Презентация "здоровьесберегающие образовательные технологии". Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе Здоровье сберегающие технологии используемые в школе презентация


Состояние здоровья детей Ульяновской области (по результатам диспансеризации 2002 г.) Осмотрено детей от 0 до 17 лет. Из них имеют отклонения: - в состоянии здоровья - 59 % - в физическом развитии - 10,9 % - в физической подготовленности - 8,5 %


1. Костно-мышечной системы и соединительной ткани. 2. Органов пищеварения. 3. Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата. 4. Нервной системы. 5. Органов дыхания. 6. Психические расстройства и расстройства поведения. Наиболее распространены болезни:


Из постановления правительства РФ от «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…» Образовательные учреждения осуществляют: Сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры санитарно- эпидемиологического надзора. Подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.


Показатели здоровья: 1. Общая заболеваемость (уровень и структура). 2. Острая заболеваемость (уровень и структура). 3. Заболеваемость в случаях, в днях на 1 ребёнка. на 1 ребёнка. 4. % часто болеющих детей. 5. % детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями. 6. % детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой. 7. % детей, функционально незрелых к обучению. 8. % детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе. 9. % детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. 10. Распределение детей по группам здоровья.


Показатели физического развития: 1. Длина тела. 2. Масса тела (в граммах). 3. Динамометрия: левой и правой кисти. 4. Жизненный объём лёгких (в мл.). 5. Окружность грудной клетки в паузе (покое) 6. (в см.). 7. Весо-ростовой индекс. 8. Дефицит или избыток тела. 9. Интегральный показатель физического развития. 10. Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %). Измерения проводятся до 1 ноября. Измерения проводятся до 1 ноября.


Показатели физической подготовленности: 1. Физическая подготовленность: - бег на 30 м - бег на 30 м - бег на 1000 м - бег на 1000 м - подтягивание на перекладине (М.) - подтягивание на перекладине (М.) или подъём туловища в сед за 30 или подъём туловища в сед за 30 секунд (Д.) секунд (Д.) - прыжок в длину с места. - прыжок в длину с места. 2. Интегральный показатель физической подготовленности. 3. Число детей с низким, средним и высоким уровнем двигательной подготовленности (в %) (в %)




Гигиенические условия, факторы: 1. Шум. 2. Освещённость.. 3. Воздушная среда. 4. Размер помещений, кубатура. 5. Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы). 6. Используемые стройматериалы, краска. 7. Мебель: размеры, размещение. 8. Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры. 9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания. 10. Качество питьевой воды. 11. Экологическое состояние прилегающей к школе территории. 12. Состояние сантехнического оборудования. 13. Наличие системы санитарно-просветительской работы.


Учебно-организационные факторы: Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) Особенности устава школы и норм школьной жизни Медицинское и психологическое обеспечение школы.


7. 7. Участие родителей учащихся в жизни школы Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» Интегрированность школы в окружающий социум Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.


Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики Нарушения правил техники безопасности и охраны труда Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.


Психолого-педагогические факторы: Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок Стиль педагогического общения учителя с учащимися Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Особенности работы с «трудными» подростками в классе Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.


Управленческие: Наличие/отсутствие необходимой нормативно- правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.




Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ» Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма Кадровое обеспечение (медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.


5. 5. Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно- ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья 6. Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья. 7. Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ. Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.


Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по здоровьесбережению (по Третьякову П.И.) 1. Здоровье ученика в режиме дня школы. 2. Здоровье учителя. 3. Школьное питание. Какое оно? 4. Соблюдение гигиенического режима. 5. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития. 6. Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке. 7. Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии. 8. Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии. 9. Нормализация учебной нагрузки на уроке. 10. Дозирование домашнего задания. 11. Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе. 12. Микроклимат в школе.


Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» Цель: выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня. Задачи: Определить состояние самочувствия ученика Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика. Объект исследования: система УВП в школе. Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы. Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.


Программа проведения ДДРК: Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала Примерное распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК Примерные сроки проведения ДДРК Анализ материала и выявление тенденций Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии Проведение педсовета или педконсилиума.


Понятие здоровья Основные факторы, обуславливающие здоровье: 1. Образ жизни % 2. Влияние экологических факторов % 3. Биологические (наследственные) – 20% 4. Недостатки и дефекты здравоохранения -10% (По Лисицину Ю.П.) (По Лисицину Ю.П.) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).




ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Борьба с вредными привычками Соблюдение правил дорожного движения Система физкультурно- оздоровительных мероприятий Закаливание Культура общения Рациональное питание Благоприятный морально- психологический климат Соблюдение правил ТБ Двигательная активность Сочетание труда И отдыха СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА


Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся: 1. Рациональная организация учёбы, труда и отдыха. 2. Гигиеническое воспитание. 3. Сформированность здорового образа жизни. 4. Оздоровление, лечение. 5. Использование здоровьесберегающих технологий образования. 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 7. Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно- просветительскими учреждениями. 8. Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.




Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) Задачи здоровьесберегающей педагогики: Задачи здоровьесберегающей педагогики: ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. сформировать культуру здоровья. обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.


Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.


Дорога к здоровью: Обучение вопросам здоровья Воспитание культуры здоровья Использование здоровье- сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы: творческий характер образовательного процессатворческий характер образовательного процесса использование активных форм и методов обучения использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении. деятельностный подход в обучении.




Здоровьесберегательное образовательное пространство школы: 1. Экологическое 1. Экологическое 2. Эмоционально-поведенческое: 2. Эмоционально-поведенческое: - уровень коммуникативной культуры - уровень коммуникативной культуры - эмоционально-психологический климат - эмоционально-психологический климат - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - формы и характер поведения учащихся на переменах - формы и характер поведения учащихся на переменах - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. 3. Вербальное 3. Вербальное 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство. 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.


Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП): Обеспечение гигиенических условий ОП: Обеспечение гигиенических условий ОП: 1. Действие звуковых раздражителей 2. Воздушно-тепловой режим 3. Освещение естественное и искусственное 4. Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов) 5. Использование персональных компьютеров 6. Питание учащихся 7. Качество используемой питьевой воды.


Здоровьесберегающая организация учебного процесса: 1. Рациональная организация учебного процесса 2. Рациональное расписание учебных занятий 3. Двигательная активность учащихся 4. Рациональная организация урока 5. Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения 6. Рациональная организация общего режима дня школьников


Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.). Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональ ный Недостаточно рациональный нерациона льный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Количество учебной деятельности Средняя продол- жительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин мин Более 15 мин


4 Частота чередо- вания различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через мин Смена через мин 5 Количество видов преподавания Не менее 3-х 21 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через Не чере- дуются 7 Наличие эмоцио- нальных разрядок 2-31нет 8 Место и длитель- ность применения ТСО В соответс- твии с ги- гиеническим и нормами С частичным соблюдением гигиеничес- ких норм В произ- вольной форме 9 Чередование позы В соответст- вии с видом работы Имеются слу- чаи несоот- ветствия позы виду работы Частые несоот- ветствия позы виду работы


10 Наличие, место, содержание и продолжитель- ность физкультминуток На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов- торениями каждого 1 физкульт- минутка с неправиль- ным содер- жанием или продолжите- льностью Отсутст- вуют 11 Психологический климат Преобладают положитель- ные эмоции Имеются слу- чаи отрица- тельных эмоций Преобла- дают отри- цательные эмоции 12 Момент наступ- ления утомления учащихся по снижению учеб- ной активности Не ранее 40 мин Не ранее мин До 30 мин


Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения (по Смирнову Н.К.) 1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов). 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.). 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3). 5. Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через мин.). 6. Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся. 7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.


8. Чередование позы в соответствии с видом работы. 9. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. 11. Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).


12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками. 13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. 14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%). 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее минут в 1 классе, минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО). 16. Темп окончания урока: «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка. задерживание учащихся после звонка.


Литература 1. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье- сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, – 121 с. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование, Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», – 568 с.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Новоселова Галина Николаевна

С. Старая Рудка

2015 г.


« Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях».

В.М. Шепель


Введение

  • Теоретическое обоснование проблемы развития здоровьесберегающих технологий.
  • Методические основы развития здоровьесберегающих технологий.
  • Методическая система формирования здоровьесберегающих технологий для младших школьников.

Заключение

Литература


  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

  • Показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности.

  • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

  • Принцип «Не навреди!»
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип доступности и индивидуализации
  • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности
  • Системного чередования нагрузок и отдыха
  • Возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
  • Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.

  • Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения)
  • Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги)
  • Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.)
  • Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)



ИГРА «СВЕТОФОР»:

Учитель поочередно показывает сигналы светофора, на красный свет все стоят, на желтый садятся, на зеленый шагают на месте (участвуют все члены команд, кто ошибается, выбывает из игры, побеждает та команда, чей участник останется).

Думаю, вы поняли, что нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья выполнять без возраженья.

Различать ты должен ясно цвет зеленый, желтый, красный!


Гимнастика для глаз

1. Часто-часто поморгай,

После глазки закрывай,

Сосчитай так до пяти

И сначала всё начни!

2. Руку держим пред собой,

Не мотая головой,

Пальцем водим вверх и вниз,

Вправо-влево и – следим!


  • Здоровье психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отсюда, психическая активность – потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; потребность ребенка в познании самого себя.

Психологический настрой на урок

Отбросим в сторону переживания и неудачи.

Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,

И на уроке этом мы опять

Все поработаем на пять.


Релаксация « Тихое озеро»

« Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня »



  • Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Отсюда, социальная активность проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

Игра « Четыре стихии»

Играющие выстраиваются в одну линию. Водящий становится перед ними с мячом в руках на расстоянии 5-6 шагов.

Как вы знаете четыре стихии – это вода, воздух, земля, огонь. В воде живут рыбы, в воздухе- птицы, на земле- звери, в огне жить невозможно. Тому, кому, бросают мяч со словами одной из стихий должен поймать его и сразу бросая обратно ведущему назвать животное, которое живёт в этой стихии, Если вы ответили правильно, сделайте шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым станет на одну линию с водящим.


Педагогика сотрудничества

Добрый день! – зверям и птицам. Добрый день! – весёлым лицам. Добрый день! – гостям и детям. Добрый день! – всему на свете.

Теперь вы скажите друг другу добрые слова, которые начинаются со звука « В ». (Вежливый, внимательный, весёлый, воспитанный, великодушный.)


  • Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Упражнение «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

  • Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у норы?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли ключ у скрипки?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?


  • Элементы движений Физические упражнения Танцевальные упражнения Физкультминутки и подвижные перемены Эмоциональные разрядки и «минутки покоя» Гимнастика Лечебная физкультура Подвижные игры Массаж, самомассаж Психогимнастика
  • Элементы движений
  • Физические упражнения
  • Танцевальные упражнения
  • Физкультминутки и подвижные перемены
  • Эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
  • Гимнастика
  • Лечебная физкультура
  • Подвижные игры
  • Массаж, самомассаж
  • Психогимнастика

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • упражнения на ковре,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж области груди, лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

  • Водные процедуры
  • Фитотерапия
  • Ароматерапия
  • Витаминотерапия

  • Выполнение санитарно-гигиенических требований
  • Личная и общественная гигиена (чистота тела. Чистота мест занятий, воздуха и т.д.)
  • Проветривание и влажная уборка помещений
  • Соблюдение общего режима дня
  • Обучение детей элементарным приемам ЗОЖ

Литература

Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования).

Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил.

Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя).

Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

  • Аттестация учителей начальных классов. Методические рекомендации / Авт.-сост. Г.Ф. Суворова, О.В. Тараканова; Под общей редакцией Л.Я. Олиференко. – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2005. – 80 с.- (Аттестация работников образования). Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 384с.: ил. Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.- 208 с.- (Мастерская учителя). Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа.- М.:ВАКО, 2004.- 240 с. – (Мастерская учителя).

Литература

Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996.

Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с.

Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.).

Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с.

Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

  • Глизерина Л.И. Крупицы опыта. Методическое пособие для учителей начальных классов. Редакция журнала «Марий Эл учитель» - Йошкар-Ола, 1996. Ефимов В.Ф. Математика в сюжетах. Пособие дл учителей начальных классов// Серия «Школа для всех» - М.: Новая школа, 2002.-272 с. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007- 304с.- (Педагогика. Психология. Управление.). Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007.- 93 с. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии, критерии оптимальной организации урока.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

« Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы! » Н.К. Смирнов

Карта здоровья учащихся 1 классов

«Здоровьесберегающ ие образовательные технологи и – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся ”. Н.К.Смирнов

Здоровьесберегающие технологии: - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; - технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; - психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности

У РОК Основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы.

Основные требования к организации обучения в 1 классе «Ступенчатый» режим обучения Отсутствие бального оценивания знаний Отсутствие домашних заданий

Основные критерии оптимальной организации урока Психологи- ческий климат Физ- минутки 2 -3 за урок Чередование позы Место и длитель- ность ТСО Эмоциональная разрядка 2-3 Чередование видов препо- давания через 10-15мин. Число видов преподавания н е менее 3 Продолжи тель ность и частота видов деятельности 7- 10мин. Виды учебной деятельности 4-7 Урок

Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для улучшения мозгового кровообращения; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; упражнения для мобилизации внимания; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика

Упражнения для снятия общего или локального утомления

Упражнения для кистей рук

Гимнастика для глаз

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках Непрерывная длительность (мин.), не более 1-2 классы 3-4 классы Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения 10 15 Просмотр телепередач 15 20 Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения 15 20 Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой 15 15 Прослушивание аудиозаписи 20 20

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: личностно-ориентированное обучение (проектная деятельность); дифференцированное обучение; проблемное обучение; игровые технологии; коммуникативные (интерактивные формы обучения)

Направления внеурочной деятельности: духовно - нравственное общеинтеллектуальное общекультурное спортивно - оздоровительное

Факультативный курс «Школа безопасности»

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову) - Смотрите на вещи оптимистично - Стремитесь побороть страх - Найдите время побыть наедине с собой - Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого - Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно - Не оказывайте давление на своих детей - Не говорите: «Я этого не могу сделать» - Используйте возможность выступить с речью - Помните: маленькие радости в ваших руках - Не забывайте, что вы красивы

ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим больше добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поговорим о здоровье. Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»

Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

МОУ «Воздвиженская средняя школа» учитель начальных классов педагогический стаж: 8 лет «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А.В.Сухомлинский

Морозова

Юлия

Евгеньевна

Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников.

Научно-исследовательские условия

Методические условия

Условия формирования личного вклада

Организационно-

педагогические

Изучение трудов Н.К.Смирнова,

Н. П. Абаскаловой,

Г. К. Зайцева

  • Всероссийская педагогическая он-лайн конференция «Здоровьесберегающая деятельность в школе в условиях реализации ФГОС»
  • Вебинар «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников»
  • Курсы «Теория и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
  • участие в МО учителей начальных классов,
  • посещение и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий,

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития детского организма.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Теоретическое обоснование личного вклада

Здоровьесберегающие технологии, по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств , способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

необходимость сохранения здоровья школьников

отсутствие чёткой работы по формированию здоровьесберегающего пространства в школе

Обеспечение младшим школьникам

возможности сохранения здоровья за период обучения в школе,

формирование необходимых знаний умений и навыков по

здоровому образу жизни.

Выяснить значимость здоровьесберегающих технологий в

улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся

в процессе учебной деятельности.

Способствовать сохранению и укреплению здоровья

младших школьников, созданию благоприятной обстановки

в классе.

Обобщить здоровьесберегающие условия проведения

образовательного процесса.

Ведущая педагогическая идея

Формирование мотивации у обучающихся, учителей

и родителей к тому, чтобы они с самого

раннего возраста ценили, берегли и укрепляли

свое здоровье, стремились стать более здоровым

и развитым не только личностно, интеллектуально,

духовно, но и физически.

Виды здоровьесберегающих технологий

Организационно-педагогические технологии

Психолого-педагогические технологии

Учебно-воспитательные технологии

ЗСТ-это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

(Н.К.Смирнов)

Деятельностный аспект

Средства здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

  • Физкультминутки
  • Минутки релаксации
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Пальчиковая гимнастика
  • Массаж активных точек
  • Чередование видов деятельности на уроке
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Анализ состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и здоровьесберегающей среды учреждения

Организация

Установление контактов с социальными партнёрами учреждений по вопросам

Освоение педагогами учреждения методик и приёмов

Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательный процесс

Работа по

Обучающимся

  • успешно адаптироваться
  • в образовательном и социальном

    пространстве,

  • способствовать формированию
  • потребности в здоровом

    образе жизни.

Диапазон личного вклада в развитие образования

  • снизить психо-эмоциональное
  • напряжение обучающихся,

  • повысить познавательную
  • активность обучающихся,

  • улучшить психологический
  • климат в коллективе,

  • предотвратить формирование
  • дезадаптациии состояния

    переутомления

Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности позволило

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Количество пропущенных учебных дней по болезни

Количество неболевших детей

Транслируемость практических

достижений профессиональной деятельности

Данная работа может заинтересовать как учителей начальной школы, так и учителей – предметников среднего звена, а так же молодых педагогов.

Достижения данной работы будут озвучены на педагогическом совете школы, а так же распространены среди учительского сообщества через сайты dnevnik.ru, nsportal.ru, prosholu.ru, multiurok.ru

Литература

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Абрамова И.В. Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. - С.: СИПКРО, 2004

3. Гладышева О.В. Системная модель здоровьесберегающей школы /О. Гладышева //Директор школы.-2009

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.:

"ВАКО", 2004

5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Советова Е.В. Оздоровительная технология в школе / Е.В.Советова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Спасибо за внимание!

«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее».

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности– путь к реализации ФГОС в начальной школе.

Из истории вопроса МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О работе экспериментальных общеобразовательных учреждений по направлению "Здоровьесберегающие технологии" В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Минобразования России в 2002/03 учебном году проводится работа по введению здоровьесберегающих технологий. (М.М. Безруких). ПРИЛОЖЕНИЕ К ПИСЬМУ Минобразования России от /13 О подготовке к организации здоровьесберегающего образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" и Положением об эксперименте, утвержденным приказом Минобразования России от и зарегистрированным Минюстом России от, разрабатывается комплекс мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий в образование. В ходе психофизиологического сопровождения эксперимента проводится изучение состояния здоровья, школьной инфраструктуры, организации учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, организации физкультурно-оздоровительной работы и широкого использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.


Анализ состояния здоровья обучающихся в МБОУ СОШ 3 в уч. году В МБОУ СОШ 3 обучалось 535 человек, из них на «Д» учёте состоит 110 человек. С 1-4 класс – 35 чел., с 5-9 кл. – 60 чел., с кл. -15 чел. Индекс Здоровья до 14 лет – 8,3 %, 15-17лет – 8,7%. За год: 970 случаев ОРВИ. Заболеваемость ОРВИ высокая за счёт вспышек респираторных заболеваний и холодных погодных условий; 255 – заболевания органов дыхания, как осложнения ОРВИ; 3- педикулёз. За счёт своевременности выявления и проф. осмотров медицинским персоналом, быстро ликвидируется; 50- ЖКТ. Заболеваемость ЖКТ сохраняется в связи с несбалансированным питанием дома и в школе. (не все учащиеся получают горячее питание в школе); 2 –ветряная оспа.


Характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести: факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.); факторы школьной среды – качественная оценка школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы; организация учебного процесса и режима учебной нагрузки; организация и формы физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы; формы и методы здоровьесберегающей деятельности учреждений общего образования; динамика текущей и хронической заболеваемости.


Направления здоровьесберегающей деятельности 1) рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями; 2) рациональная организация двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу; 3) организация рационального питания учащихся; 4) система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Без выполнения этого комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.


Классификация здоровьесберегающих технологий, предложенная Н.К. Смирновым (2006г.) Понятие «здоровьесберегаюшие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. 1. Медико-гигиенические технологии. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии 3.Экологические здоровьесберегающие технологии 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии в урочной и во внеурочной работе школы


1. Медико-гигиенические технологии 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.


2.Физкультурно-оздоровительные технологии Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.


3.Экологические здоровьесберегающие технологии создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.




5. 3доровьесберегающие образовательные технологии - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого- педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.


5. 3доровьесберегающие образовательные технологии во внеурочной работе школы: - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально- психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.


Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.


Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 2. Уровень школы: -создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса; - обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.; - обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями; - включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни: - обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий; - обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье; - проведение мониторинга состояния здоровья учащихся; - проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.


Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий. 3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям - задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого учителя.




Двигательная направленность Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.


Оздоровительные силы природы Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д. Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.


Гигиенические средства выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.


Формирование ценности здоровья Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики.


Физкультурно-оздоровительные технологии Организация отдыха детей во внеурочное время Занятия на массажных ковриках. Динамическая пауза на перемене. 1 «В» класс учебный год


Физкультурно-оздоровительные технологии Занятия на массажных ковриках. Динамическая пауза на перемене. 1 «Б» класс учебный год


Физкультурно-оздоровительные технологии Организация спортивных соревнований, подвижных игр на свежем воздухе Спортивная эстафета на школьном катке. 2 «Б» класс учебный год


Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Группа здоровья 4 «В» класса в бассейне учебный год


Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Группа здоровья 1 «Б» класса на секции «Самбо» Тренер: Карманов С.А учебный год


Физкультурно-оздоровительные технологии Организация занятий в спортивных секциях Команда 4 «Б» класса по баскетболу Тренер: Медведев В.Д учебный год


Экологические здоровьесберегающие технологии Организация экологических акций 2 «Б» класс на пришкольном участке сажает саженцы сосен учебный год


Экологические здоровьесберегающие технологии Организация экологических акций Акции «Кормушка», «Добрая зима» 2 «Б» класс учебный год


Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Исследовательская работа «Покормите птиц зимой!» Команда 2 «Б» класса проводит замеры глубины снежного покрова учебный год


Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Областной форум «Будущее – это мы!» 2 место 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год Межрегиональный конкурс «Удивительный мир научно-популярных книг» 1 место 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год


Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности Исследовательская работа «Кто, кто в теремочке живёт?» Изучение строения гнезда птицы, работа с атласом-определителем под руководством учителя биологии Козиной Т.И. 4 «Б» класс. Николаева Полина учебный год


Экологические здоровьесберегающие технологии Участие в конкурсах, проектах, исследовательских работах экологической направленности «День птиц» 4 «Б» класс учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Работа по программам обучения грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся Районный конкурс в рамках программы«Разговор о правильном питании» Проект «Кулинарное путешествие во времени» 3 «В» класс. 3 место уч. год


3доровьесберегающие образовательные технологии Работа по программам обучения грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся Областной конкурс в рамках программы«Разговор о правильном питании» Конкурсная фотография. 2 место. 4 «Б» Бесчётнова Светлана учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Конкурс худ. самодеятельности 4 «В» класс учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Танцевальная группа 2 «Б» класса «Дружная семейка» Танец «Звёздные дети» 1 место. Районный конкурс современного танца учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся «Праздник Осени» 4 «Б» класс учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся «Широкая масленица» 4 «Б» класс учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, с привлечением родителей «Малая зимняя олимпиада» на школьном катке 3 «Б» класс учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся Подарок маме к 8 марта «Букет из пряных трав» 4 «Б» класс учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление физического здоровья учащихся Поход в сосновый бор 4 «В» класс учебный год


3доровьесберегающие образовательные технологии Мероприятия, обеспечивающие формирование и укрепление физического и психического здоровья учащихся Осенняя экскурсия 2 «Б» класс учебный год1 «Б» класс учебный год


Результативность Диагностика уровня заболеваемости проводилась на анализе классных журналов за уч. г., уч. г., уч.г. по разделу «Сводная ведомость учёта посещаемости». (2 «В» - 4 «В» КПИВ) Мониторинг здоровья учащихся за 2,3,4 классы. Диаграмма показывает снижение заболеваемости учащихся на 29% уч. г уч. г уч. г. Количество пропущенных дней учащимися по болезни 179дней112 дней52 дня


Результативность По результатам использования «ступенчатого» режима в соответствии с письмом «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней школы» в 1 «Б» классе уч.г. медицинским работником школы проведено обследование учащихся, где подтверждается сохранность здоровья учащихся. Из 21 учащихся 80,9 % с I группой здоровья, 95,2% - с основной физкультурной группой, 80, 9% не состоят на диспансерном учёте. Диагностика уровня заболеваемости за учебный год 4 «Б» - 7, 8 дней Среднее значение по школе – 9,5 дней


Результативность Результаты валео-педагогического мониторинга показали наличие: - позитивной динамики в учебе; - повышение уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни; - ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни; - улучшение показателей эмоционального комфорта и функционального состояния; - возрастание самооценки психического благополучия (самочувствие, активность, настроение), уверенности в себе; - динамики развития волевых качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе образовательной.


Ресурсы: Фото из личного архива Тимощук С.В. Карякина Т.В. мед.работник МБОУ СОШ 3 «Анализ заболеваемости за уч. год» Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе педагог –психолог УО Путятина М.В. И.И. Колисник. Рациональная организация учебного процесса, Саратов 2006 М.А. Павлова Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном пространстве образовательного учреждения.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.