть руки с мылом.

Уход за пациентом при недержании мочи и/или кала.

При некоторых заболеваниях пациент не контролирует позывы на мочеиспускание и/или дефекацию, что приводит к недержанию. Иногда недержание связано с тем, что пациент не успевает дойти до туалета, не может его найти, или сестра не откликается вовремя на просьбу пациента. При недержании пациент может пользоваться специальными «трусиками для взрослых» (например, памперсами). Некоторые модели «трусиков» впитывают до 3 л жидкости, плотно прилегают к телу, исключая вытекание мочи. Помимо памперсов существуют защитные прокладки, впитывающие пеленки, причем некоторые из них с помощью липкой ленты крепятся к кровати и не смещаются при движениях пациента. Эти прокладки и пеленки не вызывают потоотделения и раздражения кожи, что препятствует образованию пролежней.

Для мужчин, страдающих недержанием мочи, может использоваться внешний катетер (самоклеющийся и несамоклеющийся) и мешок (ножной или прикроватный) для сбора мочи (например, фирмы ProSys «КонваТек»).

При недержании мочи и кала требуется особенно тщательный уход за промежностью, чтобы избежать мацерации кожи и инфекции мочевыводящих путей.

Для женщин, страдающих недержанием мочи, английской фирмой «КонваТек» создан женский уретральный клапан «Avina», который применяется только по назначению врача.

Применение внешнего мочевого катетера для мужчин (рис. 4.43).

Оснащение: внешний мочевой катетер и дренажный мешок (например, ProSys «КонваТек»), бумажный лейкопластырь, ножницы, перчатки, клеенка (впитывающая пеленка).

I. Подготовка к процедуре.

  1. Объяснить ход предстоящей процедуры и уточнить согласие пациента на ее выполнение (если это возможно).
  2. Вымыть руки. Надеть перчатки.
  3. Опустить изголовье кровати, переместить пациента на бок, подстелить клеенку (впитывающую пеленку), переместить на спину, поднять изголовье.
  4. Вымыть с мылом и осушить половой член.

II. Выполнение процедуры.

  1. Поместить головку полового члена в катетер и раскатать его до основания (оставить небольшое пространство у головки члена). Закрепить (не самоклеющийся катетер) у основания бумажным (специальным) лейкопластырем. Самоклеющийся — прижать на несколько секунд к половому члену для фиксации. Убедиться, что катетер раскатан полностью.

Рис. 4.43. Использование катетера пациентом.

  1. Соединить катетер с дренажным мешком. Убедиться, что мешок находится ниже уровня мочевого пузыря пациента и надежно закрепить его на кровати (или на голени пациента, если он ходит).
  2. Прикрепить трубку, соединяющую катетер с дренажным мешком к бедру пациента лейкопластырем, не слишком натягивая трубку.

III. Завершение процедуры.

  1. Опустить изголовье, повернуть пациента на бок, убрать клеенку (пеленку),сбросить ее в мешок для мусора, повернуть пациента на спину, поднять изголовье кровати.
  2. Снять перчатки, выбросить их в мешок.
  3. Укрыть пациента. Помочь ему занять удобное положение в постели.
  4. Вымыть руки.

Снимать катетер нужно медленно, скручивая его по направлению к головке полового члена (рис. 4.44).

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Основы сестринского дела

Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебное пособие Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Минздрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей.

К данному материалу относятся разделы:

Инфекционный контроль

Проблема внутрибольничной инфекции

Профилактика внутрибольничной инфекции ВБИ

Использование защитной одежды

Обращение с постельным бельем

Режим мытья посуды в лечебном отделении

Мытье кухонной посуды

Деконтаминация помещений и оборудования

Методы очистки

Средства дезинфекции

Все средства защиты.

Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами

Стерилизация

Предстерилизационная очистка, стерилизация.

Методы, средства и режимы стерилизации

Контроль качества стерилизации

Контроль за распространением инфекции

Физическая нагрузка

Профилактика остеохондроза при поднятии тяжести

Профилактика остеохондроза при поднятии и перемещении пациента

Подготовка к поднятию (перемещению) пациента

Вспомогательные средства поднятия и подъемные устройства

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

ГЛАВА 7 ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РЕБЕНКА

Дети должны содержаться в чистоте, иметь опрятный вид. Медицинский персонал, при отсутствии ухаживающего за ребенком одного из родителей, обязан умывать, причесывать детей, стричь ногти, при необходимости помогать одеваться. Медицинская сестра следит, чтобы дети дошкольного возраста, находящиеся на общем режиме, ежедневно самостоятельно утром и вечером умывались, чистили зубы, мыли шею, при необходимости уши и т.д. После умывания необходимо вытирать лицо и руки сухим полотенцем. У некоторых детей дошкольного, а нередко и школьного возраста кожа от мытья и плохого вытирания краснеет, становится сухой, покрывается трещинами и ссадинами. Чтобы избежать этого, нужно научить детей правилам гигиены, в целях профилактики кожу на ночь рекомендовать смазывать детским кремом, например «Алиса», «Бепантен», «Драполен», «Чебурашка» и др.

При необходимости нужно помочь ребенку правильно выбрать детскую зубную пасту и объяснить, как правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдая определенную последовательность действий

(рис. 8).

Рис. 8. Техника чистки зубов

С 6 мес, то есть с момента появления первого зуба, ребенку следует чистить зубы зубной щеткой. Пасту выбирают без обильной пены, чтобы она не вызывала рвотный рефлекс. Можно пользоваться гелем. Используют детские зубные пасты («Парексил» и др.).

Лучше пользоваться современными зубными щетками с подвижными головкой и корпусом типа «аквафреш», «рич интердентал» и др. Зубные щетки Oral B, линии Stages учитывают возрастные особен-

ности ребенка. Так, Stage-1 с удобной ручкой предназначена для руки взрослого, имеет специальные мягкие овальной формы щетинки для чистки зубов и массажа нежных десен, снабжена системой оповещения об износе щетины, применяется детям от 4 мес до 2 лет. Stage-2 имеет ручку, которую удобно удерживать в маленькой детской ладони. Узкая форма головки зубной щетки легко помещается в детском ротике, а специальный выступ позволяет добраться до самых дальних зубов; применима от 2 до 4 лет. Stage-3 создана для детей от 5 до

7лет, когда выпадают молочные зубы. Новшество - щетина в форме чаши, окружает и позволяет тщательно чистить каждый зуб. Stage-4 - зубная щетка для детей от 8 лет. Ее щетинки расположены под углом друг к другу, что позволяет удалять налет между зубами, а удлиненная щетина по краям «работает» с меняющимися зубами ребенка.

Медицинские сестры должны помогать больным раннего и дошкольного возраста. Например, девочкам расчесывать длинные волосы индивидуальной расческой, ежедневно утром и вечером подмывать наружные половые органы теплой кипяченой водой в направлении спереди назад, к заднему проходу. Раз в неделю необходимо проверять состояние ногтей, раз в 7-10 дней - организовать гигиеническую ванну.

В этот же день меняют постельное и нательное белье, одежду.

Гигиеническое содержание постели. Кровать должна быть никелированной, чтобы ее легче было подвергать дезинфекции и влажной уборке. Допускается использование деревянных кроватей, но с условием, чтобы их размеры соответствовали возрасту детей. Кровать ставят в палате таким образом, чтобы к ней было удобно подойти с любой стороны, головным концом к стенке. Расстояние между соседними кроватями не должно быть менее 1,5 м. Сетка на кровати должна быть хорошо натянута, с ровной поверхностью, на нее кладут матрац и застилают его простыней, края которой подворачивают под матрац, чтобы она не сворачивалась и не собиралась в складки. Если больной принимает пищу в постели, то постель необходимо перестилать для удаления с простыни крошек, остатков пищи, для расправления складок. На подушки из пера или ваты (нижнюю) и пуха (верхнюю) надевают чистые наволочки. Одеяло должно быть байковым, поскольку оно хорошо проветривается и дезинфицируется. В летний период года больные могут пользоваться тканевыми одеялами. На тканевые и байковые одеяла надевают пододеяльники. Не следует разрешать детям сидеть на чужих кроватях, тем более нельзя это позволять посетителям. Родители должны садиться на стулья.

Определенной категории больных, например, с заболеванием позвоночника, суставов, при патологической подвижности внутренних органов (например блуждающая почка), сетку в кровати заменяют деревянным щитом, поверх которого кладут матрац.

Для тяжелобольных нужны специальные функциональные кровати, которые позволяют обеспечить требуемое положение (например, полусидячее и др.). Функциональная кровать состоит из рамы с панелями, двух спинок, двух боковых решеток, надкроватного столика и корзины. Панель кровати составлена из трех подвижных секций: головной, тазобедренной и ножной (рис. 9).

Рис. 9. Функциональная кровать

Боковые решетки у функциональной кровати съемные и могут использоваться для обеспечения безопасности детей младшего возраста или как вспомогательные устройства, с помощью которых бинтами можно фиксировать руки и ноги больного при проведении длительных внутривенных вливаний и т.д. Надкроватный столик состоит из подноса и двух ножек и устанавливается непосредственно над кроватью перед лицом больного, если последний находится в полусидячем положении. Имеется корзина для горшка.

Возле каждой кровати ставят прикроватную тумбочку, куда кладут предметы личной гигиены ребенка, его белье, игрушки, книги. За состоянием тумбочек для предметов личного пользования следит медицинская сестра.

Смену постельного и нательного белья проводят в отделении, как уже упоминалось, раз в 7-10 дней после гигиенической ванны, но при необходимости белье меняют чаще. Дети старшего возраста, находящиеся в удовлетворительном состоянии, переодеваются самостоятельно, а больным младшего возраста помогают медицинские сестры или младшие медицинские сестры.

При смене нательного белья тяжелобольному, находящемуся на строгом постельном режиме, медицинская сестра захватывает края рубашки, снимает ее через голову и затем освобождает руки. Чистое белье надевают в обратном порядке. Если у больного повреждена рука, то сначала снимают рукав со здоровой руки, а затем с больной. Надевают рубашки сначала на больную, а затем на здоровую

руку.

Обычно одновременно со сменой нательного белья меняют постельное белье. Если больной может сидеть, то медицинская сестра пересаживает его с кровати на стул и перестилает постель. Смену белья у лежачих больных проводят двумя способами:

1)грязную простыню скатывают валиком со стороны головы и ног, а затем удаляют. Чистую простыню, скатанную с двух сторон, как бинт, подводят под крестец больного и расправляют по длине кровати;

2)больного ребенка передвигают на край постели, затем скатывают грязную простыню по длине, на свободном месте расправляют чистую, на которую перекладывают больного, а на другой стороне снимают грязную и расправляют чистую.

Грязное белье - отдельно постельное и нательное - собирают в пластмассовые баки с крышками или клеенчатые мешки и выносят из палаты в специальную комнату. Сестра-хозяйка, надев сменный халат и клеенчатый фартук, сортирует белье и передает в центральную бельевую больницы, откуда его отправляют в прачечную. После смены белья пол и окружающие предметы в палате протирают ветошью, смоченной в 1 % растворе гипохлорида кальция.

В отделении находится запас белья на сутки. Запрещается сушить белье на радиаторах центрального отопления и использовать его повторно.

Несвоевременная и неправильная смена белья, главным образом постельного, способствует возникновению пролежней.

Помощь при отправлении естественных потребностей. Ребенку, находящемуся на строгом постельном режиме, подкладывают судно (эмалированное или резиновое) или подают мочеприемник (эмали-

рованный или стеклянный). Больной, которому разрешено вставать, должен пользоваться горшком, который ставят под кровать. Горшок пронумерован, его номер соответствует номеру кровати. Маркировка необходима для того, чтобы ребенок пользовался только своим горшком. Судно, мочеприемник или горшок ежедневно моют горячей водой с хозяйственным мылом и затем обрабатывают 1 % раствором хлорамина или 0,5 % раствором хлорной извести. Для устранения запаха мочи посуду после отправлений обрабатывают слабым раствором перманганата калия.

Профилактика пролежней. Уход за кожей особенно важен у детей, длительное время находящихся на строгом постельном режиме и не имеющих возможности принимать гигиенические ванны. Кожные покровы протирают полотенцем или чистой мягкой тканью (марлей), смоченной одним из дезинфицирующих средств (полуспиртовым раствором, одеколоном, столовым уксусом, камфорным спиртом и др.). Один конец полотенца смачивают, слегка отжимают и протирают за ушами, шею, спину, ягодичную область, переднюю часть грудной клетки, подмышечные и паховые складки, складки на руках и ногах. Затем сухим концом полотенца вытирают кожу насухо в том же порядке.

Пролежень - некроз мягких тканей (кожи с подкожной жировой клетчаткой). Чаще пролежни возникают у ослабленных детей в области крестца, лопаток, большого вертела, локтей, пяток, где мягкие ткани сдавливаются между поверхностью постели и подлежащим костным выступом (рис. 10).

Основными причинами образования пролежней являются нарушение местного кровообращения в коже и подлежащих тканях и недостаточная подвижность больного.

Образованию пролежней способствуют плохой уход за кожей, неудобная постель, редкое ее перестилание. Сначала появляется бледность кожи, впоследствии сменяющаяся покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса. Возникновение пузырей и некроза кожи свидетельствует о более выраженных нарушениях и явной недооценке медицинским персоналом первоначальных симптомов пролежней. В тяжелых случаях омертвению подвергаются не только мягкие ткани, но даже надкостница и поверхностные слои костной ткани. Быстрое присоединение инфекции приводит к сепсису.

Рис. 10. Места образования пролежней при положении ребенка лежа на спине (а), на животе (б), на боку (в)

Профилактическими мероприятиями, направленными на предупреждение пролежней, являются поворачивание больного ребенка на бок (если позволяет его состояние), ежедневное неоднократное стряхивание крошек, устранение складок на нательном и постельном белье, протирание кожи дезинфицирующими растворами. Тяжелобольным, длительное время находящимся в постели, следует подкладывать под наиболее уязвимые места резиновый (надувной) круг, обернутый пленкой, а также водяные подушки, поролоновые прокладки. В последнее время для профилактики пролежней, при обширных ожогах

используются промышленного производства надувные матрацы или так называемые аэропады с гофрированной поверхностью и подачей воздуха через специальные отверстия (рис. 11).

Рис. 11. Аэропад

Меры по лечению пролежней аналогичны мерам по их профилактике с тем отличием, что лечение предусматривает уход за раной. Необходимое условие успешного лечения - исключение непрерывного давления на пораженную область, лечение основного заболевания, обеспечение тщательного ухода за больным. Если появляется гиперемия кожи, то этот участок осторожно протирают сухим полотенцем для улучшения местного кровообращения. Используют ультрафиолетовое облучение. Кожные покровы в местах мацерации обмывают холодной водой с детским мылом и протирают 5 или 10 % спиртовым раствором йода или 1 % раствором бриллиантовой зелени, а затем припудривают тальком или простой пудрой, либо область пролежня закрывают сухой асептической повязкой. До отторжения омертвевших тканей мазевые и влажные повязки недопустимы.

При отграничении некроза врач удаляет омертвевшие ткани, а рану закрывает стерильной салфеткой, смоченной 1 % раствором перманганата калия. В дальнейшем 2-3 раза в день медицинская сестра меняет повязку, сообщает врачу сведения о состоянии раны. По мере очищения раневой поверхности начинают применять мази для их заживления - солкосериловую, ируксол, камадол, мазь Вишневского

и др. Мази наносят на раневую поверхность тонким слоем, процедуру повторяют 2-3 раза в сутки до полного заживления.

Появление пролежней у детей - свидетельство плохого ухода, низкой медицинской культуры персонала отделения, безответственного отношения к своим прямым обязанностям.

Уход за полостью рта. Утром и вечером больной ребенок должен чистить зубы щеткой, пользуясь детской зубной пастой. Желательно, чтобы дети после каждого приема пищи полоскали рот теплой водой, лучше слегка подсоленной (четверть чайной ложки поваренной соли на стакан воды) либо содовой водой (3-5 г бикарбоната натрия на стакан воды). При необходимости применяют ряд дополнительных средств для ухода за полостью рта: нити, элексиры, ополаскиватели. Медсестра контролирует правильное применение этих гигиенических средств. Так, ополаскиватель на основе хлоргексидина следует применять 2 раза в сутки, но не более 14 дней.

В настоящее время многие дети прибегают к специализированной ортодонтической помощи по медицинским или эстетическим причинам. Рекомендации при ношении брекет-систем:

1)используют лечебно-профилактическую зубную пасту и ополаскиватель, желательно одной фирмы-производителя (например, зубная паста «Синквель Актив» и ополаскиватель «Синквель Сенситив» или др.);

2)применяют особую щетку для брекетов;

3)исключают из питания вязкую, жесткую и твердую пищу, а также жевательные резинки, ириски.

Большое значение в настоящее время придается профилактике кариеса. В связи с этим рекомендуется использовать специальные гигиенические салфетки (Spiffies) с 4 мес или с началом введения прикорма, то есть до появления первого зуба. Салфетку оборачивают вокруг указательного пальца и, прижимая ее большим пальцем, протирают ребенку зубы, десны, внутреннюю поверхность щек и языка. Салфетку используют, когда зубная щетка недоступна, для уменьшения боли при прорезывании зубов, после каждого кормления грудью или из бутылочки.

Уход за глазами. Специального ухода за глазами не требуется. Ребенок промывает глаза во время утреннего и вечернего туалета. Однако если имеются выделения, склеивающие ресницы, глаза промывают при помощи стерильного марлевого тампона, смоченного теплым крепким чаем.

При заболеваниях глаз по предписанию врача проводят закапывание капель или втирание мазей. Перед процедурой медицинская сестра тщательно моет руки с мылом и щеткой, протирает их спиртом. Пипетку для закапывания капель и лопаточку для закладывания мази перед употреблением кипятят.

Для закапывания капель в глаза в пипетку набирают лекарственное средство. Указательным пальцем слегка оттягивают нижнее веко, другой рукой из пипетки медленно выпускают одну каплю (ближе к носу). Больной при этом должен смотреть в противоположную сторону. Спустя некоторое время закапывают вторую каплю и просят ребенка закрыть глаза. После использования глазную пипетку промывают теплой водой и помещают в специальный футляр.

Глазную мазь закладывают при помощи стеклянной лопаточки. Для этого оттягивают нижнее веко и на конъюнктиву помещают мазь, глаза просят закрыть, осторожными движениями пальцев по веку растирают мазь.

Уход за ушами. Во время ежедневного утреннего туалета, когда ребенок умывается, он должен мыть и уши. При обнаружении серной пробки в наружном слуховом проходе ее удаляют. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3 % раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, при помощи ватной турунды вращательными движениями удаляют пробку (рис. 12). При закапывании капель в левое ухо голову больного наклоняют к правому плечу. Левой рукой оттягивают мочку уха, правой рукой закапывают несколько капель в слуховой проход. После этого в ухо закладывают небольшой ватный тампон на несколько минут или повязывают голову косынкой.

Уход за полостью носа. Если ребенок самостоятельно не может освобождать нос, то ему оказывает помощь медицинская сестра - удаляет образовавшиеся корочки. Для этого в носовые ходы попеременно вводят ватную турунду, смоченную вазелиновым маслом (желательно стерильным), глицерином или другим масляным

Рис. 12. Туалет наружного слухового прохода

раствором. При этом голову ребенка запрокидывают назад и через 2-3 мин вращательными движениями удаляют корочки. Уход за носом требует определенного навыка и терпения.

Стрижка ногтей. Для этого используют маленькие ножницы с закругленными браншами, чтобы не поранить кожу. После окончания стрижки ножницы обязательно протирают ватой, смоченной спиртом или 0,5 % раствором хлорамина.

Уход за волосами. Он заключается в мытье головы, расчесывании волос, заплетении кос и т.д. Для расчесывания волос используют только индивидуальные расчески. Причесать короткие волосы у мальчиков обычно несложно. Длинные волосы у девочек нужно разделить на отдельные пряди, расчесать каждую отдельно, при необходимости заплести косички. При наличии обильной перхоти или загрязнения волос используют густой гребень, смоченный в растворе столового уксуса. Голову моют детским мылом или шампунями.

Гигиена зрения у детей школьного возраста. У детей школьного возраста необходимо серьезное внимание уделять профилактике расстройств зрения. Следует соблюдать рекомендации для чтения и письма:

1)держать книгу необходимо ниже уровня подбородка на расстоянии не ближе 50 см;

3)во время чтения надо чаще моргать, лучше в конце каждой строки;

4)проводить упражнения для тренировки глазных яблок (повороты вверх, вниз, влево и вправо, сфокусировать взгляд на любом далеко стоящем предмете и перевести глаза на близко расположенный предмет; упражнения повторять до 10-50 раз);

5)не смотреть долго и с близкого расстояния телевизор;

6)не играть с компьютером более 30 мин в день.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите элементы утреннего туалета больного ребенка.

2.Какие требования предъявляются к устройству постели и ее гигиеническому содержанию?

3.Как пользоваться функциональной кроватью?

4.Какова техника смены постельного и нательного белья у детей?

5.Каковы правила хранения чистого и грязного белья?

6.Из чего состоит ежедневный уход за кожей?

7.В чем заключается профилактика пролежней?

8.Как проводится лечение пролежней?

9.Как правильно положить подкладной резиновый круг?

10.В чем заключаются правила ухода за ушами, глазами, полостью рта, волосами больного?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.