Что такое тревожность стресс. Тревожность - причины, симптомы и лечение

Тревога - это эмоция, которую испытывают все люди, когда нервничают или боятся чего-то. Постоянно быть «на нервах» неприятно, но что поделать, если жизнь такая: всегда найдётся причина для тревоги и страха, надо учиться держать свои эмоции под контролем, и всё будет хорошо. В большинстве случаев это именно так.

Тревожиться - нормально. Иногда это даже полезно: когда мы переживаем из-за чего-то, то уделяем этому больше внимания, работаем усерднее и вообще достигаем лучших результатов.

Но иногда тревога выходит за разумные пределы и мешает жить. И это уже тревожное расстройство - состояние, которое может испортить всё и которое требует особенного лечения.

Почему появляется тревожное расстройство

Как в случае большинства ментальных расстройств, точно никто не скажет, почему к нам цепляется тревога: о мозге пока знают слишком мало, чтобы говорить о причинах уверенно. Скорее всего, виноваты несколько факторов - от вездесущей генетики до травмирующего опыта.

У кого-то тревожность появляется из-за возбуждения отдельных участков мозга, у кого-то шалят гормоны - и норадреналин, а кто-то получает расстройство в нагрузку к другим заболеваниям, причём не обязательно психическим.

Каким бывает тревожное расстройство

К тревожным расстройствам Studying Anxiety Disorders . относятся сразу несколько групп заболеваний.

  • Генерализованное тревожное расстройство . Это тот случай, когда тревога появляется не из-за экзаменов или предстоящего знакомства с родителями любимого человека. Тревога приходит сама по себе, ей не нужен повод, и переживания настолько сильны, что не дают человеку выполнять даже простые повседневные дела.
  • Социальное тревожное расстройство . Страх, который мешает находиться среди людей. Кто-то боится чужих оценок, кто-то - чужих действий. Как бы то ни было, это мешает учиться, работать, даже ходить в магазин и здороваться с соседями.
  • Паническое расстройство . Люди с таким заболеванием испытывают приступы панического страха: они пугаются так сильно, что иногда не могут сделать шаг. Сердце бьётся с бешеной скоростью, в глазах темнеет, воздуха не хватает. Эти приступы могут приходить в самый неожиданный момент, причём иногда из-за них человек боится выходить из дома.
  • Фобии . Когда человек боится чего-то конкретного.

Кроме того, тревожное расстройство часто встречается в сочетании с другими проблемами: биполярным или обсессивно-компульсивным расстройством или .

Как понять, что это расстройство

Основной симптом - постоянное ощущение тревоги, которое длится не менее шести месяцев, при условии, что поводов нервничать нет или они незначительны, а эмоциональные реакции непропорционально сильные. Это значит, что тревога меняет жизнь: вы отказываетесь от работы, проектов, прогулок, встреч или знакомств, какой-то деятельности только потому, что слишком переживаете.

Другие симптомы Generalised anxiety disorder in adults — Symptoms . , которые намекают, что что-то не так:

  • постоянная усталость;
  • бессонница;
  • постоянный страх;
  • невозможность сосредоточиться;
  • невозможность расслабиться;
  • дрожь в руках;
  • раздражительность;
  • головокружение;
  • частое сердцебиение, хотя никаких сердечных патологий нет;
  • повышенная потливость;
  • боли в голове, животе, мышцах - при том, что врачи не находят никаких нарушений.

Точного теста или анализа, при помощи которого можно опознать тревожное расстройство, не существует, ведь тревогу нельзя измерить или потрогать. Решение о диагнозе принимает специалист, который смотрит на все симптомы и жалобы.

Из-за этого есть соблазн удариться в крайности: то ли диагностировать себе расстройство, когда в жизни просто началась , то ли не обращать внимания на своё состояние и ругать безвольный характер, когда из-за страха попытка выйти на улицу превращается в подвиг.

Не надо увлекаться и путать постоянный стресс и постоянную тревогу.

Стресс - это ответ на раздражитель. Например, на звонок недовольного клиента. Когда ситуация меняется, уходит и стресс. А тревога может остаться - это реакция организма, которая происходит, даже если прямого воздействия нет. Например, когда входящий вызов поступает от постоянного клиента, который всем доволен, а трубку снять всё равно страшно. Если тревога настолько сильна, что любой телефонный звонок - это пытка, то это уже расстройство.

Не надо прятать голову в песок и делать вид, что всё нормально, когда постоянное напряжение мешает жить.

Обращаться к доктору с такими проблемами не принято, а тревожность часто путают с мнительностью и даже трусостью, а быть трусом в обществе - стыдно.

Если человек поделится своими страхами, то скорее получит совет взять себя в руки и не раскисать, чем предложение найти хорошего врача. Беда в том, что преодолеть расстройство мощным волевым усилием не получится, как не получится вылечить медитацией.

Как лечиться от тревоги

Постоянная тревога лечится, как и другие расстройства психики. Для этого и существуют специалисты-психотерапевты, которые, вопреки распространённым , не просто разговаривают с пациентами о тяжёлом детстве, а помогают найти такие приёмы и техники, которые по-настоящему улучшают состояние.

Кому-то станет легче после нескольких бесед, кому-то поможет фармакология. Врач поможет пересмотреть образ жизни, найти причины, по которым вы много нервничаете, оценит, насколько выражены симптомы и нужно ли принимать препараты.

Если вы пока думаете, что психотерапевт вам не нужен, попробуйте приручить тревогу самостоятельно.

1. Найдите причину

Проанализируйте, из-за чего вы переживаете больше и чаще всего, и постарайтесь исключить из жизни этот фактор. Тревога - это естественный механизм, который нужен для нашей же безопасности. Мы боимся чего-то опасного, что может причинить нам вред.

Может, если вы постоянно трясётесь от страха перед начальством, лучше сменить работу и расслабиться? Если у вас получится, значит, ваша тревога вызвана не расстройством, лечить ничего не надо - живите и радуйтесь жизни. А вот если выделить причину беспокойства не получается, то лучше обратиться за помощью.

2. Занимайтесь спортом регулярно

В лечении ментальных расстройств много белых пятен, но в одном исследователи сходятся: регулярная физическая нагрузка действительно помогает держать разум в порядке.

3. Давайте мозгу отдыхать

Лучше всего - спать. Только во сне перегруженный страхами мозг расслабляется, а вы получаете передышку.

4. Научитесь тормозить воображение работой

Тревога - это реакция на то, чего не случилось. Это страх того, что только может произойти. По сути, тревога есть только в нашей голове и полностью иррациональна. Почему это важно? Потому что противодействие тревоге - это не спокойствие, а реальность.

Пока в тревожном воображении случаются всевозможные ужасы, в реальности всё идёт своим чередом, и один из лучших способов отключить постоянно зудящий страх - вернуться в настоящее, к текущим задачам.

Например, занять голову и руки работой или спортом.

5. Бросьте курить и пить

Когда в организме и без того бардак, расшатывать хрупкое равновесие веществами, которые влияют на мозг, как минимум нелогично.

6. Изучите техники релаксации

Тут действует правило «чем больше, тем лучше». Учитесь дыхательным упражнениям, ищите расслабляющие позы йоги, пробуйте музыку или даже , пейте ромашковый чай или используйте в комнате эфирное масло лаванды. Всё подряд, пока не найдёте несколько вариантов, которые будут помогать именно вам.

Тревожность – склонность человека ощущать сильную тревогу и страх, часто безосновательно. Она проявляется психологическим предвидением угрозы, дискомфортом и другими негативными эмоциями. В отличие от фобии, при тревоге человек не может точно назвать причину страха – она остается неопределенной.

Распространенность тревожности . Среди детей в средней школе тревожность достигает 90%. Среди взрослых 70% страдают от повышенной тревожности в разные периоды жизни.

Психологические симптомы тревожности могут проявляться периодически или большую часть времени:

  • чрезмерные переживания без повода или по незначительной причине;
  • предчувствие беды;
  • необъяснимый страх, перед каким-либо событием;
  • чувство незащищенности;
  • неопределенный страх за жизнь и здоровье (личное или членов семьи);
  • восприятие обычных событий и ситуаций, как опасных и недружелюбных;
  • подавленное настроение;
  • ослабление внимания, отвлечение на тревожные мысли;
  • сложности в учебе и работе из-за постоянной напряженности;
  • повышенная критичность к себе;
  • «прокручивание» в голове собственных действий и высказываний, повышенные переживания по этому поводу;
  • пессимизм.
Физические симптомы тревожности объясняются возбуждением вегетативной нервной системы, регулирующей работу внутренних органов. Выражены незначительно или умеренно:
  • учащенное дыхание;
  • ускоренное сердцебиение;
  • слабость;
  • ощущение кома в горле;
  • повышенная потливость;
  • покраснение кожи;
Внешние проявления тревожности . Тревожность у человека выдают различные поведенческие реакции, например:
  • сжимает кулаки;
  • щелкает пальцами;
  • теребит одежду;
  • облизывает или кусает губы;
  • грызет ногти;
  • потирает лицо.
Значение тревожности . Тревогу принято считать защитным механизмом, который должен предупреждать человека о надвигающейся опасности из вне или о внутреннем конфликте (борьба желаний с совестью, представлениями о морали, социальными и культурными нормами). Это, так называемая, полезная тревожность . В разумных пределах она помогает избежать ошибок и поражений.

Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.

Норма и патология. Нормой считается умеренная тревожность , связанная с тревожными чертами характера . В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.

Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги , длящиеся от нескольких минут до нескольких часов, во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревога может быть симптомом:

  • Тревожного расстройства;
  • Панического расстройства с паническими атаками;
  • Тревожной эндогенной депрессии;
  • Обсессивно-компульсивного расстройства;
  • Истерии;
  • Неврастении;
  • Посттравматического стрессового расстройства.
К чему может привести повышенная тревожность. Под влиянием тревоги происходят нарушения поведения.
  • Уход в мир иллюзий. Часто тревога не имеет четкого предмета. Для человека это оказывается более мучительным, чем страх чего-то конкретного. Он придумывает причину страха, тогда на основе тревожности развиваются фобии.
  • Агрессивность. Возникает, если у человека повышена тревожность и занижена самооценка. Для того, чтобы избавиться от гнетущего чувства он унижает других людей. Такое поведение приносит лишь временное облегчение.
  • Безынициативность и апатия , которые являются последствием длительной тревог и связаны с истощением душевных сил. Снижение эмоциональных реакций мешает разглядеть причину вызывающую тревожность и устранить ее, а также ухудшает качество жизни.
  • Развитие психосоматического заболевания . Физические симптомы тревожности (сердцебиение, спазмы кишечника) усугубляются и становятся причиной заболевания. Возможные последствия: язвенный колит, язва желудка, бронхиальная астма, нейродермит.

Почему возникает тревожность?

На вопрос: «Почему возникает тревожность?» нет однозначного ответа. Психоаналитики говорят, что причина в том, что желания человека не совпадают с возможностями или противоречат морали. Психиатры считают, что виной всему неправильное воспитание и стрессы. Нейробиологи утверждают, что основную роль играют особенности протекания нейрохимических процессов в мозге.

Причины развития тревожности

  1. Врожденные особенности нервной системы. В основе тревожности лежит врожденная слабость нервных процессов, которая характерна для людей с меланхолическим и флегматическим темпераментом. Повышенные переживания вызваны особенностями нейрохимических процессов, которые протекают в мозге. Эту теорию доказывает факт, что повышенная тревожность передается по наследству от родителей, следовательно, она закреплена на генетическом уровне.
  2. Особенности воспитания и социальная среда. Развитие тревожности могут спровоцировать чрезмерная опека родителей или недружелюбное отношение со стороны окружающих. Под их влиянием тревожные черты личности становятся заметны уже в детстве или проявляются в зрелом возрасте.
  3. Ситуации, связанные с риском для жизни и здоровья. Это могут быть тяжелые заболевания, нападения, автомобильные аварии, катастрофы и другие ситуации, которые вызвали у человека сильный страх за свою жизнь и благополучие. В дальнейшем эта тревога распространяется на все обстоятельства, которые ассоциируются с данной ситуацией. Так человек, переживший автомобильную аварию, испытывает тревогу за себя и близких, которые едут в транспорте или переходят дорогу.
  4. Повторяющиеся и хронические стрессы. Конфликты, проблемы в личной жизни, умственные перегрузки в школе или на работе истощают ресурсы нервной системы. Замечено, что чем больший негативный опыт у человека, тем выше его тревожность.
  5. Тяжелые соматические заболевания. Болезни, сопровождающиеся сильной болью, стрессом, высокой температурой, интоксикацией организма нарушают биохимические процессы в нервных клетках, что может проявляться тревожностью. Стресс, вызванный опасным заболеванием, вызывает склонность к негативному мышлению, что также повышает тревожность.
  6. Гормональные нарушения. Сбои в работе эндокринных желез приводят к изменению гормонального баланса, от которого зависит стабильность нервной системы. Часто тревожность связана с излишком гормонов щитовидной железы и нарушением в работе яичников. Периодическая тревожность, вызванная нарушением выработки половых гормонов, наблюдается у женщин в предменструальный период, а также во время беременности, после родов и абортов, при менопаузе.
  7. Неправильное питание и дефицит витаминов. Нехватка питательных веществ приводит к нарушениям обменных процессов в организме. А мозг особенно чувствителен к голоданию. На выработку нейромедиаторов негативно влияет недостаток глюкозы, витаминов группы В и магния.
  8. Отсутствие физических нагрузок. Сидячий образ жизни и отсутствие регулярных физических упражнений нарушают обмен веществ. Тревожность – результат этого дисбаланса, проявляющийся на психическом уровне. И наоборот, регулярные тренировки активизируют нервные процессы, способствуют выбросу гормонов счастья и устранению тревожных мыслей.
  9. Органические поражения головного мозга, при которых нарушается кровообращение и питание мозговой ткани:
Психологи и нейробиологи сошлись на мысли, что тревожность развивается, если у человека есть врожденные особенности работы нервной системы, на которые наслоились социальные и психологические факторы.
Причины повышенной тревожности у детей
  • Чрезмерная опека со стороны родителей, которые слишком оберегают ребенка, боятся болезней, травм и демонстрируют свой страх.
  • Беспокойство и мнительность родителей.
  • Алкоголизм у родителей.
  • Частые конфликты в присутствии детей.
  • Неблагополучные отношения с родителями. Отсутствие эмоционального контакта, отстраненность. Недостаток ласки.
  • Страх разлуки с матерью.
  • Агрессия родителей по отношению к детям.
  • Чрезмерная критика и завышенные требования к ребенку со стороны родителей и преподавателей, результатом которых становятся внутренние конфликты и сниженная самооценка.
  • Страх не оправдать ожидания взрослых: «Если я ошибусь, то меня не будут любить».
  • Непоследовательные требования родителей, когда мать разрешает, а отец запрещает или «Вообще нельзя, но сегодня можно».
  • Соперничество в семье или классе.
  • Страх быть отверженным сверстниками.
  • Несамостоятельность ребенка. Неумение самостоятельно одеться, поесть, лечь спать в соответствующем возрасте.
  • Детские страхи, связанные со страшными сказками, мультфильмами, фильмами.
Прием некоторых лекарственных средств также может повышать тревожность у детей и взрослых:
  • препараты, содержащие кофеин – цитрамон, лекарства от простуды;
  • препараты, содержащие эфедрин и его производные – бронхолитин, БАДы для похудения;
  • тиреоидные гормоны – L-тироксин, алостин;
  • бета-адреностимуляторы – клофелин;
  • антидепрессанты – прозак, флуоксикар;
  • психостимуляторы – дексамфетамин, метилфенидат;
  • сахаропонижающие средства – новонорм, диабрекс;
  • наркотические анальгетики (при их отмене) – морфин, кодеин.

Какие виды тревожности существуют?


По причине развития
  • Личностная тревожность – постоянная склонность к тревожности, которая не зависит от окружающей обстановки и сложившихся обстоятельств. Большинство событий воспринимаются как опасные, во всем видится угроза. Считается чрезмерно выраженной чертой личности.
  • Ситуативная (реактивная) тревожность – тревожность возникает перед значимыми ситуациями или связана с новым опытом, возможными неприятностями. Такой страх считается вариантом нормы и в разной мере присутствует у всех людей. Делает человека более осторожным, стимулирует готовиться к предстоящему событию, что снижает риск неудач.
По сфере возникновения
  • Учебная тревожность – связанная с процессом обучения;
  • Межличностная – связанная со сложностями в общении с определенными людьми;
  • Связанная с представлениями о себе – высокий уровень пожеланий и низкая самооценка;
  • Социальная – возникает из-за необходимости взаимодействовать с людьми, знакомиться, общаться, проходить собеседование;
  • Тревожность выбора неприятные ощущения, возникающие при необходимости сделать выбор.
По воздействию на человека
  • Мобилизующая тревожность – провоцирует человека к действиям, направленным на снижение риска. Активизирует волю, улучшает мыслительные процессы и физическую активность.
  • Расслабляющая тревожность – парализует волю человека. Затрудняет принятие решений и выполнение действий, которые бы помогли найти выход из сложившейся ситуации.
По адекватности ситуации
  • Адекватная тревожность – реакция на объективно существующие проблемы (в семье, в коллективе, в учебе или на работе). Может относиться к одной сфере деятельности (например, общение с начальником).
  • Неадекватная тревожность – является результатом конфликта между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой. Возникает на фоне внешнего благополучия и отсутствия проблем. Человеку кажется, что нейтральные ситуации несут угрозу. Обычно бывает разлитой и касается многих сфер жизни (учеба, межличностное общение, здоровье). Часто встречается у подростков.
По выраженности
  • Пониженная тревожность – даже потенциально опасные ситуации, несущие угрозу, не вызывают тревогу. В результате человек недооценивает серьезность ситуации, излишне спокоен, не готовится к возможным трудностям, часто халатно относится к своим обязанностям.
  • Оптимальная тревожность – тревожность возникает в ситуациях, которые требуют мобилизации ресурсов. Тревога выражена умеренно, поэтому она не мешает выполнению функций, а дает дополнительный ресурс. Замечено, что люди с оптимальной тревожностью лучше других контролируют свое психическое состояние.
  • Повышенная тревожность – тревога проявляется часто, слишком сильно и без повода. Мешает адекватной реакции человека, блокирует его волю. Повышенная тревожность вызывает рассеянность и панику в ответственный момент.

К какому врачу обращаться с тревожностью?

Люди с тревожными чертами характера не нуждаются в лечении, поскольку «характер не лечится». Снизить тревожность им помогает полноценный отдых на протяжении 10-20 дней и устранение стрессовой ситуации. Если через несколько недель состояние не нормализовалось, то необходимо обратиться за помощью к психологу . При выявлении им признаков невроза, тревожного расстройства или других нарушений он порекомендует обратиться к психотерапевту или психиатру .

Как производится коррекция тревожности?

Коррекция тревожности должна начинаться с установки точного диагноза. Поскольку при тревожной депрессии могут понадобиться антидепрессанты, а при неврозе транквилизаторы, которые будут неэффективны при тревожности. Основным методом лечения тревожности, как особенности личности, является психотерапия.
  1. Психотерапия и психологическая коррекция
Воздействие на психику человека, страдающего повышенной тревожностью, проводится с помощью бесед и различных методик. Эффективность такого подхода при тревожности высока, но требует времени. Коррекция может занять от нескольких недель до года.
  1. Поведенческая психотерапия
Поведенческая или бихевиоральная психотерапия призвана изменить реакцию человека на ситуации, вызывающие тревогу. На одну и ту же ситуацию можно реагировать по-разному. Например, отправляясь в поездку можно представлять опасности, которые подстерегают в дороге, а можно радоваться возможности увидеть новые места. У людей с повышенной тревожностью всегда негативное мышление. Они думают об опасностях и трудностях. Задача поведенческой психотерапии – изменить шаблон мышления на позитивный.
Лечение проводят в 3 этапа
  1. Определить источник тревоги . Для этого необходимо ответить на вопрос: «О чем вы думали перед тем, как ощутили тревогу?». Данный объект или ситуация, скорее всего, является причиной тревоги.
  2. Усомниться в рациональности негативных мыслей . «Насколько велик шанс, что худшие опасения сбудутся?» Обычно он ничтожно мал. Но если даже худшее произойдет, то в абсолютном большинстве случаев выход все равно есть.
  3. Заменить негативные мысли на позитивные. Пациенту предлагается заменить мысли позитивными и более реальными. Затем, в момент возникновения тревоги повторять их про себя.
Поведенческая терапия не устраняет причину повышения тревожности, но учит мыслить рационально и контролировать свои эмоции.
  1. Экспозиционная психотерапия

Данное направление основывается на систематическом снижении чувствительности к ситуациям, вызывающим тревогу. Этот подход применяется в том случае, если тревога связана с конкретными ситуациями: боязнью высоты, страхом перед публичными выступлениями, поездками в общественном транспорте. В этом случае человека постепенно погружают в ситуацию, давая возможность встретиться со своим страхом. С каждым визитом к психотерапевту задания усложняются.

  1. Представление ситуации . Пациента просят закрыть глаза и представить себе ситуацию во всех подробностях. Когда чувство тревоги достигнет наивысшего уровня неприятный образ необходимо отпустить и вернуться к реальности, а затем перейти к мышечному расслаблению и релаксации. На следующих встречах с психологом просматривают картинки или фильмы, в которых демонстрируется устрашающая ситуация.
  2. Знакомство с ситуацией . Человеку требуется прикоснуться к тому, чего он боится. Выйти на балкон высотного дома, поздороваться с собравшимися в аудитории, постоять на автобусной остановке. При этом он испытывает тревогу, но убеждается, что он находится в безопасности и его опасения не подтверждаются.
  3. Привыкание к ситуации . Необходимо увеличить срок экспозиции – прокатиться на колесе обозрения, проехать одну остановку в транспорте. Постепенно задания становятся все сложнее, время, проведенное в тревожной ситуации – дольше, но при этом наступает привыкание и тревога значительно уменьшается.
При выполнении заданий человек своим поведением должен демонстрировать смелость и уверенность в себе, даже если это не соответствует его внутренним ощущениям. Изменение поведения помогает изменить свое отношение к ситуации.
  1. Гипносуггестивная терапия
Во время сеанса человека вводят в гипнотическое состояние и внушают ему установки, помогающие изменить неправильные мыслительные шаблоны и отношение к устрашающим ситуациям. Внушение включает несколько направлений:
  1. Нормализация процессов происходящих в нервной системе.
  2. Повышение самооценки и уверенности в себе.
  3. Забывание неприятных ситуаций, которые повлекли за собой развитие тревожности.
  4. Внушение воображаемого позитивного опыта, касающегося устрашающей ситуации. Например, «Мне нравиться летать на самолетах, во время полета я пережил лучшие моменты жизни».
  5. Внушение чувства спокойствия и безопасности.
Данная методика позволяет помочь пациенту с любым типом тревожности. Единственным ограничением может быть плохая внушаемость или наличие противопоказаний.
  1. Психоанализ
Работа с психоаналитиком направлена на выявление внутренних конфликтов между инстинктивными желаниями и моральными нормами или возможностями человека. После осознания противоречий, их обсуждения и переосмысления тревожность отступает, поскольку исчезает ее причина.
Невозможность человека самостоятельно выявить причину тревоги говорит о том, что она кроется в подсознании. Психоанализ помогает проникнуть в подсознательное и устранить причину тревожности, поэтому признан эффективной методикой.
Психологическая коррекция тревожности у детей
  1. Игровая терапия
Это ведущий метод лечения тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью специально подобранных игр удается выявить глубинный страх, который вызывает тревожность и избавиться от него. Поведение ребенка во время игры указывает процессы, происходящие в его бессознательном. Полученная информация используется психологом для подбора методик снижения тревожности.
Самый распространенный вариант игровой терапии, когда ребенку предлагают играть роль того/чего он боится – приведений, бандитов, учителей. На начальных этапах это могут быть индивидуальные игры с психологом или родителями, затем групповые с другими детьми. Страх и тревожность уменьшаются уже после 3-5 занятий.
Для снятия тревожности подходит игра «Маскарад». Детям выдают различные предметы взрослой одежды. Затем предлагают выбрать, какую роль играть на маскараде. Просят рассказать о своем персонаже и поиграть с другими детьми, также находящимися «в образе».
  1. Терапия сказкой
Эта методика снижения тревожности у детей включает написание сказок самостоятельно или совместно со взрослыми. Она помогает выразить свои страхи, придумать план действий в устрашающей ситуации и управлять своим поведением. Может использоваться родителями для уменьшения тревожности в периоды психических нагрузок. Подходит для детей старше 4-х лет и для подростков.
  1. Снятие мышечного напряжения
Напряжение в мышцах, сопровождающее тревожность, снимают с помощью дыхательной гимнастики, детской йоги, игр, направленных на мышечную релаксацию.
Игры на снятие мышечного напряжения
Игра Инструкция для ребенка
«Воздушный шарик» Складываем губы трубочкой. Медленно выдыхая, надуваем воздушный шар. Представляем, какой большой и красивый шар у нас получился. Улыбаемся.
«Дудочка» Медленно выдыхаем через сложенные трубочкой губы, перебираем пальцами на воображаемой дудочке.
«Подарок под елкой» Вдыхаем, закрываем глаза, представляем самый лучший подарок под елкой. Выдыхаем, открываем глаза, изображаем на лице радость и удивление.
«Штанга» Вдох – поднимаем штангу над головой. Выдох – опускаем штангу на пол. Корпус наклоняем вперед, расслабляем мышцы рук, шеи, спины, отдыхаем.
«Шалтай-Болтай» При фразе «Шалтай-Болтай сидел на стене» вращаем корпусом, руки расслабленны и свободно следуют за телом. «Шалтай-Болтай свалился во сне» – резкий наклон корпуса вперед, руки и шея расслаблены.
  1. Семейная терапия
Беседы психолога со всеми членами семьи помогают улучшить эмоциональную атмосферу в семье и выработать такой стиль воспитания, который позволит ребенку чувствовать себя спокойно, ощущать свою нужность и значимость.
На встрече с психологом важно присутствие обоих родителей, а при необходимости бабушек и дедушек. Необходимо учитывать, что после 5-ти лет ребенок больше прислушивается к родителю одного с ним пола, который имеет особое влияние.
  1. Медикаментозное лечение тревожности

Группа препаратов Лекарственные средства Действие
Ноотропные препараты Фенибут, пирацетам, глицин Назначаются при истощении энергетических ресурсов структур мозга. Улучшают функции мозга, делают его менее чувствительным к повреждающим факторам.
Седативные препараты на растительной основе
Настойки, настои и отвары мелисы, валерианы, пустырника пиона, персен Оказывают успокаивающее действие, уменьшают страх и тревожность.
Анксиолитики селективного действия Афобазол Снимает тревожность и нормализует процессы в нервной системе, устраняя ее причину. Не оказывает тормозящего действия на нервную систему.

Самопомощь при повышенной тревожности

Методы снижения тревожности у взрослых
  • Самоанализ – это попытка самостоятельно разобраться во внутреннем конфликте. Для начала необходимо составить два списка. Первый – «Хочу», куда заносят все материальные и нематериальные желания. Второй – «Надо/Должен», куда заносят обязанности и внутренние ограничения. Затем их сравнивают и выявляют противоречия. Например, «хочу уехать путешествовать», но «надо выплачивать кредит и заботиться о детях». Даже первый этап значительно снизит тревожность. Затем следует определить, что для вас ценнее и важнее. Есть ли возможность компромисса между «хочу» и «надо». Например, короткая поездка после выплаты кредита. Заключительный этап – составление плана действий, которые помогут в выполнении желаний.
  • Аутотренинг для повышения самооценки. Он сочетает самоубеждение и мышечное расслабление. Часто в основе тревожности лечит противоречие между желанием и отсутствием веры в свои силы – «Хочу понравиться мужчине, но я недостаточно хороша». Самоубеждение направлено на укрепление веры в себя. Для этого в расслабленном состоянии, лучше перед засыпанием повторяют словесные формулы, с необходимыми утверждениями. «Мое тело полностью расслабленно. Я красивая. Я уверенная в себе. Я обаятельная». Результат значительно улучшиться, если объединить аутотренинг и работу над собой в других направлениях: занятия спортом, интеллектуальное развитие и т.д.
  • Медитация . Эта практика включает дыхательные упражнения, мышечное расслабление и концентрацию на определенном предмете (звуке, пламене свечи, собственном дыхании, точке в районе межбровья). При этом необходимо отбросить все мысли, но не прогонять их, а игнорировать. Медитация помогает упорядочить мысли и эмоции, сконцентрироваться на настоящем моменте - «здесь и сейчас». Это уменьшает тревожность, которая является смутным страхом перед будущим.
  • Смена жизненной ситуации – работы, семейного положения, круга общения. Часто тревожность возникает при необходимости делать что-либо, что идет в разрез с целями, моральными установками, возможностями. При устранении причины внутреннего конфликта тревожность исчезает.
  • Повышение успешности . Если человек чувствует себя успешным в какой-то сфере (работа, учеба, семья, спорт, творчество, общение) то это значительно повышает самооценку и снижает тревожность.
  • Общение. Чем шире круг общения и теснее социальные контакты, тем ниже уровень тревожности.
  • Регулярные занятия спотом. Тренировки 3-5 раз в неделю на протяжении 30-60 минут снижают уровень адреналина, повышают выработку серотонина. Они восстанавливают баланс в нервной системе и повышают настроение.
  • Режим отдыха и сна. Полноценный 7-8 часовой сон восстанавливает ресурс мозга и повышает его активность.
Обратите внимание, что данные методы не дают моментального эффекта в борьбе с тревожностью. Значительное улучшение вы почувствуете через 2-3 недели, а на полное избавление от тревожности уйдет несколько месяцев регулярных занятий.
  • Уменьшите количество замечаний. Тревожный ребенок очень страдает от завышенных требований взрослых и неспособности соответствовать им.
  • Делайте замечания ребенку наедине. Объясните в чем он не прав, но не унижайте его достоинство, не обзывайте.
  • Будьте последовательными. Нельзя разрешать то, что запрещали ранее и наоборот. Если ребенок не знает, как вы отреагируете на его проступок, то уровень стресса значительно возрастает.
  • Избегайте соревнований на скорость и вообще сравнений ребенка с окружающими. Допустимо сравнивать ребенка с ним же в прошлом: «Сейчас ты справляешься с этим лучше, чем на прошлой неделе».
  • Демонстрируйте уверенное поведение в присутствии ребенка . В дальнейшем действия родителей становятся моделью для подражания в сложных ситуациях.
  • Помните о важности телесного контакта . Это могут быть поглаживания, объятья, массаж, игры. Прикосновения проявляют вашу любовь и успокаивают ребенка в любом возрасте.
  • Хвалите ребенка. Похвала должна быть заслуженной и искренней. Найдите, за что похвалить ребенка минимум 5 раз в день.

Что такое шкала тревожности?


Основой определения уровня тревожности является шкала тревожности . Она представляет собой тест, в котором требуется выбрать утверждение, наиболее точно описывающее психическое состояние или оценить степень тревоги в различных ситуациях.
Существуют различные варианты методик, названные в честь авторов: Спилбергера-Ханина, Кондаша, Прихожана.
  1. Методика Спилбергера-Ханина
Эта методика позволяет измерить и личностную тревожность (свойство личности), и ситуативную (состояние в определенной ситуации). Это отличает ее от других вариантов, которые дают представление лишь об одном виде тревожности.
Методика Спилбергера-Ханина предназначена для взрослых. Она может быть в виде двух таблиц, но более удобным является электронный вариант тестирования. Важное условие при прохождении теста - нельзя долго задумываться над ответом. Необходимо указать тот вариант, который первым пришел на ум.
Для определения личностной тревожности необходимо дать оценку 40-ка суждениям, описывающим ваши чувства ОБЫЧНО (в большинстве случаев). Например:
  • Я легко расстраиваюсь;
  • Я бываю вполне счастлив;
  • Я бываю доволен;
  • У меня бывает хандра.
Для определения ситуативной тревожности требуется оценить 20 суждений, которые описывают чувства В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Например:
  • Я спокоен;
  • Я доволен;
  • Я нервничаю;
  • Я расстроен.
Оценка суждениям дается по 4-бальной шкале, от «никогда/нет, не так» – 1 балл, до «почти всегда/совершенно верно» – 4 балла.
Баллы не суммируют, а для интерпретации ответов пользуются «ключом». С его помощью каждый ответ оценивают определенным количеством баллов. После обработки ответов определяются показатели ситуативной и личностной тревожности. Они могут быть в пределах от 20 до 80 балов.
  1. Шкала определения тревожности у детей
Тревожность у детей от 7 до 18 лет измеряется с помощью методики многомерной оценки детской тревожности Ромициной. Методика в большинстве случаев используется в электронном варианте, что упрощает ее поведение и обработку результатов.
Она состоит из 100 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Эти вопросы касаются различных сфер деятельности ребенка:
  • общая тревожность;
  • отношения со сверстниками;
  • отношения с родителями;
  • отношения с учителями;
  • проверка знаний;
  • оценка окружающих;
  • успешность в обучении;
  • самовыражение;
  • снижение психической активности вызванные тревогой;
  • вегетативные проявления тревожности (затруднение дыхания, потливость, учащенное сердцебиение).
Каждая из шкал может приобретать одно из 4-х значений:
  • Отрицание тревоги – что может быть защитной реакцией;
  • Нормальный уровень тревоги, побуждающий к действию;
  • Повышенный уровень – в определенных ситуациях тревога нарушает адаптацию ребенка;
  • Высокий уровень – необходима коррекция тревожности.
Методика многомерной оценки детской тревожности позволяет не только определить уровень тревоги, но и указать к какой сфере она относится, а также установить причину ее развития.

Отметим, что хотя повышенная тревожность у детей и взрослых не опасна для здоровья, но она накладывает отпечаток на поведение человека, делая более ранимым или наоборот агрессивным, заставляет отказываться от встреч, поездок, как ситуаций несущих угрозу. Это состояние влияет на процесс принятия решений, заставляя выбирать не то, что принесет успех, а то, что влечет за собой меньше риска. Поэтому коррекция тревожности позволяет сделать жизнь более насыщенной и счастливой.

Тревожность - это склонность человека к переживанию тревоги. Это эмоциональное состояние. Во время тревоги человек ощущает напряжение, беспокойство, появляются мрачные предчувствия. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности. Есть категория людей, тревожность которых очень высокая, которая представляет реальную угрозу для самооценки и даже жизнедеятельности.

Вот что ощущает человек во время тревожности физиологически:

  • -усиление сердцебиения;
  • -учащение дыхания;
  • -увеличение минутного объема циркуляции крови;
  • -возрастание общей возбудимости;
  • -снижение порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога ощущается как:

  • -напряжение;
  • -озабоченность;
  • -нервозность;
  • -чувство неопределенности;
  • -чувство грозящей опасности, неудачи;
  • -невозможность принять решения и др.

Человек может ощущать различную силу тревоги.

Первый уровень - небольшая тревога. Это такие проявления как напряженность, настороженность, дискомфорт. Угрозы такое ощущение не несет, но дает сигнал того, что скоро тревожность будет более сильной. На втором уровне ощущение внутренней напряженности растет, эмоции становятся отрицательными, все, что было нейтральным - становится значимым. На следующем уровне появляется собственно тревога. Человек переживает неопределенную угрозу, чувство неясной опасности. Потом появляется страх. На следующем уровне - ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать очень сильная тревога. Самый высокий уровень тревожно-боязливое возбуждение, появляется потребность двигательной разрядки, панический поиск помощи.

Тревожность оказывает негативное воздействие на развитие личности. Если есть тревожность, значит, что-то неблагополучно в личности человека.

С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др. Тревога часто появляется из-за того, что человек заранее ждет неудач, особенно в общении с окружающими и от того, что не может правильно оценить ситуацию.

Как проявляется тревожность:

  • -В беспомощности
  • -В неуверенности в себе
  • -В преувеличении значимости ситуаций и ощущение бессилия перед ними.

Справится с тревожностью самому сложно, нужна помощь и поддержка.

Если обратиться с этой проблемой к психологу, то он поможет разобраться со своей самооценкой, поработать над преодолением внутренних конфликтов.

Психолог поможет справляться с тревогой самостоятельно, как только она появляется.

Есть специальные методы, которые человек может освоить самостоятельно и применять их довольно успешно. Очень важный момент в работе над тревогой - научиться ставить цели и уметь прислушиваться и оценивать свои чувства - это называется рефлексией. Внимательно нужно относиться и к нагрузкам - переутомление также может вызывать тревожность. Кроме этого, есть метод поиска и укрепления своего «островка безопасности», человек учится четко обозначать границы своих негативных чувств и создавать условия, при которых появляется возможность выговориться и превратить чувства в образ.

Тревога -- это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся ожиданием неблагоприятного развития событий, наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства. Тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги обычно беспредметно, в то время как страх предполагает наличие вызывающего его объекта, человека, события или ситуации.

Тревожность -- это склонность человека к переживанию состояния тревоги. Чаще всего тревожность человека связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревога и тревожность тесно связаны со стрессом. С одной стороны, эмоции тревожного ряда являются симптомами стресса. С другой стороны, исходный уровень тревожности определяет индивидуальную чувствительность к стрессу.

Как и стресс в целом, состояние тревоги не может быть названо однозначно плохим или хорошим.

Иногда тревога является естественной, адекватной, полезной. Каждый человек чувствует тревогу, беспокойство или напряжение в определенных ситуациях, особенно, если он должен сделать что-то необычное или подготовиться к этому. Например, выступление перед аудиторией с речью или сдача экзамена. Человек может испытывать беспокойство, идя по неосвещенной улице ночью или когда он заблудился в чужом городе. Этот вид тревоги нормален и даже полезен, так как побуждает подготовить выступление, изучить материал перед экзаменом, задуматься о том, действительно ли нужно выходить на улицу ночью в полном одиночестве.

В других случаях тревога является неестественной, патологической, неадекватной, вредной. Она становится хронической, постоянной и начинает появляться не только в стрессовых ситуациях, но и без видимых причин. Тогда тревога не только не помогает человеку, но, наоборот, начинает мешать ему в его повседневной деятельности.

Нужно ли лечить патологическую тревогу? По правилам современной психиатрии, это решает сам человек. Если он решил терпеть это неприятное состояние, его считают практически здоровым и не нуждающимся в психотерапевтической помощи. Если же человек хочет повысить качество жизни и избавиться от патологической тревоги, он обращается за помощью к профессионалу.

тревожность стрессовая психический фобия

Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее время, как уже отмечалось, выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности, длительные внешний стресс , возникшая в результате частого переживания состояний тревоги, с одной стороны, и внутренние - психологические и/или психофизиологические - с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.

И. А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности, предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя», личностная, тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С. Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее ». Однако, как представляется, для содержательного ответа на этот вопрос такой общей ссылки явно недостаточно.

Более продуктивным, с нашей точки зрения, является подход, объединяющий внешний источник стресса и его субъективную оценку. В ряде исследований тревога, «субъективное состояние страха-тревоги» рассматривается как психологический эквивалент любого конфликта. При этом конфликт понимается в основном как противоречие между оценкой индивидом определенной ситуации как угрожающей (вне зависимости от ее объективных характеристик) и отсутствием необходимых средств для ее избегания или преодоления. Это представление находится в общем ряду теорий тревожности и стресс как его компонента, связывающего их возникновение с когнитивной оценкой угрозы. Последняя предполагает, что процесс подобной оценки состоит из нескольких этапов:

  1. непосредственной оценки ситуации как угрожающей;
  2. поиск и отбор средств преодоления угрозы;
  3. когнитивная переоценка ситуации и изменение отношения к ней.

Тревожность возникает тогда, когда оценка внешней угрозы соединяется с представлениями о невозможности найти подходящие средства для ее преодоления , а ее профилактика и коррекция понимаются как обучение «переоценке ситуации» .

Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности.

В качестве еще одного - экстремального - внешнего источника тревожности в литературе выделятся посттравматический стресс . Общая тревожность является одним из центральных компонентов «посттравматического синдрома» у взрослых.

Систематические исследования влияния «стрессовых жизненных событий» или «детской травмы» начались, как известно, во время второй мировой войны. Одна из наиболее известных работ этой группы - исследование А. Фрейд и Д. Т. Бирлингам, посвященное детям, эвакуированным из Лондона. Множество исследований посвящено тревожности, возникшей в результате таких травматических факторов, как аварии, природные катастрофы, пребывание в клинике, хирургические операции, развод родителей. Особую группу, активно развивающуюся, к сожалению, в настоящее время, составляет изучение тревожности детей - жертв жестокого обращения, насилия, в том числе и сексуального.

Анализ этих исследований выходит за рамки нашей работы. Укажем лишь на некоторые значимые для нас данные. Прежде всего, это значительные диспропорции между тем, какое количество людей объективно подвергаются травматическому стрессу и выраженным переживаниям его психологических последствий. Данные убедительно свидетельствуют: несмотря на то, что травматичесские стресс ситуации практически одинаковой интенсивности переживают множество взрослых и детей, далеко не у всех из них развиваются невротические симптомы, в том числе и тревожность. Среди детей количество последних, по данным разных источников, колеблется от 25 до 50%.

В качестве определяющих выделяются два основных фактора: во-первых, отношение ребенка к происходящему, во многом зависящее от его личностных особенностей и предшествующих травме условий жизни и воспитания, и во-вторых, что самое главное, - присутствие во время стресс ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребенку эмоциональную поддержку. Так, например, по данным упоминавшегося выше исследования А. Фрейд и Д. Т. Бирлингам, среди детей, переживших бомбардировки Лондона вместе с родителями, количество тех, кто проявлял невротические признаки, оказалось значительно меньшим, чем среди эвакуированных в безопасные районы без родителей.

Особую группу составляют работы отечественных психологов и психологов стран СНГ, связанные с последствиями землетрясения в Армении и аварии на Чернобыльской АЭС. Так, при изучении тревожности у детей и подростков, проживающих в местностях, радиационно-загрязненных после аварии на Чернобыльской АЭС, также выявилась ее связь как с внешними стрессовыми условиями жизни, так и внутриличностными конфликтами.

Влияние внешних и внутренних факторов на развитие тревожности у взрослых демонстрируют результаты исследований, проведенных на Украине сразу после Чернобыльской катастрофы. В нем участвовали ликвидаторы аварии и взрослые жители пострадавших районов. Полученные данные убедительно показали, что тревожность населения зараженных районов оказалась связанной прежде всего с информационной неопределенностью, противоречивостью получаемых сведений и советов. В тех же случаях, когда информация была достаточно однозначной, хотя и неблагоприятной, и давались конкретные рекомендации, как это было в группе ликвидаторов аварии, уровень тревожности лишь ненамного превышал средний и опосредствовался личностными особенностями, прежде всего стремлением к самоутверждению.

Все это, во-первых, свидетельствует, что источником тревожности в указанных случаях является не столько сама по себе угрожающая радиационная обстановка, сколько неопределенность самой жизненной ситуации, ее неоднозначность, степень и характер информированности о ней, а также о возможных последствиях. Во-вторых, оно указывает на опосредующий фактор - личностные особенности людей, ее переживающих. Последнее неоднократно подтверждалось в самых разных работах, проводимых как на детях, так и на взрослых. Большой интерес в этой связи представляет представленное выше исследование С. Р. Вирта.

Все приведенные выше факты, как представляется, убедительно свидетельствуют, что в случае устойчивой тревожности влияние стресса, в том числе и травматического, оказывается опосредованным внутриличностными факторами, что отражается в известных феноменах оценки и переоценки стрессовых ситуаций. Это, на наш взгляд, снимает проблему локализации источника тревоги, «внешней» и «внутренней» тревожности. Речь, по-видимому, должна идти о едином явлении, имеющее как внешние, так и внутриличностные источники.

Наличие этих двух типов источников важно, однако, учитывать при профилактике и преодолении тревожности, в частности для предотвращения травматических воздействий или смягчения их последствий. Наиболее значимым в этом плане, судя по литературным данным, является, как уже отмечалось, стресс разлуки с матерью или замещающим ее лицом.

Факторы общения, и прежде всего детско-родительские отношения, как особые детерминанты развития, возникающие «на пересечении действия факторов объективных и субъективных, на пересечении векторов, идущих от ребенка как субъекта жизнедеятельности и социопредметной среды», выделяются сегодня в качестве центральных при исследовании практически всех сторон развития. Рассмотрим их применительно к устойчивой личностной тревожности.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.