Лечение в китае или медицинский туризм кнр. Система здравоохранения кнр Условия предупредительной медицины китая

Медицина в Китае существенно отличается от европейской. В то время как в Европе лечат болезнь и ее проявления, восточные целители на протяжении тысячелетий рассматривали человеческий организм как единую систему, в которой все взаимосвязано. По этой причине китайские медики считают, что следует обследовать состояние всего организма, а не отдельного органа. Столь непривычный подход дает свои результаты – по данным Всемирной организации здравоохранения, методы китайской медицины признаны действенными и активно внедряются в практику западных врачей.

Секреты народной медицины Китая

Китайская народная медицина – одна из древнейших систем лечения в мире, ее история насчитывает более трех тысяч лет. На протяжении многих веков китайские мудрецы хранили учения об оздоровлении человека. Известно несколько книг, в которых изложены основные принципы этого учения и древнейшие методы лечения:

  • «Нань Дзен»
  • «Шан Хань Лун»
  • «Вэнь Йи Лунь»

Все без исключения методы китайской медицины нацелены на то, чтобы помочь человеку, ничем ему не навредив.

Лечение базируется на трех «китах»: фитотерапии, иглорефлексотерапии и гимнастике. Кроме того, китайские лекари активно применяют ванны, компрессы, массаж.

Важнейшим достоинством медицины Китая является ее профилактическая направленность. Преимущества такого подхода очевидны: если заболевание выявить на ранней стадии, пациенту помогут поддержать здоровье простые методы, такие как диета, соблюдение определенных правил поведения, массаж и пр.

Следует отметить, что процесс лечения в древнем Китае мог продолжаться очень долго. Это объяснялось тем, что сначала врач стремился устранить основные симптомы заболевания, а потом, после того как человек чувствовал себя намного лучше, приступал к устранению причины болезни, чтобы предупредить возможные осложнения в дальнейшем. Поэтому врач в Китае – это не специалист по болезням, а специалист по здоровью.

Центром старинных методик лечения является больница народной медицины Китая Хэйхэ. Здесь оказывают качественные стоматологические услуги, проводят действенные физиотерапевтические процедуры и массаж.

Принципы традиционной медицины

Китайская медицина берет свое начало от раннего учения даосских монахов, а все ее методы заключаются в совершенствовании духа и тела и установлении баланса между ними. По мнению китайских врачей, наше самочувствие зависит от циркуляции жизненной энергии Ци, а также от баланса женской энергии Инь и мужской Ян. И если энергообмен нарушен, это непременно обернется болезнями и недомоганиями. Следовательно, нужно лечить не симптом, а причину, восстанавливая гармонию организма.

Основополагающим принципом китайской медицины является лечение натуральными средствами. Медики, владеющие специальными знаниями, могут вернуть энергию в тело человека с помощью трав, акупунктуры, массажей. Один из самых известных китайских ученых Гао Цзун описал в своих трактатах несметное количество растений, способы лечения при помощи камней, минералов, овощей и фруктов.

Ключевые методы лечения в китайской медицине

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

Традиционная китайская медицина насчитывает десятки методик. К наиболее распространенным из них относятся:


Основы профилактики недугов

Основой профилактики медицина Китая считает массаж и диету. Китайские целители уверены, что эти методы могут остановить болезнь в самом начале и не позволят ей перейти в хроническую форму.

Кроме того, по их мнению, необходимо улучшать состояние иммунной системы человека и устранять патогенные факторы – причины, провоцирующие заболевания.

Большое значение для китайцев имеет здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек и следование определенным правилам. К примеру, многие жители городов утром и вечером выходят в парки и занимаются гимнастикой цигун. У этой гимнастики немало общего с йогой – она также предполагает медленные плавные движения и контроль за дыханием. Цигун помогает гармонизировать состояние тела и духа и позволяет энергии Ци течь свободно. В результате это значительно улучшает снабжение кислородом мозга и всех систем и органов человеческого тела, повышает концентрацию внимания и работоспособность, снимает мышечное напряжение и нормализует давление.

Цены на медицинские услуги в Китае

Китай славится высоким уровнем медицинского обслуживания. На территории Китая находятся десятки известных на весь мир клиник, которые предлагают проведение качественного обследования и лечения у высококвалифицированных узкопрофильных специалистов.

Платная или бесплатная медицина в Китае – этим вопросом задается каждый, кто задумывается о лечении в этой стране. Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что бесплатное лечение возможно только для граждан Китая, для всех иностранцев медицинское обслуживание платное. Однако несмотря на то что местные врачи прекрасно знают свое дело, стоимость лечения в китайских клиниках и медицинских центрах на 40%, а то и на 50% меньше, чем в Европе или Америке.

Сумму, которая понадобится для оплаты услуг, пациент узнает непосредственно после проведения обследования. Сама же консультация специалиста обойдется в 20-75 долларов США. При этом стоимость палаты может доходить до 200 долларов в сутки.

И все же китайские медицинские центры, объединяющие в своей работе древние традиции с современными научными достижениями, становятся все более востребованными, а популярность китайской медицины среди пациентов растет благодаря сравнительно невысокой стоимости услуг и высокому уровню обслуживания и лечения.

Как меня лечили в Китае? Китайская медицина: Видео

Правительство Китая приступило к совершенствованию системы здравоохранения и пенсионного обеспечения населения самой многонаселенной страны мира. От глобального финансового кризиса пострадали многие. Банки становились банкротами. Развитие рынков затормозилось. Наступила рецессия. Однако в условиях этого хаоса произошло одно потенциально позитивное событие: Китай стал предпринимать согласованные действия по укреплению системы социальной защиты. Когда глобальная экономика оказалась в условиях кризиса, и спрос на китайские товары снизился, особенно в развитых странах, правительство Китая обратило взор на внутренние источники спроса. Была начата крупномасштабная программа увеличения бюджетных расходов, в рамках которой огромное значение придавалось расходам на инфраструктуру.

Однако немаловажное значение имели также меры политики, направленные на улучшение пенсионной системы Китая и создание более совершенной и эффективной системы здравоохранения, призванной охватить все население Китая. Недавние шаги Китая были лишь началом этого возобновившегося процесса создания такой системы социальной защиты, которая в определенной степени сглаживает неравенство доходов и способствует повышению уровня жизни более чем миллиарда человек. Реформы в Китае проводятся в период, когда страны с развитой экономикой, в том числе США, а также многие страны Европы, пытаются решить проблему долгосрочных затрат на пенсионное обеспечение и здравоохранение.

Уменьшение необходимости в сбережениях в Китае
В Китае практически каждый откладывает деньги. Уровень сбережений корпораций высок. Правительство является чистым сберегателем. Население также откладывает деньги, более того, норма сбережений наиболее высока среди молодых и престарелых групп, которые в развитых странах, наоборот, менее других групп населения расположены сберегать средства. Во многом высокий уровень сбережений среди китайцев более преклонного возраста мотивирован превентивными соображениями, поскольку люди обеспокоены тем, что с учетом высокой продолжительности жизни среднего китайца либо возрастающая стоимость жизни, либо растущие затраты на здравоохранение, могут привести к расходованию всех средств, и в преклонном возрасте они могут стать неимущими. Даже более молодые семьи подвержены риску дорогостоящей катастрофической или хронической болезни.

Поскольку рынок частного медицинского страхования и частных аннуитетов недостаточно развит, жителю Китая очень трудно застраховать себя от индивидуальных рисков. Поэтому у населения есть мощный стимул к тому, чтобы откладывать больше, чем им действительно необходимо, с тем чтобы застраховать себя. Более прочная система социального страхования может уменьшить необходимость такого рода превентивных сбережений и таким образом повысить частное потребление. Рост потребления во многих отношениях является полезным побочным продуктом реформ, которые сами по себе оправданны, поскольку они обеспечивают защиту малоимущих и повышение уровня жизни населения. Более того, они оказывают положительное влияние на остальной мир: отчасти рост потребления в Китае произойдет за счет увеличения объема импорта, что будет способствовать уменьшению глобальных дисбалансов.

Совершенствование пенсионной системы
В течение многих лет Китай никак не может решить проблемы разобщенной и сложной пенсионной системы, которая не распространяется на значительную часть населения и не обеспечивает достаточно эффективную защиту тех, кто охвачен этой системой. Существуют заметные различия между пенсионными системами, действующими в разных провинциях, а также различия в пенсионном обеспечении сельского населения, мигрантов и городского населения и даже представителей разных профессий. Переход от этого запутанного клубка к более последовательной системе уже давно является одной из сложных задач. Тем не менее, в последние годы достигнуты существенные успехи.

Самое важное то, что в разгар глобального кризиса правительство внедрило новую систему пенсионного обеспечения сельского населения, в которой уже более 55 млн участников, а к концу этого года системой будут охвачены около 23 процентов населения сельских уездов. В рамках этой программы выплачивается базовая пенсия в размере от 60 до 300 юаней, в зависимости от региона и размера индивидуального счета. Участие в системе является добровольным, и каждый из участников обязан ежегодно отчислять от 100 до 500 юаней. Дополнительные средства поступают от центрального правительства, правительств провинций и местных органов, однако в западных и удаленных от побережья провинциях с более низкими доходами центральное правительство покрывает основную часть расходов. Эта реформа будет способствовать потреблению, позволив сократить превентивные сбережения и, более непосредственно, повысив доходы тех, кто становится участниками новой системы: более 16 млн человек уже начали получать пособия.

Одновременно с увеличением охвата базовыми пенсиями принимаются меры с целью совершенствования существующей системы пенсионного обеспечения городского населения. Правительство ввело такую систему, в рамках которой пенсии могут переноситься из одной провинции в другую, а отчисления, сделанные в одной провинции, зачитываются в счет пенсионного обеспечения, даже если работник впоследствии переезжает в другую провинцию. Эти реформы должны способствовать повышению мобильности рабочей силы. Кроме того, многие провинции стараются объединить риски, агрегируя поступления и расходы пенсионного фонда по всей провинции.

Хотя изменения, внесенные в связи с глобальным кризисом, сыграли важную роль в совершенствовании существующей системы, многое еще предстоит сделать. В частности, можно принять такие меры, которые сделают пенсионные планы более единообразными по всей территории страны, чтобы пенсии легче было переносить из одной провинции в другую и чтобы обеспечивалось равенство между разными географическими регионами. Кроме того, имеет смысл упростить существующую систему региональных, национальных и профессиональных пенсий. Властям также следует стремиться к достижению конечной цели объединения рисков на национальном уровне, для того чтобы китайская пенсионная система превратилась в действительно эффективную систему социального страхования, обеспечивающую минимальный прожиточный минимум для всего престарелого населения Китая и при этом ослабляла стимулы к высокому уровню превентивных сбережений. В то же время у Китая есть возможность учиться на ошибках развитых стран и не допустить, чтобы краткосрочные и долгосрочные бюджетные затраты на пенсионную реформу вышли из-под контроля.

Расширение охвата системы здравоохранения
В дополнение к реформированию системы социального обеспечения правительство Китая объявило о комплексной трехлетней реформе системы здравоохранения, цель которой заключается в том, чтобы к 2020 году обеспечить надежное и доступное медицинское обслуживание всего населения страны. Главные целиреформы: Сделать здравоохранение более справедливым путем существенного развития медицинского обслуживания в сельских районах, расширения доступа к программам медицинского страхования и снижения доли населения в оплате медицинских услуг. Так, сельским семьям компенсируется 55 процентов расходов на медицинское обслуживание, что свидетельствует как о значительных успехах, достигнутых за последние годы, - в 2004 году эта цифра составляла менее 30 процентов, - так и о том, что есть возможности для дальнейшего совершенствования системы.

Снизить затраты путем реализации целого ряда программ, призванных изменить коренным образом формирование цен на лекарственные препараты и медицинские услуги и устранить стимулы, способствующие чрезмерному использованию медицинских процедур и лекарств. Со временем планируется отказаться от оплаты отдельных медицинских услуг и перейти к единовременным платежам поставщиков услуг, размер которых зависит заболевания пациента.

Расширить объединение рисков, увеличив участие населения в системе медицинского страхования и повысив возможности использования программ страхования по всей территории страны. Повысить качество медицинского обслуживания путем расширения обучения и исследований, повышения стандартов надзора и регулирования, а также качества в отношении врачей, больниц и лекарств. Усилить санитарно-эпидемиологический надзор, повысить эффективность профилактических мероприятий, охраны здоровья матери и ребенка и расширить доступ к финансируемому государством медицинскому образованию.

В связи с этой реформой в период с 2013 по 2015 год государственные расходы на здравоохранение вырастут почти на 3 процента ВВП. Около двух третей этих дополнительных финансовых ресурсов будет использовано для расширения масштабов медицинского страхования населения сельских районов, а также пенсионеров, безработных, студентов вузов и рабочих-мигрантов, живущих в городах. К концу 2013 года правительство планирует обеспечить охват 90 процентов населения страны той или иной программой медицинского страхования. Отчасти это будет обеспечено путем увеличения субсидирования сельского населения в связи с участием в программах медицинского страхования. Будут также выделены дополнительные средства, с тем чтобы население всех сельских районов имело доступ к районным больницам, действующим в городах и поселках медицинским центрам и местным медпунктам. Для того чтобы обеспечить это, в ближайшие три года правительство намерено построить 29 000 медицинских центров в городах и населенных пунктах и 2000 районных больниц. Кроме того, для того чтобы укомплектовать эти медицинские учреждения персоналом, правительство организует обучение 1,4 млн специалистов в области здравоохранения.

Хотя сейчас еще слишком рано оценивать результаты, следует отметить, что правительство придает огромное значение укреплению системы здравоохранения, и эти задачи решаются на устойчивой основе и таким образом, чтобы избежать бюджетных проблем в связи с увеличением расходов на здравоохранение, характерных для многих развитых стран. Очевидно, что правительство Китая активизировало деятельность, призванную охватить всеобщими базовыми пенсиями и качественным медицинским обслуживанием всех граждан страны. Это должно снизить риски, которым подвергаются люди преклонного возраста, и со временем, когда станет очевидным, что государство способно обеспечить высококачественное и общедоступное медицинское обслуживание, это будет способствовать ослаблению стимулов к высокому уровню превентивных сбережений.

Медицинская статистика свидетельствует, что главные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. За годы рыночных экономических реформ темпы перемен к лучшему стали не столь значительными. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 году республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи страны менее очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 годах были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП.

Как видно из приведенных выше данных, удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 году всего 38,8%, тогда как по миру в целом он достигает 56%. На здравоохранение идет в КНР всего 1% государственного бюджета, тогда как в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6% государственных средств. С начала реформ в 1978 году доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2004 году на государство приходилось только 17,1% расходов, на предприятия и социальные учреждения - 29,3%, а остальные 53,6% расходов на здравоохранение несли сами граждане 1 .

Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значительно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 год в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбулаторное лечение увеличивались на 13%, а на больничное - на 11% 2 . По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем 3 . Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8% семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 году чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2 622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2 236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80% государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров; 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. чел. проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год 4 .

Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Ho многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудового договора. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 году медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8% городских жителей и у 79% жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 году не имели медицинской страховки примерно 50% городской бедноты, в 1998 году - 72%, а в 2003 году - 76%.

В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 года она охватила 730 млн чел., или 86% сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват этой системой сельских районов и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 года 5 . Пока что 80% государственных ассигнований на здравоохранение направляется в город и только 20% - в деревню. В расчете надушу населения эти ассигнования составляют в городе в четыре раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около I 000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.

В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетворительного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на рыночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.

Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Ho фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а соответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.

По данным на 2003 грд, 96% больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.

Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных, некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6%. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20% обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40%, далеко превосходя установленный государством норматив в 15%. По данным Мирового банка, в 2003 году расходы на лекарства в Китае составили 52% всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40%. При этом от 12 до 37% назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 году, 80,2% больных прописывали антибиотики, в т. ч. 58% - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зарплату. С 1990 по 2004 год расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в стационаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2 раза, в окружных - 6,8 раз, в уездных - в 5,5 раза.

Весной 2005 года из уст заместителя министра здравоохранения Ma Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 год был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего вследствие излишней ориентации на рынок и недостаточной роли государства.

Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в каком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи лечебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 году, когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.

Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР проф. Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 году на нужцы здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения в США - несколько более 200 млн чел., а Китае - свыше 1,3 млрд чел. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2 ООО юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.

Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были не лучше, чем в сегодняшнем Китае. Ho все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?

Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Китай внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в определении отношений лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в особенности пожилого, медицинскими услугами.

В августе 2006 года Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 года большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.

В начале 2007 года было решено привлечь к параллельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.

В марте 2007 года свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.

В конце мая 2007 года самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.

В июле 2007 года Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие мнения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения». Он требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 году охватить базовым медицинским страхованием в городах всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.

Доклад Xy Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 года в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства в этом сегменте.

На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 году системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.

Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращается. Последние выступают за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства, при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование должны, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам следует разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход надлежит перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственниче- ского подхода характеризуют его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.

Весной 2008 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП заявил о необходимости провести реформу здравоохранения, с тем чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство намерено выделить в 2008 году на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около 11,7 млрд долл. США), что на 16,7 млрд юаней превышает сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 году, причем основная часть средств предназначается для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.

Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКС, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая

помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения оно призвано, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Избегая прямого вложения средств в систему медицинских услуг, правительство должно инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан, с тем чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Избегая непосредственного участия в руководстве лечебными учреждениями, правительство должно способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.

На этом фоне в 2007 году была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2004). Говорилось, в частности, об увеличении средней ожидаемой продолжительности жизни в 2005 году до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 годом), о сокращении смертности среди новорожденных, младенческой смертности и смертности детей в возрасте до пяти лет, об усилении работы по профилактике СПИДа, выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний, о значительном расширении сети водопровода и канализации в деревне, об увеличении инвестиций в здравоохранение и укреплении систем кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских х услуг на коммунальном уровне в городах. Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило 4,5 млн чел. He удается эффективно контролировать распространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфекционные болезни и болезни, от которых страдают и животные, и человек. Сотни тысяч людей страдают от шистосоматоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн чел. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5% персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа дает установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяет конкретные ориентиры на 2010 год по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в младших возрастных группах и среди рожениц. Число больных СПИДом намечено удержать в пределах 1,5 млн чел., годовые темпы роста венерических заболеваний - в рамках 10%. Выявление новых заболеваний открытой формой туберкулеза легких предполагается довести до 75%, а эффективно пролечить - более 2 млн чел. Планируется также ограничить распространение гепатита В и ряда других болезней.

Программа ставит целью создание общедоступной системы базового здравоохранения. На первый план выдвигаются укрепление ведущей роли правительства, повышение его ответственности, реформа управления государственными медицинскими учреждениями, укрепление их общеполезного характера, предотвращение слепой погони за прибылью, облегчение бремени, которое несет население. Прокламируется параллельное развитие китайской и западной медицины, использование китайских и западных лекарств. Особое значение придается здравоохранению в деревне и на коммунальном уровне в городах. Поощряется также создание негосударственных лечебных учреждений.

Справку подготовил Яков Бергер.

1 Чжунхуа жэньминь гунхэго вэйшэн бу. 2006 нянь Чжунго вэйшн тунцзи тияо [Министерство здравоохранения Китайской Народной Республики. Основные статичтические данные по здравоохранению в Китае за 2006 г.]. Пекин, 2007.
2 Жэньминь ван. 2007. 27 апреля.
3 Чжунго шэхуй синши фэньси юй юйцзэ: 2007 [Анализ и прогноз социального положения в Китае: 2007]. Пекин: Шэкэ вэньсянь чубаньшэ, 2006.
4 Чжунго цзинцзи шибао, 2007. 11 марта.
5 Агентство Синьхуа. 2007. 2 ноября.

314 0

Иностранцы, едущие за границу в поисках качественного и недорогого лечения - это основа новой, процветающей сферы экономики для нескольких развитых азиатских стран, и Китай среди них.

КНР в последние годы занимает заметное место в мировом медицинском туризме.

Мировой медицинский туризм оценивается в 40 миллиардов долларов в год, и Китай стремится привлечь в свои клиники значительную долю туристов.

КНР радует тысячи иностранных пациентов доступными ценами на лечение, качественной подготовкой врачей, современными технологиями и многоязычным медицинским персоналом.

Медицинские туристы направляются в Китай для лечения рака, кардиохирургических процедур, ортопедии, терапии стволовыми клетками и, конечно, для лечения методами традиционной китайской медицины (ТКМ) - альтернативной системы, которая основана на акупунктуре и древних фитотерапевтических рецептурах.

Несмотря на популярность древних методик, китайская система здравоохранения является одной из самых прогрессивных на планете, а местные ученые достигли огромных успехов в кардиологии, нейрохирургии, травматологии, онкологии, а также в изучении стволовых клеток.

Потенциал Китая как направления медицинского туризма трудно переоценить, потому что в дополнение к передовой медицинской инфраструктуре эта страна имеет много уникальных мест и исторических достопримечательностей. Неудивительно, что западные туристы ездят в Поднебесную на своеобразный «медицинский отпуск» - подлечиться, отдохнуть, и одновременно насладиться местными красотами.

Почему именно лечение в Китае?

Китай - один из мировых экономических колоссов, фактически вторая экономика планеты. Кроме того, это страна с богатой историей и разнообразной культурой, ставшая излюбленным местом для отдыха иностранцев.

Это также стремительно развивающаяся страна, причем одна из наиболее процветающих ее областей - здравоохранение, что наряду с открытой политикой в последние годы привело к значительному увеличению потока медицинских туристов. Пациенты с Запада, а также из других стран Азии устремляются в Китай, чтобы совместить прекрасный отдых с качественным и недорогим лечением.

Почему стоит рассматривать Китай как хорошее место для лечения и отдыха?

У этой страны есть сразу шесть важных преимуществ:

1. Низкая стоимость лечения

Доступность - это ключевая причина, по которой люди едут на лечение в Китай. Для жителей западных стран с огромными ценами на медицинские услуги опыт лечения в КНР выглядит впечатляюще: высокий технологический уровень и хороший сервис за сумму, в разы меньшую, чем в Америке или Британии. Сэкономить на крупной процедуре не помешает даже перелет через океан.

2. Первоклассные больницы и клиники

Система здравоохранения Китайской Народной Республики состоит из разветвленной сети современных больниц, предоставляющих высококачественную помощь. В стране уже есть 25 учреждений, получивших международную аккредитацию Объединенной комиссии (JCI, Joint Commission International), а многие другие больницы являются членами Международного общества качества в области здравоохранения (ISQua, International Society for Quality in Health Care) или одобрены Американской медицинской ассоциацией (АМА, American Medical Association).

3. Врачи и хирурги с американскими сертификатами

Не следует упускать из виду, что искушенным пациентам важно осознание того, что они имеют дело с медицинскими специалистами, подготовленными по самым высоким стандартам. В Китае есть много врачей с сертификатами Американского совета (American Board Certified), свободно владеющих английским языком. Это отчасти связано с большим количеством врачей из Штатов, которые остались жить и практиковать в КНР.

4. Смесь западной и восточной медицины

Медицинские туристы направляются в Китай для лечения рака, операций на сердце, протезирования суставов, операций на позвоночнике. Также большой популярностью, как у местных пациентов, так и у иностранцев, пользуются: иглоукалывание для лечения боли, депрессии и остеоартрита; фитотерапия и альтернативные методы лечения при раке, диабете, болезнях сердца. Во многих китайских клиниках современные западные методы комбинируют с традиционными восточными рецептами.

5. Возможности для отпуска бесконечны

Китай стал важным мировым туристическим направлением с провозглашения открытой политики в 1970-х годах, и теперь эта страна стала третьей по посещаемости в мире. История, культура, потрясающая кухня, знаменитые места, кипящие мегаполисы, центры шопинга и развлечений - в Китае есть все, что может заинтересовать туристов.

6. Сильные исследовательские центры

Это особенно касается терапии стволовыми клетками и лечения рака.

Если говорить о первом, то Китай имеет наиболее либеральные правила исследований эмбриональных стволовых клеток. Соответственно, в КНР проводить такие исследования гораздо проще и быстрее, чем в западных странах. В результате многие западные ученые стремятся сотрудничать с китайскими коллегами, и тем самым обеспечивают бурный прогресс в этом направлении медицины.

Что касается онкологии, то здесь сочетание государственной поддержки и частных медико-биологических инвестиций привело к тому, что уровень исследований рака и лечения онкобольных в КНР почти сравнялся с лучшими стандартами Запада.

Система здравоохранения в Китае

Система здравоохранения Китая совершенствуется под влиянием экономического роста страны и грамотного контроля со стороны государства, целью которого является обеспечение качественной и доступной медицинской помощи для всех граждан КНР.

Недавние реформы были направлены на улучшение доступа населения к медицинской помощи. Новая схема разрешила состоятельным городским жителям иметь медицинскую страховку, поэтому они не должны откладывать крупные деньги на случай внезапной болезни. Правительство, как и прежде, за свои средства обеспечивает гарантируемый минимум медицинских услуг для сельских жителей.

В целом, Китайская Народная Республика сумела еще к 2009 году обеспечить около 95 процентов ее населения доступной медицинской помощью, что является незаурядным показателем в регионе.

Больницы и врачи Китая

Огромная площадь Китая выдвигает определенные требования к его медицинской системе, и страна, надо сказать, справляется с проблемой неплохо. В Китае на 1000 населения оборудовано 3,8 больничных коек в лечебных учреждениях всех типов - больших и маленьких, городских и сельских, государственных, совместных и частных. Министерство здравоохранения КНР условно разделяет все лечебные учреждения на 3 уровня, где лучшие специализированные больницы получают высший рейтинг - 3AAA.

Обслуживание иностранных пациентов в китайских больницах на высоте. Правительство КНР решило применять престижные американские нормы Joint Commission International (JCI) - признанный всем западным миром «золотой стандарт» качества и безопасности больниц. В Китае работает уже 25 аккредитованных JCI учреждений, которые смело могут предлагать свои услуги самым требовательным пациентам из Европы и Америки.

Врачи в Китае заботятся о комфорте пациентов и высоком качестве лечения, особенно хирургических операций. Они известны своим передовым опытом в таких областях, как кардиология, ортопедия, онкология и традиционная китайская медицина. Китайские специалисты по терапии стволовыми клетками считаются одними из лучших в мире, а многие из них проходят обучение в самых уважаемых медицинских школах Америки.

Дмитрий Левченко

После образования КНР в медицинском обслуживании населения, как и в условиях его жизни, произошли значительные улучшения. По основному комплексному показателю здоровья населения - ожидаемой продолжительности жизни Китай за это время вышел из категории бедных стран и поднялся на уровень нижней группы стран со средними доходами.

Этим показателям соответствует и обеспеченность населения помощью квалифицированного медицинского персонала, хотя доступ к такой помощи весьма разнится по месту проживания.
Однако медицинская статистика свидетельствует, что глав-ные позитивные сдвиги в состоянии здоровья населения были достигнуты в дореформенный период существования КНР. Так, резкое сокращение детской смертности имело место непосредственно сразу после провозглашения в 1949 г. республики, а в 1980-е и 1990-е годы этот показатель менялся мало. Экономические успехи реформистского курса не столь очевидно способствовали развитию здравоохранения. Темпы роста государственных расходов на здравоохранение в 1979-2004 г.г. были ниже темпов экономического роста, что вело к понижению доли этих расходов в ВВП. Удельный вес государства в расходах на здравоохранение в КНР составил в 2005 г. всего 38,8 %, тогда как по миру в целом он достигает 56 %. На здравоохранение идет в КНР всего 1 % государственного бюджета, а в совокупности в странах мира с низкими доходами на эти цели расходуется 4,6 % государственных средств. С начала реформ в 1978 г. доля государства и нанимателей в структуре общих расходов на здравоохранение неизменно снижалась, а доля физических лиц - повышалась. В результате в 2006 г. на государство приходилось только 18,1 % расходов, на предприятия и социальные учреждения - 32,6 %, а остальные 49,3 % расходов на здравоохранение несли сами граждане.
Среднедушевые затраты граждан на лечение растут значи-тельно быстрее, чем их доходы. С 1998 по 2006 г. в среднем за год в расчете на душу населения расходы на амбу-

латорное лечение увеличивались на 13 %, а на больничное - на 11 %2. По данным социологических опросов, население в Китае ставит дороговизну медицинских услуг на первое место среди всех социальных проблем3. Расходы на эти услуги составляют в среднем 11,8 % семейного бюджета, уступая лишь расходам на питание и образование. В 2003 г. чистый годовой доход крестьянина составлял в среднем 2622 юаня, а средняя стоимость его пребывания в больнице достигала 2236 юаней. Поэтому для большинства крестьян больничное лечение не по карману.
За последние годы число больниц и оздоровительных цен-тров, а также численность квалифицированного медицинского персонала стали сокращаться, хотя число больничных коек росло. Численность дипломированного медперсонала в расчете на 10 тыс. человек населения за период с 1978 по 2000 г. увеличилась более чем в полтора раза, с 10,8 до 16,8 человек, а затем к
2007 г. сократилась до 15,4 человек. При этом особенно ощутимо убыль медицинских работников сказывается не в городах, где она фактически не наблюдается, а в уездных центрах. Именно на уездном уровне остро ощущается и нехватка технического персонала. Не очень понятно также, где размещаются дополнительные койки: в пристройках к основным зданиям больниц или за счет уплотнения. Вопрос о качестве услуг в этой ситуации при сокращении медперсонала уже представляется излишним.

Возросло социальное неравенство в доступе к медицинским услугам. По данным исследования, проведенного Академией общественных наук Китая, 80 % государственных ассигнований на медицину идет на обслуживание социальной группы, основу которой составляют 8,5 млн правительственных чиновников и партийных функционеров. 2 млн правительственных и партийных деятелей разного ранга пользуются долгосрочными отпусками по болезни. Из них 400 тыс. человек проводят длительное время в специальных стационарах для лечения и отдыха, расходы на которые составляют 50 млрд юаней в год4.
Для городского населения в Китае существует система медицинского страхования. Однако из этой системы исключены учащиеся, лица, не имеющие постоянной занятости, безработные и приезжающие на работу в город жители села. Вплоть до недавнего времени обязательное медицинское страхование не распространялось и на работников негосударственных предприятий. Новый закон о трудовых контрактах обязал предпринимателей обеспечивать своих работников медицинской страховкой. Но многие из них уклоняются от этой обязанности, нанимая на работу преимущественно мигрантов и не заключая с ними трудовой договор. По данным «Отчета об основных результатах 3-го исследования государственных здравоохранительных услуг», в 2003 г. медицинская страховка полностью отсутствовала у 44,8 % городских жителей и у 79 % жителей села. Особенно велика доля лиц, не имеющих медицинской страховки, среди населения с низкими доходами. При этом она постоянно росла. В 1993 г. не имели медицинской страховки примерно 50 % городской бедноты, в 1998 г. - 72, а в 2003 г. - 76 %.
В деревне за последние годы проводится работа по созданию системы медицинского обслуживания на кооперативных началах. К концу 2007 г. она охватила 730 млн человек, или 86 % сельского населения. Однако система страдает от нехватки средств и не в состоянии оказывать поддержку жителям деревни в случаях серьезных заболеваний, требующих больничного лечения. Крестьянин вносит в фонд сельского кооперативного страхования годовой взнос в размере 10 юаней, а центральные и местные власти еще по 20 юаней на человека. Намечено из года в год расширять охват сельских районов этой системой и завершить ее распространение на территорию всей страны в основном до 2010 г.5 Пока что 80 % государственных ассигнований на здра-воохранение направляется в город и только 20 % - в деревню. В расчете на душу населения эти ассигнования составляют в городе в 4 раза больше, чем в деревне (38,3 юаней против 9,9 юаней). Полная или частичная утрата работоспособности из-за отсутствия своевременной и качественной медицинской помощи часто служит причиной бедственного положения крестьянской семьи. Средние расходы на лечение серьезного заболевания составляют 7 тыс. юаней (около 1000 долл.), что более чем втрое превышает чистый среднегодовой доход крестьянина.
В Китае идет острая дискуссия о причинах неудовлетвори-тельного состояния здравоохранения и наиболее оптимальных путях выхода из него. Либеральные «рыночники» противостоят здесь не столько идеологическим «антирыночникам», сколько тем, кто, разделяя в принципе ориентацию экономики на ры-ночные отношения, не готов отдавать наиболее чувствительные для народа области полностью на откуп рынку и возлагает значительную долю ответственности за них на государство.
Либералы винят во всем прежнюю плановую систему хозяйства и ее пережитки. Плановая система, с их точки зрения, ответственна за то, что сфера услуг в деревне, как и аграрная сфера в целом, десятилетиями приносилась в жертву развитию тяжелой индустрии. Соответственно главная беда здравоохранения усматривается в том, что оно недостаточно включено в рыночные отношения. Формально все как будто обстоит благополучно. Рынок распределяет ресурсы. В область медицинских услуг допущен любой капитал. Создание новых структур и направление услуг определяются, главным образом, рыночным спросом. Но фактически за два с лишним десятилетия реформ условия для создания негосударственных больниц так и не появились. Цены на медицинские услуги и лекарственные препараты по-прежнему контролируются государством. Их устанавливают не больницы, а со-ответствующие правительственные ведомства. Больницы же могут действовать лишь в определенном диапазоне цен.
По данным на 2003 г., 96 % больничных коек, оборудования и медицинского персонала сосредоточены в государственных медицинских учреждениях. Опираясь на долговременную поддержку правительства, немногие больницы сосредоточили у себя лучшие ресурсы и заняли монопольное положение, с которым не могут состязаться негосударственные медицинские учреждения. Такое положение признается ненормальным. Утверждается, что в условиях рыночной экономики невозможно сохранять заповедники нерыночных отношений, что у здравоохранения нет иного выбора, чем подвергнуться рыночному реформированию. Весомость этой позиции подкрепляется тем, что за ней стоят интересы национального и иностранного капитала, готового вложить в китайскую медицину миллиарды долларов и юаней, рассматривая ее как потенциально чрезвычайно выгодную для себя сферу приложения капитала.
Оппоненты рыночников, напротив, видят главные беды здравоохранения в утрате государственными лечебными учреждениями социальной значимости, в их чрезмерной погоне за материальной выгодой. Отмечается, что в государственных некоммерческих лечебных учреждениях заработная плата и бонусы сотрудников, как и текущие расходы учреждений, в основном финансируются за счет их собственной коммерческой деятельности, доля же государственного финансирования не превышает 6 %. Отсюда проистекает стремление врачей прописывать больным много дорогих лекарств, назначать дорогостоящие обследования и процедуры. Государство контролирует цены примерно на 20 % обращающихся на фармацевтическом рынке препаратов и за последние годы неоднократно проводило снижение цен. Однако регулируемые рынком цены на лекарства растут, иногда многократно. В подавляющем большинстве лечебных учреждений надбавки к цене отпускаемых лекарств достигают 30-40 %, далеко превосходя установленный государством норматив в 15 %. По данным Мирового банка, в 2003 г. расходы на лекарства в Китае составили 52 % всех расходов на здравоохранение, тогда как в большинстве стран они не превышают 15-40 %. При этом от 12 до 37 % назначений не вызываются необходимостью. Согласно обследованию одной больницы, проведенному в 2000 г., 80,2 % больных прописывали антибиотики, в том числе
58 % - по два и более препаратов. Плата за однократный курс лечения в стационаре порой превышает среднюю годовую зар-плату. С 1990 по 2004 г. расходы на амбулаторное лечение в больницах общего типа увеличились в 12 раз, на лечение в ста-ционаре - в 10 раз. Согласно данным статистических ежегодников по здравоохранению в Китае, за этот период среднегодовые заработки врачей увеличились в больницах центрального подчинения в 11,6 раза, в провинциальных - в 8,2, в окружных - 6,8, в уездных - в 5,5 раза.
Весной 2005 г. из уст заместителя министра здравоохранения Ма Сяохуа прозвучал тезис о необходимости при введении в эту сферу рыночных механизмов отстаивать ведущую роль государства. По существу это положило начало пересмотру прежних основных принципов и акцентов проводившейся в течение двух десятилетий реформы здравоохранения, которая главный упор делала на внедрении рыночных отношений. Развернулась широкая кампании в прессе за то, чтобы главную роль в решении проблем здравоохранения взяло на себя государство. В совместном докладе Центра исследований развития при Госсовете КНР и Всемирной организации здравоохранения за 2005 г. был сделан вывод: рыночная реформа здравоохранения в Китае в основном потерпела неудачу, прежде всего, вследствие излишней ори-ентации на рынок и недостаточной роли государства.
Руководство страны вновь оказалось перед дилеммой: в ка-ком направлении вести дальше реформу здравоохранения - в сторону ли дальнейшего разгосударствления, распродажи ле-чебных учреждений или, напротив, назад, в сторону прежней государственной медицины. Либо же пытаться как-то сочетать эти принципы. По существу такие споры не прекращались в течение всего времени реформ, но сегодня настал час, когда необходимо сделать принципиальный выбор. Особенную остроту этой проблеме придала серьезная эпидемия атипичной пневмонии в 2003 г., когда обнажились все недостатки китайского здравоохранения.
Один из ведущих теоретиков и проектировщиков китайских экономических реформ, заместитель руководителя Центра исследований развития при Госсовете КНР профессор Ли Цзяньгэ, непосредственно участвовавший при прежнем руководстве в реформировании системы здравоохранения, указывает на объективные финансовые и материальные трудности, с которыми сталкиваются преобразования. Так, в США в 2004 г. на нужды здравоохранения было потрачено 1,8 трлн долл. В Китае в том же году весь ВВП составил 1,6 трлн долл. При этом численность населения у США - несколько более 200 млн человек, а у КНР - свыше
1,3 млрд. Если рассчитать затраты на лечение и лекарства в Китае, исходя лишь из одной десятой части американской нормы, то на них не хватит всего китайского ВВП. В Китае медицинское страхование городских рабочих и служащих составляет в среднем на одного человека в год 2000 юаней. Если бы правительство взяло на себя задачу распространить данный норматив на все городское и сельское население (а такие предложения выдвигаются), то на это ушла бы вся расходная часть всех бюджетов центрального и местных правительств всех уровней.
Такие доводы, однако, убеждают далеко не всех. Оппоненты указывают на то, что за последнее столетие более 160 стран мира раньше или позже создали у себя различные системы социального обеспечения и медицинского страхования. При этом ни в Англии почти 100 лет назад, ни в США 70 лет назад, ни в Японии 68 лет назад экономические условия были вряд ли лучше, чем в сегодняшнем Китае. Но все они сумели, используя ограниченные финансовые ресурсы своего времени, обеспечить достойное лечение своих граждан. Отчего же Китай это сделать не в состоянии?
Определяя дальнейшие пути реформы здравоохранения, Пекин внимательно присматривается к опыту других стран с переходной экономикой, особенно Венгрии и Польши. Делегация Министерства здравоохранения КНР и Госкомитета по развитию и реформам, побывавшая в этих странах, нашла там немало полезного, особенно в отношениях лечебных учреждений с государством и рынком. Констатируется, что, при всей своей политической и экономической ориентации на Европу, к распространению рыночных отношений и приватизации на здравоохранение эти страны подходят очень осторожно. Если в экономике уровень приватизации очень высок, то полностью приватизированных больниц очень мало. В Венгрии после длительной дискуссии отказались от приватизации фонда социального страхования. Главным звеном реформы в Польше и Венгрии стало создание независимых общенародных фондов медицинского страхования. В Польше такой фонд получает средства, главным образом, от государства и предприятий и распространяет свои услуги на всех членов семьи лица, имеющего медицинскую страховку. Лечебные учреждения получают средства не непосредственно из государственного бюджета, но по контрактам с фондом медицинского страхования, в соответствии с проделанной работой. Этот метод, по мнению руководителя китайской делегации, является приемлемым и для Китая. Изучается и опыт других стран, в частности Испании и Бразилии. И здесь отмечается тенденция к возрастанию роли государства, прежде всего центрального бюджета, в финансировании здравоохранения и медицины при одновременном использовании различных форм кооперации с частным капиталом. Это способствует сокращению межрегиональных различий в обеспеченности населения, в осо-бенности пожилого, медицинскими услугами.
В августе 2006 г. Госсовет КНР создал координационную группу по реформе здравоохранения, куда вошли представители полутора десятков министерств и государственных комитетов. В конце 2006 г. большинство ведомств одобрили представленный Министерством здравоохранения проект, который предусматривал предоставление практически бесплатных медицинских услуг в коммунальных больницах почти всем городским жителям. Суммарные правительственные расходы при таком варианте оценивались в 269 млрд юаней.
В начале 2007 г. было принято решение привлечь к парал-лельной подготовке проектов реформы шесть независимых отечественных и зарубежных исследовательских центров, в числе которых были Пекинский, Фуданьский, Народный университеты, ВОЗ, Мировой банк, консалтинговая компания «Маккензи». Позже к ним подключились Пекинский педагогический университет и университет Цинхуа в кооперации с Гарвардским университетом.
В марте 2007 г. свою точку зрения на реформу здравоохранения обнародовало Министерство финансов КНР. Она сводилась к тому, что медицинские услуги должны быть платными, солидаризируясь тем самым с рыночной моделью.
В конце мая 2007 г. самостоятельные проекты были впервые совместно рассмотрены на совещании, созванном Госкомитетом по развитию и реформам, с участием министерств здравоохранения, финансов, труда и социального обеспечения и других ведомств. Большая часть представленных разработок ориентировались преимущественно на ведущую роль государства, меньшая - на рынок.
В июле 2007 г. Госсовет КНР опубликовал документ под названием «Руководящие соображения о развертывании экспериментальных пунктов базового медицинского страхования городского населения», который требовал увеличить число экспериментальных городов в текущем году до 79, а в 2010 г. охватить всю страну. Это означало, что правительство намерено использовать увеличение расходов в сфере здравоохранения, главным образом, на дотации населению, охваченному системой страхования, а не на увеличение вложений в государственные лечебные учреждения. Тем самым провозглашался курс на развитие рынка медицинских услуг.
Доклад Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК осенью 2007 г. в большей мере делал упор на ответственности правительства за реформы в здравоохранении. Говорилось о необходимости укреплять общеполезный характер здравоохранения, повышать инвестиционную активность государства. На состоявшихся после съезда совещаниях было решено на основе имеющихся самостоятельных разработок подготовить новый сводный проект реформы здравоохранения «с китайской спецификой» и представить его на суд общественности. Проект должен был предусмотреть создание к 2020 г. системы, которая бы гарантировала предоставление базовых медицинских услуг всем жителям города и деревни.
Полемика между сторонниками преимущественно рыночной и преимущественно государственнической ориентации реформы в Китае не прекращалась. Последние выступали за установление низкой стоимости больничных услуг, за сокращение до минимума различий в ценах на отпускаемые лекарства при сохранении, однако, рыночной продажи патентованных и инновационных препаратов. Все больничное оборудование, должны были, с их точки зрения, централизованно закупать правительственные ведомства. Больницам предлагалось разрешить по-прежнему взимать плату за лечение, но весь доход перечислять вышестоящим здравоохранительным органам, которые ответственны за распределение ресурсов. Оппоненты государственнического подхода характеризовали его как возврат к плановой экономике, как путь к дальнейшему усилению коррупции.
На этом фоне в 2007 г. была принята Программа развития здравоохранения в 11-й пятилетке (2006-2010 гг.). В документе отмечались определенные достижения предыдущего пятилетия (2001-2005 гг.). Увеличилась средняя ожидаемая продолжительность жизни до 72 лет (на 0,6 года по сравнению с 2000 г.). Сократилась смертность среди новорожденных, младенческая смертность и смертность детей в возрасте до 5 лет. Усилилась работа по профилактике СПИДа, по выявлению и лечению больных туберкулезом и рядом других серьезных заболеваний. Значительно рас-ширились сети водопровода и канализации в деревне. Увеличи-лись инвестиции в здравоохранение. Укрепились системы кооперативной медицины в деревне и предоставления медицинских услуг на коммунальном уровне в городах.
Вместе с тем отмечалось наличие серьезных нерешенных проблем. СПИД начинает распространяться от групп риска к рядовому населению. Число больных туберкулезом превысило
4,5 млн человек. Не удается эффективно контролировать рас-пространение гепатита. Непрерывно появляются новые инфек-ционные болезни. Сотни тысяч людей страдают от шистосома- тоза, заболеваний, связанных с недостатком йода, флюороза. Численность людей, страдающих от злокачественных опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, диабета, травм и отравлений, составляет около 200 млн. Душевными расстройствами болеют 16 млн человек. Растет опасность профессиональных заболеваний. Невысок уровень охраны материнства и младенчества, особенно среди мигрантов, значительны его различия между городом и деревней. Жители деревни больше страдают от СПИДа, туберкулеза, гепатита, шистосоматоза и местных заболеваний. Лишь 18,5 % персонала волостных и поселковых здравпунктов имеют высшее образование.

Программа давала установки по развитию всех подсистем здравоохранения, определяла конкретные ориентиры на 2010 г. по дальнейшему увеличению ожидаемой продолжительности жизни и снижению смертности в разных возрастных группах.
Весной 2008 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в докладе о работе правительства на сессии ВСНП подчеркнул необходимость провести реформу здравоохранения с тем, чтобы обеспечить каждому доступ к базовым медицинским услугам. Центральное правительство заявило о выделении в 2008 г. на поддержку реформы и развитие здравоохранения 82,5 млрд юаней (около
11,7 млрд долл.), что на 16,7 млрд юаней превышало сумму, ассигнованную на эти цели в 2007 г., причем основная часть средств
предназначалась для укрепления низовых звеньев системы здравоохранения в городе и деревне.
Ряд депутатов, выступавших на сессиях ВСНП и НПКСК, приветствуя намерения правительства, возражали вместе с тем против государственной монополизации системы общественного здравоохранения, в частности, в таких ее составных частях, как охрана здоровья женщин и детей, профилактика, контроль над инфекционными заболеваниями, санитария окружающей среды, пропаганда здоровья, скорая помощь. Государству не рекомендовали вкладывать большие средства в капитальное строительство и крупное оборудование. В интересах создания недорогой и эффективной системы общественного здравоохранения правительству предлагали, используя методы рыночной конкуренции, покупать услуги медицинских учреждений. Вместо прямого вложения средств в систему медицинских услуг ему вменяли в обязанность инвестировать их в органы медицинского страхования, покупать страхование для своих граждан с тем, чтобы гарантировать больным свободу выбора лечебного учреждения и обеспечить равноправную конкуренцию между организациями, оказывающими медицинские услуги. Не участвуя непосредственно в руководстве лечебными учреждениями, правительство обязывалось способствовать развитию корпоративного управления, стимулировать привлечение как государственного, так и негосударственного капитала в развитие отечественного здравоохранения.
В апреле 2009 г. были официально опубликованы два доку-мента, направленных на ускорение развития здравоохранения в ближайшие годы: «Соображения ЦК КПК и Госсовета КНР об углублении реформы системы здравоохранении» и «Проект реализации в ближайшее время (2009-2011) ключевых программ в области фармацевтики и здравоохранения». Первый докумет был представлен на открытое общественное обсуждение в сентябре
2008 г. и вызвал большое число откликов с замечаниями и предложениями, которые были обобщены соответствующими ведомствами и предложены в качестве поправок.
За период 2009-2011 гг. намечено охватить все городское и сельское населения системой базовых медицинских гарантий: городского населения - базовым медицинским страхованием, деревенского населения - сельской кооперативной медициной. К 2010 г. нормативный размер дотаций по этим двум системам повышается до 120 юаней на человека в год, и соответственно несколько увеличиваются индивидуальные взносы. Предполагается приступить к созданию государственной системы базового обеспечения лекарствами. С 2009 г. начинается создание Всекитайского архива данных о здоровье населения. Предполагается развернуть реформу государственных лечебных учреждений, направленную на совершенствование управления и контроля за их деятельностью и повышение уровня оказываемых ими услуг. На все это за три года намечено ассигновать 850 млрд юаней. Облегчается бремя расходов по медицинскому обслуживанию, которое вынуждено нести население.
Таким образом, в этой важнейшей для всего населения страны социальной сфере устанавливаются рамки взаимодействия между государством и рынком при ведущей роли государства, которое берет на себя ответственность за общедоступное пользование всех слоев и групп общества основными медицинскими услугами, независимо от толщины индивидуальных кошельков. Вместе с тем система здравоохранения остается смешанной, что предполагает приток в эту систему капиталов различных типов собственности.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.