Презентация по биологии основные положения клеточной теории. Презентация на тему клеточная теория

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Клеточная теория Сорокина В.Ю.

Развитие микроскопии

Методы изучения клетки микроскопирование центрифугирование рентгеноструктурный анализ цито и гистохимия кино и фотосъемка

Основные этапы развития клеточной теории I этап 1590г - Ян Янсен – первый микроскоп 1609 – 1610г - Галилео Галилей –изготовлен микроскоп 1665г – Роберт Гук – ячейки, соты, клетки 1700г - Антони ван Левенгук – одноклеточные организмы, бактерии 1831г – Роберт Броун – описал ядро

II этап 1839г - Томас Шванн и Маттиас Шлейден Сформулировали клеточную теорию: Клетка – основная единица всех живых организмов; Клетки животных и растений сходны по строению; 3. Клетки образуются из неклеточного вещества.

III этап 1850г – Келликер – открыты митохондрии; 1855г - Рудольф Вирхофф - открыл деление клетки- «Каждая клетка из клетки». 1866г – Эрнст Геккель – хранение и передача наследственной информации происходит через ядро; 1868 г- Ф.Мишер – открыты нуклеиновые кислоты; 1898г – Камилло Гольджи – открыт комплекс Гольджи;

IV этап 1930 г –создание электронного микроскопа

Основные положения современной клеточной теории: Клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток. Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

Вопросы: Предположим, что Т.Шванн и М. Шлейден не смогли сформулировать основные положения клеточной теории. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Дайте аргументированный ответ. О чем может свидетельствовать принципиальное сходство химического состава и строения клеток растительного и животного организма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клеточная теория

Электронная презентация содержит материал по истории становления учени о клетке, позиции клеточной теории, методиках исследования клетки...

Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивац...

Тема урока: Клетка. Клеточная теория строения организмов. (10 класс хим-био группа)Тип занятия: двухцелевой урок (урок систематизации и обобщения знаний, применение знаний, умений и навыков)Методы обу...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ Основные положения клеточной теории. Лузганова И.Н., учитель биологии МБОУ СОШ имени А.М.Горького, г. Карачев

Цели урока: Сформировать знания об основных положениях клеточной теории

растет размножается обменивается с окружающей средой веществами и энергией реагирует на внешние раздражители КЛЕТКА – элементарная едини-ца жизни на земле. Обладает всеми признаками живого организма:

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ Первый микроскоп сконструировали в 1580-1590 гг. голландские оптики, отец и сын Захарий Янсен и Ханс Янсен Увеличение – до 10 раз Первый микроскоп сконструировал изобретатель телескопа - Галиллео Галиллей (1609 год) ВЕРСИЯ №1 ВЕРСИЯ №2

Задание: по ходу лекции заполнить таблицу Этап Год Ученый Вклад в развитие науки 1. 2. 3. 4. Основные этапы развития цитологии /клеточной теории/

Роберт Гук Антони ван Левенгук Маттиас Шлейден Теодор Шванн Карл Бэр Создатели клеточной теории

1. Зарождение понятий о клетке Роберт Гук Увеличение –до 150 раз усовершенствовал микроскоп первым в 1665 году рассмотрел растительную ткань – пробку и установил клеточное строение тканей Ввел термин «клетка» Ячейка – клетка (по-английски cell – «келья, ячейка, клетка») (1635-1703), английский естествоиспытатель

1. Зарождение понятий о клетке Антони ван Левенгук (1632 - 1723) голландский натуралист усовершенствовал микроскоп Р. Гука Микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Увеличение – до 270 раз

1. Зарождение понятий о клетке Антонио ван Левенгук В 1680 г. открыл одноклеточные организмы. За 50 лет работы им было открыто более 200 видов мельчайших организмов Впервые рассмотрел бактериальные и животные клетки, эритроциты сперматозоиды, мышечную ткань

Британский (шотландский) ботаник конца XVIII - первой половины XIX века, морфолог и систематик растений. В 1831 году описывает ядро и высказывает предположение, что оно является постоянной составной частью растительной клетки Установил основные различия между голосеменными и покрытосеменными растениями, открыл броуновское движение. 2. Возникновение клеточной теории Ро́берт Бро́ун

2. Возникновение клеточной теории К первой трети XIX века накопилось значительное количество сведений о строении растительных, животных и бактериальных клеток. В 1838 году немецкие ученые, ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн, независимо друг от друга предприняли попытку объединить эти накопленные сведения о клетках. Клеточная теория, созданная М. Шлейденом и Т. Шванном – краеугольный камень цитологии и современной общей биологии вообще. Теодор Шванн (1810-1882) Матиас Шлейден (1804-1881)

2. Возникновение клеточной теории 1838 г. – Теодор Шванн и Маттиас Шлейден обобщили знания о клетке, сформулировали основные положения клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению

Ру́дольф Ви́рхов Тезис « omnis cellula e cellula » (клетка происходит только от клетки), завершил знаменитый спор биологов о самозарождении организмов 3. Развитие клеточной теории – великий немецкий учёный второй половины ХІХ столетия, врач, патологоанатом, гистолог, физиолог, основоположник клеточной теории в биологии В 1858 г. сформулировал положение о том, что каждая новая клетка происходит от такой же исходной делением.

Карл Бэр Открыл яйцеклетку млекопитающих (1826 г.). В 1858 г. установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития организмов. 3. Развитие клеточной теории – естествоиспытатель, основатель эмбриологии (1792-1876) Эстляндия, Австрия, Германия, 1832 г - Россия

наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки; после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе; зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития; зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида 3. Развитие клеточной теории «В процессе развития каждое новое образование возникает из более простой предсуществующей основы. Таким образом, в зародыше появляются сначала общие основы, и из них обособляются всё более и более специальные части». В своих трудах по эмбриологии сформулировал закономерности, которые позднее были названы «Законами Бэра»: Карл Бэр:

Все живые существа, от одноклеточных до крупных растительных и животных организмов, состоят их клеток. Все клетки сходны по строению, химическому составу и жизненным функциям. Несмотря на то что в многоклеточных организмах отдельные клетки специализированы на выполнении какой-либо определенной функции, они способны к самостоятельной жизнедеятельности, т.е. могут питаться, расти, размножаться. Все клетки образуются из клетки Положения клеточной теории

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов, вне клетки жизни нет; Клетка - единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование; Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям; Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток; Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, ткани образуют органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток; Клетки многоклеточных организмов имеют полный набор генов, но отличаются друг от друга тем, что у них работают различные группы генов, следствием чего является морфологическое и функциональное разнообразие клеток - дифференцировка. Современная клеточная теория
























Название органоида Описание Функции Цитоплазма Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро и все органоиды и включения Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ Плазматическая мембрана Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов Защита клетки от внешнего воздействия, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом Клеточная стенка состоящая из целлюлозы (клетчатки). Пронизана специальными отверстиями порами Защита клетки Ядро Самый крупный органоид клетки, окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосомы, ДНК, РНК Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки Пластиды:Присутствуют только в растительных клетках Хлоропласты Имеют овальную форму, зеленую окраску, содержат хлорофилл Фотосинтез Хромопласты Имеют желтую, оранжевую или красную окраску, обеспеченную пигментами Обеспечивают окраску плодов, лепестков, осен­них листьев Лейкопласты Бесцветные, округлой или палочковидной форм, содержатся в неокрашенных частях расте­ний (стебли, клубни, корни) В них накапливаются запасные питательные ве­щества Вакуоль Резервуар с клеточным соком Накопление питательных веществ и продуктов жизнедеятельности








Ход работы: 1. При помощи пипетки капните на предметное стекло каплю слабого раствора йода. 2. С нижней поверхности чешуи лука снимите небольшой кусочек прозрачной кожицы и положите его на каплю раствора йода. 3. Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишки влаги. 4. Рассмотрите препарат под микроскопом. 5. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. 6. Зарисуйте в тетради строение клетки кожицы лука и подпишите ее основные части. 7. Сделайте вывод о строении увиденных вами клеток. Какие органоиды вы в них увидели, а какие нет, насколько плотно клетки прилегают друг к другу?






С помощью каких приборов можно изучить строение клетки? Что такое клетка? Все ли растения многоклеточные? Назовите органоиды растительной клетки? Каковы основные отличия строения животной и растительной клеток? Какие пластиды вы знаете? Какова функция хлоропластов? Какова функция хромопластов? Какова функция лейкопластов? За счет каких свойств клеточной мембраны возможен обмен веществ между клеткой и окружающей средой, контакт клеток между со­ бой?


Название органоида Описание Функции Цитоплазма Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро и все органоиды и включения Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ Плазматическая мембрана Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов Защита клетки от внешнего воздействия, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом Клеточная стенка состоящая из целлюлозы (клетчатки). Пронизана специальными отверстиями порами Защита клетки Ядро Самый крупный органоид клетки, окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосомы, ДНК, РНК Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки Пластиды:Присутствуют только в растительных клетках Хлоропласты Имеют овальную форму, зеленую окраску, содержат хлорофилл Фотосинтез Хромопласты Имеют желтую, оранжевую или красную окраску, обеспеченную пигментами Обеспечивают окраску плодов, лепестков, осен­ них листьев Лейкопласты Бесцветные, округлой или палочковидной форм, содержатся в неокрашенных частях растений (стебли, клубни, корни) В них накапливаются запасные питательные ве­ щества Вакуоль Резервуар с клеточным соком Накопление питательных веществ и продуктов жизнедеятельности


Вставьте пропущенное слово... структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все... друг от друга отделены плазматической... плотной прозрачной оболочкой.... на внешней стороне имеет плотную оболочку, состоящую из клетчатки (...). Живое содержимое клетки представлено бесцветным вязким полупрозрачным веществом - …. В цитоплазме располагаются многочисленные.... Важнейшим органоидом клетки является.... Оно хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ внутри клетки. В ядре находится одно или несколько.... В растительной клетке имеется три вида …. …имеют зеленую окраску,... красную, а... белую. В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются....


Диктант. Термины: оболочка, ядро, цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, лейкопласты. 1. Улавливают энергию солнечного света и образуют органическое вещество в виде сахаров. 2. Обеспечивает протекание различных биохимических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность клетки. 3. В них откладываются про запас питательные вещества – крахмал, масла, белок. 4. Резервуар, в котором содержится клеточный сок, накапливаются питательные вещества и ненужные клетки продукты жизнедеятельности. 5. Придает клетке форму, защищает её содержимое. 6. Хранит наследственную информацию.







Процесс деления клетки называется митоз (от греч. слова «митоз» нить). В процессе митоза из одной материнской клетки образуются две дочерние. При этом вся генетическая информация дочерних клеток полностью совпадает с генетической информацией материнской клетки, то есть они являются как бы копией материнской клетки.
Ядро клетки увеличивается в размерах, в нем становятся заметны хромосомы. Хромосомы (от греч. слов «хромо» цвет и «сома» тело) особые органоиды, обычно цилиндрической формы. Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. Каждая хромосома делится продольно на две равные половинки, которые расходятся к противоположным концам материнской клетки. Вокруг разошедшихся хромосом формируется ядерная оболочка, каждая хромосома достраивает недостающую половинку. В результате получается два дочерних ядра с таким же количеством хромосом, как и в материнской клетке. В цитоплазме возникает перегородка и клетка разделяется на две, каждая из которых имеет свое ядро.




Докажите, что клетка является живым организмом. Каково значение движения цитоплазмы в клетке? Что такое обмен веществ? Каково одно из важнейших свойств клеточной мембраны? В чем состоит внешнее различие между молодыми и старыми клетками? Что такое митоз? Опишите последовательно все этапы митоза. Каково его значение?




















1 из 19

Презентация на тему: Клеточная теория

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Клеточная теория - одно из общепризнанных биологических обобщений, утверждающих единство принципа строения и развития мира растений и мира животных, в котором клетка рассматривается в качестве общего структурного элемента растительных и животных организмов. Общие сведения Клеточная теория - основополагающая для общей биологии теория, сформулированная в середине XIX века, предоставившая базу для понимания закономерностей живого мира и для развития эволюционного учения. Маттиас Шлейден, Теодор Шванн и Рудольф Вирхов сформулировали клеточную теорию, основываясь на множестве исследований о клетке (1838). Шлейден и Шванн, обобщив имеющиеся знания о клетке, доказали, что клетка является основной единицей любого организма. Клетки животных, растений и бактерий имеют схожее строение. Позднее эти заключения стали основой для доказательства единства организмов. Т. Шванн и М. Шлейден ввели в науку основополагающее представление о клетке: вне клеток нет жизни..

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Основные положения клеточной теорииСовременная клеточная теория включает следующие основные положения: Клетка - элементарная единица живого, основная единица строения, функционирования, размножения и развития всех живых организмов. Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов имеют общее происхождение и сходны по своему строению и химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ. Размножение клеток происходит путем их деления. Новые клетки всегда возникают из предшествующих клеток.

№ слайда 5

Описание слайда:

Цитология Цитология наука о строении, функциях, химической организации клеток организмов различных царств живой природы. Идея о том, что все организмы (кроме вирусов) построены из клеток, является важной теоретической основой для изучения всех живых существ. Этой основой является наука цитология.

№ слайда 6

Описание слайда:

Дополнительные положения клеточной теории Для приведения клеточной теории в более полное соответствие с данными современной клеточной биологии список ее положений часто дополняют и расширяют. Во многих источниках эти дополнительные положения различаются, их набор достаточно произволен: Клетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня сложности и не полностью гомологичны друг другу. В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации - молекул нуклеиновых кислот ("каждая молекула из молекулы").

№ слайда 7

Описание слайда:

Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединенных и интегрированных в системе тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция). Клетки многоклеточных тотипотенты, т. е. обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой) различных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию - к диференцировке.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Школа Пуркинье В 1801 году Вигиа ввёл понятие о тканях животных, однако он выделял ткани на основании анатомического препарирования и не применял микроскопа. Развитие представлений о микроскопическом строении тканей животных связано прежде всего с исследованиями Пуркинье, основавшего в Бреславле свою школу. В 1837 г. Пуркинье выступил в Праге с серией докладов. В них он сообщил о своих наблюдениях над строением желудочных желёз, нервной системы и т. д. В таблице, приложенной к его докладу, были даны ясные изображения некоторых клеток животных тканей. Тем не менее установить гомологию клеток растений и клеток животных Пуркинье не смог: во-первых, под зёрнышками он понимал то клетки, то клеточные ядра; во-вторых, термин «клетка» тогда понимался буквально как «пространство, ограниченное стенками». Сопоставление клеток растений и «зёрнышек» животных Пуркинье вёл в плане аналогии, а не гомологии этих структур (понимая термины «аналогия» и «гомология» в современном смысле).

№ слайда 10

Описание слайда:

Школа Мюллера и работа Шванна Второй школой, где изучали микроскопическое строение животных тканей, была лаборатория Иоганнеса Мюллера в Берлине. Мюллер изучал микроскопическое строение спинной струны (хорды); его ученик Генле опубликовал исследование о кишечном эпителии, в котором дал описание различных его видов и их клеточного строения. Теодор Шванн сформулировал принципы клеточной теории. Здесь были выполнены классические исследования Теодора Шванна, заложившие основание клеточной теории. На работу Шванна оказала сильное влияние школа Пуркинье и Генле. Шванн нашёл правильный принцип сравнения клеток растений и элементарных микроскопических структур животных. Шванн смог установить гомологию и доказать соответствие в строении и росте элементарных микроскопических структур растений и животных.

№ слайда 11

Описание слайда:

Основная идея клеточной теории соответствие клеток растений и элементарных структур животных - была чужда Шлейдену. Он сформулировал теорию новообразования клеток из бесструктурного вещества, согласно которой сначала из мельчайшей зернистости конденсируется ядрышко, вокруг него образуется ядро, являющееся образователем клетки (цитобластом). Однако эта теория опиралась на неверные факты. В 1838 году Шванн публикует 3 предварительных сообщения, а в 1839 году появляется его классическое сочинение «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в самом заглавии которого выражена основная мысль клеточной теории.

№ слайда 12

Описание слайда:

Развитие клеточной теории во второй половине XIX века С 1840-х века учение о клетке оказывается в центре внимания всей биологии и бурно развивается, превратившись в самостоятельную отрасль науки - цитологию. Для дальнейшего развития клеточной теории существенное значение имело ее распространение на протистов (простейших), которые были признаны свободно живущими клетками (Сибольд, 1848). В это время изменяется представление о составе клетки. Выясняется второстепенное значение клеточной оболочки, которая ранее признавалась самой существенной частью клетки, и выдвигается на первый план значение протоплазмы (цитоплазмы) и ядра клеток (Моль, Кон, Л. С. Ценковский, Лейдиг, Гексли), что нашло своё выражение в определении клетки, данном М. Шульце в 1861 г.: Клетка - это комочек протоплазмы с содержащимся внутри ядром.

№ слайда 13

Описание слайда:

Деление тканевых клеток у животных было открыто в 1841 г. Ремарком. Выяснилось, что дробление бластомеров есть серия последовательных делений (Биштюф, Н. А. Келликер). Идея о всеобщем распространении клеточного деления как способа образования новых клеток закрепляется Р. Вирховом в виде афоризма: «Omnis cellula ex cellula». Всякая клетка - из другой клетки. В развитии клеточной теории в XIX веке остро встают противоречия, отражающие двойственный характер клеточного учения, развивавшегося в рамках механистического представления о природе. Уже у Шванна встречается попытка рассматривать организм как сумму клеток. Эта тенденция получает особое развитие в «Целлюлярной патологии» Вирхова (1858).

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Клеточная теория со второй половины XIX века приобретала всё более метафизический характер, усиленный «Целлюлярной физиологией» Ферворна, рассматривавшего любой физиологический процесс, протекающий в организме, как простую сумму физиологических проявлений отдельных клеток. В завершении этой линии развития клеточной теории появилась механистическая теория «клеточного государства», в качестве сторонника которой выступал в том числе и Геккель. Согласно данной теории организм сравнивается с государством, а его клетки - с гражданами. Подобная теория противоречила принципу целостности организма. Механистическое направление в развитии клеточной теории подверглось острой критике. В 1860 году с критикой представления Вирхова о клетке выступил И. М. Сеченов. Позднее клеточная теория подверглась критическим оценкам со стороны других авторов. Наиболее серьезные и принципиальные возражения были сделаны Гертвигом, А. Г. Гурвичем (1904), М. Гейденгайном (1907), Добеллом (1911). С обширной критикой клеточного учения выступил чешский гистолог Студничка (1929, 1934).

№ слайда 16

Описание слайда:

Клеточная теория рассматривала организм как сумму клеток, а жизнепроявления организма растворяла в сумме жизнепроявлений составляющих его клеток. Этим игнорировалась целостность организма, закономерности целого подменялись суммой частей. Считая клетку всеобщим структурным элементом, клеточная теория рассматривала как вполне гомологичные структуры тканевые клетки и гаметы, протистов и бластомеры. Применимость понятия клетки к протистам является дискуссионным вопросом клеточного учения в том смысле, что многие сложно устроенные многоядерные клетки протистов могут рассматриваться как надклеточные структуры. В частности, гаметы животных или растений - это не просто клетки многоклеточного организма, а особое гаплоидное поколение их жизненного цикла, обладающее генетическими, морфологическими, а иногда и экологическими особенностями и подверженное независимому действию естественного отбора. В то же время практически все эукариотические клетки, несомненно, имеют общее происхождение и набор гомологичных структур - элементы цитоскелета, рибосомы эукариотического типа и др.

№ слайда 17

Описание слайда:

Догматическая клеточная теория игнорировала специфичность неклеточных структур в организме или даже признавала их, как это делал Вирхов, неживыми. В действительности, в организме кроме клеток есть многоядерные надклеточные структуры (синцитии, симпласты) и безъядерное межклеточное вещество, обладающее способностью к метаболизму и потому живое. Установить специфичность их жизнепроявлений и значение для организма является задачей современной цитологии. В то же время и многоядерные структуры, и внеклеточное вещество появляются только из клеток. Синцитии и симпласты многоклеточных - продукт слияния исходных клеток, а внеклеточное вещество - продукт их секреции, т.е. образуется оно в результате метаболизма клеток. Проблема части и целого разрешалась ортодоксальной клеточной теорией метафизически: всё внимание переносилось на части организма - клетки или «элементарные организмы». Целостность организма есть результат естественных, материальных взаимосвязей, вполне доступных исследованию и раскрытию. Клетки многоклеточного организма не являются индивидуумами, способными существовать самостоятельно (так называемые культуры клеток вне организма представляют собой искусственно создаваемые биологические системы). К самостоятельному существованию способны, как правило, лишь те клетки многоклеточных, которые дают начало новым особям (гаметы, зиготы или споры) и могут рассматриваться как отдельные организмы. Клетка не может быть оторвана от окружающей среды (как, впрочем, и любые живые системы). Сосредоточение всего внимания на отдельных клетках неизбежно приводит к унификации и механистическому пониманию организма как суммы частей.

№ слайда 18

Описание слайда:

Современная клеточная теория исходит из того, что клеточная структура является главнейшей формой существования жизни, присущей как растениям, так и животным. Совершенствование клеточной структуры явилось главным направлением эволюционного развития как у растений, так и у животных, и клеточное строение прочно удержалось у большинства современных организмов. Вместе с тем должны быть подвергнуты переоценке догматические и методологически неправильные положения клеточной теории: Клеточная структура является главной, но не единственной формой существования жизни. Неклеточными формами жизни можно считать вирусы. Правда, признаки живого (обмен веществ, способность к размножению и т.п.) они проявляют только внутри клеток, вне клеток вирус является сложным химическим веществом. По мнению большинства ученых, в своем происхождении вирусы связаны с клеткой, являются частью ее генетического материала, "одичавшими" генами.

№ слайда 19

Описание слайда:

  • Слайд 2

    • Клеточная теория- важнейшее биологическое обобщение, согласно которому все живые организмы состоят из клеток.
    • Изучение клеток стало возможным после изобретения микроскопа. Впервые клеточное строение у растений (срез пробки) обнаружил английский ученый, физик Р. Гук, он же предложил термин «клетка» (1665 г.).
    • Голландский ученый Антониван Левенгук впервые описал эритроциты позвоночных, сперматозоиды, разнообразные микроструктуры растительных и животных клеток, различные одноклеточные организмы, в том числе бактерии и пр.
  • Слайд 3

    Создание клеточной теории

    • В 1831 г. англичанин Р. Броун обнаружил в клетках ядро.
    • В 1838 г. немецкий ботаник М. Шлейден пришел к выводу, что ткани растений состоят из клеток. Немецкий зоолог Т. Шванн показал, что из клеток состоят и ткани животных.
    • В 1839 г. вышла книга Т. Шванна «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он доказывает, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
  • Слайд 4

    • Основные положения клеточной теории Т. Шванна можно сформулировать следующим образом.
    • Клетка - элементарная структурная единица строения всех живых существ.
    • Клетки растений и животных самостоятельны, гомологичны друг другу по происхождению и структуре.
  • Слайд 5

    • М. Шдейден и Т. Шванн ошибочно считали, что главная роль в клетке принадлежит оболочке и новые клетки образуются из межклеточного бесструктурного вещества.
    • В дальнейшем в клеточную теорию были внесены уточнения и дополнения, сделанные другими учеными.
    • Еще в 1827 г. академик Российской АН К.М. Бэр, открыв яйцеклетки млекопитающих, установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки, представляющей собой оплодотворенное яйцо. Это открытие показало, что клетка является не только единицей строения, но и единицей развития всех живых организмов.
    • В 1855 г. немецкий врач Р. Вирхов приходит к выводу, что клетка может возникнуть только из предшествующей клетки путем ее деления.
  • Слайд 6

    Основные положения современной клеточной теории

    • Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов, вне клетки жизни нет.
    • Клетка - единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование.
    • Ядро − главная составная часть клетки (эукариот).
    • Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток.
    • Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, ткани образуют органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.
  • Слайд 7

    Дополнительные положения клеточной теории

    • Клетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня сложности и не полностью гомологичны друг другу.
    • В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации - молекул нуклеиновых кислот («каждая молекула из молекулы»). Положения о генетической непрерывности относится не только к клетке в целом, но и к некоторым из её более мелких компонентов - к митохондриям, хлоропластам, генам и хромосомам.
    • Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединённых и интегрированных в системе тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция).
    • Клетки многоклеточных тотипотенты, то есть обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой) различных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию - к дифференцировке.


  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.