Универсальные учебные действия. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

Универсальные учебные действия

Учимся учиться!
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Карабанова О.А.,
доктор психологических наук.

Статья «Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны»

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию « универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

· использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы , творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

· самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

· смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

· морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

· сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

· ориентации на содержательные моменты образовательного процесса - уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками - и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

· сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

· сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

· сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Которая проводилась на начало учебного года и на конец года.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т. к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

· способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

· умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

· умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

· способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

· умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы , комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку , математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио ученика:

является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Рабочего Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы; разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике; учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали



Мастер-класс №1

«Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности средствами ИКТ»

Н.В.Третьяк.

1.ЧТО ТАКОЕ УУД И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ).

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

Самостоятельно ставить учебные цели,

Проектировать пути их реализации,

Контролировать и оценивать свои достижения,

Иначе говоря - формирование умения учиться .

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Слайд

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3)познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

^ Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

^ Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

^ Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

^ Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

^ 2. Учимся определять и находить УУД.

Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы команды по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.

Таким образом, подобная работа даст возможность Вам расширить системное видение, освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД в рамках мероприятия, приучает мыслить по - новому.

Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуации, искать в них разные виды УУД.

^ 1 задание.Чему учит «лавочка»

Уважаемые коллеги, где в повседневной жизни мы учимся? (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)

Как вы думаете, а что можно делать на лавочке? А могут ли здесь здесь формироваться универсальные действия. Самостоятельно просмотрите презентацию. (Презентация)

^ Выберите из предложенных (Приложение 4): Какие же универсальные действия сформировала «ЛАВОЧКА» ?

Правильно – это коммуникативные универсальные учебные действия. (Магнит прикрепляю на доску).

Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные)

Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные)

Адекватно реагировать на замечания (личностные)

Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные)

Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные)

Выбор необходимой информации (познавательные)

Установление причинно - следственных связей (познавательные)

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные)

Прогнозирование результатов деятельности (регулятивные) Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?

Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.

2 задание

Я предлагаю вспомнить сказку Владимира Григорьевича Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (Презентация)

Определите, пожалуйста, какие универсальные действия сформированы у героев?

Подумайте, чему нужно научиться? (Приложение 4)

- Какие универсальные действия сформированы у героев?

(прикрепляю магниты:)

Умеют взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

^ Что необходимо сформировать?

Лягушонку, эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.

Итак, мы ещё раз убедились: «Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок!». Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую.

Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных учебных действий несложно, а очень интересно.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

^ 3. Как сформировать Универсальные учебные действия?

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются?

В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно – воспитательного процесса.

(Приложение 3)Рассмотрим Памятку для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

^ Личностные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

*Режиссерская игра

Взаимоконтроль;

«ищу ошибки»;

Предлагаю вам несколько заданий, на развитие регулятивных действий в учебном процессе.

ЗАДАНИЕ 1 (Приложение 1)нацелено на формирование «Умения понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности » Конечно, чтобы ребёнок смог выполнить данное задание, нужно выполнять подобное упражнение на каждом уроке. С точки зрения современности можно перефразировать вопрос: Чему должны научиться?


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? ^ Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание . А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное». Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. Нацелена на формирование « ^ Умения понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

2. Определите, подчеркните её.


  • Подберите к ним заглавия; (4)

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою; (1)

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке (2)

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; (6)

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; (3)

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки.(5)
Как вы думаете, какая из предложенных формулировок является учебной задачей?

Думаю, что у каждого учителя есть свои приёмы, способствующие формированию учебно-информационных умений, т е ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Предлагаю пополнить этот список возможно, новыми для вас приёмами.

(Приложение 2)

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным. Можно предложить следующую таблицу для различения «толстых» и «тонких» вопросов

Например, если потренироваться в задавании «толстых» и «тонких» вопросов при чтении стихотворения С.Я.Маршака, то получится следующее:

^ Тонкие вопросы:

Что делала синица?

Где Джек хранит пшеницу?

Толстые вопросы:

Почему у коровы и старого пса сложились плохие отношения?

Что изменится в стихотворении, если «исчезнет» один из героев, например, пастух?

Предлагаю Вам потренироваться, вспомнить, например, р.н.сказку «Репка» и составить толстые и тонкие вопросы

Например: кто прибежал за Жучкой? (тонкий вопрос)

Что было бы, если мышка не прибежала? (толстый вопрос)

Дайте объяснение, почему репка выросла такая большая? (толстый вопрос)

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование. Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу, не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём рекомендуется использовать при чтении исторических текстов, а также в работе с любыми отрывками, содержащими описание какого-то события, явления. Такие тексты могут встретиться не только на уроках истории, но и на других учебных предметах. Читая, ребёнок делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержимое, то сюжет – точно. А это и требуется на различного рода проверочных, контрольных и экзаменах. Но, что важнее, ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-то важное.


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?


Буду отдыхать на юге
Примером применения этого приема может служить «Дерево предсказаний», составленное ученицей на тему «Как я проведу лето». Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


Останусь в городе

Поеду в спортивный лагерь

Мама любит отдых на море

Возможно,так как

я занимаюсь спортом Возможно и такое,


Как я проведу лето
болеет бабушка

Этот приём предлагается для развития умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы. «Деревья предсказаний» лучше всего выращивать при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасётся ли главный герой?»…

Ученикам всех возрастов очень нравится составлять «Дерево предсказаний».В любом прогнозе присутствует элемент игры, неопределённости. Но всё же не стоит использовать этот приём больше одного раза на уроке, так как тексты используются для развития мышления, а не для игры в «угадайку».

Приём №4 «Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Предлагаю примеры таких заданий:


  • ^ Азы работы над текстом . Найдите в тексте основные (новые)понятия и запишите их в алфавитном порядке.

  • Что, не ждали


  • Главная жизненная мудрость

  • Известное и неизвестное

  • Иллюстративное изображение

  • ^ Поучительный вывод
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги:поиск дополнительной информации, домашние задание для отдельных учащихся и отдельных групп детей; выделение нерешённых проблем; определение последующих этапов работы.

Приложение1

ЗАДАНИЕ 1.


  • Выберите из предлагаемых вариантов вопрос, на который отвечает учебная задача и подчеркнуть его. Как будем делать? Что будем делать?

  • Прочитайте предложенный ниже текст и подчеркните формулировку учебной задачи.
«Ребята! Мы закончили большую и сложную тему «Имя существительное». Сегодня у нас не совсем обычный урок: будем соревноваться в знании русского языка, проверим вашу сообразительность, оперативность, организованность и внимание. А для соревнования используем диапозитивы с рисунками по теме «Имя существительное».Но сначала уточним, сколько команд будет участвовать в соревновании. Наверное, три. Пусть каждый ряд столов станет командой, не возражаете?!»

ЗАДАНИЕ 2. ^ Умение понимать последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи.

Задание:

1. Прочитайте предложенную ниже учебную задачу и учебные действия по её выполнению (последовательность их выполнения специально нарушена)

2. Определите, какая из предложенных формулировок является учебной задачей, подчеркните её.

3. Пронумеруйте учебные действия в порядке их последовательности выполнения


  • Подберите к ним заглавия; ___

  • Составьте рассказ о сказочном герое;

  • Перечитайте текст, отметьте в нем те отрывки, которые относятся к герою____

  • Определите, о чём говорится в каждом отрывке_____

  • Расскажите о герое, пользуясь планом; _____

  • Расположите отрывки по порядку, сгруппировав их; ____

  • Посмотрите ещё раз отмеченный текст, проверив, соответствуют ли заголовки_____
Приложение2

Приём №1 «Толстые» и «тонкие» вопросы.

«Тонкие» - это вопросы, на которые можно дать однозначный вопрос, «толстые»-вопросы, ответить на которые столь же определённо не представляется возможным.

1. После того, как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить её содержание . Чтобы работа с данным приёмом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребёнок должен знать, как выполняют это задание его сверстники, в чём состоят их ошибки.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы (может быть, даже столько, сколько ребят в классе), а на тонкие – только один.

3. В начале обучения этому приёму необходимо использовать соревнование . Например, те, кто придумает наибольшее количество вопросов или придумает самый смешной вопрос, получают жетон.

4. Окончанием работы над этим приёмом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. ^ Её можно использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам, пересказам, экзаменам (в средней школе)

5. Не все ученики одинаково легко заполняют указанную таблицу , не стоит настаивать – поощряйте даже незначительные успехи.

6. ^ Можно при чтении текста разделить учеников на «специалистов» по тонким и толстым вопросам. Проводя занятие подобным образом, важно помнить, что тонкие вопросы задавать легче.

Приём №2 «Пять вопросов сюжетной таблицы…»


Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Приём №3 «Дерево предсказаний»

Сама тема – это «ствол дерева». «Листочки» - это прогнозы, а «веточки» - это аргументы, обоснования прогнозов – «листочки».


  • Что, не ждали ? Выберите из текста новую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

  • Ты уже знаешь последние новости ? Запишите ту информацию, которая является для вас новой.

  • Главная жизненная мудрость . Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.

  • Известное и неизвестное . Найдите в тексте ту информацию, которая не является для вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.

  • Иллюстративное изображение . Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

  • ^ Поучительный вывод . Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
  • Более подробно о формировании УУД вы можете познакомиться в пособии:

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - ISBN 9785090191487.

    Приложение3

    Памятка для учителя «Как помочь ученику освоить УУД?»

    Личностные УУД:

    1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

    2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

    3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

    4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

    Познавательные УУД:

    1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

    2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

    3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

    4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

    Коммуникативные УУД:

    1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

    2. Не бойтесь «не стандартах уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

    3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

    4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

    5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

    6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

    Регулятивные УУД:

    1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

    2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

    3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

    Памятка «Как помочь ученику освоить УУД?».

    В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками":

    Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какие-либо поручения, соблюдайте определенные правила:

    Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

    Во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и.т.д.

    Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:- необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели:

    Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

    Конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

    Необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

    Обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

    Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

    Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей:

    * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности

    *Режиссерская игра

    *Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»;

    Поиск информации в предложенных источниках;

    Взаимоконтроль;

    Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);

    Заучивание материала наизусть в классе;

    «ищу ошибки» ;

    Контрольный опрос на определенную проблему.

    Желаем вам терпения и творчества!

    Приложение4

    Научила взаимодействовать с разными людьми

    Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли

    Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы

    Адекватно реагировать на замечания

    Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

    Ответственность за поведение и действие других и себя

    Выбор необходимой информации

    Установление причинно - следственных связей

    Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

    Прогнозирование результатов деятельности

    Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

    Что необходимо сформировать?

    1. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/ДИ учитель.doc
    2. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/Использованная литература.doc
    3. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/паспорт программы.doc
    4. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 1 пояснительная записка.doc
    5. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 2 планируемые результаты.doc
    6. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 3 Учебный план.doc
    7. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 5 Программы.docx
    8. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 6 Программа духовно-нравственного воспитания.doc
    9. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 7 ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕ 2011.doc
    10. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 7 программа формирования УУД/7 раздел 4 ПРОГРАММА формированияУУД.doc
    11. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 7 программа формирования УУД/Лит.чт.УУД.doc
    12. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 7 программа формирования УУД/УУД табл.doc
    13. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 7 программа формирования УУД/УУД.doc
    14. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 7 программа формирования УУД/УУД2012.doc
    15. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 7 программа формирования УУД/Что такоеУУД.doc
    16. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 8 ПРОГРАММА коррекционной работы.docx
    17. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 9 Система оценки/Отметки.doc
    18. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 9 Система оценки/Приложение 1-3.doc
    19. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 9 Система оценки/Система оценки.doc
    20. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 9 Система оценки/Характ.вып..doc
    21. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 9 Система оценки/ин.яз..doc
    22. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 9 Система оценки/приложение 4.doc
    23. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/раздел 9 Система оценки/результаты метапредметных.rtf
    24. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/содержание.doc
    25. /основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ ь 24/титульный лист ООП НОО.doc
    Инструкция № учителя, реализующего основную образовательную программу начального общего образования
    Литература Закон Российской Федерации «Об образовании»
    Пояснительная записка ооп ноо моу сош №24 Описание типа и вида образовательного учреждения
    Пояснительная записка к Учебному плану I ступени обучения на 2011-2015 учебные годы моу сош №24 г. Архангельска
    Программа духовно-нравственного воспитания «В мире радости, добра и красоты» (2011 2015г г.) Архангельск
    Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся
    Характеристика ууд и планируемые результаты ууд на примере учебного
    Универсальные учебные действия. /Ууд
    Программа «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования»
    Программа формирования универсальных учебных действий (ууд) у обучающихся на ступени начального общего образования
    1. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны
    Протокол № от 2011г. «Утверждаю»: директор мбоу сош №24 Е. Г. Штрайхерт 2011г
    Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по русскому языку
    Приложение Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по русскому языку
    Система оценки достижения планируемых результатов
    Сведения о состоянии здоровья
    Критерии и нормы оценки. Нормы оценок учащихся, опубликованные в журнале «Иностранные языки»
    Сведения о состоянии здоровья

    скачать doc

    1. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
    В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться . Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий рассматривается как надежный путь повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
    Универсальные учебные действия:
    - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
    - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
    - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

    Критериями сформированности личностных УУД следует считать:
    1) структуру ценностного сознания;
    2) уровень развития морального сознания;
    3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
    4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. К ним относятся:
    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
    контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
    оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
    саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
    Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность :
    выбирать средства для организации своего поведения;
    запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
    планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
    предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
    начинать и заканчивать действие в нужный момент;
    тормозить ненужные реакции.
    Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
    Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения :
    произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
    использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
    ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
    учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
    уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
    уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
    уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
    уметь устанавливать причинно-следственные связи;
    уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
    уметь устанавливать аналогии;
    владеть общим приемом решения учебных задач;
    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
    создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
    уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий
    Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. К коммуникативным действиям относятся :
    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
    разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
    управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
    Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя
    - желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
    - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
    - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
    Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В целом, можно выделить следующие уровни сформированности учебных действий: 1)отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности (ученик выполняет лишь отдельные операции, может только копировать действия учителя, не планирует и не контролирует свои действия, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения); 2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, может выполнять действия по постоянному, уже усвоенному алгоритму); 3) неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия); 4)адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); 5)самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия); 6) обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой конкретной задачи.

    Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей . Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности :
    - математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
    - коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
    - информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
    - автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
    - социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
    - продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
    - нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
    Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать». Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
    Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .
    Одной из особенностей УУД является их универсальность , которая проявляется в том, что они
    - носят надпредметный, метапредметный характер;
    - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
    - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
    - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
    - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

    К основным функциям УУД относятся:
    - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
    - создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
    - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
    Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Можно отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания.
    Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Действительно, в школе нет учебных дисциплин, где дискуссии были бы неуместны. В рамках любого предмета можно организовать работу учеников в малых группах.
    Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках математики.
    Познавательные УУД:
    - осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;
    - моделирование;
    - использование знаково-символической записи математического понятия;
    - овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;
    - использование индуктивного умозаключения;
    - выведение следствий из определения понятия;
    - умение приводить контрпримеры.
    Коммуникативные УУД:
    - умение выражать свои мысли;
    - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
    - совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).
    Личностные УДД:
    - формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
    - формирование математической компетентности.
    Регулятивные УУД:
    - умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;
    - овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
    - работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

    Евстропова Светлана Александровна,

    преподаватель обществознания Евпаторийского техникума строительных технологий и сферы обслуживания

    ЧТО ТАКОЕ УУД И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых , Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

    Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ).

    Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

    · самостоятельно ставить учебные цели,

    · проектировать пути их реализации,

    · контролировать и оценивать свои достижения,

    иначе говоря - формирование умения учиться.

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия - «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия). Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

    Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    1)личностные;
    2) регулятивные, включая саморегуляцию;

    3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
    4) коммуникативные действия.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего и самосовершенствования.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничест-ва:

    умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Рассмотрим как формировались УУД на уроке:

    Личностные действия. Детям было предложено объяснить различные ситуации, с которыми они встречаются в повседневной жизни и встречались на предыдущих уроках. Они сами проводили опыты, наблюдали, делали выводы. Кто-то захочет заниматься , и это будет смыслом его жизни. Кто-то изменит своё отношение к и будет к нему бережнее относиться. И этому будет учить своих детей.

    Регулятивные действия формировались во время планирования этапов урока, определении целей и задач урока, на этапе контроля своих действий и действий товарищей (работа в тетради, проведение опыта), а также, когда оценивали своё участие и участия одноклассников в ходе работы на уроке.

    Познавательные действия были представлены на этапе проведения опыта, эксперимента, работе с учебником, когда выбирали более важную информацию.

    Коммуникативные действия проявлялись на этапе работы в группе, когда ребята сами проговаривали правила поведения в группе, а затем старались их придерживаться.

    Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам и целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    В связи с тем, что приоритетным направлением новых образователь-ных стандартов является реализация развивающего потенциала общего , актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.



    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.